Система обеспечения микроклимата (СОМ) электровоза ЭП20

  Главная      Учебники - Электровозы     Электровоз ЭП20 - руководство по эксплуатации

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7     ..

 

КАБИНА МАШИНИСТА ЭЛЕКТРОВОЗА

 

Система обеспечения микроклимата (СОМ) электровоза ЭП20

Система обеспечения микроклимата (СОМ) предназначена для регулирования и автоматического поддержания нормируемых параметров микроклимата в кабине управления электровоза на стоянке и при движении до 200 км/час при температура окружающей среды от -60 до +55 С.

Расположение оборудования системы обеспечения микроклимата в кабине в соответствии с рисунками 1,2

 

 

Рисунок 1

Расположение оборудования системы обеспечения микроклимата в кабине

Рисунок 2

Расположение оборудования системы обеспечения микроклимата в пульте

Составные части СОМ смонтированы в кабине машиниста. Шкаф коммутации (ШК) СОМ [1] расположен на задней стенке кабины, рядом со шкафом для одежды. Под ШК на стенке кабины смонтирован блок управления и коммутации (СКВ) [3]. Над ШК на стенке кабины расположены автоматические выключатели, через которые подается питающее напряжение на ШК [1] и СКВ[3]. Блок управления (БУ) СОМ [2] располагается в центральной тумбе пульта машиниста, а панель управления (ПУ) СОМ [5] в столешнице пульта. Плоские нагревательные панели [6] располагаются в полу, в боковых и задних стенках кабины и объединены в три группы: вертикальные конвекционные печи [9]  располагаются на боковых стенках кабины - левой и правой, горизонтальные конвекционные печи [10] располагаются под подножками машиниста и помощника, электрокалори-феры [11] располагаются в нижней части лобовой стенки кабины со стороны машиниста и помощника. Воздухонагреватели тепловой завесы  [7, 8] установлены по обе стороны в боковых стенках двери. Установка кондиционирования воздуха [4] располагается на крыше кабины. Датчики температуры [12, 13, 14] располагаются в пульте машиниста (один со сторо-ны машиниста, другой со стороны помощника), в канале рециркуляции и в кармане под кабиной. Датчик влажности [15] расположен в канале рециркуляции. Связь между составными частями СОМ осуществляется при помощи силовых кабелей и кабелей управления.

Шкаф коммутации СОМ предназначен для формирования напряжения питания БУ СОМ, размещения силовых элементов управления нагревательным оборудованием и питания СКВ, защитных аппаратов и органов ручного управления, а также элементов индикации. На верхней и нижней плоскостях шкафа расположены разъемы, служащие для подключения внешних кабелей. На дверце шкафа расположены защитные автоматические выключатели и тумблеры для ручного включения нагревательного оборудования и контактора, предназначенного для подачи трехфазного напряжения на СКВ, а также ручного включения резервного источника  напряжения =27В. На правой боковой стенке ШК располагается аккумуляторная батарея, служащая для обеспечения бесперебойного питания БУ СОМ при пропадании оперативного напряжения =110В. О наличии рабочих напряжений СОМ сигнализируют индикаторы на дверце шкафа.

Блок управления СОМ предназначен для поддержания заданных параметров воздуха в кабине машиниста, путем управления нагревательным оборудованием и системой кондиционирования воздуха СКВ.

В диапазоне температур наружного окружающего воздуха от 20 °С и выше СОМ должна включить подсистему кондиционирования для обеспечения нормируемых параметров вентиляции и охлаждения воздуха в кабине (22 ± 2) °С.

При температуре наружного окружающего воздуха ниже 20 °С СОМ должна по сигналам датчиков температуры и влажности  включить подсистему кондиционирования в режиме вентиляции и подогрева свежего наружного  воздуха и отдельные группы обогрева.

 

Панель управления СОМ

Панель управления СОМ предназначена для оперативного управления работой СОМ, ручного задания температуры в кабине машиниста, корректировки характеристики датчиков при их замене, отображения текущих параметров, аварийных ситуаций и отклонений.

Корпус  ПУ СОМ представляет собой металлическую коробку, на лицевой панели которой расположены кнопки управления, клавишный переключатель, светодиодные индикаторы и индикаторное табло.

Четыре светодиодных индикатора сигнализируют о режиме «Ручной», «Автомат», «Работа» СОМ и «Сбой» СОМ.

Клавишный переключатель служит для переключения режимов «Ручной» - «Автомат», которые индицируются светодиодами.

Четыре кнопки «Пуск», «Стоп», «Сброс», «Выбор» для служат пуска и останова работы СОМ, для смены панелей на табло индикатора, сброса отклонений или аварийных сигналов, ручного задания температуры в кабине машиниста, корректировки характеристики датчиков при их замене. Сигналы от датчиков температуры и влажности должны поступать на блок управления СОМ для информации и диагностирования входящего в СОМ оборудования. Блок управления СОМ обрабатывает сигналы, поступающие от датчиков температуры и влажности, осуществляет плавное регулирование температуры воздуха в кабине в зависимости от температуры наружного воздуха во всем диапазоне температур посредством изменения напряжения на нагревательных элементах СОМ и передает информацию на дисплей.

 

Система управления

Система управления и диагностики электровозом ЭП20 (далее СУЭ) предназначена для управления всеми функциональными системами электровоза (тяговым и вспомогательным приводами, аппаратами цепей управления, защиты, безопасности движения,  автоведения,  диагностики основного оборудования и самодиагностики).

Структурная иерархия системы управления электровозом

 

В систему управления электровозом входит:

- система управления электровозом верхнего уровня, состоящая из  двух блоков управления электровозом БУЭ (основного и резервного, работающего в «горячем» резерве) и блока регистратора. Блок регистратора имеет шесть входов для подключения к информационным каналам, связывающим все блоки системы управления.

- система управления тяговым и вспомогательным приводами СУТП;

- система безопасности движения СБД, состоящая из безопасного локомотивного объединенного комплекса (“БЛОК”) и комплекта тормозного оборудования (“КТО”);

-система управления оборудованием СУО, состоящая из трех блоков управления оборудованием;

- систему отображения информации СОИ ;

Система управления электровозом выполняет логические операции, необходимые для управления электровозом в целом и его системами и выдает системе управления приводами команды, необходимые для реализации режимов и параметров движения, заданных органами управления электровозом. К блокам управления электровозом подключены блоки индикации А77(А78), которые выполняют функции отображения технологической и диагностической информации в удобном для восприятия виде.

Система управления тяговым и вспомогательным приводами формирует импульсы управления IGBT-транзисторами, необходимые для выполнения полученных от системы управления электровоза заданий.

Блоки управления электровозом и блок регистратора расположены в кузове в шкафу №3.  Блоки индикации А77(А78) системы управления электровоза размещены в кабинах управления на пультах машиниста.

Блоки управления оборудованием расположены в кузове в шкафу №1. В каждом блоке управления электровозом предусмотрены специальные платы, позволяющие реализовать получение данных со спутников системы GPS или GLONASS 1.

 

Безопасный локомотивный объединенный комплекс БЛОК

Безопасный локомотивный объединенный комплекс (далее БЛОК) предназначен для повышения безопасности движения электровоза в поездной и маневровой работе.

Система БЛОК предназначена для контроля и индикации уровня бодрствования машиниста по условной шкале. Эта подсистема выдает информацию о снижении уровня бодрствования машиниста ниже критического (преддремотное состояние, потеря сознания и т.д.).

Локомотивной бригаде запрещается выключать питание исправного БЛОК в рабочей кабине в пути следования локомотива.

Отсутствие электронной карты и оборудования для связи по цифровому радиоканалу в БЛОК не является причиной для запрета эксплуатации локомотивов, оборудованных БЛОК.

Перед включением БЛОК на локомотивах машинист должен установить кассету в кассетоприемник блока БР. Запись информации должна производиться на разные кассеты при движении по разным маршрутам. Питание комплекса БЛОК осуществляется от бортовой сети электровоза через автоматический выключатель «БЛОК» SF55(Шкаф №3).

Центральным ядром комплекса БЛОК является системный шкаф А280 (Шкаф №3), к которому через локальную сеть подключены остальные блоки данной системы.

В системный шкаф А280 также поступает информация от антенн поездной радиосвязи, системы спутниковой навигации, канала связи типа GSM.

Блок индикации локомотивный (БИЛ) А79 (А80)

Блок индикации А79 (А80) предназначен для отображения на экране следующей информации комплекса БЛОК:

- поездной и диагностической информации системы безопасности;

- координаты пути и текущего времени;

- фактической скорости и расчетного тормозного коэффициента;

- программного ускорения/замедления;

- допустимой и целевой скорости;

- давления сжатого воздуха в тормозных цилиндрах, тормозной магистрали, уравнительном резервуаре;

- несущей частоты АЛСН;

- название станции и номера пути;

- сигналов «ВНИМАНИЕ!» и «ЗАПРЕТ ОТПУСКА»;

- сигналов локомотивного светофора, соответствующего сигналу АЛСН.

Также блок индикации А79 (А80) выполняет функции приема сигналов о положении рукояток бдительности, ввода и отображения локомотивных и поездных характеристик.

Функции кнопок клавиатуры ввода:

«*» совместно с цифровыми кнопками(от 0 до 7) и кнопкой «←Ꞌ») - изменение яркости свечения индикации блока БИЛ- УМВ, двойное нажатие - подсветка клавиатуры БИЛ-УМВ;

«F» - изменение несущей частоты канала АЛСН;

«РМП» - выбор режим движения (маневровый - поездной);

«←СТР» - сброс значения вводимого параметра в нуль;

«ОТМ» - выход из режима ввода команд;

«←Ꞌ» – ввод текущего и переход к следующему параметру;

«ВК»

- при одновременном нажатии на нее и рукоятку РБ и РБП на блоке БИЛ-УМВ происходит переключение сигнала «К» на «Б»;

- при остановке перед светофором с запрещающим сигналом после отработки кривой торможения по данным ЭК и при фиксации на блоке БИЛ значения допустимой скорости менее 20 км/ч, - позволяет произвести установку этого значения равным 20 км/ч.

сочетание кнопок «К, 7, ←Ꞌ» - ввод предрейсовых поездных характеристик.

 

Функционирование комплекса БЛОК в части контроля состояния машиниста.

Отображение сигналов подсистемы ТСКБМ на индикаторах комплекса БЛОК производится в соответствии с таблицей:

Индикаторы и сигналы ТСКБМ

Индикатор БИЛ

ЖК индикатор

1. «Прием» на приборе ТСКБМ-ПCAN

Свечение зеленой точки на индикаторе «Время по графику»

 

                  Прием

2. Предварительная сигнализация

Мигает индикатор «Внимание» и
инф. строка «ТСКБМ СИГНАЛ»

                 Предварительная

                 сигнализация

3. Запрос подтверждения работоспособности

Мигает индикатор «Внимание» и
инф. строка «ТСКБМ ПРОВЕРКА»

               Запрос подтверждения
                  работоспособности

        

Индикатор «включение радиоканала ТСКБМ» - цвет свечения оранжевый, индикатор «предварительная сигнализация» - цвет свечения желтый, индикатор «подтвердить работоспособность» - цвет свечения красный. На основном окне ЖК индикатора комплекса БЛОК используются треугольные символы, расположенные в правом верхнем углу экрана. Внутри желтого треугольного символа должен быть расположен круговой символ оранжевого цвета, соответствующий сигналу «включение радиоканала ТСКБМ», внутри красного треугольного символа должны быть расположены текстовые символы – «ТСКБМ», включающиеся при появлении сигнала «подтвердить работоспособность».

 

 

Работоспособное состояние машиниста распознается подсистемой ТСКБМ по сигналам от носимой части ТСКБМ-Н, соответствующим параметрам электрического сопротивления кожи, и по его реакции на запросы о подтверждении работоспособности.

За 8 секунд до момента возможного появления запроса на подтверждение работоспособности появляется предварительная сигнализация.

Машинист имеет возможность подтвердить работоспособность нажатием на РБС, количество подтверждений работоспособности по предварительной сигнализации не ограничивается.

Если машинист не подтвердит в течение 8 секунд свою работоспособность по предварительной сигнализации, а по физиологическим параметрам будет продолжать требоваться подтвердить работоспособность то, появится запрос подтверждения работоспособности и подсистема ТСКБМ передает в комплекс БЛОК сигнал о необходимости произвести проверку работоспособности машиниста.

При запросе на подтверждение работоспособности и одновременном начале свистка ЭПК, машинист должен не позже чем через 5 секунд нажать РБС. Если машинист в течение указанного времени не подтвердит свое работоспособное состояние нажатием рукоятки РБС, происходит экстренное торможение. В этом случае машинист считается неработоспособным.

Нажатие на верхнюю рукоятку бдительности (РБС) является подтверждением работоспособности машиниста, предварительная сигнализация (или запрос подтверждения работоспособности) при этом пропадают. Следующий запрос на подтверждение работоспособности может поступить не ранее чем через 60 секунд. Нажатие РБС воспринимается как подтверждение работоспособности машиниста только при предварительной сигнализации или запросе подтверждения работоспособности. При отсутствии сообщений ТСКБМ о предварительной сигнализация или запроса подтверждения работоспособности нажатие рукоятки РБС подсистемой ТСКБМ не воспринимается. Количество нажатий РБС не ограничивается.

 

 

Блок регистрации А269 (А270)

Блок регистрации А269 (А270), расположенный в кабине на пульте помощника машиниста, предназначен для записи в кассету регистрации оперативной информации о движении поезда, диагностической информации о работе оборудования комплекса БЛОК, локомотивных и поездных характеристик. Для записи и хранения  информации используется съемная  кассета (картридж) на основе энергонезависимой памяти объемом 1 Гб, позволяющая фиксировать данные в течение не менее 150 часов.

Блок АЛС-ТКС А277 (А278) расположен в шкафу кабины 1 (2) за местом помощника машиниста предназначен для выполнения следующих функций:

приема и обработки информации от приемных катушек L31-L34;

формирования и передачи в блок А280 информации о показаниях светофоров, количестве незанятых блок-участков, характере маршрута движения;

выполнения автоматического переключения каналов АЛСН;

формирования и передачи в блок А280 диагностической информации.

Приемные катушки L31-L34 предназначены для передачи сигналов АЛСН и АЛСН-ЕН в блоки А277 и А278. Данные катушки подключены к блокам А277 и А278.

Подсистема контроля психофизиологического состояния машиниста предназначена для контроля и индикации уровня бодрствования машиниста по условной шкале. Эта подсистема выдает информацию о снижении уровня бодрствования машиниста ниже критического (преддремотное состояние, потеря сознания и т.д.).

Вышеупомянутая подсистема состоит из следующих частей:

прибора ТСКБМ-Н А283 (А284), представляющего собой телеметрический датчик, одевающийся на запястье машиниста;

блока ТСКБМ-ПCAN А281 (А282) ( Лобовая стенка кабины 1 (2) со стороны машиниста), предназначенного для приема информации по радиоканалу от прибора ТСКБМ-Н, передачи ее по локальной сети в системный шкаф А280 и визуального отображения уровня бодрствования машиниста на светодиодном индикаторе;

Пульт речевой информации ВА5 (ВА6) предназначен для воспроизведения речевой информации по сигналам от системного шкафа А280.

Изменение режимов работы БЛОК (режимов движения, номера пути, параметров координаты, несущей частоты АЛСН, ввод поездных характеристик) производится только на стоянке локомотива при наличии кассеты регистрации в кассетоприемнике БР. (Исключение: изменение номера пути, параметров координаты и несущей частоты АЛСН при отсутствии ЭК может осуществляться и во время движения). Изменение производится с клавиатуры ввода БИЛ в активной кабине локомотива, т.е. в кабине, из которой будет осуществляться управление движением.

 

 

 

 

 

 

 

Приборы безопасности локомотивного объединенного комплекса (БЛОК), системы видеонаблюдения и блоков системы пожаротушения СПСТ размещены в соответствии с рисунком 2.

Рисунок 2 – Установка приборов безопасности в кабине

 

Позиция

на рис.

Обозначение

Наименование

Кабина 1

Кабина 2

1

S117

S118

Рукоятка бдительности РБП

2

А269

А270

Блок регистрации БР-У

3

А79

А80

Блок индикации локомотивный БИЛ-УМВ

4

S119

S120

Рукоятка бдительности РБС

5

А281

А282

Блок ТСКБМ-ПСАN

6

S115

S116

Рукоятка бдительности РБ

7

А165

А167

Оповещатель охранно-пожарный световой ОПОП 15-1/2

8

SK91

SK92

Извещатель пожарный ИП212-73

9

A203

A204

Видеокамера в сборе с дифференциальным приемопередатчиком

10

А271

А272

Узел стыковки интерфейсов

11

А277

А278

Блок АЛС-ТКС

12

А37

А38

Кронштейн БПрУ

13

А161

А162

Блок контроля, индикации и управления БКИУ-Н

14

ВА5

ВА6

Блок ПРИС

 

В каждой кабине машиниста установлены:

1 - рукоятка бдительности РБП, 6 - рукоятка бдительности РБ, - на столешнице пульта управления.

2 - блок регистрации БР-У, 3 - блок индикации локомотивный БИЛ-УМВ – на вертикальных панелях пульта управления.

4 - рукоятка бдительности РБС, 5 - блок ТСКБМ-ПСАN - на лобовой стенке над пультом машиниста;

7 - оповещатель охранно-пожарный световой ОПОП 15-1/2, 8- извещатель пожарный ИП212-73, 9 - видеокамера в сборе с дифференциальным приемопере-датчиком - в антресоли на поперечной стенке кабины;

10 - узел стыковки интерфейсов, 11-блок АЛС-ТКС, 13-блок контроля, индикации и управления, 12-кронштейн БПрУ, 14-блок ПРИС - в шкафу на поперечной стенке за машинистом инструктором.

 

 

 

 

Система видеонаблюдения электровоза ЭП20

Система видеонаблюдения предназначена для визуального наблюдения за обстановкой в машинном отделении и кабинах и контроля  пожароопасных зон (помещений) с отображением на мониторах видеоинформации, получаемой от видеокамер, устанавливаемых в кузове и в кабинах машиниста  и записи изображения на цифровой регистратор событий.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7     ..