ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ПЕРЕЗАРЯДКА ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Инструкция по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов АО «ФПК» - 2015 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18 

 

 

    • ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ПЕРЕЗАРЯДКА ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ

      1. Содержание и обслуживание огнетушителей осуществляется согласно требованиям Свода правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» утверждены Приказом МЧС России от 25.03.2009 г. № 179 и должно отвечать требованиям «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» утвержденных приказом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 25 марта 2014 г. № 116, инструкций по эксплуатации, руководств и (или) паспортов предприятий-изготовителей и другой действующей нормативно-технической документации.

      2. Лица ответственные за обеспечение пожарной безопасности указанные в п. 1.6. настоящей инструкции при приёмке пассажирских вагонов обязаны:

        1. проверить оснащённость пассажирского вагона первичными средствами пожаротушения в соответствии с Таблицей 1 настоящей инструкции.

        2. произвести внешний осмотр огнетушителей, проверить комплектацию и состояние мест их установки, а также читаемость и доходчивость инструкции по работе с огнетушителем. В ходе проведения внешнего осмотра контролируется:

          • отсутствие вмятин, сколов, глубоких царапин на корпусе, узлах управления, гайках и головке огнетушителя;

          • состояние защитных и лакокрасочных покрытий;

          • наличие четкой и понятной инструкции;

          • состояние предохранительного устройства;

          • исправность манометра или индикатора давления (если он предусмотрен конструкцией огнетушителя), наличие необходимого клейма и величина давления в огнетушителе закачного типа или в газовом баллоне;

          • состояние гибкого шланга (при его наличии) и распылителя ОТВ (на отсутствие механических повреждений, следов коррозии, литейного облоя или других предметов, препятствующих свободному выходу ОТВ из огнетушителя);

          • состояние ходовой части и надежность крепления корпуса огнетушителя в кронштейне

          • наличие одноразовой пломбы с нанесенным на нее индивидуальным номером и даты зарядки огнетушителя с указанием месяца и года.

      3. Если в ходе проверки обнаружено несоответствие какого-либо параметра огнетушителя, лицу ответственному за обеспечение пожарной безопасности в пассажирском вагоне необходимо до отправления в рейс сделать запись в журнале ВУ-8 и организовать замену огнетушителя на исправный.

      4. Перезарядка огнетушителей

      Все огнетушители должны перезаряжаться сразу после применения, но не реже сроков, указанных в таблице 3.


       

      Таблица 3 − Сроки проверки параметров ОТВ и перезарядки огнетушителей


       

      Тип огнетушителей


       

      Вид используемого ОТВ

      Срок (не реже)

      проверки параметров ОТВ

      перезарядки огнетушителя

      ОВМ

      Вода, вода с добавками

      1 раз в год

      1 раз в год *

      ОВП, ОВЭ

      Пена

      1 раз в год

      1 раз в год *

      ОП

      Порошок

      1 раз в год (выборочно)

      1 раз в год

      ОУ

      Углекислота (диоксид углерода)

      взвешиванием 1 раз в год

      1 раз в 5 лет

      ОВЭ-5(з)АВЕ

      Водный раствор «ФРАМ»

      1 раз в год

      1 раз в 10 лет*

      * Огнетушители с многокомпонентным стабилизированным зарядом на основе углеводородного или фтор-содержащего пенообразователя, а также огнетушители, внутренняя поверхность корпуса которых защищена полимерным или эпоксидным покрытием или корпус огнетушителя изготовлен из нержавеющей стали, должны проверяться и перезаряжаться с периодичностью, рекомендованной фирмой — изготовителем огнетушителей.

      Приложение Д (справочное)


       

      УСТАНОВКА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И ВОДЯНОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА


       

      Д.1 Установка пожарной сигнализации

      Д.1.1 Общие сведения

      Установка пожарной сигнализации (УПС) пассажирского вагона (далее по тексту – установка) предназначена для раннего автоматического обнаружения признаков загорания в помещениях или служебных отсеках вагона, оповещения служебного персонала с указанием адреса, где произошло тревожное событие.

      Установка может выполнять следующие дополнительные функции: а) охрану вагона, в том числе и купе;

      б) вызов обслуживающего персонала;

      в) включение установи пожаротушения (УПТ) при её наличии в вагоне.

      Установка включает в себя следующие устройства:

      1. прибор приемно-контрольный пожарный (ППКП), выполняющий опрос и управление всеми подключенными к нему устройствами, выдачу сообщения об их состоянии;

      2. комплект пожарных извещателей (ИП), предназначенных для обнаружения возгорания. Количество и состав ИП определяются модификацией и исполнением установки, соответствующими определенному типу вагона.

      По пожеланию заказчика к установке дополнительно могут подключаться следующие устройства:

      • охранные извещатели (ИО), предназначенные для обнаружения несанкционированного проникновения в вагон и купе;

      • кнопки вызова (например: вызов проводника из купе);

      • приборы управления (ПУ), предназначенные для управления УПТ.

      Связь ППКП с установленными в вагонах ИП, ИО и кнопками вызова осуществляется по проводам шлейфа сигнализации (ШС) (на каждый вагон (купе) – свой ШС), а связь ППКП с ПУ или другими возможными устройствами, отвечающими определенным требованиям, – по специальной линии связи.

      Установка обеспечивает:

      1. подачу звукового и светового сигналов, указывающих на адрес защищаемого вагона (купе), а также дублирование их речевыми сообщениями, при возникновении следующих событий:

  • неисправность ШС – короткое замыкание (КЗ), обрыв проводов или снятие ИП, неправильное подключение полярности ИП;

  • срабатывание ИП;

  • срабатывание ИО при взятом под охрану объекта;

  • нажатие кнопки вызова на объекте;

  • неисправность линий связи или ПУ;

  • неисправность ППКП (отказ исполнительных схем);

    1. регистрацию и хранение происшедших событий в памяти с указанием адреса и времени их возникновения;

    2. самоконтроль работоспособности исполнительных схем.

    Установка позволяет:

  • просмотреть запомненные события на дисплее ППКП;

  • дистанционно управлять внешними устройствами (отключение или подключение защищаемых вагонов и взятие их под охрану, ручной запуск УПТ при его наличии и т.д.);

  • отключить звуковой сигнал;

  • оперативно проконтролировать световую и звуковую сигнализацию. Д.1.2 Описание конструкции и режимов работы установки

    Д.1.2.1 Приемно-контрольный прибор пожарный

    Приемно-контрольный прибор пожарный (ППКП) конструктивно состоит из приборного блока и монтажного модуля, конструктивно объединенных корпусом.

    Через монтажный модуль осуществляется подключение проводов внешнего монтажа, электрически связывающих воедино всю установку. Приборный блок подключается к монтажному модулю двумя жгутами.

    На лицевой панели ППКП размещаются дисплей, три кнопки управления (отключения звука, ГОТОВ, ПАМЯТЬ) и закрываемая лючком ниша с размешенными элементами управления: кнопка ВЫБОР, кнопки управления

    «1»...«1б» и движковые переключатели «ШС» «1»...«16». Лючок закрывается запорным устройством, открытие лючка осуществляется ключом доступа из комплекта ППКП.

    На дисплее все индикаторы разделены на следующие группы: мнемоническая схема вагона, табло, общие индикаторы состояния ППКП. На мнемонической схеме вагона свечение индикатора определяет адрес, где

    произошло событие, высвечиваемое общим индикатором. На табло индицируется вспомогательная информация.

    Д.1.2.2 Пожарные извещатели

    В установке могут использоваться два типа извещателей: комбинированный (дымо-тепловой) и тепловой.

    1. Конструкцию комбинированного извещателя условно можно разделить на две части: детекторного устройства и розетки. Соединение этих двух частей осуществляется установкой детекторного устройства в розетку и поворотом его по движению часовой стрелке до щелчка фиксатора.

      В дежурном режиме индикатор извещателя не светится. При переходе в тревожный режим (срабатывании) индикатор извещателя начинает светиться.

    2. Конструкцию теплового извещателя условно можно разделить на корпус и защитную крышку. Снятие крышки осуществляется поворотом ее против движения часовой стрелки с преодолением действия внутреннего фиксатора.

    Дежурный режим теплового извещателя характеризуется кратковременным и периодическим свечением индикатора. Тревожный режим (срабатывание) извещателя характеризуется постоянным свечением индикатора.

    Д.1.2.3 Охранные извещатели

    В установке допускается применять любой охранный извещатель, работающий на размыкание «сухих» контактов при переходе в тревожный режим (контактный, инфракрасный объемный и т.д.).

    Описание конструкции и принципа действия приводится в сопровождаюшей документации на охранный извещатель.

    Д.1.3 Описание режимов работы установки

    Установка может находиться в одном из следующих режимов работы:

    1. «Дежурный» режим;

    2. режим «Управление»;

    3. режим «Индикация события».

    «Дежурный» режим

    В дежурном режиме установка находится при отсутствии сработавших извещателей, исправности устройств из комплекта установки и связи между ними.

    В дежурный режим установка переходит:

  • по включению питания;

  • по нажатию кнопки ГОТОВ при разрешенном доступе к ней;

  • при исчезновении причины, вызвавшей неисправность.

    Режим «Управление»

    В режиме «Управление» пользователю предоставляется право вмешаться в работу установки путем ввода команды. Каждая модификация установки имеет определенный перечень команд.

    Ввод команды осуществляется элементами, часть которых размещается в закрываемой лючком нише на лицевой панели ППКП. Открытие лючка осуществляется ключом доступа из комплекта ППКП.

    В режиме индикации события ППКП установки помимо световой сигнализации включает звуковой сигнал и подсвечивает кнопку отключения звука. После нажатия кнопки отключения звука ППКП включает речевое сообщение, дублирующее световую сигнализацию о происходящем событии. При отключении звукового сигнала по истечению определенного времени подсветка кнопки отключения звука переходит в режим прерывистого свечения, и нажатие этой кнопки приведет к включению речевого сообщения.

    Вывод события на дисплей ППКП осуществляется по приоритету. Наивысший приоритет имеет событие «Пожар», Далее следуют (в сторону уменьшения приоритета) события «Охрана», «Вызов», «Неисправность»,

    «Внимание». Приоритет события, который сопровождается подачей звукового сигнала, выше, чем у события, у которого нет подачи звукового сигнала или подача сигнала перед этим была отключена нажатием кнопки отключения звука (например, установка будет индицировать событие «Неисправность ШС», если перед этим она индицировала событие «Пожар» с отключенным звуковым сигналом).

    Установка осуществляет регистрацию и хранение в формате

    <событие><адрес><время> следующих событий: «Пожар», «Охрана»,

    «Неисправность ШС (ВУ)», «Вызов», а также взятие под охрану или снятие с охраны вагонов, отключение ШС или ПУ, ручного пуска УПТ, включение питания ППКП.

    Д.1.4 Использование установки по назначению В процессе эксплуатации установка:

    • должна находиться во включенном состоянии, и она может находиться в одном из следующих режимов работы: «Дежурный режим», режим

      «Индикация события», режим «Управление»;

    • периодически проверяется на исправность работы и не допускается факт её отключения.

    При обнаружении неисправности проводник должен:

    1. перевести установку в дежурный режим;

    2. отключить неисправный ШС;

    3. проинформировать ПЭМа, что установка работает и контролирует помещения вагона, за исключением помещения с отключенным шлейфом;

    4. сделать запись в журнале об обнаруженных неисправностях, принятых мерах и доложить по окончанию рейса соответствующей службе для вызова на вагон специалиста.


     

    Д.1.5 Техническое обслуживание установки

    Техническое обслуживание и проверка технического состояния установки в процессе эксплуатации проводится обученным персоналом, изучившим руководство по эксплуатации установки.

    Персонал должен пройти обучение на заводе изготовителе УПС и получить удостоверение, подтверждающее его квалификацию и дающее право на техническое обслуживание конкретных УПС.

    Годовое техническое обслуживание и проверка технического состояния установки включает в себя следующие виды работ:

  • просмотр и регистрация в журнале технического состояния на

    установку запомненных событий;

  • проверку надежности крепления проводов под винтовыми соединения- ми и фиксации жгутовых соединений на ППКП;

  • удаление пыли из дымовых и тепловых камер пожарных извещателей

    и с поверхности линзы охранных извещателей;

  • проверку работоспособности установки.

Проверка надежности крепления проводов под винтовыми соединениями проводятся при снятых из розеток извещателях, снятых линз с охранных извещателей.

Удаление пыли из камер пожарных извещателей проводится продувкой воздухом в течение одной минуты со всех сторон камеры, используя для этих целей пылесос или иной компрессор с давлением 0,5...2 кг/см2.

Протирку линз охранных извещателей проводить сухой мягкой ветошью. После проведения технического обслуживания провести проверку работоспособности установки.

В случае затруднений, возникших в текущем профилактическом обслуживании, возможно получение консультации со специалистами предприятия-изготовителя установки.


 

Д.2 Установка водяного пожаротушения

Д.2.1 Назначение установки

Установка водяного пожаротушения (далее по тексту - УВПТ) пассажирских вагонов является составной частью системы водоснабжения вагона и предназначена для тушения пожара в начальной её стадии развития после обесточивания вагона.

Запрещается применять УВПТ для тушения электрооборудования находящегося под напряжением.

Д.2.2 Основные технические характеристики УВПТ

Объём водяного бака УВПТ.................................................90 л

Пожарный водяной насос постоянного тока марки ЭЦН-1,5-20-110:

производительность..............................................................30 л/мин

давление создаваемое насосом.............................................1,5 кгс/см2 Пожарный рукав: количество..............................................................................2 шт.

длина, не менее......................................................................8 м

диаметр...................................................................................16 мм

Пожарный ствол с диаметром спрыска...............................9 мм

Диапазон температур эксплуатации...........................от 4 до 50 оС


 

Д.2.3 Устройство и принцип действия УВПТ

УВПТ состоит из водяного бака, который связан с системой водоснабжения вагона с помощью постоянно отрытого крана и обратного клапана обеспечивающего постоянный уровень воды в баке, пожарного насоса, водяных труб диаметром 25 мм с быстродействующими кранами и насадками для присоединения пожарных рукавов (2-а поста).

При возникновении пожара необходимо вытащить из ниши рукав, одного из ближайших постов к пожару, и размотать его, затем открыть быстродействующий кран, включить пожарный насос и направить пожарный ствол на очаг пожара.


 

Д.2.4 Техническое обслуживание УВПТ

Техническое обслуживание УВПТ производится визуальным осмотром. При этом проверяется наличие рукавов и стволов, отсутствия подтекания быстродействующих кранов, повреждения выключателей пожарного насоса.

Обслуживание УВПТ производится при проведении технического обслуживания вагона ТО-2 и ТО-3.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18