грунта) и силой сопротивления движению, является запасом тяги. Чем больше этот запас
тяги, тем выше проходимость.
Тяговая реакция грунта, находящегося под ведущими колесами, является
переменной величиной и зависит от прочностных и других характеристик самого грунта,
от величины и характера нагрузки, производимой колесом, конструктивных особенностей
колеса, степени его пробуксовки.
Характер нагрузки, производимой на грунт, различен у неподвижного колеса,
буксируемого и ведущего.
Если просто опустить колесо на участок слабого, деформируемого грунта и
нагрузить его вертикальной силой G (рис.3,а), то нагрузка будет действовать в площадке
контакта, стремясь вызвать уплотнение грунта вниз и в стороны. Однако основное
направление деформации и уплотнения, влияющее на величину тяговой реакции,
вертикальное.
Если же это колесо начать буксировать или толкать, приложив горизонтальную
силу Рв в центре его вращения, то оно начнет перекатываться, деформируя перед собой
грунт и оставляя в нем колею (рис.3,б). В этом случае на грунт, помимо основной,
вертикальной нагрузки, действует нагрузка, связанная со свободным качением колеса.
Она вызывает деформацию грунта как в вертикальном направлении, так и в
горизонтальном, так как имеется некоторый сдвиг грунта перед катящимся колесом. Так
воздействует на грунт неведущее колесо автомобиля при его движении.
Рис. 3. Упрощенная схема сил, действующая в контакте колеса с грунтом
Если к колесу приложить крутящий момент Мкр, к перечисленным двум видам
нагрузки, действующим на деформируемый грунт, добавляется тяговая нагрузка,
действующая в зоне контакта колеса с грунтом. Эта нагрузка стремится сдвинуть грунт,
находящийся под колесом, в сторону, противоположную движению автомобиля (рис.3,в).
Именно этой нагрузке противодействует тяговая реакция грунта.
Большая часть слабых грунтов не выдерживает нагрузок современных колесных
машин, в том числе и автомобилей высокой проходимости. При движении по таким
грунтам происходит частичное или полное разрушение его верхнего слоя, пластическая
деформация или течение части грунта. Величина разрушения или деформации грунта, т. е.
глубина колеи у ведущего колеса больше, чем у ведомого, даже при одинаковой
вертикальной нагрузке, так как перечисленные виды нагрузок, производимых колесом на
грунт, определенным образом суммируются.
В большинстве случаев движение автомобиля по слабым грунтам происходит с
частичной пробуксовкой ведущих колес, т. е. колесо, проскальзывая по грунту, сдвигает
его верхний слой в зоне контакта с частичным или полным разрушением.
Если грунт под колесом от действия вертикальной нагрузки не уплотняется, то величина
его тяговой реакции существенно снижается. В таких случаях ведущее колесо срезает
грунт и углубляется, т. е. буксует. Это явление характерно для сильно накаченной шины,
не имеющей зоны плоского контакта с грунтом.
Если грунт под действием вертикальной нагрузки уплотняется колесом, что
характерно для шин, работающих с низким внутренним давлением, то величина колеи
получается меньшей, а тяговая реакция такого уплотненного грунта существенно
возрастает.