После этапа проверки наземной эксплуатации в рамках
программы инспекции, предшествующей сертификации, может
потребоваться – особенно в отношении новых эксплуатантов
– проведение ряда инспекционных проверок в ходе полета.
Такие инспекционные полеты позволяют заявителю
продемонстрировать
Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,
III-5-18 сертификации и постоянного надзора
способность производить предлагаемые полеты в
соответствии с применимыми правилами. Проверочные
полеты, предшествующие сертификации, выполняются без
пассажиров, а число наблюдателей на борту воздушного
судна следует свести к минимуму. Однако для заявителя
обычно желательно иметь на борту воздушного судна
сотрудников авиакомпании, которые могут принимать
решения и брать обязательство от имени заявителя в
отношении мер по устранению недостатков.
Все демонстрационные полеты должны выполняться с
использованием методики и процедур, предложенных
заявителем в пакете документов, прилагаемых к
официальному заявлению (см. главу 3 части III).
Планирование
Заявителю и группе ВГА по сертификации
следует заблаговременно планировать
проведение мероприятий по программе
инспекции летной эксплуатации. Все
участвующие стороны должны иметь четкое
понимание и согласованную точку зрения в
отношении того, что необходимо сделать
заявителю, чтобы продемонстрировать
соблюдение применимых эксплуатационных норм
и правил. Общие задачи проверочных полетов в
рамках предсертификационной инспекции должны
включать установление адекватности:
порядка действий в полете, изложенного в
руководстве по производству полетов, и
его соблюдения;
средств и оборудования, предоставляемых
летному экипажу для безопасного
выполнения полета в соответствии с
правилами;
поддержки, предоставляемой летному
экипажу службой руководства полетами;
общего обеспечения наземного
обслуживания воздушных судов и помощи
летному экипажу в выполнении им своих
обязанностей на всех аэродромах,
используемых заявителем на маршрутах;
маршрутных средств и оборудования.
Предполетная инспекция
Следует проверить предполетные процедуры летного экипажа и
помощь, оказываемую наземными службами на предполетном
этапе, на предмет соответствия руководству по производству
полетов. Эти процедуры охватывают следующие аспекты:
метеорологический инструктаж и инструктаж по маршруту,
предоставление NOTAM;
представление плана полета ОВД;
планирование полета;
расчет топлива;
меры, принимаемые командиром воздушного судна для того,
чтобы убедиться в:
Часть III. Заявление на выдачу СЭ, оценка и сертификация
Глава 5. Этап эксплуатационной демонстрации и инспекции
III-5-19
летной годности воздушного судна, включая
свидетельство о техническом обслуживании,
использование MEL и, если предусмотрено, CDL;
наличии полного комплекта инструментов и
оборудования, требующихся на борту воздушного судна;
наличии подготовленного рабочего плана полета;
наличии достаточного бортового запаса топлива и
масел;
соблюдении требований к массе и центровке воздушного
судна;
способности обеспечить соблюдение ограничений по
массе и летно-техническим характе- ристикам,
требований по градиенту набора высоты и запасу
высоты над препятствием;
правильном расчете критических скоростей (V1, Vr,
V2, и т. д.), соответствующих характеристикам ВПП и
условиям взлета;
надежном закреплении груза и его правильном
распределении;
наличии информации об опасных грузах;
наличии заполненных и подписанных рабочего плана
полета и сводно-загрузочной ведомости;
наличии требуемых публикаций и руководств, например,
руководства по эксплуатации воздушного судна,
руководства по летной эксплуатации, справочника по
маршрутам, MEL и CDL, если предусмотрены, с
внесенными в них последними изменениями;
наличии на борту требуемых документов или надлежащих
копий документов, например, свидетельства о
регистрации, сертификата летной годности,
свидетельств членов экипажа, разрешения на работу
бортовой радиостанции, журнала полетов или
технического обслуживания и аттестата сертификации
по шуму (после начала коммерческих перевозок и
выдачи СЭ этот список будет включать СЭ и
относящиеся к нему эксплуатационные спецификации, а
также, в соответствующих случаях, пассажирскую и/или
грузовую ведомость);
принятие на борт всего экипажа, включая сверхштатный
персонал, и его инструктаж относительно размещения и
использования аварийно-спасательного оборудования,
знаков запрета на курение, использования поясных
привязных ремней, расположения и использования аварийных
выходов и т. д.;
внешний и внутренний осмотр воздушного судна летным
экипажем и осмотр пассажирского салона кабинным
экипажем;
подготовительные процедуры по настройке радио- и
навигационного оборудования, включая ввод данных в
бортовые системы управления полетом, если имеются;
процедуры включения и проверки инерциального
оборудования;
Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,
III-5-20 сертификации и постоянного надзора
подготовка и порядок действий в кабине экипажа и
использование контрольных перечней;
координация действий членов экипажа.
Инспекция в полете
В период перед взлетом инспектору ВГА необходимо
наблюдать за следующим:
процедуры подготовки к запуску двигателей;
процедуры запуска двигателей;
надлежащая связь и координация действий с наземным
персоналом в отношении:
процедур запуска двигателей;
уборки стояночных колодок;
буксировки, если это необходимо, после запуска
двигателей и до руления;
руление и использование карт аэродрома;
использование контрольных перечней;
принятие и регистрация разрешений органа управления
воздушным движением (УВД);
инструктаж летного экипажа относительно взлета,
вылета и начального набора высоты, включая
использование навигационных средств;
В ходе полета инспектору ВГА необходимо проверить
следующие элементы:
выполнение правил полета;
знание членами летного экипажа:
ограничений воздушного судна;
порядка действий в штатных и аварийных
ситуациях;
бортовых систем и оборудования;
процедур управления полетом в крейсерском
режиме;
адекватность порядка действий в кабине экипажа;
дисциплинированность, координация действий и
внимательность членов экипажа;
контролирование высоты и процедуры изменения
абсолютной высоты/смены эшелона полета;
руководство по производству полетов, включая
руководство по эксплуатации воздушного судна, для
подтверждения их соответствия потребностям, которые
могут возникнуть в полете;
Часть III. Заявление на выдачу СЭ, оценка и
сертификация
Глава 5. Этап эксплуатационной демонстрации и
инспекции III-5-21
использование процедур обеспечения безопасности
кабины экипажа;
компетентность членов экипажа, включая знание
членами летного экипажа языка, используемого при
ведении радиотелефонной связи;
прослушивание летным экипажем частот авиакомпании и
службы руководства полетом;
использование аэронавигационных средств на маршруте
и на аэродроме;
знание пилотом маршрутов и аэродромов, включая
порядок вылета при чрезвычайных обстоятельствах;
адекватность предоставляемой метеорологической
информации и экологических данных и их использование
летным экипажем;
использование связи "воздух – земля";
использование навигационных процедур и оборудования;
использование контрольных перечней для каждого этапа
полета;
выполнений диспетчерских разрешений и изменений
разрешений;
соблюдение процедур передачи метеорологической
информации и сообщений об опасных условиях полета;
использование и наличие на борту полетной
документации в электронном формате или в печатном
виде. Особое внимание следует обратить на то, как
используются во время полета и при выполнении
снижения, захода на посадку и ухода на второй круг
карты и схемы, содержащиеся в разделе руководства по
производству полетов, посвященном описанию
маршрутов;
достаточность запаса кислорода и его использование
для дыхания в полете;
использование членами экипажа привязной системы;
использование в пассажирском салоне знаков,
запрещающих курение и рекомендующих пользоваться
привязными ремнями;
общее соблюдение правил государства эксплуатанта и
других государств, имеющих отношение к данному
полету;
управление полетом членами летного экипажа, включая
аспекты возможностей человека, управления факторами
угрозы и ошибок и принятия решений, и
подготовленность в отношении ручного и
автоматического управления воздушным судном на всех
этапах полета;
проведение инструктажа летного экипажа относительно
прибытия, захода на посадку и посадки;
выполнение процедур захода на посадку и посадки,
порядка действий после приземления, процедур руления
и выключения двигателей и использование
соответствующих контрольных перечней.
Руководство по процедурам эксплуатационной
инспекции,
III-5-22 сертификации и постоянного надзора
Примечание. Все упомянутые выше процедуры должны
осуществляться таким образом, чтобы не мешать членам
экипажа выполнять свои обязанности и соблюдать
бдительность в полете. В некоторых случаях, в
частности, в отношении изложенных выше положений
пункта b), может потребоваться, чтобы инспектор ВГА
закончил проверку после завершения полета.
Кабинный экипаж. В ходе инспекции в полете инспектору
ВГА следует наблюдать за соблюдением членами кабинного
экипажа процедур информирования пассажиров о:
размещении ручного багажа;
наблюдении за знаками "не курить";
правильном и своевременном использовании привязных
ремней;
необходимости привести спинки кресел в вертикальное
положение;
приемах надевания кислородных масок и ограничениях
при пользовании кислородом;
аварийных процедурах, включая расположение и
использование аварийных выходов;
местонахождении и использовании спасательных
жилетов;
ограничении пользования туалетами;
местонахождении и содержании памяток для пассажиров
с информацией о порядке действий в аварийной
обстановке.
Инспектору ВГА следует обратить внимание на наличие
обращенных вперед или назад и оснащенных привязными
системами кресел для бортпроводников, которые они
должны занимать при взлете и посадке, а также на
размещение таких кресел вблизи выходов на уровне
пола и других аварийных выходов, как этого требует
государство регистрации.
Членам кабинного экипажа следует задавать вопросы с
целью выяснить, знакомы ли они с местонахождением и
использованием различных типов
аварийно-спасательного оборудования, например,
спасательных плотов, ELT, медицинских аптечек и
комплектов неотложной медицинской помощи, а также их
конкретных обязанностей во время таких аварийных
ситуаций, как вынужденная посадка на воду или
аварийная эвакуация. Такие беседы с членами
кабинного экипажа позволят инспектору ВГА оценить
эффективность их подготовки. Работа членов кабинного
экипажа будет оцениваться с точки зрения
эффективности выполнения ими своих функций и
обязанностей, а также выполнения пассажирами их
указаний и установленных правил.
Примечание. Образец контрольного перечня проверки в
пассажирском салоне, содержащего список различных
элементов в пассажирском салоне, подлежащих проверке
инспекторами ВГА, содержится в дополнении к части
IV.
Послеполетная инспекция
Необходимо обратить внимание на
следующее:
использование соответствующих
контрольных перечней после
выключения двигателей;
заполнение командиром воздушного
судна бортового журнала и
регистрации в нем любой
неисправности воздушного судна;
Часть III. Заявление на выдачу СЭ,
оценка и сертификация
Глава 5. Этап эксплуатационной
демонстрации и инспекции III-5-23
наличие и, при необходимости,
заполнение соответствующих форм
отчетов об инцидентах, опасных
сближениях, столкновениях с птицами,
ударах молнии, наблюдении облаков
вулканического пепла или его
засасывании в двигатели и любых
других необычных явлениях,
оказывающих влияние на выполнение
полета;
если запланирована остановка для
отдыха экипажа, адекватность
предоставляемых мест отдыха и
фактического периода отдыха;
во время промежуточной остановки
осуществление мер по оказанию помощи
экипажу в подготовке к следующему
этапу полета.
Недостатки, обнаруженные при инспекции в ходе полета
Неудовлетворительные состояния, выявленные инспектором
ВГА на любой стадии инспекции в ходе полета, необходимо
довести до сведения заявителя для предпринятия
корректирующих действий. До осуществления последующих
полетов заявителю следует дать возможность устранить
любые недостатки, влияющие на безопасности полетов. Все
расхождения с правилами и несоответствия требованиям
должны быть исправлены или устранены в соответствии с
требованиями группы ВГА по сертификации и ГДГА с
надлежащим документальным оформлением этих действий до
начала коммерческих перевозок.
Ниже приводятся некоторые примеры недостатков, требующих
корректирующих действий:
недостаточная подготовка члена летного экипажа,
например, требуется помощь от руководителей
заявителя или инспектора ВГА;
член летного экипажа не знаком с воздушным судном,
системами, процедурами или характеристиками;
член кабинного экипажа не имеет надлежащей
подготовки по процедурам аварийной эвакуации или
использованию аварийного оборудования или не знаком
с местонахождением такого оборудования;
многочисленные недостатки и/или неисправности систем
воздушного судна;
недостаточный контроль за массой и центровкой или
распределением нагрузки;
неудовлетворительное руководство полетом, например,
ненадлежащие процедуры планирования полета и выдачи
разрешений на полет;
неприемлемые процедуры или практика технического
обслуживания;
ненадлежащие процедуры обслуживания воздушного судна
и наземного обслуживания.