Документация об опасных факторах и схема управления факторами риска полётов

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП) - 3 издание - 2013 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  ..

 

 

 


      1.  

        Стратегия внедрения


         

      2. Документация СУБП охватывает все элементы и процессы СУБП и обычно включает:


         

        1. сводное описание компонентов и элементов СУБП:


           

          1. ведение документации и учетных записей;


             

          2. нормативные требования в отношении СУБП;


             

          3. концептуальные рамки, сфера деятельности и интеграция;


             

          4. политика в области обеспечения безопасности полетов и цели обеспечения безопасности полетов;


             

          5. ответственность за безопасность полетов и ключевой персонал;


             

          6. система добровольного представления данных об опасных факторах;


             

          7. представление данных об инцидентах и процедуры расследования;


             

          8. процессы выявления опасных факторов и оценки факторов риска;


             

          9. показатели эффективности обеспечения безопасности полетов;


             

          10. обучение сотрудников и обмен информацией в области обеспечения безопасности полетов;


             

          11. постоянное совершенствование и проверка СУБП;


             

          12. контролирование осуществления изменений;


             

          13. планирование действий в пороговых или чрезвычайных ситуациях;


             

        2. составление текущих учетных записей и документов СУБП:


           

          1. реестр отчетов об опасных факторах и образцы отчетов;


             

          2. показатели эффективности обеспечения безопасности полетов и соответствующие схемы и графики;


             

          3. учет завершенных или ведущихся оценок безопасности полетов;


             

          4. учет внутренних проверок или пересмотров СУБП;


             

          5. учет деятельности по популяризации безопасности полетов;


             

          6. учет деятельности по подготовке персонала по вопросам СУБП и безопасности полетов;


             

          7. протоколы заседаний комитета по вопросам СУБП и безопасности полетов;


             

          8. план реализации СУБП (в ходе процесса реализации).


             

            Компонент 2 СУБП. Управление факторами риска для безопасности полетов


             

            Общий инструктивный материал


             

      3. Поставщики обслуживания должны обеспечить, чтобы факторы риска для безопасности полетов, встречающиеся в авиационной деятельности, контролируются с тем, чтобы достичь целевых показателей эффективности обеспечения безопасности полетов. Этот процесс известен как управление факторами риска для безопасности полетов и включает выявление опасных факторов, оценку факторов риска для безопасности полетов и осуществление надлежащих мер по их уменьшению. Процесс управления факторами риска для безопасности полетов представлен на рис. 5-2.


         

      4. В рамках компонента управления факторами риска для безопасности полетов систематически выявляются опасные факторы, существующие в процессе предоставления продукции и услуг. Опасные факторы могут быть следствием систем, имеющих дефекты в конструкции, технических функциях, интерфейсе пользователя или взаимодействии с другими процессами и системами. Они также могут появиться в результате того, что существующие процессы или системы не могут адаптироваться к изменениям в эксплуатационных условиях поставщика обслуживания. Тщательный анализ этих факторов на этапах планирования, проектирования и внедрения может зачастую выявить потенциальные опасные факторы до того, как система будет введена эксплуатацию.


         

      5. Понимание системы и ее эксплуатационных условий также необходимо для достижения высоких показателей эффективности обеспечения безопасности полетов. Опасные факторы могут быть обнаружены в течение периода эксплуатации, благодаря отчетам сотрудников или расследованиям инцидентов. Анализ опасных факторов должен проводиться с учетом состояния системы. Это необходимо для того, чтобы избежать приписывания происшествий "человеческому фактору", в то время как дефекты системы могут быть не приняты во внимание, оставаясь скрытыми и служа причиной будущих и потенциально более серьезных происшествий. Инструктивный материал по форме и порядку выявления опасных факторов и оценки факторов риска представлен в пп. 5.3.42–5.3.61, а также в пп. 2.14 и 2.15 главы 2, соответственно.


         


         

        Оборудование процедуры, организация и т. д.

        Выявление опасных факторов

         


         


         


         

        Анализировать возможность последствий

        Анализ вероятности риска

         


         


         


         

        Оценить серьезность последствия, если оно имеет место

        Анализ серьезности риска

         


         


         

        Является ли риск(и) приемлемым и соответствующим

        критериям эффективности обеспечения безопасности полетов организации?

        Оценка и допустимость риска

         


         


         

        Да, риск(и) приемлемый(ые)

        Нет, принимайте меры

        по уменьшению риска(ов) до приемлемого уровня

        Контроль/уменьшение риска

         


         

        image

        Рис. 5-2. Процесс управления факторами риска для безопасности полетов


         

        Элемент 2.1 СУБП. Выявление опасных факторов


         

            1. Поставщик обслуживания должен разработать и применять официальный порядок, гарантирующий, что будут выявлены опасные факторы, связанные с его авиационной продукцией или услугами.


               

            2. Выявление опасных факторов должно быть основано на сочетании реагирующих, проактивных и прогностических методов сбора данных о безопасности полетов.

         


         

        Общий инструктивный материал


         

      6. Для управления факторами риска для безопасности полетов необходимо, чтобы поставщик обслуживания разработал и поддерживал официально оформленный порядок выявления опасных факторов, которые могут служить причиной авиационных происшествий, связанных с безопасностью полетов. Опасные факторы могут существовать в повседневной авиационной деятельности или могут непреднамеренно появиться в эксплуатационной деятельности при внесении изменений в авиационной системе. В этом случае выявление опасных факторов является неотъемлемой частью процесса управления изменениями, описанного в элементе СУБП 3.2 "Контролирование осуществления изменений".


         

      7. Выявление опасных факторов основано на сочетании реагирующих, проактивных и прогностических методов сбора данных о безопасности полетов, описанных в главе 2. Выявление опасных факторов является первым шагом в процессе управления факторами риска для безопасности полетов. Затем соответствующие


         

        факторы риска для безопасности полетов оцениваются с учетом потенциальных разрушительных последствий, связанных с опасным фактором. Если факторы риска для безопасности полетов оцениваются как неприемлемые, дополнительные меры контроля факторов риска для безопасности полетов должны быть встроены в систему.


         

      8. В хорошо разработанных системах управления безопасностью полетов выявление опасных факторов происходит постоянно и является неотъемлемой частью организационных процессов поставщика обслуживания. Существует ряд обстоятельств, которые требуют применения более серьезных и масштабных действий по выявлению опасных факторов и которые могут включать:


         

        1. случаи, когда в организации происходит необъяснимое увеличение событий, связанных с безопасностью полетов, или нарушений нормативных положений;


           

        2. случаи, когда планируются радикальные производственные изменения, включая замену ключевых сотрудников или основного оборудования или систем;


           

        3. существенные организационные изменения, включая быстрый рост или сокращение производства, корпоративное слияние, расширение или снижение деятельности.


           

      9. Структурный подход к выявлению опасных факторов может включать использование групповых "мозговых штурмов", в которых соответствующие специалисты разрабатывают подробные аналитические сценарии. Такие обсуждения с целью выявления опасных факторов требуют участия целого ряда опытных эксплуатационных и технических сотрудников и осуществляются под руководством ведущего. Такая же группа может использоваться для оценки факторов риска для безопасности полетов.


         

      10. Система управления информацией о безопасности полетов поставщика обслуживания должна включать документацию об оценке безопасности полетов, содержащую описание опасных факторов, соответствующие последствия, оценочную возможность и степень серьезности факторов риска для безопасности полётов и меры контроля факторов риска для безопасности полетов. Существующие оценки безопасности полетов должны пересматриваться при выявлении новых опасных факторов, а также предполагается внесение предложений о новых мерах контроля факторов риска для безопасности полетов.


         

      11. На рис. 5-3 представлена документация об опасных факторах и схема управления факторами риска. Опасные факторы регулярно выявляются путем получения данных из различных источников. Поставщик обслуживания обязан выявлять опасные факторы и устранять их или уменьшать сопутствующие факторы риска. В случае выявления опасных факторов в продукции или услугах, поставляемых субподрядчиками, уменьшение риска может быть достигнуто тем, что поставщик обслуживания потребует от такой организации создать у себя СУБП или равноценный процесс выявления опасных факторов и управления факторами риска.


         

      12. Система информации об управлении безопасностью полетов становится источником данных о безопасности полетов, используемым в справочных целях в процессе принятия решений в организации. Эти данные о безопасности полетов предоставляют материал для анализа тенденций в обеспечении безопасности полетов, а также для обучения персонала правилам безопасности полетов. Инструктивный материал о системах добровольного и конфиденциального представления данных об опасных факторах для безопасности полетов содержится в добавлении 5.


         

        СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ О БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

         


         

        ДОКУМЕНТАЦИЯ ОБ УПРАВЛЕНИИ ФАКТОРАМИ РИСКА

                   

        image

        СБОР ОЦЕНКА УМЕНЬШЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ


         

        Оценить последствия и определить степень опасности

         

        Осуществить меры контроля и уменьшения риска

         

        Одобрить и предпринять следующие действия

         

        • Выпуск бюллетеней


           

        • Информация о безопасности полетов


           

        • Организация семинаров и совещаний

         

        Реагирующий метод

        Проактивный метод


         

        Прогностический метод

        • ОУС

        • Представление данных об инцидентах

        • Представление данных об авиационных происшествиях

        • Исследования

        • Проверки

        • Добровольное представление данных об опасных факторах

        • Анализ полетных данных

        • Системы прямого наблюдения

         

        ОПАСНЫЙ ФАКТОР


         

        ОПАСНЫЙ ФАКТОР


         


         

        Рис. 5-3. Документация об опасных факторах и схема управления факторами риска полётов


         

        Стратегия реализации


         

      13. Следующие моменты необходимо учитывать в процессе выявления опасных факторов:


         

        1. факторы проектирования, включая конструкцию оборудования и разработку задач;


           

        2. ограничения для человеческой деятельности (физиологические, психологические и познавательные);


           

        3. процедуры и эксплуатационную практику, включая соответствующую документацию и контрольные карты, а также их апробирование в реальных эксплуатационных условиях;


           

        4. связь, включая соответствующие средства, терминологию и язык;


           

        5. организационные факторы, такие как политику компании в области найма, подготовки и закрепления работников, совместимость производственных задач и задач по обеспечению безопасности полетов, выделение ресурсов, напряженные производственные условия и корпоративную культуру безопасности полетов;


           

        6. факторы производственной среды авиационной системы (окружающий шум и вибрацию, температуру, освещение и наличие защитных средств и спецодежды);


           

        7. факторы нормативного надзора, включая применение и обеспечение выполнения правил; сертификацию оборудования, аттестацию персонала и утверждение процедур;


           

        8. систему мониторинга эффективности деятельности, способную выявить практический сдвиг или эксплуатационные отклонения;


           

        9. факторы взаимодействия "человек – машина".


           

      14. Опасные факторы могут быть выявлены с помощью проактивных и прогностических методов или в результате расследования авиационных происшествий или инцидентов. Имеется множество источников выявления опасных факторов, которые могут находиться как внутри организации, так и вне ее. К примерам внутренних источников выявления опасных факторов, имеющихся у организации, относятся:


         

        1. программы мониторинга деятельности в штатных условиях (напр., анализ полетных данных для эксплуатантов воздушных судов);


           

        2. системы добровольного и обязательного представления данных о безопасности полетов;


           

        3. обследования состояния безопасности полетов;


           

        4. проверки состояния безопасности полетов;


           

        5. обратная связь от подготовки персонала;


           

        6. расследование авиационных происшествий и инцидентов и отчеты о последующих действиях.


           

      15. К примерам внешних источников выявления опасных факторов относятся:


         

        1. отраслевые отчеты о происшествиях;


           

        2. государственные системы обязательного представления данных об инцидентах;


           

        3. государственные системы добровольного представления данных об инцидентах;


           

        4. государственный контроль и проверки;


           

        5. системы обмена информацией.


           

      16. Виды технологий, используемых в процессе выявления опасных факторов, зависят от масштаба и сложности структуры организации поставщика обслуживания и его авиационной деятельности. В любом случае процесс выявления опасных факторов поставщиком обслуживания четко описан в документах организации о СУБП и обеспечении безопасности полетов. В процессе выявления опасных факторов рассматриваются все возможные опасные факторы, которые могут существовать в сфере авиационной деятельности поставщика обслуживания, включая взаимодействие с другими системами, как внутри, так и вне организации. После того как будут выявлены опасные факторы, необходимо определить их последствия (т.е. любые конкретные события или результаты). См. инструктивный материал о системе добровольного и конфиденциального представления данных в организации в добавлении 5.


         

        Элемент 2.2 СУБП Оценка и уменьшение факторов риска для безопасности полетов


         

        Поставщик обслуживания должен разработать и осуществлять порядок, который обеспечит анализ, оценку и контроль факторов риска для безопасности полетов, связанных с выявленными опасными факторами.

         


         

        Общий инструктивный материал


         

      17. На рис. 5-4 представлена полная схема процесса управления факторами риска для безопасности полетов. Процесс начинается с выявления опасных факторов и их возможных последствий. Затем факторы риска оцениваются на предмет вероятности и степени серьезности, чтобы определить уровень фактора риска (индекс фактора риска для безопасности полетов). Если оцененные факторы риска признаются допустимыми, предпринимаются надлежащие действия и эксплуатационная деятельность продолжается. Процесс выявления опасных факторов, оценки факторов риска и их уменьшения документируется, санкционируется как надлежащий и составляет часть информации о системе управления безопасностью полетов.


         

      18. Если факторы риска для безопасности полетов оцениваются как недопустимые, то возникают следующие вопросы:


         

        1. Могут ли быть устранены опасные факторы и соответствующий(е) фактор(ы) риска? Если ответ положительный, предпринимаются и документально оформляются соответствующие меры. Если ответ отрицательный, то возникает следующий вопрос:


           

        2. Может(гут) ли быть уменьшен(ы) фактор(ы) риска для безопасности полетов? Если ответ отрицательный, то осуществление соответствующих мероприятий отменяется. Если ответ положительный, предпринимаются соответствующие действия по уменьшению риска и возникает следующий вопрос:


           

        3. Существует ли остаточный фактор риска для безопасности полетов? Если ответ положительный, то необходимо оценить остаточные факторы риска, чтобы определить степень их допустимости и возможность их устранения или уменьшения, чтобы обеспечить приемлемый уровень безопасности полетов.


           

      19. Оценка факторов риска для безопасности полетов предполагает анализ выявленных опасных факторов и включает два компонента:


         

        1. оценка степени серьезности последствий для безопасности полетов;


           

        2. оценка вероятности того, что опасность будет реализована.


           

          Инструктивный материал о проведении анализа информации о безопасности полетов в больших и сложных по структуре организациях представлен в главе 2. После оценки факторов риска, поставщик обслуживания принимает решение, есть ли необходимость предпринимать меры по уменьшению факторов риска. Процесс принятия решения включает использование инструмента для определения категории риска, который может иметь вид оценочной матрицы. Образец матрицы для оценки факторов риска (индекса) представлен на рис. 5-5.


           

          image

          Для обратной связи, зарегистрируйте выявление опасного фактора и оценку и уменьшение фактора риска для безопасности полетов

          Проблема для безопасности полетов осознана


           

          Выявить опасные факторы

          и последствия и оценить факторы риска


           

          Определить уровень вероятности


           

          Определить уровень серьезности


           

          Определить уровень риска


           

          Принять меры и продолжать деятельность


           

          ДА Является ли уровень риска приемлемым?


           

          НЕТ


           

          Принять меры и продолжать деятельность


           

          ДА Может ли быть устранен фактор риска?


           

          НЕТ


           

          Принять меры для уменьшения фактора риска


           

          ДА Может ли быть уменьшен фактор риска?

          Принять меры и продолжать деятельность


           

          ДА Может ли быть принят остаточный риск (если имеется)?


           

          Отменить

          НЕТ деятельность


           

          Рис. 5-4. Процесс управления факторами риска для безопасности полетов


           

      20. Используя эту матрицу, факторы риска могут быть распределены по категориям в соответствии с оценкой возможной степени их серьезности и вероятности. Хотя рекомендуется использовать метод оценочной матрицы, есть и другие равноценные методы определения допустимости фактора риска. Матрица оценки факторов риска может быть адаптирована в соответствии со спецификой организационной структуры и деятельности в авиационной отрасли организации поставщика обслуживания и может потребовать одобрения регламентирующего органа. В соответствии с данным образцом матрицы, факторы риска, обозначенные как неприемлемые (категории в красном и желтом цвете), должны быть уменьшены, чтобы снизить их степень серьезности и/или вероятность. Поставщик обслуживания должен рассмотреть возможность приостановки любой деятельности, которая продолжает подвергать организацию недопустимому риску в случае непринятия мер, которые уменьшают факторы риска до приемлемого уровня. Дополнительная информация, касающаяся матрицы вероятности, степени серьезности и допустимости факторов риска, приведена в главе 2 настоящего документа.


         

      21. После оценки факторов риска могут быть осуществлены надлежащие меры по их уменьшению. Такие меры могут включать ряд альтернативных средств, включая, в частности, изменение существующих эксплуатационных процедур или программ подготовки персонала или модификацию оборудования, используемого при предоставлении продукции или услуг в авиационной отрасли. Альтернативные мероприятия могут также включать внедрение новых эксплуатационных процедур, программ подготовки персонала, технологий или процедур контроля. Почти наверняка эти альтернативные средства будут предусматривать задействование или перегруппировку любых из трех традиционных средств авиационной защиты (техника, подготовка персонала и нормативные положения). До начала реализации мер по уменьшению факторов риска необходимо определить возможность непредвиденных последствий таких мер, в частности появления новых опасных факторов.


         


         

        Вероятность


         

        Катастро-


         

        image

        Серьезность фактора риска


         

        Незначи-

        фактора риска

        фичный

        Опасный

        Серьезный Небольшой

        тельный

        A B C D E


         

        Частый 5

        4

         

        Эпизоди- ческий

        Отдаленный 3

        Мало- вероятный 2

        Абсолютно невероятный 1


         

        Рис. 5-5. Образец матрицы оценки факторов риска для безопасности полетов (индекса)


         

      22. Существует три общих стратегии для уменьшения факторов риска для безопасности полетов:


         

        1. Избежание риска. Эксплуатационная деятельность прекращается либо потому, что соответствующий фактор риска для безопасности полетов является недопустимым, либо фактор риска превышает выгоды от продолжения этой деятельности.


           

        2. Уменьшение риска. Определенная подверженность риску для безопасности полетов может допускаться, хотя при этом степень серьезности или вероятность факторов риска должны быть уменьшены, возможно, благодаря мерам, уменьшающим их последствия.


           

        3. Изолирование подверженности риску. Принимаются меры для того, чтобы локализовать возможные последствия воздействия опасного фактора или установить многослойную защиту от этих последствий.


           

      23. Стратегия уменьшения факторов риска может включать один из вышеуказанных методов или сочетание нескольких методов. Необходимо рассмотреть весь диапазон возможных мер, чтобы найти оптимальное решение. Необходимо также оценить эффективность каждой альтернативной стратегии до принятия решения. Каждый предполагаемый вариант уменьшения риска следует проанализировать с учетом таких аспектов, как:


         

        1. Эффективность. В какой мере альтернативные варианты снижают или устраняют факторы риска для безопасности полетов? Эффективность может определяться с учетом мер защиты в области техники, подготовки персонала и регламентации деятельности, которые могут снизить или устранить фактор риска для безопасности полётов.


           

        2. Затраты/выгоды. Насколько предполагаемые выгоды от мер по уменьшению факторов риска превосходят затраты на них?


           

        3. Практичность. Насколько данная мера является осуществимой и целесообразной с точки зрения имеющейся техники, финансовых и административных возможностей, нормативно- правовых положений, политической воли и т. д.?


           

        4. Приемлемость. Насколько альтернативный вариант согласуется с предпочтениями заинтересованных сторон?


           

        5. Соблюдаемость. В какой степени может быть обеспечен контроль за соблюдением новых правил, нормативных положений и эксплуатационных процедур?


           

        6. Долговечность. Насколько окажется долгосрочным и эффективным влияние мер по уменьшению рисков?


           

        7. Остаточные факторы риска для безопасности полетов. Каков будет уровень фактора риска для безопасности полетов, который останется после реализации первоначальных мер по уменьшению риска и который может потребовать дополнительных мер контроля?


           

        8. Непредвиденные последствия. Появление новых опасных факторов и соответствующих факторов риска для безопасности полетов в связи с реализацией альтернативного варианта уменьшения факторов риск.


           

      24. После утверждения и реализации мер по уменьшению факторов риска, эта стратегия должна быть инкорпорирована в качестве обратной связи в процесс обеспечения безопасности полетов поставщика обслуживания. Это необходимо для обеспечения целостности, действенности и эффективности защитных мер в новых эксплуатационных условиях.


         

      25. Каждое действие по уменьшению факторов риска должно постоянно документироваться. Это достигается путем использования различных приложений от базовых электронных или обычных таблиц до адаптированных коммерческих компьютерных программ по уменьшению факторов риска. Оформленные документы об уменьшении факторов риска должны утверждать на надлежащем управленческом уровне. Образец базовой таблицы по уменьшению опасных факторов и факторов риска представлен в добавлении 2 к главе 2.


         

        Компонент 3 СУБП. Обеспечение безопасности полетов


         

      26. Обеспечение безопасности полетов включает процессы и действия, предпринимаемые поставщиком обслуживания с целью определить, функционирует ли СУБП в соответствии с ожиданиями и требованиями. Поставщик обслуживания постоянно отслеживает свои внутренние процессы, а также условия эксплуатации, чтобы обнаруживать изменения и отклонения, которые могут привести к возникновению факторов риска для безопасности полетов или к ухудшению существующих средств контроля. Такие изменения и отклонения могут затем рассматриваться в рамках процесса управления факторами риска для безопасности полетов.


         

      27. Процесс обеспечения безопасности полетов дополняет процесс обеспечения качества, причем у каждого из них свои требования к общему анализу, документации, проверкам и управленческому анализу для гарантии соблюдения определенных критериев эффективности. Обеспечение качества обычно предполагает проверку соблюдения организацией нормативных требований, а обеспечение безопасности полетов – проверку эффективности средств контроля за факторами риска для безопасности полетов.


         

      28. Взаимодополняющая связь между обеспечением безопасности полетов и обеспечением качества дает возможность интегрировать некоторые вспомогательные процессы. Такая интеграция помогает получить эффект синергии, чтобы обеспечить достижение целей поставщика обслуживания в области безопасности полетов и качества, а также коммерческих целей.


         

      29. Наконец, деятельность по обеспечению безопасности полетов должна включать разработку и реализацию корректирующих действий в случае обнаружения системных недостатков, которые потенциально могут оказывать влияние на безопасность полетов. Организационная ответственность за разработку и реализацию корректирующих действий лежит на отделах, указанных в сообщениях о таких обнаруженных недостатках.


         

        Элемент 3.1 СУБП Мониторинг и измерение показателей эффективности обеспечения безопасности полетов


         

            1. Поставщик обслуживания должен разработать и использовать средства проверки эффективности обеспечения безопасности полетов организации и валидациия эффективности мер контроля за факторами риска.


               

            2. Эффективность обеспечения безопасности полетов поставщика обслуживания должна проверяться по показателям эффективности и целевым параметрам СУБП.

         


         

        Стратегия реализации


         

      30. Информацию, используемую для измерения эффективности обеспечения безопасности полетов в организации, получают от систем представления данных о безопасности полетов. Показатели эффективности обеспечения безопасности полетов подробно рассматриваются в разделе 5.4.5 и добавлении 6 к настоящей главе.


         

      31. Существует два вида систем представления данных:


         

        1. системы обязательного представления данных об инцидентах;


           

        2. системы добровольного представления данных об инцидентах.


           

      32. Системы обязательного представления данных об инцидентах предполагают представление данных о некоторых видах событий (например, о серьезных инцидентах, несанкционированном занятии ВВП). Это требует разработки детальных нормативных положений с указанием критериев представления данных о безопасности полетов и масштабов происшествий, о которых необходимо сообщать. Системы обязательного представления данных о безопасности полетов больше тяготеют к сбору информации о технических сбоях с серьезными последствиями, чем о других аспектах эксплуатационной деятельности.


         

      33. Системы добровольного представления данных о безопасности полетов предполагают представление информации о видимых опасных факторах или непреднамеренных ошибках, при отсутствии законодательного или административного требования делать это. В такие системы регламентирующие органы и/или организации могут ввести определенные стимулы для представления данных. Например, в случае ошибок или непреднамеренных нарушений, о которых поступило сообщение, дисциплинарные меры могут не


         

        применяться. В таких случаях представленная информация должна использоваться исключительно в целях обеспечения безопасности полетов. Такие системы имеют "некарательный" характер, поскольку они обеспечивают защиту источников информации, чтобы стимулировать регулярное представление таких сведений и таким образом постоянно повышать эффективность обеспечения безопасности полетов. Хотя характер и масштаб некарательной политики поставщика обслуживания могут варьироваться, но ее общая цель состоит в том, чтобы внедрять надлежащую культуру представления данных о безопасности полетов и проактивного выявления возможных недостатков в сфере безопасности полетов.


         

      34. Системы добровольного представления данных о безопасности полетов могут быть конфиденциальными, требуя, чтобы любая информация, устанавливающая личность представившего данные лица, была известна только "кураторам", для того чтобы принять дополнительные меры. Системы конфиденциального представления данных об инцидентах способствуют обнаружению опасных факторов, вызывающих ошибки человека, при отсутствии опасений в отношении наказания или создания затруднительного положения. Добровольные сообщения об инцидентах могут быть архивированы и деидентифицированы после принятия необходимых корректирующих мер. Деидентифицированные сообщения могут помочь при проведении будущих анализов тенденций, призванных отследить эффективность мер по уменьшению факторов риска и выявить возникающие опасные факторы.


         

      35. Чтобы быть эффективными, инструменты представления данных о безопасности полетов должны быть доступны эксплуатационному персоналу. Эксплуатационный персонал должен знать о преимуществах систем представления данных и иметь положительную обратную связь в виде принятия корректирующих мер в ответ на представление данных. Регламентация требований, аналитических инструментов и методов системы представления данных о безопасности полетов может облегчить обмен информацией о безопасности полетов и сравнение некоторых показателей безопасности полетов. Инструктивный материал о системах добровольного и конфиденциального представления данных о безопасности полетов содержится в добавлении 5 к настоящей главе.


         

      36. Другие источники информации для мониторинга и измерения показателей эффективности обеспечения безопасности полетов могут включать:


         

        1. Исследования в области безопасности полетов – это проведение анализов c целью изучения широкого спектра проблем безопасности полетов, включая проблемы глобального характера. Например, в авиационной отрасли могут быть разработаны рекомендации по проблемам безопасности полетов и осуществлены меры по снижению частоты авиационных происшествий и инцидентов, связанных с заходом на посадку и посадкой. Отдельные поставщики обслуживания могут обнаружить, что эти глобальные рекомендации способствуют повышению эффективности обеспечения безопасности полетов в их производственной деятельности.


           

        2. Обзоры состояния безопасности полетов являются основным компонентом процесса осуществления изменений. Они проводятся во время внедрения новых технологий, новых процедур или структурных изменений, влияющих на производственную деятельность. Обзоры состояния безопасности полетов имеют четко определенную цель, связанную с конкретными изменениями. Обзоры состояния безопасности полетов призваны гарантировать эффективное обеспечение безопасности полетов на надлежащем уровне в периоды осуществления изменений.


           

        3. Обследования в области безопасности полетов направлены на изучение процессов и процедур, связанных с конкретными видами эксплуатационной деятельности. Это может включать использование контрольных карт, опросников и неформальных конфиденциальных бесед. Обследования в области безопасности полетов обычно предоставляют качественную информацию, которая может потребовать подтверждения достоверности, чтобы определить


           

          надлежащие корректирующие действия. Однако, такие обследования могут выявить и недорогие источники существенной информации о безопасности полетов .


           

        4. Проверки проводятся в целях оценки функционирования СУБП организации и ее вспомогательных систем. Проверки дают возможность оценить системы контроля над факторами риска для безопасности полетов и соответствующие процессы обеспечения качества. Проверки могут проводиться внешними структурами для поставщика обслуживания или с помощью внутренней системы проверки, которая имеет необходимые политику и процедуры, гарантирующие ее независимость и объективность. Проверки используются для того, чтобы установить, что структура СУБП является работоспособной в плане укомплектования штатов, соблюдения утвержденных нормативных положений, уровня квалификации и подготовки персонала.


           

        5. Внутренние расследования в области безопасности полетов проводятся в случае происшествий, связанных с безопасностью полетов и требующих представления информации в соответствии с внутренними правилами или нормативными требованиями. Авиационные происшествия и серьезные инциденты, расследуемые соответствующими государственными или региональными органами, могут также дать импульс к внутреннему расследованию, которое может быть предпринято организацией поставщика обслуживания.


           

      37. Конечным результатом процесса мониторинга и измерения эффективности обеспечения безопасности полетов является разработка показателей эффективности обеспечения безопасности полетов на основе анализа данных, собранных с помощью вышеуказанных источников. Процесс мониторинга и измерения включает использование отдельных показателей эффективности, целей и степени готовности системы обеспечения безопасности полетов. Инструктивный материал по разработке показателей эффективности, целей и степени готовности системы обеспечения безопасности полетов представлен в разделе 5.4.5 и добавлении 6.


         

        Элемент 3.2 СУБП Контролирование осуществления изменений


         

        Поставщик обслуживания должен разработать и осуществлять процесс выявления изменений, которые могут влиять на уровень фактора риска для безопасности полетов, связанного с его производственной продукцией или услугами, а также выявлять факторы риска для безопасности полетов, которые могут возникнуть в результате таких изменений, и управлять ими.

         


         

        Стратегия реализации


         

      38. Изменения в организации поставщика обслуживания воздушного движения происходят в результате ряда факторов, включая, в частности:


         

        1. расширение или сокращение деятельности организации;


           

        2. изменения во внутренних системах, процессах и процедурах предоставления продукции и услуг;


           

        3. изменение производственных условий в организации.


           

      39. Изменения могут повлиять на адекватность или эффективность существующих стратегий уменьшения факторов риска для безопасности полетов. Кроме того, изменения могут непреднамеренно


         

        способствовать появлению в производственной деятельности новых опасных факторов и соответствующих факторов риска для безопасности полетов. Такие опасные факторы необходимо выявлять, чтобы обеспечить оценку и контроль соответствующих факторов риска для безопасности полетов. Обзоры состояния безопасности полетов, как было указано в описании процесса мониторинга и измерения показателей эффективности обеспечения безопасности полетов, могут быть ценными источниками информации для принятия решений и эффективного осуществления изменений.


         

      40. В процессе контролирования осуществления изменений следует принимать во внимание следующие три соображения:


         

        1. Критичность. Оценки критичности определяют системы, оборудование и производственную деятельность, необходимые для безопасной эксплуатации воздушного судна. Хотя такое соображение обычно учитывается в процессе разработки системы, оно становится актуальным в обстановке осуществления изменений. После внесения изменений следует проводить обзор состояния систем, оборудования и производственной деятельности, имеющих более высокую степень критичности для безопасности полетов, для того чтобы можно было предпринять корректирующие действия в целях контроля потенциально возникающих факторов риска для безопасности полетов.


           

        2. Стабильность систем и условий эксплуатационной среды. Изменения могут быть следствием запланированных действий и находиться под непосредственным контролем организации. Такие изменения включают расширение или сокращение деятельности организации, расширение диапазона предоставляемой продукции или услуг или внедрение новых технологий. Незапланированные изменения могут включать изменение экономической ситуации, трудовые конфликты, а также изменения в политической или нормативной обстановке или в условиях эксплуатационной среды.


           

        3. Эффективность функционирования в прошлом. Данные об эффективности функционирования критических систем в прошлом и анализы тенденций в обеспечении безопасности полетов должны использоваться, чтобы предвидеть и отслеживать показатели эффективности обеспечения безопасности полетов в условиях изменений. Мониторинг эффективности функционирования критических систем в прошлом также дает возможность обеспечить эффективность корректирующих действий, предпринятых с целью исправить недостатки, выявленные в результате проверок, оценок, расследований или представления данных.


           

      41. По мере развития систем могут накапливаться последствия изменений, что требует внесения изменений и дополнений в первоначальное описание системы. Таким образом, управление изменениями включает необходимость периодического пересмотра описания систем и базового анализа опасных факторов для подтверждения их актуальности.


         

        Элемент 3.3 СУБП Постоянное совершенствование СУБП


         

        Поставщик обслуживания должен отслеживать и оценивать эффективность процессов СУБП, чтобы обеспечить постоянное совершенствование функцио- нирования СУБП.

         


         

        Стратегия реализации


         

      42. Оценка постоянного совершенствования производится путем отслеживания показателей эффективности обеспечения безопасности полетов в организации и непосредственно связана с уровнем развития и эффективности СУБП. Процессы обеспечения безопасности полетов способствуют совершен- ствованию СУБП посредством осуществления постоянного контроля и принятия соответствующих мер. Эти цели достигаются с помощью проведения внутренних оценок и независимых проверок СУБП.


         

      43. Внутренняя оценка включает оценку эксплуатационной деятельности поставщика обслуживания, которая может предоставить информацию, полезную для принятия решений в организации. Именно при этом происходит основная деятельность СУБП — выявление опасных факторов и уменьшение факторов риска (HIRM). Производимая с этой целью оценка должна проводиться людьми или организациями, которые функционально не зависят от технического процесса, который подвергается такой оценке. В ходе внутренней оценки также необходимо проверить и оценить функции управления безопасностью полетов, выработку политики, управление факторами риска для безопасности полетов, обеспечение и популяризацию безопасности полетов.


         

      44. Внутренние проверки включают систематическое и регулярное изучение эксплуатационной деятельности поставщика обслуживания в авиационной отрасли, включая деятельность, к которой относятся специфические функции СУБП. Для повышения эффективности, внутренние проверки проводятся людьми или организациями, которые не зависят от проверяемых функций. Такие проверки предоставляют ответственному руководителю, а также старшим руководителям, ответственным за СУБП, возможность отслеживать реализацию и эффективность СУБП и ее вспомогательных систем.


         

      45. Внешние проверки СУБП могут проводиться соответствующими органами, ответственными за утверждение СУБП поставщика обслуживания. Кроме того, проверки могут проводиться отраслевыми профес- сиональными ассоциациями или другими третьими сторонами, выбранными поставщиком обслуживания. Такие внешние проверки дополняют систему внутренней проверки и обеспечивают независимый контроль.


         

      46. В целом, процессы оценки и проверки дают возможность поставщику обслуживания способствовать постоянному совершенствованию эффективности обеспечения безопасности полетов. Постоянный мониторинг функционирования СУБП, ее систем контроля безопасности полетов и вспомогательных систем обеспечивает достижение целей процесса управления безопасностью полетов.


         

        Компонент 4 СУБП. Популяризация безопасности полетов


         

      47. Популяризация безопасности полетов способствует созданию позитивной культуры в области обеспечения безопасности полетов и создает среду, способствующую достижению целей поставщика обслуживания в этой области. Позитивная культура в области обеспечения безопасности полетов характеризуется ценностями, отношениями и поведением, соответствующим деятельности организации по обеспечению безопасности полетов. Эта цель достигается путем сочетания технической компетентности, постоянно повышаемой с помощью обучения и подготовки персонала, эффективного информационного взаимодействия и обмена информацией в организации.


         

      48. Меры организации по обеспечению безопасности полетов не могут быть успешными "по команде" или только благодаря механическому выполнению нормативных указаний. Популяризация безопасности полетов оказывает влияние на поведение как отдельных лиц, так и организаций и дополняет политику, процессы и процедуры организации, предоставляя сотрудникам систему ценностей, способствующую сознательному отношению к деятельности организации в области обеспечения безопасности полетов.


         

      49. Поставщик обслуживания должен внедрить и осуществлять процессы и процедуры, способствующие эффективному информационному взаимодействию на всех уровнях организации. Поставщик обслуживания должен информировать персонал о своих целях, а также о текущем состоянии деятельности и значительных событиях в области обеспечения безопасности полетов. Поставщик обслуживания должен также поощрять представление информации "снизу вверх", обеспечив обстановку в организации, позволяющую старшему руководству получать открытую и конструктивную обратную связь от эксплуатационного персонала.


         

        Элемент 4.1 СУБП Подготовка и обучение


         

            1. Поставщик обслуживания должен разработать и реализовать программу подготовки в области обеспечения безопасности полетов, гарантирующую, что персонал обучен и компетентен выполнять свои обязанности в соответствии с СУБП.


               

            2. Масштаб программы подготовки в области обеспечения безопасности поле- тов должен соответствовать индивидуальному участию каждого сотрудника в СУБП.

         


         

        Стратегия реализации


         

      50. Руководитель, ответственный за безопасность полетов, предоставляет текущую информацию и проводит подготовку персонала по вопросам безопасности полетов, касающихся конкретных видов деятельности и производственных подразделений организации. Проведение соответствующей подготовки всех сотрудников, независимо от их уровня в организации, является показателем приверженности руководства принципам эффективной СУБП. Подготовка и обучение в области безопасности полетов должны состоять из следующих компонентов:


         

        1. политика, цели и задачи организации в области обеспечения безопасности полетов;


           

        2. обязанности и ответственность сотрудников организации в области обеспечения безопасности полетов;


           

        3. базовые принципы управления факторами риска для безопасности полетов;


           

        4. системы представления данных о безопасности полетов;


           

        5. дополнительные меры по управлению безопасностью полетов (включая планы оценок и проверок);


           

        6. каналы распространения информации о безопасности полетов;


           

        7. процесс апробирования и оценки эффективности подготовки;


           

        8. документированный уровень начальной подготовки и определение потребности в периодической переподготовке персонала.


           

      51. Требования к подготовке, соответствующие потребностям и сложности структуры организации, должны документально оформляться для каждого вида деятельности. На каждого сотрудника, включая руководство, должно быть заведено личное дело о прохождении подготовки.


         

      52. Обучение в области безопасности полетов в организации должно обеспечить надлежащую подготовку и компетентность персонала для выполнения им своих обязанностей по управлению безопасностью полетов. В планах подготовки должны быть указаны стандарты первоначального обучения и переподготовки для эксплуатационного персонала, руководителей различного уровня, старшего руководства и ответственного руководителя. Объем подготовки в области безопасности полетов должен соответствовать индивидуальным обязанностям и степени участия в СУБП. В документации СУБП, касающейся подготовки персонала, должны также быть указаны конкретные обязанности по разработке содержания и календарных планов обучения, а также по ведению учетной документации по подготовке в области безопасности полетов.


         

      53. Подготовка должна включать ознакомление с политикой организации и распределением обязанностей и ответственности в области обеспечения безопасности полетов, с принципами СУБП в отношении управления факторами риска для безопасности полетов и обеспечения безопасности полетов, а также с использованием и преимуществами систем(ы) представления данных о безопасности полетов в организации.


         

      54. Подготовка старшего руководства в области безопасности полетов должна включать информацию об обязанностях в отношении соблюдения национальных требований и требований организации в области безопасности полетов, распределения ресурсов, обеспечения эффективного обмена информацией между подразделениями и активной популяризации СУБП. Кроме того, подготовка в области обеспечения безопасности полетов для старших руководителей должна включать материалы по определению целевых и пороговых уровней безопасности полетов.


         

      55. Наконец, программа подготовки в области безопасности полетов должна включать специальный курс подготовки для ответственного руководителя. Такой учебный курс должен дать ответственному руко- водителю общее представление о СУБП организации и ее взаимосвязи с общей деловой стратегией организации.


         

        Элемент 4.2 СУБП Обмен информацией о безопасности полетов


         

        Поставщик обслуживания должен разработать и использовать официальные средства обмена информацией о безопасности полетов, которые направлены на:


         

        1. обеспечение осведомленности персонала о СУБП в той степени, которая соответствует их должностям;


           

        2. предоставление критической для безопасности полетов информации;


           

        3. разъяснение, почему предпринимаются конкретные действия;


           

        4. разъяснение, почему вводятся или модифицируются процедуры в области безопасности полетов.

         


         

        Стратегия реализации


         

      56. Поставщик обслуживания должен доводить до сведения всего эксплуатационного персонала цели и процедуры СУБП. Руководитель, ответственный за безопасность полетов, должен регулярно распространять информацию о тенденциях в области обеспечения безопасности полетов и конкретных вопросах безопасности полетов посредством бюллетеней и брифингов. Руководитель, ответственный за безопасность полетов, должен


         

        также обеспечивать широкое распространение информации об уроках, полученных в результате расследований, о предыдущих происшествиях и опыте, как собственном, так и полученном от других организаций. Обеспечение безопасности полетов будет более эффективным, если эксплуатационный персонал будет активно вовлечен в процесс выявления опасных факторов и представления данных о них. Таким образом, обмен информацией о безопасности полетов направлен на:


         

        1. обеспечение всесторонней осведомленности всех сотрудников о СУБП;


           

        2. предоставление критичной для безопасности полетов информации;


           

        3. повышение осведомленности о корректирующих действиях;


           

        4. предоставление информации о новых или модифицированных процедурах в области безопас- ности полетов.


           

      57. Примеры средств распространения информации в организации включают:


         

        1. распространение руководства по СУБП;


           

        2. процессы и процедуры в области безопасности полетов;


           

        3. информационные сводки, уведомления и бюллетени;


           

        4. веб-сайты или электронную почту.


 

    1. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СУБП


       

      1. Описание системы


         

        Обзор системы и описание элементов СУБП и их взаимодействия с существующими системами и процессами является первым шагом в определении сферы действия и применения СУБП. На этом этапе предоставляется возможность выявить все недостатки в компонентах и элементах СУБП поставщика обслуживания. Описание системы включает описание взаимосвязей СУБП внутри организации, а также взаимодействия с другими внешними организациями, например, с субподрядчиками. Обзор описания системы и ее структуры ответственности и представления данных о безопасности полетов должен быть включен в документацию СУБП. В больших и сложных по структуре организациях подробное описание основных систем и организационных процедур содержится в соответствующем изложении содержания систем и процедур и административных руководствах поставщика обслуживания. В таких случаях, целям описания системы может служить краткое изложение ее содержания и организационной структуры с надлежащими перекрестными ссылками.


         

      2. Интеграция управленческих систем


 

        1. В зависимости от организационного, эксплуатационного и нормативного контекста, поставщик обслуживания может внедрить интегрированную СУБП. Интеграция дает потенциальную возможность обеспечить синергетический эффект благодаря управлению факторами риска для безопасности полетов во многих областях авиационной деятельности. Например, поставщик обслуживания может внедрить единую СУБП для своей проектной организации, производственной организации и летного отдела деловой авиации. Также


           

          могут быть ситуации, когда целесообразнее создавать отдельные СУБП для каждого вида авиационной деятельности. Организация может сама определить, создавать ли единую интегрированную СУБП или отдельные СУБП в зависимости от своей организационной модели или модели деловой деятельности, при условии, что она будет отвечать требованиям государства в том, чтобы поставщик обслуживания надлежащим образом осуществлял свои обязанности по СУБП во всех областях своей авиационной деятельности. СУБП поставщика обслуживания может быть также интегрирована с системами управления авиационной безопасностью, охраны труда и окружающей среды.


           

          Интеграция СУБП и СМК


           

        2. Поставщики обслуживания воздушного движения обычно внедряют управленческие системы в масштабах всей организации. Эффективность обеспечения безопасности полетов в организации зависит от эффективности интеграции этих систем для обеспечения поставок продукции и предоставления услуг. В контексте СУБП, важнейшим аспектом интеграции является интеграция с системой менеджмента качества (СМК) поставщика обслуживания. СМК обычно определяется как организационная структура и связанные с ней ответственность, ресурсы, процессы и процедуры, необходимые для создания и реализации системы постоянного обеспечения качества и совершенствования деятельности по предоставлению продукции или услуг. Наличие СМК является действующим нормативным требованием в авиационной деятельности для большинства поставщиков обслуживания, включая аттестацию производственной деятельности (Приложение 8), организации технического обслуживания (Приложение 6, часть I) и поставщиков метеорологических и аэронавигационных данных (Приложения 3 и 15, соответственно).


           

        3. СМК и СУБП взаимно дополняют друг друга. Акцент в деятельности СМК направлен на соблюдение предписанных нормативных положений и требований, чтобы соответствовать ожиданиям потребителей и договорным обязательствам, тогда как целью СУБП является гарантия эффективности обеспечения безопасности полетов. Целями СУБП являются выявление опасных факторов, связанных с безопасностью полетов, оценка соответствующих рисков и внедрение эффективных средств контроля, в то время как СМК призвана обеспечивать предоставление продукции и услуг, соответствующих установленным требованиям. Тем не менее и СУБП, и СМК:


           

          1. подлежат планированию и управлению;


             

          2. зависят от мониторинга и измерений показателей эффективности;


             

          3. охватывают все функции организации, связанные с предоставлением авиационной продукции и услуг;


             

          4. нацелены на постоянное совершенствование.


             

        4. В СУБП и СМК используются аналогичные процессы управления факторами риска и обеспечения безопасности полетов. Цель СУБП состоит в том, чтобы выявлять опасные факторы для безопасности полетов, которым организация должна противостоять, и контролировать соответствующие факторы риска. СУБП направлена на то, чтобы управлять факторами риска для безопасности полетов и измерять показатели эффективности обеспечения безопасности полетов во время предоставления продукции и услуг. Процессы управления факторами риска для безопасности полетов устраняют опасные факторы или предоставляют эффективные средства контроля в целях уменьшения факторов риска для безопасности полетов путем поддержания надлежащего баланса при распределении ресурсов между производственной деятельностью и защитными системами, чтобы соответствовать требованиям эффективности обеспечения безопасности полетов.


           

        5. СМК обеспечивает последовательность в предоставлении продукции и услуг, соответствующих стандартам эффективности и ожиданиям потребителей. СМК также обладает независимой функцией


           

          обеспечения эффективности путем использования обратной связи, чтобы обеспечить предоставление продукции и услуг, которые "соответствуют назначению" и свободны от дефектов и ошибок. Функция обеспечения качества выявляет неэффективные процессы и процедуры, которые необходимо модифицировать для повышения их эффективности.


           

        6. Кроме того, СУБП и СМК используют схожие инструменты. Сотрудники по обеспечению безопасности полетов и качества в основном преследуют одинаковые цели, т. е. предоставление безопасной и надежной продукции и услуг потребителям. Сотрудники по обеспечению безопасности полетов и качества изучают различные методы анализа, включая анализ первопричин и статистический анализ тенденций.


           

        7. Установив взаимодополняющую связь между СУБП и СМК, можно определить синергетическое взаимодействие между двумя системами, а именно:


           

          1. СУБП дополняется процессами СМК, такими как проверки, инспекции, расследования, анализ первопричин, разработка процессов, статистический анализ и превентивные меры;


             

          2. с помощью СМК можно заранее определить вопросы безопасности полетов, существующие несмотря на соблюдение организацией стандартов и технических параметров;


             

          3. принципы, политика и практика соблюдения качества связаны с целями управления безопасностью полетов.


             

        8. Взаимосвязь между СУБП и СМК определяет взаимодополняющий вклад каждой системы в дело достижения задач организации по обеспечению безопасности полетов и качества. Обобщенное сравнение двух систем приводится в таблице 5-1.


 

Таблица 5-1. Обобщенное сравнение СМК и СУБП


 

СМК

СУБП

Качество

Безопасность полетов

Обеспечение качества

Обеспечение безопасности полетов

Контроль качества

Выявление опасных факторов и контроль факторов риска

Культура качества

Культура безопасности полетов

Соответствие требованиям

Приемлемый уровень эффективности обеспечения безопасности полетов

Директивный характер

Основа – показатели эффективности

Стандарты и технические параметры

Организационный и человеческий факторы

Реагирующий > Проактивный

Проактивный > Прогностический


 

5.4.3 Анализ недостатков


 

        1. Анализ недостатков состоит в сравнении существующих процессов управления безопасностью полетов поставщика обслуживания с требованиями, содержащимися в СУБП. СУБП поставщиков обслуживания воздушного движения обычно имеют различные функции вследствие соблюдения национальных нормативных положений или внедрения передовой отраслевой практики. СУБП должна быть основана на существующих организационных структурах и системах контроля. Анализ недостатков облегчает разработку плана реализации СУБП, выявляя недостатки, которые должны быть исправлены в интересах полного внедрения СУБП. После завершения и документального оформления анализа недостатков, ресурсы и процессы, которые были определены как отсутствующие или неадекватные, будут лежать в основе плана реализации СУБП.


           

        2. Добавление 7 к настоящей главе содержит перечень вопросов по анализу недостатков, который облегчает поставщику обслуживания деятельность по систематической оценке существующих процессов. Из объективных ответов на каждый вопрос по анализу недостатков станет ясно, какие требуются меры по повышению эффективности.


 

5.4.4 План реализации СУБП


 

        1. План реализации СУБП разрабатывается при консультационном участии ответственного руководителя и руководителей, ответственных за предоставление продукции и услуг, связанных прямо или косвенно с безопасной эксплуатацией воздушных судов. После завершения разработки плана реализации СУБП ответственный руководитель утверждает его. План реализации СУБП включает сроки и этапы работ в соответствии с требованиями, определенными в процессе анализа недостатков, масштабом организации поставщика обслуживания и степенью сложности его продукции или услуг. При необходимости, план должен предусматривать координацию с внешними организациями или подрядчиками.


           

        2. План реализации СУБП поставщика обслуживания может быть документально оформлен в различных формах, от простой электронной таблицы до специализированной компьютерной программы руководства проектом. В плане реализации СУБП должно быть уделено внимание недостаткам, т. е. указаны конкретные меры и этапы их устранения в соответствии с намеченными сроками. Поручение каждой задачи конкретным лицам обеспечивает ответственность в течение всего процесса реализации плана. План должен регулярно пересматриваться и при необходимости актуализироваться. Образец плана/графика реализации СУБП приведен в добавлении 7 к настоящей главе.


           

        3. Полная реализация всех компонентов и элементов СУБП может занять до пяти лет, в зависимости от уровня развития и сложности структуры организация. Реализация СУБП, включая инструктивный материал для поэтапного подхода, обсуждается в разделе 5.5.

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  ..