ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (В. БОЧАРОВ) - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (В. БОЧАРОВ) - 1957 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..

 

 

ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (В. БОЧАРОВ) - часть 15

 

 

Рис. 22. Приучение собаки к аппортировке с применением принуждения.

Добившись   того,   что   собака   хватает   предмет   по   команде   «Аппорт»   из   рук

дрессировщика   или   с   земли,   нужно   усложнять   занятия.   Прежде   всего   рекомендуется
приучить собаку подносить предмет с различных расстояний. Для этого дрессировщик берет
собаку   на   длинный   поводок   и,   возбуждая   ее   видом   движущегося   предмета   (его   нужно
держать   в   правой   руке),   бросает   предмет   на   расстояние   до   5   м.   После   броска   подается
команда «Аппорт». Как только собака схватит предмет, следует подозвать ее и, подав команду
«Дай»,   взять   предмет   и   поощрить   собаку.   Если   собака   не   подходит,   пытаясь   играть   с
предметом, следует, повторяя команду «Ко мне», привлечь ее внимание отбеганием и легким
подтягиванием поводка.

Затем нужно не брать у собаки принесенный предмет, а заставлять ее подносить его с

обходом   дрессировщика   и   посадкой   у   левой   ноги.   Как   только   собака   начнет   по   команде
быстро и безотказно подносить предмет, нужно отработать у нее выдержку в положении
посадки  перед  посылом за  предметом.  Для  этого  дрессировщик,  посадив  собаку  у левой
ноги, придерживает ее за поводок у ошейника, бросает предмет, а при ее попытке бежать за
предметом подает команду «Сидеть» и заставляет собаку сесть. После выдержки в несколько
секунд дрессировщик. По команде «Аппорт» посылает собаку за предметом. В дальнейшем
перед   посылом   следует   постепенно   удлинять   выдержку.   Окончательно   этот   навык   лучше
закреплять   путем   приучения   собаки   к   подаче   разных   предметов,   а   также   тренировкой   в
разыскивании предмета, брошенного в густую траву, кустарник или спрятанного в какое-
либо место.

Основные   ошибки   при   отработке   аппортировки:  1)   предоставление   собаке

возможности играть с подносимым предметом, в результате чего задерживается его подача
дрессировщику и ослабляется послушаемость собаки; 2) поспешный переход к приучению
подавать   вещь   с   расстояния,   затрудняющий   отработку   безотказного   выполнения   команды
«Аппорт», и особенно подход с предметом; 3) наличие лакомства в руках дрессировщика при
подносе  предмета, приводящее к  тому, что собака  преждевременно  выбрасывает вещь из
пасти.

11. Прекращение нежелательных действий

Этот   прием   вырабатывает   у   собаки   стойкий   тормозной   условный   рефлекс   на

прекращение   или   предупреждение   нежелательных   для   дрессировщика   действий   по   его
команде.

Условным   раздражителем   служит   команда   «Фу»,   используемая,   как   правило,   в

угрожающей интонации.

Безусловным   раздражителем   является   резкий   рывок   поводка,   силу   которого   может

увеличивать   применение   строгого   ошейника   или   хлыста.   Команда   «Фу»   имеет   значение
общего тормоза для всех нежелательных действий собаки (нападение на людей и животных,
подбирание без команды пищи с земли и т.п.). Эта команда должна всегда воздействовать на

собаку   сильнее,   чем   раздражители   окружающей   среды,   вызывающие   у   нее   отвлечения   в
процессе   дрессировки.   Команду   «Фу»   нельзя   применять   в   тех   случаях,   когда   собака
задерживается с выполнением какого-либо действия по определенной команде («Сидеть»,
«Лежать», «Вперед» и т.д.), проявляя попытку к отвлечению. В подобных случаях следует
подавать   соответствующую   команду   (например   «Сидеть»)   в   угрожающей   интонации.
Использовать команду «Фу» нужно только при необходимости. Злоупотребление командой
«Фу» может вызвать стойкое торможение в нервной системе собаки, ведущее к понижению
работоспособности или полному отказу от работы.

Навык на запрещение по команде «Фу» отрабатывается механическим методом. Для

отработки   этого   навыка   следует   выбирать   такое   место,   где   имеются   отвлекающие
раздражители   (домашние   животные,   птицы,   другие   собаки,   посторонние   люди,   пищевые
раздражители и т.д.). В начале занятия нужно проводить на коротком поводке, без строгого
ошейника. Придя на место занятия, дрессировщик не спускает собаку с поводка и, подав
команду «Гуляй», свободно двигается с собакой, постепенно приближаясь к посторонним
отвлекающим раздражителям. Как только собака, привлеченная каким-либо раздражителем,
попытается   совершить   нежелательное   действие   (набрасывается   на   другое   животное   или
человека,   пытается   схватить   кость   и   т.д.),   дрессировщик   подает   команду   «Фу»,
сопровождаемую сильным рывком поводка. Это прекращает нежелательное действие собаки.
Затем следует подозвать собаку к себе и успокоить ее путем оглаживания. После небольшой
выдержки дрессировщик вновь подает команду «Гуляй» и предоставляет собаке возможность
совершить нежелательное действие, предупреждая его выполнение запрещающей командой
«Фу».  Такие  упражнения   можно   повторять  на  одном  занятии   не  более  трех-четырех  раз,
причем повторять упражнение можно только после того, как нервная система собаки придет
в нормальное состояние после торможения, вызванного командой «Фу». В тех случаях, когда
силы   рывка   при   наличии   обычного   ошейника   оказывается   недостаточно,   следует
использовать строгий ошейник.

Как   только   у   собаки   установится   условный   рефлекс   на   команду   «Фу»   и   она   будет

прекращать нежелательное действие лишь по одной команде, рекомендуется переходить к
усложнению   данного   приема.   Для   этого   занятия   переносятся   в   места,   отличающиеся
наличием большого количества разнообразных отвлекающих раздражителей. Собака вначале
находится на длинном поводке, а затем без поводка. Во время работы с собакой на длинном
поводке разрешается чаще использовать строгий ошейник.

К работе без поводка можно переходить лишь после того, как собака будет безотказно

выполнять   запрещающую   команду   «Фу»,   находясь   на   длинном   поводке.   В   процессе
дрессировки, особенно при групповых занятиях, нельзя допускать грызни между собаками.
Для   этого   используется   команда   «Фу»,   подкрепляемая   сильным   болевым   раздражителем,
воздействием строгого ошейника или ударом хлыста.

Навык запрещения по команде «Фу» окончательно закрепляется при наличии большого

количества разнообразных отвлекающих раздражителей. При нечетком выполнении команды
или   в   случае   ее   невыполнения   следует   вновь   взять   собаку   на   поводок   и   сопровождать
команду «Фу» рывком поводка.

Основные   ошибки:  1)   чрезмерно   частое   подкрепление   команды   «Фу»   сильными

болевыми   раздражителями   (злоупотребление   строгим   ошейником,   ударами   хлыста),
вызывающее у собаки состояние стойкого торможения и угнетения; 2) частое употребление
команды   «Фу»,   не   сопровождаемой   безусловным   раздражителем,   ослабляющее   силу
действия этой команды на собаку; 3) неуместное использование команды «Фу» взамен какой-
либо основной команды (в угрожающей интонации).

12. Преодоление препятствий

Выработка   у   собак   навыка   на   преодоление   различных   препятствий   имеет   важное

значение.   Она   содействует   физическому   развитию   собаки,   дисциплинирует   ее   поведение,
приучает собаку к преодолению различных препятствий.

Первоначальное   приучение   собаки   к   преодолению   препятствий   проводится   на

специально приспособленных снарядах (барьер, бум, лестница, канава). В качестве условных
раздражителей для преодоления препятствий, требующих прыжков а высоту или в длину,
используется команда «Барьер»; для преодолений препятствий путем лазания или перехода –
команда «Вперед»; кроме команды, применяется направляющий жест правой руки в сторону
препятствия.

Приучая   собаку   к   преодолению   препятствий,   нужно   придерживаться   следующих

правил:

1) начинать с наиболее легких упражнений;
2) не проводить занятия сразу после кормления собак;
3) усложнять упражнения постепенно с учетом физического состояния собаки.
Приучение собаки к преодолению барьера, бума и лестницы проводится одновременно.

На   каждом   занятии   упражнения   нужно   проводить   в   различном   порядке,   чтобы   избежать
выработки у собаки нежелательной связи.

Прыжки через препятствия. По команде дрессировщика «Барьер» и направляющему

жесту собака должна перепрыгивать через глухой забор высотой не менее 1,5 м, изгородь
высотой не менее 1 м и канаву шириной не менее 1,5 м.

Для первоначального приучения используется барьер (см. приложение) высотой от 30

см до 1 м. В этот период нужно добиваться от собаки свободного прыжка «ласточкой».

Контрастный метод.  Дрессировщик берет собаку на длинный поводок, усаживает ее

перед барьером, перебрасывает через него поводок, переходит на другую сторону барьера и
останавливается напротив собаки. Взяв конец поводка в правую руку, он подзывает собаку
командой   «Ко   мне»   и   натягиванием   поводка   мешает   ей   обойти   барьер.   Перед   прыжком
подает команду «Барьер», а после прыжка поощряет собаку.

Подражательный метод.  Первый способ. Держа собаку на поводке, дрессировщик

быстро   подходит   или   бежит   с   ней   к   барьеру   и,   произнося   перед   препятствием   команду
«Барьер»,   прыгает   через   него,   увлекая   за   собой   собаку   (рис.   23).   После   прыжка   собаку
поощряют   лакомством,   оглаживанием   и   восклицанием   «Хорошо».   Так   повторяется   три-
четыре раза.

На последующих занятиях дрессировщик подбегает с собакой к барьеру и побуждает ее

к прыжку командой «Барьер», но сам не прыгает. Остановившись перед препятствием, он
предоставляет   собаке   возможность   совершить   прыжок.   В   момент   прыжка   собаки
дрессировщик быстро переходит на другую сторону барьера и там поощряет собаку.

Второй способ. Несколько дрессировщиков со своими собаками становятся в колонну

по   одному   в   5–6   м   от   барьера.   Собак,   уже   приученных   к   прыжку,   чередуют   с
неподготовленными собаками. Впереди группы всегда должен находиться дрессировщик с
хорошо   подготовленной   собакой.   Подавая   команду   «Барьер»,   дрессировщики   поочередно
пускают собак через препятствия. Этот способ можно использовать лишь после того, как
собаки будут хорошо приучены друг к другу. С большим успехом можно использовать в этом
случае также пуск кобеля за сукой, предоставив им возможность немного поиграть перед
прыжком; сука должна прыгать всегда впереди кобеля.

Рис. 23. Приучение собаки к преодолению барьера.

Вкусопоощрительный   метод  можно   успешно   применять   при   дрессировке   собак   с

выраженной   пищевой   реакцией.   Подведя   собаку   к   барьеру,   дрессировщик   возбуждает   ее
видом   и   запахом   лакомства   или   кости,   которые   затем   перебрасывает   через   барьер.   Это
заставляет собаку совершать прыжок. В момент прыжка подается команда «Барьер». После
нескольких таких упражнений собака начинает выполнять прыжок лишь по одной команде
«Барьер», подкрепляемой лакомством и оглаживанием (по другую сторону барьера)

Использование   аппортировки.  Если   у   собаки   прочно   закреплен   навык   и   она

проявляет   большой   интерес   к   аппортировке,   следует   использовать   это   для   приучения   к
преодолению препятствий. В подобном случае действия дрессировщика будут аналогичны
действиям   при   вкусопоощрительном   методе.   Разница   состоит   лишь   в   том,   что   вместо
лакомства   или   кости   через   барьер,   на   виду   у   собаки,   перебрасывается   аппортировочный
предмет  и  команда «Барьер» сопровождается вначале командой «Аппорт». После прыжка
собаки   за   предметом   дрессировщик   перебегает   на   другую   сторону   барьера   и   поощряет
собаку.

Использование   оборонительной   реакции.  Для   собак   с   преобладающей   активно-

оборонительной реакцией в качестве побуждающего раздражителя на прыжок через барьер
можно  воспользоваться  услугами  помощника, находящегося на  противоположной  стороне
барьера. Своими действиями помощник возбуждает у собаки оборонительную реакцию и
затем пытается убежать.

Держа   собаку   на   длинном   поводке,   дрессировщик   предоставляет   ей   возможность

прыгнуть   через   препятствие   и   броситься   за   помощником.   При   этом   подается   команда
«Барьер». После ряда упражнений у собаки вырабатывается условный рефлекс на команду
«Барьер» и она начинает выполнять прыжок лишь по одной команде.

Добившись того, что собака начнет прыгать через барьер только по одной команде,

нужно   переходить   к   усложнениям.   Первое   и   основное   усложнение   будет   заключаться   в
постепенном   увеличении   высоты   барьера   (до   180  см)   и   приучении   собаки   захватываться
передними лапами за верхнюю доску и, подтягиваясь, перепрыгивать через преграду (рис.
24). 

Если необходимо, дрессировщик поддерживает собаку в момент прыжка. После этого

быстро перебегает на противоположную сторону барьера и поощряет собаку. Постепенно
собака   приучится   самостоятельно   подтягиваться   передними   лапами   и   перелезать   через
барьер.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..