ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (В. БОЧАРОВ) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (В. БОЧАРОВ) - 1957 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..

 

 

ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (В. БОЧАРОВ) - часть 10

 

 

действиями   щенка.   При   его   попытке   стащить   лакомство   нужно   подать   команду   «Фу».   В
случае невыполнения команды за ней последует шлепок. Провинившийся щенок «поймет»,
за   что   наказан.   После   нескольких   таких   занятий   он   не   будет   лазать   на   стол   и   таскать
продукты.

Таким же способом щенка отучают от лазания на диван, на кровать, от подбирания на

земле пищи и т.п. После каждого нежелательного действия щенка должна следовать команда
«Фу» и легкое наказание.

Однако   щенка,   совершившего   какой-либо   проступок,   но   не   застигнутого   на   месте

«преступления», наказывать нельзя. В подобном случае наказание будет для него непонятна.

Бывает,   что   щенок,   на   долгое   время   предоставленный   самому   себе,   в   отсутствие

хозяина совершает какой-либо проступок (прогрызет ковер, туфли, что-нибудь разобьет и
т.п.). Рассерженный хозяин по возвращении наказывает щенка, который давно уже забыл о
совершенной шалости и радостно бросается навстречу хозяину. Такое воспитание принесет
только вред, так как, во-первых, щенок не знает, за что его наказали, во-вторых, при подходе
к хозяину он вместо ласки или лакомства получает наказание и в результате будет опасаться в
дальнейшем подходить по его зову.

В четыре-пять месяцев щенок приучается ходить рядам у ноги хозяина, держать себя

свободно   по   команде   «Гуляй»,   садиться   и   ложиться   по   соответствующим   командам.   К
укладке   можно   приучать   щенка   после   того,   как   он   хорошо   будет   выполнять   команду
«Сидеть».

Поскольку у щенков обычно преобладает врожденный ориентировочный рефлекс, их

нельзя   утомлять   занятиями   и   требовать   такой   же   безотказности   и   четкости   выполнения
приемов,   как   от   взрослой   собаки.   Особенно   следует   обратить   внимание   на   отработку
тормозных рефлексов, прививая их крайне осторожно. Например, при посадке или укладке
щенка   нельзя   требовать   от   него   большой   выдержки.   Щенок,   подобно   ребенку,   не   может
надолго сосредоточиться на одном предмете, все для него ново, все его интересует, отвлекает.
Поэтому нельзя требовать от щенка того, чего требуют от взрослой собаки при дрессировке.

Очень   полезно   приучать   щенка   приносить   по   команде   (аппортировать)   брошенную

хозяином   вещь.   Этот   навык,   как   вспомогательный   прием,   пригодится   в   дальнейшем   при
дрессировке. Кроме того, аппорт (деревянная палочка длиной 20–25 см с утолщениями на
концах, чтобы щенку было удобнее брать ее за середину зубами) является обычно любимой
игрушкой   щенка,   и   он   довольно   быстро   приучается   не   только   приносить   брошенную
хозяином вещь, но и носить что-либо на прогулке.

Во время прогулок со щенком очень полезно для будущей его практической работы

развивать навык к поиску. После того как щенок будет обучен аппортировке, можно приучать
его к поиску брошенной в кусты или в высокую траву вещи. В первое время задача хозяина
заключается в том, чтобы помогать щенку в поиске, наводя его на разыскиваемую вещь.

Чтобы   приучить   щенка   более   внимательно   следить   за   хозяином,   полезно   время   от

времени неожиданно прятаться от него.

Примерно   к   пяти-шести   месяцам   щенок   должен   быть   приучен   к   отказу   от   корма,

предлагаемого или подброшенного посторонними людьми, а также от пищи, найденной на
земле.   Это   помогает   развивать   недоверие   щенка   к   посторонним   людям,   гарантирует   от
возможности   умышленного   отравления   собаки,   а   также   предохраняет   ее   от   заражения
глистами или от случайного отравления испорченной пищей.

Как   вспомогательному   приему   для   некоторых   специальных   служб   можно   приучать

щенка подавать по команде голос (лаять), но этот прием следует отрабатывать осторожно.
Если   щенок   усвоил   команду   «Голос»   и   охотно   выполняет   ее,   то   повторять   этот   навык
достаточно   лишь   для   того,   чтобы   он   не   забывался.   Если   хозяин   будет   требовать   частой
подачи голоса, щенок может приучиться беспричинно лаять.

Наконец,   очень   нужный   навык,   являющийся   в   то   же   время   хорошим   физическим

развитием, который начинают отрабатывать у щенка в период воспитания, – это преодоление
различных   препятствий.   Обученная   служебная   собака   на   практической   работе   может

перепрыгивать через плетень или решетчатый забор высотой до 1,5 м, ров и водную преграду
шириной в три и более метра, ходить по бревну (буму), преодолевать глухой забор высотой
2–2,5 м и, наконец, лазать по лестнице пожарного типа.

Так  как  костяк  щенка   еще   не  окреп,   обучать  его  преодолению  препятствия   следует

очень осторожно, не увлекаясь высотой препятствия. Начинать обучение можно примерно с
пяти месяцев, причем высота препятствия должна быть очень небольшой: вначале 40–50 см,
к концу воспитательного периода (к девяти-десяти месяцам) высота решетчатого забора или
плетня может достигать 100 см, а глухого забора до 1,5 м. От высоких прыжков у щенка
может развиться искривление спины или ног. Следует помнить, что цель обучения щенка
преодолению   препятствий   –   не   погоня   за   высотой,   а   воспитание   определенных   навыков,
выполняемых по команде хозяина, развитие ловкости и смелости. В дальнейшем взрослая,
окрепшая собака (в возрасте от одного года до двух лет) при соответствующей тренировке
научится преодолевать более высокие препятствия.

Лестница для обучения щенка лазанию должна иметь широкие и частые перекладины.

Постепенно, когда щенок освоится с выполнением этого приема, можно переходить к более
узким   и   редким   перекладинам.   К   хождению   по   буму   щенка   следует   приучать   также
постепенно. Сначала бум делают более широким и плоским (или чуть округленным), а затем
его форму доводят до формы обычного бревна диаметром 15–20 см.

Занятия   по   преодолению   препятствий   следует   строить   так,   чтобы   эти   упражнения

интересовали   щенка,   не   вызывали   бы   чувства   страха   и   не   приводили   к   физической
перегрузке.

Независимо от того, для какой работы в будущем предназначается щенок, полезно в

процессе воспитания приучать его спокойно, без трусости относиться к выстрелам, взрывам
и другим резким звуковым раздражителям, так как этот навык является обязательным для
всех   служебных   собак.   Собака,   которая   боится   выстрелов   и   других   резких   звуковых
раздражителей, непригодна для работы.

Нельзя также забывать о том, что грозовые разряды могут испугать щенка. Поэтому во

время грозы следует наблюдать за щенком, приучая его спокойно переносить грозу. С этой
целью рекомендуется во время грозы различными способами отвлекать внимание щенка от
происходящего (затеять с ним игру, дать лакомство и т.п.).

Глава III

ОБЩИЕ ПРИЕМЫ ДРЕССИРОВКИ

Дрессировка   собак   всегда   должна   начинаться   с   общих   приемов.   Благодаря   этим

приемам   у   собак   вырабатываются   навыки,   обеспечивающие   управление   их   поведением,
устанавливается   необходимый   контакт   с   дрессировщиком,   закладывается   основа   для
специальной   подготовки.   Проработка   большинства   общих   приемов   дрессировки   ведется
также   для   того,   чтобы   установить   в   нервной   системе   собаки   необходимое   соотношение
между   процессами   возбуждения   и   торможения.   Это   достигается   путем   выработки
положительных и тормозных условных рефлексов, которые обеспечивают подчинение собаки
своему дрессировщику и ее хорошее послушание («дисциплину»).

К   общим   приемам   дрессировки   относятся:  1)   установление   правильного

взаимоотношения дрессировщика с собакой; 2) приучение к кличке, ошейнику и поводку; 3)
подход к дрессировщику; 4) посадка; 5) движение рядом с дрессировщиком; 6) переход в
свободное положение; 7) укладка; 8) стойка на месте; 9) возвращение на место; 10) подача
брошенного   предмета;   11)   прекращение   нежелательных   действий;   12)   преодоление
препятствий   (бума,   лестницы,   глухого   забора,   изгороди   и   канавы);   13)   безразличие   к
выстрелам   и   другим   сильным   звуковым   раздражителям;   14)   безразличие   к   найденному
корму; 15) подача голоса.

1. Установление правильного взаимоотношения дрессировщика с

собакой

Для того чтобы начать дрессировку, дрессировщик должен прежде всего установить

правильное   взаимоотношение   (контакт)   с   собакой.   Правильное   взаимоотношение
дрессировщика   с   собакой   должно   поддерживаться   на   всем   протяжении   дрессировки;   оно
является   результатом   всех   воздействий   дрессировщика   на   собаку   (при   кормлении,
выгуливании, уходе и дрессировке).

Особо   следует   выделить   первые   пять-шесть   дней,   на   протяжении   которых

дрессировщик знакомится с собакой и приучает ее к себе. Это достигается выработкой у
собаки   таких   условных   рефлексов,   которые   обеспечивают   «доверие»,   а   в   дальнейшем   и
«привязанность» ее к своему дрессировщику.

В   процессе   приучения   собаки   к   дрессировщику   у   нее   вырабатываются   условные

рефлексы   на   его   голос,   внешний   вид,   особенности   движений   и   присущий   ему
индивидуальный   запах.   В   результате   этого   собака   начинает   постепенно   отличать   своего
дрессировщика от других людей, проявляя к нему все большую «привязанность». Во время
приучения   собаки   к   дрессировщику   основным   безусловным   раздражителем   является
пищевой   раздражитель   (пища,   лакомство).   Большое   значение   также   имеют   прогулки   и
выгуливание   собаки,   т.е.   предоставление   ей   движения   и   свободы   (хотя   бы   на   длинном
поводке). Правильный и регулярный уход за собакой (чистка, купание) также содействует
развитию «доверия» и «привязанности» к дрессировщику.

Приучая собаку к себе, следует категорически запрещать посторонним лицам давать ей

пищу или лакомство и пресекать попытки установления «дружеских» отношений. Поэтому в
период приучения собаки не следует передоверять уход за ней другим людям. Дрессировщик
должен сам больше бывать с собакой, чтобы быстрее установить с ней необходимый контакт.
При первоначальном подходе к собаке следует быть смелым, но осторожным. Рекомендуется
избегать чрезмерно ласкового, а также грубого обращения с собакой. Дрессировщик должен
быть настойчивым и решительным, когда нужно заставить собаку выполнить определенное
требование.

Знакомясь с собакой, следует назвать ее кличку и после этого предложить лакомство

(рис.   7).   Если   собака   сразу   берет   лакомство,   проявляя   при   этом   признаки   доверчивого
отношения,   следует   поласкать   ее   и   затем,   используя   ошейник   и   поводок,   вывести   на
прогулку.   Можно   действовать   и   иначе.   Хозяин,   которому   принадлежала   собака,   может
вывести ее на прогулку. В это время дрессировщик подойдет сзади и незаметно для собаки
примет   поводок   (на   злобной   собаке   должен   быть   намордник),   продолжая   ее   выгуливать.
Бывший хозяин должен удалиться. Выгуливая собаку и не стесняя ее движений (в пределах
поводка), дрессировщик изредка называет ее кличку и дает лакомство. В период приучения
злобных собак следует быть осторожным. Злобную собаку лучше всего содержать некоторое
время на привязи или в отдельном закрытом помещении (сарае, клетке, выгуле), регулярно
кормить   и,   как   только   она   начнет   проявлять   «доверчивое»   отношение,   смело   брать   на
поводок и выводить на прогулку.

Рис. 7. Дача лакомства собаке.

Нужно быть осторожным и во время приучения трусливых собак. В этом случае (так же

как   и   при   приучении   злобных   собак)   нельзя   допускать   резких   и   порывистых   движений,
громких окриков, появляться перед собакой с хлыстом или другими предметами, которые
могут ее отпугнуть. Больше следует ласкать собаку, предлагать ей лакомство и т.п. Наиболее
быстро приучаются собаки с преобладающей пищевой реакцией. Собаки с преобладающей
оборонительной   реакцией   в   активной   или   пассивной   формах   приучаются   медленней,   но
проявляют   затем   большую   привязанность.   Приучая   к   себе   собаку,   дрессировщик   должен
регулярно ее кормить, выгуливать и выводить на прогулки. Выгуливать собак лучше всего в
утренние и вечерние часы, до кормежки. Прогулки должны продолжаться не менее одного
часа в день; в это время нужно позволить собаке бегать и резвиться, стараясь не допустить ее
соприкосновения с посторонними собаками (пустующих сук следует выгуливать отдельно от
кобелей).

В процессе выгуливания и прогулок  у  собаки вырабатывается условный рефлекс на

дрессировщика, как на условный раздражитель, сигнализирующий о «возможном свободном
состоянии» (выход из квартиры, клетки, вольера и т.д.). Это усиливает ее «привязанность» к
дрессировщику.

При   установлении   правильного   взаимоотношения   дрессировщика   с   собакой

наиболее возможны следующие ошибки: 1) чрезмерно грубое, невыдержанное обращение
с   собакой   (резкие   рывки   поводком,   использование   хлыста,   злоупотребление   резкими
окриками),   вызывающее   проявление   оборонительной   реакции   и   затрудняющее   приучение
собаки; 2) излишне ласковое обращение, частая и неуместная игра и т.п., выводящая собаку
из   «подчинения»   дрессировщику;   3)   робкое,   боязливое   и   нерешительное   обращение   с
собакой, вызывающее у нее недоверие и настороженность.

2. Приучение к кличке, ошейнику и поводку

Приучение собаки к определенной кличке, как условному раздражителю, имеет

большое значение.  Кличка помогает управлять поведением собаки во всех случаях, когда
дрессировщику необходимо привлечь ее «внимание».

Кличка является в дрессировке первым условным раздражителем, используемым при

установлении   контакта   дрессировщика   с   собакой.   Собака   должна   реагировать   на   кличку
быстро и четко. При дрессировке кличка должна предшествовать какой-либо команде лишь в
тех случаях, когда собака отвлекается от дрессировщика или тогда, когда нужно усилить ее
внимание. Целесообразно также иногда использовать кличку при групповых занятиях, когда
собака отвлекается на других собак.

Для   клички   может   быть   использовано   любое   короткое,   звучное   слово   (кроме

человеческих имен). Приучать собаку к кличке следует с самого раннего возраста. Во время
приучения собаки к новому владельцу или дрессировщику этот прием следует повторять, а
если неизвестна ее старая кличка, приучать к новой.

Приучение собаки к кличке лучше всего начинать во время кормления. Держа в руках

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..