бы собаке лизать ему лицо и руки, не играл бы никогда с чужими собаками. Необходима
предварительная подготовка малышей родителями. И если за одним ребенком нужен глаз да
глаз, то за двумя детьми нужно особо тщательное наблюдение! Конечно, с той разницей, что
ребенок вырастает, а собака на всю жизнь остается ребенком.
Собака может стать и приятелем, утешающим в горе: ведь даже в самых благополучных
семьях у любящих родителей бывают конфликты с детьми, когда чадо получает заслуженный
выговор или даже шлепок. И, даже сознавая справедливость наказания, тем не менее как
бывает хорошо выплакаться все понимающему четвероногому другу! Эти качества собаки
особенно ценят подростки, как считают психологи.
Вне семьи, в детском коллективе, собака способна выполнять роль посредника при
общении боязливых и робких детей, плохо контактирующих со своими сверстниками.
Наконец, в тех семьях, где дети по тем или иным причинам вынуждены оставаться одни, без
взрослых, особенно по вечерам, собака в доме помогает ребенку без страха переносить
одиночество, а в случае необходимости может и защитить.
Западногерманский журнал «Хунде» писал в конце 1984 года в статье «Дети и собаки»,
что владение собакой также позволяет ребенку проявить себя в роли старшего хозяина
доверившегося ему живого существа, научить его повиноваться. Благодаря этому в ребенке
появляется уверенность в своих силах, развивается самостоятельность. Общепризнанно, что
владение собакой существенно обогащает и духовный мир ребенка.
Появление в доме щенка сразу смещает центр внутрисемейного притяжения, как бы
дробит его на равные или даже неравные части: щенок быстро становится главным
любимцем. И это не дает развиваться детскому эгоцентризму.
В общении детей и собак я заметил удивительный аспект. Часто можно встретить на
прогулке с собаками девочек лет десяти — пятнадцати. Обычно это девочки, у которых нет
сестрички или брата. Но есть большая потребность любить существо меньше себя,
заботиться о нем, воспитывать; действует могучий инстинкт материнства. Кукол им
недостаточно. Собака для девочки-подростка превращается в необходимое промежуточное
звено между неодушевленной игрушкой и будущим собственным ребенком. К сожалению,
этот ребенок нередко бывает единственным…
Есть люди, которые активно ненавидят собак. Они стремятся высказать отрицательное
мнение по поводу хозяев, которые выгуливают своих любимцев на поводках и без оных, с
намордниками или с высунутыми розовыми языками. Они даже могут ударить собаку,
бросить в нее камнем, рассыпать в траве отраву. Среди них, к сожалению, много пожилых
людей. Вероятно, в детстве у них никогда не было собаки. А может быть, не было и самого
детства…
Собака для ребенка — это не просто хорошо, это необходимо. При соблюдении,
конечно, гигиены и осторожности при контактах с животным. Если ребенок провел свое
раннее детство без собаки, считает К. Лоренц, исходя из своих наблюдений, значит, ему не
повезло.