(М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     (М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - 1979 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..

 

 

(М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - часть 15

 

 

 

113 

равновесие,  сама  завалилась  на  левый  бок.  Лонжами  от  штрабат  следует  удерживать  передние  ноги  в 
согнутом  положении,  чтобы  лошадь  не  могла  вскочить  (рис. 59). По  команде  дрессировщика  «Встать!» 
помощник отпускает лонжи от штрабат, лошадь сама поднимается, почувствовав ноги свободными. Тут же 
огладить, похвалить, поощрить. Обучая трюку, в дальнейшем приучают лошадь выполнять его по команде 
«Лечь!» и тушируя только по левому боку. 

ТРЮК

 

«СИДЕТЬ!»

 

—ЛОШАДЬ

 

В

 

ПОЛОЖЕНИИ

 

СИДЯ

 

НА

 

КРУПЕ 

  

 

Надевают  гурту  с  кольцами  и 

штрабаты  на  задние  и  передние  ноги.  Лонжи 
от  штрабат  на  передних  ногах  пропускают 
через  крайние  кольца,  на  задних — через 
средние кольца на гурте. 

Трюку обучают в следующем порядке. 

По  команде  «Лечь!»  укладывают  лошадь  на 
бок,  удерживая  штрабатами  передние  ноги 
подтянутыми.  Затем  по  команде  «Сесть!»  отпускают  штрабаты  передних  ног,  а  когда  лошадь  начнет 
подниматься,  одновременно  подтягивают  и  крепко  удерживают  штрабатами  задние  ноги,  что  не  дает 
возможности лошади полностью встать. 

Лошадь, принимая сидячее положение, опирается на передние ноги (первый элемент естественного 

движения  при  вставании).  В  этом  положении  надо  удержать  штрабатами  задние  ноги,  подвести  перед 
лошади  так,  чтобы  выправить  спину,  если  она  изогнута,  добиваясь  при  этом,  чтобы  задние  ноги  лошади 
правильно  лежали  против  передних  ног  (рис. 60). После  выполнения  огладить,  поощрить.  По  команде 
дрессировщика «Встать!» штрабаты на задних ногах сразу отпустить и, потянув слегка лошадь вперед за 
уздечку, заставить ее встать на ноги. Опять огладить, похвалить, поощрить. 

ПИРУЭТ

 

СО

 

СКРЕЩЕННЫМИ

 

ПЕРЕДНИМИ

 

НОГАМИ 

 

Этот трюк состоит в перемещении корпуса лошади вокруг неподвижно стоящих передних ног. При 

обучении  пируэту  со  скрещенными  передними  ногами  следует  поставить  лошадь  передними  ногами  на 
небольшой  коврик  или  на  кусок  толстой  фанеры  для  того,  чтобы  копыта  могли  скользить  в  целях 
предотвращения вывиха путовых суставов при поворотах. На передние ноги лошади надевают штрабаты, 
лонжи  от  которых  держат  помощники,  стоящие  по  обеим  сторонам  лошади.  Дрессировщик  за  короткую 
лонжу  удерживает  лошадь  на  месте  и  туширует  ее  большим  хлыстом  (фарпайчем)  по  левому  боку, 
заставляя медленно передвигать задние ноги по кругу с остающимися на месте передними ногами. Задача 
помощников — удерживать передние ноги неподвижными. 

По  мере  поворота  корпуса  лошади  примерно  на 

четверть круга передняя правая нога должна стоять на месте 
прямо, а другая — заплетаться за стоящую (рис. 61). 

Чрезвычайно  важно,  как  и  всегда,  не  спешить, 

довольствоваться  на  первых  порах  обучения  одним-двумя 
шагами,  затем  полукругом;  вовремя  оглаживать,  хвалить  и 
поощрять.  Когда  лошадь  через  несколько  уроков  начнет 
делать полный пируэт со скрещенными передними ногами, ее 
следует удержать неподвижно в таком положении несколько 
секунд  и  похвалить;  затем  дрессировщик  переходит  на 
другую  сторону  и,  тушируя  по  другому  боку,  заставляет 
делать  пируэт  в  обратную  сторону,  следя  за  тем,  чтобы 

лошадь не переставляла передние ноги, а раскручивала в первоначальное положение. 

НА

 

«ГОХ!

 

»

 

 

ПОДЪЕМ

 

ЛОШАДИ

 

НА

 

ЗАДНИЕ

 

НОГИ 

 

Сверху уздечки на голову лошади надевают капцунг (специальный недоуздок). 
За  кольцо  на  нахрапном  ремне  пристегивается  верхняя  лонжа,  идущая  через  лонжевой  верхний 

блок.  Эту  лонжу  держит  один  из  помощников.  По  бокам  пристегиваются  за  кольца  капцунга  или  удил 

Рис. 60 

 

Рис. 61 

 

114 

уздечки две длинные лонжи, которые держат два других помощника. Лошадь ставят на середине манежа 
немного ближе к главному проходу. 

Дрессировщик,  находясь  перед  лошадью,  командует  «Вверх!» («Гох!»)  и  быстрым  взмахом  обеих 

рук вверх с хлыстом (фарпайчем) в правой туширует им по подбородку лошади, принуждая ее этим дви-
жением  подняться  на  задние  ноги,  вначале  хотя  бы  подскочить.  На  первых  тренировках  лошадь,  не 
понимая  еще  требования  дрессировщика,  от  резкого  жеста  и  команды  шарахается  в  сторону,  отступает 
назад.  В  этот  момент  все  помощники,  действуя  одновременно,  должны  удерживать  лошадь  на  месте: 
помощник,  находящийся  позади,  туширует  ее  по  крупу,  не  позволяя  отступить  назад;  два  других 
удерживают боковыми лонжами; четвертый помощник подтягивает ее верхней страховочной лонжей (рис. 
62). 

После  каждой,  даже  неудачной,  попытки  поднять 

лошадь  на  «Гох!»  ее  надо  огладить  и  успокоить,  затем 
поставить на место в исходное положение и только после этого 
продолжать  опять  обучение  трюку.  После  удачных  попыток 
огладить,  похвалить,  поощрить.  Когда  лошадь,  поняв,  что  от 
нее  требуют,  начнет  подниматься  на  задние  ноги,  помощник 
должен  верхней  лонжей  удержать  ее  две-четыре  секунды,  а 
дрессировщик,  чтобы  лошадь  оставалась  в  этом  положении, 
продолжает  держать  руки  поднятыми  с  фарпайчем  перед 
головой  и  слегка  туширует  ее  по  подбородку.  Помощники 
одновременно  удерживают  лошадь  боковыми  лонжами,  не 
давая  ей  возможность  повернуть  в  стороны,  сзади  тушируют, 
чтобы  она  не  отступала,  а  верхней  лонжей  придерживают, 
чтобы лошадь не могла завалиться назад. При обучении лошади 
стоять  и  ходить  на  задних  ногах  следует  всегда  применять 
верхнюю лонжу, так как от испуга лошадь может шарахнуться, 
опрокинуться — упасть  на  спину,  получить  тяжелейшие 
травмы  позвоночника,  тем  более  что  арниры  сковывают  и 
ограничивают  ее  движения.  Опускание  дрессировщиком  вниз 
рук и фарпайча служит указанием для лошади опуститься. Для 
выполнения трюка группой лошадей сперва учат и добиваются 
совершенно  четкого,  устойчивого  исполнения  трюка  каждой 
лошадью, а затем, прибавляя постепенно по одной-две лошади, 

обучают  синхронному выполнению  трюка  всей  группой — от  двойки  до  шестнадцати-двадцати  лошадей 
одновременно. 

ДВИЖЕНИЕ

 

ЛОШАДИ

 

НА

 

ЗАДНИХ

 

НОГАХ

 

ВПЕРЕД

 

И

 

НАЗАД 

 

Так же как в трюке на «Гох!», на лошадь надевают капцунг и применяют три лонжи: верхнюю и две 

боковые.  Лошадь  ставят  посередине,  ближе  к  главному  входу.  Дрессировщик  по  команде  «Вверх!» (или 
«Гох!»)  и  жесту  кверху  руки  с  фарпайчем  поднимает  лошадь  на  задние  ноги  и  начинает  отступать  к 
форгангу.  Помощники  должны  одновременно  воздействовать  на  лошадь,  побуждая  ее  двигаться  вперед: 
находящийся позади не резко туширует лошадь по крупу, помощники с боковыми лонжами принуждают 
лошадь двигаться, не уклоняясь в стороны, а помощник с верхней лонжей не дает лошади опуститься (рис. 
63). 

 

Рис. 63 

Рис. 64 

 

 

 

Рис. 62 

 

115 

При обучении ходьбе на задних ногах следует начинать с двух-трех шагов, постепенно увеличивая 

их  число.  После  каждого  подъема  и  опускания  лошадь  надо  успокоить,  поощрить,  дать  ей  отдых  на  не-
сколько минут, а затем вновь поставить в исходное положение. К обучению лошади ходьбе назад на задних 
ногах  приступают  только  после  освоения  движения  вперед.  Все  оснащение  остается,  но  лошадь  ставят 
головой к главному проходу. Дрессировщик по команде и жесту «Вверх!», подняв лошадь на задние ноги, 
наступает  на  нее,  заставляя  пятиться;  помощники  боковыми  лонжами  не  дают  уклоняться  в  стороны  и 
принуждают  отступать  прямо  назад;  помощник,  поддерживающий  верхней  лонжей,  тщательно  следит  за 
движением, чтобы предупредить малейшую возможность падения лошади на спину (рис. 64). 

Крайне важны при разучивании, особенно сложных и опасных трюков, согласованные и спокойные 

действия  помощников.  Предварительному  их  инструктажу  и  обучению  дрессировщик  должен  уделять 
большое внимание и необходимое время. Трюк — движение на задних ногах назад — еще более трудный и 
неестественный  для  лошади,  более  опасный  для  нее  и  обучающих  ее  людей,  поэтому  в  тренировках 
необходимо  неукоснительно  придерживаться  порядка  постепенного  обучения  трюку,  обязательного  соб-
людения  всех  мер  предосторожности,  негрубого  и  ненасильственного  обращения,  чтобы  не  испугать 
лошадь, своевременно давать отдых, успокаивать и поощрять ее. 

ПИРУЭТ

 

НА

 

ЗАДНИХ

 

НОГАХ 

 

Этому трюку обучают, когда лошадь хорошо усвоила и выполняет без лонжи по командам и жестам 

подъем  и  движение  на  задних  ногах.  Для  этого  пристегивают  длинную  лонжу  удил  с  той  стороны,  в 
которую  заставляют  лошадь  крутить  пируэт.  Дрессировщик,  держа  в  одной  руке  лонжу  и  в  другой 
фарпайч,  поднимает  лошадь  на  «Гох!»,  отступая  сам,  начинает  слегка  тянуть  ее  за  лонжу  в 
соответствующую сторону, тушируя по подбородку, следит за тем, чтобы она не опускалась. 

На  первых  уроках,  когда  лошадь  начнет  делать  хотя  бы  полпируэта,  ее  следует  каждый  раз 

опустить, огладить, дать подкормку, а затем только возобновить тренировку. 

ВЫТАЛКИВАНИЕ

 

ДРЕССИРОВЩИКА

 

ИЗ

 

МАНЕЖА 

 

Трюк — выталкивание  лошадью  дрессировщика — можно  с  успехом  использовать  в  различных 

режиссерских  решениях  программы.  Приучить  лошадь  толкать  головой  в  спину  дрессировщика  можно 
двумя способами. 

1. Ставят лошадь в проходе головой к конюшне, а дрессировщик находится впереди лошади спиной 

к  ней.  Помощник  слегка  туширует  лошадь  сзади  и  заставляет  ее  сделать  один-два  шага  вперед,  толкая 
дрессировщика. От первого же толчка дрессировщик подается вперед, лошадь поощряется и ее отводят на 
конюшню,  причем  дрессировщик  идет  впереди,  почти  вплотную  к  голове  лошади,  временами 
приостанавливается,  вызывая  толчок  со  стороны  лошади.  В  данном  случае  используется  естественное 
желание лошади скорее попасть в свое стойло, усиливаемое своевременной подкормкой. 

2.  Арнированную  лошадь  выводят  в  манеж  на  первую  писту.  Дрессировщик  или  помощник, 

находясь спиной к лошади, берет в обе руки небольшие лонжи, пристегнутые к кольцам удил, и становится 
у  барьера.  В  дальнейшем  действует,  как  и  в  первом  случае,  двигаясь  по  кругу.  Через  несколько  уроков 
лошадь  без  принуждения  будет  толкать  дрессировщика  в  любом  направлении.  Аппортировка — один  из 
основных  элементов  дрессировки  лошади,  на  котором  строятся  многие  цирковые  номера.  Аппортировка 
заключается в том, что лошадь по команде (условный знак) дрессировщика приносит, подает, поднимает (в 
зубах) или ищет разнообразные предметы: платочки, флаги, таблицы с цифрами и т. д. 

При обучении лошади аппорту используют хватательный и пищевой рефлексы. 
На  амплуа  аппортировщика  выбирают  лошадь,  имеющую  инстинктивную  склонность  захватывать 

зубами какие-либо предметы, и развивают у нее эту способность. 

Сначала  с  рук  дают  ей  подержать  в  зубах  кусок  материала,  палку  или  другие  предметы  и 

подкармливают.  В  дальнейшем  заставляют  аппортировать  те  же  предметы  с  барьера,  пола  и  т.  д.  Когда 
лошадь  научится  держать  эти  предметы  в  зубах  и  отдавать  в  руки,  ее  принуждают  приносить  их  к 
стоящему  в  отдалении  дрессировщику.  Развивать  у  лошади  способность  к  аппортировке  можно  и 
несколько иным способом. Каким-либо заостренным предметом, например деревянным колышком, слегка 
укалывают лошадь, обычно в бок или ногу, держа при этом у места укола платок. Лошадь ищет причину 
своей  мимолетной  боли  в  платке  и  хватает  его  зубами.  Сейчас  же  следует  подкормить  ее  и  повторить 
«укол».  Через  несколько  уроков  лошадь  будет  держать  платок  и  тянуть  его  на  себя  до  команды  дрес-

 

116 

сировщика «Отдай!». Таким путем достигается способность лошади развязывать завязанный узлом платок 
на  своей  пясти  или  плюсне.  Можно  научить  лошадь  аппорту  еще  и  так:  сначала  лошади  дают  овес  на 
расстеленной салфетке, потом салфеткой овес закрывают. Чтобы добраться до овса, лошадь тянет зубами 
салфетку, дрессировщик забирает салфетку, а лошадь подкармливает. Чтобы заставить лошадь открывать 
мордой  коробку  и  доставать  платок,  берут  деревянную  коробку,  имеющую  вместо  крышки  откиды-
вающуюся  решетку  (на  завесах)  с  выступающими  краями,  и  кладут  в  нее  носовой  платок,  на  который 
насыпают овес. Лошадь подводят к коробке, укрепленной на высоте 1,4—1,6 м от пола и показывают овес, 
затем  берут  рукой  подбородок  лошади,  показывают,  как  носом  можно  поднять  решетку  (откинуть),  и 
разрешают  съесть  овес.  Через  несколько  уроков  лошадь  сама  откроет  коробку  и  найдет  платок,  которым 
покрыт овес. Она схватит платок. В этот момент его надо забрать, а лошадь подкормить. Через некоторое 
время  лошадь  будет  стремиться  поднять  всякую  закрытую  крышку.  Дрессировщик  одновременно 
подбирает и отрабатывает используемые в дальнейшем в работе незаметные для окружающих команды и 
движения, то есть условные раздражители — слуховые и зрительные, отвечающие требованиям этого вида 
трюковой дрессировки. 
 

«ЛОШАДЬ-МАТЕМАТИК» 

 

Когда  лошадь  хорошо  освоит  аппортировку,  будет  брать  и  приносить  все,  что  требует 

дрессировщик,  можно  отрабатывать  различные  варианты  аппортировки,  отвечающие  постановочным  за-
дачам. 

Образцом  постановочного  решения  традиционного  циркового  номера  с  трюками  аппортировки 

можно  назвать  номер  «Лошадь-математик».  Он  построен  на  том,  что  лошадь  как  будто  «решает»  по 
заданиям зрителя несложные задачи на четыре действия арифметики в пределах однозначных цифр от 0 до 
9. 

Реквизит  номера  представляет  собой  таблички  с  нарисованной  на  каждой  из  них  однозначной 

цифрой.  Эти  таблички  могут  быть  изготовлены  разной  формы:  в  виде  дощечек,  пирамидок,  кубиков, 
бочонков  (лото)  и  прочих;  но  они  обязательно  должны  иметь  удобный  выступ  для  захвата  их  лошадью 
зубами,  так  называемый  «зубник».  Применяют  разный  порядок  расположения  в  манеже  табличек  с  циф-
рами: 

1. Раскладывают их поперек манежа на ровном расстоянии от левого бокового прохода к правому. 
2. Кладут по окружности манежа примерно в двух метрах от барьера. 
3. Третий вариант — раскладывают на барьере, начиная с правой стороны от выхода на манеж из 

форганга. 

При  первом  варианте  дрессировщик  находится  за  линией  цифр,  лицом  к  главному  входу;  по 

получении  задачи  лошадь  пускают  от  форганга.  Пройдя  кругом  до  левого  прохода,  она  поворачивает 
налево, идет вдоль линии разложенных табличек «решая задачу» (между табличками и дрессировщиком). 

Во  втором  случае  дрессировщик  находится в  центре,  а  лошадь  пускают  направо  от  выхода,  около 

барьера.  При  раскладке  цифр  на  барьере  лошадь  пускают  после  получения  по  первой  писте  направо  от 
выхода; дрессировщик находится в центре. 

Самым  важным  для  дрессировщика  является  выработка  и  подача  незаметных  для  посторонних 

определенных условных знаков-команд для лошади взять ту или другую табличку с нужной цифрой, при 
этом  одновременно  умело,  свободно,  как  бы  отвлеченно  от  лошади,  вести  себя  на  манеже — «играть  на 
зрителя».  Необходимо  также  дрессировщику  отработать  разные  варианты  контакта  с  лошадью,  то  есть 
своих  команд,  поведения  и  положения  на  манеже,  чтобы  подтвердить  «ученость»  лошади  в  случаях 
замечаний  и  выражаемого  зрителем  недоверия,  особенно  детской  аудитории,  которая  всегда  с  большим 
интересом  принимает  номера  такого  плана  и  следит  за  каждым  движением  дрессировщика.  Условными 
знаками (раздражителями) могут служить: щелчок пальцами, звук губами, неслышимые и невидимые для 
других;  движения  шамбарьером  или  хлыстом  в  первом  варианте  раскидки;  шагом  в  сторону  и  многие 
другие,  которые  могут  быть  найдены  дрессировщиком  в  процессе  контакта  с  лошадью.  Используя 
повышенные у лошади слуховые и зрительные анализаторы, диапазон ее бокового зрения, дрессировщик, 
находясь на расстоянии от лошади и отставая от нее, сможет совершенно незаметно для зрителя подавать 
разные  команды  в  нужный  момент.  В  этот  номер  можно  ввести  еще  трюк  с  классной  доской.  Лошадь, 
держа в зубах большой тампон, стирает с классной доски написанные мелом цифры. Обучают трюку таким 
же  приемом,  как  открывать  крышку  ящика.  Сценка  с  этим  трюком  разыгрывается  обычно  с  клоуном-
коверным,  который  записывает  цифры  предложенной  зрителем  задачи  и  ответа, «данного»  лошадью,  и 
ведет диалог с публикой и дрессировщиком. Доска устанавливается в проходе форганга. 

 

117 

ПРЫЖКИ

 

НА

 

ЗАДНИХ

 

НОГАХ

 

ЧЕРЕЗ

 

ПРЕПЯТСТВИЯ 

 

Этот трюк может выполнять лошадь с хорошо развитыми ногами, 
мощным крупом, крепкой нормальной поясницей и не очень 
длинным корпусом. Учить трюку следует лошадь в возрасте не 
моложе трех лет, то есть с окрепшим и развитым костяком. Пред-
варительно она должна быть обучена устойчивому хождению на 
задних ногах. Из нескольких лошадей выбирают для этого трюка 
наиболее способную к такой работе и более спокойную при ее 
исполнении. 

Процесс  обучения  строится  в  следующем  порядке:  за  кольца  удил  пристегивают  с  двух  сторон 

длинные  лонжи,  лошадь  подводят  к  низкому  барьерчику — до 15 см  высотой,  дают  лошади  хорошо 
осмотреть  его  и  сперва  заставляют  перепрыгнуть  через  него  с  обычного  положения  на  четырех  ногах. 
После  этого  вновь  подводят  лошадь  к  барьерчику.  Дрессировщик  поднимает  ее  на  «Гох!»  и,  дав  ей 
переступить  один-два  шага,  то  есть  приблизиться  к  барьерчику,  продолжая  тушировать  по  подбородку, 
чтобы  лошадь  не  опустилась,  дает  команду  «Прыжок!»;  помощники  одновременно,  действуя  синхронно, 
один, страхующий верхней лонжей, слегка подстегивает ее; второй, находящийся сзади, посылает лошадь 
вперед, подгоняя хлыстом по крупу; два других также принуждают к движению, подтягивая слегка вперед 
боковые лонжи (рис. 65). После выполнения прыжка огладить, дать подкормку. 

На  первых  тренировках  следует  ограничиваться  выполнением  упражнения  не  более  двух  раз  и 

только через низкий барьерчик, чтобы не перетруждать лошадь и не довести ее до отказа от исполнения. 
Когда лошадь станет хорошо прыгать через низкий барьерчик, высоту его постепенно прибавляют, но не 
более,  чем  на 7—10 см  после  каждого  освоения  лошадью  предыдущей  высоты.  Максимальная  высота 
барьера для прыжков на задних ногах к концу освоения трюка не должна превышать 30—40 см. 

Для лошади особенно неестественны и трудны прыжки на задних ногах через препятствие, поэтому, 

во  избежание  травматизма  ног  и  позвоночника,  безоговорочно  нужно  принимать  все  меры  предосторож-
ности,  соблюдать  постепенность  в  тренировках,  не  превышать  указанной  высоты  препятствия,  не 
перетруждать ноги лошади многочисленным исполнением и повторением трюка на репетициях, чтобы не 
потерять, не покалечить выдрессированную уже лошадь. 
 

«ИГРА

 

В

 

ФУТБОЛ» 

 

Для  этой  трюковой  работы  наиболее  подходит  лошадь  по  характеру  энергичная,  горячая,  легко 

возбудимая. Дрессировщик выводит лошадь на середину манежа, становится — перед ней, держа ее левой 
рукой  за  короткую  лонжу,  в  правой  руке  держа  шамбарьер.  Помощник  находится  в  двух  метрах  позади 
лошади немного сбоку, держа в руках легкий резиновый мяч диаметром 50—60 см в матерчатой покрышке. 

По команде «Удар!» дрессировщик туширует шамбарьером по задним ногам лошади, а помощник 

одновременно бросает на них мяч. От туширования по ногам и удара мячом у лошади возникает непроиз-
вольное  движение ударить  (брыкнуть)  задними  ногами,  за  что  ее  следует  тотчас  поощрить.  Если  лошадь 
вначале  будет  только  пугаться,  но  не  бить  ногами,  надо  повторять  упражнение,  добиваясь  удара.  При 
малейшем  удачном  отбивании  мяча  лошадь  надо  каждый  раз  похвалить,  огладить,  дать  подкормку.  В 
процессах  дальнейших  тренировок  помощник  отрабатывает  момент  и  точность  броска  мяча  на  копыта 
соответственно  моменту  команды  дрессировщика,  туширования  им  задних  ног  и  выброса  их  лошадью. 
Дрессировщик должен постепенно добиваться выполнения трюка лошадью только по команде, не тушируя 
во ногам и не держа ее за лонжу. 

Не  следует  на  репетициях  злоупотреблять  многочисленным  повторением  трюка,  чтобы  лошадь  не 

устала и не перестала реагировать на мяч. Достаточно ограничиваться 4—6 отбяваниями мяча. 

ОТРИЦАНИЕ.

 

УТВЕРЖДЕНИЕ.

 

УЛЫБКА.

 

ГОЛОС 

 

Лошадь  легко  приучается  к  трюкам:  покачивание  головой,  принимаемое  как  отрицание; 

помахивание  головой,  выражающее  как  бы  согласие  или  приветствие;  поднимание  верхней  губы,  ассо-
циируемое с улыбкой. 

Тренируя  отрицательный  жест,  дрессировщик,  находясь  сбоку  от  лошади,  слегка  дотрагивается 

хлыстом ее уха. Лошадь, уклоняясь от хлыста, начинает покачивать головой и постепенно приучается толь-

Рис. 65 

 

118 

ко по движению хлыста вверх к уху покачивать головой. Отрабатывая положительный и приветственный 
жест,  дрессировщик  ударяет  слегка  рукояткой  хлыста  по  нижней  губе.  От  удара  лошадь  взмахивает 
головой. Хваля и подкармливая ее, приучают выполнять это движение головой по команде дрессировщика 
и незначительному движению хлыста к нижней губе. 

Для  обучения  «улыбке»  используют  какие-либо  раздражители,  издающие  резкий  запах,  отчего 

лошадь поднимает и морщит верхнюю губу. Некоторые  лошади сами любят поднимать губу, чем можно 
воспользоваться,  отработав  условный  рефлекс  на  команду  «Смейся!».  Эти  трюки  отрабатывают  с 
подкормкой, сначала в стойловых условиях, затем на манеже. 
 

«СКУЛЬПТУРА» 

 

Задача  этой  работы  состоит  в  том,  чтобы  заставить  лошадь  или  несколько  лошадей  оставаться 

неподвижными,  сохраняя  в  течение  необходимого  времени  различные  позы,  приданные  им  дрес-
сировщиком. 

Для  создания  «Скульптуры»  наиболее  подходят  лошади  светлосерой  масти  или  альбиносы. 

Подбирают для этой работы спокойную лошадь в возрасте не моложе 8—10 лет. 

До  начала  тренировки  лошадь  следует  предварительно  хорошо  погонять,  а  затем  поводить,  чтобы 

она остыла. Дрессировщик становится около лошади и, держа ее за короткую лонжу, зацепленную за коль-
цо удил, говорит спокойно с приказной интонацией «Стоять!», «Тихо!» и следит за тем, чтобы лошадь не 
шевелилась.  При  малейшем  движении  ее  любой  частью  тела  тут  же  нужно  одернуть  за  лонжу  и 
прикрикнуть на нее. Если лошадь простоит определенное время спокойно, не двигаясь, нужно каждый раз 
погладить, похвалить, дать подкормку. 

Тренируя лошадь на спокойное стояние, постепенно начинают обучать разным позам и усложнять 

их, добиваясь полного спокойствия и необходимой продолжительности в выполнении их, сообразуясь и не 
превышая по времени физических возможностей лошади сохранять неподвижность в определенных позах. 
Номера  в  этом  плане  строятся  на  сочетании  скульптурных  поз  лошади  и  человека,  с  одним  артистом-
дрессировщиком или с несколькими артистами, а также с несколькими лошадьми и другими животными. 
Художественно-постановочное  решение,  композиция  могут  быть  подсказаны  литературным  сюжетом, 
придуманы  и  заимствованы  из  произведений  искусства  скульптуры  и  живописи,  из  естественных 
жизненных  красивых  поз  и  движений.  Высокое  мастерство  и  в  таком  виде  дрессировки  в  сочетании  с 
постановочным  решением,  световым,  музыкальным  и  материальным  оформлением  дают  возможность 
создавать новые оригинальные номера. 
 

«ПИРАМИДА» 

 

В  дрессировке  «на  свободе» «Пирамида»  представляет  собой  трюковую  фигуру  из  нескольких 

поставленных на задние ноги вплотную одна за другой лошадей, опирающихся передними ногами на круп 
стоящей впереди лошади (рис. 66). Начинают обучать сперва двух лошадей. На первую лошадь надевают 
толстый  мягкий  чепрак,  закрывающий  спину  и  круп,  необходимый  при  обучении  для  защиты  от 
возможных  ударов  передними  ногами  второй  лошади  почек  и  позвоночника  первой.  Второй  лошади 
пристегивают за кольца удил две средние лонжи и надевают штрабаты на передние ноги. 

Первую  лошадь  ставят  передними  ногами  на  барьер, 

вторую  подводят  сзади  вплотную  к  первой.  По  команде 
«Пирамида!»  дрессировщик  поднимает  на  задние  ноги  вторую 
лошадь  и  подводит  к  крупу  первой  лошади,  направляя  ее 
лонжами, одной из которых действует сам дрессировщик, другой 
—  помощник,  находящийся  за  барьером  около  ног  первой 
лошади, устанавливает лонжами от штрабат ноги второй лошади 
на  круп  первой,  следя  все  время  за  тем,  чтобы  она  не  двигала 
ногами  и  не  била  ими  по  крупу.  Лошадей,  поставленных  в 

пирамиду - тут  же  оглаживают  и  дают  им  подкормку.  По  команде  «Вниз!»  дрессировщик  разрешает 
опуститься и снова поощряет лошадей. 

Таким  методом  обучают  каждую  лошадь  отдельно,  затем  добавляя  по  одной,  доводят  группу  в 

пирамиде до четырех лошадей, первая из которых стоит, опираясь передними ногами на барьер, а три — 
последовательно на крупы. 

Рис. 66 

 

119 

На  представлениях  лошадям  не  надевают  страховочных  чепраков,  поэтому  необходимо  добиться 

того, чтобы все лошади ставили ноги аккуратно и спокойно опирались на круп, не били передними ногами. 
Если лошадь нервная, не поддается приучению к трюку, бьет ногами, то такую лошадь следует исключать 
из пирамиды для предотвращения травм почек и позвоночника и ушибов крупа другой лошади. 

 

ПЕРЕМЕНА НОГ НА ГАЛОПЕ В ВОЗДУХЕ (ШАНЖИРОВАНИЕ) 

Нами  ранее  описана  методика  обучения  лошади  смене  чередования  ног  на  галопе  под  всадником. 

Этот же прием, хотя и редко, встречается при работе лошади «на свободе». Так, например, шанжированием 
создается  впечатление,  что  лошадь  танцует  польку.  Как  правило,  шанжированию  «на  свободе»  можно 
научить лишь лошадь, легко выполняющую это упражнение под всадником. Сущность его состоит в том, 
чтобы  при  помощи  указания  шамбарьера  заставить  лошадь,  находящуюся  в  фазе  свободного  полета 
(подвисания), переменить последовательность выноса диагонально расположенных ног. Например, лошадь 
идет  галопом  с  левой  ноги,  в  этом  случае  все  время  выносится  вперед  левая  нога.  После  шанжирования 
лошадь будет двигаться, вынося вперед правые ноги. В самый момент перемены лошадь делает небольшой 
подскок, как бы балетное па. 

Обучение  начинают  таким  образом.  Лошадь  под  всадником  пускают  в  контргалоп  (вдоль  барьера 

против часовой стрелки), в течении некоторого времени всадник заставляет ее менять ноги в одном и том 
же  месте  манежа.  Через  несколько  таких  уроков  дрессировщик,  действуя  одновременно  с  всадником, 
точным  туше  (во  время  подвисания  и  в  третьем  темпе  галопа)  по  левой  задней  ноге  лошади  участвует  в 
этом  упражнении.  Так  работают  в  разные  стороны  на  контргалопе  и  на  галопе.  После  того  как  лошадь 
будет  спокойно  переносить  вмешательство  шамбарьера,  всадник  принимает  пассивное  положение,  пре-
доставив возможность дрессировщику распоряжаться лошадью, заставляя ее шанжировать в одном и том 
же месте, то есть вырабатывать у лошади «вспомогательный» для этого упражнения временный условный 
рефлекс на место. 

В  дальнейшем  дрессировку  ведут  «на  свободе».  По  мере  совершенствования  шанжирование  ведут 

не  тушированием,  а  легкими  взмахами  шамбарьера,  и  не  на  одном  месте,  а  в  любой  части  писты. 
Шанжирование  лошадь  может  выполнять  через  любое  количество  галопад,  для  польки,  например,  через 
три  темпа.  Подчеркиваем,  что  правильное  шанжирование  может  быть  только  на  совершенно  спокойном 
манежном галопе. 

ВАЛЬСИРУЮЩАЯ

 

ПАРА

 

ЛОШАДЕЙ 

 

Обучать вальсированию следует лошадей, хорошо усвоивших пируэты. 
Двух  лошадей  пускают  одну  за  другой  по  первой  писте,  по  команде  «Вальс!»  действуют,  как  при 

вызове  на  пируэт,  а  помощник  при  этом  поворачивает  первую  лошадь  внутрь  на 180°. Ее  голова  порав-
няется  с  крупом  второй  лошади.  В  таком  положении  их  соединяют  короткой  лонжей,  прикрепленной  к 
удилам.  Продолжая  выполнять  повороты,  сцепленные  пары  лошадей  начнут  кружиться  одна  с  другой. 
Задача  дрессировщика  при  этом — заставить  (шамбарьером) «вальсирующих»  лошадей,  захватывая 
пространство, продвигаться вперед (рис. 67). 

 

Рис. 67 

 
 
 
 

 

120 

Г

ЛАВА 

5.

 

РАБОТА

 

С

 

ГРУППОЙ

 

ЛОШАДЕЙ 

 

Переходя к групповым тренировкам лошадей, имеющим целью постановку определенного конного 

номера  с  большим  или  небольшим  количеством  лошадей,  артист-дрессировщик  намечает  или  имеет  уже 
разработанную постановочную схему, форму, художественный образу то есть сценарий номера. 

Работа  над  номером,  качественный  художественный  результат  ее — это  слагаемое  мастерства 

дрессировки и определенных компонентов постановочных процессов. 

Номера с группой дрессированных лошадей «на свободе» представляют разнообразные композиции 

различных  построений  и  перестроений,  движений  в  разных  темпах,  перемен  направления,  выполнения 
фигур  и  трюков.  Объединенные  и  построенные  пластически  и  органически  последовательно  в 
разработанной  художественной  композиции,  эти  номера  создают  образное  решение  номера.  При 
разработке сценария принимается во внимание количество лошадей, разделение их по мастям, внешнему 
виду, породе, росту, способность лошадей к выполнению тех или других трюков; наличие выработанных и 
отлично  исполняемых  фигур  и  трюков,  или  их  подготовка.  Окончательное  композиционное  и 
тематическое,  образное  и  постановочное  решение  номера  определяется  в  сочетании  с  художественным 
музыкальным,  световым  и  материальным  оформлением.  Последнее  включает  сбрую,  костюмы  артиста-
дрессировщика и помощников, барьерную дорожку, реквизит и другое. Номер как произведение циркового 
искусства — это  итог  творческого  содружества  и  труда  артиста-дрессировщика,  его  помощников,  ре-
жиссера, художника, балетмейстера, композитора и работников цехов. 

Однако  основным  творцом  номера  «дрессированные  лошади  на  свободе»  с  самого  начала 

подготовки  и  до  конца  его  демонстрации  является  артист-дрессировщик,  от  его  мастерства  зависит 
отличная  работа  лошадей,  от  его  творческих  замыслов — художественное  совершенство  и  в  конечном 
итоге  успех  номера.  В  работе  группы  лошадей  оставляет  большое  художественное  впечатление  и  имеет 
первостепенное  значение  четкое  выполнение  всеми  лошадьми  перемен  направления,  перестроений, 
переходов  к  исполнению  фигур и  трюков  с  сохранением  красивых  линий  и композиции.  Обеспечивается 
это  отличной  дрессировкой,  дисциплиной,  безупречным  поведением  лошадей  в  группе.  Красивый, 
насыщенный  фигурами  и  трюками  номер  утрачивает  полностью  художественное  качество,  если  лошади 
сбиваются с темпа, линии, смешивают фигуры, с трудом выполняют трюки, плохо подчиняются командам. 
Поэтому  в  процессе  тренировок  дрессировщик  должен  уделять  очень  большое  внимание  и  добиваться 
четкости,  легкости  и  красоты  выполнения  работы  каждой  лошади  и  синхронности  исполнения  всей 
группой.  Достигается  это  правильными  отработанными  действиями  самого  дрессировщика  и  его 
помощников, незаметными для зрителей. 

В  работе  с  группой  лошадей  дрессировщик  в  еще  большей  степени  оценит  правило  приучения 

лошадей к своим кличкам. Окрик по кличке помогает дисциплинировать лошадь, нарушившую порядок в 
группе, и заставляет ее выполнить требующийся трюк. 
 

ГРУППОВАЯ РАБОТА ЛОШАДЕЙ: БЕГ, ОСТАНОВКИ, ПЕРЕМЕНЫ НАПРАВЛЕНИЯ, 

ПЕРЕСТРОЕНИЯ. ГРУППОВОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУР 

Приучение  лошадей  к  движению  в  группе  (бег,  остановки)  практически  начинается  в  процессе 

ежедневных прогонок — разминок на манеже. 

Подготовка конкретной группы лошадей, подобранных для номера, предусматривает уже групповое 

и точное порядковое движение каждой лошади на своем месте, впереди с ведущей группу — головной. На 
«амплуа»  головной  дрессировщик  подбирает  лошадь  по  масти,  росту  и,  по  возможности,  учитывая 
дисциплинированность и сообразительность. 

На  первоначальной  стадии  тренировок  для  обучения  одной-двух  лошадей  пользуются  лонжами. 

Однако в большой группе направлять каждую лошадь лонжами крайне трудно, слишком сложно и неудоб-
но. Поэтому в начале тренировок можно поручать управление лошадьми всадникам, действующим строго в 
соответствии  с  командами  дрессировщика.  Если  для  проведения  тренировок  большой  группы  лошадей 
дрессировщик  не  сможет  располагать  необходимым  количеством  квалифицированных  помощников-
всадников,  начинают  обучение  сперва  двух-четырех  лошадей,  затем,  прибавляя  по  одной-две  лошади, 
постепенно  соединяют  всю  группу.  Такой  порядок  постепенного  ввода  дает  также  возможность 
пользоваться лонжами для управления лошадьми. Нельзя сажать на лошадей всадников, не умеющих четко 
управлять ими. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..