Отечественные породы служебных собак (В. Калинин) - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     Отечественные породы служебных собак (В. Калинин) - 1992 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12   ..

 

 

Отечественные породы служебных собак (В. Калинин) - часть 11

 

 

В этот момент кобели кусают своих владельцев. Укусы эти теоре­

тически предназначались противнику, но поплатиться пришлось 

хозяевам, и таким образом собаки сбросили нервное напряжение. 

Это примерно то же самое, что в раздражении стукнуть кулаком 

по столу. 

Много неожиданностей для начинающих собаководов прино­

сит половое поведение кобелей. Ведь, как и волки, кобели метят 

своей мочой территорию, выдавливая хотя бы несколько капель 

на каждый встреченный столбик, угол дома, дерево или камень. 

В условиях, когда собак выгуливают на общих выгулах, как ко­

бель, так и сука, внимательно изучают чужие метки, получая 

таким образом информацию о прошедших здесь животных. 

Кобели обязательно стараются перекрыть чужие метки соб­

ственными. Иногда, находясь в гостях, особенно в доме, где есть 

собака, кобель метит угол комнаты, входную дверь, ножку стола 

или ковер. Присутствие в квартире суки, у которой прибли­

жается время пустовки, также вызывает акт мочеиспускания 

у кобелей. 

Неожиданным для начинающих собаководов является само­

произвольное проявление половых рефлексов кобелей: обнима-

тельного, эрекции, имитации совокупления. Особенно привлекают 

кобелей для этой цели мягкие или меховые вещи, подушки, ста­

рые пальто, шубы. Иногда кобели делают садку на ногу владель­

ца, на человека, одетого в меховую одежду, на ребенка в шуб­

ке, домашнюю кошку. Иногда и суки ведут себя подобным обра­

зом, особенно при приближении пустовки. 

Запахи человека также могут провоцировать половое поведе­

ние собак. Часто такое поведение является выражением привя­

занности и связано с эмоциями удовольствия. 

Бывает, что половое поведение собаки сопровождается мел­

ким и частым покусыванием объекта этих, не очень приятных для 

человека, действий. 

Проявляют подобные действия не только взрослые кобели, но 

и щенки. Однако здесь половая реакция носит, скорее, социаль­

ный характер, так как поза делающего садку кобеля означает 

доминирование над подчиненной особью, которая демонстрирует 

при этом позу суки. Каждая молодая освбь утверждает себя 

в сообществе животных таким способом. Такая проверка на под­

чиненность свойственна не только молодым кобелям, но и сукам. 

Взрослые собаки при этом сразу дают отпор. То же самое про­

исходит, когда щенок живет в семье, среди людей. Как только 

он почувствует себя достаточно уверенным, начинается проверка 

внутрисемейной иерархии и утверждение своего лидирующего 

положения в ней путем демонстрации полового поведения, сна­

чала на детях, потом и на взрослых. Не минуют таких проверок 

и знакомые, приходящие в гости. Однако основной владелец 

собаки, признанный ею лидер, почти никогда подобным образом 

не проверяется. 

Владелец должен спокойно относиться к такому поведению, 

не впадать в панику, а решительно прекращать его. Можно 

подать запрещающую команду «фу», прекратить игру с собакой, 

в крайнем случае убрать собаку в другую комнату. Бить живот­

ное при этом бессмысленно. 

Много неудобств представляют для владельцев собак так 

называемые тергоровые реакции, от латинского слова tergoro — 

тереться. Собаки имеют привычку вываливаться на падали, 

экскрементах и бегать после этой процедуры, распространяя 

зловоние. Тергоровая реакция имеет важное значение в жизни 

диких псовых. С ее помощью осуществляются самые разно­

образные функции, начиная с сигнально-информационной (най­

дена падаль, бегите сюда), антипаразитической, парфюмерно-

наркотической, кончая функцией обонятельной мимикрии 

(т. е. стремлением скрыть собственный запах). Отучить от этой 

привычки собаку нельзя. Приходится применять только одно сред­

ство — тщательно вымыть собаку. 

Разнообразно сигнальное поведение собак. Сигналами явля­

ются движение хвоста, вздыбленная на загривке шерсть, чуть при­

поднятые губы, обнажающие клыки, положение ушей и даже выра­

жение глаз. Огромное значение имеют позы доминирования, 

подчинения, угрозы. Начинающий собаковод должен внимательно 

изучать этот своеобразный язык животных, по которому он мо­

жет определить физическое и психическое состояние своего пи­

томца, его потребности и желания. Для этого необходимо больше 

общаться с животными, наблюдать их. Наблюдательность помо­

гает найти правильный подход к собаке и добиться успеха во 

время дрессировки. 

Поведение собак всегда эмоционально окрашено. Эмоции 

собак, такие, как страх, боль, голод, сытость, радость, комфорт­

ность, хорошо понятны. Эти эмоции внешне отчетливо выражены 

в виде двигательных и поведенческих реакций. Что же касается 

внутренних ощущений животного, то о них можно делать только 

предположения. Вероятно, они во многом близки человеческим, 

так как управляются общими глубинными структурами мозга и 

имеют сходные биохимические характеристики. Очень возможно, 

что эмоциональное состояние радости, страха, ярости, комфорт­

ности, голода ощущаются человеком и собакой почти одинаково. 

С точки зрения физиологии эмоции являются важнейшим ап­

паратом оценки потребности животного и возможности ее удовлет­

ворения. Эмоции могут быть положительными и отрицательными. 

Они позволяют быстро определить: полезно или вредно для живот­

ного воздействие того или иного фактора, приносит ли этот фак­

тор удовлетворение, комфортность или же он неприятен, вреден 

и от его воздействия нужно уходить. Кроме того, эмоции являются 

механизмом разрядки нервного перенапряжения. 

Советский ученый П. В. Симонов, создавший информацион­

ную теорию эмоций, считает, что эмоция — это отражение моз-

гом величины потребности, ее качества и вероятности удовлет­

ворения. 

Роль положительных и отрицательных эмоций неодинакова. 

Отрицательные эмоции возникают в среде с низкой вероятностью 

удовлетворения потребности и способствуют самосохранению 

особи. Положительные эмоции побуждают животное к их повтор­

ному переживанию, к поиску новых неудовлетворенных потреб­

ностей, способствуя таким образом к освоению новых сфер 

окружающей среды. 

Поэтому эмоции собакам нужны, и с этим следует считаться. 

Нельзя постоянно пресекать проявления собачьих эмоций поло­

жительного характера. Когда собака радостно бросается к чело­

веку, виляет хвостом, встает на задние лапы, лижет, нельзя 

грубо останавливать ее, отталкивать, посылать на место. В этом 

случае она понуро бредет на свою подстилку и сворачивается 

на ней клубком. Вскоре исчезает блеск в глазах собаки, шерсть 

ее тускнеет, и назаметно здоровье собаки начинают подтачивать 

неврозы. Вот почему так нужны животным веселая беготня, 

прогулки, купания и другие положительные эмоции. 

Вместе с тем рассеивать этлоции подавленности и страха, 

иногда возникающие у животных, надо осторожно. Нельзя допус­

кать, чтобы собакой постоянно овладевала скука, чтобы состояние 

сна, апатии, бесконечного лежанья становились привычными. 

Ведь у животного в неволе, да еще у одинокого животного, 

сытого и ухоженного, нет никаких побуждающих стимулов. Здесь 

и должна помочь дрессировка. Для того чтобы понять, как про­

исходит становление поведения собаки на основе обучения, необ­

ходимо иметь представление о теории дрессировки. 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ 
И ДРЕССИРОВКИ СОБАК 

Поведением животного управляет головной мозг, контроли­

рующий деятельность организма, координирующий работу орга­

нов и систем, осуществляющий взаимодействие с внешней средой. 

Головной мозг получает информацию о внешней обстановке 

и внутреннем состоянии организма от  р е ц е п т о р о в — специа­

лизированных чувствительных нервных клеток. Многочисленные 

рецепторы расположены во всех внутренних органах животного. 

Некоторые рецепторы представляют собой сложные образования, 

предназначенные для приема информации из внешней среды. Та­

ковы сетчатки глаза, кортиев орган уха, слизистая оболочка 

носовой полости. Рецепторы связаны с головным мозгом нервны­

ми путями, по которым возбуждение, возникшее в клетках рецеп­

торов, передается в головной мозг. 

Систему, состоящую из рецептора, проводящего нервного 

пути и нервных центров, где происходят анализ и обобщение 

полученной информации, принято называть  а н а л и з а т о р о м . 

Нервные центры располагаются в спинном мозге и на различных 

уровнях головного мозга — в подкорковых структурах и в коре 

больших полушарий. В коре больших полушарий находятся 

конечные пункты всех анализаторов. Так, зона зрительного ана­

лизатора расположена в затылочной доле коры, слухового — в 

височной, кожномышечного — в теменной, обонятельного — 

в структуре мозга «аммонов рог» и в височной доле коры. 

Анализатор — понятие более широкое, чем орган чувств. Он 

не только воспринимает информацию, но перерабатывает и, воз­

можно, хранит ее. Полученная информация не может быть оце­

нена без учета прошлого опыта, т. е. без участия процессов па­

мяти, также осуществляемых головным мозгом. На основе этой 

оценки происходит выбор животным типа поведения. 

Работу больших полушарий головного мозга и коры И. П. Пав­

лов назвал  в ы с ш е й  н е р в н о й  л е я т е л ь н о с т ь ю (ВНД). 

В основе ее, как и деятельности нервной системы в целом, лежат 

два процесса — возбуждение и торможение. Способность к воз­

буждению является одним из главных свойств нервных клеток — 

нейронов. Она поддерживается энергией, вырабатываемой при 

биохимических процессах, происходящих в глубинных структурах 

мозга. При возбуждении в теле нейрона возникает нервный им­

пульс электрической природы, который проводится по нервному 

волокну к клетке-мишени, т. е. другому нейрону, клетке железы 

или мышцы. Передача импульса от нейрона к клетке-мишени 

происходит через особые образования — синапсы — электро­

химическим путем. При торможении нейрон оказывается не­

способным принять и передать нервный импульс и процесса воз­

буждения не возникает. Причиной торможения может явиться 

деятельность специальных тормозных нейронов, существующих во 

всех отделах центральной нервной системы (ЦНС). Кроме того, 

торможение возникает как результат предшествующего возбужде­

ния нейрона. 

Процессы возбуждения и торможения, происходящие в клетках 

коры головного мозга, не стихийны. Они подчиняются законо­

мерностям, которые удалось установить И. П. Павлову. Глав­

нейшие из этих закономерностей следующие. 

Если в какой-то клетке коры возникает очаг возбуждения 

(или торможения), то этот процесс постепенно распространя­

ется на соседние нервные клетки коры. Это явление называется 

и р р а д и а ц и е й нервного процесса. 

Иррадиации нервных процессов соответствует явление гене-

реализации (обобщения) раздражителей, часто наблюдаемое 

дрессировщиками. Так, собаки на начальном этапе обучения 

часто путают команды «сидеть», «стоять», «лежать», скулят, про­

изводят движения, как бы не зная, какое положение принять. 

Нервные центры, отвечающие за эти двигательные акты, лежат 

в одной зоне коры и возбуждение одного из них распространя­

ется на другие. 

Торможение часто широко иррадиирует по коре, распрост­

раняясь и на подкорковые структуры мозга. Например, излишне 

резко примененный механический раздражитель, запрещающая 

команда «фу» может на время затормозить не только запрещае­

мое, но и желаемое действие собаки. 

У иррадиации существует обратное явление —  к о н ц е н т р а ­

ц и я нервного процесса. Суть его состоит в том, что после того 

как в результате иррадиации возбуждение (или торможение) 

широко разольется по соседним клеткам коры, оно постепенно 

начинает стягиваться к месту первоначального возникновения, 

сосредотачиваться в нем. 

Концентрации нервных процессов соответствует явление 

с п е ц и а л и з а ц и и  р а з д р а ж и т е л е й , когда лишь один из не­

скольких близких раздражителей становится специфическим, вы­

зывающим ответное действие животного. Так, при отработке того 

же комплекса приемов «стоять», «сидеть», «лежать», после мно­

гих повторений собака начинает четко различать команды и 

отвечать на них требуемыми действиями. 

Третьим свойством процессов возбуждения и торможения яв­

ляется свойство  и н д у к ц и и . Суть свойства индукции заключа­

ется в том, что каждый нервный процесс, происходящий в нерв­

ной клетке, накапливает и вызывает после себя процесс противо­

положного направления. Так, если нервная клетка находится 

в возбужденном состоянии, то вокруг нее, а по прекращении воз­

буждения и в самой клетке, возникает и развивается процесс 

торможения. 

Многие черты поведения собаки формируются в процессе 

накопления жизненного опыта, повторения жизненных ситуаций, 

обучения. В ряде случаев достаточно лишь один раз получить жиз­

ненный урок, чтобы след в поведении животного остался на дли­

тельное время. Вероятно, при этом оказываются задействован­

ными нервные центры, связанные с важнейшими инстинктами 

жизнеобеспечения и самосохранения. 

Так, бродячую собаку достаточно один раз покормить, что­

бы она регулярно возвращалась в то место, где получила пищу. 

Волк, уйдя из-под выстрела охотника, в дальнейшем будет избе­

гать человека с ружьем и относительно спокойно наблюдать за 

появлением безоружного. Менее значимые для жизни живот­

ного ситуации требуют для их запоминания большего числа по­

вторений. 

Приспособления к меняющимся условиям среды и обучения 

животного осуществляются благодаря комплексу рефлексов. Реф­

лексом (от латинского слова reflexus — отражение) называются 

ответные реакции организма животного на поступившие из внеш­

ней или внутренней среды раздражения. 

Путь, по которому проходит нервный импульс от рецептора 

к нервным центрам и от них к органам, называется рефлек­

торной дугой. В центральной части дуги нервные импульсы про-

ходят через центр данного рефлекса, в котором происходит пере­

ключение с центростремительного (афферентного) — восприни­

мающего участка пути на центробежный (эфферентный) — 

исполнительный участок пути. При осуществлении любого реф­

лекса центральная часть дуги проходит не только непосредственно 

через центр данного рефлекса, но становится многоэтажной, 

распространяясь на другие отделы мозга, включая кору больших 

полушарий. Благодаря этому в каждом отдельном случае реф­

лексу придается свой особый функциональный оттенок. 

И. П. Павлов выделил два типа рефлексов. Безусловные реф­

лексы — врожденные реакции на раздражители и условные реф­

лексы — реакции, вырабатывающиеся в процессе индивидуаль­

ной жизни животного и исчезающие, когда перестают действовать 

условия, при которых они образовались. 

Безусловные и условные рефлексы могут быть простыми и 

сложными. 

К  п р о с т ы м  б е з у с л о в н ы м  р е ф л е к с а м относятся 

простейшие реакции на раздражители, например, отдергивание 

лапы при ожоге, зажмуривание глаз при ярком свете.  С л о ж н ы е 

б е з у с л о в н ы е  р е ф л е к с ы затрагивают весь организм в це­

лом, например, акт дефекации, рвота и т. д. Наиболее четко в 

поведении собаки проявляются следующие сложные безусловные 

рефлексы: пищевой, ориентировочный, оборонительный и поло­

вой. Они лежат в основе инстинктов. Все эти врожденные реф­

лексы необходимы собаке для жизни. 

Пищевой рефлекс необходим для восстановления энергетиче­

ских затрат. Ориентировочный — для ознакомления с внешим 

миром, обстановкой. Он свойственен всем животным, особенно 

молодым. Оборонительный рефлекс нужен для самозащиты; 

половой — для воспроизводства вида. Однако часто бывает, 

когда один из этих главнейших безусловных рефлексов выражен 

у собаки особенно сильно и является постоянным фоном ее пове­

дения, тогда мы говорим о преобладающей реакции собаки. 

Преобладающее пищевое поведение, когда все органы чувств 

собаки нацелены на то, чтобы обнаружить съедобные предметы 

и проглотить их, мешает дрессировке, зачастую сводя к нулю всю 

работу дрессировщика. Преобладающее ориентировочное пове­

дение мешает выработке условных рефлексов и часто сопровож­

дается повышенной осторожностью собаки. Животное в незнако­

мой обстановке прекращает всякое действие, все его органы чувств 

насторожены и направлены на изучение и оценку нового явления. 

Лишь после того как незнакомый предмет будет оценен живот­

ным, ориентировочное поведение заменяется другим в зависимости 

от обстановки. 

Для служебной собаки решающее значение имеет оборони­

тельная реакция. Она проявляется в двух формах: активной, 

когда собака смело нападает на объект опасности, и пассив­

ной, когда избегает опасности, проявляя признаки трусости. 

Преобладание пассивной формы оборонительной реакции де­

лает собаку непригодной к службе. Иногда резко преобладает 

оборонительная реакция в активной форме, когда собака посто­

янно находится в состоянии беспричинной агрессивности. Воз­

можности для служебного использования такой собаки тоже 

ограничены. К ряду служб она оказывается непригодной. 

Ярко выраженный, преобладающий половой рефлекс, ценный 

при использовании собаки на племя, значительно затрудняет 

дрессировку. 

По И. П. Павлову, рефлексы вызываются различными раз­

дражителями. Под раздражителями понимаются любые воздей­

ствия на рецепторы, вызывающие в них нервное возбуждение, 

передаваемое в головной мозг. 

Раздражители, обусловливающие проявление врожденного, 

безусловного рефлекса, называются безусловными. Для дрес­

сировки особенно важны механические (оглаживание, нажим ру­

кой, рывок, удар) и пищевые (различные виды лакомства) 

безусловные раздражители. 

У с л о в н ы м и называются по началу безразличные для со­

баки индифферентные  р а з д р а ж и т е л и , вызывающие при их 

повторении и безусловном подкреплении проявление условно-

рефлекторной реакции. 

Условным раздражителем может стать любой фактор, пред­

шествующий безусловному раздражителю или возникающий с ним 

одновременно. Например, владелец собаки перед тем, как выве­

сти ее на прогулку, подходит к вешалке и надевает старое 

пальто. Собака видит это. Затем следует весьма приятное для 

нее событие, прогулка с массой новых впечатлений. В мозге со­

баки устанавливается нервная связь между действием владель­

ца, одевающего старое пальто, и последующей прогулкой. Это 

действие, поначалу индифферентное, безразличное для собаки, 

со временем становится условным раздражителем. Как только 

владелец надевает старое пальто, собака вскакивает со своего 

места и бежит к двери. Если же человек с той же вешалки 

достает пальто, в котором ходит на работу, то собака не обращает 

на это никакого внимания и продолжает спокойно лежать на 

месте. С новым пальто у собаки не связано никаких положи­

тельных подкреплений — и оно продолжает оставаться безраз­

личным раздражителем. 

Условными раздражителями широко пользуются во время 

дрессировки. Это команды голосом, жесты, различные звуковые 

сигналы, запахи. Поначалу команда для собаки является просто 

безразличным звуковым раздражителем, на который не требуется 

никакого ответного реагирования. Лишь в сочетании с без­

условным раздражителем или подкреплением после ряда по­

вторений команда приобретает значение условного раздражителя, 

вызывающего рефлекторное действие животного. Этот вновь об­

разованный  р е ф л е к с на безразличный ранее раздражитель 

И. П. Павлов назвал  у с л о в н ы м , так как он не является врож­

денным, а зависит от различных, возникающих в жизни или 

эксперименте, условий. 

Условный рефлекс имеет и другое название, данное ему 

И. П. Павловым,—  в р е м е н н а я  с в я з ь , так как между раз­

дражителями, вызывающими рефлекторное действие животного, 

сохраняется определенная связь по времени и между собой. 

Кроме того, И. П. Павлов назвал такие рефлексы индивидуаль­

ными, потому что они могут быть приобретены одним конкрет­

ным животным, а другое животное этого же вида их не при­

обретает. 

Условные рефлексы не передаются по наследству из поко­

ления в поколение и в каждом поколении создаются заново. 

Обычно для того, чтобы образовался условный рефлекс, нужно 

несколько раз повторить сочетание условного и безусловного 

раздражителей. Но бывают случаи, когда условный рефлекс 

возникает мгновенно после однократного сочетания раздражи­

телей. К сожалению, он чаще всего оказывается нежелатель­

ным, т. е. вызывает совсем не то поведение, которое ожидает 

дрессировщик. 

Вот случай из жизни. Купленного в другом городе кобеля кавказской овчар­

ки владелец везет поездом домой. Кобель сидит в купе, смотрит, как люди завтра­

кают, и, естественно, клянчит кусочек. Подходит к столику, трогает лапой владель­

ца, к которому уже успел немного привыкнуть. Владелец несколько раз подает 

запрещающую команду «фу», но она не достигает успеха. Тогда рассерженный 

владелец берет графин и плещет из него воду в морду собаки. Пес уходит и 

издали продолжает следить за людьми. Подействовало! Но как только владелец 

вновь тянется рукой к графину, чтобы налить себе воды, пес обнажает клыки 

и начинает громко рычать на человека. Чтобы разрядить ситуацию, владелец 

собаки вынужден больше не трогать графина. В данном случае ответное поведе­

ние собаки сформировалось сразу, однако независимый характер кавказской 

овчарки и развитый инстинкт самозащиты внесли свои коррективы в поведение 

животного. Владелец добился, чтобы собака отошла от стола, но условный 

раздражитель (протягивание руки к графину) стал вызывать нежелательную для 

человека ответную реакцию собаки. 

Механизм образования условного рефлекса можно рас­

смотреть на примере образования двигательного навыка посадки 

на звуковую команду «сидеть». Если скомандовать недрессиро­

ванной собаке «сидеть!», то для нее зучание голоса будет лишь 

безразличным (индифферентным) раздражителем, который вызо­

вет возбуждение слухового центра в среднем мозге. Одновре­

менно возникает очаг возбуждения в точке коры головного мозга, 

где находится корковое представительство слухового центра. 

Если же после подачи команды «сидеть» с достаточной силой 

нажать на круп собаки и подтянуть ее за ошейник, то таким 

действием будет вызван безусловный рефлекс посадки. В этом 

случает через рецепторы кожи и скелетных мышц возбуждение, 

пройдя по нервным путям через спинной мозг, достигнет сред­

него мозга, где расположен двигательный координирующий центр 

посадки, в котором возникнет очаг возбуждения. 

Возбуждение, с одной стороны, по нервным путям пойдет 

назад к скелетной мускулатуре, вызвав безусловный рефлекс 

посадки собаки; с другой стороны, через специальные вставоч­

ные нейроны, возбуждение достигнет коры головного мозга и соз­

даст очаг возбуждения в участке, контролирующем безуслов­

ный рефлекс посадки. 

Таким образом, в мозге образуются четыре очага возбуж­

дения, два из которых находятся в коре. Между этими двумя 

очагами возбуждения устанавливается нервная связь, называ­

емая  з а м ы к а н и е м , или  м о с т и к о м . 

Замыкание закрепляется после нескольких повторений коман­

ды «сидеть» и последующего надавливания на круп собаки. 

После закрепления замыкания для выполнения команды доста­

точно воздействовать на собаку одним звуковым раздражите­

лем, без применения безусловного раздражителя. 

Следовательно, физиологической базой образования услов­

ного рефлекса является безусловный рефлекс. Условный рефлекс 

осуществляется высшими отделами ЦНС, преимущественно корой 

больших полушарий, где происходит замыкание. 

Для образования условных рефлексов очень важны  м е х а ­

н и з м ы  п а м я т и . Без запоминания сигналов, команд, обста­

новки, двигательных актов и сложных форм поведения невозможно 

осуществление условно-рефлекторных действий. Существуют два 

вида памяти — долговременная и кратковременная, а также не­

сколько типов памяти — эмоциональная (запоминание пережи­

того психического состояния), двигательная (запоминание движе­

ний), зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Все эти виды 

и типы памяти существуют у собак. В процессах памяти, а также 

в процессах анализа и оценки раздражителей большую роль 

играет взаимодействие правого и левого полушарий мозга. 

Условные рефлексы делятся на натуральные и искусствен­

ные. К  н а т у р а л ь н ы м относятся условные рефлексы на 

естественные природные раздражители. Условные рефлексы, обра­

зованные на команды и жесты, являются  и с к у с с т в е н н ы м и . 

По соотношению во времени действия условного и безуслов­

ного раздражителей различают наличные и следовые условные 

рефлексы. Если сразу после начала действия индифферентного 

раздражителя к нему присоединяется безусловный, то образуется 

н а л и ч н ы й совпадающий условный  р е ф л е к с . Если безуслов­

ный раздражитель включается через 2—4 секунды после начала 

индифферентного — образуется наличный короткоотставленный 

условный рефлекс. 

Если безусловный раздражитель начинает действовать по­

сле прекращения действия индифферентного, то образованные 

условные  р е ф л е к с ы называются  с л е д о в ы м и . К группе 

следовых относятся условные  р е ф л е к с ы на  в р е м я , так 

удивляющие начинающих собаководов. Собака будто знает время 

прихода с работы любимого владельца, подходит к пустой плош-

ке точно к началу кормления. Рефлекс на время является важным 

механизмом «биологических часов». Советский физиолог П. С. Ку-

палов считает, что в основе механизма «биологических часов» 

лежат так называемые укороченные рефлексы, когда началом 

рефлексов служат не сигналы, поступающие в ЦНС через рецеп­

торы, а напряжение, накапливающееся и развивающееся в самих 

нервных клетках в результате происходящих в них биохими­

ческих процессов. 

В течение жизни собаки при меняющейся внешней обста­

новке, разнообразии впечатлений, при большой двигательной 

активности в мозг поступает огромное количество сигналов, 

которые постоянно формируют новые условно-рефлекторные 

связи и стирают ставшие ненужными. Уровень функционального 

состояния мозга постоянно меняется. Поэтому условно-рефлектор­

ные ответы на сигналы и команды дрессировщика никогда не 

будут полностью тождественными. Зная это, дрессировщик не дол­

жен относиться к собаке, как к рефлекторному механизму, в ко­

тором лишь одна степень свободы: команда — реакция. 

Многочисленные нервные связи, пронизывающие мозг по вер­

тикали и горизонтали, а также между полушариями, создают 

основу для элементарной рассудочной деятельности, конкретного 

мышления. Чем выше эти качества, тем более осуществление 

каждого условного рефлекса зависит от многих составляющих, 

анализируемых и обобщаемых мозгом, и тем труднее добиться пол­

ного автоматизма в действиях животного. В результате этой 

работы мозга условно-рефлекторный ответ на команду может быть 

усилен, ослаблен или же вообще отменен. 

Известна также способность мозга объединять в единую си­

стему условные рефлексы на несколько раздражителей, если 

они постоянно применяются в определенном порядке. Эта 

способность носит название  д и н а м и ч е с к о г о  с т е р е о т и п а . 

При закрепленном динамическом стереотипе поведения по перво­

му сигналу последовательно включается весь комплекс рефлек­

сов. Так, один и тот же порядок преодоления препятствий на 

дрессировочной площадке, повторяемый изо дня в день, при­

ведет к тому, что собаке понадобится команда только перед пер­

вым препятствием, последующие же могут быть преодолены без 

команды. Вся жизнь животного состоит из подобного рода 

стереотипов поведения, когда один раздражитель включает це­

лую цепь последовательных действий. 

Дрессировщикам известно, что условный рефлекс на звуко­

вой сигнал, команду образуется быстрее, если, кроме механиче­

ского безусловного раздражителя, его подкреплять пищевым без­

условным раздражителем — лакомством. Это наблюдение позво­

лило И. П. Павлову высказать идею о двухсторонней условной 

связи. Для того чтобы получить вознаграждение или комфортное 

состояние, животное стремится еще и еще раз повторить заучен­

ный навык без специальной команды. 

Так, многие собаки, обученные при помощи пищевого под­

крепления садиться на задние лапы и «служить», принимают эту 

характерную позу по собственной инициативе, когда хотят по­

лучить лакомство. Условные  р е ф л е к с ы такого типа получили 

название  и н с т р у м е н т а л ь н ы х . Характерной чертой таких 

рефлексов является то, что животные с помощью выработан­

ного движения, как «инструментом», добиваются биологически 

важных для себя целей, лакомства, комфортности или же, наобо­

рот, стремятся избежать воздействия нежелательных факторов. 

По сути, многие самостоятельные действия, предпринимаемые 

собакой при пастьбе и охране стад, охране имущества, при ро­

зыске вещей, являются сложными динамическими стереотипами 

поведения, выработанными на основе инструментальных рефлек­

сов. 

Успешное образование условных рефлексов определяется оп­

тимальными силовыми взаимоотношениями между условным и 

безусловным раздражителями. 

Безусловный раздражитель должен быть сильнее, чем услов­

ный (вначале индифферентный) раздражитель. 

Если индифферентный раздражитель оказывается излишне 

сильным, то он вызовет ориентировочную реакцию собаки. Если 

слишком сильным окажется безусловный (механический) раздра­

житель, то животное ответит на него оборонительной реакцией 

в той или иной форме. 

Величина условного рефлекса после его образования зависит 

от силы условного раздражителя. Чем сильнее условный раз­

дражитель, тем сильнее рефлекс. Однако существует предел силы 

условного раздражителя и при дальнейшем его усилении сила 

условного рефлекса уменьшается. Этот предел для каждого живот­

ного индивидуален и зависит от его нервной системы. При об­

разовании условного рефлекса очень важно биологическое значе­

ние раздражителя и общее состояние животного. 

Огромное значение имеют соотношения во времени между 

условными и безусловными раздражителями. Условный (индиф­

ферентный) раздражитель должен применяться несколько раньше 

или одновременно с безусловным. Так, при обучении собаки хож­

дению рядом с дрессировщиком сначала должна подаваться 

команда «рядом», затем в качестве безусловного раздражителя 

следует рывок поводком. Начинающие дрессировщики часто 

вначале дергают собаку поводком в сторону движения, а затем 

подают команду «рядом». В результате этой ошибки усвоение 

навыка хождения рядом надолго задерживается. 

В начале работы индифферентный раздражитель (команда) 

должен быть действительно безразличным собаке и не вызы­

вать у нее других связей. 

При первичной отработке приема, при создании условного 

рефлекса не должно быть никаких дополнительных отвлекаю­

щих раздражителей. Поэтому лучше всего заниматься с собакой 

в знакомом ей, безлюдном и спокойном месте, где все внимание 

животного будет приковано к дрессировщику. 

На базе безусловных образуются  у с л о в н ы е  р е ф л е к с ы 

п е р в о г о  п о р я д к а , но кроме этого механизма образования 

условных рефлексов существует и другой. Условные рефлексы мо­

гут образоваться на базе уже созданных условных рефлексов 

первого порядка. 

Если через 10—15 секунд вслед за безразличным для соба­

ки раздражителем применить уже известный ей условный раз­

дражитель, то между двумя раздражителями образуется связь, 

и новый, ранее индифферентный, раздражитель станет условным. 

Условный рефлекс, выработанный таким образом, называется 

у с л о в н ы м  р е ф л е к с о м  в т о р о г о  п о р я д к а . 

Так, посадка собаки до команды дрессировщика после слов 

судьи: «Посадите собаку»,— типичный пример рефлекса второго 

порядка. Слова судьи являются вначале безразличным, индиф­

ферентным раздражителем для собаки, но за ними всегда сле­

дует команда дрессировщика. И эти слова судьи постепенно 

становятся условным раздражителем для собаки. Благодаря 

условному рефлексу второго порядка, услышав стрекот сороки, 

волк поднимается с лежки и уходит подальше, так как крик этой 

птицы обычно связан с появлением людей. 

Рефлексы второго порядка обладают меньшей стойкостью, 

чем рефлексы первого порядка. Поэтому выполнение приемов 

по жесту быстрее забывается, чем выполнение по голосу. При по­

мощи рефлексов второго порядка можно образовать еще менее 

стойкие рефлексы третьего и даже четвертого порядка, и чем 

более возбудима нервная система и сильнее безусловный рефлекс, 

на базе которого выработан условный рефлекс первого порядка, 

тем быстрее такие рефлексы вырабатываются. Считается, что 

на основе обычной пищевой реакции у собак удается выработать 

только условный рефлекс второго порядка, а на основе оборони­

тельной реакции — условные рефлексы третьего и даже четвер­

того порядка (Воронин Л. Г., 1979). 

Учеными была также замечена связь между несколькими 

индифферентными раздражителями, действующими последова­

тельно. В течение нескольких дней на собаку воздействовали 

два последовательно подаваемых звуковых раздражителя — сви­

сток и с интервалом в 30 секунд звонок. Никаких навыков 

при этом не вырабатывалось. Затем на звонок у собаки выра­

батывался условный рефлекс. Оказалось, что этот же рефлекс 

автоматически образовался и на сигнал свистка, т. е. между 

свистком, звонком и действием установилась связь, которая 

срабатывала даже при исключенли звонка. Эта связь также 

была расценена учеными как рефлекс второго порядка. Появ­

ление рефлексов второго и высших порядков необходимо живот­

ным, так как помогает им устанавливать связь между явлениями, 

а также подражать друг другу. 

Замечено, что если выработать условный рефлекс у одного жи­

вотного и подкреплять его на виду у другого, то второе жи­

вотное может перенять этот навык путем подражания. 

Академик Л. А. Орбели так представлял возникновение услов­

ного рефлекса при подражании. В коре больших полушарий 

животного-наблюдателя возникают три очага возбуждения. Один 

из очагов возникает в пищевом центре в результате наблюдения 

за подкормкой дрессируемого животного, второй очаг возбужде­

ния возникает в центре слуха от звука команды, которую по­

дают обучаемому животному, третий — в двигательной зоне коры 

от наблюдения за выполнением приема. Между этими тремя 

очагами возбуждения, возникшими в коре головного мозга, уста­

навливается связь типа мостика. Поэтому в дальнейшем бывает 

достаточно одного условного раздражителя, чтобы у животного-

наблюдателя нервный импульс пошел по уже знакомому пути 

между очагами возбуждения в коре к исполнительным органам. 

Особое значение при дрессировке приобретает подкрепление. 

Оно может быть положительным и отрицательным. Отрицатель­

ное подкрепление — это воздействие, которого животное стремит­

ся избегать. В дрессировке отрицательным подкреплением чаще 

всего являются механические раздражители — рывки, удары. Но 

нужно помнить, что отрицательное подкрепление ни в коем слу­

чае не является наказанием.  Н а к а з а н и е следует после неже­

лательного поведения. Например, когда собака стащила с кухон­

ного стола кусок мяса. В этом случае дрессировщик должен 

отнять у собаки мясо, приподнять ее за ошейник, потрясти и уг­

рожающим тоном скомандовать «место», выражая недовольство 

поведением собаки всем своим видом. 

Отрицательное подкрепление предупреждает нежелательное 

действие до его совершения. Дрессировщик строгим взглядом 

и запрещающей командой «фу» предупреждает попытку собаки 

схватить с кухонного стола мясо. 

Использование строгого ошейника при обучении хождению 

рядом с дрессировщиком является также отрицательным подкреп­

лением. Некоторые собаководы водят собаку только на одном 

строгом ошейнике. Постоянная боль становится привычной, силь­

ная собака постепенно перестает обращать на нее внимание, 

и рывки поводоком не достигают цели. Отрицательное подкреп­

ление должно быть достаточно сильным, но как только собака 

исправила свое поведение, воздействие отрицательного подкреп­

ления должно немедленно прекращаться. Запоздалое воздей­

ствие на собаку, запоздалое подкрепление — самый большой 

недочет начинающего дрессировщика. Собака села по команде, 

ее надо положительно подкрепить, дав лакомство, но дрессиров­

щик долго возится в кармане и лакомство попадает собаке в 

рот, когда она уже встала. Получается, что подкреплено встава­

ние из положения «сидеть», а не посадка по команде. 

Слишком раннее подкрепление тоже неэффективно. 

Вот пример. Довольно ленивая среднеазиатская овчарка никак не хоте­

ла ходить без поводка рядом с дрессировщиком. Хождение рядом на поводке 

она выполняла нормально, но без поводка прием не получался. Дрессировщик 

командовал «рядом», делал несколько шагов, а собака неподвижно оставалась 

сидеть на исходной позиции. Оказалось, что дрессировщик, обнаружив, что 

собака сидит, вытаскивал из кармана лакомство и протягивал его собаке, 

Она вставала, тянулась за лакомством, дрессировщик шел вперед, держа лаком­

ство в руке, а собака лениво двигалась за ним. Получалось, что собака не двига­

лась с места до тех пор, пока не видела лакомство. Затем дрессировщик изменил 

поведение. В начале движения он не показывал собаке лакомство, а после коман­

ды «рядом» энергично подталкивал ее за ошейник, вынуждая сразу принять 

высокий темп движения. Лакомство же давалось собаке в конце движения, 

сначала через 10 шагов, потом через 20, потом после выполнения упражнения. 

И дело пошло на лад. Медлительное животное бодро шло рядом с дрессиров­

щиком и под его одобрительные возгласы получало лакомство в конце упражнения. 

Следует также помнить, что размеры лакомства должны быть 

чисто символическими. Чем меньше величина каждого подкрепле­

ния, тем лучше. При отработке приема «хождение рядом» большие 

куски лакомства вообще противопоказаны, ведь для того, чтобы 

его проглотить, собака должна остановиться. А вот при обучении 

приему «лежать» можно дать один за другим несколько кусочков 

лакомства, повторяя при этом «лежать, лежать, хорошо лежать». 

В качестве лакомства можно использовать кусочки печенья, 

колбасы, изюминки, разрезанные на части сухофрукты, все, что 

нравится собакам и не пачкает карман дрессировщика. Иногда 

при удачно выполненном упражнении можно дать значительно 

большую порцию пищевого подкрепления в качестве премии, 

но такие события должны происходить достаточно редко. 

Когда прием отработан и собака стабильно и хорошо его вы­

полняет, пищевое и механическое подкрепление все равно должно 

оставаться в арсенале дрессировщика, иначе благодаря наличию 

угасательного торможения условный рефлекс при отсутствии 

подкрепления слабеет. 

В этом случае подкрепление становится не регулярным, а 

эпизодическим. Подкреплять созданный рефлекс надо в случай­

ном, не предсказуемом для собаки порядке, особенно выделяя 

при этом наиболее четко выполненные приемы. 

При выработке навыков требования нужно повышать посте­

пенно, чтобы у животного всегда была возможность получить 

пищевое подкрепление. 

Формировать навык нужно по частям, а уже потом соединять 

все части вместе. Так, среднеазиатская овчарка, у которой были 

трудности с хождением рядом без поводка, долгое время не 

могла одолеть выполнение комплекса приемов «стоять, сидеть, 

лежать» на расстоянии. Собаки отечественных пород вообще не 

любят эти приемы. Когда дрессировщик стоял рядом, собака 

четко выполняла приемы по команде, но стоило отойти от нее на 

два шага, как никакие команды на нее не действовали На дрес­

сировочной площадке, в группе дело не шло Пришлось зани­

маться отдельно и искать подход к собаке самостоятельно. 

Американская дрессировщица Карен Прайор указывала, что 

прежде, чем повышать требование, надо пользоваться подкрепле­

нием уже имеющегося результата. Когда дрессировщик начал под­

креплять лакомством каждое выполнение приема «стоять», 

«сидеть», «лежать» по команде, на расстоянии одного шага, у со­

баки появилась заинтересованность. На следующий день дрес­

сировщик отошел уже на два шага от собаки, и она, выполнив 

команду, сразу же получала лакомство. После каждого выполне­

ния с возгласом «хорошо» собаке давалось лакомство. Решив, 

что дело пошло, дрессировщик увеличил расстояние до пяти 

шагов. И тут снова собака не отреагировала ни на одну команду, 

после чего пришлось сразу же вернуться к расстоянию в один 

шаг. После ошибки, вызванной нетерпением дрессировщика, 

пришлось еще неделю работать над комплексом этих приемов 

на расстоянии трех шагов, подкрепляя лакомством выполнение 

каждого требования. Когда через два месяца расстояние постепен­

но увеличилось до 15 м, все равно некоторое время пришлось 

после выполнения каждого приема подбегать к собаке и давать ей 

пищевое подкрепление. Примерно еще через 15 дней занятий 

стало возможным выполнение приемов комплекса «стоять, си­

деть, лежать» по команде без подкормки после каждого правиль­

ного выполнения. 

Описанный случай говорит также о том, что дрессировщик 

не должен действовать по раз и навсегда установленному шаблону, 

а все время искать новые пути для достижения цели. Вообще 

шаблон в дрессировке недопустим. На многих дрессировочных 

площадках занятия проходят в определенном порядке — сначала 

хождение рядом, затем отработка приемов комплекса «стоять, 

сидеть, лежать», комплекса «подзыв — место», аппортировка 

предмета и, наконец, преодоление препятствий. Последним обычно 

преодолевается полутораметровый забор. 

Для тяжелых собак, какими являются собаки отечественных 

пород, преодоление забора — трудная задача. Далеко не все собаки 

любят этот прием. Кроме того, торопливые дрессировщики слиш­

ком быстро наращивают высоту забора, прибавляя новые доски. 

Собаки прыгают через слишком высокий забор с трудом, часто 

ушибают живот и грудь, растягивают связки пястных суставов. 

А ведь для того, чтобы не вызвать нежелательных связей с рабо­

той на площадке, занятия должны заканчиватся положительным 

подкреплением. Последнее упражнение должно быть легко выпол­

нимым для собаки, вызывать положительные эмоции и всегда под­

крепляться лакомством. 

Для легкого и подвижного эрдельтерьера или добермана за­

ключительным упражнением может быть и преодоление забора, 

но для тяжелых пород полоса препятствий требует большого 

нервного и мышечного напряжения и заканчивать урок жела­

тельно другим приемом. Но когда собака привыкнет к полосе 

препятствий, начнет ее легко преодолевать и дрессировщик 

увидит, что эта работа доставляет собаке удовольствие, тогда 

можно заканчивать урок именно этим упражнением. 

Очень важно уметь прекращать работу на достигнутом успехе. 

Например, собака преодолевает забор высотой в 1 м. Дрес­

сировщик ставит еще доску и посылает собаку на 1 м 20 см. Чуть 

поколебавшись, пес преодолевает и этот забор. Теперь нужно 

закрепить достигнутое, решает дрессировщик, и снова посылает 

собаку на 1 м 20 см, но собака отказывается прыгать. Однако 

уходить с площадки нельзя, так как последнее совершенное дей­

ствие всегда закрепляется в сознании животного. Нужно отвлечь 

собаку от забора, выполнить с ней хорошо знакомый прием, по­

играть, дать побегать. Затем, уменьшив высоту забора до 80 см, 

дать собаке преодолеть его, сопровождая прыжок через препят­

ствие радостным возгласом «хорошо» и пищевым подкреплением. 

На следующем занятии надо начать прыжки с 80 см и оста­

новиться на высоте забора в 1 м. Хорошо дать возможность со­

баке посмотреть, как прыгают через более высокий забор отдрес-

сированные животные. Однако нежелательно, чтобы ваш питомец 

наблюдал плохую работу других собак, видел их боязнь или не­

желание прыгать. Нельзя также в конце занятий ставить перед 

собакой новые задачи. Ведь, как правило, новая задача не сразу 

правильно разрешается собакой, и животное не получает 

положительного подкрепления. 

Некоторые приемы, такие, как аппортировка, например, осо­

бенно трудны для собак отечественных пород. Азиатским овчар­

кам несвойственен рефлекс аппортирования, но это не значит, что 

дрессировщик не должен и пытаться обучить свою собаку этому 

приему. Черные же терьеры, в создании которых принимали уча­

стие испытанные европейские служебные породы, обязаны сдавать 

курс общей дрессировки по полной программе (рис. 60). 

На образованные условные рефлексы действуют различные 

торможения, поэтому выполнение приема никогда не бывает ста­

бильным. В ряде случаев ранее созданные условные рефлексы 

затормаживаются полностью, т. е. собака воздерживается от вы­

полнения рефлекторного действия. Торможение условных реф­

лексов, как показали исследования И. П. Павлова, не является 

однородным. Существуют две основные группы торможений — 

пассивное, или безусловное, и активное, или условное. 

Организм собаки подвергается постоянному воздействию 

самых разнообразных радражителей, каждый из которых может 

вызвать свой рефлекс. Но такого хаотичного проявления рефлек­

сов не происходит, так как наиболее важный в данный момент 

рефлекс тормозит остальные. 

Безусловное торможение не нужно вырабатывать, оно прояв­

ляется самостоятельно, самопроизвольно, в момент возникнове­

ния рефлекса, вызывающего торможение остальных рефлексов, 

и исчезает после его прекращения. Поэтому безусловное торможе­

ние часто называют внешним, так как причина его возникновения 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12   ..