ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2018 год - часть 3

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2018 год - часть 3

 

 

52 

 

для эмитента вследствие неисполнения соответствующих обязательств, в том числе санкции, налагаемые 
на эмитента, и срок (предполагаемый срок) погашения просроченной кредиторской задолженности или 
просроченной задолженности по заемным средствам. 
Просроченная  кредиторская  задолженность  ПАО  «Газпром»  по  состоянию  на  30  сентября 
2018 года  составляет  381  569  091  тыс.  рублей.   Просроченная  кредиторская  задолженность 
ПАО «Газпром» по состоянию на указанную дату состоит, в основном, из: 

-  задолженности  перед  дочерними  обществами  ПАО  «Газпром»  за  поставку  и  транспортировку 
природного  газа,  в  договорах,  с  которыми  не  предусмотрено  начисление  процентов,  штрафных 
санкций и пени за невыполнение договорных обязательств; 

-  задолженности  в  отношении  НАК  «Нафтогаз  Украины»  в  соответствии  с  Окончательным 
решением  института  Торговой  палаты  г.  Стокгольма  от  28.02.2018 и  процентам  на  сумму 
просроченного платежа по процентной ставке, в соответствии с Законом Швеции «О процентах» 
(более подробно информация представлена в п.7.7 настоящего Ежеквартального отчета). 

Кредиторы,  на  долю  которых  приходится  не  менее  10  процентов  от  общей  суммы  кредиторской 
задолженности  или  не  менее  10  процентов  от  общего  размера  заемных  (долгосрочных  и 
краткосрочных) средств: 

Полное фирменное наименование: Акционерное общество «Газ Капитал» СА 
Сокращенное фирменное наименование: «Газ Капитал» СА 
Место нахождения: 2, Boulevard Konrad Adenauer, L-1115 Luxembourg 
Не является резидентом РФ 
Сумма кредиторской задолженности: 1 432 646 140 тыс. руб. 
Размер и условия просроченной кредиторской задолженности (процентная ставка, штрафные 
санкции, пени): просроченной кредиторской задолженности нет. 
Кредитор является аффилированным лицом эмитента: Нет 

 
Полное фирменное наименование: Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» 
Сокращенное фирменное наименование: НАК «Нафтогаз Украины» 
Место нахождения: Украина, г. Киев, ул. Б. Хмельницкого, д. 6 
Не является резидентом РФ 
Сумма кредиторской задолженности: 194 028 288 тыс. руб. 
Размер и условия просроченной кредиторской задолженности (процентная ставка, штрафные 
санкции, пени): 175 318 240

 

тыс. руб. 

Кредитор является аффилированным лицом эмитента: Нет 

 

2.3.2. Кредитная история эмитента 

Описывается  исполнение  эмитентом  обязательств  по  действовавшим  в  течение  последнего 
завершенного отчетного года и  текущего года  кредитным договорам и (или)  договорам займа, в том 
числе  заключенным  путем  выпуска  и  продажи  облигаций,  сумма  основного  долга  по  которым 
составляла  пять  и  более  процентов  балансовой  стоимости  активов  эмитента  на  дату  окончания 
последнего  завершенного  отчетного  периода,  состоящего  из  3,  6,  9  или  12  месяцев, 
предшествовавшего  заключению  соответствующего  договора,  а  также  иным  кредитным  договорам  и 
(или) договорам займа, которые эмитент считает для себя существенными. 
Эмитент не имел указанных обязательств. 
 

2.3.3. Обязательства эмитента из предоставленного им обеспечения 

На 30.09.2018 г. 

Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

На 30.09.2018 г. 

Общий размер предоставленного эмитентом обеспечения 

372 205 485 

53 

 

Наименование показателя 

На 30.09.2018 г. 

(размер (сумма) неисполненных обязательств, в отношении 
которых эмитентом предоставлено обеспечение, если в 
соответствии с условиями предоставленного обеспечения 
исполнение соответствующих обязательств обеспечивается в 
полном объеме) 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

372 205 485 

Размер предоставленного эмитентом обеспечения (размер 
(сумма) неисполненных обязательств, в отношении которых 
эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 
условиями предоставленного обеспечения исполнение 
соответствующих обязательств обеспечивается в полном 
объеме) в форме залога 

183 261 771 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

183 261 771 

Размер предоставленного эмитентом обеспечения (размер 
(сумма) неисполненных обязательств, в отношении которых 
эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 
условиями предоставленного обеспечения исполнение 
соответствующих обязательств обеспечивается в полном 
объеме) в форме поручительства 

188 943 714 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

188 943 714 

 

Обязательства  эмитента  из  обеспечения  третьим  лицам,  в  том  числе  в  форме  залога  или 
поручительства,  составляющие  пять  или  более  процентов  балансовой  стоимости  активов  эмитента 
на дату окончания соответствующего отчетного периода: 

Указанные обязательства в данном отчетном периоде не возникали. 

 

2.3.4. Прочие обязательства эмитента 

Прочих  обязательств,  не  отраженных  в  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности,  которые 
могут  существенно  отразиться  на  финансовом  состоянии  эмитента,  его  ликвидности, 
источниках  финансирования  и  условиях  их  использования,  результатах  деятельности  и 
расходов, не имеется. 
 

2.4. Риски, связанные с приобретением размещаемых (размещенных) ценных бумаг 

Политика эмитента в области управления рисками: 

В  ПАО  «Газпром»  разработана  эффективная  система  управления  рисками,  позволяющая 
своевременно  идентифицировать,  оценивать  и  реагировать  на  потенциальные  события, 
обстоятельства, внешние и внутренние факторы, влияющие на достижение поставленных целей.  

Компания, 

признавая, 

что 

осуществление 

деятельности 

подвержено 

воздействию 

неопределенностей  в  виде  рисков,  принимает  меры  по  их  управлению  с  целью  обеспечения 
достаточных  гарантий  достижения  целей,  поставленных  перед  ПАО «Газпром»  его  органами 
управления.  Система  управления  рисками  является  частью  корпоративного  управления  в 
ПАО «Газпром»  и  интегрирована  с  действующими  системами  планирования,  управления 
проектами  и  программами,  управления  производственной  безопасностью  и  другими  системами 
управления. 

Организация  системы  управления  рисками  реализует  следующие  основные  принципы: 
системности, соответствия целям, разумной уверенности, адаптивности, ресурсного обеспечения, 
непрерывности,  коллегиальности,  ответственности,  оценки результатов,  структурированности, 
единой нормативной среды, экономической целесообразности. 

2.4.1. Отраслевые риски 

 

54 

 

В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку  описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

Высокая степень государственного регулирования отрасли.  

ПАО  «Газпром»  является  крупнейшей  в  стране  газодобывающей  Компанией,  обеспечивает 
собственной  добычей  66%  (по  результатам  2017  года)  всех  объемов  поставок  газа  по  ГТС 
внутренним  потребителям,  занимает  ведущее  положение  в  экономике  России.  Деятельность 
ПАО «Газпром»  по  транспортировке  газа  по  трубопроводам  в  соответствии  с  Федеральным 
законом  Российской  Федерации  №147-ФЗ  от  17 августа 1995  года  «О  естественных  монополиях» 
регламентируется как деятельность естественных монополий.  

Контролируя  свыше  50%  акций  Общества  (включая  прямое  и  косвенное  владение),  государство 
оказывает  влияние  на  его  деятельность.  Так,  государством  осуществляется  контроль  движения 
финансовых  потоков  ПАО  «Газпром»  через  участие  его  представителей  в  Совете  директоров 
Общества,  к  компетенции  которого  относится  распределение  чистой  прибыли  по  итогам 
отчетного года, утверждение финансового и инвестиционного плана на предстоящие 1  и 3 года, а 
также долгосрочной программы развития.  

В  условиях  сохранения  в  Российской  Федерации  на  протяжении  последних  лет  двухсекторной 
модели  ценообразования  на  газ,  поставляемый  на  внутренний  рынок,  сохраняется  риск 
формирования  у  Компании  финансовых  ресурсов  в  размерах,  не  достаточных  для  осуществления 
необходимых  вложений  в  поддержание  и  развитие  газотранспортной  системы  в  интересах 
внутреннего  рынка,  что  не  может  не  сказаться  на  надежности  газоснабжения  российских 
потребителей  и  усложняет  процесс  принятия  инвестиционных  решений  по  развитию  газовой 
отрасли  в  целом.  Отсутствие  объективной  цены  на  газ  тормозит  реализацию  мероприятий, 
направленных  на  газо-  и  энергосбережение,  не  стимулирует  потребителей  к  рациональному 
использованию газа. 

ПАО  «Газпром»  последовательно  выступает  за  формирование  внутренних  цен  на  газ  на основе 
объективных  принципов,  что  будет  способствовать  созданию  условий,  при  которых  российский 
рынок  газа  станет  реальным  источником  устойчивого  развития  и  повышения  энергетической 
эффективности национальной экономики. 

 

Риски, связанные с директивным установлением цен на газ на внутреннем рынке. 

В настоящее время российский рынок природного газа в зоне Единой системы газоснабжения (ЕСГ) 
структурируется по двум секторам, на одном из которых цена на газ подлежит регулированию, а 
на другом нет (регулируемый и не регулируемый сектора).  

Регулируемые  оптовые  цены  на  газ  дифференцируются  как  по  категориям  потребителей  (для 
населения  и  промышленности),  так  и  по  ценовым  поясам  с  учетом  дальности  транспортировки 
газа от региона добычи до потребителя. 

Параметры  изменения  регулируемых  оптовых  цен  на  газ  для  всех  категорий  потребителей 
следующие: 

в среднем за год к предыдущему году, %

 

 

2014 

2015 

2016 

2017 

Рост цены

1

 

7,8 

2,8 

4,8 

1,3 

1

Без учета новых и дополнительных объемов газа, реализуемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ 

от 28.05.2007 № 333. 

 
Средневзвешенные  параметры  изменения  цен  на  газ  в  2019-2024  гг.,  рассчитанные  на  основе 
Прогноза 

социально-экономического 

развития 

Российской 

Федерации, 

разработанного 

55 

 

Минэкономразвития России в сентябре 2018 г., следующие: 

в среднем за год к предыдущему году, % 

 

2019 

2020 

2021-2024 

Рост регулируемой оптовой цены

1,4 

3,0 

3,0 

1

Без учета новых и дополнительных объемов газа, реализуемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ 

от 28.05.2007 № 333.

 

В  целях  снижения  рисков,  связанных  с  директивным  установлением  цен  на  газ,  ПАО  «Газпром» 
продолжает  вести  активную  работу  с  федеральными  органами  исполнительной  власти  по 
вопросам совершенствования ценообразования на газ, в том числе, по формированию обоснованных 
принципов  ценообразования,  позволяющих  Обществу  иметь  устойчивые  экономические  условия 
поставок газа на внутренний рынок.     
 
Риски, связанные с возможным изменением цен на газ на европейском рынке. 
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 
Риски, связанные с либерализацией европейского газового рынка.  
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 
Риски, связанные с реорганизацией ПАО «Газпром».   
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 
Риски, связанные с технологическими инновациями в отрасли. 
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта.
  

Риски, связанные с развитием производства газа из нетрадиционных источников. 

Повышение  цен  на  энергоресурсы  и  развитие  технологий  разведки  и  добычи  углеводородов  в 
последние  десятилетия  обусловили  рост  интереса  к  производству  газа  из  нетрадиционных 
источников. 

Несмотря  на  восстановление  цен  на  нефть  в  2017-2018  гг.,  общемировой  интерес  к  данной 
тематике  сохраняет  сдержанный  характер  в  связи  с  неудовлетворительными  результатами 
проведенных  геологоразведочных  работ  в  большинстве  стран  за  пределами  североамериканского 
континента. 

Более 95 % мировой добычи сланцевого газа по-прежнему осуществляется в одной стране – США. 
В  Европе  оптимистичные  оценки  некоторых  экспертов  в  отношении  ресурсной  базы  сланцевого 
газа не  подтвердились, кроме того, в ряде европейских стран технология  гидравлического разрыва 
пласта  (применение  которой  необходимо  для  извлечения  газа  из  низкопроницаемых  сланцевых 
залежей)  запрещена  исходя  из  экологических  соображений.  В  настоящее  время  риски  для 
ПАО «Газпром»,  связанные  с  возможной  организацией  коммерческой  добычи  газа  из  сланцев  в 
Европе  и  снижением  в  этой  связи  спроса  на  российский  трубопроводный  газ, можно  оценить  как 
минимальные. 

В  Китае  работы  в  области  разведки  и  добычи  сланцевого  газа  велись  достаточно  активно  в 
последние годы, однако широкомасштабное освоение его ресурсов идет более низкими темпами, чем 
планировали  государственные  ведомства  и  прогнозировали  ведущие  аналитические  агентства. 
Принимая во внимание высокие темпы роста спроса на природный газ в КНР (опережающие темпы 
роста собственной добычи газа из всех источников, включая сланцевые залежи), а также наличие 
условия  «бери  или  плати»  в  контракте  на  поставку  российского  трубопроводного  газа  между 
ПАО «Газпром»  и Китайской  Национальной  Нефтегазовой  Корпорацией  (КННК),  развитие 
производства  газа  из  нетрадиционных  источников  в  Китае  в  обозримой  перспективе  не  окажет 
существенного влияния на развитие деятельности ПАО «Газпром» в этой стране. 

Производство  газа  из  нетрадиционных  источников  также  способствует  реализации  проектов  по 
экспорту  СПГ  из  США  (и  в  перспективе,  возможно,  из  Канады).  При  определенной  ценовой 
конъюнктуре на региональных газовых рынках СПГ из этих стран может составить конкуренцию 
поставкам российского трубопроводного газа, прежде всего в Европу. Вместе с  тем, соотношение 

56 

 

объёмов  поставок  в  европейские  страны  (включая  Турцию)  российского  трубопроводного  газа  и 
американского СПГ, которое в 2017 г. составило 70:1, а в январе–августе 2018 г. – примерно 180:1, 
указывает на более высокую конкурентоспособность газа, поставляемого ПАО «Газпром». 

В мире интерес к теме сланцевого газа проявляется преимущественно в странах с ограниченными 
запасами и ресурсами традиционного газа, зависимых от импорта энергоресурсов. Для России, как 
страны  с  высокой  самообеспеченностью  энергоресурсами,  добыча  относительно  дорогого 
сланцевого  газа  на  текущий  момент  не  представляет  существенного  интереса  в  связи  с 
экономическими и экологическими преимуществами традиционного газа.   

Риски и возможности,  связанные  с  развитием  производства газа из нетрадиционных источников, 
учитываются  при  планировании  деятельности  ПАО  «Газпром».  В  целях  сохранения  высокой 
конкурентоспособности  производства  и  поставок  природного  газа,  добытого  на  традиционных 
месторождениях,  ПАО «Газпром»  контролирует  инвестиционные  и  эксплуатационные  затраты 
на  производство,  совершенствует  и  внедряет  новые  технологии,  повышающие  эффективность 
добычи  традиционного  газа,    а  также  осуществляет  мониторинг  развития  производства 
углеводородов из нетрадиционных источников в различных регионах мира.  

 

Риски, связанные с развитием возобновляемых источников энергии (ВИЭ). 

Многие страны проводят активную политику по стимулированию развития электрогенерации на 
базе  ВИЭ  (энергия  ветра,  солнечная  энергия,  энергия  биомассы,  малая  гидроэнергетика, 
геотермальная  энергия,  низкопотенциальное  тепло),  в  том  числе  путем  государственного 
субсидирования. 

Следствием  подобных  мер  в  последние  годы  стало  частичное  вытеснение  газа  из  сегмента 
электрогенерации. 

Тем  не  менее,  на  текущий  момент  появилась  тенденция  снижения  и  значительного  ограничения 
предоставления  государственной  поддержки  ВИЭ.  Данная  ситуация  благоприятна  для 
возобновления справедливой конкуренции «природный газ/ ВИЭ». 

Для  обеспечения  стабильности  работы  энергосистем    со  значительной  долей  ВИЭ  необходимо 
наличие электрогенерирующих мощностей на базе других видов топлива с высокими требованиями 
к маневренности оборудования. С этой точки зрения именно природный газ является экологически 
чистым  и  самым  эффективным  видом  топлива,  обеспечивающим  надежную  поставку 
электроэнергии. 

 

 

2.4.2. Страновые и региональные риски 

 
В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

Политико-экономические риски. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

Риски, связанные с процессом глобализации.  

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

Риски, связанные с развитием кризисных явлений в мировой экономике. 

57 

 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта.   

 

Риски, связанные с выходом в новые регионы и на новые рынки. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта.  

 

Риски, связанные с транзитом природного газа.  

ПАО  «Газпром»  находится  под  влиянием  рисков,  связанных  с  транспортировкой  природного  газа 
через территорию транзитных стран.  

Одной  из  таких  стран  является  Украина.  В  настоящий  момент  опасения  относительно 
надежности  поставок  газа  в  Европу  через  территорию  Украины  обусловлены  как  политической 
нестабильностью  в  данной  стране,  усугубляемой  неблагоприятной  экономической  обстановкой, 
так  и  требованиями  украинской  стороны  по  значительному  увеличению  платы  за 
транспортировку (в зависимости от планируемых объемов транспортировки после 2019 года). 

В  целях  минимизации  этого  риска  и  с  учетом  экономической  эффективности  поставок  газа  в 
долгосрочной перспективе ПАО «Газпром» диверсифицирует экспортные маршруты поставок газа. 
Примером  такой  работы  является  организация  экспортных  поставок  по  газотранспортным 
системам: «Ямал-Европа», проходящей по территории Белоруссии и Польши, и «Северный поток», 
соединившей  напрямую  Россию  и  Германию  через  акваторию  Балтийского  моря,  минуя  третьи 
страны. 

В  рамках  диверсификации  маршрутов  экспортных  поставок  российского  трубопроводного 
природного  газа  на  традиционный  для  ПАО  «Газпром»  европейский  рынок  реализуется  проект 
«Северный 

поток 

2», 

предусматривающий 

строительство 

двух 

ниток 

общей 

производительностью  55  млрд  куб.  м.  в  год.  График  реализации  проекта  предполагает  ввод  в 
эксплуатацию  обеих  ниток  газопровода  в  IV квартале  2019  г.  Поставка  труб  завершена.  На 
завершающей  стадии  находится  поставка  анодов.  Работы  по  обетонированию  труб 
продолжаются. На сегодняшний день все крупные контракты для проведения строительных работ 
в 2018 и 2019 гг. заключены. Разрешения на строительство газопровода Nord Stream 2 получены от 
Германии, Финляндии  Швеции и России. Идет процесс получения разрешения в Дании. 10 августа 
2018 г. Nord Stream 2 AG подана  заявка на альтернативный маршрут в Энергетическое агентство 
Дании. 5 сентября 2018 года начались работы по укладке газопровода в Финском заливе. 

21 февраля 2017 года вступило в силу  Соглашение между  Правительством  Российской Федерации 
и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода «Турецкий поток», подписанное в 
ходе  визита  Президента  Российской  Федерации  В.В. Путина  в  Турецкую  Республику  10  октября 
2016 года. Документ предусматривает возможность строительства двух ниток газопровода по дну 
Черного  моря  из России  в Турцию  общей  производительностью  31,5  млрд  куб.  м  в  год,  включая 
строительство  сухопутной  транзитной  нитки  до границы  Турции  с сопредельными  странами. 
26 мая  2018  г.  ПАО «Газпром»  и  Правительство  Турецкой  Республики  подписали  Протокол  по 
реализации транзитного сухопутного участка газопровода «Турецкий поток». 

7 мая 2017 года у российского побережья Черного моря в районе г. Анапа началась укладка морского 
участка  газопровода  «Турецкий  поток».  4  ноября  2017  г.  завершена  укладка  двух  ниток  морского 
участка  газопровода  «Турецкий  поток»  в  исключительной  экономической  зоне  России.  30  апреля 
2018  г.  у  черноморского  побережья  Турции  завершена  глубоководная  укладка  морского  участка 
первой  нитки  газопровода.    В  настоящее  время  продолжаются  работы  по  укладке  второй  нитки 
газопровода в исключительной экономической зоне Турецкой Республики. К концу III квартала 2018 
г. в общей сложности по обеим ниткам уложено 1658 км труб, что составляет 88% от совокупной 
протяженности морского участка газопровода. 

2 августа 2017 г. вступил в силу Закон США от 2 августа 2017 г., который, в частности, наделяет 
Президента  США  правом  во  взаимодействии  (координации)  с  союзниками  США  вводить 
определенные санкционные меры  в отношении любого лица, которое сознательно после принятия 
Закона  США  от  2  августа  2017  г.,  совершало  инвестиции  или  продавало  товары,  поставляло 
технологии  или  оказывало  услуги  Российской  Федерации  (на  сумму  более  1  млн.  долл.  США  или  в 
совокупности  в  течение  года  на  общую  сумму  более  5  млн  долл.  США)  в  сфере  строительства  и 
обслуживания российских трубопроводов, экспортирующих энергоресурсы. 

58 

 

В  отношении  указанного  положения  Закона  США  от  2  августа  2017  г.  Государственный 
Департамент  США  31 октября 2017  г.  выпустил  разъяснение,  согласно  которому  санкционные 
меры  не  должны  затрагивать  инвестиции  в  проекты,  начатые  до  2  августа  2017  г.  При  этом 
согласно  разъяснениям  под  «началом»  проекта  следует  понимать  момент  подписания  договора  о 
реализации проекта. 

Также  ограничения  не  будут  затрагивать  инвестиции  и  деятельность  для  целей  обычного 
обслуживания уже существующих трубопроводов, введенных в эксплуатацию до 2 августа 2017 г., а 
также любые инвестиции и договоры займа, осуществленные и заключенные до 2 августа 2017 г. 

(Более  подробно  информация  о  проектах  ПАО  «Газпром»  представлена  в  п.3.3  Планы  будущей 
деятельности эмитента). 

 
Кредитный риск. 

Неблагоприятное  воздействие  на  деятельность  ПАО  «Газпром»  может  оказывать  ограниченная 
способность  отдельных  потребителей  на  территории  России  и  за  ее  пределами  производить 
оплату поставляемого ПАО «Газпром» природного газа денежными средствами. В прошлом, в силу 
сложной экономической ситуации, в работе со многими российскими компаниями ПАО «Газпром» 
было  вынуждено  применять  различные  формы  расчетов  в  неденежной  форме,  включая  векселя  и 
облигации,  пакеты  акций  в  капитале  газовых  компаний,  а  также  товары  и  услуги,  в  порядке 
оплаты  поставок  газа  потребителям.  До  настоящего  времени  полностью  не  погашена 
задолженность  части  российских  потребителей  и  потребителей  стран  бывшего  СССР  за 
поставленный в прошлом природный газ, и Общество не располагает гарантиями полной оплаты 
этой задолженности в денежной форме.  

В последние годы ситуация с оплатой поставок природного газа постепенно стабилизировалась.  

Потребители  Прибалтийских  республик  и  стран  СНГ  рассчитывались  за  поставленный 
природный газ денежными средствами. 

Из  потребителей  газа  ближнего  зарубежья  случаи  нарушения  контрактных  обязательств  по 
оплате в период 2017 года – III квартала 2018 года имели место у АО «Молдовагаз», ОАО «Газпром 
трансгаз Беларусь, ЗАО «КТЭ» и LT Gas Stream.  

Таким образом, невозможно гарантировать, что в будущем, в силу не зависящих от ПАО «Газпром» 
причин, не появятся неденежные формы расчетов за газ. 

Осуществление  расчетов  по  сделкам  в  неденежной  форме  уже  оказывало  в  прошлом  и  может 
оказывать в будущем неблагоприятное воздействие на способность ПАО «Газпром» финансировать 
операционные  или  капитальные  затраты,  которые  должны  производиться  в  денежной  форме,  а 
также  на  способность  ПАО  «Газпром»  своевременно  выплачивать  налоги  и  проводить  прочие 
обязательные отчисления.  

 

Риски, связанные с географическими и климатическими условиями.  

Особенности  климата  и  географическое  положение  основных  регионов  деятельности 
ПАО «Газпром»  оказывают  существенное  влияние  на  деятельность  Группы.  Значительная  доля 
объема  добычи  газа  ПАО  «Газпром»  приходится  на  Западную  Сибирь,  где  суровый  климат 
осложняет  добычу  и  увеличивает  себестоимость  природного  газа.  Освоение  месторождений 
полуострова  Ямал,  а также  ресурсов  континентального  шельфа  России  будут  осуществляться  в 
еще более сложных природно-климатических условиях.  

Группа  Газпром  успешно  разрабатывает  и  внедряет  эффективные  технологические  процессы  для 
суровых  климатических  условий.  Также  Группой  разрабатываются  и  реализуются  программы 
повышения  эффективности  работы  системы  добычи,  транспортировки  и  эксплуатации 
газотранспортной сети.  

Группа  Газпром  также  активно  участвует  в  разработке  и  осуществлении  государственных 
программ по повышению эффективности использования энергоресурсов в России. 

Определенное  влияние  на  отбор  газа  и  поступление  выручки  ПАО  «Газпром»  могут  оказать 
погодные  условия  кратковременного  характера.  В  последние  годы  в  связи  с  теплыми  зимами 

59 

 

наблюдалось снижение уровней отбора газа европейскими потребителями. Однако влияние данного 
фактора, носящего вероятностный характер, на отбор и поступление выручки ПАО «Газпром» за 
несколько  лет  несущественно,  поскольку  происходит  взаимная  компенсация  в  результате 
чередования  холодных  и  теплых  зим.  Вместе  с  тем  в  2017  году  наблюдался  рост  потребления 
природного газа, продолжающийся по настоящее время. 

 

2.4.3. Финансовые риски 

 
В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

Риски, вероятность их возникновения и характер изменений в отчетности: 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 
Риски, связанные с денежно-кредитной политикой Центрального Банка Российской Федерации.  

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

 
Риск мирового финансового кризиса. 
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

Риски, связанные с изменениями валютных курсов. 
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 
Риски, связанные с изменениями процентных ставок.  

Привлекая  заемный  капитал,  ПАО  «Газпром»  подвержено  воздействию  рисков,  связанных  с 
изменениями процентных ставок. 

Некоторую часть долгового портфеля ПАО «Газпром» составляют кредиты иностранных банков. 
Процентная ставка по обслуживанию большинства этих кредитов базируется на основе ставок по 
межбанковским  кредитам  LIBOR/EURIBOR.  Увеличение  данных  процентных  ставок  может 
привести к удорожанию обслуживания долга ПАО «Газпром». 

При  этом  на  текущий  момент  долговой  портфель  Эмитента  преимущественно  сформирован 
кредитами и займами с фиксированной процентной ставкой, что оказывает существенное влияние 
на снижение данного риска. 

Существуют процентные риски,  связанные  с  привлечением  ПАО  «Газпром» денежных средств на 
российском  рынке  корпоративных  облигаций.  На  текущий  момент  в  обращении  на  российском 
рынке  находятся  пять  выпусков  биржевых  облигаций,  три  из  которых  имеют  фиксированную 
процентную  ставку.  Два  выпуска  биржевых  облигаций  со  сроком  погашения  21.10.2043  имеют 
процентную  ставку,  привязанную  к  уровню  инфляции.  Досрочное  погашение  этих  облигаций 
возможно при достижении или превышении определенной эмитентом  процентной ставки  i-того 
купонного  периода  уровня  10,00%  годовых.  Наличие  встроенного  механизма  оферт  и  определения 
события,  в  случае  наступления  которого  возможно  досрочное  погашение  по  усмотрению 
эмитента, позволяет эффективно управлять данным процентным риском. 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..