ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2018 год - часть 23

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  21  22  23  24   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2018 год - часть 23

 

 

 

214 

ИНН 7726588547 
ОГРН 1087746212388 
доля ПАО «Газпром» в УК ООО «Газпром капитал» - 100% 
 
полное фирменное наименование: Gazprom Holding Coöperatie U.A. 
место нахождения: Amsterdam, Nederland 
ИНН не применимо  
ОГРН не применимо  
доля ООО "Газпром капитал" в УК Gazprom Holding Coöperatie U.A. - 100% 

полное фирменное наименование: Gazprom Finance B.V. 

 

место нахождения: Amsterdam 
ИНН не применимо  
ОГРН не применимо  
доля

 

Gazprom Holding Coöperatie U.A. в УК Gazprom Finance B.V. - 99,99944%   

доля голосов

 

Gazprom Holding Coöperatie U.A. в УК Gazprom Finance B.V. - 99,975%   

доля ООО «Газпром капитал» в УК Gazprom Finance B.V. - 0,00056% 
доля голосов ООО «Газпром капитал» в УК Gazprom Finance B.V. - 0,025% 
 

доля Gazprom Finance B.V. в УК Rosingaz Limited - 100% 

  

 
Доля подконтрольной организации в уставном капитале эмитента: 1.5% 
Доля обыкновенных акций эмитента, принадлежащих подконтрольной организации: 1.5% 
Описание основного вида деятельности общества: 
инвестиции, коммерческое финансирование, холдинговая деятельность 

 

Органы управления 

Наименование органа управления: Коллегиальный исполнительный орган 

 

 

Физические лица, входящие в состав данного органа управления общества 

 

ФИО 

Доля участия лица 

в уставном 

капитале 

эмитента, % 

Доля 

принадлежащих 

лицу 

обыкновенных 

акций эмитента, 

Шерстобитова Дарья Владимировна 

0.000002 

0.000002 

Ганюшкин Алексей Евгеньевич 

 

 

Иванов Юрий Александрович 

Кучмин Александр Владимирович 

 

 

 
Дополнительная информация: 
В соответствии с уставом компании Председатель избирается на каждом собрании. 

 

 

Полное фирменное наименование: Gazfin Cyprus Limited 
Сокращенное фирменное наименование: Gazfin Cyprus Limited 

Место нахождения 

 Кипр, Cyprus 

 

215 

 

Признак осуществления эмитентом контроля над организацией, в отношении которой он является 
контролирующим лицом: право распоряжаться более 50 процентов голосов в высшем органе 
управления подконтрольной эмитенту организации
 
Вид контроля: косвенный контроль 

все  подконтрольные  эмитенту  организации  (цепочка  организаций,  находящихся  под  прямым  или 
косвенным  контролем  эмитента),  через  которых  эмитент  осуществляет  косвенный  контроль  над 
организацией, в отношении которой он является контролирующим лицом: 
полное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Газпром капитал» 
место нахождения: Российская Федерация, г. Санкт-Петербург 
ИНН 7726588547 
ОГРН 1087746212388 
доля ПАО «Газпром» в УК ООО «Газпром капитал» - 100% 
 
полное фирменное наименование: Gazprom Holding Coöperatie U.A.  
место нахождения: Amsterdam, Nederland 
ИНН не применимо  
ОГРН не применимо  
доля ООО "Газпром капитал" в УК Gazprom Holding Coöperatie U.A. - 100% 
 
полное фирменное наименование: Gazprom Finance B.V.  
место нахождения: Amsterdam 
ИНН не применимо  
ОГРН не применимо  
доля Gazprom Holding Coöperatie U.A. в УК Gazprom Finance B.V. - 99,99944%   
доля голосов Gazprom Holding Coöperatie U.A. в УК Gazprom Finance B.V. - 99,975%   
доля ООО «Газпром капитал» в УК Gazprom Finance B.V. - 0,00056% 
доля голосов ООО «Газпром капитал» в УК Gazprom Finance B.V. - 0,025% 
 
 
доля Gazprom Finance B.V. в УК Gazfin Cyprus Limited - 100% 
 
  

 
Доля подконтрольной организации в уставном капитале эмитента: 0% 
Доля обыкновенных акций эмитента, принадлежащих подконтрольной организации: 0% 
Описание основного вида деятельности общества: 
Холдинговая, включая получение дохода от инвестирования денежных средств 

 

Органы управления 

Наименование органа управления: Коллегиальный исполнительный орган 

 

 

 

Физические лица, входящие в состав данного органа управления общества 

 

ФИО 

Доля участия лица 

в уставном 

капитале 

эмитента, % 

Доля 

принадлежащих 

лицу 

обыкновенных 

акций эмитента, 

Орлов Андрей Николаевич 

Гудков Иван Владимирович 

0.000002 

0.000002 

Моисеенкова Екатерина 

 

 

Неофиту Элпида 

 

 

 

216 

Константину Андреа 

 

 

 
Дополнительная информация: 
Председатель избирается на каждом собрании. 

 

3.6. Состав, структура и стоимость основных средств эмитента, информация о планах по 
приобретению, замене, выбытию основных средств, а также обо всех фактах обременения 
основных средств эмитента 

Не указывается в отчете за 4 квартал. 
 

Раздел IV. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности 

эмитента 

4.1. Результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитента 

Не указывается в отчете за 4 квартал. 

4.2. Ликвидность эмитента, достаточность капитала и оборотных средств 

Не указывается в отчете за 4 квартал. 

4.3. Финансовые вложения эмитента 

Не указывается в отчете за 4 квартал. 

4.4. Нематериальные активы эмитента 

Не указывается в отчете за 4 квартал. 

4.5. Сведения о политике и расходах эмитента в области научно-технического развития, в 
отношении лицензий и патентов, новых разработок и исследований 

Не указывается в отчете за 4 квартал. 

4.6. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента 

Российский рынок. 

Газовая  промышленность  Российской  Федерации  является  важнейшим  элементом  ресурсного 
обеспечения экономического развития страны. В приведенной ниже таблице представлены объемы 
добычи газа в России, в том числе доля Группы Газпром: 

 

2012 

2013 

2014  

2015 

2016 

2017 

2018 

Добыча газа в России (млрд м

3

654,4 

668,2 

642,1 

635,5 

640,4 

691,2 

725,4 

Добыча 

газа 

Группой 

Газпром 

(млрд м

3

487,0 

487,4 

443,9 

418,5 

419,1 

471,0 

497,6 

Отношение добычи газа Группой  
Газпром к добыче газа по России (%) 

 

74,4 

 

72,9 

 

69,1 

 

65,9 

 

65,4 

 

68,1 

 

68,6 

 

К  2025  г.  при  наличии  платежеспособного  спроса  российских  потребителей  и  благоприятной 
конъюнктуры внешнего рынка объем добычи газа ПАО «Газпром» может составить порядка 520 -
560 млрд куб.  м.  Основным  газодобывающим  районом  страны  на  рассматриваемую  перспективу 
остается Ямало-Ненецкий автономный округ, где сосредоточено 63% всех запасов России.  

Стратегически  приоритетными  регионами  добычи  газа  на  долгосрочную  перспективу  являются 
полуостров  Ямал,  акватории  северных  и  дальневосточных  морей  России,  Восточная  Сибирь  и 

 

217 

Дальний  Восток,  где  добыча  газа  будет  развиваться  на  базе  освоения  месторождений  на 
о. Сахалине, в Республике Саха (Якутия), а также в Иркутской области.  

Поддержка  переориентации  использования  газа  с  топливных  на  сырьевые  цели  обеспечит  рост 
производства  продукции  с  более  высокой  добавленной  стоимостью.  Техническая  модернизация  и 
реконструкция  действующих  газоперерабатывающих  заводов  будут  направлены  на  повышение 
извлечения  ценных  компонентов  из  газа,  рост  экономической  эффективности  и  экологической 
безопасности  предприятий.  В  результате  углубления  переработки  углеводородных  ресурсов 
намечаются рост производства моторного топлива, сжиженных газов и полимеров.  

ПАО  «Газпром»  продолжает  вести  активную  работу  с  федеральными  органами  исполнительной 
власти по вопросам совершенствования ценовой политики государства в газовой сфере.  

ПАО  «Газпром»  является  практически  единственным  поставщиком  газа  в  регулируемом  секторе 
рынка на территориях субъектов Российской Федерации, газоснабжение которых осуществляется 
посредством  Единой  системы  газоснабжения  (ЕСГ).  Государственному  регулированию  подлежат 
только  цены  на  природный  газ,  добываемый  компаниями  Группы  Газпром  и  поставляемый 
российским  потребителям.  Цены  на  нефть,  уголь  и  газ,  продаваемые  независимыми 
производителями, формируются на договорной основе. 

В  рамках  совершенствования  ценовой  политики  государства  в  газовой  сфере  в  2010  г. 
Правительством  Российской  Федерации  принято  постановление  № 1205  «О  совершенствовании 
государственного регулирования цен на газ», в соответствии с которым регулирование оптовых цен 
на  газ  для  промышленных  потребителей  осуществляется  на  основе  формулы  цены  на  газ, 
предусматривающей поэтапное достижение в переходный период равной доходности поставок газа 
на  внешний  и  внутренний  рынки  и  учитывающей  соотношение  цен  на  альтернативные  виды 
топлива,  с  учетом  понижающих  коэффициентов,  определяемых  исходя  из  устанавливаемых 
Правительством  Российской  Федерации  средних  параметров  ежегодного  изменения  оптовых  цен 
на газ для всех категорий потребителей, кроме населения, а также коэффициентов, определяющих 
дифференциацию  цен  на  природный  газ  по  регионам  Российской  Федерации.  Сроки  практического 
перехода  к  ценам,  обеспечивающим  равную  доходность  поставок  газа  на  внутренний  рынок  и  на 
экспорт,  будут  зависеть  от  динамики  сближения  доходности  поставок  газа  на  внутренний  и 
внешний  рынки,  и  определяться  исходя  из  множества  факторов,  в  том  числе  социально-
экономического  характера,  от  развития  ценовой  конъюнктуры  на  внешних  рынках  газа,  и 
определяемых Правительством Российской Федерации параметров изменения регулируемых цен на 
газ, поставляемый на внутренний рынок. 

ПАО  «Газпром»  постоянно  проводит  работу,  направленную  на  переход  от  регулируемых  к 
договорным  ценам  при  продаже  добытого  им  и  его  аффилированными  лицами  газа  российским 
потребителям. 

В  целях  развития  постановлением  Правительства Российской  Федерации  от  28 мая 2007г.  №  333 
«О совершенствовании  государственного  регулирования  цен  на  газ»,  ПАО «Газпром»  разрешена 
продажа  газа  по  ценам,  устанавливаемым  по  соглашению  сторон  в  регулируемом  диапазоне 
предельных максимального и минимального уровней для следующих групп конечных потребителей 
(кроме населения): 

- впервые заключивших договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г.;  

- приобретающих газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 г.  

За 2017 год реализовано указанным выше группам потребителей 29,751 млрд куб. м газа. При этом 
превышение  цен,  установленных  по  соглашению  сторон,  над  соответствующими  регулируемыми 
оптовыми ценами составило за указанный период в среднем 3%. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 323 «О реализации 
природного газа на организованных торгах и внесении изменений в акты Правительства Российской 
Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ и доступа к газотранспортной 
системе  открытого  акционерного  общества «Газпром»  (с  учетом  изменений,  внесенных 
постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  19  июня  2014  г.  № 566),  в  целях 
развития  рыночных  принципов  ценообразования,  Обществу  и  его  аффилированным  лицам 
разрешено  реализовывать  по  нерегулируемым  государством  ценам  на  организованных  торгах 
начиная с 2013 года до 17,5 млрд куб. м. газа.  

В  соответствии  с  подпунктом  «в»  пункта  2  раздела  II  Протокола  заседания  Комиссии  при 
Президенте  Российской  Федерации  по  вопросам  топливно-энергетического  комплекса  и 
экологической  безопасности  от  4 июня  2014  года  №  А4-26-368  ПАО  «Газпром»  совместно  с 
ЗАО «СПбМТСБ»  (с 01.07.2016  АО  «СПбМТСБ»)  и  РДК (ЗАО)  обеспечило  принятие  мер, 

 

218 

необходимых  для  начала  биржевых  торгов  природным  газом  на  Санкт-Петербургской 
Международной  Товарно-сырьевой  Бирже.  Биржевая  торговля  газом  является  важным 
инструментом  в  области  формирования  рыночных  принципов  и  повышения  прозрачности 
ценообразования  на  рынке  газа,  возможностью  получения  рыночных  индикаторов  для  системы 
ценообразования. 

Уровень  средних  цен  реализации  газа  продавцами  в  IV  квартале  2018  года  сложился  выше 
регулируемой оптовой цены на балансовом пункте «КС Надым» - на 11,8%, а на балансовом пункте 
«Локосово» - на 5,7% ниже регулируемой оптовой цены.  

Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  27.12.2017г.  № 1663  ПАО «Газпром»  и 
его аффилированным лицам разрешено с 1 января 2018 года реализовывать добытый ими природный 
газ  по  нерегулируемым  оптовым  ценам  организациям  для  производства  газа  природного  в 
сжиженном состоянии из газа природного в газообразном состоянии для последующего экспорта. 

Кроме  того,  Постановлением  Правительства   Российской  Федерации  от  29.10.2018  №  1282 
«О некоторых  вопросах  реализации  газа  в  Российской  Федерации»  ПАО «Газпром»  и  его 
аффилированным лицам разрешено реализовывать добытый ими природный газ по нерегулируемым 
оптовым  ценам  организациям,  заключившим  договоры  поставки  газа  после  1  ноября  2018  г., 
предусматривающие  начало  поставки  природного  газа  после  1 января  2020 г.,  для  производства 
метанола из газа природного в газообразном состоянии для последующего экспорта. 

Также  утверждено  Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  30.11.2018  №  1442 
«О внесении  изменений  в  некоторые  акты  Правительства  Российской  Федерации  по  вопросам 
государственного  регулирования  цен  на  газ»,  предусматривающее  отмену  государственного 
регулирования цен на газ, поставляемого промышленным потребителям с применением технологии 
по сжижению и (или) его регазификации. 
 

Европейский рынок. 

Позиции  ПАО  «Газпром»  на  европейском  газовом  рынке  являются  устойчивыми.  Компания 
занимает  первое  место  в  Европе  и  в  мире  по  экспорту  природного  газа.  Гарантией  сохранения 
имеющихся позиций в условиях стабилизации спроса на газ в Европе являются солидный портфель 
долгосрочных экспортных контрактов на условиях «бери или плати», значительная сырьевая база, 
а также функционирующие и строящиеся мощности по добыче, транспортировке и хранению газа. 

В  качестве  одного  из  основополагающих  элементов  экспортной  стратегии  Компании  выступает 
принцип сохранения единого экспортного канала трубопроводного газа. В июле 2006 г. был принят 
Федеральный  закон  «Об  экспорте  природного  газа»,  который  с  учетом  изменений,  внесенных 
Федеральным законом № 318-ФЗ от 30.11.2013 г. предоставляет исключительное право на экспорт 
газа  природного  в  газообразном  состоянии  организации-собственнику  единой  системы 
газоснабжения  или  ее  дочернему  обществу,  в  уставном  капитале  которого  доля  участия 
организации  -  собственника  единой  системы  газоснабжения  составляет  сто  процентов. 
В соответствии  с  Законом  лицензия  на  осуществление  исключительного  права  на  экспорт  газа 
природного  в  газообразном  состоянии  была  выдана  ООО  «Газпром  экспорт».  Законодательное 
закрепление  исключительного  права  на  экспорт  газа  природного  в  газообразном  состоянии  за 
ООО «Газпром экспорт» является дополнительной юридической гарантией надежности экспорта 
российского газа природного в газообразном состоянии. 

В  последние  годы  наблюдается  постепенное  снижение  уровня  переконтрактованности 
европейского  газового  рынка,  то  есть  превышения  твердых  контрактных  обязательств 
экспортеров  над  потребностями  в  импорте  газа.  Это  превышение  сформировалось  на  фоне 
сокращения спроса на газ после 2010 г. В 2016 г. объем фактического импорта трубопроводного газа 
в  странах  европейского  дальнего  зарубежья  практически  сравнялся  с  совокупным  предложением 
(ГКК по данным Cedigaz) по трубопроводным контрактам, а в 2017 г. превысил его почти на 16%. 
Таким  образом,  в  2017  г.  рынок  трубопроводного  газа  характеризовался  более  благоприятной 
ситуацией для краткосрочного контрактования, что открыло дополнительные возможности для 
трейдинга.  

Имеющиеся  на  данный  момент  прогнозы  потребления  и  собственной  добычи  в  Европе  в 
сопоставлении с объемами законтрактованного газа говорят о растущей недоконтрактованности 
поставок  по  трубопроводам  в  2020-2030  гг.  Появляется  ниша  для  дополнительного 
контрактования объемов газа или продления действующих соглашений. В связи с этим, Общество 
уверено,  что  долгосрочные  контракты  на  поставку  природного  газа  в  Европу  сохранят  свою 
значимость. 

 

219 

Структура  мирового  портфеля  контрактов  на  поставку  газа,  характеризующаяся  такими 
контрактными параметрами, как объем ГКК, срок действия, направление поставки и его гибкость, 
активно  меняется  в  последние  годы.  Так,  по  новым  контрактам  наблюдается  тенденция  к 
снижению  сроков  действия  и  уменьшению  контрактных  обязательств,  а  также  стремление 
покупателей к максимальной гибкости с точки зрения направлений поставки. 

ПАО «Газпром», со своей стороны, продолжает работу по повышению эффективности реализации 
российского  газа  на  экспорт,  проявляя  гибкость  в  отношениях  с  партнерами  в  условиях 
изменяющейся  рыночной  среды.  Однако  приоритетом  в  этом  плане  является  сохранение 
долгосрочных  контрактов  и  их  основных  положений,  определяющих  баланс  интересов  между 
поставщиком и покупателем. 

Отвечая  на  вызовы  меняющегося  энергетического  рынка,  Группа Газпром  в  2015-2016  гг. 
протестировала новый механизм продаж газа в Европе в форме газовых аукционов. 

Начиная  с  конца  2017  года  Общество  начало  заниматься  развитием  дополнительных 
инструментов  реализации  газа  –  продажи  через  собственную  электронную  торговую  платформу 
(ЭТП)  и  прямая  торговля  на  европейских  торговых  площадках  (трейдинг).  Соответствующее 
подразделение, ответственное за развитие упомянутых направлений деятельности, было создано в 
ООО  «Газпром  экспорт».  Параллельно  работе  по  организации  самостоятельного  доступа  к 
торговым рынкам данное подразделение уже осуществляет сделки по реализации балансировочных 
объемов газа через существующие групповые возможности. Объем таких продаж составил с начала 
2018  года  порядка  4,3 млрд  куб.  м.  Кроме  того,  17 августа  2018  года  Обществом  была  запущена 
вышеуказанная  ЭТП,  а  первые  торговые  сессии  по  реализации  газа  на  платформе  начались 
20 сентября 2018 г. С момента старта продаж через ЭТП было реализовано 1,07 млрд куб. м газа с 
поставкой в 4-ом квартале 2018 г. 
 

 

4.7. Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента 

В настоящее время мировой нефтегазовый рынок подвержен особому влиянию нескольких важных 
факторов,  которые  имеют  определяющее  значение  для  конкурентных  позиций,  работающих  на 
рынке компаний, включая ПАО «Газпром». К этим факторам относятся: 

Неопределенность уровня спроса на природный газ на европейском рынке.  

Перспективы  потребления  природного  газа  в  Европе  характеризуются  существенным  уровнем 
неопределенности.  Так,  период  2015  –  2017  гг.  был  отмечен  ростом  спроса  на  газ,  вызванным 
комплексом  факторов:  увеличением  потребления  газа  в  секторах  производства  электроэнергии  и 
промышленности  ряда  европейских  стран,  благоприятными  погодными  условиями,  а  также 
повышением конкурентоспособности газа по сравнению с углем в электроэнергетике. 

Однако,  по  итогам  3-х  кварталов  2018 г.,  согласно  оценкам,  объем  потребления  природного  газа  в 
европейском  дальнем  зарубежье  снизился  по  сравнению  с  аналогичным  периодом  2017  г.  на  2,8%, 
составив  387,4  млрд  куб.  м.,  главным  образом  вследствие  сокращения  потребления  газа  на  3,8%  в 
секторе  производства электроэнергии  и снижения  спроса на 2,3%.  в прочих секторах. Основными 
причинами  стагнации  спроса  на  природный  газ  в  энергетическом  секторе  являлись:  рост 
выработки ГЭС, АЭС и ветровой электроэнергетики на фоне роста цен на газ. 

Объем нетто-закачки газа в ПХГ в 1-3 кв. 2018 г. был меньше уровня аналогичного периода 2017 г. на 
14,5% за счет
 активных отборов в период аномальных холодов в феврале и марте 2018 г. Несмотря 
на вышеперечисленные негативные факторы, рост поставок газа ПАО «Газпром» по контрактам 
ООО «Газпром экспорт» в страны дальнего зарубежья составил в 1-3 кв. 2018 г. 8,0 млрд куб. м или 
+5,7% по сравнению с 1-3 кв. 2017 г. и достиг рекордных 149,3 млрд куб. м
  

При  этом,  отличительной  особенностью  2018 г.  на  европейском  газовом  рынке  стало 
продолжающееся  снижение  объёмов  добычи  газа  в  Европе  и  принятие  решения  об  ускоренном 
сокращении  добычи  на  месторождении  Гронинген.  В  связи  с  участившимися  землетрясениями 
Правительство Нидерландов уже неоднократно ограничивало добычу на данном месторождении. А 
в  марте  2018  года  было  принято  решение  о  снижении  объемов  добычи  до  12 млрд  куб.  м  в  год  к 
концу  2022  года  и  ее  полном  прекращении  к  2030  году.  Данное  решение  существенно  повлияет  на 
газовый  баланс  европейского  региона  и  приведёт  к  замещению  снижающихся  объёмов  добычи  газа 
импортными поставками.  

 

220 

Дальнейшие перспективы изменения уровня спроса на газ в регионе во многом будут определяться 
ситуацией  в  европейской  экономике,  политикой  стран  ЕС  в  области  атомной  и  возобновляемой 
энергетики, энергосбережения и энергоэффективности, стоимостью квот на выбросы парниковых 
газов  (углеродных  единиц),  а  также  в  значительной  степени  погодными  условиями.    При  этом,  в 
связи  с  сокращением  собственной  добычи,  зависимость  европейского  региона  от  импорта  газа 
будет  расти.  В  складывающихся  условиях  ПАО «Газпром»,  –  крупнейший  поставщик  газа  в 
европейские страны, – имеет возможность укрепления своих позиций на этом рынке. 

Консолидация.  

На  фоне  роста  предложения  газа  в  мире  в  среде  импортеров  усиливаются  интеграционные 
процессы  с  целью  отстаивания  более  выгодных  условий  контрактов  купли-продажи  газа. 
Примерами  подобных  процессов  являются  создание  газового  рынка  ЕС,  а  также  стремление 
компаний Японии, Южной Кореи и Индии к объединению для совместных закупок СПГ.  

Реагируя на усиление конкуренции на газовых рынках, поставщики также идут по пути укрупнения 
с  целью  получения  синергии  от  операций  за  счет  эффекта  масштаба,  а  также  для  усиления 
собственной  переговорной  позиции  по  контрактам  с  потребителями.  Для  удержания  рыночной 
доли  и  максимизации  прибыли  в  конце  2016  г.  Катар  принял  решение  о  создании  единого 
экспортного канала путем слияния компаний Qatargas Operating Company Limited и RasGas Company 
Limited.  Создание  единой  компании,  ответственной  за  экспорт  природного  газа  происходило  на 
фоне  давления  на  Катар  со  стороны  покупателей  (Индия,  Япония  и  др.),  которые  отстаивают 
более выгодные для себя условия в контрактах на поставки газа. 

Регулятивное  участие  государства  в  управлении  экспортным  газовым  портфелем  имеет  особую 
актуальность для стран, экспортирующих газ как по газопроводам, так и в виде СПГ. В частности, 
Алжир  и  Норвегия,  являющиеся  заметными  игроками  и  на  рынке  СПГ,  осуществляют  все 
экспортные  поставки  трубопроводного  и  сжиженного  газа  по  принципу  единого  экспортного 
канала,  через  уполномоченную  госкомпанию.  При  этом  управление  СПГ  поставками 
осуществляется  с  учетом  необходимости  максимизации  коммерческого  эффекта  от 
трубопроводных поставок. 

С учетом повышения конкуренции и укрупнения игроков на газовых рынках, как в среде экспортеров, 
так  и  импортеров  природного  газа,  ПАО «Газпром»  проводит  политику,  направленную  на 
исключение возможной конкуренции СПГ российских проектов с российским трубопроводным газом 
и сохранение принципа единого экспортного канала в целях максимизации коммерческого эффекта 
и бюджетных поступлений от экспорта природного газа из России.  

Развитие  техники  и  технологий.  Технологические  инновации  в  нефтегазовой  отрасли  заметно 
улучшили технико-экономические показатели разведки и разработки запасов углеводородов. Вырос 
удельный  вес  успешных  геологических  изысканий,  увеличилась  продолжительность  эксплуатации 
месторождений  и  степень  извлекаемости  разведанных  запасов  при  одновременном  сокращении 
издержек  полного  проектного  цикла.  Все  это  было  достигнуто  благодаря  активному  и 
эффективному  внедрению  новой  техники  и  технологии.  В  целом  новые  технологии  стали 
относительно  доступны  всем  участникам  рынка.  ПАО  «Газпром»  для  достижения  своих 
стратегических  и  финансовых  целей  стремится  применять  собственные  новые  разработки  в 
практической деятельности. 

Охрана  окружающей  среды  и  социальные  факторы.  Нефтяные  и  газовые  компании  во  всем  мире 
сталкиваются  с  ужесточением  требований  по  осуществлению  своей  деятельности  в 
соответствии  с  необходимостью  охраны  окружающей  среды  и  социальными  потребностями 
общества.  Инвесторы,  потребители,  государственные  органы,  неправительственные  организации 
все  более  внимательно  следят  за  экологическими  показателями  деятельности  компаний, 
соблюдением  прав  человека,  разработкой  альтернативных  и  возобновляемых  источников  энергии. 
ПАО «Газпром» соблюдает все нормы, установленные законодательством Российской Федерации и 
международными правовыми актами в области охраны окружающей среды. Вопросы обеспечения 
экологической безопасности при осуществлении ключевых проектов Общества относятся к числу 
приоритетных.  Масштабы  и  география  деятельности  ПАО  «Газпром»  также  предопределяют 
особую  социальную  ответственность  компании  перед  обществом  и  формируют  ряд  ключевых 
принципов  ее  деятельности:  внимательное  отношение  к  интересам  государства  и  его  граждан, 
активное  содействие  социально-экономическому  развитию  российских  регионов,  созданию  в  них 
благоприятного  делового  климата,  поддержанию  достойных  условий  жизни,  труда,  духовного 
благополучия людей. 

 

221 

В  связи  со  значительными  различиями  условий  деятельности  на  основных  рынках  Общества 
влияние  перечисленных  факторов  на  деятельность  ПАО  «Газпром»  неодинаково.  Кроме  того, 
зачастую  условия,  присущие  отдельной  стране  или  региону,  оказывают  более  существенное 
влияние на конкурентоспособность, чем факторы, имеющие отраслевое значение. 

К  основным  факторам,  которые  могут  в  наибольшей  степени  негативно  повлиять  на 
возможность  получения  Обществом  в  будущем  таких  же  или  более  высоких  результатов,  по 
сравнению с результатами, полученными за последний отчетный период, можно отнести  риски, 
связанные  со  снижением  цен  на  жидкие  углеводороды,  риски,  связанные  с  государственным 
регулированием  оптовых  цен  на  газ  на  внутреннем  рынке,  ужесточением  регулирования 
энергетического  сектора  на  основных  экспортных  рынках,  конкуренцией  со  стороны  других 
поставщиков газа и поставщиков альтернативных видов энергоносителей (жидкое топливо, уголь). 
Также  влияние  на  результаты  деятельности  ПАО  «Газпром»  могут  оказать  финансовые  риски 
(изменение валютных курсов, процентных ставок). 

Определить  вероятность  наступления  вышеуказанных  событий  в  текущий  момент  не 
представляется  возможным  в  связи  с  тем,  что  указанные  события/факторы  в  большинстве 
случаев находятся вне контроля Общества. 

Основными  факторами,  оказывающими  положительное  воздействие  на  деятельность 
ПАО «Газпром»  являются  повышение  конкурентоспособности  Общества  за  счет  внедрения  и 
использования  технических  и  технологических  инноваций  дальнейшего  развертывания  программ 
импортозамещения,  а  также  в  результате  работы  по  оптимизации  затрат.  Благодаря 
централизованному  управлению,  большой  разветвленности  и  наличию  параллельных  маршрутов 
транспортировки,  газотранспортная  система  Общества  обладает  существенным  запасом 
прочности  и  способна  бесперебойно  поставлять  газ  даже  при  пиковых  сезонных  нагрузках. 
Общество проводит стратегию диверсификации и расширения деятельности. В настоящее время 
продуктовый  портфель  группы  компаний  ПАО «Газпром»  включает  трубопроводный  природный 
газ,  нефть,  нефтепродукты,  нефтехимические  продукты,  газомоторное  топливо,  продукты 
переработки  нефти,  газа  и  газового  конденсата,  сжиженный  углеводородный  и  природный  газы, 
электро-  и  теплоэнергию.  Обществом  проводятся  меры  по  диверсификации  способов 
транспортировки  газа  –  строятся  новые  трубопроводы,  также  планируется  развитие  СПГ - 
проектов; осуществляется подготовка к выходу и расширению присутствия на новых экспортных 
рынках, в т.ч. Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Ближнего Востока и Африки.
 
 

 

4.8. Конкуренты эмитента 

 
Конкуренция на рынке России. 

В 

соответствии 

с 

действующим 

законодательством 

Российской 

Федерации 

сфера 

транспортировки  газа  по  трубопроводам,  включая  магистральные,  отнесена  к  естественно 
монопольным видам деятельности, подлежащим государственному регулированию. Этот вид услуг 
предоставляет  ПАО «Газпром»,  являющееся  собственником  Единой  системы  газоснабжения. 
Действующий  порядок  доступа  независимых  организаций  к  газотранспортной  системе 
ПАО «Газпром»  установлен  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 
14 июля 1997  г.  №  858  «Об  обеспечении  доступа  независимых  организаций  к  газотранспортной 
системе  Открытого  акционерного  общества  «Газпром»  с  изменениями  и  дополнениями, 
внесенными  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  3  мая  2001  г.  №  334 
«Об обеспечении недискриминационного доступа к газотранспортным системам».   

В  настоящее  время  группа  компаний  ПАО  «Газпром»  осуществляет  значительную  часть  всей 
добычи  газа  в  России,  транспортировку  его  по  магистральным  газопроводам  Единой  системы 
газоснабжения  и  реализацию  на  внутреннем  и  внешних  рынках.  Оптовые  (регулируемые)  цены  на 
газ, реализуемый ПАО «Газпром» потребителям Российской Федерации, а также тарифы на услуги 
по  транспортировке  газа,  оказываемые  независимым  производителям  газа,  устанавливаются 
регулирующим  государственным  органом  -  Федеральной  антимонопольной  службой.  На  долю 
независимых  газодобывающих  организаций,  которым  предоставлено  право  реализовывать  газ  по 
нерегулируемым (рыночным) ценам, складывающимся на основе спроса и предложения, приходится 
порядка 25% объема добычи газа в России.  

Доля транспортировки  по  ЕСГ  газа  независимых  поставщиков  в  общем  объеме  транспортировки 
газа, %: 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  21  22  23  24   ..