ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2017 год - часть 3

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2017 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2017 год - часть 3

 

 

52 

 

Просроченная кредиторская задолженность ПАО «Газпром» по состоянию на 31 декабря 2016 года 
составляет 128 969 191 тыс. рублей.  Просроченная кредиторская задолженность ПАО «Газпром» 
по  состоянию  на  указанную  дату  состоит,  в  основном,  из  задолженности  перед  дочерними 
обществами  ПАО  «Газпром»  за  поставку  и  транспортировку  природного  газа,  в  договорах,  с 
которыми  не  предусмотрено  начисление  процентов,  штрафных  санкций  и  пени  за  невыполнение 
договорных обязательств. Предполагаемые сроки погашения в настоящее время не определены. 

 

 

Кредиторы,  на  долю  которых  приходится  не  менее  10  процентов  от  общей  суммы  кредиторской 
задолженности или не менее 10 процентов от общего размера заемных (долгосрочных и краткосрочных) 
средств: 

Полное фирменное наименование: Акционерное общество «Газ Капитал» СА 
Сокращенное фирменное наименование: «Газ Капитал» СА 
Место нахождения: 2, Boulevard Konrad Adenauer, L-1115 Luxembourg 
Не является резидентом РФ 
Сумма кредиторской задолженности: 1 344 553 396 тыс. руб. 
Размер  и  условия  просроченной  кредиторской  задолженности  (процентная  ставка,  штрафные 
санкции, пени): просроченной кредиторской задолженности нет. 
Кредитор является аффилированным лицом эмитента: Нет 
 
Полное фирменное наименование: Gazprom Sakhalin Holdings B.V. 
Сокращенное фирменное наименование: Gazprom Sakhalin Holdings B.V. 
Место нахождения: Concertgebouwplein 13H, 1071 LL Amsterdam, The Netherlands 
Не является резидентом РФ 
Сумма кредиторской задолженности: 265 703 391 тыс. руб. 
Размер и условия просроченной кредиторской задолженности (процентная ставка, штрафные 
санкции, пени): просроченной кредиторской задолженности нет. 
Кредитор является аффилированным лицом эмитента: Да 
Доля эмитента в уставном капитале коммерческой организации: 0.000000016% 
Доля участия лица в уставном капитале эмитента: 0% 
Доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
 

На 31.03.2017 г. 

Структура заемных средств 
Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

Значение 

показателя 

Долгосрочные заемные средства 

1 413 183 781 

  в том числе: 

 

  кредиты 

291 448 441 

  займы, за исключением облигационных 

1 091 735 340 

  облигационные займы 

30 000 000 

Краткосрочные заемные средства 

477 758 481 

  в том числе: 

 

  кредиты 

65 786 121 

  займы, за исключением облигационных 

411 225 360 

  облигационные займы 

747 000 

Общий размер просроченной задолженности по заемным средствам 

  в том числе: 

 

  по кредитам 

53 

 

Наименование показателя 

Значение 

показателя 

  по займам, за исключением облигационных 

  по облигационным займам 

 

Структура кредиторской задолженности 
Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

Значение 

показателя 

Общий размер кредиторской задолженности 

638 205 424 

    из нее просроченная 

160 510 458 

  в том числе 

 

  перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами 

67 585 419 

    из нее просроченная 

  перед поставщиками и подрядчиками 

492 751 234 

    из нее просроченная 

156 624 622 

  перед персоналом организации 

1 235 490 

    из нее просроченная 

  прочая 

76 633 281 

    из нее просроченная 

3 885 836 

 
При  наличии  просроченной  кредиторской  задолженности,  в  том  числе  по  заемным  средствам, 
указываются причины неисполнения и последствия, которые наступили или могут наступить в будущем 
для эмитента вследствие неисполнения соответствующих обязательств, в том числе санкции, налагаемые 
на эмитента, и срок (предполагаемый срок) погашения просроченной кредиторской задолженности или 
просроченной задолженности по заемным средствам. 
Просроченная кредиторская задолженность ПАО «Газпром» по состоянию на 31 марта 2017 года 
составляет 160 510 458 тыс. рублей.  Просроченная кредиторская задолженность ПАО «Газпром» 
по  состоянию  на  указанную  дату  состоит,  в  основном,  из  задолженности  перед  дочерними 
обществами  ПАО  «Газпром»  за  поставку  и  транспортировку  природного  газа,  в  договорах,  с 
которыми  не  предусмотрено  начисление  процентов,  штрафных  санкций  и  пени  за  невыполнение 
договорных обязательств. Предполагаемые сроки погашения в настоящее время не определены. 

 

Кредиторы,  на  долю  которых  приходится  не  менее  10  процентов  от  общей  суммы  кредиторской 
задолженности или не менее 10 процентов от общего размера заемных (долгосрочных и краткосрочных) 
средств: 

Полное фирменное наименование: Акционерное общество «Газ Капитал» СА 
Сокращенное фирменное наименование: «Газ Капитал» СА 
Место нахождения: 2, Boulevard Konrad Adenauer, L-1115 Luxembourg 
Не является резидентом РФ 
Сумма кредиторской задолженности: 1 183 227 870 тыс. руб. 
Размер и условия просроченной кредиторской задолженности (процентная ставка, штрафные 
санкции, пени): просроченной кредиторской задолженности нет. 
Кредитор является аффилированным лицом эмитента: Нет 
 

 

2.3.2. Кредитная история эмитента 

Описывается  исполнение  эмитентом  обязательств  по  действовавшим  в  течение  последнего 
завершенного отчетного года и  текущего года  кредитным договорам и (или)  договорам займа, в том 
числе  заключенным  путем  выпуска  и  продажи  облигаций,  сумма  основного  долга  по  которым 

54 

 

составляла  пять  и  более  процентов  балансовой  стоимости  активов  эмитента  на  дату  окончания 
последнего  завершенного  отчетного  периода,  состоящего  из  3,  6,  9  или  12  месяцев, 
предшествовавшего  заключению  соответствующего  договора,  а  также  иным  кредитным  договорам  и 
(или) договорам займа, которые эмитент считает для себя существенными. 
Эмитент не имел указанных обязательств. 
 

2.3.3. Обязательства эмитента из предоставленного им обеспечения 

На 31.12.2016 г. 

Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

На 31.12.2016 г. 

Общий размер предоставленного эмитентом обеспечения 
(размер (сумма) неисполненных обязательств, в отношении 
которых эмитентом предоставлено обеспечение, если в 
соответствии с условиями предоставленного обеспечения 
исполнение соответствующих обязательств обеспечивается в 
полном объеме) 

233 899 844 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

233 899 844 

Размер предоставленного эмитентом обеспечения (размер 
(сумма) неисполненных обязательств, в отношении которых 
эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 
условиями предоставленного обеспечения исполнение 
соответствующих обязательств обеспечивается в полном 
объеме) в форме залога 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

Размер предоставленного эмитентом обеспечения (размер 
(сумма) неисполненных обязательств, в отношении которых 
эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 
условиями предоставленного обеспечения исполнение 
соответствующих обязательств обеспечивается в полном 
объеме) в форме поручительства 

233 899 844 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

233 899 844 

 

Обязательства  эмитента  из  обеспечения  третьим  лицам,  в  том  числе  в  форме  залога  или 
поручительства,  составляющие  пять  или  более  процентов балансовой стоимости  активов эмитента 
на дату окончания соответствующего отчетного периода: 

Указанные обязательства в данном отчетном периоде не возникали. 

На 31.03.2017 г. 

Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

На 31.03.2017 г. 

Общий размер предоставленного эмитентом обеспечения 
(размер (сумма) неисполненных обязательств, в отношении 
которых эмитентом предоставлено обеспечение, если в 
соответствии с условиями предоставленного обеспечения 
исполнение соответствующих обязательств обеспечивается в 
полном объеме) 

222 194 943 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

222 194 943 

Размер предоставленного эмитентом обеспечения (размер 
(сумма) неисполненных обязательств, в отношении которых 
эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 
условиями предоставленного обеспечения исполнение 
соответствующих обязательств обеспечивается в полном 
объеме) в форме залога 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

55 

 

Наименование показателя 

На 31.03.2017 г. 

Размер предоставленного эмитентом обеспечения (размер 
(сумма) неисполненных обязательств, в отношении которых 
эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 
условиями предоставленного обеспечения исполнение 
соответствующих обязательств обеспечивается в полном 
объеме) в форме поручительства 

222 194 943 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

222 194 943 

 

Обязательства  эмитента  из  обеспечения  третьим  лицам,  в  том  числе  в  форме  залога  или 
поручительства,  составляющие  пять  или  более  процентов  балансовой  стоимости  активов  эмитента 
на дату окончания соответствующего отчетного периода: 

Указанные обязательства в данном отчетном периоде не возникали. 

 

 

2.3.4. Прочие обязательства эмитента 

Прочих  обязательств,  не  отраженных  в  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности,  которые 
могут  существенно  отразиться  на  финансовом  состоянии  эмитента,  его  ликвидности, 
источниках  финансирования  и  условиях  их  использования,  результатах  деятельности  и 
расходов, не имеется. 
 
 

2.4. Риски, связанные с приобретением размещаемых (размещенных) 
ценных бумаг 

Политика эмитента в области управления рисками: 

В  ПАО  «Газпром»  разработана  эффективная  система  управления  рисками,  позволяющая 
своевременно  идентифицировать,  оценивать  и  реагировать  на  потенциальные  события, 
обстоятельства, внешние и внутренние факторы, влияющие на достижение поставленных целей.  

Компания, 

признавая, 

что 

осуществление 

деятельности 

подвержено 

воздействию 

неопределенностей  в  виде  рисков,  принимает  меры  по  управлению  рисками  с  целью  обеспечения 
достаточных  гарантий  достижения  целей,  поставленных  перед  ПАО «Газпром»,  его  органами 
управления.  Система  управления  рисками  является  частью  корпоративного  управления  в 
ПАО «Газпром»  и  интегрирована  с  действующими  системами  планирования,  управления 
проектами  и  программами,  управления  производственной  безопасностью  и  другими  системами 
управления. 

Организация  системы  управления  рисками  реализует  следующие  основные  принципы: 
системности, соответствия целям, разумной уверенности, адаптивности, ресурсного обеспечения, 
непрерывности,  коллегиальности,  ответственности,  оценки результатов,  структурированности, 
единой нормативной среды, экономической целесообразности. 
 

 

2.4.1. Отраслевые риски 

В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 

56 

 

находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 

Высокая степень государственного регулирования отрасли.  

ПАО  «Газпром»  является  крупнейшей  газодобывающей  Компанией,  обеспечивает  собственной 
добычей  62%  всех  объемов  поставок  газа  по  ГТС  внутренним  потребителям,  занимает  ведущее 
положение  в  экономике  России.  Деятельность  ПАО  «Газпром»  по  транспортировке  газа  по 
трубопроводам  в  соответствии  с  Федеральным  законом  Российской  Федерации  «О  естественных 
монополиях» регламентируется как деятельность естественных монополий.  

Контролируя  свыше  50%  акций  Компании  (включая  прямое  и  косвенное  владение),  государство 
оказывает  влияние  на  ее  деятельность.  Так,  государством  осуществляется  контроль  движения 
финансовых  потоков  ПАО  «Газпром»  через  участие  его  представителей  в  Совете  директоров 
Общества,  к  компетенции  которого  относится  распределение  чистой  прибыли  по  итогам 
отчетного года, утверждение финансового и инвестиционного плана на предстоящие 1 и 3 года, а 
также долгосрочной программы развития.  
 
 
Риски, связанные с директивным установлением цен на газ на внутреннем рынке. 
В настоящее время российский рынок природного газа в зоне Единой системы газоснабжения (ЕСГ) 
состоит в отношении ценообразования из двух секторов: регулируемого и нерегулируемого.  
Регулируемые  оптовые  цены  на  газ  дифференцируются  как  по  категориям  потребителей  (для 
населения  и  промышленности),  так  и  по  ценовым  поясам  с  учетом  дальности  транспортировки 
газа от региона добычи до потребителя. 
Параметры  изменения  регулируемых  оптовых  цен  на  газ  для  всех  категорий  потребителей 
следующие: 

в среднем за год к предыдущему году, %

 

 

2013 

2014 

2015 

2016 

Рост цены

1

 

14,6 

7,8 

2,8 

4,7 

1

Без учета новых и дополнительных объемов газа, реализуемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ 

от 28.05.2007 № 333. 

Средневзвешенные  параметры  изменения  цен  на  газ  в  2017-2019  гг.,  рассчитанные  на  основе 
Прогноза 

социально-экономического 

развития 

Российской 

Федерации, 

разработанного 

Минэкономразвития России в октябре 2016 г., следующие: 

в среднем за год к предыдущему году, % 

 

2017 

2018 

2019 

Рост регулируемой оптовой цены

1

 

2,1 

4,0 

3,3 

1

Без учета новых и дополнительных объемов газа, реализуемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ 

от 28.05.2007 № 333.

 

В  целях  снижения  рисков,  связанных  с  директивным  установлением  цен  на  газ,  ПАО  «Газпром» 
продолжает  вести  активную  работу  с  федеральными  органами  исполнительной  власти  по 
вопросам совершенствования ценообразования на газ, в том числе, по формированию обоснованных 
принципов  ценообразования,  позволяющих  Обществу  иметь  устойчивые  экономические  условия 
поставок газа на внутренний рынок.     
 

 
Риски, связанные с возможным изменением цен на газ на европейском рынке. 

ПАО  «Газпром»  реализует  значительную  часть  добываемого  природного  газа  в  Западной  и 
Центральной  Европе.  Экспорт  природного  газа  в  европейские  страны  осуществляется 
ПАО «Газпром» преимущественно в рамках долгосрочных контрактов по ценам, зависящим как от 
мировых цен на нефтепродукты, так и от котировок газа на европейских торговых площадках.  

Эти цены могут претерпевать  значительные  колебания  под воздействием целого ряда факторов, 
находящихся вне контроля ПАО «Газпром», включая: 

-  экономические  и  политические  события  в  нефтедобывающих  регионах  мира,  в  первую 

очередь на Ближнем и Среднем Востоке и Северной Африке; 

-  текущее  соотношение  спроса  и  предложения,  а  также  прогноз  спроса  и  предложения 

жидкого и «голубого» топлива на перспективу; 

-  способность  ОПЕК,  а  также  нефтедобывающих  стран,  не  входящих  в  эту  организацию, 

57 

 

регулировать добычу нефти с целью поддержания уровня цен; 

- активность биржевых спекулянтов («сырьевой» пузырь); 
- военно-политическая ситуация в мире, включая угрозу террористических актов; 
- состояние мировой общехозяйственной конъюнктуры; 
- цены на альтернативные энергоносители; 
- развитие новой техники и технологии; 
- погодные условия; 
-  пересмотр  планов  по  строительству  АЭС  и  другие  тенденции  в  электрогенерирующей 

отрасли; 

- требования по снижению выбросов парниковых газов.  

В  ООО  «Газпром  экспорт»  -  дочернем  обществе  ПАО  «Газпром»  -  реализована  система 
идентификации,  оценки  и  мониторинга  рисков  продаж  газа  в  дальнее  зарубежье.  Ежемесячно 
осуществляется  оценка  рыночных  рисков  продаж  газа  в  дальнее  зарубежье  и  кредитных  рисков 
продаж газа в дальнее зарубежье. 
 

Риски, связанные с либерализацией европейского газового рынка.  

Европейская  Комиссия  опубликовала  25  февраля  2015  г.  «Рамочную  стратегию  по  созданию 
устойчивого Энергетического Союза с перспективной политикой в сфере изменения климата».  

В  феврале  2016  г.  в  рамках  реализации  вышеперечисленных  целей  Энергетического  Союза 
Еврокомиссия  опубликовала  пакет  законодательных  инициатив  в  области  газового  рынка,  так 
называемый «зимний пакет», который включает в себя следующие документы: 

· 

Проект нового Регламента Европейского парламента и Совета ЕС о мерах по обеспечению 

надежности поставок газа и об отмене Регламента № 994/2010; 

· 

Проект Решения Европарламента и Совета ЕС о создании механизма обмена информацией 

о  межправительственных  соглашениях  и  не  имеющих  обязательную  силу  документах  в 
сфере  энергетики,  заключаемых  между  государствами-членами  ЕС  и  третьими 
государствами, и об отмене Решения № 994/2012/EU; 

· 

Сообщение Еврокомиссии относительно стратегии ЕС в области СПГ и хранения газа; 

· 

Сообщение  Еврокомиссии  относительно  стратегии  ЕС  в  области  теплоснабжения  и 

кондиционирования зданий. 

Еврокомиссия  отводит  существенную  роль  вопросам  диверсификации,  безопасности  и 
транспарентности  поставок  природного  газа,  развитию  инфраструктуры,  обеспечению 
соответствия  межправительственных  соглашений  в  области  поставок  энергоносителей 
европейскому законодательству. 
В  развитие  положений  Стратегии  Еврокомиссия  в  ноябре  2016  г.  опубликовала  пакет 
регламентирующих  документов  «Чистая  энергетика  для  всех  европейцев»,  направленный  на 
ускорение  перехода  стран  Евросоюза  к  низкоуглеродной  экономике  за  счет  роста 
энергоэффективности,  увеличения  потребления  ВИЭ  (до  27%  общего  конечного  потребления 
энергоресурсов к 2030 г.), декарбонизации теплоэлектроэнергетики (50% электрогенерации из ВИЭ к 
2030 г. и полная декарбонизация к 2050 г.) и транспорта, а также усиливающих роль потребителя 
на энергетическом рынке.  

Кроме  того,  в  декабре  2016  г.  Европарламент,  Европейский  совет  и  Еврокомиссия  достигли 
соглашения  о  необходимости  проведения  Еврокомиссией  оценки  условий  межправительственных 
соглашений  в  нефтегазовой  сфере,  заключаемых  странами-членами  ЕС  с  государствами,  не 
входящими в Евросоюз, на предмет их соответствия европейскому законодательству. Ожидается 
утверждение  Европарламентом  и  Европейским  советом  соответствующего  регламентирующего 
документа.  

Утверждение  указанных  документов  и  реализация  предусмотренных  ими  мер  может  привести  к 
определенному росту регуляторной нагрузки на деятельность ПАО «Газпром» в странах Евросоюза. 

В  настоящий  момент  Газпром  анализирует  влияние,  которое  может  оказать  Энергетический 
Союз  на  деятельность  Группы  в  ЕС.  Однако,  учитывая  отсутствие  консенсуса  среди  государств-
членов  ЕС  в  отношении  ряда  ключевых  вопросов  формирования  Энергетического  Союза,  пока 
неясно, каким образом и в какие сроки идея его создания будет реализована. 

Вместе  с  тем  ПАО  «Газпром»  продолжает  вести  работу  с  Еврокомиссией,  правительствами 

58 

 

стран-членов ЕС, европейскими бизнес-партнерами с целью выработки решений по синхронизации 
развития  газовой  инфраструктуры,  реализации  межправительственных  соглашений  и  поддержке 
принципов свободной рыночной конкуренции. 

В  условиях  либерализации  газового  рынка  Европы  ПАО  «Газпром»  проводит  более  активную 
маркетинговую  политику,  развивает  новые  формы  и  методы  торговли  (разменные  операции, 
разовые  и  биржевые  сделки,  краткосрочные  контракты,  электронную  торговлю,  торги  в  рамках 
аукциона на поставки природного газа в Европу). 

 
 
 Риски, связанные с реорганизацией ПАО «Газпром».   

Вертикально 

интегрированная 

структура 

ПАО 

«Газпром» 

позволяет 

обеспечивать 

гарантированное газоснабжение российских потребителей и поставки российского газа на экспорт 
в  соответствии  с  межправительственными  соглашениями  и  заключенными  долгосрочными 
контрактами.  Нарушение  целостности  ПАО  «Газпром»  и  создание  на  его  базе  независимых 
добывающих,  транспортных  и  других  компаний  приведет  к  разрушению  единой  технологической 
цепочки,  росту  цен  на  газ  для  потребителя  и  увеличению  затрат  производителей,  ослабит 
управляемость газовой отраслью, создаст неопределенность в распределении ответственности за 
поставки газа социально чувствительным  секторам газопотребления. Разделение  ПАО  «Газпром» 
сопряжено с возникновением большого количества рисков, прежде всего для Российской Федерации 
в  целом,  основными  из  которых  являются:  риск  потери  государством  контроля  над 
стратегической отраслью, внешнеполитические риски, риск роста техногенных катастроф и, как 
следствие,  возникновение  угрозы  для  энергетической  безопасности  России.  Кроме  того,  в  случае 
разделения  компании  существует  вероятность  расторжения  действующих  долгосрочных 
контрактов на поставку газа, которые изначально заключены с вертикально интегрированной, а не 
добывающей компанией. 

Для  устойчивого  функционирования  газовой  отрасли  России  ПАО  «Газпром»  стремится  в 
долгосрочной  перспективе  сохранить  Группу  Газпром  в  качестве  вертикально  интегрированной 
компании,  обеспечивающей  надежное  функционирование  Единой  системы  газоснабжения, 
включающей добычу, транспортировку, хранение и поставку газа. 

 

Риски, связанные с технологическими инновациями в отрасли. 

Перспективы  деятельности  ПАО  «Газпром»  связаны  с  реализацией  проектов  в  регионах  со 
сложными и специфическими природно-климатическими и горно-геологическими условиями, в связи 
с  чем  будет  возрастать  и  потребность  в  уникальной  технике,  создаваемой  специально  для  этих 
проектов. 

В  целях  обеспечения  Компании  новой  техникой  требуемого  качества  и  в  необходимых  объемах, 
ПАО «Газпром» на постоянной основе осуществляет деятельность в области НИОКР по созданию 
высокоэффективных  газовых  технологий,  новой  техники  и  материалов.  В  Обществе  действует 
управленческий  и  финансовый  механизм  реализации  полного  инновационного  цикла  и  доведения 
научно-технических разработок ПАО «Газпром» до стадии серийного производства.
  

21  июня  2016  г.  Совет  директоров  ПАО «Газпром»  утвердил  актуализированную  Программу 
инновационного развития ПАО «Газпром» (решение Совета директоров № 2762).
 

 

Риски, связанные с развитием производства газа из нетрадиционных источников. 

Повышение  цен  на  энергоресурсы  и  развитие  технологий  разведки  и  добычи  углеводородов  в 
последние  десятилетия  обусловили  рост  интереса  к  производству  газа  из  нетрадиционных 
источников. 

Однако на фоне сохранения в 2015-2016 годах относительно низкого уровня цен на нефть, а также 
в  связи  с  неудовлетворительными  результатами  проведенных  геологоразведочных  работ  в  ряде 
стран мира, интерес к данной тематике приобрел более сдержанный характер.  

Коммерческая  добыча  сланцевого  газа  по-прежнему  осуществляется  только  в  США,  а  также  в 
относительно  небольших  объемах  в  Канаде,  Китае  и  Аргентине.    В  США  рост  объёмов  добычи 
сланцевого газа привел к значительному снижению цен на газ на внутреннем рынке этой страны и 
послужил  толчком  к  проработке  большого  количества  проектов  по  экспорту  газа  в  виде  СПГ. 
В 2016  году  с  первого  СПГ-завода  на  восточном  побережье  США,  «Сабин  Пасс»,  было 

59 

 

экспортировано  45 партий  СПГ,  основной  объём  которого  (около  60  %)  был  поставлен  в  страны 
Латинской  Америки.  По  мере  наращивания  производственных  мощностей  (запуск  второй  и 
третьей технологических линий) в I квартале 2017 года с этого завода было отгружено 44 партии 
СПГ,  которые  были  направлены  преимущественно  в  страны  АТР  (44 %  объёма  поставок)  и 
Латинской  Америки  (26 %),  а  также  в  ряд  стран  Европы,  Ближнего  Востока  и  Африки.  Всего  в 
2016  и  I квартале  2017  гг.  суммарный  объём  экспортных  поставок  СПГ  из  США  составил 
8 млрд куб. м. (5,9 млн т). При этом значительное сокращение разницы в ценах на природный газ на 
мировых рынках (прежде всего, между азиатским и североамериканским рынками) в среднесрочной 
перспективе  существенно  снизило  экономическую  привлекательность  приобретения  СПГ  с 
привязкой к внутренним ценам США.  

Попытки  организации  добычи  газа  сланцевых  залежей  в  странах  континентальной  Европы  не 
принесли  положительных  результатов  -  в  частности,  в  2016  году  разведочные  работы 
окончательно  завершились  в  Польше  и  Дании.  Первой  полный  мораторий  на  применение  этой 
технологии на своей территории в 2011 году ввела Франция, и к настоящему моменту запреты или 
ограничения  на  развитие  добычи  сланцевого  газа  с  использованием  ГРП  действуют  также  в 
Германии, Нидерландах и Болгарии. 

В Великобритании, несмотря на поддержку государства, геологоразведочные работы на сланцевый 
газ  до  настоящего  времени  практически  не  проводились.  Можно  ожидать,  что  даже  в  случае 
подтверждения  наличия  ресурсов  сланцевого  газа  и  возможности  его  коммерческой  добычи 
негативное  отношение  британского  общества  к  данной  отрасли  будет  оставаться  ключевым 
фактором, ограничивающим её развитие. 

Начало  коммерческой  добычи  сланцевого  газа  в  Европе  в  среднесрочной  перспективе  является 
маловероятным.  

В  Китае  поисковые  работы  на  сланцевый  газ  проводились  достаточно  активно  в  последние 
несколько  лет,  однако,  несмотря  на  определённый  прогресс,  в  целом  широкомасштабное  освоение 
его ресурсов в этой стране идёт более низкими темпами, чем планировалось.  

В мире интерес к теме сланцевого газа проявляется преимущественно в странах с ограниченными 
запасами и ресурсами традиционного газа, зависимых от импорта энергоресурсов. Для России, как 
страны  с  высокой  самообеспеченностью  энергоресурсами,  добыча  относительно  дорогого 
сланцевого  газа  на  текущий  момент  не  представляет  существенного  интереса  в  связи  с 
экономическими и экологическими преимуществами традиционного газа.   

Риски и возможности,  связанные  с  развитием  производства газа из нетрадиционных источников, 
учитываются  при  планировании  деятельности  ПАО  «Газпром».  В  целях  сохранения 
конкурентоспособности  производства  и  поставок  природного  газа,  добытого  на  традиционных 
месторождениях,  ПАО  «Газпром»  контролирует  инвестиционные  и  эксплуатационные  затраты 
на  производство,  совершенствует  и  внедряет  новые  технологии,  повышающие  эффективность 
добычи традиционного газа, и осуществляет мониторинг развития производства углеводородов из 
нетрадиционных источников в различных регионах мира.  

 

 

Риски, связанные с развитием возобновляемых источников энергии (ВИЭ). 

Многие страны проводят активную политику по стимулированию развития электрогенерации на 
базе  ВИЭ  (энергия  ветра,  солнечная  энергия,  энергия  биомассы,  малая  гидроэнергетика, 
геотермальная  энергия,  низкопотенциальное  тепло),  в  том  числе  путем  государственного 
субсидирования. 

Следствием  подобных  мер  стало  частичное  вытеснение  газа  из  сегмента  электрогенерации  и 
снижение потребности в газе в основных странах-потребителях. 

В  настоящее  время  наблюдается  тенденция  снижения  и  значительного  ограничения 
предоставления  государственной  поддержки  ВИЭ.  Данная  ситуация  благоприятна  для 
возобновления справедливой конкуренции «природный газ/ ВИЭ». 

Для  обеспечения  надежности  поставок  электроэнергии  на  базе  ВИЭ  необходимо  создание 
электрогенерирующих  резервов  на  базе  других  видов  топлива  с  высокими  требованиями  к 
маневренности  оборудования.  С  этой  точки  зрения  именно  природный  газ  является  экологически 
чистым  и  самым  эффективным  видом  топлива,  обеспечивающим  надежную  поддержку 
производства электроэнергии из возобновляемых источников. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..