Автомобильная дорога М-7. Проектная документация ГК №ПР-52т-11-ОВОС - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     Автомобильная дорога М-7. Проектная документация ГК №ПР-52т-11-ОВОС

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

Автомобильная дорога М-7. Проектная документация ГК №ПР-52т-11-ОВОС - часть 11

 

 

 

80

 

 
 

75 

В

за

м

н

в

 

 

П

о

д

п

и

сь

 и

 д

ат

а 

 

И

н

в

.№

 п

о

д

л

3

2

1

-7

 

 

 

 

 

 

 

ГК № ПР-52т-11-ОВОС 

Лист 

 

 

 

 

 

 

75 

Изм.  Кол.уч.  Лист 

№ док.  Подпись  Дата 

 

6 Рекомендации по мониторингу в период строительства и эксплуатации 
объекта

 

 

Строительство автомобильной дороги, как и любое другое, может оказывать 

воздействие  на  сложившиеся  экосистемы.  Задача  заключается  в  том,  чтобы  на 
стадии  строительства  автомобильной  дороги  и  в  процессе  ее  эксплуатации 
организовать 

в 

районе 

проведения 

работ 

контроль 

над 

выполнением 

природоохранных  мероприятий,  заложенных  в  проект, и  состоянием окружающей 
природной  среды.  Контроль  (мониторинг)  позволит  предотвратить  возникновение 
любых отрицательных ситуаций для здоровья людей и других живых организмов, 
обеспечит  своевременное  принятие  мер  по  их  предупреждению,  компенсации  и 
ликвидации неблагоприятных последствий. 

Экологический 

мониторинг 

при 

строительстве 

и 

эксплуатации 

проектируемой    автомобильной  дороги  предполагает  проведение  работ  в 
направлениях,  обеспечивающих  всесторонний  контроль  над  сохранением 
окружающей среды вдоль трассы: 

– Производственный экологический мониторинг; 
– Комплексный экологический мониторинг. 
Под  производственным  экологическим  мониторингом  понимается  комплекс 

технических  средств  и  методов,  нормативно-технических  документов  и  органи-
зационной  структуры,  обеспечивающих  измерение  и  контроль,  как  во  время 
строительных  работ,  так  и  при  эксплуатации.  Производственный  экологический 
мониторинг позволит контролировать воздействие на окружающую среду каждого 
звена технологической цепи.  

Мониторинг  в  процессе  строительства  осуществляется  за  возведением 

автомобильной  дороги  и  сооружений  на  ней.  Перечень  объектов  контроля  и 
процессов производства работ:  

–  проверка  наличия  документов,  оформленных  в  установленном  порядке  на 

отвод земель постоянного и временного пользования и лесопорубочного билета;  

–  наличие  разрешения  на  проведение  работ,  связанных  с  нарушением 

почвенного  покрова,  проекта  рекультивации,  лицензий  на  пользование  недрами  и 
водными объектами; 

– контроль над фактическим соблюдением границ отвода земель постоянного 

и временного пользования дорожно-строительной организацией; 

–  контроль  над  обеспечением  поверхностного  и  грунтового  стоков, 

предотвращения  их  загрязнения.  Контроль  над  строительством  водопропускных 
сооружений. Контроль над развитием эрозии; 

–  контроль  над  качеством  и  своевременностью  выполнения  работ  по 

рекультивации нарушенных земель;  

–  контроль    над    размещением    строительно-дорожных    машин    и    их  

техническим  состоянием  для  исключения  потерь  ГСМ  из  топливной  системы; 

– контроль над уборкой и вывозом отходов для захоронения; 
– контроль за разборкой объездных дорог. 
Производственный  мониторинг  осуществляется  лицами,  в  компетенцию 

которых входит осуществление технического контроля над строительством дороги. 

 

81

 

 
 

76 

В

за

м

н

в

 

 

П

о

д

п

и

сь

 и

 д

ат

а 

 

И

н

в

.№

 п

о

д

л

3

2

1

-7

 

 

 

 

 

 

 

ГК № ПР-52т-11-ОВОС 

Лист 

 

 

 

 

 

 

76 

Изм.  Кол.уч.  Лист 

№ док.  Подпись  Дата 

 

Финансирование  данных  работ  осуществляется  в  пределах  затрат,  связанных  с 
содержанием  и  работой  администрации  владельца  или  подрядной  строительной 
организации. 

Подрядная  строительная  организация  для  обеспечения  соблюдения  норм 

содержания  загрязняющих  веществ  в  воздухе  и  физических  факторов  обязана 
производить освидетельствование техники. 

В  сферу  наблюдений  комплексного  экологического  мониторинга  будет 

входить  вся  зона  непосредственного  и  косвенного  воздействия  строительства  и 
эксплуатации  автомобильной  дороги.  В  соответствии  с  многокомпонентностью 
окружающей  природной  среды,  комплексный  экологический  мониторинг 
предполагает  регулярное  слежение  за  изменениями  в  составе  и  состоянии 
атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, популяций растений и животных. 
Выполняется он государственными службами в соответствии с их обязанностями. 

В  процессе  проведения  комплексного  экологического  мониторинга  будут 

отслеживаться  суммарные  воздействия  объекта  на  все  компоненты  окружающей 
природной  среды  и  их последствия,  как  в  районах  локализации  источников,  так и 
на прилегающих территориях. 

Приемку  выполненных  работ  по  рекультивации  осуществляет  рабочая 

комиссия,  назначенная  Председателем  Постоянной  Комиссии  по  вопросам 
рекультивации  земель  при  органах  местного  самоуправления.  В  состав  Комиссии 
входят представители государственных и муниципальных органов и организаций, в 
том  числе  председатель  районного  комитета  по  земельным  ресурсам  и 
землеустройству. При приемке рекультивированных земель контролируется: 

– соответствие выполненных работ проекту; 
– качество планировочных работ; 
– полнота выполнения требований экологических, санитарно-гигиенических, 

строительных  и  др.  нормативов  и  требований  в  зависимости  от  дальнейшего 
использования рекультивированных земель; 

– качество выполнения противоэрозионных мероприятий; 
– наличие на рекультивированном участке строительных отходов. 
Мероприятия  по  защите  окружающей  среды  в  период  эксплуатации 

включают в себя ряд направлений, способствующих снижению воздействия дороги 
на прилегающую территорию, животный и растительный мир, условия проживания 
людей. 

В  зимний  период  большое  внимание  должно  быть  уделено  очистке 

поверхности  дороги  от  снега,  льда  с  соблюдением  требований  предъявляемых  к 
хранению  и  расходованию  противогололедных  материалов  /ВСН  20–88,  ВСН  24–
88/.  

В  период  проведения  противогололедных  мероприятий  обязательным 

условием  является  контроль  над  степенью  загрязнения  придорожной  полосы. 
Данный  контроль  должен  проводиться  не  менее  2-х  раз  в  год  (осенью  и  весной) 
дорожно-эксплуатационными  службами  с  привлечением  специализированных 
организаций. Кроме этого, представители дорожно-эксплуатационной организации 
в весенне-летний период должны проводить визуальный контроль над состоянием 
растительности вдоль дороги.  

 

82

 

 
 

77 

В

за

м

н

в

 

 

П

о

д

п

и

сь

 и

 д

ат

а 

 

И

н

в

.№

 п

о

д

л

3

2

1

-7

 

 

 

 

 

 

 

ГК № ПР-52т-11-ОВОС 

Лист 

 

 

 

 

 

 

77 

Изм.  Кол.уч.  Лист 

№ док.  Подпись  Дата 

 

При эксплуатации дороги необходимо своевременно и качественно очищать 

поверхность  покрытия  от  скоплений  грязи,  мусора,  продуктов  разрушения 
покрытия  (продукты  очистки  должны  быть  собраны  и  вывезены  в  согласованные 
места  захоронения).  Предотвращать  размывы  и  другие  виды  эрозии  на 
сооружениях  и  на  защитных  полосах.  Своевременно  и  качественно  содержать  и 
ремонтировать  дорожное  покрытие,  водопропускные  сооружения,  системы 
поверхностного водоотвода. Контролировать пропуск негабаритных транспортных 
средств без ущерба для окружающей среды.  

Для  защиты  водоемов  большое  внимание  уделяется  предотвращению 

несанкционированных  проектом  съездов  с  дороги,  исключению  стоянки 
транспортных средств в непредусмотренных проектом местах, запрещению мойки 
машин в придорожных водоемах любых видов.  

После  принятия  объекта  в  эксплуатацию  экологический  контроль 

выполняется эксплуатирующей организацией. 

Службе  эксплуатации  дороги  следует  постоянно  вести  контроль  и  анализ 

состояния полотна дороги, обочин, обстановки дороги, откосов земляного полотна, 
дренажных  устройств  и  т.п.,  своевременно  устраняя  повреждения.  Совместно  со 
службой  природоохранных  организаций  периодически  производить  замеры 
загрязнения  атмосферы,  почв,  уровня  шума  и  т.д.  Служба  эксплуатации,  кроме 
того, должна постоянно следить за состоянием зеленых насаждений вдоль дороги, 
отвечать  за  их  сохранность.  На  основании  проводимых  наблюдений  необходимо 
принимать  решения  по  корректировке  природосберегающих  мероприятий  и 
устранению произошедших негативных явлений. 

 

83

 

 
 

78 

В

за

м

н

в

 

 

П

о

д

п

и

сь

 и

 д

ат

а 

 

И

н

в

.№

 п

о

д

л

3

2

1

-7

 

 

 

 

 

 

 

ГК № ПР-52т-11-ОВОС 

Лист 

 

 

 

 

 

 

78 

Изм.  Кол.уч.  Лист 

№ док.  Подпись  Дата 

 

7 Материалы общественных обсуждений, проводимых при проведении 
исследований

 и подготовке материалов по оценке воздействия на 

окружающую

 среду 

 

Объявление  о  предстоящей  реконструкции  автомобильной  М-7  «Волга» 

Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа на участке км 878 – км 888 
в  Пестречинском  и  Рыбно-Слободском  районах  Республики  Татарстан  было 
подано  ФКУ  «Волго-Вятскуправтодор»  и  опубликовано  в  газете  «Республика 
Татарстан» № 212 (27109) от 22.11.2011г. (Приложение Щ). 

Со 

своими 

отзывами 

общественным 

организациям 

и 

гражданам, 

заинтересованным 

объектом, 

предложено 

обращаться 

в 

ФКУ 

«Волго-

Вятскуправтодор», г.Казань, ул.Шуртыгина, д.15, тел. (843) 273-52-11, 273-52-21. 

Отрицательных отзывов о намечаемой деятельности не поступало. 

 

84

 

 
 

79 

В

за

м

н

в

 

 

П

о

д

п

и

сь

 и

 д

ат

а 

 

И

н

в

.№

 п

о

д

л

3

2

1

-7

 

 

 

 

 

 

 

ГК № ПР-52т-11-ОВОС 

Лист 

 

 

 

 

 

 

79 

Изм.  Кол.уч.  Лист 

№ док.  Подпись  Дата 

 

Заключение

 

 
 
Результаты  проведенной  оценки  воздействия  объекта  на  компоненты 

природной  среды  учтены  при  назначении  основных  проектных  мероприятий  и 
параметров  сооружений.  Проводимая  реконструкция  автомобильной  дороги 
уменьшит  вредное  воздействие  автотранспорта  на  придорожную  территорию. 
Повышение  скорости  движения  автотранспорта  и  плавности  трассы  (улучшение 
работы  двигателей)  по  сравнению  с  существующим  состоянием  уменьшит 
выбросы из двигателей в атмосферный воздух и на почву. 

Реконструкция  автомобильной  дороги  М-7  «Волга»    Москва  -    Владимир  - 

Нижний  Новгород  -  Казань  -  Уфа  на  участке  км  878  –  км  888  в  Республике 
Татарстан  снизит  напряженность  транспортного  потока  и  соответственно 
количество 

дорожно-транспортных 

происшествий, 

связанных 

с 

неудовлетворительными  дорожными  условиями,  а  также  обеспечит  удобство  и 
комфорт езды. 

Реализация  проекта  приведет  к  значительному  экологическому  эффекту, 

обусловленному снижением вредных выбросов. 

Отказ  от  реконструкции  автодороги  приведет  к  тому,  что  скорость  движения 

будет  невысокой  и,  как  следствие,  увеличение  концентрации  загрязняющих 
веществ  в  атмосферном  воздухе,  почве  и  воде  прилегающих  к  трассе  территорий, 
также усилится отрицательное воздействие на растительный покров. 

Расчеты по выбросам газообразных веществ в атмосферу воздуха и шуму от 

транспорта позволили оценить зону воздействия дороги. Санитарно-защитная зона 
дороги  (санитарный  разрыв)  принимается  равной  200  метрам  от  границы 
постоянного  отвода.  Воздействие  на  атмосферу  воздуха,  а  также  акустическое 
воздействие  в  период  выполнения  строительных  работ  будет  локальным  и 
непродолжительным.  

 Проектом  даются  рекомендации  по  технологии  и  срокам  ведения  работ, 

приняты  конкретные  решения  по  конструкциям  сооружений  из  условий 
природоохраны.  Определены  границы  полосы  отвода  и  занятия  земель. 
Возвращаемые земли будут рекультивированы.  

Основным  направлением  в  охране  окружающей  среды  должно  быть 

выполнение  мероприятий  по  соблюдению  технологии  работ  и  технических 
решений, описанных в проекте, и рациональное использование земель. 

Природоохранные меры тесно связаны с конкретными работами, и стоимость 

этих мероприятий включена в соответствующие главы. 

 

85

 

 
 

80 

В

за

м

н

в

 

 

П

о

д

п

и

сь

 и

 д

ат

а 

 

И

н

в

.№

 п

о

д

л

3

2

1

-7

 

 

 

 

 

 

 

ГК № ПР-52т-11-ОВОС 

Лист 

 

 

 

 

 

 

80 

Изм.  Кол.уч.  Лист 

№ док.  Подпись  Дата 

 

Список

 использованных источников 

 

1.

 

Сосудистые  растения  Республики  Татарстан.  Бакин  О.В.,  Рогова  Т.В., 

Ситников А.П. Казань: Изд-во Казан. Гос. Ун-та. 2000 - 496 с. 

2.

 

Почвы Татарии. Изд-во Каз.Университета, 1962г., 419 с. 

3.

 

Государственный  доклад.  О  состоянии  и  использовании  земель  в 

Республике Татарстан в 2010 году. Казань, 2011г. 

4.

 

ОДН  218.5.016-2002.  Показатели  и  нормы  экологической  безопасности 

автомобильной  дороги.  Утв.  распоряжением  Минтранса  России  №  ИС-1147-р  от 
25.12.2002г. 

5.

 

Расчетные 

инструкции 

(методики) 

по 

инвентаризации 

выбросов 

загрязняющих веществ автотранспортными средствами и дорожно-строительными 
машинами в атмосферный воздух. – М.: Автополисплюс, 2008. 

6.

 

ОНД-86. Госкомгидромет. Методика расчета концентрации а атмосферном 

воздухе  вредных  веществ,  содержащихся  в  выбросах  предприятий.  –  Л.: 
Гидрометеоиздат. 1987.-92с. 

7.

 

Методическое  пособие  по  расчету,  нормированию  и  контролю  выбросов 

загрязняющих веществ в атмосферный воздух, СПб, 2005г. 

8.

 

Методическое  пособие  по  расчету  выбросов  от  неорганизованных 

источников в промышленности строительных материалов. Новороссийск, 2002г. 

9.

 

Методика  проведения  инвентаризации  выбросов  загрязняющих  веществ  в 

атмосферу для баз дорожной техники (расчетным методом). М., 1999г. 

10.

 

Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в 

атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом). М., 1998. 

11.

 

Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в 

атмосферу для авторемонтных предприятий (расчетным методом). М., 1998 г. 

12.

 

Методические  указания  по  определению  выбросов  загрязняющих 

веществ в атмосферу из резервуаров. Новополоцк, 1997г.; СПб., 1999г. 

13.

 

Методика  расчета  выделений  (выбросов)  загрязняющих  веществ  в 

атмосферу  при  механической  обработке  металлов  (на  основе  удельных 
показателей), СПБ, 1997г. 

14.

 

Методика  расчета  выделений  (выбросов)  загрязняющих  веществ  в 

атмосферу при сварочных работах (на основе удельных показателей), СПб, 1997г. 

15.

 

Расчет  выделений  (выбросов)  загрязняющих  веществ  в  атмосферу  при 

нанесении лакокрасочных материалов (по величинам удельных показателей), СПб, 
1997г. 

16.

 

Методические  указания  по  расчету  платы  за  неорганизованный  сброс 

загрязняющих веществ в водные объекты. М., 1998г. 

17.

 

ГОСТ 12.1.003-83. Шум. Общие требования безопасности. 

18.

 

СН  2.2.4/2.1.8.562-96.  Санитарные  нормы.  Шум  на  рабочих  местах,  в 

помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. 

19.

 

СНиП 23-03-2003. Защита от шума. 

20.

 

Методические  рекомендации  по  оценке  необходимого  снижения  звука  у 

населенных  пунктов  и  определению  требуемой  акустической  эффективности 
экранов  с  учетом  звукопоглощения.  Утверждено  распоряжением  Минтранса 

 

86

 

 
 

81 

В

за

м

н

в

 

 

П

о

д

п

и

сь

 и

 д

ат

а 

 

И

н

в

.№

 п

о

д

л

3

2

1

-7

 

 

 

 

 

 

 

ГК № ПР-52т-11-ОВОС 

Лист 

 

 

 

 

 

 

81 

Изм.  Кол.уч.  Лист 

№ док.  Подпись  Дата 

 

России №ОС-362-р от 21.04.2003г. 

21.

 

Справочник  по  защите  от  шума  и  вибраций  жилых  и  общественных 

зданий, Будивэльник. 

22.

 

СН 

2.2.4/2.1.8.566-96. 

Производственная 

вибрация, 

вибрация 

в 

помещениях жилых и общественных зданий». – М., Минздрав России, 1997. 

23.

 

Методика  расчета  количества  образующихся  твердых  отходов  на 

промышленных 

предприятиях 

и 

в 

учреждениях 

Республики 

Татарстан, 

утвержденная приказом Минприроды  РТ от 06.03.1998г. № 152. 

24.

 

Справочник по санитарной очистке городов и поселков, 1978 г. 

25.

 

РДС  82-202-96.  Правила  разработки  и  применения  нормативов 

трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве (Пост.№18-65 от 
08.08.96г.). 

26.

 

СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских 

и сельских поселений. 

27.

 

Федеральный классификационный каталог отходов. Утвержден Приказом 

МПР России от 02.12.2002г. №786 (в ред.Приказа МПР РФ от 30.07.2003г. №663). 

28.

 

Методика  определения  предельно-допустимых  концентраций  вредных 

газов для растительности. – М., 1988. 

29.

 

Методика  расчета  выбросов  вредных  веществ  при  свободном  горении 

нефти и нефтепродуктов. – Министерство охраны окружающей среды и природных 
ресурсов РФ, Самара, 1996. 

30.

 

Инструкция  по  взиманию  платы  за  загрязнение  окружающей  природной 

среды. 

31.

 

ВСН  8-89.  Инструкция  по  охране  природной  среды  при  строительстве, 

ремонте и содержании автомобильных дорог. Минавтодор РСФСР. 

32.

 

СанПиН  2.2.1/2.1.1.1200-03  «Санитарно-защитные  зоны  и  санитарная 

классификация предприятий, сооружений и иных объектов». 

33.

 

Водные  объекты  Республики  Татарстан.  Гидрографический  справочник. 

504 стр., Казань, 2006. 

34.

 

Государственный доклад. Водные ресурсы и питьевая вода РТ. – Казань. 

1997г. – 169с. 

35.

 

Государственный  реестр  ООПТ  в  РТ.  Издание  второе.  –  Казань, 

Издательство «Идел-Пресс», 2007. – 408 с. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..