ОАО «ГАЗПРОМ». Годовой отчёт (2001-2014 год) - часть 112

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО «ГАЗПРОМ». Годовой отчёт (2001-2014 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     110      111      112      113     ..

 

 

ОАО «ГАЗПРОМ». Годовой отчёт (2001-2014 год) - часть 112

 

 

131

Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2014 год

Комитет Совета директоров по аудиту

По решению Совета директоров из состава его членов создан Комитет Совета директоров 
ОАО «Газпром» по аудиту, целью которого является содействие осуществлению контроля 
Совета директоров за финансово-хозяйственной деятельностью Компании

В 2014 г. в состав Комитета Совета директоров ОАО «Газпром» по аудиту входили три 

члена Совета директоров ОАО «Газпром»: В.А.  Мусин (председатель), Ф.Р.  Газизуллин, 
М.Л. Середа.

В своей деятельности Комитет подотчетен Совету директоров ОАО «Газпром» и дей-

ствует в рамках полномочий, определенных Положением о Комитете Совета директоров 
ОАО «Газпром» по аудиту, утвержденным решением Совета директоров ОАО «Газпром»  
от 25 февраля 2014 г. № 2314.

В соответствии с указанным Положением основными задачами Комитета являются 

предварительное всестороннее изучение отнесенных к компетенции Совета директоров 
ОАО «Газпром» вопросов и подготовка рекомендаций для принятия решений Советом  
директоров.

Исключительными функциями Комитета являются оценка кандидатов в аудиторы  

Компании, оценка заключения аудитора, оценка эффективности процедур внутреннего кон-
троля и подготовка предложений по их совершенствованию.

Работа Комитета Совета директоров ОАО «Газпром» по аудиту осуществляется на пла-

новой основе, заседания созываются не реже одного раза в квартал. В течение отчетного 
года было проведено пять заседаний Комитета Совета директоров ОАО  «Газпром» по  
аудиту, в ходе которых рассмотрено 14 вопросов, в числе которых: 
—   рассмотрение новой редакции Положения о системе внутреннего контроля  

ОАО «Газпром»;

—   рассмотрение новой редакции Положения о Комитете Совета директоров ОАО «Газпром» 

по аудиту;

—   внесение изменений в положение, регламентирующее деятельность подразделения 

внутреннего аудита ОАО «Газпром»;

—   перспективное и годовое планирование внутренних аудиторских проверок;
—   разработка концепции развития системы внутреннего аудита ОАО «Газпром»;
—   организация конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления ежегод-

ного аудита ОАО «Газпром»;

—   оценка заключения аудитора по бухгалтерской отчетности ОАО «Газпром»;
—  информация ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» о важнейших вопросах аудита 

ОАО «Газпром» и его дочерних обществ.
Кроме того, Комитетом Совета директоров ОАО «Газпром» по аудиту рассмотрен и при-

нят отчет подразделения внутреннего аудита ОАО «Газпром» за 2014 г.

Подразделение внутреннего аудита ОАО «

Г

азпром»

Подразделение внутреннего аудита ОАО «Газпром» в своей деятельности руководствуется 
законодательством Российской Федерации, Уставом ОАО «Газпром», решениями органов 
его управления, Кодексом этики внутреннего аудитора (утвержден решением Совета ди-
ректоров ОАО «Газпром»), Положением о Департаменте (одобрено Комитетом Совета ди-
ректоров по аудиту и утверждено приказом ОАО «Газпром»), а также Международными 
профессиональными стандартами внутреннего аудита.

Подразделение административно подотчетно в составе Аппарата Правления Предсе-

дателю Правления ОАО «Газпром» и функционально — Комитету Совета директоров  
по аудиту. Его основной задачей является представление Комитету по аудиту и руководству 
ОАО  «Газпром» независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных  
на совершенствование деятельности Компании. Подразделение содействует достижению 

Корпоративное управление

132

Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2014 год

целей ОАО «Газпром», используя систематизированный и последовательный подход к оцен-
ке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоратив-
ного управления.

Подразделение внутреннего аудита ОАО «Газпром» организует и проводит в установ-

ленном порядке внутренние аудиторские проверки в структурных подразделениях, дочер-
них обществах и организациях ОАО «Газпром» на основе лучших российских и междуна-
родных практик внутреннего аудита. По результатам проведенных внутренних аудиторских 
проверок разрабатываются и представляются руководству ОАО «Газпром» предложения 
по устранению нарушений, недостатков и причин их возникновения. Результаты проведен-
ных проверок оперативно докладываются Председателю Правления, ежегодно — Прав-
лению и Комитету Совета директоров ОАО «Газпром» по аудиту. На основе предложений 
Председателем Правления даются поручения структурным подразделениям, дочерним 
обществам и организациям ОАО «Газпром», направленные на совершенствование дея-
тельности Компании. Результаты исполнения поручений контролируются подразделением 
внутреннего аудита ОАО «Газпром».

В 2014 г. проведены проверки дочерних обществ и организаций, структурных подраз-

делений ОАО «Газпром», направленные на оценку эффективности системы внутреннего 
контроля значимых для Компании направлений деятельности и бизнес-процессов (инве-
стиционная деятельность в форме капитальных вложений, сбытовая и закупочная деятель-
ность, капитальный ремонт и т. д.) в части:
—   достижения объектами проверок поставленных целей;
—   эффективности и результативности деятельности;
—   сохранности активов;
—   соответствия деятельности условиям договоров, требованиям законодательства и ло-

кальных нормативных актов.
По результатам проверок представлены рекомендации Председателю Правления 

ОАО «Газпром» по совершенствованию системы внутреннего контроля. Председателем 
Правления направлены соответствующие поручения руководителям структурных подраз-
делений, дочерних обществ и организаций о разработке планов мероприятий по устране-
нию отклонений, обнаруженных при проверках. 

Внешний аудитор 

Аудитор ОАО «Газпром» ежегодно выбирается по результатам открытого конкурса, который 
проводится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 

14 февраля 2014 г. был объявлен открытый конкурс на право заключения договора ока-

зания услуг по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «Газпром», сводной 
бухгалтерской отчетности Группы Газпром и консолидированной финансовой отчетности 
Группы Газпром, подготовленной в соответствии с Международными стандартами финан-
совой отчетности (МСФО), за 2014 г. Оценка кандидатов в аудиторы Компании — одна из 
основных функций Комитета Совета директоров ОАО «Газпром» по аудиту.

В 2014 г. победителем открытого конкурса по отбору аудиторских организаций для  

осуществления обязательного ежегодного аудита ОАО  «Газпром» было признано 
ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит», утвержденное в качестве аудитора на годовом Общем 
собрании акционеров ОАО «Газпром» 27 июня 2014 г.  

Цена договора, предложенная победителем, составляла 255 000 000  руб. (без НДС)  

и была утверждена решением Совета директоров от 11 июля 2014 г. № 2384.

Для недопущения снижения уровня объективности и, как следствие, качества аудита 

ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» осуществляет обязательную ротацию ключевого управ-
ленческого персонала при аудите ОАО «Газпром», проводит политику обеспечения неза-
висимости сотрудников.

Корпоративное управление

133

Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2014 год

В ОАО «Газпром» действует Кодекс корпоративной этики, разработанный с учетом лучших 
российских и зарубежных практик корпоративного управления. В документе закреплены 
корпоративные ценности ОАО «Газпром», а также определены основанные на них наибо-
лее важные правила делового поведения, исключающие случаи конфликта интересов  
и коррупции.

Положения Кодекса обязательны для исполнения работниками ОАО «Газпром» (в том 

числе всеми членами Правления, членами Совета директоров, являющимися работниками 
ОАО «Газпром») и подконтрольных Компании юридических лиц. Для работников юридиче-
ских лиц с участием ОАО «Газпром», не являющихся подконтрольными, и работников контр-
агентов ОАО «Газпром» положения Кодекса носят рекомендательный характер.

Сведения о наличии у членов Совета директоров, членов Правления, Председателя Правления  
ОАО «Газпром» конфликта интересов (в том числе связанного с участием указанных лиц в органах 
управления конкурентов Компании

В 2014 г. все члены Правления ОАО «Газпром» и члены Совета директоров ОАО  «Газпром», являющиеся ра-
ботниками ОАО «Газпром», подписали обязательство соблюдать Кодекс корпоративной этики ОАО «Газпром». 
Кодекс содержит ограничения, в том числе связанные с участием работников в компаниях-конкурентах. Ин-
формация о наличии у членов Правления ОАО «Газпром» и (или) членов Совета директоров ОАО  «Газпром», 
являющихся работниками ОАО «Газпром», конфликта интересов, в том числе связанного с участием указанных 
лиц в органах управления конкурентов ОАО  «Газпром», в Комиссию по корпоративной этике ОАО «Газпром»  
не поступала.

Ответственность за организацию работы по исполнению требований и положений  

Кодекса возложена на постоянно действующую Комиссию по корпоративной этике 
ОАО «Газпром», созданную приказом ОАО «Газпром» от 11 февраля 2014 г. № 59. 

В отчетном году Комиссией организовано подписание руководителями Компании  

обязательств о соблюдении Кодекса, проводилась работа по реализации его разделов, 
касающихся совместной работы родственников, отношений с конкурентами и контраген-
тами, а также положений о рассмотрении на комиссии ситуаций конфликта интересов  
у единоличных исполнительных органов подконтрольных ОАО «Газпром» организаций.  
На заседаниях Комиссии рассматривались поступившие в нее обращения.

В рамках законодательства Российской Федерации и нормативных документов 

ОАО «Газпром» Служба корпоративной защиты ОАО «Газпром» и подразделения корпора-
тивной защиты дочерних обществ проводят работу по предупреждению и выявлению слу-
чаев коррупционных проявлений в Группе Газпром. Эта работа проводится в постоянном 
взаимодействии с департаментами, осуществляющими функции внутреннего аудита, 
управления корпоративными затратами, управления имуществом и корпоративными отно-
шениями, а также с правоохранительными органами Российской Федерации. С 2014 г.  
в ОАО «Газпром» функционирует «Горячая линия» по вопросам противодействия мошенни-
честву, коррупции и хищениям в Группе Газпром. Поступившие на нее обращения тщатель-
но проверяются и анализируются. Коррупционной составляющей в ситуациях, отраженных 
в заявлениях, поступивших на «Горячую линию» в отчетном году, не выявлено.

Корпоративное управление

Корпоративная этика и противодействие коррупции

134

Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2014 год

В ОАО «Газпром» и его дочерних обществах выстроена эффективная вертикально интегри-
рованная закупочная система, основанная на принципах информационной открытости, 
прозрачности, равноправия, развития добросовестной конкуренции, расширения и упро-
щения доступа участников к закупкам ОАО «Газпром» в целях максимально эффективного 
расходования финансовых ресурсов, своевременного и полного удовлетворения потреб-
ностей в товарах, работах, услугах с необходимыми для обеспечения безопасности опас-
ных производственных объектов показателями цены, качества и надежности.

Базовые нормативные документы, регулирующие закупочную деятельность ОАО «Газпром» 
и его дочерних обществ  

—   Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юри-

дических лиц». 

—   Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденное ре-

шением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19 апреля 2012 г. № 1969.

Правила проведения закупок размещены в единой информационной системе в сфере 

закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 
(www.zakupki.gov.ru) и на сайте ОАО «Газпром». Информация о закупках, в том числе планы 
закупок, извещения, протоколы и прочее, публикуется в единой информационной системе 
и на сайте ОАО «Газпром» и доступна неограниченному кругу лиц. 

Конкурентные закупки, как правило, проводятся в электронной форме, в основном на 

Электронной торговой площадке ЭТП-ГПБ (секция «Закупки компаний Группы Газпром»). 
По итогам 2014 г. доля электронных закупок для нужд ОАО «Газпром» в общем стоимостном 
объеме конкурентных закупок, проведенных по Закону №  223-ФЗ, составила 99  %.  
На 2015 г. запланирован ввод в эксплуатацию Автоматизированной системы электронных 
закупок ОАО «Газпром», охватывающей весь цикл закупки от планирования потребности  
до исполнения договора. 

В целях формирования сети квалифицированных поставщиков (подрядчиков, исполни-

телей) по основным и наиболее распространенным видам деятельности, требующим  
наличия опыта, материальных ресурсов, производственного и кадрового потенциала,  
Центральным органом управления закупками Группы Газпром в рамках Положения о закуп-
ках проводятся открытые предквалификации. 

Начиная с 2012 г. на сайте ОАО «Газпром» объявлено 53 предквалификации. В Реестр 

потенциальных участников закупок Группы Газпром, размещаемый на сайте ОАО «Газпром», 
включено 203 организации, подтвердившие свою квалификацию на осуществление отдель-
ных видов деятельности, в том числе 96 субъектов МСП, прошедших процедуры в общем 
для всех порядке. По разным видам деятельности количество предквалифицированных 
субъектов МСП составляет до 76 % от общего числа организаций, включенных в реестр  
по соответствующему виду деятельности.

В целях повышения уровня конкуренции проводятся поиск и приглашение к участию  

в закупках ОАО «Газпром» потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.

Участникам закупки предоставлено право и возможность направлять в ОАО «Газпром» 

(в том числе анонимно) предложения по совершенствованию порядка проведения конку-
рентных закупок, замечания и жалобы на действия (бездействие) заказчиков, организато-
ров и (или) их должностных лиц, сведения о наличии в документации о закупке необосно-
ванных требований к предмету закупки, поставщику (исполнителю), срокам, условиям 
поставки (выполнения работ, оказания услуг), а также на предмет иных случаев необосно-
ванного ограничения конкуренции при проведении закупки. Обратная связь для обраще-
ний потенциальных участников закупок реализована на официальном сайте ОАО «Газпром» 
в разделе «Закупки». За 2014 г. поступило более 260 обращений участников, в основном 
касавшихся вопросов по процедурам проведения закупок и предквалификаций, по кото-
рым были предоставлены разъяснения. Несколько жалоб на должностных лиц дочерних 

Установленные 
ОАО «Газпром» 
процедуры закупок 
предельно 
стандартизированы 
и просты. 

Эффективность закупочной системы ОАО «Газпром»

Корпоративное управление

135

Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2014 год

обществ ОАО «Газпром» были переданы для выяснения обстоятельств в Службу корпора-
тивной защиты ОАО «Газпром». 

В целях обеспечения эффективности закупочной деятельности применяются все име-

ющиеся инструменты по оптимизации начальной цены до объявления закупки (сметное 
нормирование, фактические договорные цены, укрупненные удельные показатели, анализ 
конъюнктуры рынка), используются все не противоречащие закону способы снижения цены 
в ходе проведения закупки, в том числе продление сроков подачи заявок для привлечения 
большего количества участников, уторговывание цен заявок участников.

В 2014 г. ОАО «Газпром» и его дочерними обществами по итогам конкурентных закупок 

было заключено более 23,5 тыс. договоров на сумму свыше 817 млрд руб., экономия при 
этом составила более 35 млрд руб. (или 4,1% от суммы начальных цен).

В целях контроля закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)  

в ОАО «Газпром» действует Сметная комиссия, которая проводит анализ цен на предмет 
обоснованности порядка их формирования. По результатам анализа выявляется возмож-
ность снижения цен в среднем на 10–15 %, что превосходит среднюю экономию, получае-
мую при проведении конкурентных закупок.

В рамках государственной политики по развитию малого и среднего предприниматель-

ства, во исполнение решений Правительства Российской Федерации ОАО «Газпром»  
реализуется комплекс мероприятий по расширению доступа субъектов МСП к закупкам, 
осуществляемым ОАО «Газпром». По результатам закупочной деятельности за 2014  г.  
ОАО «Газпром» заключено с субъектами МСП 1 185 договоров на сумму 3 882  млн руб.,  
в том числе по итогам конкурентных закупок, где субъекты МСП побеждали на общих  
основаниях, — 93 договора на общую сумму 2 835 млн руб., у единственного поставщика 
(подрядчика, исполнителя) — 1 092 договора на общую сумму 1 047 млн руб.

Корпоративное управление

136

Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2014 год

Меры, направленные на расширение доступа субъектов МСП к осуществляемым закупкам 

—   Разработана система «одного окна» для внедрения инновационной продукции и результатов научных, 

конструкторских, технологических работ субъектов МСП и взаимного трансферта технологий. 

—   Утверждена Программа партнерства ОАО «Газпром» с субъектами МСП, в том числе с инновационными 

компаниями.

—   Максимально упрощены процедуры закупок, в том числе переведены в электронную форму с использованием 

функционалов Электронной торговой площадки ЭТП-ГПБ, Автоматизированной системы электронных 
закупок ОАО «Газпром».

—   Разработана и используется в работе форма документации о запросе предложений, содержащая мини-

мально необходимый перечень документов, упрощающий процедуру закупки для участия субъектов МСП.

—   По предметам закупок, в которых могут участвовать субъекты МСП, к участникам закупок не предъявляется 

требование о предоставлении обеспечения заявки на участие в закупке.

—   Установлены особенности и приоритеты для субъектов МСП при участии в закупках — Положение о закупках 

дополнено разделом 17 «Особенности проведения конкурентных закупок, осуществляемых у субъектов 
малого и среднего предпринимательства», который в соответствии с законодательством будет применяться 
с 1 июля 2015 г. (решение Совета директоров ОАО «Газпром» от 27 июня 2014 г. № 2375).

—   Подготовлен к утверждению Перечень продукции, закупаемой только у субъектов МСП (содержит более  

390 наименований товаров, работ, услуг).

—   Для упрощения процедур мелких закупок (до 500 тыс. руб.) разработан и внедрен электронный сервис для 

закупок малого объема на Электронной торговой площадке ЭТП-ГПБ. Это обеспечит доступ к закупкам 
Группы Газпром субъектов не только среднего, но и малого бизнеса.

Поскольку в конечном счете все закупки осуществляются для бесперебойной работы 

обществ Группы Газпром, главным критерием и показателем высокой эффективности дей-
ствующей закупочной системы является результат деятельности ОАО «Газпром» — надеж-
ность поставок газа, введение мощностей внутри страны и за ее пределами, успешная 
реализация инвестиционных проектов и программ, то есть обеспечение энергетической 
безопасности страны.

i

 

Подробнее в разделе 
«Инновационная деятельность»

Корпоративное управление

137

Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2014 год

Размер уставного капитала ОАО «Газпром» составляет 118 367 564 500  руб. и разделен на 
23  673  512  900 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 5 руб. каждая.  
Государственный регистрационный номер выпуска 1-02-00028-А, дата государственной 
регистрации 30 декабря 1998 г. Привилегированные акции отсутствуют. Специальное пра-
во на участие Российской Федерации в управлении ОАО  «Газпром» («золотая акция»)  
отсутствует.

Структура акционерного капитала ОАО «Газпром», %
Наименование

На 31.12.2013 г.

На 31.12.2014 г.

Российская Федерация в лице Федерального  
агентства по управлению государственным  
имуществом

38,37 

38,37

ОАО «Роснефтегаз»*

10,97

10,97

ОАО «Росгазификация»**

0,89

0,89

Владельцы АДР***

25,78

28,05

Прочие зарегистрированные лица

23,99

21,72

    * По состоянию на 31.12.2013 г. и на 31.12.2014 г. доля Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным 
       имуществом в ОАО «Роснефтегаз» составляла 100 %. 
  ** По состоянию на 31.12.2013 г. и на 31.12.2014 г. ОАО «Роснефтегаз» являлось владельцем 74,55 % акций ОАО «Росгазификация».
*** Банк-эмитент АДР на акции ОАО «Газпром» — The Bank of  New York Mellon.

Зарегистрированные в реестре акционеров ОАО «Газпром» лица, владеющие  
более 2 % акций ОАО «Газпром» по состоянию на 31.12.2014 г.
Наименование

Доля в уставном капитале, %

Российская Федерация в лице Федерального агентства  
по управлению государственным имуществом

38,37

ОАО «Роснефтегаз»

10,97

Gazprom Gerosgaz Holdings B.V.
(подконтрольно ОАО «Газпром»)

2,93

Отсутствуют акции ОАО «Газпром», право собственности на которые перешло 

 

к Компании

Акции ОАО «Газпром» включены в первый (высший) уровень листинга на российских 

фондовых биржах — ЗАО «ФБ ММВБ» и ОАО «Санкт-Петербургская биржа». 

Динамика котировок обыкновенных акций ОАО «Газпром» и дневные объемы торгов  
на ЗАО «ФБ ММВБ», 2014 г. Тикер Gazp RX

175

250

200

150

100

50

0

150

125

100

75

Январь

Февраль Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь Октябрь

Ноябрь

Декабрь

  Цена акции, руб.

  Объем, млн шт.

Корпоративное управление

Рынок акций и капитализация

138

Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2014 год

АДР ОАО «Газпром» допущены к торгам на Лондонской, Берлинской и Франкфуртской 

биржах, при этом основные объемы торгов приходятся на Лондонскую фондовую биржу 
(ЛФБ).

Динамика котировок АДР на акции ОАО «Газпром» и дневные объемы торгов на ЛФБ, 2014 г.   
Тикер OGZD LI

10

140

9

120

8

100

7

80

6

60

5

40

4

20

3

0

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

  Цена АДР, долл.      

 Объем, млн шт.    

Значительная часть АДР ОАО «Газпром» обращается на внебиржевом рынке США сре-

ди квалифицированных институциональных инвесторов.

Рыночная капитализация ОАО «Газпром» на 31 декабря 2014 г. составила 3,08 трлн руб., 

или 54,8 млрд долл., снизившись за год на 6,1 % в рублевом эквиваленте. Средняя рыноч-
ная капитализация ОАО «Газпром» в 2014 г. по сравнению с 2013 г. повысилась на 2,5 %  
в рублевом эквиваленте и составила 3,27 трлн руб., или 86,7 млрд долл. Рентабельность 
инвестиций акционеров за 2014 г. в рублях, рассчитанная как изменение по итогам года 
стоимости капитала, инвестированного в обыкновенные акции ОАО «Газпром», обращаю-
щиеся на ЗАО «ФБ ММВБ», с учетом выплаты дивидендов в отчетном году и без учета их 
реинвестирования составила — 0,09 %. 

В октябре 2014 г. по заказу Компании было проведено исследование восприятия  

ОАО «Газпром» инвесторами. В исследовании представители инвестиционного сообщества 
высказывали свое мнение по вопросам, охватывающим все аспекты деятельности Компа-
нии
. В число тем исследования вошли вопросы финансовой эффективности: использова-
ние свободных денежных средств, структура затрат, направление инвестиций. Участники 
опроса уделили особое внимание вопросам, относящимся к корпоративному управлению, 
к реализации Инвестиционной программы Компании, к структуре ее затрат, к уровню ди-
видендных выплат. Положительно оценена работа службы по связям с инвесторами.  
Результаты исследования восприятия ОАО «Газпром» инвесторами были рассмотрены на 
Комитете по взаимодействию с акционерами и инвесторами. Вопросы, поставленные  
инвесторами, нашли отражение в материалах для рассмотрения на заседаниях Совета  
директоров ОАО «Газпром». 

Корпоративное управление

139

Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2014 год

Рыночная капитализация ОАО «Газпром», 2006–2014 гг., млрд долл.  

 

 

 

400

350

300

250

200

150

100

50

0

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Примечание. Значение капитализации рассчитано по котировкам ОАО «Газпром» на ЗАО «ФБ ММВБ» на конец месяца в течение 2006–2014 гг., в 
долларах по курсу Банка России за соответствующий день, умножено на общее количество выпущенных акций ОАО «Газпром».

Корпоративное управление

140

Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2014 год

Советом директоров в 2010 г. была утверждена новая редакция Дивидендной политики.  
Ее отличительной чертой стало повышение максимально возможного уровня дивидендных 
выплат — до 35 % от чистой прибыли. Расчет дивидендов производится исходя из размера 
чистой прибыли ОАО «Газпром», отраженной в годовой бухгалтерской отчетности по РСБУ. 

Установленный порядок расчета размера дивидендов позволяет направлять на их вы-

плату от 17,5 % до 35 % чистой прибыли Компании при условии, что резервный фонд пол-
ностью сформирован в соответствии с Уставом. При этом размер чистой прибыли, исходя 
из  которой рассчитывается размер  дивидендов, может корректироваться  на  величину  
дооценки/уценки финансовых вложений и  аналогичных по  экономической сути фактов  
хозяйственной деятельности ОАО «Газпром». 

Резервный фонд по состоянию на 31 декабря 2014 г. был полностью сформирован.

Выплаты дивидендов в 2014 г. по итогам работы ОАО «Газпром» за 2013 г. по состоянию на 31.12.2014 г.

Начислено, 

тыс. руб.

Выплачено, 

тыс. руб.

Осталось  

не выплачено, 

тыс. руб.

Отношение 

невыплаченных 

дивидендов  

к начисленным, %

Всего

170 449 293

170 016 370

         432 923   

0,25

в т. ч. по акциям:

 

принадлежащим Российской 
Федерации в лице Федерального 
агентства по управлению 
государственным имуществом

65 407 152

65 407 152

принадлежащим физическим  
и юридическим лицам, права  
на акции которых учитываются  
в реестре

24 335 928

24 136 184

199 744*

0,82

принадлежащим физическим 
и юридическим лицам, права 
на акции которых учитываются 
депозитарием, которому открыт 
лицевой счет номинального 
держателя в реестре эмитента** 

80 706 128

80 473 034

233 094*

0,29

принадлежащим 
неустановленным лицам

85

85

100

  *  Не выплачены дивиденды акционерам — юридическим и физическим лицам, не предоставившим данные для перечисления дивидендов в соответствии 

с п. 5 ст. 44 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Дивиденды, начисленные на акции неустановленных лиц, 
выплачиваются по мере установления прав акционеров на ценные бумаги.

**  Сумма дивидендов, перечисленных ОАО «Газпром» номинальным держателям 31.07.2014 г. в соответствии с мероприятиями по реализации решений  

годового Общего собрания акционеров о выплате дивидендов по результатам деятельности ОАО «Газпром» в 2013 г., составила 80 706 128 тыс. руб.  
По состоянию на 31.12.2014 г. сумма  дивидендов, по которым номинальные держатели не исполнили обязанность по их передаче, установленную зако-
нодательством Российской Федерации о ценных бумагах, по не зависящим от них причинам (п. 8 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 г.  
№ 208-ФЗ) составила 233 094 тыс. руб.  

По итогам работы в 2014 г. Совет директоров Компании рекомендует выплатить  

дивиденды в объеме 170,4 млрд руб. (90,2 % от чистой прибыли ОАО «Газпром» за 2014 г.), 
или 7,2 руб. на акцию, что соответствует уровню дивидендных выплат по итогам 2013 г. 

Это решение, демонстрируя приверженность Компании политике выплаты стабильного 

уровня дивидендов акционерам, позволит ОАО «Газпром» сохранить лидерство среди  
российских нефтегазовых компаний, а также компаний с государственным участием  
по общему размеру дивидендов и объему дивидендных выплат в бюджет Российской  
Федерации.

Решение сохранить 
размер дивидендов 
на уровне прошлого 
года подтверждает 
высокие стандарты 
корпоративного 
управления, приня-
тые в Компании.

Дивидендная политика

Корпоративное управление

141

Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2014 год

Дивидендная доходность, 2006–2014 гг., % 

2006

0,8

2007

0,8

2008

0,3

2009

1,3

2010

2,0

2011

5,2

2012

4,2

2013

5,2

2014

5,5

Примечание. Дивидендная доходность за соответствующий период рассчитана по состоянию на 31 декабря соответствующего года.

Сроки выплаты дивидендов ОАО «Газпром» 
(в соответствии с изменениями в Федеральный закон «Об акционерных обществах», внесенными в 2013 г.)  

—   Номинальному держателю и доверительному управляющему, являющемуся профессиональным участником 

рынка ценных бумаг, которые зарегистрированы в реестре акционеров, — не более 10 рабочих дней с даты, 
на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов;

—   другим зарегистрированным в реестре акционеров лицам — не более 25 рабочих дней с даты, на которую 

определяются лица, имеющие право на получение дивидендов.

Корпоративное управление

Дивидендная 
доходность 
по акциям 
ОАО «Газпром» 
сопоставима 
с ведущими 
российским 
и зарубежными 
компаниями.

142

Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2014 год

Газпром ведет системную работу по предупреждению рисков. Компания обладает 
всеми необходимыми ресурсами для своевременного выявления, оценки и нейтра-
лизации возникающих угроз и возможных негативных последствий.

Признавая, что осуществление деятельности подвержено воздействию неопределенностей 
в виде рисков, Компания принимает меры по управлению рисками с целью обеспечения 
достаточных гарантий достижения целей, поставленных перед ОАО «Газпром» органами 
управления.

Система управления рисками ОАО «Газпром» определяется как совокупность органи-

зационной структуры, локальных нормативных актов, норм корпоративной культуры, мето-
дик и процедур, направленная на обеспечение достаточных гарантий достижения целей 
ОАО «Газпром» и поддержку руководства и работников структурных подразделений  
и дочерних обществ ОАО «Газпром» в принятии решений в условиях неопределенности. 
Она охватывает все уровни управления и направления деятельности Компании.

Цели и задачи системы управления рисками ОАО «Газпром»:

—   обеспечение разумной уверенности в достижении целей Компании, повышение устойчивости и эффектив-

ности деятельности путем выявления и управления совокупностью рисков;

—   сокращение числа непредвиденных событий и убытков в деятельности Компании, а также более эффектив-

ное использование ресурсов и потенциальных возможностей;

—   совершенствование процесса принятия решений по реагированию на риски и повышение эффективности 

использования и распределения ресурсов на мероприятия по управлению рисками;

—   предоставление информации о рисках для принятия управленческих решений;
—   повышение уровня корпоративного управления Компании, укрепление доверия к Компании среди инвесто-

ров и других заинтересованных лиц;

—   сохранность активов, а также полнота и достоверность финансовой, управленческой и другой отчетности;
—   обеспечение соблюдения законодательства и норм, а также внутренних политик, регламентов и процедур.

Общие цели ставятся на стратегическом уровне, на их основе определяются стратеги-

ческие и планово-контрольные показатели по ключевым направлениям деятельности,  
которые должны быть достигнуты структурными подразделениями и дочерними общест-
вами ОАО «Газпром».

Компоненты системы управления рисками 

Внутренняя среда

Культура управления с учетом рисков, 
соблюдение норм корпоративной и деловой этики

Информация 
и коммуникации

Мониторинг 
и контроль

Постановка целей

Выявление рисков

Реагирование на риск

Мероприятия по управлению риском 

Организован обмен информацией, позволяющей выявлять риски, оказывающие влия-

ние на достижение целей, и разрабатывать мероприятия по управлению рисками. Мони-
торинг осуществляется путем оценки уровня рисков, а также проверки  выполнения меро-
приятий по управлению ими. 

Управление рисками

Система управления рисками

143

Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2014 год

Стратегические и страновые риски

Риски, связанные с развитием мировой экономики

Неблагоприятные экономические условия могут повлечь замедление темпов роста спроса 
на энергоносители и привести к удорожанию заемного капитала.

Управление / влияние на уровень риска. В целях обеспечения роста спроса на энер-

гоносители ОАО «Газпром» диверсифицирует рынки и каналы сбыта, а также проводит  
политику по управлению долговой нагрузкой, которая обеспечивает финансовую устойчи-
вость, улучшение финансового состояния и оптимизацию долгового портфеля.

Риски, связанные с деятельностью на европейском газовом рынке 

ОАО «Газпром» является поставщиком природного газа в страны ЕС. При этом ЕС реали-
зует политику газового рынка, направленную на диверсификацию источников поставок газа 
и увеличение объемов биржевой торговли газом.

Управление / влияние на уровень риска. Сохраняется в качестве основы бизнеса 

система долгосрочных контрактов, обеспечивающая потребителям надежность и гибкость 
поставок. Реализуется комплекс мероприятий, направленных как на создание новой  
инфраструктуры, так и на стимулирование спроса на газ и укрепление позиций в секторах, 
где возможны поставки дополнительных объемов газа.

Политический риск

В связи с ситуацией на Юго-Востоке Украины ЕС, США и другие страны ввели в отношении 
Российской Федерации и отдельных российских компаний ограниченные экономические 
санкции. При этом в случае отсутствия прогресса по урегулированию кризиса на Юго- 
Востоке Украины или эскалации конфликта высока вероятность дальнейшего расширения 
санкционного списка и ограничительных мер. 

Управление / влияние на уровень риска. Поступательное расширение и диверсифи-

кация рынков сбыта.

Риски, связанные с транзитом природного газа

Транзит газа через территорию стран БСС, в частности Украины, связан с риском невыпол-
нения обязательств по транзиту, что влечет риски ненадлежа щего выполнения Группой 
Газпром обязательств по контрактам на поставку газа.

Управление / влияние на уровень риска. Для снижения зависимости от транзитных 

стран осуществляются и реализуются следующие мероприятия:
—   диверсификация экспортных маршрутов; 
—   расширение возможностей по доступу к ПХГ за рубежом; 
—   развитие торговли СПГ.

Риски государственного регулирования газовой отрасли в Российской Федерации

Деятельность ОАО «Газпром» регламентируется в соответствии с Федеральным законом  
«О естественных монополиях». 

Управление / влияние на уровень риска. Ведется диалог с государственными орга-

нами по вопросам совершенствования ценовой политики, связанной с реализаций газа  
на внутреннем рынке.

Риски, связанные с развитием производства газа из нетрадиционных источников

Отмечается рост добычи газа из нетрадиционных источников на таких рынках, как Северная 
и Южная Америка и Юго-Восточная Азия. 

Управление / влияние на уровень риска. Анализируется возможность и экономиче-

ская целесообразность добычи и реализации нефти и газа, произведенных из нетрадици-
онных источников, на мировых рынках. 

Управление рисками

Основные факторы риска

144

Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2014 год

Риски, связанные с развитием возобновляемых источников энергии 

В отдельных странах можно ожидать рост объемов производства энергии из возобновля-
емых источников, что может привести к снижению потребления газа странами-потребите-
лями.

Управление / влияние на уровень риска. Использование газа, в том числе с целью 

производства электроэнергии, имеет экономические, технологические и экологические 
преимущества для потребителей. В большинстве случаев производство электроэнергии 
из возобновляемых источников является дополнением к производству энергии из других 
источников, в том числе из природного газа. 

Риски таможенного, валютного и налогового регулирования

Риски изменения режима валютного регулирования и налогового законодательства  
в Российской Федерации

Несмотря на то, что ОАО «Газпром» выполняет требования валютного и  налогового зако-
нодательства, осуществляет постоянный мониторинг изменений и дополнений, вносимых 
в законы и иные нормативные правовые акты, оценивает и прогнозирует степень возмож-
ного влияния таких изменений на деятельность, нельзя исключать риски предъявления 
претензий со стороны государственных органов.

Управление / влияние на уровень риска. Отслеживаются изменения валютного  

и налогового законодательства и четко выполняются его требования, руководствуясь  
лучшей практикой его применения. Компания ориентирована на сотрудничество с государ-
ственными органами в целях обеспечения энергетической безопасности Российской  
Федерации. 

Риски, связанные с изменениями правил таможенного контроля и уплаты пошлин  
в Российской Федерации

В связи с подписанием в мае 2014 г. Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) 
планируется ввести в действие новый Таможенный кодекс ЕАЭС. Поскольку работа  
над данным документом не завершена, нельзя исключить риск появления дополнительных 
требований со стороны таможенных органов в случае изменения правил таможенного  
контроля и уплаты вывозной таможенной пошлины.

Управление / влияние на уровень риска. Группа Газпром стремится строго соблюдать 

требования таможенного законодательства, отслеживая уже на начальных этапах подготов-
ки изменения в нормативно-правовые акты, и вносить предложения, осуществляя взаимо-
действие с государственными органами и заинтересованными сторонами.

Финансовые риски

Риски изменения валютных курсов, процентных ставок и темпов инфляции

Значительная часть выручки номинирована в иностранных валютах, тогда как большая часть 
затрат номинирована в рублях Российской Федерации. Влияние на результаты деятельности 
оказывает изменение курсов валют.

Управление / влияние на уровень риска. Хеджирование рисков рыночных изменений 

валютных курсов и процентных выплат происходит:
—  за счет расчета чистой валютной позиции Группы  Газпром и сбалансированности  

денежных потоков с точки зрения валют, объемов и сроков поступления оплаты;

—   путем поддержания соотношения валют в долговом портфеле, близкого к соотношению 

валют в выручке.

Управление рисками

145

Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2014 год

Кредитные риски и риски обеспечения ликвидности

Неблагоприятное воздействие на деятельность может оказывать несвоевременное либо 
неполное выполнение отдельными контрагентами обязательств в соответствии с условия-
ми договора (контракта). 

Управление / влияние на уровень риска. Проводится прозрачная политика с целью 

выполнения контрактных обязательств в отношении оплаты поставок. Контрагентам по  
зарубежным поставкам газа присваивается внутренний кредитный рейтинг. Взаимодей-
ствие с кредитными организациями осуществляется в рамках лимитов кредитного риска, 
пересматриваемых на регулярной основе.

Рыночные риски

Основными факторами рыночного риска являются ценовые риски, связанные с колебани-
ями цен на базисные продукты, на основе которых определяются цены по экспортным  
контрактам, и риски объема, связанные с тем, что покупатели имеют определенную  
гибкость по отбору газа. 

Снижение цен на нефть вызывает снижение цены природного газа. Дальнейшее  

снижение цен на нефть, а также сохранение их текущего уровня в течение длительного 
времени может привести к сокращению доходов.

Управление / влияние на уровень риска. Основными механизмами управления  

рисками являются изменение контрактных условий или заключение новых контрактов, 
определение разрешенных для использования типов сделок и финансовых инструментов 
и, соответственно, контрагентов, с которыми такие сделки могут быть заключены. 

Риски, связанные с деятельностью ОАО «

Г

азпром»

Риски отсутствия возможности продления лицензий на использование  
природных ресурсов 

Осуществляется разведка и добыча углеводородов в соответствии с лицензиями на право 
пользования недрами. В большинстве лицензий предусматривается возможность их при-
остановления, изменения или отзыва, если не выполняются требования лицензионных  
соглашений. 

Управление / влияние на уровень риска. Соблюдаются требования лицензий, пред-

принимаются необходимые действия для минимизации вероятности их отзыва, приоста-
новки или изменения.

Риски роста затрат

Одним из наиболее существенных факторов риска в области  инвестиционной деятельно-
сти является рост стоимости оборудования, технических устройств, комплектующих,  
а также работ и услуг, формирующих фактическую  стоимость объектов капитального стро-
ительства. Основные причины такого удорожания — изменение курсов валют. 

Управление / влияние на уровень риска. В целях уменьшения затрат на приобрете-

ние и поставку сырья, материалов, комплектующих, работ и услуг проводятся процедуры 
конкурентных закупок с выбором поставщиков, предложивших наиболее низкую цену  
договора поставки товаров надлежащего качества.

Риски, связанные с эксплуатацией производственных объектов

Основные виды производственной деятельности по добыче, транспортировке, переработ-
ке и хранению углеводородов сопряжены с широким спектром рисков технологического, 
технического и природно-климатического характера, а также негативных действий персо-
нала и третьих лиц, в том числе ошибок персонала, хищений, террористических актов,  
диверсий. 

Управление рисками

146

Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2014 год

Управление / влияние на уровень риска. ЕСГ  обеспечивает системную надежность 

поставок газа. Стабильность функционирования системы обеспечивается путем внедрения 
прогрессивных методов диагностики, проведения реконструкции и модернизации. 

 

Организуется страховая защита имущественных интересов дочерних обществ, включающая 
страхование имущества (в том числе морских объектов), страхование от перерывов  
в производственной деятельности на ГПЗ и страхование ответственности при строитель-
стве, ремонте и эксплуатации производственных объектов.

Риски оценки запасов углеводородов

Точность оценки запасов зависит от качества доступной информации, а также от техноло-
гической и геологической интерпретации. 

Управление / влияние на уровень риска. Результаты оценки запасов в соответствии 

с российской классификацией запасов ставятся на баланс только после ежегодного  
рассмотрения и утверждения Государственной комиссией по запасам полезных ископае-
мых. Разработаны и реализуются процедуры независимой оценки запасов в соответствии 
с международными стандартами PRMS. 

Риски, связанные с загрязнением окружающей среды

Реализация рисков, связанных с загрязнением окружающей среды, может повлечь право-
вые последствия, в том числе приостановление деятельности, финансовые затраты,  
связанные с выплатой штрафов и компенсаций за причиненный вред, а также ущерб дело-
вой репутации.

Управление / влияние на уровень риска. Проводится последовательная экологиче-

ская политика, реализуются программы и мероприятия по снижению воздействия 

 

на окружающую среду, осуществляется финансирование природоохранной деятельности и 
страхование экологических рисков, внедряются прогрессивные природоохранные техноло-
гии. В большинстве дочерних обществ внедрены и постоянно совершенствуются СЭМ, сер-
тифицированные на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001:2004.

Управление рисками

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     110      111      112      113     ..