ОАО «ГАЗПРОМ»
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ
2010
121
Риски государственного регулирования отрасли
Описание
Управление / влияние на уровень риска
Российская Федерация контролирует 50,002 % акций
ОАО «Газпром». Представители государства входят в Совет
директоров, к компетенции которого относится утвержде-
ние финансового плана и инвестиционной программы.
Со стороны государства таким образом осуществляется кон-
троль за движением финансовых потоков ОАО «Газпром».
Деятельность Газпрома по транспортировке газа по
трубопроводам в соответствии с Федеральным законом
«О естественных монополиях» регламентируется как де-
ятельность естественных монополий.
Государство регулирует оптовые цены на газ, по кото-
рым Газпром реализует основной объем газа на внутрен-
нем рынке; тарифы на услуги по транспортировке газа
по магистральным трубопроводам, оказываемые незави-
симым производителям; тарифы на услуги по транспор-
тировке газа по газораспределительным сетям; плату за
снабженческо-сбытовые услуги; розничные цены на газ.
Одновременно государство заинтересовано в эффек-
тивном развитии компании, так как Газпром является од-
ним из крупнейших налогоплательщиков России и обе-
спечивает поставку до половины первичных источников
энергии в стране.
Стратегия Газпрома направлена на взаимовыгодное
сотрудничество с государством в целях обеспечения
энергетической безопасности страны и стабильного
развития компании. Разработка и реализация стратегии
развития ОАО «Газпром» ведется во взаимодействии с го-
сударственными органами и является частью Энергети-
ческой стратегии России.
ОАО «Газпром» ведет активный диалог с Прави-
тельством по вопросам совершенствования ценовой
политики государства. 31 декабря 2010 г. Правитель-
ством принято постановление № 1205, предусматрива-
ющее в 2011–2014 гг. регулирование оптовых цен на газ
на основе формулы цены и поэтапное достижение
в этот период равной доходности поставок газа на внеш-
ний и внутренний рынки.
Предполагается, что с 2015 г. будет осуществлен
переход от государственного регулирования оптовых
цен на газ к государственному регулированию тарифов
на услуги по транспортировке газа по магистральным
газопроводам.
Риски, связанные с транзитом природного газа
Описание
Управление / влияние на уровень риска
Основные объемы природного газа, реализуемые в Евро-
пе, проходят транзитом по территории стран БСС, в част-
ности Украины, Беларуси и Молдовы. Нестабильная по-
литическая и социальная обстановка в транзитных стра-
нах может привести к нарушениям договорных отноше-
ний по транзиту и сбоям в поставках природного газа по
экспортным контрактам ОАО «Газпром». Так, были отме-
чены случаи, когда часть природного газа ОАО «Газпром»
направлялась не по назначению при транспортировке че-
рез территорию Украины, а в начале 2009 г. Украина прио-
становила транзит российского газа по своей территории.
Для снижения зависимости от транзитных стран Группа:
постепенно осуществляет переход на общеприня-
тые в мировом газовом бизнесе принципы и меха-
низмы рыночного ценообразования на импортируе-
мый странами БСС газ и на оказываемые ими услу-
ги по его транзиту;
реализует газотранспортные проекты, нацеленные
на диверсификацию экспортных маршрутов (проек-
ты «Северный поток» и «Южный поток»);
расширяет возможности по использованию ПХГ
за рубежом;
развивает торговлю СПГ.
Кроме того, Группа стремится развивать сотрудниче-
ство в рамках совместных предприятий по эксплуатации
местных газотранспортных сетей.