ОАО «ГАЗПРОМ». Годовой отчёт (2001-2014 год) - часть 64

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО «ГАЗПРОМ». Годовой отчёт (2001-2014 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     62      63      64      65     ..

 

 

ОАО «ГАЗПРОМ». Годовой отчёт (2001-2014 год) - часть 64

 

 

ОАО «ГАЗПРОМ»  

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

  

2010 

73

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГАЗО- И НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

Основной целью развития Группы в области газопереработки и газохимии является увеличе-
ние степени извлечения ценных компонентов природного газа, а также ПНГ и их эффектив-
ное использование для дальнейшей переработки в высоколиквидную продукцию с высокой 
добавленной стоимостью, создание новых газоперерабатывающих и газохимических про-
изводств, в том числе в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Для обеспечения транспортировки газа и конденсата в связи с вводом новых объектов в 

Западной Сибири планируется проведение работ по расширению и реконструкции Уренгой-
ского завода по подготовке конденсата к транспорту с увеличением мощности к 2014 г. на 
12 млн т деэтанизированного конденсата в год, создание объектов подготовки и транспорта 
конденсата ачимовских залежей и нефти, окончание строительства недостроенных участ-
ков конденсатопровода Уренгой – Сургут, а также планируется проведение работ по расши-
рению и реконструкции Сургутского ЗСК.

Стратегия развития нефтяного бизнеса предполагает увеличение объемов переработки 

нефти за счет наращивания собственных нефтеперерабатывающих мощностей в России и 
за рубежом.

Стратегические цели, которые ставит перед собой Газпром в области нефтепереработки в 

России, – это производство продукции, соответствующей требованиям техрегламента, то есть 
классам 4 и 5, повышение глубины переработки до 90 %, а также выхода светлых нефтепро-
дуктов – до 77 %. Кроме того, технологический уровень НПЗ должен соответствовать миро-
вым стандартам, в том числе в области экологии и безопасности.

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

  Электроэнергетический бизнес Газпрома крупнейший в России.
   Основными факторами увеличения объема выработанной на мощностях Группы электрической и тепловой энергии 

стала консолидация ОАО «ТГК-1», а также рост спроса на электроэнергию в регионах деятельности компаний Группы.

  Стратегией развития Группы до 2020 г. предусмотрено расширение генерирующих мощностей до 

44,8 ГВт.

Группа Газпром является крупнейшим владельцем генерирующих активов на территории 
Российской Федерации. Суммарная установленная мощность основных генерирующих ком-
паний Группы в России (ОАО «Мосэнерго», ОАО «ТГК-1», ОАО «ОГК-2» и ОАО «ОГК-6») состав-
ляет 36 ГВт, или 17 % от общей установленной мощности российской энергосистемы.

Генерирующие мощности Группы Газпром по состоянию на 31.12.2010 г.

Наименование компании

             Установленная мощность

Электрическая, 

МВт

Тепловая, 

Гкал/ч

ОАО «Мосэнерго»

11 900

34 852

ОАО «ТГК-1»

6 266

14 426

ОАО «ОГК-2»

8 707

1 649

ОАО «ОГК-6»

9 162

2 704

ЗАО «Каунасская теплофикационная 
электростанция» (Литва)

170

894

Всего

36 205

54 525

ОАО «ГАЗПРОМ»  

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

  

2010 

74

В целях создания эффективной структуры управления, функционирующей по единым 

корпоративным стандартам, в 2009 г. основные генерирующие активы Группы были консо-
лидированы под управлением компании ООО «Газпром энергохолдинг».

ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ

По итогам 2010 г. производство электрической энергии Группой составило 175,1 млрд кВт•ч, 
увеличившись по сравнению с 2009 г. на 26,4 %.

Объемы производства генерирующими компаниями Группы Газпром электрической и тепловой энергии

200

180
160
140
120
100

80
60
40
20

0

2008

2009

2010

 ОАО «Мосэнерго» 

 ЗАО «КТЭ» (Литва)

  ОАО «ОГК-2» 

 ОАО «ТГК-1»

  ОАО «ОГК-6»

0,7

19,5

24,9

64,2

27,2

0,4

34,9

47,6

65,0

0,6

29,0

47,2

61,7

Электроэнергия, 
млрд кВт•ч

109,3

138,5

175,1

Тепловая энергия, 
млн Гкал

2008

2009

2010

 ОАО «Мосэнерго» 

 ЗАО «КТЭ» (Литва)

  ОАО «ОГК-2» 

 ОАО «ТГК-1»

  ОАО «ОГК-6»

120

100

80

60

40

20

0

67,1

73,4

106,9

1,3

2,2

1,2

62,4

1,3

4,4

2,4

65,3

28,8

1,4

4,4

2,4

69,9

Примечание. Показатели ОАО «ТГК-1» учтены в составе общих показателей Группы начиная с 1 января 2010 г.

Вся электрическая энергия, производимая генерирующими компаниями Группы, реали-

зуется на оптовом рынке электрической энергии и мощности. 

Производство тепловой энергии Группы в 2010 г. составило 106,9 млн Гкал, что на 45,6 % 

выше показателя 2009 г.

Основным фактором увеличения показателей производства электрической и тепловой 

энергии Группой Газпром явилась консолидация ОАО «ТГК-1» в декабре 2009 г.

 

На рост операционных и финансовых показателей генерирующих компаний Группы 

 Газпром в 2010 г. повлияло увеличение спроса на электроэнергию в регионах деятельности ге-
нерирующих компаний Группы,  в основном связанное с ростом промышленного производства.

Группа Газпром осуществляет также торговые операции с электроэнергией на европей-

ских торговых площадках и поставки электроэнергии конечным потребителям. Совокупный 
объем этих операций составил в 2010 г. 35 млрд кВт•ч, в том числе поставки конечным по-
требителям Великобритании – 0,4 млрд кВт•ч.

Выручка Группы от продажи электрической и тепловой энергии (за вычетом НДС) увели-

чилась по сравнению с уровнем 2009 г. на 52,4 % (или 102,3 млрд руб.) – до 297,5 млрд руб.

ОАО «ГАЗПРОМ»  

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

  

2010 

75

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Группа Газпром – крупнейший инвестор в российскую электроэнергетику. С момента вхож-
дения в электроэнергетическую отрасль России в 2007 г. Газпром обеспечил ввод 1,9 ГВт но-
вой мощности.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 августа 

2010 г. № 1334-р, в 2010–2017 гг. генерирующие компании Группы увеличат установленную 
мощность на 17 % – с 36 ГВт до более чем 42 ГВт (без учета вывода мощностей). Ввод новых 
мощностей предполагается в зонах стабильного спроса на электроэнергию.

Развитие электроэнергетического бизнеса Группы Газпром в России

В рамках осуществляемой Группой Газпром инвестиционной программы в 2010 г. были 

введены новые генерирующие мощности на территории России в объеме 676 МВт, что со-
ставляет 21 % совокупного ввода новой мощности в стране за указанный период. Кроме 
того, аффилированной с Группой компанией ОАО «Межрегионэнергострой» осуществлен 
ввод в эксплуатацию второго энергоблока Калининградской ТЭЦ-2 мощностью 450 МВт.

Продолжено строительство Адлерской ТЭС проектной мощностью 360 МВт. В ноябре 

2010 г. на объекте установлена первая газовая турбина. Инвестором проекта, осуществляе-
мого на условиях проектного финансирования, выступает входящее в Группу ООО «Газпром 
инвестпроект». Ввод станции в эксплуатацию запланирован на 2012 г.

ОАО «ГАЗПРОМ»  

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

  

2010 

76

За рубежом Группа осуществляет строительство и модернизацию пятого энергоблока 

Разданской ТЭС (Армения). После ввода объекта в эксплуатацию Газпром обеспечит значи-
тельную долю на рынке электрогенерации Армении и получит возможность осуществления 
поставок электроэнергии в соседние страны. Ввод в эксплуатацию пятого энергоблока Раз-
данской ТЭС запланирован на II полугодие 2011 г.

Капитальные вложения Группы Газпром в деятельность по производству и продаже элек-

трической и тепловой энергии составили 44,1 млрд руб.

В 2010 г. завершилась работа по согласованию с регуляторами обязательств генерирую-

щих компаний по объемам и срокам строительства новых энергетических мощностей в рам-
ках договоров на предоставление мощности (ДПМ).

Значение долгосрочного рынка мощности 

Введенный с 1 января 2011 г. в России долгосрочный рынок мощности позволяет зафик-
сировать тариф на мощность на четырехлетний период и осуществлять более точное 
планирование выручки и затрат генерирующей компании.

Запуск долгосрочного рынка мощности призван решить ряд важнейших для развития 

электроэнергетики и экономики страны в целом задач, в числе которых: 

  обеспечение долгосрочной надежности – предупреждение дефицита в энергосистеме; 
  минимизация совокупной стоимости электроэнергии и мощности для потребителей; 
  формирование наиболее эффективной структуры генерации; 
   формирование региональных ценовых сигналов для развития генерации, потребле-

ния и сетей; 

   повышение инвестиционной привлекательности отрасли через обеспечение долго-

срочных гарантий поставщикам; 

   стимулирование инвестиционного процесса в создание и модернизацию основных 

фондов.

Запуск в 2011 г. долгосрочного рынка мощности и либерализация рынка позволят га-

рантировать окупаемость новых энергоблоков, вводимых в рамках обязательств по ДПМ.

Группа Газпром продолжает работу по повышению эффективности и надежности произ-

водства электроэнергии. Осуществляемые проекты по реконструкции и модернизации су-
ществующих мощностей позволят увеличить эффективность работы электростанций и по-
высить надежность работы оборудования.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

В рамках Стратегии ОАО «Газпром», утвержденной в 2007 г. (решение Совета директоров 
ОАО «Газпром» от 25 апреля 2007 г. № 990), в результате реформы ОАО «РАО ЕЭС России» 
и участия в дополнительных эмиссиях акций генерирующих компаний Группа Газпром стала 
крупнейшим владельцем генерирующих активов в России. Группа успешно реализует взя-
тые на себя обязательства по выполнению инвестиционной программы по строительству ге-
нерирующих мощностей. 

Стратегия дальнейшего развития электроэнергетического сектора Группы Газпром пред-

усматривает качественное повышение операционной эффективности генерирующих ком-
паний и рост их капитализации. Реализация инвестиционной программы также является 
приоритетным стратегическим направлением развития электроэнергетических компаний: 
к 2020 г. предусмотрен прирост генерирующих мощностей до 44,8 ГВт.       

Реализация Стратегии позволит Газпрому сохранить и усилить позиции лидера на рынке 

электроэнергетики в России, а также довести показатели эффективности до уровня круп-
ных мировых электроэнергетических компаний.

ОАО «ГАЗПРОМ»  

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

  

2010 

77

МАРКЕТИНГ

  Газпромом по сравнению с 2009 г. увеличены продажи газа на 

1,8 млрд м

3

 и на 

7,9 млн т

 – продукции переработки.

  Группой проводилась активная работа по повышению конкурентоспособности российского газа на европейском рынке.
   Развитие Группы в области маркетинга газа предусматривает выход на новые перспективные рынки (страны АТР, 

рынки СПГ).

   Цены экспортной реализации продукции переработки для отдельных групп товаров достигли докризисного уровня.
  Продолжилось расширение сети АЗС. Количество действующих АЗС выросло до 

1 596.

ДИНАМИКА И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВЫХ РЫНКОВ ГАЗА

В 2010 г. наблюдалось восстановление мировой экономики, что привело к росту потребле-
ния газа в мире. 

На российском рынке рост потребления газа в 2010 г. составил 6,5 %. При сохранении те-

кущих темпов роста, восстановление потребления газа в России ожидается к концу 2011 г.

Характерной особенностью развития мирового рынка природного газа последних лет 

стал масштабный единовременный ввод новых мощностей по сжижению газа в мире и мощ-
ностей по регазификации в странах Европы.

На основном экспортном рынке Газпрома – европейском – уровень потребления газа пре-

высил докризисные значения. Рекордные значения потребления газа в Европе были обу-
словлены как погодными условиями, так и восстановлением экономики европейских стран.

Активный рост потребления газа наблюдается в странах Азии. Ключевую роль в росте 

мирового потребления газа в среднесрочной и долгосрочной перспективе может сыграть 
Китай.

Кроме того, наблюдается тенденция существенного роста внутреннего спроса в таких 

традиционных регионах экспорта природного газа, как Ближний Восток и Северная Африка.
В описанных выше условиях развития мирового рынка газа задачей Группы Газпром являет-
ся сохранение рыночной доли на традиционных для компании рынках и выход на новые пер-
спективные рынки (страны АТР, рынки СПГ).

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ГАЗА

Газпром – крупнейший поставщик газа на российском рынке. Рыночная доля Газпрома со-
ставляет более 70 %. Помимо Газпрома, крупные объемы газа на российском рынке реализу-
ют такие компании, как ОАО «НОВАТЭК», ООО «НГК «Итера» и ОАО «ТНК-BP Холдинг».

ОАО «ГАЗПРОМ»  

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

  

2010 

78

Реализация газа Группы Газпром в России

млрд м

3

500
450
400
350
300
250
200

150
100

0

2008

2009

2010

   Объемы реализации, млрд м

3

   Средняя цена реализации газа (за вычетом НДС и акциза), руб. за 1 000 м

3

287,0

262,6

262,1

руб. за 1 000 м

3

2 500

2 000

1 500

1 000

500

0

1 652,8

1 885,0

2 345,5

Общий объем реализации газа Группы Газпром потребителям Российской Федерации в 

2010 г. составил 262,1 млрд м

3

 газа (в 2009 г. – 262,6 млрд м

3

). 

Одним из значимых факторов, оказавших влияние на динамику продаж газа Группы на 

внутреннем рынке, явилось вхождение в состав 

 в конце 2009 г. электроэнергетиче-

ской компании ОАО «ТГК-1».

Структура продаж газа Газпрома в России по группам потребителей в 2010 г. 

    Электроэнергетика – 30 %

    Население – 19 %

    Коммунальный комплекс – 15 %

    Агрохимия – 7 %

    Металлургия – 7 %

  

  Цементная промышленность – 2 %

    Прочие – 20 %

Выручка от реализации газа Группы (за вычетом НДС и акциза) достигла 614,7 млрд руб., 

превысив на 24 % уровень 2009 г. 

Совершенствование ценообразования на газ
В настоящее время российский газовый рынок функционирует в двух режимах: регулируе-
мом и нерегулируемом. Газпром является основным поставщиком газа в регулируемый сек-
тор, в то время как в нерегулируемом секторе основными поставщиками являются незави-
симые газодобывающие и нефтяные компании. 

Правительством Российской Федерации 31 декабря 2010 г. принято постановление № 1205, 

которым предусмотрено дальнейшее совершенствование государственного регулирования 
цен на газ в направлении его постепенной либерализации. Постановление предусматривает 
переходный период 2011–2014 гг., в течение которого будут созданы условия для практиче-
ского применения рыночных методов ценообразования на газ, добываемый Группой Газпром
основанных на принципе равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки. 

ОАО «ГАЗПРОМ»  

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

  

2010 

79

С целью постепенного доведения в переходный период цен до уровня равной доходности 

Федеральной службе по тарифам

 

России 

(

ФСТ России) поручено устанавливать понижаю-

щие коэффициенты. Эти коэффициенты являются составными частями формулы цены на 
газ и учитывают особенности ценообразования на внутреннем рынке. На период 2013–2014 
гг. Правительством России установлены пределы отклонений рассчитываемых по форму-
ле цен от среднего уровня. Такие отклонения составляют от -3 до + 3 процентных пунктов. 
Указанные принципы ценообразования будут применяться при поставках газа всем потре-
бителям (кроме населения).

На пути к биржевой торговле газом

Одним из направлений развития рынка газа в России является совершенствование и рас-

ширение электронной торговли физическими объемами газа и запуск биржевой торгов-

ли производными финансовыми инструментами (фьючерсными контрактами на природ-

ный газ).

В 2010 г. Газпромом осуществлен ряд мероприятий в рамках подготовки и органи-

зации биржевой торговли газом. Федеральными органами исполнительной власти со-

гласовывается проект постановления, в котором предусмотрено право ОАО «Газпром» 

реализовать газ по нерегулируемым государством ценам на электронных торговых пло-

щадках (ЭТП) и товарных биржах.

РЫНКИ ГАЗА СТРАН ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Реализация газа Группы Газпром в страны дальнего зарубежья

млрд м

3

250

200

150

100

50

0

2008

2009

2010

   Объемы реализации, млрд м

3

   Средняя цена реализации газа (за вычетом акциза и таможенных пошлин), руб. за 1 000 м

3

167,6

148,3

148,1

руб. за 1 000 м

3

9 000
8 000
7 000
6 000
5 000
4 000
3 000
2 000
1 000
0

7 521,5

7 452,1

7 420,7

Европейский рынок газа
В соответствии с оценкой Международного центра по природному газу «CEDIGAZ», факти-
ческое потребление газа в Европе в 2010 г. выросло на 7,5 % по сравнению с 2009 г., достиг-
нув рекордного для региона уровня.

Рост спроса на газ в европейских странах был покрыт преимущественно за счет импорта, 

и лишь в некоторой степени – за счет роста собственной добычи в Европе.

По оценкам Газпрома, потребление газа на европейском рынке в долгосрочной перспек-

тиве будет расти со средним темпом 1 % в год.

ОАО «ГАЗПРОМ»  

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

  

2010 

80

Структура продаж газа Группы Газпром в страны дальнего зарубежья, млрд м

3

Несмотря на рост спроса, объемы экспорта российского газа в страны Европы по 

сравнению с 2009 г. незначительно снизились: в рамках долгосрочных контрактов 
ОАО «Газпром» отбор газа европейскими покупателями уменьшился до 138,6 млрд м

3

 при-

родного газа, что на 1,4 % ниже предшествующего года. Совокупные объемы продаж газа 
Группы в страны дальнего зарубежья также сократились до 148,1 млрд м

3

, выручка от ре-

ализации газа (за вычетом акциза и таможенных пошлин) составила 1 099,2 млрд руб. 
(в 2009 г. – 1 105,5 млрд руб.). 

В то же время Газпром продолжает оставаться крупнейшим поставщиком газа на евро-

пейском рынке. Рыночная доля компании составляет 23 %. Другими крупными поставщика-
ми газа на европейском рынке являются Норвегия (19 %), Алжир (10 %) и Катар (6 %).

На отбор российского газа оказывали давление избыточные объемы СПГ, появившие-

ся на европейском рынке в результате масштабного единовременного ввода новых мощно-
стей по сжижению газа в мире (проекты в Катаре, Австралии, Индонезии, Нигерии, Йемене) 
и мощностей по регазификации в странах Европы. Инвестиционные решения по этим проек-
там были приняты в докризисное время, с учетом другого уровня цен и более высоких про-
гнозов уровней потребления. 

Избыток предложения газа на европейском рынке привел к тому, что в течение практи-

чески всего 2010 г. уровень цен на газ на торговых площадках был существенно (иногда – 
более чем в два раза) ниже цен по долгосрочным контрактам ОАО «Газпром». Это подтал-
кивало контрагентов Группы сокращать объем отбора российского газа, увеличив закупки 
газа на спотовом рынке. 

Позитивной тенденцией 2010 г. стало сближение уровней цен спотовых рынков и цен 

долгосрочных контрактов. Если разрыв между ценами в начале 2010 г. превышал 100 долл. 
за 1 000 м

3

, то к осени отчетного года он сократился почти в два раза.

В 2010 г. проводилась активная работа по повышению конкурентоспособности россий-

ского газа на европейском рынке, основные направления которой были одобрены Советом 

ОАО «ГАЗПРОМ»  

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

  

2010 

81

директоров ОАО «Газпром». Группа Газпром проявила гибкость в отношениях с партнерами, 
учитывая беспрецедентную ситуацию на европейском газовом рынке. Для предотвращения 
существенного отрыва от цен аналогичных контрактов конкурентов последовательно осу-
ществлялась адаптация долгосрочных контрактов Группы, в том числе путем введения в них 
ограниченной спотовой компоненты. При этом основные положения контрактов, опреде-
ляющие баланс интересов между поставщиком и покупателем, оставались незыблемыми.

Энергодиалог: Россия – ЕС

Одной из приоритетных целей, провозглашенных Европейской Комиссией, является уси-
ление конкуренции на европейском энергетическом рынке путем создания единого рын-
ка природного газа. На достижение этой цели был направлен ряд мер по либерализации 
газового рынка Европы.

В августе 2009 г. в Европейском Союзе был принят и вступил в силу Третий Энерге-

тический пакет, предусматривающий три альтернативных варианта структуры газового 
рынка государств Европейского Союза: 1) полное разделение собственности, 2) незави-
симый системный оператор, 3) независимый транспортный оператор. Положения Третье-
го Энергетического пакета находятся на финальной стадии внедрения в национальное 
законодательство стран – членов ЕС. 

В целях выработки взаимоприемлемого алгоритма сотрудничества с ЕС, а также 

с целью минимизации негативных последствий внедрения Третьего Энергетического 
пакета как для российских компаний, так и для европейских потребителей газа, Газпром 
на постоянной основе проводит консультации и ведет диалог с Европейской Комиссией. 
В рамках такого диалога в настоящее время созданы: 

    тематическая группа по развитию энергетических рынков Россия – ЕС;
         две рабочие группы,  сформированные по инициативе европейской стороны,  вклю-

чающие представителей России (Газпром, Министерство энергетики России) и ЕС 
(Европейская Комиссия), задачами которых является обсуждение вопросов при-
менения Третьего Энергетического пакета и других европейских норм, направ-
ленных на повышение энергобезопасности и конкуренции на европейском рынке, 
а также разработка дорожной карты по сотрудничеству в газовой сфере до 2050 г. 

Газпром следует нормам европейского конкурентного законодательства при осущест-

влении деятельности на территории стран ЕС. В частности, в настоящее время контракты 
поставки газа покупателям в ЕС, заключенные ОАО «Газпром», не содержат запрета реэк-
спорта и иных антиконкурентных положений.

2 декабря 2010 г. в ЕС вступил в силу новый Регламент о мерах обеспечения надежно-

сти поставок, предусматривающий ряд дополнительных требований к операторам газо-
транспортных систем ЕС и компаниям – импортерам газа. Осуществление деятельности 
в соответствии с указанным регламентом подчеркивает важность соблюдения Газпромом 
норм европейского антимонопольного законодательства.

Группой Газпром продолжена работа, направленная на увеличение объемов реализации 

газа напрямую конечным потребителям. Суммарный объем продаж газа конечным потреби-
телям Великобритании, Франции, Чехии и Италии в 2010 г. составил 4,7 млрд м

3

, что на 47 % 

превышает показатели 2009 г. 

В 2010 г. Группой установлен контроль над британской компанией TruRead Ltd. (впослед-

ствии переименована в Gazprom Global Energy Solutions Ltd.), являющейся поставщиком 
узлов учета энергии. Предоставляя дополнительные услуги по управлению энергопотребле-
нием и энергоэффективностью, компания будет способствовать успешному продвижению 
бренда Газпрома на рынках конечных потребителей и займет нишу в новом развивающем-
ся сегменте. 

ОАО «ГАЗПРОМ»  

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

  

2010 

82

Перспективные рынки газа
Маркетинговая стратегия Группы Газпром предусматривает диверсификацию источни-
ков экспортной выручки за счет расширения присутствия на перспективных рынках газа. 
В частности, среди приоритетов – наращивание объемов СПГ в экспортном портфеле Группы
а также, в рамках географической диверсификации, выход на рынок трубопроводного газа 
Китая.

Сжиженный природный газ. 

Охват рынков экспортных трубопроводных поставок Газпрома 

ограничен. Маркетинг СПГ является тем инструментом, который обеспечит Группе   значитель-
ное расширение спектра новых доступных рынков. 

В 2010 г. входящей в Группу Gazprom Global LNG Ltd. было реализовано 27 партий СПГ. 

Объем продаж составил 1,82 млн т СПГ (2,47 млрд м

3

), из которых 1,6 млн т (2,18 млрд м

3

) – 

СПГ, произведенный в рамках проекта «Сахалин-2» и приобретенный у Sakhalin Energy по 
долгосрочному контракту. Продажа осуществлена в Японию (9 партий), Республику Корея 
(6 партий), Китай (6 партий), на Тайвань (5 партий) и в Великобританию (1 партия).

Стратегическая задача Группы – увеличение объемов СПГ в экспортном портфеле. 

При этом предполагается, что основная часть объемов СПГ Газпрома может быть обеспече-
на за счет реализации российских проектов.

Проекты СПГ на территории России

Построенный в рамках проекта «Сахалин-2» завод по производству СПГ в 2010 г. вы-
шел на проектную мощность – 9,6 млн т в год. Основные объемы СПГ (около 60 %) были 
поставлены в Японию. Сахалинский газ также отгружался в Республику Корея, Индию, 
Кувейт, КНР и на Тайвань. После выхода на полную мощность проект «Сахалин-2» обе-
спечил около 5 % мирового производства СПГ, что является существенным вкладом 
в укрепление глобальной энергетической безопасности.

В июне 2010 г. ОАО «Газпром» и ОАО «НОВАТЭК» подписали Соглашение о сотрудни-

честве. В документе определены основные параметры взаимодействия компаний при ре-
ализации проекта создания мощностей по производству СПГ на базе Южно-Тамбейского 
месторождения, а также создания и последующего использования в этих целях инфра-
структурных объектов на территории полуострова Ямал. Подписание стало свидетель-
ством комплексного, системного подхода Газпрома к освоению гигантских углеводород-
ных месторождений Ямала.

Также  Группа считает важным сосредоточить усилия на формировании новых рынков 

газа – потенциальных потребителях СПГ. 

Рынки газа стран Северо-Восточной Азии.

 Один из крупнейших проектов Группы Газпром – 

поставки природного газа в Китай. Газпром ведет работу по организации трубопроводного 
экспорта газа по двум экспортным коридорам – западному и восточному – с общим объе-
мом до 68 млрд м

3

В сентябре 2010 г. между дочерними компаниями ОАО «Газпром» и CNPC подписаны Рас-

ширенные основные условия поставок газа, на основе которых будут разработаны контрак-
ты купли-продажи газа. После подписания контрактов, запланированного на 2011 г., сто-
роны смогут приступить к строительству российской и китайской частей трубопроводов. 
Начало поставок газа по западному коридору ожидается с конца 2015 г. По восточному ко-
ридору поставки могут быть организованы после 2017 г. Проекты поставок западного и вос-
точного коридоров ориентированы на удовлетворение спроса на газ на различных регио-
нальных рынках Китая и таким образом являются взаимодополняющими.

Также изучаются возможности организации поставок газа из России в другие страны 

региона. В частности, ОАО «Газпром» совместно с компанией KOGAS в 2010 г. завершено 
исследование проекта поставок природного газа из России в Республику Корея. Достигнуты 
договоренности о продолжении изучения вопросов, связанных с реализацией данного про-
екта, в том числе с проведением коммерческих переговоров. 

ОАО «ГАЗПРОМ»  

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

  

2010 

83

РЫНОК ГАЗА СТРАН БЫВШЕГО СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Газпром является основным поставщиком природного газа в большинство стран БСС.

Структура продаж газа Группы Газпром в страны БСС, млрд м

3

Перспективы поставок газа на этот рынок во многом зависят от скорости восстановления 

экономик стран региона. 

ОАО «ГАЗПРОМ»  

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

  

2010 

84

Реализация газа Группы Газпром в страны БСС

млрд м

3

200

150

100

50

0

2008

2009

2010

   Объемы реализации, млрд м

3

   Средняя цена реализации газа (за вычетом НДС, акциза и таможенных пошлин), руб. за 1 000 м

3

96,5

67,7

70,2

руб. за 1 000 м

3

7 000

6 000

5 000

4 000

3 000

2 000

1 000

0

3 693,9

5 483,7

6 416,5

В 2010 г. объемы продаж газа в страны БСС, увеличившись на 3,7 % к уровню 2009 г., 

достигли  70,2  млрд  м

3

. Увеличение средних цен реализации газа на 17,0 % по сравнению 

с предшествующим периодом преимущественно явилось следствием проводимой Группой 
работы по переходу с основными покупателями газа в странах БСС на контрактные цены, 
имеющие для Газпрома равную с европейскими ценами доходность. В результате выручка 
от реализации газа в регион (за вычетом НДС, акциза и таможенных пошлин) составила 
450,1 млрд руб., что на 21,3 % превышает уровень 2009 г. 

Развитие сотрудничества с НАК «Нафтогаз Украины»

21 апреля 2010 г. подписаны дополнения к контракту на поставку природного газа между 
ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины» от 19 января 2009 г. Годовое контрактное 
количество газа в 2010 г. увеличено до 36,47 млрд м

3

. Платежи за газ НАК «Нафтогаз 

Украины»  будет  осуществлять  со  скидкой  на  величину  снижения  экспортной  пошлины 
при поставках газа на Украину, которая устанавливается Правительством России.

В 2010 г. потребителям Украины было поставлено 36,47 млрд м

3

 газа, через террито-

рию Украины было транспортировано около 97,8 млрд м

3

 газа, в том числе транзит газа 

потребителям Западной Европы составил около 94,6 млрд м

3

В рамках сотрудничества в области маркетинга газа Группа Газпром в 2010 г. продолжи-

ла закупки газа в странах БСС. 

Закупка центральноазиатского и азербайджанского газа Группой Газпром

млрд м

3

50
45
40
35
30
25
20

15
10

5
0

2009

2010

 Азербайджан 

 Казахстан 

 Узбекистан

 Туркменистан  

 Средневзвешенная цена закупки газа, долл. за 1 000 м

3

10,1

15,4

11,8

долл. за 1 000 м

3

250
200
150
100
50
0

233,6

0,8

12,4

13,9

10,7

197,1

ОАО «ГАЗПРОМ»  

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

  

2010 

85

РЫНКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

В 2010 г. наблюдалась положительная динамика на мировых рынках нефти, газового конден-
сата, продуктов переработки, газо- и нефтехимии, вследствие чего цены экспортной реали-
зации отдельных групп товаров к концу отчетного периода достигли докризисного уровня.

Реализация нефти и газового конденсата
Совокупный объем реализации нефти и стабильного газового конденсата Группой Газпром в 
2010 г. составил 29,1 млн т, что соответствует уровню предыдущего года.

Реализация нефти и газового конденсата Группой Газпром

35

30

25

20

15

10

5

0

2008

2009

2010

 Россия
 Дальнее зарубежье
 Страны БСС

3,3

16,7

11,8

3,3

16,1

9,7

3,0

16,3

9,8

Объем 
реализации, млн т

31,8

29,1

29,1

Выручка от реализации 
(за вычетом НДС и таможенных пошлин), млрд руб.

2008

    2009

2010

 Россия
 Дальнее зарубежье
 Страны БСС

26,6

161,3

81,5

26,6

131,6

56,8

26,0

146,9

74,7

300

250

200

150

100

50

0

269,4

215,0

247,6

Выручка Группы от продажи нефти и стабильного газового конденсата (за вычетом НДС 

и таможенных пошлин) составила в 2010 г. 247,6

 

млрд руб., увеличившись на

 

15,2

 

% по срав-

нению с предыдущим годом.

В связи с необходимостью загрузки производственных мощностей в соответствии 

с утвержденными программами по нефтепереработке и экспорту, свободная реализация неф-
ти (без учета поставок на замещение) в России осуществлялась в незначительных объемах.

Основными экспортными рынками сбыта нефти для Группы Газпром в 2010 г. по постав-

кам в дальнее зарубежье являлись страны Северо-Западной и Центральной Европы и Сре-
диземноморья, в которые поставляется в основном сырье качества Urals. 

Средняя цена марки Urals в 2010 г. составила 78,28 долл./барр., увеличившись на 

17,06 долл./барр. (или на 28 %) по сравнению с предыдущим годом. 

Поставки в страны СНГ осуществлялись в Республику Беларусь (на Мозырский НПЗ) 

и Казахстан (Павлодарский НПЗ). Цены при данных поставках определяются по формулам 
и зависят от ценовой конъюнктуры нефти Urals.

Реализация продуктов переработки
Совокупный объем реализации продуктов нефтегазопереработки Группой Газпром в 2010 г. 
составил 52,1 млн т, увеличившись на 17,9 % по сравнению с предыдущим годом. 

Объем реализации гелия Группой Газпром в 2010 г. составил 4,9 млн м

3

. Выручка от реа-

лизации продукции нефтегазопереработки достигла 709,1 млн руб. (за вычетом НДС, акциза 
и таможенных пошлин).

ОАО «ГАЗПРОМ»  

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

  

2010 

86

Реализация продуктов переработки Группой Газпром

Выручка от реализации (за вычетом НДС, 
акциза и таможенных пошлин), млрд руб.

2008

2009

2010

 Россия
 Дальнее зарубежье
 Страны БСС

45,0

229,8

378,2

35,9

206,7

297,9

36,1

260,8

412,2

800

700

600

500

400

300

200

100

0

653,0

540,5

709,1

60

50

40

30

20

10

0

2008

2009

2010

 Россия
 Дальнее зарубежье
 Страны БСС

3,9

14,7

25,1

3,3

16,5

24,4

3,8

19,7

28,6

Объем 
реализации, млн т

43,7

44,2

52,1

Примечание. Объемы реализации приведены без учета шин и гелия.

Увеличение объемов реализации продуктов переработки на российском рынке в 2010 г. по 

сравнению с 2009 г. обусловлено выходом на плановые уровни добычи и переработки газа в 
сравнении со сниженным уровнем переработки в 2009 г., увеличением объема переработки неф-
ти Газпром нефтью после консолидации доли Sibir Energy в объеме переработки Московско-
го НПЗ, развитием премиальных сегментов сбыта, а также ростом спроса на оптовом рын-
ке нефтепродуктов.

Основными продуктами переработки, реализуемыми Группой Газпром на российском 

рынке, являются автомобильный бензин, дизельное топливо и мазут, на рынке стран БСС –  
дизельное топливо, сера и автомобильный бензин. В объеме реализации продуктов пере-
работки Группы в страны дальнего зарубежья около 50 % приходится на дизельное топли-
во и мазут. 

ОАО «ГАЗПРОМ»  

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

  

2010 

87

Благодаря восстановлению спроса на серу Газпром в 2010 г. увеличил экспорт технической 

серы до 4,96 млн т, что является историческим рекордом экспорта серы из России. В сред-
несрочной перспективе ожидается положительная динамика спроса и уровня цен на серу.

Реализация отдельных видов нефтепродуктов в регионах России, странах БСС и дальне-

го зарубежья осуществляется через специализированные бизнес-единицы Группы Газпром 
нефть.

Реализация отдельных видов нефтепродуктов через специализированные бизнес-единицы Газпром нефти

Наименование

Вид деятельности

Описание деятельности

ЗАО «Газпромнефть-
Аэро»

Заправка авиатран-
спорта

Продажи авиакеросина через дочерние общества на территории Рос-
сии, а также в Казахстане и Таджикистане. Доля на российском роз-
ничном рынке – 17 %.
В 2010 г. по партнерским соглашениям с зарубежными топливозаправоч-
ными компаниями производились заправки российских воздушных судов 
в 18 аэропортах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

ООО «Газпромнефть 
Марин Бункер»

Бункеровка судов

Поставка судового топлива и бункеровка морских и речных судов 
в 10 морских и шести речных портах России. Общий объем продаж су-
дового топлива в 2010 г. – 1,5 млн т. Доля на российском розничном 
рынке – 17 %.
В 2010 г. подписаны партнерские соглашения с турецкой компанией 
Petrol Ofici на осуществление бункеровок клиентов в порту Стамбул. 
Планируется дальнейшее расширение присутствия на зарубежных 
рынках.  

ООО «Газпромнефть - 
смазочные материалы»

Производство и про-
дажа моторных ма-
сел

Ассортимент продукции включает в себя более 200 наименований ма-
сел, производимых в России и Западной Европе.
В 2010 г. произведено и реализовано более 434 тыс. т продукции мас-
ляного профиля. Доля на российском рынке масел – 13 %. Ведется 
строительство комплекса по малотоннажному смешению, фасовке 
и отгрузке масел мощностью 120 тыс. т на Омском НПЗ.

В 2010 г. на российский и зарубежные рынки выведено новое семейство брендов G-Family, 

в ассортимент которого вошли более 40 новых современных масел международного уров-
ня для потребительского и коммерческого рынка. Масла G-Family производятся на заводе 
Gazpromneft Lubricants Italia S.p.A. в г. Бари (Италия).

ОАО «ГАЗПРОМ»  

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

  

2010 

88

Продолжилось расширение сети автозаправочных станций (АЗС). Количество действую-

щих АЗС Группы в 2010 г. выросло до 1 596 (из них 649 АЗС – зарубежные активы Группы). 
По состоянию на конец 2010 г. под единым розничным брендом сети АЗС «Газпромнефть» 
работали 950 АЗС (включая частичный ребрендинг 455 АЗС).

Развитие сети АЗС Группы Газпром

1 800
1 600
1 400
1 200
1 000

800
600
400
200

0

2008

2009

2010

 Россия
 Дальнее зарубежье
 Страны БСС

Количество действующих АЗС Группы Газпром 
по состоянию на конец года, ед.

102

763

865

152

473

921

1 546

181

468

947

1 596

Реализация нефтепродуктов 
Группой Газпром через АЗС, млн т

2008

2009

2010

 Россия
 Дальнее зарубежье
 Страны БСС

6

5

4

3

2

1

0

0,2

2,6

2,8

0,2

0,6

2,6

3,4

1,2

0,6

3,0

4,8

В 2010 г. реализация через АЗС, находящиеся на территории России, возросла до 3,0 млн т 

нефтепродуктов. Через зарубежные АЗС в 2010 г. реализовано 1,8 млн т нефтепродуктов.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     62      63      64      65     ..