ОАО «Газпром». Отчёты о деятельности в области устойчивого развития (2008-2015 год) - часть 17

 

  Главная      Учебники - Газпром     ОАО «Газпром». Отчёты о деятельности в области устойчивого развития (2008-2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     15      16      17      18     ..

 

 

ОАО «Газпром». Отчёты о деятельности в области устойчивого развития (2008-2015 год) - часть 17

 

 

Система управления 

и стратегия 

Группы Газпром

23

 2.1. 

СИСТЕМА КОРПОРАТИВНОГО 

 

УПРАВЛЕНИЯ 

В рамках совершенствования системы корпоративного управления Группа Газпром ставит перед 
собой задачу обеспечения максимальной эффективности и прозрачности своей деятельности 
с учетом основных принципов, определенных в Кодексе корпоративного управления (поведения) 
ОАО «Газпром».

Компания стремится следовать российским и международным стандартам корпоративного 

управления, в том числе при разработке и актуализации внутренних документов в данной области. 
В 2012–2013 гг. в рамках работы по совершенствованию системы корпоративного управления были 
разработаны Кодекс корпоративной этики

1

, Порядок выплаты дивидендов

2

, Положение о контроле 

за соблюдением требований законодательства в сфере противодействия неправомерному исполь-
зованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

3

, а также обновлены следующие 

документы: Устав, Положение об Общем собрании акционеров, Положение о Ревизионной комис-
сии ОАО «Газпром», Положение о Комитете Совета директоров по аудиту

4

, Положение о системе 

внутреннего контроля

5

.

Подробнее с основными документами в области корпоративного управления можно ознако миться 
на официальном сайте ОАО «Газпром»: 

http://www.gazprom.ru/investors/documents/

, а также в раз-

деле «Корпоративное управление» Годового отчета ОАО «Газпром» за 2013 г.

 2.1.1. 

Структура органов управления 

 

и контроля ОАО «Газпром»

Корпоративными органами управления ОАО «Газпром» являются Общее собрание акционеров 
(высший орган управления), Совет директоров, а также исполнительные органы – Правление 
и Председатель Правления. Контроль формирования достоверной бухгалтерской (финансовой) 
отчетности ОАО «Газпром» осуществляет Ревизионная комиссия, которая избирается годовым 
Общим собранием акционеров. Независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности 
Компании проводит внешний аудитор.

Общее собрание акционеров обеспечивает соблюдение прав и законных интересов всех акцио-

неров, предоставляя им возможность непосредственно участвовать в принятии решений по вопро-
сам деятельности ОАО «Газпром», а также в формировании органов управления (Совет директоров) 
и контроля (Ревизионная комиссия).

Общее руководство деятельностью Компании осуществляет Совет директоров (за исключе-

нием вопросов, отнесенных Федеральным законом «Об акционерных обществах» и Уставом к ком-
петенции Общего собрания акционеров). Совет директоров ОАО «Газпром» также играет важную 
роль в определении основных направлений развития корпоративного управления. На заседаниях 
Совета директоров регулярно рассматриваются итоги реализации мероприятий в сфере корпора-
тивного управления, вопросы текущей деятельности и стратегического развития, утверждения клю-
чевых документов, а также принимаются решения по различным аспектам устойчивого развития. 
В целях реализации Советом директоров функции обеспечения эффективности системы контроля 
за финансово-хозяйственной деятельностью ОАО «Газпром» ежегодно формирует Комитет Совета 
директоров по аудиту. Руководство Комитетом Совета директоров по аудиту осуществляет незави-
симый директор. К компетенции Совета директоров относится также образование исполнительных 
органов и досрочное прекращение их полномочий. 

1  Утвержден 30.07.2012 г., с изменениями от 25.02.2014 г.
2  Утвержден 28.06.2013 г.
3  Утверждено 25.01.2013 г.
4  Утверждено 21.05.2013 г., с изменениями от 25.02.2014 г.
5  Утверждено 14.12.2012 г., с изменениями от 25.02.2014 г.

Отчет о деятельности 

в области устойчивого развития 

2012–2013

24

Единоличным исполнительным органом ОАО «Газпром» является Председатель Правления, 

коллегиальным исполнительным органом – Правление. Правление и Председатель Правления осу-
ществляют текущее руководство деятельностью Компании.

* Создана приказом ОАО «Газпром» в феврале 2014 г.

Структура органов корпоративного управления и контроля ОАО «Газпром»

Ревизионная комиссия

Координационный комитет 

по взаимоотношениям с акционерами 

и инвесторами

Комиссия по корпоративной этике*

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ

Совет директоров

Правление

Председатель Правления

Комитет Совета директоров по аудиту

C более подробной информацией об органах управления и соответствующих регламентирующих 
документах можно ознакомиться в Годовом отчете ОАО «Газпром» за 2013 г. и на официальном 
сайте ОАО «Газпром»: 

http://www.gazprom.ru/about/management/corporate-governance/

Аудит практики корпоративного управления ОАО «Газпром»

Важным событием отчетного периода стало проведение независимого комплексного аудита прак-
тики корпоративного управления ОАО «Газпром». Результаты аудита, помимо прочего, показали, 
что Компания имеет прозрачную структуру собственности, права и обязанности акционеров четко 
определены в Уставе и иных документах, соблюдается принцип равенства голосов акционеров 
и созданы механизмы защиты их права голоса. Рекомендации по дальнейшему развитию практик 
корпоративного управления, сформированные по итогам аудита, касаются прав акционеров, дея-
тельности органов управления и контроля, раскрытия информации и корпоративной социальной 
ответственности. 

С целью совершенствования практики корпоративного управления в 2013 г. ОАО «Газпром» 

инициировало проведение независимого аудита корпоративного управления в подконтрольных 
компаниях, акции которых свободно обращаются на организованном рынке ценных бумаг и (или) 
которые осуществили (осуществляют) публичное размещение облигаций и иных ценных бумаг.

Система управления 

и стратегия 

Группы Газпром

25

 2.1.2. 

Вознаграждение членов 

 

Совета директоров и Правления

Система вознаграждения членов Совета директоров ОАО «Газпром» является двухуровневой 
и состоит из базовой и дополнительной частей. Базовая часть выплачивается за осуществление 
полномочий члена Совета директоров, дополнительная – за исполнение им дополнительных 
обязан ностей, связанных с осуществлением функций Председателя Совета директоров, замести-
теля Председателя Совета директоров и работой в комитетах Совета директоров. Также дополни-
тельная часть учитывает уровень достижения результативности по общекорпоративным показате-
лям деятельности Компании. Члены Совета директоров, замещающие государственные должности 
и должности государственной гражданской службы, не получают вознаграждения. Вознагражде-
ние членам Совета директоров утверждается годовым Общим собранием акционеров

1

Размер вознаграждения членам Правления ОАО «Газпром» регламентируется условиями трудо-

вых договоров и Положением о системе годового бонуса руководящих работников ОАО «Газпром», 
учитывает результаты отчетного периода и вклад менеджмента в достижение целей Компании

C более подробной информацией можно ознакомиться в Финансовом отчете за 2013 г. и на офици-
альном сайте ОАО «Газпром»: 

http://www.gazprom.ru/f/posts/52/479048/gazprom-financial-report-

2013-ru.pdf

.

В соответствии с российским законодательством ОАО «Газпром» перечисляет взносы в Пен-

сионный фонд Российской Федерации за своих сотрудников, включая Председателя Правления, 
членов Правления, а также членов Совета директоров, являющихся работниками ОАО «Газпром». 
Кроме того, ОАО «Газпром» обеспечивает добровольное медицинское страхование Председателя 
Правления, членов Правления, а также членов Совета директоров, являющихся работниками 
ОАО «Газпром». 

2

1  Размер вознаграждения членов Совета директоров регламентируется Положением о порядке определения размера воз-

награждений членам Совета директоров ОАО «Газпром».

2  Включает заработную плату, премии и вознаграждение за участие в органах управления ОАО «Газпром», а также налог на 

доходы физических лиц и страховые взносы.

Размер вознаграждения членов Совета директоров, членов Правления 
и Председателя Правления ОАО «Газпром»

2

, тыс. руб.

2013

2 261 612

2012

1 562 887

Отчет о деятельности 

в области устойчивого развития 

2012–2013

26

 2.1.3. 

Структура акционерного 

 

капитала

ОАО «Газпром» является крупнейшим открытым акционерным обществом России по рыночной капи-
тализации. Российская Федерация – мажоритарный акционер ОАО «Газпром», контролирующий 
свыше 50 % уставного капитала.

Акции ОАО «Газпром» обращаются на Московской межбанковской валютной бирже, а в форме 

американских депозитарных расписок (далее – АДР) – на Лондонской, Берлинской и Франкфурт-
ской биржах. 

Кроме того, значительная часть акций обращается на внебиржевом рынке США среди квали-

фицированных институциональных покупателей.

Рыночная капитализация ОАО «Газпром» по состоянию на 31 декабря 2013 г. составила 

99,9 млрд долл. США.

123

Структура акционерного капитала ОАО «Газпром», %

На 31.12.2012 г.

На 31.12.2013 г.

Российская Федерация, в т. ч.: 

50,00

50,23

Федеральное агентство по управлению 
государственным имуществом

38,37

38,37

ОАО «Роснефтегаз»

1

10,74

10,97

ОАО «Росгазификация»

2

0,89

0,89

Владельцы АДР

3

26,96

25,78

Прочие владельцы

23,04

23,99

В основе системы корпоративного управления ОАО «Газпром» лежит принцип неукоснитель-

ного соблюдения прав акционеров. Взаимодействие с акционерами основано на защите прав и ин-
тересов акционеров вне зависимости от количества принадлежащих им акций и предусматривает 
решения, учитывающие корпоративные особенности: вертикальную интегрированность, диверси-
фикацию деятельности, структуру акционерного капитала.

1  По состоянию на 31.12.2012 г. и 31.12.2013 г. доля Российской Федерации, в лице Федерального агентства по управлению 

государственным имуществом, в ОАО «Роснефтегаз» составляла 100 %.

2  По состоянию на 31.12.2012 г. и 31.12.2013 г. ОАО «Роснефтегаз» являлось владельцем 74,55 % акций ОАО «Росгазификация».
3  Банк-эмитент АДР под акции ОАО «Газпром» – The Bank of New York Mellon.

Система управления 

и стратегия 

Группы Газпром

27

 2.2. 

СТРАТЕГИЯ ГРУППЫ 

 

И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

 2.2.1. 

Стратегические 

 

приоритеты Группы Газпром

Стратегические приоритеты бизнеса Группы Газпром

Газовый 
бизнес

Нефтяной 
бизнес

Электроэнергетический 
бизнес

Развитие на российском рынке
–   Сохранение текущих позиций на 

российском рынке в части объемов 
поставок газа при обеспечении их 
надежности.

–   Развитие и модернизация ЕСГ 

синхронно с ростом объемов добычи 
газа, в том числе расширение ЕСГ 
России на восток страны, наращи-
вание мощностей по хранению газа 
и производству СПГ.

–   Активное освоение новых центров 

газодобычи на полуострове Ямал, 
континентальном шельфе аркти-
ческих морей, в Восточной Сибири 
и на Дальнем Востоке.

–   Модернизация действующих 

и создание новых газопере -
раба тывающих,  гелиевых 
и газо химических производств.

–   Расширение оптовой и розничной 

сети реализации газа и продуктов 
его переработки.

Расширение присутствия 
на рынках зарубежных стран 
–   Рост доли Группы на европейском 

рынке до 32 %, на рынке Северо-
Восточной Азии – до 10–15 % 
по объему поставок газа.

–   Реализация проектов 

по строительству газопроводов 
с целью дивер сификации 
мар шрутов  транспор тировки 
газа в Западную Европу в обход 
третьих стран.

–   Увеличение объемов СПГ 

в экспортном портфеле Газпрома 
и достижение 10–15 % в мировой 
торговле СПГ к 2030 г. при условии 
реализации базового варианта 
развития СПГ-бизнеса Компании.

Разведка и добыча
–   Поиск новых объектов и место-

рождений за счет геолого-
раз ведочных работ (далее – ГРР) 
и приобре тений в России 
и за рубежом.

–   Рост добычи в среднесрочной 

перспективе за счет реализации 
крупных проектов в новых регионах 
нефтедобычи и на шельфе с уси-
ленным контролем затрат по этим 
проектам.

–   Вовлечение в разработку трудно-

извлекаемых запасов и повышение 
коэффициента извлечения нефти 
в традиционных районах нефте-
добычи.

–   Поддержание текущего уровня 

соотношения запасов нефти 
к добыче.

Переработка и продажа 
конечным потребителям
–   Повышение качества выпускае -

мых нефтепродуктов и глубины 
пере работки на имеющихся 
пере рабатывающих  мощностях.

–   Наращивание доступа к мощностям 

переработки за рубежом.

–   Увеличение объема продаж 

конечным потребителям продуктов 
нефтепереработки.

Повышение эффективности
–   Дальнейшая реализация программ 

по оптимизации издержек 
и улучшению финансовых показа-
телей за счет внедрения программ 
«Бережливое производство», 
«Повышение акционерной стоимо-
сти», а также оптимизации ремонт-
ной и инвестиционной программ.

–   Повышение рентабельности 

реа лизации  электроэнергетических 
проектов в ряде стран Европы 
и Северо-Восточной Азии.

–   Расширение использования 

когенерации.

Привлечение инвестиций
–   Строительство новых высоко -

 эф фективных  мощностей, 
которые позволят увеличить 
производственные и финансовые 
показатели генерирующих 
компаний.

–   Проведение IPO ООО «Газпром 

энергохолдинг».

Отчет о деятельности 

в области устойчивого развития 

2012–2013

28

Стратегия ОАО «Газпром» сформирована с учетом базовых принципов и приоритетов Энергети-
ческой стратегии России на период до 2030 г., а также Генеральной схемы развития газовой отрасли 
на период до 2030 г.

В 2013 г. Совет директоров ОАО «Газпром» рассмотрел Стратегию развития Компании на 

долго срочную перспективу, которая направлена на становление Газпрома в качестве лидера среди 
глобальных энергетических компаний. Поставленная цель будет достигаться за счет диверсифика-
ции рынков сбыта и продуктов, повышения надежности поставок, роста эффективности деятельно-
сти и максимально эффективного использования собственного научно-технического потенциала.

Стратегия ОАО «Газпром» учитывает потенциал основных видов бизнеса.
На основании стратегических целей и приоритетов разрабатываются планы по развитию 

ОАО «Газпром» в долгосрочной и краткосрочной перспективе. Основным инструментом долгосроч-
ного планирования Компании является система стратегических целевых показателей. По каждому 
из аспектов деятельности формулируются стратегические цели на основе приоритетных направле-
ний развития Компании:

 финансово-экономическая деятельность;
  положение на рынке и взаимодействие с клиентами;
  управление внутрикорпоративными процессами;
  инновации и кадровый потенциал.

Стратегические цели взаимосвязаны и направлены на обеспечение устойчивого развития 

Компании в долгосрочной перспективе. Состав стратегических целевых показателей ОАО «Газпром» 
определен с учетом специфики деятельности Компании, перспектив ее развития, а также таких осо-
бенностей осуществления деятельности, как социальная ответственность за надежное газоснабже-
ние потребителей, наличие уникальной ГТС, существующие корпоративные ценности и т. д.

Основу системы стратегических целевых показателей составляют стратегические целевые 

показатели первого уровня, пороговые значения для которых на конец десятилетнего периода 
устанавливает Совет директоров ОАО «Газпром». В целях достижения установленных Советом 
директоров стратегических целевых показателей в Компании формируется и утверждается Пред-
седателем Правления Программа развития ОАО «Газпром» на десять лет, содержащая детализи-
рованные стратегические целевые показатели второго уровня, а также показатели, используемые 
в процессе бюджетирования.

В системе стратегических целевых показателей к целям устойчивого развития непосредственно 

относятся показатели второго уровня, а именно:

  показатели, отражающие эффективность мер по энергосбережению и сбережению ресурсов 

(потребление энергии на единицу реализованной продукции, удельные технологические 
потери); 

  экологические показатели (уровень эмиссии загрязняющих веществ и парниковых газов); 
  показатели, характеризующие уровень промышленной безопасности и охраны труда (частота 

аварийности и несчастных случаев); 

  социально значимые показатели (данные по обучению сотрудников).

На основании Программы развития Компании на деcять лет осуществляется среднесрочное 

и кратко срочное планирование инвестиционной, финансовой и операционной деятельности (на 
три года и один год соответственно), а также разрабатывается система обязательных к исполнению 
планово-контрольных показателей на бюджетный период.

Ряд стратегических целевых показателей и планово-контрольных показателей учитывается 

в рамках системы вознаграждения руководителей. Это позволяет повысить эффективность опера-
ционной деятельности Компании в процессе достижения стратегических целей.

Система управления 

и стратегия 

Группы Газпром

29

 2.2.2. 

Система управления 

 

 

аспектами устойчивого развития 

 

в Группе Газпром

Реализация стратегических целей невозможна без глубокого анализа рисков и возможностей, 
в том числе связанных с устойчивым развитием, а также комплексного анализа вклада Компании 
в развитие регионов присутствия и оценки эффективности социальных инвестиций. Деятельность 
Группы Газпром имеет стратегическое значение для социально-экономического развития Россий-
ской Федерации и затрагивает интересы огромного количества людей.

Под устойчивым развитием Газпром понимает такое ведение 
бизнеса во всех операционных сегментах и направлениях, 
которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, 
но не ставит под угрозу возможности будущих поколений 
удовлетворять свои потребности.

Группа Газпром видит свой вклад в устойчивое развитие в максимально полном, при этом 

экономически и социально обоснованном, удовлетворении потребностей акционеров, общества, 
инвесторов, партнеров и других заинтересованных сторон.

Учитывая масштаб и особенности бизнеса Группы, ее приоритетами в области устойчивого 

развития являются:

  обеспечение экономики и населения страны важнейшими видами энергетических ресурсов;
  надежность и безопасность производства и транспорта энергетических ресурсов;
  охрана окружающей среды (далее – ООС) и снижение негативного воздействия;
  ответственные деловые практики и неукоснительное соблюдение принятых договорных обяза-

тельств;

  исполнение принятых социальных обязательств;
  ответственные трудовые практики и непрерывный контроль безопасности рабочих мест;
  вклад в социально-экономическое развитие регионов присутствия путем развития инфра-

структуры, осуществления благотворительных и спонсорских программ;

  вклад в технологическое развитие российского топливно-энергетического комплекса путем 

реализации масштабных программ инновационного развития;

  рост акционерной стоимости.

Приверженность Группы Газпром принципам устойчивого развития находит свое отражение 

в ключевых документах стратегического характера, повестках работы органов управления и кон-
троля Компании, а также в подходах к построению отдельных процессов, проектов и мероприятий.

Отчет о деятельности 

в области устойчивого развития 

2012–2013

30

Система управления аспектами устойчивого 
развития в Группе Газпром
 охватывает 
всю вертикаль управления.

Система управления аспектами устойчивого развития в Группе Газпром

Совет директоров ОАО «Газпром»

Рассматривает и принимает к сведению информацию по вопросам УР 

(внедрение энергосберегающих технологий, реализация Программы 

газификации регионов и т. д.)

Одобряет документы высшего уровня, регулирующие отдельные 

аспекты УР (например, Экологическую политику)

Правление ОАО «Газпром»

Осуществляет общее руководство аспектами УР

Координационный комитет по вопросам ООС 

и энергоэффективности

Обеспечивает комплексный подход 

и координацию деятельности 

структурных подразделений и ДЗО 

в области ООС

Профильные департаменты 

и управления

Осуществляют оперативное управление аспектами УР 

в сфере своих компетенций 

(Департамент по управлению персоналом, 

Управление энергосбережния и экологии и т. д.)

ДЗО Группы Газпром

Разрабатывают собственные документы, 

регулирующие отдельные аспекты УР

Реализуют на местах программы и инициативы 

по различным спектам УР

Ответственность за управление аспектами устойчивого развития распределена по разным 

уровням управления Группы Газпром. В компетенцию Совета директоров ОАО «Газпром» входит 
стратегическое руководство аспектами устойчивого развития, а также рассмотрение и утвержде-
ние документов высшего уровня.

Система управления 

и стратегия 

Группы Газпром

31

В 2012–2013 гг. Совет директоров ОАО «Газпром» 
рассматривал вопросы, затрагивающие все аспекты 
устойчивого развития.

В 2012–2013 гг. вопросы, связанные с аспектами устойчивого развития, являлись неотъем-

лемой частью повесток заседаний Совета директоров.

  

Основные вопросы, затрагивающие аспекты устойчивого развития, 
рассмотренные Советом директоров ОАО «Газпром»

Категория

Рассмотренные вопросы

Управленческий 
аспект

–   О совершенствовании корпоративного управления в ОАО «Газпром».
–   О проведении аудита ОАО «Газпром» и его дочерних компаний по вопросу обеспечения 

прозрачности и уровня корпоративного управления.

–   Об утверждении Кодекса корпоративной этики ОАО «Газпром».
–   О запуске Программы участия руководящих работников в уставном капитале ОАО «Газпром».
–   Об утверждении практики подготовки нефинансовой отчетности, в т. ч. поручение Правлению 

о публикации корпоративных отчетов о деятельности в области устойчивого развития 
на постоянной основе.

Экономический 
аспект

–   О стратегии развития ОАО «Газпром» на долгосрочную перспективу.
–   О стратегии ОАО «Газпром» по переработке газа на территории Российской Федерации .
–   О ходе реализации в 2012 г. Программы инновационного развития ОАО «Газпром» до 2020 г.

Социальный 
аспект

–   О ходе реализации социальных программ ОАО «Газпром».
–   О кадровой политике ОАО «Газпром».

Экологический 
аспект

–   Об экологической политике ОАО «Газпром» и его дочерних обществ и порядке применения 

добровольных механизмов экологической ответственности ОАО «Газпром».

–   О мерах по повышению эффективности использования попутного нефтяного газа в России.

C более подробной информацией о повестке заседаний Совета директоров ОАО «Газпром» 
можно ознакомиться в разделе «Раскрытие информации» на официальном сайте ОАО «Газпром»:  

http://www.gazprom.ru/investors/disclosure/facts/2013/

.

Оперативное управление вопросами устойчивого развития осуществляется профильными 

департаментами ОАО «Газпром» и реализуется на местах руководителями дочерних и зависимых 
обществ (далее – ДЗО) Группы. Компании Группы могут разрабатывать собственные документы 
и программы в области устойчивого развития, которые соответствуют общим принципам Группы 
Газпром
 и учитывают региональную и отраслевую специфику деятельности.

Таким образом, ответственность за реализацию принципов устойчивого развития во мно-

гом закреплена за дочерними и зависимыми компаниями Группы, осуществляющими оператив-
ное управление на местах и непосредственно взаимодействующими с представителями заинтере-
сованных сторон. От того, насколько эффективно компании Группы решают возникающие 
вопросы и выполняют принятые обязательства, зависит формирование общего вклада Газпрома 
в устойчивое развитие.

Отчет о деятельности 

в области устойчивого развития 

2012–2013

32

  2.3. 

РИСКИ В ОБЛАСТИ 

 

УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Управление рисками – один из инструментов повышения качества принятия решений в Группе 
Газпром
. В Компании целенаправленно формируется комплексная система риск-менеджмента, по-
зволяющая вовремя идентифицировать потенциальные риски, оценивать их и выбирать наиболее 
подходящий способ минимизации возможных негативных последствий. Анализ рисков в Группе 
Газпром
 осуществляется на постоянной основе, учитывается при бюджетировании и планирова-
нии и является важным элементом корпоративной системы управления.

В середине 2011 г. был утвержден План мероприятий по развитию корпоративной системы 

управления основными рисками ОАО «Газпром», направленный на формирование единого подхода 
по организации риск-менеджмента в Группе Газпром

Эволюция системы управления рисками Группы Газпром 

Определение единых
подходов

Формирование 
методологической базы

Развитие системы управления 
рисками

2011–2013 гг.

2013–2014 гг.

2014–2015 гг.

 Создание  профильного 
подразделения по управлению 
рисками в составе ОАО «Газпром»

Единый классификатор 
основных рисков Группы Газпром

Схема взаимодействия 
ОАО «Газпром» с ДЗО

Требования по организации 
процессов управления рисками 
в ОАО «Газпром» и дочерних 
обществах

Матрица полномочий по организации 
системы управления рисками 
в Группе Газпром

Основополагающие документы 
по управлению основными рисками 
в ДЗО

Модель информационных потоков 
и взаимодействия различных 
уровней управления Группы Газпром 
в области управления основными 
рисками

Политика и регламент управления 
основными рисками Группы Газпром

   Завершено
   Находится на стадии согласования
   В разработке

Цель упомянутого Плана – создание развернутой методологической базы, отражающей и регу-

лирующей процессы риск-менеджмента в Группе. Для координации и информационного обеспече-
ния данного процесса в 2013 г. было создано Управление по развитию системы управления рисками 
ОАО «Газпром», в задачи которого входят: 

  сбор информации, идентификация, описание и оценка рисков;
  подготовка отчетности по рискам для руководства Компании;
 координация деятельности и методологическая поддержка структурных подразделений 

ОАО «Газпром» и организаций Группы Газпром в области управления рисками.
В 2014–2015 гг. усилия Компании будут направлены на выстраивание процесса взаимодей-

ствия с ДЗО по вопросам управления рисками. Для этого планируется разработать ряд регулирую-
щих документов, в том числе Схему взаимодействия ОАО «Газпром» с ДЗО по управлению рисками 
Группы Газпром.

ОАО «Газпром» осуществляет непрерывное управление рисками, связанными с деятельностью 

Компании как на стратегическом, так и на операционном уровнях. 

Управление рисками ОАО «Газпром» в рамках единой корпоративной системы определяется 

как непрерывный циклический процесс принятия и выполнения управленческих решений, состо-
ящий из идентификации, оценки, реагирования на риски, контроля эффективности и планирова-
ния деятельности по управлению и мониторингу рисков, встроенный в общий процесс управления 
Компанией. Данный процесс направлен на оптимизацию величины рисков в соответствии с инте-
ресами ОАО «Газпром» и распространяется на все области его практической деятельности.

Система управления 

и стратегия 

Группы Газпром

33

Система управления рисками Группы Газпром учитывает 
ключевые риски в области устойчивого развития 
и предусматривает меры по их минимизации.

Риски в области устойчивого развития 

Риск

Меры по минимизации риска

Риски, связанные 
с загрязнением 
окружающей среды

–   Реализация Экологической политики Группы Газпром.
–   Cовершенствование Системы экологического менеджмента и ее сертификация на соответствие 

требованиям международного стандарта ISO 14001:2004.

–   Учет и оценка экологических аспектов на всех этапах жизненного цикла объектов Группы

включая предпроектные экспертизы.

–   Страхование рисков причинения вреда окружающей среде.
–   Диалог с экологическими организациями и местными сообществами о возможных мерах 

минимизации негативного экологического воздействия.

Риски, связанные 
с географическими 
и климатическими 
условиями 

–   Разработка и внедрение эффективных технологических процессов для ведения 

деятельности в суровых климатических условиях.

–   Реализация программ повышения эффективности систем добычи, транспортировки 

и эксплуатации газотранспортной сети.

–   Разработка и осуществление государственных программ по повышению эффективности 

использования энергоресурсов в России.

Риски, связанные 
с эксплуатацией 
производственных 
объектов и охраной 
труда 

–   Обеспечение поставок газа по альтернативным маршрутам в случае аварий 

на производственных объектах Группы.

–   Внедрение прогрессивных методов диагностики, реконструкция и модернизация 

производственных объектов Группы.

–   Реализация Политики в области охраны труда и промышленной безопасности, направленной 

на создание безопасных условий труда и сохранение жизни и здоровья работников, включая 
проведение обучения в области охраны труда.

Риски 
государственного 
регулирования 
отрасли

–   Осуществление взаимодействия на регулярной основе с государственными органами, 

в том числе по вопросам разработки и реализации стратегии Группы Газпром 
и Энергетической стратегии России.

–   Разработка предложений по совершенствованию ценовой политики государства.

Риски, связанные 
с развитием 
возобновляемых 
источников энергии

–   Реализация проектов, направленных на диверсификацию деятельности Группы

в том числе на развитие рынка экологически чистого газомоторного топлива в России 
и за рубежом.

–   Проведение разъяснительной кампании относительно экономических, технологических 

и экологических преимуществ использования газа, в том числе для производства 
электроэнергии.

Отчет о деятельности 

в области устойчивого развития 

2012–2013

34

  2.4. 

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 2.4.1. 

Противодействие коррупции 

 

и конфликту интересов

Группа рассматривает противодействие коррупции, в основе которой лежит конфликт между лич-
ным интересом сотрудника и интересом компании, в качестве одного из инструментов повышения 
эффективности деятельности ОАО «Газпром». В 2012 г. был утвержден Кодекс корпоративной эти-
ки ОАО «Газпром», который играет важную роль в системе противодействия коррупции. В настоя-
щее время действует новая редакция Кодекса корпоративной этики ОАО «Газпром», утвержденная 
решением Совета директоров 25 февраля 2014 г.

В Кодексе корпоративной этики ОАО «Газпром» затронуты такие вопросы, как конфликт 

интересов, противодействие коррупции, получение подарков, совместная работа родствен-
ников, правила делового поведения и другие. В документе заложен механизм его примене-
ния: ответственность за организацию работы по исполнению положений Кодекса возлагается 
на Комиссию по корпоративной этике. Комиссия также разъясняет сотрудникам, в случае воз-
никновения у них вопросов, положения Кодекса. Обратиться в Комиссию может любой желаю-
щий посредством: 

  направления сообщений по электронной почте на адрес: ethics.comission@adm.gazprom.ru;
  устных сообщений по телефону «горячей линии»: +7 (495) 719-11-71.

Положения Кодекса распространяются на подконтрольные ОАО «Газпром» ДЗО до момента 

разработки ими собственных кодексов. По итогам 2013 г. в 250 ДЗО утверждены собственные кодек-
сы корпоративной этики, разработанные на основе Кодекса корпоративной этики ОАО «Газпром» 
и учитывающие специфику их деятельности.

Противодействие коррупции в закупочной деятельности 

Группа Газпром уделяет внимание борьбе с коррупцией во всех существенных бизнес-процессах, 
к которым в том числе относится закупочная деятельность. В 2012–2013 гг. в данном направлении 
деятельности произошли следующие изменения:

  с целью обеспечения информационной открытости закупочной деятельности с начала 2013 г. 

конкурентные закупки проводятся преимущественно в электронной форме на электронной 
торговой площадке Газпромбанка (ОАО);

  с целью исключения аффилированности участников закупки с менеджментом Компании типо-

вая закупочная документация содержит требования о раскрытии цепочки собственников, 
включая конечных бенефициаров, с приложением подтверждающих документов.

2.4.2. 

Информационная система 

поддержки принятия управленческих 
решений

Повышение эффективности деятельности и конкурентоспособности Компании требует постро-
ения эффективной системы управления на базе передовых управленческих и информационных 
технологий.

Решение данной задачи комплексно осуществляется в рамках реализации Стратегии 

информатизации ОАО «Газпром», направленной на создание единого информационного про-
странства в Группе за счет вертикальной и горизонтальной интеграции различных информа-
ционных систем. Это позволяет Компании аккумулировать данные обо всех видах деятельно-

Система управления 

и стратегия 

Группы Газпром

35

сти в едином хранилище и обеспечивать поддержку принятия решений в рамках актуальных 
бизнес-процессов на всех этапах управления, включая планирование, оперативное управление 
и контроль.

Стратегия информатизации ОАО «Газпром» направлена 
на создание единого информационного пространства 
за счет обеспечения вертикальной и горизонтальной 
интеграции информационно-управляющих 
и обеспечи вающих информационных систем.

Единое информационное пространство Компании базируется на следующих элементах:

  информационно-управляющие системы (далее – ИУС) уровня предприятия, которые осно ваны 

на единых шаблонных решениях по видам деятельности и приводят процессы управления 
дочерними обществами в соответствие с требованиями головной компании; 

  вертикально интегрированные решения на базе Корпоративного хранилища данных, пред-

назначенные для поддержки процессов управления газовым бизнесом на уровне корпоратив-
ного центра; 

  система управления эффективностью с использованием ключевых показателей эффектив-

ности (далее – КПЭ), построенная на базе Корпоративного хранилища данных; 

  общесистемные решения, обеспечивающие информационную и технологическую интегра-

цию функциональных компонентов целевой системной архитектуры (Корпоративное храни-
лище данных, отраслевой банк данных нормативно-справочной информации, корпоративный 
интернет-портал).
Создание единой информационной среды позволит обеспечить унификацию данных и про-

зрачность формирования корпоративной отчетности от первичных источников информации до 
КПЭ деятельности Компании

Реализация Стратегии информатизации ОАО «Газпром» осуществляется в соответствии с еже-

годно утверждаемыми планами и включает более 20 масштабных проектов.

В 2012–2013 гг. введены в постоянную эксплуатацию вертикально интегрированные реше-

ния, поддерживающие корпоративные бизнес-процессы управления восполнением минерально-
сырьевой базы и добычей углеводородов, переработкой и реализацией углеводородов, техни ческим 
обслуживанием и ремонтом оборудования, снабжением материально-техническими ресурсами, 
а также управления персоналом и делопроизводством.

Кроме того, в рамках отчетного периода были внедрены типовые ИУС предприятия по следую-

щим видам деятельности:

  добыча газа и газового конденсата – в объеме бизнес-процессов первого этапа в ООО «Газпром 

добыча Астрахань» и ООО «Газпром добыча Ямбург»; 

  транспортировка газа и газового конденсата – в объеме бизнес-процессов второго этапа 

в ООО «Газпром трансгаз Самара»; 

  переработка газа и газового конденсата – в объеме бизнес-процессов первого этапа, за исклю-

чением блока диспетчерского управления, в ООО «Газпром переработка»; 

  реализация углеводородов на экспорт – в ООО «Газпром экспорт»; 
  электрогенерация – в объеме бизнес-процессов первого этапа в ОАО «Мосэнерго», ОАО «ОГК-2» 

и ООО «Газпром энергохолдинг».
Таким образом, в отчетный период было завершено создание большинства целевых ИУС 

корпоративного уровня, а также осуществлено пилотное внедрение шаблонов ИУС предприятия 
по видам деятельности для дочерних обществ газового бизнеса и электроэнергетики. В резуль-
тате количество пользователей ИУС в Группе Газпром достигло почти 37 тысяч в 25 регио нах 
России.

Основные задачи Группы Газпром в области информатизации в 2014–2015 гг.: тиражирова-

ние типовых ИУС уровня предприятия по таким видам деятельности, как добыча газа и газового 
конденсата и транспортировка газа и газового конденсата в дочерних обществах, а также обеспе-
чение межсистемной интеграции и эффективной эксплуатации внедренных систем для решения 
бизнес-задач Компании.

Отчет о деятельности 

в области устойчивого развития 

2012–2013

36

Отдельные бизнес-задачи Группы обеспечиваются множеством локальных подсистем и баз 

данных, встраиваемых в создаваемое информационное пространство. 

Так, в Компании функционирует электронная база локальных нормативных актов 

ОАО «Газпром» на платформе информационно-правовых систем «Гарант» и «Консультант Плюс». 
С 2013 г. организована работа по предоставлению централизованного доступа к данной базе до-
черним обществам, филиалам и представительствам ОАО «Газпром». В настоящее время упомяну-
тая база Газпрома включает в себя около 10 000 внутренних документов. 

Введена система электронного арбитража Третейского суда ОАО «Газпром», предоставляющая 

возможность использования при разрешении споров видео-конференц-связи и электронного доку-
ментообмена. За 2012–2013 гг. в режиме видео-конференц-связи с использованием защищенного 
электронного документообмена было проведено более 70 судебных заседаний. 

Важнейшим элементом формирования единого информационного пространства является 

функционирование Сети удостоверяющих центров Группы Газпром, обеспечивающих применение 
в автоматизированных системах Компании юридически значимого электронного документообо-
рота с использованием средств электронной подписи.

 2.4.3. 

Система мониторинга и оценки

 

ключевых показателей эффективности

Центральным элементом идеологии совершенствования системы управления ОАО «Газпром», 
лежащей в основе Стратегии информатизации, является система КПЭ. Корпоративное храни лище 
данных на базе КПЭ предназначено для информационно-аналитической поддержки принятия 
управленческих решений высшим руководством Компании.

Важнейшим результатом работы по совершенствованию 
системы управления стало создание в 2012 г. Корпоративного 
хранилища данных на базе ключевых показателей эффектив-
ности – вершины целевой системной архитектуры, созда ва-
емой в рамках реализации Стратегии информатизации.

В основе системы КПЭ лежат плановые, прогнозные и фактические показатели, формируемые 

в системах сбора и обработки информации бизнес-процессов Группы Газпром, в том числе обяза-
тельные к исполнению стратегические целевые и планово-контрольные показатели, используемые 
в бизнес-процессах стратегического планирования, бюджетного управления, инвестиционного 
управления. Система также включает индикативные показатели для мониторинга эффективности 
достижения стратегических и тактических целей ОАО «Газпром». 

Комплексная система мониторинга КПЭ Группы Газпром охватывает 26 объектов: Группа 

Газпром, виды бизнеса (газовый, нефтяной, электроэнергетический), виды деятельности газо вого 
бизнеса, функциональные бизнес-процессы газового бизнеса, зарубежные торговые общества и до-
черние общества, выполняющие функции заказчика, и инвестиционные проекты. Процесс мони-
торинга эффективности деятельности Группы Газпром на основе КПЭ включает следующие этапы:

  сбор информации о деятельности объектов мониторинга, которая необходима для расчета 

и анализа КПЭ; 

  обработка данных – осуществление математических расчетов показателей на основе собран-

ной информации для проведения последующего анализа эффективности объектов монито-
ринга Группы Газпром и формирования отчетности по КПЭ; 

  анализ и формирование отчетности по КПЭ – применение разработанных инструментов ана-

лиза показателей для оценки эффективности объектов мониторинга, агрегирование и консо-
лидация полученных результатов анализа в форме отчетности по КПЭ, предназначенной для 
принятия управленческих решений руководством ОАО «Газпром».
Мониторинг эффективности осуществляется на ежедневной, ежеквартальной и ежегодной 

основе. 

Система управления 

и стратегия 

Группы Газпром

37

Участниками сбора и обработки данных в Корпоративном хранилище данных и формирова-

ния отчетности по КПЭ являются свыше 15 подразделений ОАО «Газпром» и более 115 дочерних 
обществ и организаций. В 2012–2013 гг. более 1 000 пользователей на ежеквартальной основе осу-
ществляли ввод в Корпоративное хранилище данных свыше 700 исходных данных, проводили ана-
лиз и формировали отчетность почти по 300 КПЭ.

Применение системы КПЭ и реализованного на ее базе аналитического инструментария 

позволило  Группе Газпром повысить эффективность управления за счет предоставления руковод-
ству Компании возможности своевременного выявления проблемных областей и резервов повы-
шения эффективности, а также посредством оказания адресного управляющего воздействия на 
руководителей объектов мониторинга, ответственных за соответствующий объект управления 
или показатель эффективности. Кроме того, система КПЭ способствует вовлечению сотрудников 
структурных подразделений и дочерних обществ Компании в системную аналитическую работу, 
ориентированную на повышение эффективности деятельности Группы Газпром.

 

Автоматизированное рабочее место Председателя Правления ОАО «Газпром»

В 2013  г. завершена реализация проекта по созданию Автоматизированного рабочего места (далее – 
АРМ) Председателя Правления ОАО «Газпром». АРМ представляет собой программно-аппаратный 
комплекс, обеспечивающий доступ Председателя Правления к системе КПЭ Группы кругло суточно 
в любой день недели. Возможности АРМ позволяют формировать два типа отчетности:

 

отчеты по суточному мониторингу, формирующиеся на ежедневной основе и включающие 
фактические показатели баланса газа, прогноз исполнения квартальных планов по добыче 
и реализации газа;

 

квартальные и годовые отчеты, формирующиеся по каждому объекту мониторинга (в раз-
резе организаций, продуктов, географических сегментов и других категорий) и позволяющие 
проводить все основные виды анализа (структурный, сравнительный, факторный, анализ дина-
мики, план-факт-прогноз).
Отчетность в АРМ представлена в виде информационных панелей с отображением графиков, 

диаграмм и вспомогательных таблиц с возможностью дальнейшего анализа информации в деталь-
ных отчетах Корпоративного хранилища данных. Для акцентирования внимания на проблемных 
областях реализована «светофорная» индикация объектов мониторинга и КПЭ.

Основными задачами развития системы КПЭ на среднесрочную перспективу являются: 

  повышение степени детализации и глубины анализа КПЭ за счет совершенствования управ-

ленческого учета Компании

  реализация возможности комплексной оценки эффективности каждого дочернего общества 

и работы Компании в каждом географическом сегменте присутствия; 

  расширение прогностических возможностей системы и повышение точности прогнозов в целях 

проактивного реагирования на изменения бизнес-среды.

 2.4.4. 

Внедрение 

 

Автоматизированной системы 

 

 

диспетчерского управления Единой 

 

 

системой газоснабжения России

Одним из направлений повышения эффективности деятельности Группы Газпром является совер-
шенствование бизнес-процесса «Диспетчерское управление», в рамках которого осуществляется 
регулирование потоков газа в ЕСГ в России и за рубежом. Для этого в Компании была внедрена 
Автоматизированная система диспетчерского управления (далее – АСДУ) ЕСГ, направленная на 
обеспечение надежных и бесперебойных поставок газа потребителям.

АСДУ ЕСГ представляет собой программно-технический комплекс, позволяющий осущест-

влять сбор, обработку и отображение информации в режиме реального времени для определения 

Отчет о деятельности 

в области устойчивого развития 

2012–2013

38

оптимальных маршрутов транспортировки газа и объемов его поставок. В информационном обме-
не АСДУ ЕСГ задействованы дочерние газодобывающие и газотранспортные общества Группы как 
основные источники данных о режимах работы ГТС, а также зарубежные диспетчерские центры 
ООО «Газпром экспорт», контрагенты по газовому бизнесу в ближнем зарубежье и Гидрометцентр 
России. 

Понимая, что АСДУ ЕСГ выполняет важную социальную функцию по обеспечению беспере-

бойности поставок газа потребителям, Компания непрерывно проводит мероприятия по совер-
шенствованию системы с целью повышения производительности, увеличения объема и скорости 
обработки информационных потоков и автоматизации процесса проверки достоверности собира-
емых данных.

В 2012–2013 гг. благодаря работе АСДУ ЕСГ в Группе Газпром достигнуты следующие результаты:

  снижение суммарного уровня издержек ОАО «Газпром» за счет фактического увеличения ско-

рости и обоснованности принятия диспетчерских решений;

  сведение к минимуму времени локализации и ликвидации нештатной или аварийной ситуа-

ции за счет сокращения времени ее обнаружения;

  поддержание пропускной способности ГТС на высоком уровне и обеспечение поставок газа 

в запланированном объеме за счет своевременного согласования ремонтных работ;

  увеличение степени прозрачности оперативного управления за счет автоматизации процес-

сов рассылки отчетной документации и обеспечения доступа к АСДУ.
Согласно плану реализации Стратегии информатизации ОАО «Газпром» в 2014–2015 гг. работы 

по модернизации АСДУ ЕСГ будут продолжены.

Так, планируется расширение методического обеспечения АСДУ ЕСГ и его использование при 

совершенствовании системы поддержки принятия решений, а также использование результатов 
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) для совершенствова-
ния бизнес-процессов диспетчерского управления.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     15      16      17      18     ..