ОАО «Газпром». Отчёты о деятельности в области устойчивого развития (2008-2015 год) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Газпром     ОАО «Газпром». Отчёты о деятельности в области устойчивого развития (2008-2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

ОАО «Газпром». Отчёты о деятельности в области устойчивого развития (2008-2015 год) - часть 5

 

 

ОАО «ГАЗПРОМ» 

|

  

Отчёт о деятельности в области устойчивого развития  

|

 2008–2009

67

Безопасность

Деятельность по сокращению выбросов

Динамика выбросов диоксида углерода в атмосферный воздух от производственных объектов Компа-
нии
 c 2006 г. имеет тенденцию к снижению благодаря осуществлению программ по энергосбереже-
нию, реконструкции и модернизации производств, а также повышению уровня использования ПНГ. 
Газпром регулярно представляет информацию о выбросах парниковых газов и мерах по их сокраще-
нию для учёта в Национальных сообщениях Российской Федерации в международные органы Рамоч-
ной конвенции по изменению климата ООН. 
В  2009  г.  Газпром  впервые  предоставил  международному  инвестиционному  партнёрству  Carbon 
Disclosure Project (CDP) информацию о результатах своей деятельности по сокращению и предотвра-
щению выбросов парниковых газов. Также предоставлены данные для аналитического обзора Всемир-
ного фонда дикой природы (WWF – Россия), посвящённого учёту и отчётности по выбросам метана.
Компания организует образовательные курсы для сотрудников управляющего звена и специалистов 
с целью улучшения их понимания вопросов изменения климата. 

Проекты совместного осуществления

Целевые  проекты  по  снижению  выбросов  парниковых  газов  «Использование  мобильных  компрес-
сорных  станций  для  предотвращения  выбросов  метана  при  проведении  ремонтных  работ  на  маги-
стральных газопроводах» и «Полезная утилизация попутного нефтяного газа на Уренгойском нефте-
газоконденсатном месторождении» прошли детерминацию и получили положительные экспертные 
заключения компании Bureau Veritas Certification. 

Оценка влияния изменения климата

Газпром проводит оценку влияния изменений климата на производственную деятельность и реализуе-
мые проекты, в том числе:

   выявление и ранжирование территорий, подверженных влиянию последствий изменения климата, 

в пределах которых расположены технологические объекты Группы;

   прогнозную  оценку  эксплуатации  техники  (надёжности  оборудования),  технологий,  технологи-

ческих  процессов  (предсказуемости  производственных  процессов  и  технологий),  используемых  
в условиях изменения климата.

Выявленные инфраструктурные риски включают в себя: риски повреждения зданий и сооружений; 
риски повышения дефективности системы трубопроводного транспорта; риски сокращения сроков 
использования зимников; риски деформации инженерных водопроводно-канализационных систем и, 
как следствие, риски увеличения затрат на строительные и ремонтно-восстановительные работы.
Перечисленные  инфраструктурные  риски  потенциально  могут  возникнуть  в  результате  изменения 
глубины сезонного таяния вечной мерзлоты, реагирования на изменение температуры наиболее чув-
ствительных мерзлых грунтов с повышенным содержанием соли, роста числа и силы опасных гидро-
метеорологических явлений.
В  области  наибольших  значений  индекса  геокриологического  риска  попадают  значительная  часть 
Западно-Сибирской равнины, побережье Карского моря, полуостров Ямал, а также часть островной 
мерзлоты на севере европейской территории. В этих районах имеются газо- и нефтедобывающие ком-
плексы, система газопроводов Надым-Пур-Тазовского региона на северо-западе Сибири, осуществля-
ется строительство нового газопровода Бованенково – Ухта.
Осуществляемые  в  этих  районах  проекты  разработаны  с  учётом  полученных  прогнозных  оценок  
и выявленных рисков.

Ответственность

ОАО «ГАЗПРОМ» 

|

  

Отчёт о деятельности в области устойчивого развития  

|

 2008–2009

69

Газпром стремится обеспечить устойчивое развитие своего бизнеса, уделяя повышенное внимание 
социальной составляющей своей деятельности.
Следование принципам социальной ответственности для Газпрома – осознанная объективная потреб-
ность, основанная на известных общечеловеческих ценностях. Кроме того, это важнейшее слагаемое 
конечного успеха. 
Поддержка развития российских регионов – это налаживание долгосрочного партнёрства с местным 
сообществом, содействие снижению социального бремени, улучшению качества жизни людей.
Реализация социальных проектов и спонсорство – вклад Компании в устойчивое развитие российско-
го общества, в возрождение духовных и национальных ценностей.
Вложения в персонал – это стремление обеспечить динамично развивающуюся Компанию высококва-
лифицированными и, что немаловажно, преданными корпоративным интересам кадрами.  

Взаимоотношения Газпрома и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осу-
ществляются на основе равноправного партнёрства в соответствии с федеральным и региональным 
законодательством. Взаимные интересы и основные направления взаимодействия сторон закреплены 
в соглашениях о сотрудничестве, а также в договорах, конкретизирующих деятельность (например,  
в договорах о газификации).
Соглашения о сотрудничестве заключаются на различные сроки (один год, пять лет, без ограничения 
срока действия). По состоянию на начало 2010 г. такие соглашения заключены с 79 субъектами Рос-
сийской Федерации.

Газификация российских регионов

На всём протяжении развития газовой отрасли одновременно с обустройством газовых месторожде-
ний и строительством магистральных газопроводов развивались такие важные направления деятель-
ности Газпрома, как газоснабжение и газификация российских регионов. 

Региональная политика

Одним из инструментов деятельности Компании в целях устойчивого развития является региональная 
политика, осуществляемая во взаимодействии с субъектами Российской Федерации.
Региональная  политика  обеспечивает  баланс  интересов  Газпрома  и  субъектов  России  и  учитывает 
особенности исторически сложившихся различий социально-экономического и промышленного раз-
вития российских регионов. Основополагающим корпоративным документом в этой области является 
Концепция региональной политики ОАО «Газпром».
Дочерние общества и организации Газпрома работают в 81 регионе России

31

. Взаимодействие с вла-

стями на местах, поставщиками и участниками рынка, различными организациями (муниципальными, 
общественными), местными жителями имеет для Компании важное значение и позволяет находить 
баланс между задачами развития отрасли и регионального развития.

31

  Организации, вошедшие в границы Отчёта, присутствуют в 75 субъектах Российской Федерации (с учётом пяти восточных 

филиалов ООО «Газпром трансгаз Томск»).

Основные  направления  региональной  политики:  фор-
мирование  оптимальной  структуры  производства  
и потребления газа в субъектах России, создание каче-
ственных  условий  для  жизни  работников  и  членов  их 

семей, снижение негативного техногенного воздействия 
на окружающую среду. В качестве важнейших направ-
лений региональной политики выделяются газификация  
регионов, реализация социальных проектов.

Ответственность

ОАО «ГАЗПРОМ» 

|

 

 Отчёт о деятельности в области устойчивого развития  

|

 

2008–2009

70

О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ 
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАЗПРОМА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Основа для развития многосторонних партнёрских отно-
шений правительства Астраханской области и ОАО «Газ-
пром»  заложена  подписанным  в  2006  г.  Соглашением  
о сотрудничестве. Поддержка текущих и перспективных 
планов Газпрома правительством Астраханской области 
нацелена, прежде всего, на достижение общего мульти-
пликативного эффекта для экономики региона. 
Одним из локомотивов экономики Астраханской области 

по  праву  выступает  ООО  «Газпром  добыча  Астрахань».  
В сферу деятельности этого предприятия входят как раз-
ведка и добыча газа и газового конденсата, так и перера-
ботка их в товарную продукцию: газ для промышленного 
и коммунально-бытового потребления, техническую серу, 
сжиженные углеводородные газы и нефтепродукты.
Инвестиционная  активность  в  регионе  во  многом 
определяется  капиталовложениями  Газпрома.  Среди 
последних  нужно  отметить  средства,  направляемые  
в развитие производственных мощностей Астраханского 
газоперерабатывающего  завода:  ввод  в  эксплуатацию  
в 2009 г. установки грануляции серы стоимостью около  
4 млрд руб. и расширение производственных мощностей 
по переработке газового конденсата.
По  ряду  направлений  деятельности  компании  Группы 
Газпром
 размещают заказы на услуги и поставку товаров 
у  региональных  производителей.  Например,  для  нужд 
ООО «Газпром добыча Астрахань» силами региональных 
организаций  и  фирм  в  2009  г.  исполнялись  договоры  
на сумму 245 млн руб.
Наиболее  значимым  для  региона  на  перспективу  пред-
ставляется  проект  по  организации  производства  по-
лиэтилена  на  базе  природного  газа  Астраханского  
газоконденсатного  месторождения,  легкие  углеводо-
роды которого уже более 25 лет используются для то-
пливных нужд в составе сухого отбензиненного и сжи-
женных углеводородных газов. Инвестиционный проект 
по  производству  полиэтилена  в  Астраханской  области  
в  2008  г.  включён  в  Стратегический  план  развития  
газохимического и газоперерабатывающего комплексов  
ОАО «Газпром». Создание в Астраханской области совре-
менного  газохимического  комплекса  потребует  сопут-
ствующего развития строительной отрасли, обновления 
и развития транспортной и энергетической инфраструк-
тур,  сферы  обслуживания  с  организацией  примерно  
1 000 дополнительных рабочих мест. 

А.А. ЖИЛКИН

ГУБЕРНАТОР 
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Роль Программы газификации

Позиция Газпрома основана на осознании того, что приход газа в российские регионы создаёт благо-
приятные условия для роста их экономики и инвестиционной привлекательности, вносит качественные 
изменения в жизнь людей.
В значительной степени природный газ является стимулом модернизации всех сфер жизнедеятельно-
сти регионов. В газифицированных сёлах и городах появляются новые предприятия и рабочие места. 

Ответственность

ОАО «ГАЗПРОМ» 

|

  

Отчёт о деятельности в области устойчивого развития  

|

 2008–2009

71

Предприятия  Газпрома  оказывают  заметное  позитивное 
влияние на показатели занятости в регионе. На террито-
рии Астраханской области работают 17 организаций, вхо-
дящих в Группу Газпром, с общей численностью персонала 
свыше 15 тыс. человек. Помимо своевременно выплачи-
ваемой зарплаты эти работники располагают серьёзным 
«социальным пакетом». Принимая во внимание членов их 
семей, можно сказать, что гарантии материальной обеспе-
ченности и социальной защищённости, предоставляемые 
Газпромом, охватывают около 50 тыс. астраханцев.
Заметны вклад Компании в развитие общественной ин-
фраструктуры  и  её  благотворительная  деятельность.  
В 2008–2009 гг. на эти цели ОАО «Газпром» и ООО «Газ-
пром добыча Астрахань» было выделено более 6 млрд руб.  
Эти  средства  были  направлены  на  улучшение  условий 
жизни населения и повышение уровня его медицинского 
обслуживания. Благодаря предоставлению адресной по-
мощи осуществлено финансирование ряда важных соци-
альных проектов и мероприятий, среди которых:
•   газификация области – 380 млн руб. (200 млн руб. –  

в 2009 г.);

•   реконструкция,  берегоукрепление  и  благоустройство

набережной  Волги  –  2,395  млрд  руб.,  в  том  числе  
333 млн руб. – в 2009 г.;

•   строительство  и  техническое  оснащение  негосудар-

ственного  учреждения  здравоохранения  «Медико-са-
нитарная часть» – 3 млрд руб.; 

 

•   реконструкция  детского  оздоровительного  центра  

им. А.С. Пушкина с освоением капитальных вложений  
в  2009  г.  430  млн  руб.  при  общей  стоимости  работ  
более 1,5 млрд руб.;

•   поддержка  образовательных,  детских  учреждений,

общественных  и  ветеранских  организаций  и  т. д.  –  
205 млн руб., в том числе 82 млн руб. в 2009 г.

Велика  ответственность  Газпрома  в  обеспечении  эко-
логической  безопасности,  поскольку  деятельность  его 

предприятий осуществляется вблизи Волго-Ахтубинской 
поймы – уникального природного образования, практи-
чески единственного участка долины Волги, сохранивше-
го естественное состояние. В 2008–2009 гг., как и в пре-
дыдущие годы, природоохранные объекты ООО «Газпром 
добыча Астрахань» обеспечивали выполнение нормати-
вов экологической безопасности Астраханского газового 
комплекса.  Надлежащее  состояние  природоохранных 
основных  фондов  обеспечивается  своевременным  ка-
питальным  ремонтом,  реконструкцией  и  модерниза-
цией. Общие затраты ООО «Газпром добыча Астрахань»  
на охрану окружающей среды в 2009 г. составили более 
1,3 млрд руб.
Учитывая особую актуальность вопросов экологической 
безопасности для населения области, ООО «Газпром до-
быча Астрахань» регулярно информирует обществен-
ность об экологических аспектах своей деятельности 
через газету «Пульс Аксарайска» и региональный теле-
канал «7+».
 

Газ освобождает местных жителей от многих бытовых хлопот. Молодые специалисты больше не стре-
мятся уезжать из регионов в поисках более комфортных условий жизни.
В 2001 г. ОАО «Газпром» инициировало разработку первой Программы газификации российских ре-
гионов. С 2005 г. деятельность по газификации расширилась, превратившись в стратегическое на-
правление работы Компании. Основная цель Программы – достижение максимального экономически 
обоснованного уровня газификации. 

Ответственность

ОАО «ГАЗПРОМ» 

|

 

 Отчёт о деятельности в области устойчивого развития  

|

 

2008–2009

72

«Программу газификации российских регионов следует рассматривать 
как ещё один крупный социальный проект, сопоставимый по масшта-
бам с национальными приоритетными проектами».

Д. Медведев, Президент Российской Федерации

Механизм реализации

Концепция участия ОАО «Газпром» в газификации регионов Российской Федерации закрепляет прин-
ципы участия Компании, основные направления деятельности и механизмы реализации Программы 
с учётом требований действующего российского законодательства. 
Участие ОАО «Газпром» в газификации регионов России строится на основе следующих принципов:

   обеспечение бесперебойного и безопасного газоснабжения потребителей России;

   повышение эффективности использования газа;

   взаимовыгодное сотрудничество с субъектами Российской Федерации.

Газпром применяет гибкий подход к модели газификации: дифференциация производится в зави-
симости от наличия и развития ресурсной базы для газификации сетевым природным газом либо  
за счёт альтернативных сетевому природному газу энергоносителей, включая СУГ, СПГ и КПГ. В тех 
случаях,  когда  подача  сетевого  газа  экономически  или  технически  неэффективна,  осуществляется 
либо комплексная, либо автономная газификация.

Преимущественно сетевой газ

Локальная автономная 
газификация (используется 
только СПГ, КПГ и СУГ)

Комбинированная  
газификация (развивается
распределительная сеть 
и строятся  объекты 
автономной газификации)

Создание или развитие 
имеющихся систем газоснаб-
жения

Подключение к системам 
соседних  краёв и областей

Автономная газификация  
для отдалённых районов,  
где система газоснабжения  
не создана или плохо развита

Автономная газификация

РЕГИОНЫ, ИМЕЮЩИЕ 
РАЗВИТУЮ СИСТЕМУ 
ГАЗОПРОВОДОВ И 
ПОДКЛЮЧЁННЫЕ К ЕСГ

РЕГИОНЫ, 
В КОТОРЫХ 
СУЩЕСТВУЕТ МЕСТНАЯ 
СИСТЕМА ГАЗОСНАБЖЕ-
НИЯ, ОБОСОБЛЕННАЯ 
ОТ ЕСГ, ИЛИ ГАЗОВЫЕ 
(ГАЗОКОНДЕНСАТНЫЕ) 
МЕСТОРОЖДЕНИЯ

РЕГИОНЫ, 
НЕ ПОДКЛЮЧЁННЫЕ 
К ЕСГ И НЕ ИМЕЮЩИЕ 
НИ МЕСТНЫХ СИСТЕМ 
ГАЗОСНАБЖЕНИЯ, 
НИ ГАЗОВЫХ 
(ГАЗОКОНДЕНСАТНЫХ)  
МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Варианты решений по газификации регионов Российской Федерации 

Ответственность

ОАО «ГАЗПРОМ» 

|

  

Отчёт о деятельности в области устойчивого развития  

|

 2008–2009

73

На  основе  утверждённых  Генеральных  схем  газоснабжения  и  газификации  субъектов  Российской 
Федерации с учётом развития мощностей ЕСГ и возможностей комплексной и автономной газифи-
кации разрабатываются ежегодные Программы газификации. С целью обеспечения эффективности 
инвестиций также разрабатываются Планы-графики синхронизации развития ресурсной базы и объ-
ектов газоснабжения; Планы-графики синхронизации выполнения Программ газификации регионов 
Российской Федерации.
Генеральные схемы разрабатываются за счёт средств ОАО «Газпром» на основе рациональной струк-
туры  регионального  топливно-энергетического  баланса,  с  вовлечением  в  него  местной  сырьевой  
ресурсной базы, комплексного подхода к использованию и переработке газа, достижения оптималь-
ной загрузки действующих и предполагаемых к строительству газопроводов, газопроводов-отводов, 
газораспределительных систем.
Основными  критериями  формирования  ежегодной  Программы  газификации,  при  формировании 
которой  учитываются  предложения  субъектов  Российской  Федерации  по  объектам,  включённым  
в утверждённые генеральные схемы газоснабжения и газификации, являются:

   соответствие экономической эффективности проектов внутренней норме доходности не менее 12 %;

   эффективная загрузка действующих и вновь вводимых газотранспортных и газораспределитель-

ных мощностей;

   рациональная структура топливно-энергетических балансов регионов;

   определение  приоритетных  объектов,  газификация  которых  связана  с  потребностью  социально-

экономического развития региона, квалифицированным и платёжеспособным потреблением и ис-
пользованием газа;

   календарная и организационная согласованность строительства и ввода в эксплуатацию объектов 

газоснабжения, газораспределения и использования газа;

   готовность существующих мощностей транспорта газа и газоснабжения к обеспечению необходи-

мыми объёмами природного газа построенных объектов газификации; 

   готовность потребителей к приёму газа.

Социальный аспект

В ходе реализации Программы газификации свою долю финансовой и управленческой ответствен-
ности несут региональные и муниципальные власти, обеспечивая строительство внутрипоселковых 
(уличных)  сетей.  Оплата  подведения  газа  непосредственно  в  дома  или  индивидуальные  хозяйства 
предусмотрена самими жителями. 
Газпром понимает, что размер финансирования, который приходится на долю жителей, может оказать-
ся приемлемым не для всех. Позиция Компании состоит в следующем: администрации субъектов РФ 
должны помогать населению приобретать и устанавливать внутридомовое газовое оборудование, при-
боры учёта газа и т. д. Компания рекомендовала местным администрациям обеспечить строительство 
уличных газораспределительных сетей и подключение к ним без привлечения средств населения.

Ответственность

2001

2005

2008

2009

51,7

55,2

62,4

63,2

59,7

62,0

67,3

67,5

30,6

37,1

44,9

45,5

ПО РОССИИ

В ГОРОДАХ И ПОСЁЛКАХ 

ГОРОДСКОГО ТИПА

В СЕЛЬСКОЙ 

МЕСТНОСТИ

УРОВЕНЬ ГАЗИФИКАЦИИ ЖИЛОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ, %

ОАО «ГАЗПРОМ» 

|

 

 Отчёт о деятельности в области устойчивого развития  

|

 

2008–2009

74

Объём инвестиций по программам газификации регионов Российской 
Федерации, млн руб.

Количество завершённых объектов, ед.

Общая протяжённость построенных 

межпоселковых газопроводов, км

Количество газифицированных 

населённых пунктов, ед.

Количество газифицированных 

котельных, ед.

196

3 170

447

579

2009

153

2 520

325

369

2008

421

7 200

893

1 135

2007

122

1 220

173

318

2006

892

14 010

1 838

2 401

ВСЕГО

ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Передача объектов в муниципальную собственность

Газпром с 2003 г. передаёт в муниципальную собственность объекты движимого и недвижимого иму-
щества социально-культурного и коммунально-бытового назначения, которые не участвуют в произ-
водственном процессе Компании, а обслуживают социальную инфраструктуру населённых пунктов.
Всего за это время из 9 300 объектов федеральной собственности по состоянию на начало 2010 г. 
передано в собственность муниципальных образований 8 864 объекта (93 % от общего числа объек-
тов, подлежащих передаче)

32

. Одновременно дополнительно передано 10 342 объекта движимого и не-

движимого имущества дочерних обществ стоимостью более 3 млрд руб., связанных с обслуживанием 
переданного федерального имущества.

32

  В ходе приватизации предприятий ЕСГ и активов Государственного газового концерна «Газпром» значительное количество 

объектов  социально-культурного  и  коммунально-бытового  назначения,  находящихся  в  фактическом  пользовании  предпри-
ятий, не были внесены в уставный капитал РАО «Газпром» при его создании. В соответствии с решением Совета директо-
ров ОАО «Газпром» от 29 сентября 2001 г. № 248 и распоряжением Минимущества России от 22 февраля 2002 г. № 482-р 
ОАО «Газпром» и его дочерние общества подготовили и согласовали в 2002–2003 гг. с 51 субъектом Российской Федерации 
перечни объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, являющихся государственной (федеральной) 
собственностью. В дальнейшем пунктом 2 распоряжения Минимущества России от 08 апреля 2004 г. № 1448-р ОАО «Газ-
пром» и его дочерним обществам было дано поручение осуществить в установленном порядке передачу указанных объектов 
в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Ответственность

ОАО «ГАЗПРОМ» 

|

  

Отчёт о деятельности в области устойчивого развития  

|

 2008–2009

75

Предприятия Газпрома по численности работников и доле 
производства  промышленной  продукции  играют  веду-
щую роль в экономике муниципального образования го-
род  Новый  Уренгой.  Поэтому  социально-экономическое 
развитие  города  во  многом  зависит  от  развития  пред-
приятий  газодобывающей  отрасли.  Показатели  про-
изводственной  деятельности  предприятий  Газпрома 
учитываются  при  составлении  ежегодного  прогноза 
социально-экономического  развития  муниципального 
образования город Новый Уренгой, в концепции и стра-
тегии его развития, отраслевых программах.
Представители предприятий Газпрома входят в состав ра-
бочих групп по различным проблемам развития города, 
являются членами Советов при главе города, в том чис-
ле: Совета по инновациям, рабочих групп по разработке 
проекта Концепции социально-экономического развития 
муниципального  образования  до  2020  г.,  комплексного 

инновационного плана модернизации монопрофильного 
муниципального образования город Новый Уренгой и т. д.
Газпром принимает участие в реализации различных со-
циальных программ, в проведении общегородских меро-
приятий:
•   в рамках программы «Газпром – детям» осуществля-

ется  строительство  Дворца  спорта  общей  площадью  
24 тыс. м

2

;

•   предприятием «Газпром добыча Ямбург» сдан в эксплу-

атацию спортивно-оздоровительный комплекс, который  
в значительной степени позволяет увеличить возмож-
ности  для  занятий  физической  культурой  и  спортом  
жителей города; 

•   финансируются  отдельные  спортивные  мероприятия,  

проведение ремонта и обустройство спортивных соо- 
ружений  для  нужд  жителей  города,  приобретение 
спортивного инвентаря;

•   ежегодно  за  счёт  ООО  «Газпром  добыча  Уренгой»,  

ООО «Газпром добыча Ямбург» и филиала ОАО «Газ-
промбанк» финансируются поездки и участие творче-
ских коллективов в областных, федеральных и между-
народных конкурсах и фестивалях;

•   оказывается  спонсорская  помощь  в  проведении  ре-

монта образовательных учреждений города, приобре-
тении оборудования и инвентаря;

•   поддерживается  обучение  талантливых,  одарённых  

детей – выпускников школ г. Новый Уренгой;

•   в рамках договоров о сотрудничестве с Новоуренгой-

ским  техникумом  газовой  промышленности  и  про-
фессиональным  училищем  №  31  г.  Новый  Уренгой 
осуществляется производственная и преддипломная 
практика студентов и учащихся;

•   финансируется приобретение медицинского оборудо-

вания и ремонт учреждений здравоохранения.

В  рамках  соглашения  о  сотрудничестве  между  
ОАО «Газпром» и Администрацией Ямало-Ненецкого авто- 
номного округа продолжается передача в собственность 
муниципального  образования  город  Новый  Уренгой 
объектов  жилищного  фонда,  социально-культурного 
и  коммунально-бытового  назначения,  находящихся  
на балансе ООО «Газпром добыча Уренгой».

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

И.И. КОСТОГРИЗ

ГЛАВА ГОРОДА 
НОВЫЙ УРЕНГОЙ

Ответственность

ОАО «ГАЗПРОМ» 

|

 

 Отчёт о деятельности в области устойчивого развития  

|

 

2008–2009

76

Передача в муниципальную собственность объектов социальной сферы не заканчивается подписанием 
актов приёма-передачи. Как правило, данные объекты введены в эксплуатацию в 60–80-е гг., поэтому 
требуют  значительных  финансовых  средств  для  их  ремонта  и  содержания.  Местные  органы  власти  
не всегда в состоянии обеспечить соответствующее содержание принятых объектов. Газпром помогает 
поддерживать эти объекты на должном функциональном уровне. 

Коренные народы Севера

При хозяйственном освоении новых месторождений газа, прежде всего – в северных и восточных 
районах России, деятельность Газпрома осуществляется с учётом интересов коренных народов, веду-
щих традиционный образ жизни на этих территориях.
Компания признаёт право этих народов на национальные традиции и культурную идентичность, по-
этому стремится сочетать развитие добычи углеводородов с бережным использованием природно-
ресурсного и трудового потенциала территорий, сохранением национальных традиций и жизненного 
уклада коренного населения. 

Механизмы сотрудничества

Вклад  Газпрома  в  решение  задачи  сохранения  уникальных  территорий  и  уклада  жизни  коренных 
народов  закрепляется  в  соглашениях  о  сотрудничестве  Газпрома  с  субъектами  РФ  и  программах 
комплексного  промышленного  освоения  территорий.  Программы  носят  как  компенсационный,  так 
и развивающий территории характер. Например, Компания берёт на себя обязательство принимать 
на работу представителей коренных малочисленных народов Севера, имеющих квалификацию, удо-
влетворяющую  требованиям  Газпрома.  Также  одарённые  и  успевающие  в  учёбе  студенты  из  числа 
коренных малочисленных народов получают финансовую поддержку для обучения в вузах и других 
учебных заведениях страны.
Дочерние  общества  участвуют  в  финансировании  мероприятий  в  рамках  региональных  программ, 
таких как «Развитие агропромышленного комплекса», «Культура, язык, традиционный образ жизни 
коренных малочисленных народов Севера» и др.

Социальные проекты, спонсорство 

и благотворительность

Газпром последовательно наращивает своё участие в проектах, направленных на укрепление социаль-
ной инфраструктуры, на усиление социальной поддержки населения, на развитие культуры, спорта, 
науки и образования.

Поддержка зимней Олимпиады в Сочи

Компания  взяла  на  себя  часть  ответственности  за  подготовку  к  важнейшему  спортивному  событию 
мирового масштаба – зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 г. 
В ноябре 2007 г. принят Федеральный закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зим-
них игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического  
курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В соответствии с этим доку-
ментом, Правительством РФ утверждена Программа строительства олимпийских объектов и развития 
г. Сочи как горноклиматического курорта.
Согласно  Программе  Газпром  является  ответственным  исполнителем  по  строительству  ряда  олим-
пийских  объектов:  совмещенного  лыжного  и  биатлонного  комплекса  на  16  тыс.  зрителей,  горно-
туристического центра, Адлерской ТЭС, газопровода Джубга – Лазаревское – Сочи.
В сентябре 2009 г. началась реализация важнейшего проекта – строительство газопровода Джубга – 
Лазаревское – Сочи. Газопровод позволит обеспечить надежное энергоснабжение г. Сочи, подачу газа 
на строящиеся олимпийские объекты и в комплексе с вводом Адлерской ТЭС снизит энергодефицит 
Черноморского  побережья  Кавказа.  По  Программе  газификации  реализуется  проект  строительства 
межпоселкового газопровода Адлер – Красная Поляна – Эстосадок для газоснабжения потребителей  
и олимпийских объектов в посёлке Красная Поляна.

Ответственность

ОАО «ГАЗПРОМ» 

|

  

Отчёт о деятельности в области устойчивого развития  

|

 2008–2009

77

Ответственность

ЯМАЛ

Газпром  и  его  дочерние  общества  на  протяжении 
более  чем  15  лет  оказывают  местному  населению 
Ямало-Ненецкого автономного округа разнообразную 
помощь  –  участвуют  в  развитии  инфраструктуры  на-
циональных  посёлков,  строят  фактории  и  базы  оле-
неводов, оказывают в своих ведомственных клиниках 
медицинскую помощь коренным жителям тундры. 
Кроме того, помогают в организации праздников наро-
дов Севера и других спортивных и культурно-массовых 
мероприятий,  вертолётами  перевозят  детей  оленево-
дов и рыбаков на отдых, доставляют грузы на стойби-
ща и т. д. 
В  последние  годы  в  связи  с  началом  масштабного 
освоения  месторождений  полуострова  Ямал  осо-
бое  внимание  уделяется  диалогу  с  общественностью 
Ямальского района автономного округа – с коренны-
ми жителями-оленеводами, ассоциацией «Ямал – по-
томкам!»,  руководителями  районной  администрации. 
Такой  диалог  был  налажен  в  2005  г.,  когда  в  районе 
проходили  первые  общественные  слушания  на  тему 
обустройства месторождений полуострова. Высказан-
ные в ходе встречи предложения были учтены при кор-
ректировке Программы комплексного промышленного 
освоения месторождений полуострова Ямал и приле-
гающих акваторий, в которой было предусмотрено: 

   

сооружение  объектов  жилья  и  социальной  инфра-
структуры, энергетики, коммунального хозяйства;

   

развитие  переработки  продукции  национальных 
промыслов;

   

строительство факторий, благоустройство, техниче-
ская и биологическая рекультивация земель;

   

обеспечение занятости коренных народов;

   

улучшение системы жизнеобеспечения и социально-
бытовых условий.

Для  распространения  правил  этического  поведения 
работников промышленных предприятий при общении 
с коренными народами Севера ООО «Газпром добыча 
Надым» в 2009 г. выпустило документальный фильм 
«Не  навреди»  о  традициях,  быте  и  культуре  народов 
Севера, подготовило для раздачи вахтовикам красоч-
ные  информационные  буклеты,  излагающие  правила 
поведения работающего на Ямале персонала.
ООО «Газфлот» разработало программу компенсацион-
ных и природоохранных мероприятий по сохранению 
экосистем Обской и Тазовской губ, шельфа Печорско-
го моря. Программа включает, в том числе, поддержку 
малого бизнеса, направленного на развитие народного 
промысла коренных малочисленных народов Севера.
В 2009 г. дочерние общества Газпрома, присутствующие 
в Ямало-Ненецком автономном округе, направили:

   

в консолидированный бюджет АО – более 28 млрд руб. 
(45 % окружного бюджета);

   

на  содержание  и  ремонт  передаваемых  в  муници-
пальную  собственность  объектов  социальной  ин-
фраструктуры – 3,8 млрд руб.;

   

на  компенсационные  выплаты  в  рамках  проекта 
«Ямал» – 2,7 млрд руб.;

   

на благотворительность – 0,3 млрд руб.

Программа «Газпром – детям»

Крупнейший корпоративный социальный проект – Программа «Газпром – детям», которую по праву 
можно назвать общероссийской. Взяв старт в 2006 г., сегодня эта Программа охватывает 69 россий-
ских регионов. В её реализации задействованы 40 дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром»

33

.

Среди целей Программы – создание условий для гармоничного интеллектуального, духовного и фи-
зического развития подрастающего поколения, пропаганда здорового образа жизни среди российской 
молодёжи, вовлечение как можно большего количества детей и подростков в спортивные секции, твор-
ческие и самодеятельные кружки. 

33

  Из них в границах Отчёта находятся 25 дочерних обществ. 

ОАО «ГАЗПРОМ» 

|

 

 Отчёт о деятельности в области устойчивого развития  

|

 

2008–2009

78

По программе «Газпром – детям» также проводится значительная работа и по развитию творческо-
го потенциала подрастающего поколения. Наряду с традиционным проведением детских праздников  
в российских регионах планируется значительно увеличить количество кружков и секций художествен-
ной самодеятельности, что позволит привлечь к участию в них до 120 тыс. детей. 
Общее  число  объектов  Программы  составляет  678.  Завершены  строительство  и  реконструкция  
615 объектов, в том числе:

   

519 спортивных площадок, кортов и футбольных полей;

   

42 спортивно-оздоровительных и физкультурно-оздоровительных комплекса и стадиона;

   

54 детских спортивных городка, баз отдыха, культурно-спортивных центра, бассейна. 

2007

2008

2009

Всего

4 028,9

2 696,0

2 118,9

8 843,8

3 487,3

2 600,2

2 118,9

8 206,4

541,6

95,8 

637,4

ВСЕГО

НА СТРОИТЕЛЬСТВО 

И РЕКОНСТРУКЦИЮ

СПОРТИВНЫХ ОБЪЕКТОВ

НА РАЗВИТИЕ  

ДЕТСКОГО СПОРТА  

И ТВОРЧЕСТВА

ГОД РЕАЛИЗАЦИИ 
ПРОГРАММЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ПРОГРАММУ «ГАЗПРОМ – ДЕТЯМ», МЛН РУБ.

Ответственность

Почти  200  тыс.  детей  разных  возрастов  и  раз-
личной 

степени 

физической 

подготовки 

на  

безвозмездной  основе  участвуют  в  Программе  
«Газпром  –  детям».  Так  создаётся  новая  спортивная 
социальная  среда:  каждый  ребенок  сможет  реали-
зовать  себя  в  той  мере,  в  какой  ему  это  необходимо 
для укрепления здоровья, проведения досуга и дости-
жения личных целей в том случае, если спорт станет  
для  него  хобби  или  целью  дальнейшего  профессио-
нального развития.

В ИНТЕРЕСАХ БУДУЩЕГО

Для реализации намеченного Газпром осуществляет следующие виды деятельности:

   

строит и реконструирует спортивные комплексы, дворовые многофункциональные спортивные 
площадки; 

   

закупает необходимое оборудование для организации спортивных секций, кружков творчества и са-
модеятельности; 

   

привлекает для занятий с детьми и подростками высокопрофессиональных тренеров и препо-
давателей; 

   

организует фестивали и спортивные состязания по всей стране. 

ОАО «ГАЗПРОМ» 

|

  

Отчёт о деятельности в области устойчивого развития  

|

 2008–2009

79

Спонсорство и благотворительность 

На  протяжении  многих  лет  продолжается  плодотворное  сотрудничество  Газпрома  с  Русской  право-
славной церковью и другими конфессиями, направленное на возрождение духовных и религиозных 
традиций. Газпромом оказана помощь в восстановлении Ново-Иерусалимского мужского монастыря, 
Санкт-Петербургской  православной  духовной  академии,  Центра  православного  наследия  в  п.  Пере-
делкино. Осуществлено финансирование работ по ремонту здания Московской Патриархии и оказана 
благотворительная  помощь  для  строительства  странноприимного  дома  (дома  паломника)  в  Иорда-
нии. Совместно с Фондом единства православных народов была реализована Патриаршая программа  
«Голоса православной России в Италии». В 2009 г. Газпром безвозмездно передал Русской православ-
ной церкви 21 объект движимого и недвижимого имущества.
В  русле  сохранения  российских  просветительских  и  культурных  традиций  Компания  поддерживает 
Национальный  филармонический  оркестр  под  управлением  В.  Спивакова,  Государственный  акаде-
мический ансамбль народного танца им. И. Моисеева, Трио им. С.В. Рахманинова, фестиваль балета 
«Русские сезоны. XXI век», является спонсором «Детского радио». При поддержке Газпрома выпущен 
поэтический сборник-антология  «Весь Евтушенко». 
В 2008–2009 гг. Газпромом выделялись средства на поддержание Вечного огня в российских городах-
героях Туле, Волгограде, Новороссийске, а также белорусском городе-герое Минске. Оказана помощь 
мемориальному комплексу «Брестская крепость-герой» (Республика Беларусь).
Стали традиционными новогодние благотворительные праздники, проводимые Газпромом для тысяч 
нуждающихся детей. В декабре 2009 г. предприятия Группы Газпром провели в 33 городах общерос-
сийскую новогоднюю акцию, в которой  приняли участие более 12,5 тыс. детей из школ-интернатов, 
детских домов, приютов, социально незащищенных семей.
Газпром и компания E.ON Ruhrgas совместно с Московским институтом психиатрии им. В.П. Сербского 
и Мюнхенской университетской клиникой им. Хекшира подготовили и провели реабилитационную про-
грамму для пострадавших в результате террористического акта в г. Беслане. 
Для сохранения традиций многонациональной культуры России, популяризации народного творчества 
и воспитания корпоративной культуры с 2005 г. Газпром проводит корпоративный фестиваль «Факел», 
в котором участвуют самодеятельные творческие коллективы дочерних обществ и партнёров Компа-
нии
. Начиная с 2007 г. фестиваль приобрёл международный статус – выступления лауреатов «Факела» 
и победителей фестиваля искусств CNPC с успехом прошли в Китае и России. 
В Компании ежегодно проводится Литературный фестиваль «Факел», основная задача которого – при-
общение работников Газпрома и членов их семей к творческому процессу создания литературных про-
изведений при участии профессиональных литераторов. 
Газпром активно поддерживает развитие отечественной науки, является учредителем многих ведущих 
российских научных общественных организаций и фондов, среди которых Высший инженерный совет 
Российской Федерации, Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского и др. 
Компания является одним из учредителей Международной энергетической премии «Глобальная энер-
гия», являющейся уникальным в истории проектом, осуществляемым под патронатом Президента РФ 
и имеющим целью оценку и признание успехов выдающихся ученых мира, совершивших значительные 
прорывы в области энергетики. В настоящее время «Глобальная энергия» получила статус одной из 
наиболее влиятельных премий и является столь же авторитетной в оценке научных заслуг, как Нобе-
левская премия и премия Филдса. 
Традиционно реализуются совместные проекты с РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Высшей школой 
менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета и другими учебными заведениями, 
направленные на поддержку и развитие отечественного образования.
Газпромом  уделяется  особое  внимание  развитию  спорта  и  пропаганде  здорового  образа  жизни. 
В Компании ежегодно проводятся летняя и зимняя и спартакиады дочерних обществ и организаций 
ОАО «Газпром», детская спартакиада.
Активно взаимодействует Компания со спортивными федерациями, ежегодно принимает финансовое 
участие в проведении международных и внутрироссийских соревнований по художественной гимнасти-
ке, волейболу, биатлону, шахматам. В 2008–2009 гг. Газпром участвовал в организации и содействовал 
проведению многих массовых соревнований, среди которых такие известные, как «Лыжня России», 
«Кросс наций», «Оранжевый мяч», «Мемориал братьев Знаменских» и другие. 

Ответственность

ОАО «ГАЗПРОМ» 

|

 

 Отчёт о деятельности в области устойчивого развития  

|

 

2008–2009

80

Газпром является спонсором Российского футбольного союза,  международного теннисного турнира 
«Санкт-Петербург Оупен», международного ралли-рейда «Шёлковый путь» серии «Дакар», футболь-
ного клуба «Зенит», оказывает организационную поддержку Континентальной хоккейной лиге (КХЛ). 
Компания традиционно поддерживает олимпийские сборные страны, спортивные команды и отдель-
ных (как уже состоявшихся, так и начинающих) спортсменов, а также ветеранов спорта. 

Энергия человека –  

стратегический ресурс Компании

Газпром рассматривает кадровый ресурс в качестве одного из ключевых факторов, способствующих 
успешному достижению стоящих перед Компанией глобальных целей.
На протяжении многих лет Газпром является крупнейшим работодателем, обеспечивая занятость сот-
ням тысяч человек, создавая для них стабильные условия труда и постоянно укрепляя уровень их со-
циальной защищённости. 
Выстраивая политику по управлению персоналом, Компания принимает во внимание не только задачи 
развития бизнеса в новых условиях, но и исторически сложившиеся особенности взаимоотношений 
между работниками и работодателем. Постепенная адаптация этих отношений к современным реалиям 
является главным принципом социальной политики Газпрома.

Характеристика персонала

Структура персонала по категориям работников отражает потребности производства: более половины – 
рабочие.  Учитывая  характер  производств,  большая  часть  работников  –  мужчины;  женщины  заняты  
в основном на работах, не связанных с повышенными физическими нагрузками. 
Согласно законодательству Российской Федерации и международным нормам детский труд не исполь-
зуется на предприятиях Газпрома ни на территории России, ни в зарубежных странах, в которых ведут-
ся работы по разведке и добыче газа.
На протяжении многих лет Газпром является привлекательным работодателем, поэтому в Компании 
сохраняется  высокая  обеспеченность  кадрами.  В  2008–2009  гг.  показатель  текучести  кадров  по  ор-
ганизациям находился в пределах от 0,23 до 5,4 %. В среднем показатель текучести кадров составил  
в 2008 г. 3,0 %, в 2009 г. – 1,7 %.
В  контексте  процессов  корпоративного  строительства  в  Компании  проводится  реструктуризация 
активов. Тем не менее за отчётный период не происходило изменений, связанных с существенным вы-
свобождением персонала

34

.

Отраслевая особенность управления персоналом состоит в использовании вахтового метода работы. 
В 2009 г. 13 организаций применяли этот метод организации работ, на которых были заняты 17,3 %  
от общей численности их работников – в основном на объектах, расположенных в районах Крайнего 
Севера  и  приравненных  к  ним  местностях  (96,6  %).  Основные  виды  работ,  выполняемых  вахтовым 
методом,  включают  добычу  газа,  строительство  трубопроводов  и  автотранспортное  обслуживание.  
В структуре вахтового персонала основную долю составляют рабочие (74,8 %).
Применяются две формы вахтовой организации работ: межрегиональная (49,1 % от общей числен-
ности вахтовиков) и внутрирегиональная (51,9 %). Перечень основных районов набора кадров остаётся 
практически неизменным – это Республика Башкортостан и Удмуртская Республика, Краснодарский 
край, Белгородская, Московская и Самарская области, а также некоторые другие регионы.

Ответственность

34

  В соответствии с действующим Генеральным коллективным договором массовым увольнением считается увольнение из орга-

низации по инициативе работодателя 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

ОАО «ГАЗПРОМ» 

|

  

Отчёт о деятельности в области устойчивого развития  

|

 2008–2009

81

Численность работников 

Структура персонала по категориям работников 

Ответственность

Гендерный состав персонала 

ОАО «ГАЗПРОМ» 

|

 

 Отчёт о деятельности в области устойчивого развития  

|

 

2008–2009

82

Структура персонала по возрасту 

Принципы управления персоналом

Газпром  соблюдает  требования  Конвенций  Международной  организации  труда,  ратифицированных 
Российской  Федерацией.  Руководствуясь  ими,  Компания  применяет  на  практике  международные 
принципы в сфере труда, содержащиеся в этих документах, такие как свобода объединения и при-
знание права на ведение коллективных переговоров, упразднение всех форм принудительного или 
обязательного  труда,  недопущение  дискриминации  в  области  труда  и  занятий.  Компания  признаёт 
права работников на достойные условия труда, а именно: на защиту от профессиональных рисков, 
возможности  карьерного  роста,  право  на  отдых  и  свободное  время,  на  индивидуальное  развитие  
в течение трудовой жизни, охрану материнства и другие социальные гарантии, которые обсуждаются 
с работниками и их представителями в лице профсоюзов. 

Механизмы применения принципов

Позиция  Газпрома  реализуется  путём  соблюдения  норм  законодательства  и  добровольно  принятых 
на себя обязательств. Социально-трудовые отношения между работниками и администрацией регули-
руются  законодательством  о  труде,  Отраслевым  соглашением  по  организациям  нефтяной,  газовой 
отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федера-
ции на 2008–2010 гг., Генеральным коллективным договором ОАО «Газпром», его дочерних обществ  
и организаций, а также коллективными договорами дочерних обществ и организаций. Также действует 
ряд  других  документов,  регламентирующих  сферу  образования  и  сопровождения  кадровой  работы,  
а также медицинского обеспечения сотрудников и их семей

35

. По состоянию на конец 2009 г. в Генераль-

ном коллективном договоре участвовали все 29 обществ, входящих в границы Отчёта

36

, он затрагивал 

интересы 100 % работников. Договор принимается сроком на три года и заключается на добровольных 
началах (дочерние общества и организации сами принимают решение о необходимости присоединения).
Основная цель договора – согласование интересов работников и работодателя в рамках социального 
партнёрства,  а  также  предоставление  работникам  дополнительных  гарантий  и  льгот  по  сравнению  
с действующим законодательством РФ, нормативными правовыми актами и Отраслевым соглаше-
нием с учётом экономических возможностей Компании.

35

  «Положение  о  системе  непрерывного  фирменного  профессионального  образования  руководителей  и  специалистов», 

«Положение  о  Системе  непрерывного  фирменного  профессионального  образования  рабочих  в  обществах  и  организациях  
ОАО  «Газпром»,  «Положение  о  работе  с  молодыми  специалистами  с  высшим  и  средним  профессиональным  образова-
нием и их стажировке в дочерних обществах и организациях ОАО «Газпром», «Положение о психологическом сопровожде-
нии кадровой работы в ОАО «Газпром», «Положение о медицинском обеспечении работников, неработающих пенсионеров  
ОАО «Газпром» и членов их семей» и др.

36

  Всего участниками Генерального коллективного договора являются 69 дочерних обществ и организаций.

Ответственность

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..