ОНК-140-15, ОНК-140-52. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ОНК-140-15, ОНК-140-52. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ОНК-140-15, ОНК-140-52. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство - часть 1

 

 

 

 

ОКП 48 8122 1007 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГРАНИЧИТЕЛЬ  НАГРУЗКИ  КРАНА 

( ОГРАНИЧИТЕЛЬ  ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ) 

 

ОНК - 140 - 15 
ОНК - 140 - 52

 

 

Руководство по эксплуатации 

 

ЛГФИ.408844.009-15 РЭ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

с Госгортехнадзором России 
письмом № 12-07 / 533 от 29.05.98 г. 

Руководитель НИЦ ЛИСТ МосГУГК 
__________________Федоров И. Г. 

" __

_ " " _______________ " 2000 г. 

Романов
Затравкин

Ефимова
Косарев

ОНК-140-15

Ограничитель нагрузки крана

Руководство по эксплуатации

 

 

ЛГФИ.408844.009-15 РЭ 

 

 

 

 

33 

 

 

Содержание 

 

1 Описание и работа изделия   

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Назначение изделия 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Характеристики изделия 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Состав ограничителя ОНК-140-140   

 

 

 

 

 

 

1.4 Устройство и работа изделия   

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Маркировка и пломбирование  

 

 

 

 

 

 

 

2 Описание и работа составных частей изделия 

 

 

 

 

 

10 

2.1 Блок обработки данных  

 

 

 

 

 

 

 

 

Ошибка! Закладка не определена. 

2.2 Датчики первичной информации 

 

 

 

 

 

 

 

13 

2.2.1 Преобразователь усилия 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 

2.2.2 Датчик угла маятниковый 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 

2.2.3 Датчик угла (азимута)  

 

 

 

 

 

 

 

 

16 

3 Использование по назначению 

 

 

 

 

 

 

 

16 

3.1 Эксплутационные ограничения (Меры безопасности) 

 

 

 

 

16 

3.2 Подготовка изделия к использованию 

 

 

 

 

 

 

16 

3.3 Использование изделия 

 

 

 

 

 

 

 

 

17 

3.3.1 Включение ОНК 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17 

3.3.2 Ввод режимов работы крана  

 

 

 

 

 

 

 

18 

3.3.3 Тестовый контроль ограничителя   

 

 

 

 

 

 

21 

3.3.4 Считывание информации о наработке крана 

 

 

 

 

 

22 

3.3.5 Ввод координатной защиты - ограничения типа "ЛЭП"   

 

 

 

22 

3.4 Возможные неисправности ОНК и способы их устранения  

 

 

 

27 

4 Техническое обслуживание   

 

 

 

 

 

 

 

30 

4.1 Общие указания  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30 

4.2 Виды технического обслуживания 

 

 

 

 

 

 

 

30 

4.3 Порядок технического обслуживания  

 

 

 

 

 

 

30 

4.3.1 Ежесменное техническое обслуживание   

 

 

 

 

 

30 

4.3.2 Сезонное обслуживание 

 

 

 

 

 

 

 

 

30 

4.3.3 Проверка ограничителя с контрольными грузами  

 

 

 

 

31 

5 Упаковка, правила хранения и транспортирования 

 

 

 

 

32 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-15 РЭ

 

 

Согласно  требований  "Правил  устройства  и  безопасной  эксплуатации  грузоподъем-

ных  кранов"  стреловые  самоходные  краны  для  предупреждения  их  опрокидывания  и  разру-
шения их узлов должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности, автоматически 
отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса 
которого превышает грузоподъемность для данного вылета более, чем на 10 %. 

Руководство  по  эксплуатации  ограничителей  нагрузки  ОНК-140-15,  -52  (в  дальней-

шем - ограничитель или ОНК) разработано во исполнение требований Правил и в соответст-
вии с ГОСТ 2.601-95. 

Настоящий  документ  является  руководством  по  эксплуатации  ограничителей  грузо-

подъемности  ОНК-140-15,    ОНК-140-52  на  кранах  ДЭК-251,  ДЭК-631А  соответственно  и  их 
модификаций. 

Документ  содержит  сведения  о  конструкции,  принципе  действия,  указания,  необхо-

димые  для  правильной  и  безопасной  эксплуатации  прибора,  указания  по  техническому  об-
служиванию, правила хранения, упаковки и транспортирования. 

Руководство по эксплуатации входит в состав обязательных эксплуатационных доку-

ментов, предусмотренных паспортом указанных выше кранов и их модификаций. 

1 Описание и работа изделия 

1.1 Назначение изделия 

1.1.1  Ограничитель  ОНК-140  предназначен  для  установки  на  самоходные  краны  на 

гусеничном шасси с решетчатыми  стрелами и служит для защиты крана от перегрузок и оп-
рокидывания при подъеме груза, защиты рабочего оборудования от повреждения при работе 
в  стесненных  условиях  или в зоне линий электропередачи (ЛЭП)   координатная защита   и 
для отображения информации о фактической массе поднимаемого груза, предельной грузо-
подъемности, степени загрузки крана, величине вылета, высоте подъема оголовка стрелы, ее 
длине и угле наклона относительно горизонта. 

Встроенный  в  ОНК  регистратор  технических  характеристик  [блок  телеметрической 

памяти  (БТП)]  обеспечивает  запись  и  долговременное  хранение  информации  о рабочих  па-
раметрах крана, указанных в п. 1.2.1, а также о степени нагрузки крана в течение всего срока 
службы ограничителя (12 лет). 

Порядок  работы  с  БТП  изложен  в  инструкции  пользователя  ЛГФИ.408844.009  И1, 

входящей  в  состав  комплекта  поставки  считывателя  телеметрической  информации  СТИ-1 
(поставляется по отдельному заказу). 

1.1.2 Ограничитель в зависимости от режима работы и геометрии рабочего оборудо-

вания крана производит выборку одной из заложенных в память программ грузовых характе-
ристик и воспроизводит ее в виде заградительной функции, т.е. зависимости между вылетом 
и массой груза, при превышении которой формируются выходные команды управления бло-
кировочными устройствами грузоподъемных механизмов. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-15 РЭ

 

 

 

1.2 Характеристики изделия 

1.2.1 Ограничитель выдает цифровую информацию: 

о моменте опрокидывания крана M

опр

 

(относительно его максимально допустимого зна-

чения;  с  учетом  момента,  создаваемого  пустой  стрелой),  в  процентах,  если  M

опр

   

100  %,  или  о 

степени загрузки крана относительно максимальной грузоподъемности, если M

опр

 > 100 %; 

о величине вылета крюка R, в метрах; 

о фактической массе поднимаемого груза Q, в тоннах; 

о длине стрелы L, в метрах; 

о высоте подъема оголовка стрелы H, в метрах; 

о максимальной грузоподъемности Q

max

 

(в тоннах) на данном вылете R; 

об угле азимута поворотной платформы  , в градусах; 

об угле наклона стрелы относительно горизонта  , в градусах. 

1.2.2 Ограничитель сигнализирует: 

зеленой лампой НОРМА - о нормальном режиме работы крана; 

зеленой лампой "90 %" и прерывистым звуковым сигналом - о том, что кран загру-

жен не менее, чем на 90 % ; 

красной  лампой  СТОП,  прерывистым  звуковым  сигналом  и  отключает  механизмы 

крана  при  превышении  допустимого  значения  грузового  момента,  заложенного  в  программу 
на любом из режимов его работы; 

красным индикатором - о срабатывании обогревателя [термостата (ТС)] ОНК; 

красным индикатором - о наличии напряжения +5 В на ОНК; 

красными индикаторами - о выбранных крановщиком для работы стреловом обору-

довании, опорном контуре и схемы запасовки грузового каната; 

о введении режима координатной защиты включением соответствующих индикато-

ров (постоянным свечением) по числу введенных ограничений; 

красной  лампой,  прерывистым  звуковым  сигналом,  отключает  механизмы  крана  и 

дополнительно  включает  мигающим  светом  соответствующие  светодиоды  по  числу  введен-
ных ограничений без отключения лампы зеленого света при достижении заданных ограниче-
ний типа "Стена", "Потолок", "Поворот вправо", "Поворот влево" (координатная защита). 

Программно-аппаратные средства ограничителя обеспечивают проверку исправности 

основных его узлов, линий связи с датчиками и локализуют неисправность путем выдачи на 
индикатор кода неисправности. 

Ограничитель предназначен для работы в следующих условиях: 

при изменении температуры окружающей среды от минус 45 до плюс 55 °С; 

при относительной влажности воздуха 98 % при температуре плюс 25 °C. 

Степень защиты корпусов ограничителя по ГОСТ 14254-96: 

IР50 - для блока обработки данных (БОДа); 

IР55 - для датчиков. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-15 РЭ

 

 

 

 

1.2.3 Диапазон измерения и допустимые изменения значений основных параметров и 

характеристик, а также основные технические данные (не указанные выше), которые обеспе-

чивает ограничитель, приведены в таблице 1. 

 

Таблица 1 

Параметр 

наименование 

значение 

Диапазон измерения угла поворота датчиком угла поворота платформы, град. 

15-345 

Диапазон измеряемых давлений в гидросистеме, МПа 

0,1-40,0 

Диапазон измерения угла подъема стрелы датчиком угла, град. 

минус 8-98 

Диапазон измерения приращения длины стрелы датчиком длины, м 

1-18 или 1-26 

Диапазон измерения температур, °С 

минус 45-100 

Диапазон измерения давления масла в двигателе, МПа 

0-1,5 

Дальность обнаружения воздушной ЛЭП переменного тока частотой 50 Гц, м,   : 

- при напряжении 0,22-1 кВ 

 

3,0 

Погрешность отображения информации на индикаторах в статическом режиме,   : 

 

- о степени загрузки крана, %  

10 

- о фактической массе груза , % * 

3,0 

- о максимальной грузоподъемности, % ** 

1,5 

Коммутационная способность реле, А,   

10

 

Напряжение питания, В 

20,4-30,0 

Потребляемая мощность, Вт,   

45

 

________________ 

*

)

   Относительно максимального значения на используемой длине стрелы. 

   При массе груза менее 2 т погрешность равна   0,1 т. 

**

)

 При массе груза менее 6 т погрешность равна   0,1 т 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-15 РЭ

 

 

 

1.3 Состав ограничителя ОНК-140-15 

Таблица 2 - Состав ОНК-140 

Наименование составной части 

Тип, марки-

ровка 

Обозначение 

Кол., 

шт. 

Блок обработки данных 

БОД 

ЛГФИ.408843.005-15 

Блок питания и выходных реле 

БПВР 

ЛГФИ.484461.002-01 

Преобразователь усилия 

ПрУ 

ЛГФИ.404176.011 

Датчик угла маятниковый 

ДУГМ 

ЛГФИ.401221.005-02 

Датчик угла (азимута) 

ДА 

ЛГФИ.401221.004-03 

Жгуты 

 

ЛГФИ.685621.149 

ЛГФИ.685621.149-01 
ЛГФИ.685621.150-01 

ЛГФИ.685621.154 

1.4 Устройство и работа изделия 

1.4.1 Принцип действия ограничителя (см. рисунок 1) основан на последовательном 

опросе и преобразовании аналоговых сигналов с датчиков в цифровой код, определении угла 

и, расчете цифровыми методами величины вылета, высоты подъема (по заданным геометри-

ческим  размерам  рабочего  оборудования  крана),  а  также  вычислении  фактической  массы 

груза  и  степени  загрузки  крана  с  последующим  их  сравнением  с  предельно-допустимыми 

значениями при выбранном режиме работы. 

 

Коммутатор 

и 

АЦП 

ПрУ 

Дискретные входы 

ДА 

ДУГМ 

 

Усилители 

Схема защиты 

от статического 

электричества 

Регистр 

силовых 

ключей 

Регистр 

дискретных 

входов 

Настроечная и телеметрическая 

память 

ОЗУ 

Контроллер 

дисплея 

Вычислитель 

ПЗУ 

ОМК 

Модуль 

индикации 

 5 В ;     15 В 

датчиков 

К цепям 

управления крана 

 5 В БОДа 

Источник 
вторичного 

питания 

Выходные 

реле 

 24В 

 220В 

Источник 
питания и 
силовые 
реле 

 

Рисунок 1- Блок-схема ограничителя 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-15 РЭ

 

 

Ниже приведены сокращения, используемые при описании работы ОНК: 

АЦП -аналого-цифровой преобразователь; 

БОД - блок обработки данных; 

ДД -датчик длины стрелы; 

ДА - датчик угла (азимута); 

ДУГМ - датчик угла маятниковый (датчик угла подъема стрелы); 

МЗОН - модуль защиты от опасного напряжения; 

МК - микроконтроллер; 

ОЗУ - оперативное запоминающее устройство; 

ПЗУ - постоянное запоминающее устройство; 

ПрУ -преобразователь (датчик) усилия; 

- Rt C - 

терморезистор - датчик температуры. 

1.4.2 ОНК подключается к системе управления крана (см. рисунок 2) посредством жгута 

БПВР: через который проходят цепи управления исполнительными механизмами, цепи питания 
изделия,  сигналы  с  концевых  выключателей,  связанных  с  ручками  управления  крана;  датчики 
подключаются к прибору через индивидуальные разъемы. 

1.4.3  Работа  изделия  осуществляется  под  управлением  программы,  заложенной  в 

память микроконтроллера (МК) БОДа. 

Программное  обеспечение  включает  в  себя  подпрограмму  тестирования,  подпро-

грамму настройки и рабочую программу. 

При запуске (нажатии клавиши ТЕСТ) подпрограммы тестирования вычислитель про-

веряет  исправность  оперативного  запоминающего  устройства  (ОЗУ),  постоянного  запоми-

нающего  устройства  (ПЗУ),  аналого-цифрового  преобразователя  (АЦП),  модуля  индикации 

(МИ) и однокристального микроконтроллера (ОМК). Кроме того, после подачи напряжения пи-

тания  и  в  процессе  работы  ведется  контроль  состояния  линий  связи  датчиков  (на  обрыв  и 

замыкание) и контроль исправности ОМК. 

При прохождении теста модуля индикации в трех младших разрядах всех индикато-

ров жидкокристаллических цифровых (ИЖЦ) последовательно отображаются цифры от 9 до 

1  с  частотой  смены  информации  около  1  с  и  поочередно,  слева  -  направо  и  сверху  -  вниз, 

кратковременно включаются светодиодные индикаторы. 

Подпрограмма  настройки  выполняется  при  установке  переключателя  "РАБОТА  - 

НАСТРОЙКА"  в положение НАСТРОЙКА. Переключатель находится в специальном люке на 

верхней или боковой стенке БОДа и используется при настройке и привязке ограничителя на 

кране. При этом имеется возможность изменения содержимого настроечного ПЗУ. 

Рабочая  программа  выполняется  при  установке  переключателя  "РАБОТА  - 

НАСТРОЙКА" в положение РАБОТА. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-15 РЭ

 

 

 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-15 РЭ

 

 

1.4.4 Управление работой изделия  ввод режимов работы крана и (или) параметров 

координатной защиты, индикация режимов работы и (или) рабочих параметров крана  осуще-
ствляется с лицевой панели БОДа (см. рисунок 4). 

Расчет параметров грузоподъемности крана и степени его загрузки осуществляется в 

БОДе по значениям информационных сигналов с датчиков угла наклона стрелы, длины стре-
лы и давлений (зависящих от веса груза на крюке крана) в полостях гидроцилиндра подъема 
стрелы с учетом значений сигналов с датчика азимута и концевых выключателей положения 
рычагов управления крана и стрелы. 

По  результатам  расчета,  при  достижении  предельных  состояний  режимов  работы 

крана  (грузоподъемности,  углу  поворота  крана  в  режиме  координатной  защиты  и  др.),  БОД 
выдает сигналы на реле отключения механизмов крана. 

1.5 Маркировка и пломбирование 

1.5.1 Маркировка изделия наносится на боковой стенке БОДа и содержит: 

товарный знак предприятия-изготовителя (наносится на лицевой панели); 

условное обозначение типа изделия и его модификации; 

порядковый номер изделия по системе нумерации предприятия-изготовителя. 

1.5.2 Маркировка на составные части ОНК наносится непосредственно на их корпуса 

или на жгуты, подходящие к ним, и содержит: 

условное обозначение блока в соответствии с таблицей 2; 

порядковый номер изделия по системе нумерации предприятия-изготовителя. 

1.5.3  Пломбирование  изделий,  входящих  в  комплект  ОНК,  производится  ОТК  пред-

приятия-изготовителя в местах крепления их крышек (пломбы типа А и Б). 

В  БОДе дополнительно  пломбируется  (см.  рисунок 3)  люк  для доступа к элементам 

настройки (пломба типа Б), который пломбируется пломбой завода-изготовителя крана. 

1.5.4  Снятие  и  установку  пломб  ограничителя  нагрузки  производит  инженерно-

технический  работник,  ответственный  за    содержание  грузоподъемных  машин  в  исправном 
состоянии, с отметкой в паспорте ограничителя. 

 

02

41

07

41

Пломба типа Б

Пломба типа А

Образцы пломб

завода изготовителя

 

Рисунок 3 - Расположение пломб на БОДе 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-15 РЭ

 

 

10 

2 Описание и работа составных частей изделия 

2.1 Блок обработки данных 
2.1.1 БОД предназначен для выполнения необходимых расчетов, индикации параметров 

и режимов работы, а также для управления механизмами крана. 

БОД, устанавливаемый в кабине крановщика, состоит из трех функционально закончен-

ных устройств (ФУ): источника питания (ИП), модулей индикации (МИ) и контроллера (МК), каж-
дое из которых выполнено на отдельной печатной плате. 

Электрическая  связь  между  ФУ,  а  также  между  ФУ  и  выходными  разъемами  БОДа, 

обеспечивается через кросс-плату, на которой установлен источник питания. 

ИП выполнен на двух модулях, находится на кросс-плате и  предназначен для преобра-

зования нестабильного входного напряжения ограничителя в стабилизированные напряжения. 

ИП вырабатывает следующие стабилизированные напряжения: 

для питания МК и ДУГМ:          15 В (100 мА) и минус 15 В (100 мА); 

для питания МК, МИ и :датчиков           + 5 В (200 мА); 

для питания датчиков:                            минус 5 В (200 мА). 

МК выполнен на основе большой интегральной схемы ОМК. 
В состав ОМК входят: 

процессор; 

ПЗУ емкостью 16 кбайт; 

ОЗУ емкостью 512 байт; 

- 14-

разрядный АЦП; 

шестиразрядный коммутатор входа АЦП; 

контроллер клавиатуры и индикации. 

Кроме ОМК, на плате контроллера (МК) размещены: 

блок телеметрической памяти; 

два силовых ключа управления исполнительными механизмами крана; 

входные усилители преобразователей давления и датчика угла маятникового; 

защитные диоды; 

настроечное ОЗУ для хранения параметров настройки конкретной модели крана. 

Функционирование  ограничителя  полностью  определяется  программой,  "зашитой"  в 

ПЗУ МК, и заключается в преобразовании сигналов с аналоговых датчиков в цифровой код, 

выполнении  необходимых  математических  расчетов,  отображении  в  цифровой  форме  рас-

считанных  значений  параметров  и  формировании  выходных  сигналов  управления  исполни-

тельными реле. 

 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-15 РЭ

 

 

11 

2.1.

4  МИ  предназначен  для  отображения  (на  трех  ИЖЦ)  в  цифровом  виде  рабочих 

параметров и режимов работы (светодиодные индикаторы) крана, выдачи предупреждающе-

го об опасности звукового сигнала и ввода режимов работы крана. 

На  плате  МИ  размещена  также  схема  управления  обогревом,  которая  включает  по-

догреватели под ИЖЦ при температуре менее минус 10  С. 

Плата МИ крепится к лицевой панели БОДа. 

Назначение элементов индикации и органов управления лицевой панели показано на 

рисунке 4 и приведено ниже. 

Зеленая лампа НОРМА (1) указывает, что кран работает с нагрузкой, безопасной для 

его конструкции. 

Желтая лампа "90 %" (2) указывает, что нагрузка крана по массе поднимаемого гру-

за составляет более 90 % от максимально допустимой величины. 

Красная лампа СТОП (3) сигнализирует о нахождении крана в опасной зоне (превы-

шение допустимого значения грузового момента), при которой фактическая нагрузка достига-

ет более 105 %. 

Одновременное включение зеленой и красной ламп (1, 3) указывает о нахождении 

стрелы  за  пределами  разрешенной  рабочей  зоны  (нарушение  геометрических  размеров  ра-

бочей зоны крана). Одновременно с загоранием ламп срабатывает реле координатной защи-

ты, которое блокирует движение всех механизмов крана, и выдается звуковой сигнал. 

Индикатор режима работы с гуськом (17) горит, если ведется работа с гуськом. 

Индикаторы запасовки полиспаста (19 - 22) отображают выбранную крановщиком 

схему запасовки полиспаста. Индикаторы мигают, если масса груза на крюке превышает до-

пустимое значение на данной запасовке. 

Пример  -  Если  горят индикаторы 8 и 4, это значит, что выбрана запасовка 12 (сумма цифр, 

проставленных в непосредственной близости с включенными индикаторами запасовки). 

Индикаторы  координатной  защиты  (30  -  33)  включаются  (горят)  при  введении  ог-

раничений "Потолок", "Стена", "Угол слева", "Угол справа" и мигают при достижении во время 

работы крана соответствующих ограничений. 

Кроме  того,  эти  индикаторы  мигают  при  нарушении  геометрических  размеров  рабо-

чей зоны крана: превышен предельный угол подъема (30) или опускания стрелы (31). 

При мигании хотя бы одного индикатора координатной защиты (30 - 33) срабатывает 

реле координатной защиты, блокирующее все движения крана, и звучит звуковой сигнал. 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-15 РЭ

 

 

12 

L,

M

ВЫБОР РЕЖИМА

H

L

ТС ВКЛ

ОНК-140

8

4

2

1

R,

M

90 %

НОРМА

СТОП

R

Q

Индикаторы (лампы) степени
загрузки крана

Индикатор включения
подогрева ИЖЦ

Индикатор включения питания

Кнопка выбора  параметра
в режиме НАСТРОЙКА

Индикаторы режима

работы с гуськом

Индикатор срабатывания
ограничителя подьема крюка
(мигает) или МЗОНа (горит

постоянно) 

Индикатор вылета 
или параметра, 
(высоты)

Индикатор грузо-
подьемности или 
веса  (часы)

Индикаторы выбранной
запасовки полиспаста

Индикатор фиксации второй
секции стрелы (палец )

Кнопки: "включения-выключе-

ния подсветки", "вызов теку-

щего времени", "включение 
тестирования прибора"

Кнопка установки запасовки

 палиспаста

Не используется 

Кнопка установки режима ра-
боты стрелового оборудова-

ния и положения опор

Кнопка  смены группы

индицируемых на ИЖЦ
параметров

Указатель отображения на ИЖЦ параметров M, R, Qмах

Указатель отображения на ИЖЦ параметров L,  П(Н), Q

 

 

Рисунок 4 - Лицевая панель ОНК 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-15 РЭ

 

 

13 

Индикаторы смены группы индицируемых параметров (34, 35) указывают на од-

ну из двух групп параметров, которая будет выдаваться для отображения на ИЖЦ: 

при  включенном  индикаторе  34  индицируются  параметры,  обозначенные  на  лице-

вой панели БОДа синим цветом ("MRQ

мах

"); 

при  включенном  индикаторе  35  индицируются  параметры,  обозначенные  желтым 

цветом ["LП(Н)Q")]. 

Примечание - Единичные индикаторы 6-16, 18, 23-29 в данной модификации ограни-

чителя не используются. 

Индикаторы  жидкокристаллические  цифровые  (ИЖЦ)  предназначены  для  ото-

бражения рабочих параметров крана. 

В  зависимости  от  выбранного режима индикации (индикаторы 34 35) на ИЖЦ выда-

ются значения следующих параметров: 

на  верхний  индикатор  -  момента  опрокидывания  крана  М

опр

 

в  процентах  от  макси-

мально допустимого значения на данном вылете (с учетом массы груза и пустой стрелы) или 
длины стрелы L в метрах; 

на средний индикатор - вылета R в метрах или высоты H в метрах; 

на нижний индикатор - максимально допустимого веса на крюке на данном вылете 

Q

max

 

в тоннах или фактической массы груза на крюке Q в тоннах. 

Последовательным  нажатием  кнопки  ВЫБОР  П  (36)  производится  выбор  номера 

настраиваемого параметра в режиме НАСТРОЙКА. 

Примечание - В некоторых модификациях ограничителей этой же кнопкой производится вы-

вод  на  средний  ИЖЦ  значений  давления  масла  в  двигателе,  температуры  охлаждающей  жидкости  и 
других дополнительных параметров (индикаторы 6-10). 

Кнопками  ввода  координатной  защиты  (37  -  40)  производится  ввод  ограничений 

"Потолок", "Стена", "Угол слева" и "Угол справа". 

Этими  же  кнопками  в  режимах  ТЕСТ  и  НАСТРОЙКА  производится  увеличение  ("+") 

или уменьшение ("-") номера параметра, выдаваемого на индикацию, и его величины, а также 
занесение их значений в настроечную память с помощью кнопки " " (40, - ввод). 

Кнопкой  ПОДСВЕТКА  (41)  производится  включение  и  выключение  (при  повторном  на-

жатии кнопки) ламп подсветки индикаторов ИЖЦ в темное время суток, а также блокировка реле 
при срабатывании координатной защиты. 

Кнопка ЧАСЫ (42) обеспечивает выдачу на средний и нижний индикаторы БОДа значе-

ний, указанных на верхнем ИЖЦ параметров, хранимых в регистраторе технических характери-
стик [блоке телеметрической памяти (БТП)] БОДа. 

Тип  выдаваемого  на  индикацию  параметра  БТП  зависит  от  числа  нажатий  на  кнопку  и 

отображается его кодом (номером) в двух младших (правых) разрядах верхнего ИЖЦ: 

00 - 

дата установки ОНК на кран; 

01 - 

наработка (моточасы работы) крана; 

02  - 

характеристическое  число  N  (приведенная  наработка  крана  за  суммарное  число 

циклов С его нагружения), по величине которого судят о степени износа крана. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-15 РЭ

 

 

14 

При однократном нажатии на кнопку ЧАСЫ на верхнем ИЖЦ отображается код парамет-

ра  "00",  а на  среднем и  нижнем  индикаторах  -  соответственно дата,  месяц  (например,  17.06)  и 
год (например, 1999) установки ограничителя на кран. 

При двукратном нажатии на кнопку ЧАСЫ на верхнем ИЖЦ отображается код параметра 

"0

1", а на среднем и нижнем индикаторах - соответственно старшие и младшие разряды моточа-

сов работы крана. 

При трехкратном нажатии на кнопку ЧАСЫ на верхнем ИЖЦ отображается код парамет-

ра "02", а на среднем и нижнем индикаторах - соответственно старшие и младшие разряды ха-
рактеристического числа N. 

Примечания 
1 Время между двумя последовательными нажатиями кнопки не должно превышать 5 с. 
2  По  истечении  5  с  после  нажатия  кнопки  происходит  автоматическое  выключение  ре-

жима индикации времени. 

3  Методика  занесения  даты  установки  ограничителя  на  кран  с  помощью  кнопки  ЧАСЫ 

приведена в инструкции по монтажу ОНК на кране (ЛГФИ.408844.009-15 ИМ). 

Кнопкой ТЕСТ (43) производится включение режима тестирования ОНК, при котором на 

всех ИЖЦ перебираются цифры от 9 до 1, затем поочередно группами (слева - направо, сверху - 
вниз) зажигаются единичные индикаторы, используемые в данной модификации ограничителя. 

После прохождения теста на верхний ИЖЦ выдается значение текущего момента опро-

кидывания крана, на средний ИЖЦ - наименование параметра, а на нижний ИЖЦ - величина од-
ного  из  следующих  параметров  [Выбор  одного  из  этих  параметров  осуществляется  нажатием 
кнопок "+" (37) и " - " (38)]: 

AL (альфа) - угол наклона стрелы в градусах; 
GA (гамма) - угол поворота платформы (азимут) в градусах; 
Р

п

 - 

усилие на преобразователь ПрУ, кгс; 

Р - усилие на преобразователь ПрУ, кгс; 

t - 

температура окружающего воздуха в градусах Цельсия; 

d1 - 

наличие на дискретных входах "D4" - "D1" напряжения 24 В. При этом появление цифры 

1  в  разряде  4  (при  отсчете  справа  -  налево)  нижнего  индикатора  указывает  на  срабатывание 
(включение) переключателя "Работа с грейфером" на пульте крана (данный режим может быть 
установлен и с лицевой панели БОДа ограничителя), в разряде 3 на то, что установлен противо-
вес 22,8т; 

d2 - 

наличие на дискретных входах "D8" - "D5" напряжения 24 В. При этом появление цифры 

1 в соответствующих разрядах (при отсчете справа - налево) нижнего индикатора указывает на: 

в разряде 1 - установку переключателя режима работы  в положение "Работа главной ле-

бедки"; 

в разряде 2 - установку переключателя режима работы в положение "Переезд с грузом". 

Повторное нажатие на кнопку ТЕСТ переводит ограничитель в рабочий режим. 

Коды неисправностей ограничителя приведены в таблице 4. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-15 РЭ

 

 

15 

Каждое нажатие на кнопку смены индикации (44) приводит к смене группы параметров 

обозначены на лицевой панели синим (MRQ

мах

) и желтым (LНQ) цветом , выдаваемых для ото-

бражения на ИЖЦ. При этом группа индицируемых параметров указывается одним из включен-
ных индикаторов 34 или 35 (см. выше). 

Кнопка выбора режима работы стрелового оборудования и опорного контура (45) 

предназначена для выбора режима работы (стрела или гусек). 

Общий режим работы стрелового оборудования указывается цифрой (появляется после 

первого нажатия на кнопку 45) на нижнем ИЖЦ после знака "Р - ". 

Смена типа стрелового оборудования происходит при каждом нажатии кнопки 45. 
После завершения выбора режима работы стрелового оборудования и опорного контура 

необходимо нажать кнопку " " (40, - кнопка занесения режима в память ОНК). 

Кнопка  выбора  схемы  запасовки  полиспаста  (46)  предназначена  для  выбора  (уста-

новки) числа канатов в полиспасте крюка. 

Для  установки  требуемой  кратности  запасовки  необходимо  кратковременно  нажимать 

кнопку  46  до  тех  пор,  пока  сумма  цифр  у  включенных  индикаторов  запасовки  (19-22)  не  будет 
равна  необходимой  кратности.  Установленная  кратность  запасовки  выдается  на  средний  ИЖЦ 
сразу же после нажатия кнопки 46. 

Пример - Если горят индикаторы 8 и 4, это значит выбрана запасовка 12 (сумма цифр 8 

и 4, проставленных в непосредственной близости с включенными индикаторами запасовки). 

После установки схемы запасовки необходимо нажать кнопку " " (40). 
Кнопка СБРОС не используется. 
2.1.2 Блок питания и выходных реле содержит трансформатор 220В / 24В выпрямитель 

на 24 В и два силовых реле (контактора) 10 А, 380В функционально изображѐнных на рисунке 2. 

2.2 Датчики первичной информации 

2.2.1 Преобразователь усилия 
Преобразователь  усилия  (ПрУ),  устанавливаемый  в  растяжку  грузового  каната,  слу-

жит для определения усилия, создаваемого грузом. 

ПрУ  представляет  собой  тензометрический  мост,  наклеенный  на  стальное  основа-

ние, которое растягивается под действием груза. 

Выходное напряжение с диагонали моста (50- мВ при 500 кг) подается в БОД, усили-

вается и поступает на вход коммутатора АЦП. 

В усилителе предусмотрена возможность подстройки нуля преобразователя. Для из-

мерения текущее значение температуры окружающего воздуха в ПрУ установлен терморези-
стор, обеспечивающий температурную коррекции параметров преобразователя усилия (см. п. 

2.2.1). 

2.2.2 Датчик угла маятниковый 
Датчик угла маятниковый (ДУГМ) устанавливается на корневой секции стрелы и слу-

жит для измерения угла наклона стрелы относительно горизонта. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-15 РЭ

 

 

16 

Датчик представляет собой датчик линейных ускорений, формирующий выходное на-

пряжение от минус 0,7 до плюс 0,7 В при изменении угла от 0 до 90 . 

Усиленное  в  БОДе  (в  три  раза)  выходное  напряжение  датчика  поступает  на  вход 

коммутатора АЦП. 

Напряжения питания ДУГМ (  15 В) поступают из БОДа. 

2.2.3 Датчик угла (азимута) 

2.2.3.1 

Основным элементом датчика угла (ДУГ) является проволочный переменный 

резистор типа СП5-21-1-6,8 кОм с большой износоустойчивостью, вал которого жестко связан 

с соответствующими механизмами крана. 

Из БОДа на резистор подается опорное напряжение + 5 В. Напряжение, снимаемое 

со средней точки потенциометра и пропорциональное углу поворота платформы крана, через 

диодную схему защиты поступает на вход коммутатора АЦП БОДа. 

2.2.3.2 Датчик устанавливается на оси вращения платформы и служит для измерения 

угла поворота платформы крана. 

3 Использование по назначению 

ВНИМАНИЕ ! 

В ОГРАНИЧИТЕЛЕ ОНК-140 УСТАНОВЛЕНА ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ, ФИКСИРУЮЩАЯ 

РАБОЧИЕ  ПАРАМЕТРЫ,  УКАЗАННЫЕ  В  П.  1.2.3,  В  ТЕЧЕНИЕ  ЧЕТЫРЕХ  ПОСЛЕДНИХ  ЧАСОВ  РАБОТЫ 

КРАНА, А ТАКЖЕ СТЕПЕНЬ НАГРУЗКИ КРАНА В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО СРОКА СЛУЖБЫ ПОСЛЕДНЕГО. 

3.1 Эксплутационные ограничения (Меры безопасности) 

Ограничитель не содержит источников опасности для обслуживающего персонала и 

при его эксплуатации необходимо руководствоваться настоящим документом. 

При проведении сварочных работ на кране ОНК должен быть обесточен. 

Запрещается  проводить  настройку  и  регулировку  ограничителя  на  кране  лицам,  не 

имеющим специальной подготовки и удостоверения на право проведения указанных работ. 

Запрещается эксплуатация ограничителя с поврежденными пломбами. 

Наличие ограничителя на кране не снимает ответственности с крановщика в случае 

опрокидывания или поломки узлов крана. 

3.2 Подготовка изделия к использованию 

3.2.1 Схема включения ограничителя на кране приведена на рисунке 2. 

3.2.2  Перед  включением  ограничителя  необходимо  изучить  назначение  элементов 

индикации и органов управления на передней панели БОДа (см. рисунок 4 и п. 2.1.4). 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..