ОНК-140-22, ОНК-140-24, ОНК-140-25, ОНК-140-29, ОНК-140-31, ОНК-140-34, ОНК-140-42. Руководство - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ОНК-140-22, ОНК-140-24, ОНК-140-25, ОНК-140-29, ОНК-140-31, ОНК-140-34, ОНК-140-42. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ОНК-140-22, ОНК-140-24, ОНК-140-25, ОНК-140-29, ОНК-140-31, ОНК-140-34, ОНК-140-42. Руководство - часть 1

 

 

 

 

 

48 8122 1007 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГРАНИЧИТЕЛИ  НАГРУЗКИ  КРАНА 

( ограничители грузоподъемности ) 

 

ОНК-140-22,  ОНК-140-24,  ОНК-140-25, ОНК-140-29,  

 

ОНК-140-31, ОНК-140-34, ОНК-140-42,  

 

 

Руководство по эксплуатации 

 

ЛГФИ.408844.009-25 РЭ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

с Госгортехнадзором  России 
письмом № 12-07 / 533 от 29.05.98 г. 

СОГЛАСОВАНО

 

с МИИГАиК (МосГУГК) 
письмом № 77-03 / 17 от 28.01.97 г. 

 

Лист 

 

 

ЛГФИ.408844.009-25 РЭ

 

 

Согласно  требований  "Правил  устройства  и  безопасной  эксплуатации  грузоподъем-

ных  кранов"  стреловые  самоходные  краны  для  предупреждения  их  опрокидывания  и  разру-
шения их узлов должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности, автоматически 
отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса 
которого превышает грузоподъемность для данного вылета более, чем на 10 %. 

Руководство по эксплуатации ограничителей нагрузки кранов на специальном шасси 

автомобильного  типа  ОНК-140-22,  ОНК-140-22М,  ОНК-140-24,  ОНК-140-24М,  ОНК-140-25, 
ОНК-140-25М, ОНК-140-29, ОНК-140-29М, ОНК-140-31 и ОНК-140-31М, ОНК-140-34, ОНК-140-
34М, ОНК-140-42, ОНК-140-42М, (в дальнейшем - ограничитель или ОНК) разработано во ис-
полнение требований Правил и в соответствии с ГОСТ 2.601-95. 

Настоящий  документ  является  руководством  по  эксплуатации  ограничителей  грузо-

подъемности ОНК-140 на кранах 

Документ  содержит  сведения  о  конструкции,  принципе  действия,  указания,  необхо-

димые  для  правильной  и  безопасной  эксплуатации  прибора,  указания  по  техническому  об-
служиванию, правила хранения, упаковки и транспортирования. 

Руководство по эксплуатации входит в состав обязательных эксплуатационных доку-

ментов, предусмотренных паспортом указанных выше кранов и их модификаций. 

1 Описание и работа изделия 

1.1 Назначение изделия 

1.1.1  Ограничитель  ОНК-140  предназначен  для  установки  на  самоходные  краны  на 

автомобильном шасси со стрелами, имеющими гидравлический привод, и служат для защиты 
крана от перегрузок и опрокидывания при подъеме груза, защиты рабочего оборудования от 
повреждения при работе в стесненных условиях или в зоне линий электропередачи (коорди-
натная  защита)  и  для  отображения  информации  о  фактической  массе  поднимаемого  груза, 
предельной  грузоподъемности,  степени  загрузки  крана,  величине  вылета,  высоте  подъема 
оголовка стрелы, ее длине и угле наклона относительно горизонта. 

Встроенный  в  ОНК  регистратор  технических  характеристик  [блок  телеметрической 

памяти  (БТП)]  обеспечивает  запись  и  долговременное  хранение  информации  о рабочих  па-
раметрах крана, указанных в п. 1.2.1, а также о степени нагрузки крана в течение всего срока 
службы ограничителя (12 лет). 

Порядок  работы  с  БТП  изложен  в  инструкции  пользователя  ЛГФИ.408844.009  И1, 

входящей  в  состав  комплекта  поставки  считывателя  телеметрической  информации  СТИ-1 
(поставляется по отдельному заказу). 

1.1.2 Ограничитель в зависимости от режима работы и геометрии рабочего оборудо-

вания крана производит выборку одной из заложенных в память программ грузовых характе-
ристик и воспроизводит ее в виде заградительной функции, т.е. зависимости между вылетом 
и массой груза, при превышении которой формируются выходные команды управления бло-
кировочными устройствами грузоподъемных механизмов. 

 

 

 

Лист 

 

 

ЛГФИ.408844.009-25 РЭ

 

 

1.2 Характеристики изделия 

1.2.1 Ограничитель выдает цифровую информацию: 

о моменте опрокидывания крана M

опр

 

(относительно его максимально допустимого зна-

чения;  с  учетом  момента,  создаваемого  пустой  стрелой),  в  процентах,  если  M

опр

   

100  %,  или  о 

степени загрузки крана относительно максимальной грузоподъемности, если M

опр

 > 100 %; 

о величине вылета крюка R, в метрах; 

о фактической массе поднимаемого груза Q, в тоннах; 

о длине стрелы L, в метрах; 

о высоте подъема оголовка стрелы H, в метрах; 

о максимальной грузоподъемности Q

max

 

(в тоннах) на данном вылете R; 

об угле азимута поворотной платформы  , в градусах; 

об угле наклона стрелы относительно горизонта  , в градусах; 

о давлениях в поршневой и штоковой полостях гидроцилиндра подъема стрелы, в 

атмосферах. 

1.2.2 Ограничитель сигнализирует: 

зеленой лампой НОРМА - о нормальном режиме работы крана; 

желтой или зеленой лампой "90 %" и прерывистым звуковым сигналом - о том, что 

кран загружен не менее, чем на 90 % ; 

красной  лампой  СТОП,  прерывистым  звуковым  сигналом  и  отключает  механизмы 

крана  при  превышении  допустимого  значения  грузового  момента,  заложенного  в  программу 
на любом из режимов его работы; 

красным  индикатором,  прерывистым  звуковым  сигналом  и  отключает  механизмы 

крана  при  приближении  оголовка стрелы  на  опасное расстояние к  проводам воздушных  ли-
ний электропередач (ЛЭП) переменного тока частотой 50 Гц и напряжением свыше 0,22 кВ; 

красным индикатором - о срабатывании концевого выключателя подъема крюка; 

красным индикатором - о срабатывании обогревателя [термостата (ТС)] ОНК; 

красным индикатором - о наличии напряжения +5 В на ОНК; 

красными индикаторами - о выбранных крановщиком для работы стреловом обору-

довании, опорном контуре и схемы запасовки грузового каната; 

о введении режима координатной защиты включением соответствующих индикато-

ров (постоянным свечением) по числу введенных ограничений; 

красной  лампой,  прерывистым  звуковым  сигналом,  отключает  механизмы  крана  и 

дополнительно  включает  мигающим  светом  соответствующие  светодиоды  по  числу  введен-
ных ограничений без отключения лампы зеленого света при достижении заданных ограниче-
ний типа "Стена", "Потолок", "Поворот вправо", "Поворот влево" (координатная защита). 

Программно-аппаратные средства ограничителя обеспечивают проверку исправности 

основных его узлов, линий связи с датчиками и локализуют неисправность путем выдачи на 
индикатор кода неисправности. 

 

 

Лист 

 

 

ЛГФИ.408844.009-25 РЭ

 

 

Ограничитель предназначен для работы в следующих условиях: 

при изменении температуры окружающей среды от минус 45 до плюс 55 °С; 

при относительной влажности воздуха 98 % при температуре плюс 25 °C. 

Степень защиты корпусов ограничителя по ГОСТ 14254-80: 

IР50 - для блока обработки данных (БОДа); 

IР55 - для датчиков. 

1.2.3 Диапазон измерения и допустимые изменения значений основных параметров и 

характеристик, а также основные технические данные (не указанные выше), которые обеспе-

чивает ограничитель, приведены в таблице 1. 

 

Таблица 1 

Параметр 

наименование 

значение 

Диапазон измерения угла поворота датчиком угла поворота платформы, град. 

15-345 

Диапазон измеряемых давлений в гидросистеме, МПа 

0,1-40,0 

Диапазон измерения угла подъема стрелы датчиком угла, град. 

минус 8-98 

Диапазон измерения приращения длины стрелы датчиком длины, м 

1-18 или 1-26 

Диапазон измерения температур, °С 

минус 40-100 

Диапазон измерения давления масла в двигателе, МПа 

0-1,5 

Дальность обнаружения воздушной ЛЭП переменного тока частотой 50 Гц, м,   : 

- при напряжении 0,22-1 кВ 

 

3,0 

Погрешность отображения информации на индикаторах в статическом режиме,   : 

 

- о степени загрузки крана, %  

10 

- о фактической массе груза , % * 

3,0 

- о максимальной грузоподъемности, % ** 

1,5 

Коммутационная способность реле, А,   

10

 

Напряжение питания, В 

20,4-30,0 

Потребляемая мощность, Вт,   

45

 

________________ 

*

)

   Относительно максимального значения на используемой длине стрелы. 

   При массе груза менее 2 т погрешность равна   0,1 т. 

**

)

 При массе груза менее 6 т погрешность равна   0,1 т 

 

 

 

Лист 

 

 

ЛГФИ.408844.009-25 РЭ

 

 

1.3 Состав ограничителя 

 

Таблица 2 - Состав ОНК-140 

Наименование составной части 

Тип, маркировка 

Обозначение 

Кол., шт. 

1 Блок обработки данных 

БОД 

ЛГФИ.408843.005-ХХ* 

2 Преобразователь давления 

ПрД 

ЛГФИ.406233.001 

3 Датчик угла маятниковый 

ДУГМ 

ЛГФИ.401221.005 

4 Датчик азимута 

ДА 

ЛГФИ.401221.003 

5 Датчик длины стрелы (вылета) 

ДД 

ЛГФИ.401161.002- ХХ* 

6 Модуль защиты от опасного 

напряжения 

 

МЗОН 

 

ЛГФИ. 411117.001- ХХ* 

 

7 Жгут 

 

ЛГФИ.685623.005 

------------------ 

*

)

 

Определяется по комплектности из ЛГФИ 408844. 009 ПС 

 

1.

4 Устройство и работа изделия 

1.4.1 Принцип действия ограничителя (рисунок 1) основан на последовательном оп-

росе и преобразовании аналоговых сигналов с датчиков в цифровой код, определении угла и 

длины стрелы, расчете цифровыми методами величины вылета, высоты подъема (по задан-

ным геометрическим размерам рабочего оборудования крана), а также вычислении фактиче-

ской  массы  груза  и  степени  загрузки  крана  с  последующим  их  сравнением  с  предельно-

допустимыми значениями при выбранном режиме работы. 

Ниже приведены сокращения, используемые при описании работы ОНК: 

МЗОН - модуль защиты от опасного напряжения; 

ДД -датчик длины стрелы (вылета); 

ДУГ - датчик угла (азимута); 

ДУГМ - датчик угла маятниковый (датчик угла подъема стрелы); 

БОД - блок обработки данных; 

ПрД -преобразователь (датчик) давления; 

МК - микроконтроллер; 

ПЗУ, ОЗУ - постоянное и оперативное запоминающие устройства; 

АЦП -аналого-цифровой преобразователь; 

- Rt C - 

терморезистор - датчик температуры. 

1.4.2  ОНК  подключается  к  системе  управления  крана  (см.  рисунок  2)  посредством 

разъемов:  через  разъем  Х1  БОДа  проходят  цепи  управления  исполнительными  механизма-

ми, цепи питания изделия, сигналы с концевых выключателей, связанных с ручками управле-

ния крана; датчики подключаются к прибору через индивидуальные разъемы. 

 

Лист 

 

 

ЛГФИ.408844.009-25 РЭ

 

 

К ограни-
чителю
подъема
крюка

МЗОН

Коммутатор

и

АЦП

ПрД

п

Дискретные входы

ПрД

ш

R

t

C

ДУ

ДУГМ

Д

ДД

24 В

Усилители

Схема защиты

от статического

электричества

Регистр

силовых

ключей

Регистр

дискретных

входов

Настроечная и телеметрическая

память

ОЗУ

Контроллер

дисплея

Вычислитель

ПЗУ

ОМК

Модуль

индикации

U

БС

 5 В;   15 В

датчиков

К цепям

управления крана

 5 В БОДа

Источник

питания

Выходные

реле

 

Рисунок 1- Блок-схема ограничителя 

 

1.4.3  Работа  изделия  осуществляется  под  управлением  программы,  заложенной  в 

память микроконтроллера (МК) БОДа. 

Программное  обеспечение  включает  в  себя  подпрограмму  тестирования,  подпро-

грамму настройки и рабочую программу. 

При запуске (нажатии клавиши ТЕСТ) подпрограммы тестирования вычислитель про-

веряет  исправность  оперативного  запоминающего  устройства  (ОЗУ),  постоянного  запоми-
нающего  устройства  (ПЗУ),  аналого-цифрового  преобразователя  (АЦП),  модуля  индикации 
(МИ) и однокристального микроконтроллера (ОМК). Кроме того, после подачи напряжения пи-
тания  и  в  процессе  работы  ведется  контроль  состояния  линий  связи  датчиков  (на  обрыв  и 
замыкание) и контроль исправности ОМК. 

При прохождении теста модуля индикации в трех младших разрядах всех индикато-

ров жидкокристаллических цифровых (ИЖЦ) последовательно отображаются цифры от 9 до 
1  с  частотой  смены  информации  около  1  с  и  поочередно,  слева  -  направо  и  сверху  -  вниз, 
кратковременно включаются светодиодные индикаторы. 

Подпрограмма  настройки  выполняется  при  установке  переключателя  "РАБОТА  - 

НАСТРОЙКА"  в положение НАСТРОЙКА. Переключатель находится в специальном люке на 
верхней или боковой стенке БОДа и используется при настройке и привязке ограничителя на 
кране. При этом имеется возможность изменения содержимого настроечного ПЗУ. 

 

Лист 

 

 

ЛГФИ.408844.009-25 РЭ

 

 

 

 

 

 

Лист 

 

 

ЛГФИ.408844.009-25 РЭ

 

 

Рабочая  программа  выполняется  при  установке  переключателя  "РАБОТА  - 

НАСТРОЙКА" в положение РАБОТА. 

1.4.4 Управление работой изделия  ввод режимов работы крана и (или) параметров 

координатной защиты, индикация режимов работы и (или) рабочих параметров крана  осуще-
ствляется с лицевой панели БОДа (см. рисунок 4). 

Расчет параметров грузоподъемности крана и степени его загрузки осуществляется в 

БОДе по значениям информационных сигналов с датчиков угла наклона стрелы, длины стре-
лы и давлений (зависящих от веса груза на крюке крана) в полостях гидроцилиндра подъема 
стрелы с учетом значений сигналов с датчика азимута и концевых выключателей положения 
рычагов управления крана и стрелы. 

По  результатам  расчета,  при  достижении  предельных  состояний  режимов  работы 

крана  (грузоподъемности,  углу  поворота  крана  в  режиме  координатной  защиты  и  др.),  БОД 
выдает сигналы на реле отключения механизмов крана. 

1.5 Маркировка и пломбирование 

1.5.1 Маркировка изделия наносится на боковой стенке БОДа и содержит: 

товарный знак предприятия-изготовителя (наносится на лицевой панели); 

условное обозначение типа изделия и его модификации; 

порядковый номер изделия по системе нумерации предприятия-изготовителя. 

1.5.2 Маркировка на составные части ОНК наносится непосредственно на их корпуса 

или на жгуты, подходящие к ним, и содержит: 

условное обозначение блока в соответствии с таблицей 2; 

порядковый номер изделия по системе нумерации предприятия-изготовителя. 

1.5.3  Пломбирование  изделий,  входящих  в  комплект  ОНК,  производится  ОТК  пред-

приятия-изготовителя в местах крепления их крышек (пломбы типа А и Б). 

В  БОДе дополнительно пломбируется  (см.  рисунок 3)  люк  для доступа к элементам 

настройки (пломба типа Б), который пломбируется пломбой завода изготовителя крана. 

1.5.4  Снятие  и  установку  пломб  ограничителя  нагрузки  производит  инженерно-

технический  работник  (ИТР),  ответственный  за  содержание  грузоподъемных  машин  в  ис-
правном состоянии, с отметкой в паспорте ограничителя. 

 

02

41

07

41

Пломба типа Б

Пломба типа А

Образцы пломб

завода изготовителя

 

Рисунок 3 - Расположение пломб на БОДе 

 

Лист 

 

 

ЛГФИ.408844.009-25 РЭ

 

 

10 

2 Описание и работа составных частей изделия 

2.1 Блок обработки данных 

2.1.1  БОД  предназначен  для  выполнения  необходимых  расчетов,  индикации  пара-

метров и режимов работы, а также для управления механизмами крана. 

БОД, устанавливаемый в кабине крановщика, состоит из трех функционально закон-

ченных устройств (ФУ): источника питания (ИП), модулей индикации (МИ) и контроллера (МК), 
каждое из которых выполнено на отдельной печатной плате. 

Электрическая  связь  между  ФУ,  а  также  между  ФУ  и  выходными  разъемами  БОДа 

обеспечивается через кросс-плату. 

2.1.2 ИП выполнен на двух модулях, находится на кросс-плате и  предназначен для 

преобразования нестабильного входного напряжения ограничителя в стабилизированные на-
пряжения. 

ИП вырабатывает следующие стабилизированные напряжения: 

для питания МК и ДУГМ:  

 

 

+ 15 В (100 мА) и минус 15 В (100 мА); 

для питания МК, МИ и :датчиков 

 

 

 

+ 5 В (200 мА); 

для питания датчиков:   

 

 

 

 

минус 5 В (200 мА). 

2.1.3 МК выполнен на основе большой интегральной схемы ОМК. 
В состав ОМК входят: 

процессор; 

ПЗУ емкостью 16 кбайт; 

ОЗУ емкостью 512 байт; 

- 14-

разрядный АЦП; 

шестиразрядный коммутатор входа АЦП; 

контроллер клавиатуры и индикации. 

Кроме ОМК, на плате контроллера (МК) размещены: 

блок телеметрической памяти; 

восемь силовых ключей управления исполнительными механизмами крана; 

входные усилители преобразователей давления (ПрД) и датчика угла маятникового 

(ДУГМ); 

защитные диоды; 

настроечное ОЗУ для хранения параметров настройки конкретной модели крана. 

Функционирование  ограничителя  полностью  определяется  программой,  "зашитой"  в 

ПЗУ МК, и заключается в преобразовании сигналов с аналоговых датчиков в цифровой код, 
выполнении  необходимых  математических  расчетов,  отображении  в  цифровой  форме  рас-
считанных  значений  параметров  и  формировании  выходных  сигналов  управления  исполни-
тельными реле. 

 

 

Лист 

 

 

ЛГФИ.408844.009-25 РЭ

 

 

11 

2.1.4  МИ  предназначен  для  отображения  (на  трех  ИЖЦ)  в  цифровом  виде  рабочих 

параметров и режимов работы (светодиодные индикаторы) крана, выдачи предупреждающе-
го об опасности звукового сигнала и ввода режимов работы крана. 

На  плате  МИ  размещена  также  схема  управления  обогревом,  которая  включает  по-

догреватели под ИЖЦ при температуре менее минус 10  С. 

Плата МИ крепится к лицевой панели БОДа. 
Назначение элементов индикации и органов управления лицевой панели показано на 

рисунке 4 и приведено ниже. 

Зеленая лампа НОРМА (1) указывает, что кран работает с нагрузкой, безопасной для 

его конструкции. 

Лампа  "90  %"  (2)  указывает,  что  нагрузка  крана  по  массе  поднимаемого  груза  со-

ставляет более 90 % от максимально допустимой величины. 

Красная лампа СТОП (3) сигнализирует о нахождении крана в опасной зоне (превы-

шение допустимого значения грузового момента), при которой фактическая нагрузка достига-
ет более 105 %. 

Одновременное включение зеленой и красной ламп (1, 3) указывает о нахождении 

стрелы  за  пределами  разрешенной  рабочей  зоны  (нарушение  геометрических  размеров  ра-
бочей зоны крана). Одновременно с загоранием ламп срабатывает реле координатной защи-
ты, которое блокирует движение всех механизмов крана, и выдается звуковой сигнал. 

Индикаторы режима работы с гуськом (14, 17) и фиксации второй секции гуська 

(23) в данной модификации ограничителя не используются. 

Индикатор подъема крюка и модуля защиты от опасного напряжения (18) мига-

ет, если сработал выключатель ограничения подъема крюка, и горит постоянно, если антенна 
модуля находится в зоне воздействия ЛЭП. 

Индикаторы запасовки полиспаста (19 - 22) отображают выбранную крановщиком 

схему запасовки полиспаста. Индикаторы мигают, если масса груза на крюке превышает до-
пустимое значение на данной запасовке. 

Пример  -  Если  горят индикаторы 8 и 4, это значит, что выбрана запасовка 12 (сумма цифр, 

проставленных в непосредственной близости с включенными индикаторами запасовки). 

Индикаторы опорного контура (25-29) отображают выбранную крановщиком схему 

опорного контура для выполнения конкретного вида работ. 

Примеры 
1 Если включены индикаторы 26 и 28, значит кран работает на вдвинутых опорах. 
2 При включенных индикаторах 25, 29 левые и правые опоры выдвинуты полностью. 
Индикаторы  координатной  защиты  (30  -  33)  включаются  (горят)  при  введении  ог-

раничений "Потолок", "Стена", "Угол слева", "Угол справа" и мигают при достижении во время 
работы крана соответствующих ограничений. 

Кроме  того,  эти  индикаторы  мигают  при  нарушении  геометрических  размеров  рабо-

чей  зоны  крана:  кран  вошел  с  грузом  или  выдвинутой  стрелой  в  запрещенную  зону  работы 
над кабиной (мигают светодиоды 32, 33); превышен предельный угол подъема (30) или опус-
кания стрелы (31). 

При мигании хотя бы одного индикатора координатной защиты (30 - 33) срабатывает 

реле координатной защиты, блокирующее все движения крана, и звучит звуковой сигнал. 

 

 

 

Лист 

 

 

ЛГФИ.408844.009-25 РЭ

 

 

12 

 

 

Рисунок 4 - Лицевая панель ОНК 

 

не используется 

Кнопка  выбора  параметра  в 
режиме  настройки,  и  пере-
ключения диапазонов  
 МЗОНа 

 

Лист 

 

 

ЛГФИ.408844.009-25 РЭ

 

 

13 

Индикаторы смены группы индицируемых параметров (34, 35) указывают на од-

ну из двух групп параметров, которая будет выдаваться для отображения на ИЖЦ: 

при  включенном  индикаторе  34  индицируются  параметры,  обозначенные  на  лице-

вой панели БОДа синим цветом ("MRQ

мах

"); 

при  включенном  индикаторе  35  индицируются  параметры,  обозначенные  желтым 

цветом ["LП(Н)Q")]. 

Индикаторы  жидкокристаллические  цифровые  (ИЖЦ)  предназначены  для  ото-

бражения рабочих параметров крана. 

В  зависимости  от  выбранного режима индикации (индикаторы 34 35) на ИЖЦ выда-

ются значения следующих параметров: 

на  верхний  индикатор  -  момента  опрокидывания  крана  М

опр

 

в  процентах  от  макси-

мально допустимого значения на данном вылете (с учетом массы груза и пустой стрелы) или 
длины стрелы L в метрах; 

на средний индикатор - вылета R в метрах или высоты H в метрах; 

на нижний индикатор - максимально допустимого веса на крюке на данном вылете 

Q

max

 

в тоннах или фактической массы груза на крюке Q в тоннах. 

Последовательным  нажатием  кнопки  ВЫБОР  П  (36)  производится  выбор  номера 

настраиваемого параметра в режиме НАСТРОЙКА, а также переключение диапазонов изме-
рения МЗОН –1 (металлическ0м прямоугольном кожухе). 

Кнопками  ввода  координатной  защиты  (37  -  40)  производится  ввод  ограничений 

"Потолок", "Стена", "Угол слева" и "Угол справа". 

Этими  же  кнопками  в  режимах  ТЕСТ  и  НАСТРОЙКА  производится  увеличение  ("+") 

или уменьшение ("-") номера параметра, выдаваемого на индикацию, и его величины, а также 
занесение их значений в настроечную память с помощью кнопки " " (40, - ввод). 

Кнопкой  ПОДСВЕТКА  (41)  производится  включение  и  выключение  (при  повторном 

нажатии кнопки) ламп подсветки индикаторов ИЖЦ в темное время суток. 

Кнопка  ЧАСЫ  (42)  обеспечивает  выдачу  на  средний  и  нижний  индикаторы  БОДа 

значений указанных на верхнем ИЖЦ параметров, хранимых в регистраторе технических ха-
рактеристик [блоке телеметрической памяти (БТП)] БОДа. 

Тип выдаваемого на индикацию параметра БТП зависит от числа нажатий на кнопку и 

отображается его кодом (номером) в двух младших (правых) разрядах верхнего ИЖЦ: 

00 - 

дата установки ОНК на кран; 

01 - 

наработка (моточасы работы) крана; 

02 - 

характеристическое число N (приведенная наработка крана за суммарное число 

циклов С его нагружения), по величине которого судят о степени износа крана. 

При однократном нажатии на кнопку ЧАСЫ на верхнем ИЖЦ отображается код пара-

метра  "00",  а  на  среднем  и  нижнем  индикаторах  -  соответственно  дата,  месяц  (например, 
17.06) и год (например, 1999) установки ограничителя на кран. 

При  двукратном  нажатии на кнопку ЧАСЫ на верхнем ИЖЦ отображается код пара-

метра "01", а на среднем и нижнем индикаторах - соответственно старшие и младшие разря-
ды моточасов работы крана. 

При трехкратном нажатии на кнопку ЧАСЫ на верхнем ИЖЦ отображается код пара-

метра "02", а на среднем и нижнем индикаторах - соответственно старшие и младшие разря-
ды характеристического числа N. 

 

 

Лист 

 

 

ЛГФИ.408844.009-25 РЭ

 

 

14 

 
Кнопкой ТЕСТ (43) производится включение режима тестирования ОНК, при котором 

на всех ИЖЦ перебираются цифры от 9 до 1, затем поочередно группами (слева - направо, 
сверху - вниз) зажигаются единичные индикаторы, используемые в данной модификации ог-
раничителя. 

После прохождения теста на верхний ИЖЦ выдается значение текущего момента оп-

рокидывания крана, на средний ИЖЦ - наименование параметра, а на нижний ИЖЦ - величи-
на одного из следующих параметров [Выбор одного из этих параметров осуществляется на-
жатием кнопок "+" (37) и " - " (38)]: 

AL (альфа )- угол наклона стрелы в градусах; 
GA (гамма) - угол поворота платформы (азимут) в градусах; 
Р

п

 - 

давление в поршневой полости гидроцилиндра в атмосферах; 

Р

ш

 - 

давление в штоковой полости гидроцилиндра в атмосферах; 

Р - результирующее давление на поршень гидроцилиндра в атмосферах; 

t - 

температура окружающего воздуха в градусах Цельсия; 

d1 - 

наличие на дискретных входах "D4" - "D1" напряжения 24 В. При этом появление 

цифры 1 в соответствующих разрядах (справа - налево) нижнего индикатора указывает на: 

в разряде 1 - срабатывание концевого выключателя подъема крюка; 

в  разряде  2  -  срабатывание концевого  выключателя  полностью  собранной  стрелы 

(если таковой имеется); 

в  разряде  4  -  срабатывание  концевого  выключателя  подъема  стрелы  вверх  (если 

таковой имеется); 

d2 - 

наличие на дискретных входах "D8" - "D5" напряжения 24 В. При этом появление 

цифры 1 в разряде 2 (при отсчете с справа - налево) нижнего индикатора указывает на сра-
батывание концевого выключателя выдвижения стрелы. 

Повторное нажатие на кнопку ТЕСТ переводит ограничитель в рабочий режим. 
Коды неисправностей ОНК приведены в таблице 3. 
Каждое  нажатие  на  кнопку  смены  индикации  (44)  приводит  к  смене  группы  пара-

метров  обозначены на лицевой панели синим (MRQ

мах

) и желтым (LНQ) цветом  , выдавае-

мых для отображения на ИЖЦ. При этом группа индицируемых параметров указывается од-
ним из включенных индикаторов 34 или 35 (см. выше). 

Кнопка  выбора  режима  работы  стрелового  оборудования  и  опорного  контура 

(45) предназначена для выбора режима работы (стрела или гусек), устанавливает требуемую 
для работы конфигурацию опорного контура: выдвинутые опоры, вдвинутые опоры, работа с 
колес (индикаторы 25 - 29). 

Общий  режим  работы  опорного  контура  и  стрелового  оборудования  указывается 

цифрой (появляется после первого нажатия на кнопку 45) на нижнем ИЖЦ после знака "Р - ". 

Смена типа стрелового оборудования происходит при каждом нажатии кнопки 45. 
После завершения выбора режима работы стрелового оборудования и опорного кон-

тура необходимо нажать кнопку " " (40, - кнопка занесения режима в память ОНК). 

 

 

 

Лист 

 

 

ЛГФИ.408844.009-25 РЭ

 

 

15 

Кнопка выбора схемы запасовки полиспаста (46) предназначена для выбора (ус-

тановки) числа канатов в полиспасте крюка. 

Для установки требуемой кратности запасовки необходимо кратковременно нажимать 

кнопку 46 до тех пор, пока сумма цифр у включенных индикаторов запасовки (19 - 22) не бу-
дет равна необходимой кратности. Установленная кратность запасовки выдается на средний 
ИЖЦ сразу же после нажатия кнопки 46. 

Пример - Если горят индикаторы 8 и 4, это значит выбрана запасовка 12 (сумма цифр 8 и 4, 

проставленных в непосредственной близости с включенными индикаторами запасовки). 

После установки схемы запасовки необходимо нажать кнопку " " (40). 
Кнопка СБРОС не используется 

2.2 Датчики первичной информации 

2.2.1 Преобразователи давления 
Преобразователи давления, устанавливаемые в поршневую (преобразователь "П") и 

штоковую (преобразователь "Ш") полости гидроцилиндра стрелы или в соединенные с ними 
трубопроводы, служат для определения усилия, создаваемого грузом на шток гидроцилиндра 
подъема стрелы. 

Преобразователь  -  тензометрический  резистивный  мост,  наклеенный  на  стальной 

цилиндр, на внутреннюю полость которого действует измеряемое давление. 

Два тензорезистора, приклеенные на тонкостенную часть цилиндра, под воздействи-

ем  давления  растягиваются,  что  приводит  к  изменению  (увеличению)  их  сопротивления,  а, 
следовательно, к изменению сопротивления моста. Два других тензорезистора, приклеенные 
на торец (основание) цилиндра, под воздействием давления не растягиваются и служат для 
термокомпенсации моста. 

Выходное напряжение (13 мВ при 25 МПа) с диагонали моста преобразователя пода-

ется в БОД, усиливается и поступает на вход коммутатора АЦП. 

Примечание - В усилителе предусмотрена возможность подстройки нуля преобразователя. 
Для  коррекции  температурного  ухода  параметров  преобразователей  давления  ис-

пользуется установленный в датчике азимута (см. п. 2.2.3.3) терморезистор, измеряющий те-
кущее значение температуры окружающего воздуха. 

2.2.2 Датчик угла маятниковый 
Датчик угла маятниковый (ДУГМ) устанавливается на корневой секции стрелы и слу-

жит для измерения угла наклона стрелы относительно горизонта. 

Датчик представляет собой датчик линейных ускорений, формирующий выходное на-

пряжение от минус 0,7 до + 0,7 В при изменении угла от 0 до 90 . Усиленное в БОДе (в три 
раза) выходное напряжение датчика поступает на вход коммутатора АЦП. 

Напряжения питания ДУГМ (  15 В) поступают из БОДа. 

 

 

 

 

Лист 

 

 

ЛГФИ.408844.009-25 РЭ

 

 

16 

2.2.3 Датчики длины стрелы и угла поворота платформы (азимута) 
2.2.3.1 Основным элементом датчиков длины стрелы (ДД) и угла (азимута) [ДУГ] яв-

ляется проволочный переменный резистор типа СП5-21-1-6,8 кОм с большой износоустойчи-
востью, вал которого жестко связан с соответствующими механизмами крана. 

Из БОДа на резистор подается опорное напряжение + 5 В. Напряжение, снимаемое 

со средней точки потенциометра и пропорциональное углу поворота (стрелы или платформы 
крана), через диодную схему защиты поступает на вход коммутатора АЦП БОДа. 

2.2.3.2 ДД устанавливается на корневой секции стрелы. Трос ДД соединяется с ого-

ловком стрелы и при выдвижение последней вращает пружинный барабан и связанный с ним 
через редуктор вал потенциометра. Возврат потенциометра в исходное состояние осуществ-
ляется пружинным барабаном. 

Для исключения провисания троса датчика барабан закручивается на четыре оборо-

та от свободного состояния пружины при минимальной длине стрелы. 

2.2.3.3 ДА устанавливается на оси вращения платформы и служит для измерения уг-

ла поворота платформы крана относительно кабины водителя. 

Для  измерения  текущее  значение температуры  окружающего воздуха в  ДА установ-

лен терморезистор, обеспечивающий температурную коррекцию параметров преобразовате-
лей давления (см. п. 2.2.1). 

2.2.4 Модуль защиты от опасного напряжения 
Модуль защиты от опасного напряжения (МЗОН) вырабатывает: 

импульсный сигнал амплитудой 8-15 В, частота которого зависит от напряженности 

электрического  поля, 

постоянное напряжение  8-15 В, в случае срабатывания или отказа МЗОНа; 

напряжение ноль вольт, если разомкнут концевой выключатель подъема крюка. 

Формируемый модулем сигнал по кабелю (тросу) передается в БОД для обработки. 
При наличие сигнала от ЛЭП БОД запрещает выполнения операций крана до введе-

ния  координатной  защиты  или  переключения  на  другой  диапазон  МЗОНа  кнопкой  «ВЫБОР 
П» ( в моделях ОНК выпуска с мая 2002г. ). 

3 Использование по назначению 

ВНИМАНИЕ  !  В  ОНК  УСТАНОВЛЕНА  ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ  ПАМЯТЬ,  ФИКСИРУЮЩАЯ 

РАБОЧИЕ  ПАРАМЕТРЫ,  УКАЗАННЫЕ  В  П.  1.2.3,  В  ТЕЧЕНИЕ  ЧЕТЫРЕХ  ПОСЛЕДНИХ  ЧАСОВ  РАБОТЫ 

КРАНА, А ТАКЖЕ СТЕПЕНЬ НАГРУЗКИ КРАНА В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО СРОКА СЛУЖБЫ ПОСЛЕДНЕГО. 

3.1 Эксплутационные ограничения (Меры безопасности) 

Ограничитель не содержит источников опасности для обслуживающего персонала и 

при его эксплуатации необходимо руководствоваться настоящим документом. 

При проведении сварочных работ на кране ОНК должен быть обесточен. 

 

Лист 

 

 

ЛГФИ.408844.009-25 РЭ

 

 

17 

Запрещается  проводить  настройку  и  регулировку  ограничителя  на  кране  лицам,  не 

имеющим специальной подготовки и удостоверения на право проведения указанных работ. 

Запрещается эксплуатация ограничителя с поврежденными пломбами. 
Наличие ограничителя на кране не снимает ответственности с крановщика в случае 

опрокидывания или поломки узлов крана. 

3.2 Подготовка изделия к использованию 

3.2.1 Схема включения ограничителя на кране приведена на рисунке 2. 
3.2.2  Перед  включением  ограничителя  необходимо  изучить  назначение  элементов 

индикации и органов управления на передней панели БОДа (см. рисунок 4 и п. 2.1.4). 

3.2.3 При работе с ограничителем необходимо помнить: 

работа кpана над кабиной в сектоpе 60° запpещена  гоpят кpасная и зеленая лампы, 

мигают индикаторы ограничений "Поворот вправо" (31) и "Поворот влево" (32), звучит звуко-
вой сигнал . Для вывода стрелы крана в рабочую зону необходимо нажать кнопку блокировки 
на пульте управления крана. При  полностью втянутой стреле и массе груза на крюке менее 
0,8 т аварийная сигнализация не включается (для облегчения укладки стрелы в транспортное 
положение); 

при  больших  углах  наклона  стрелы  дается  предупреждение  о  приближении  к  мак-

симально допустимому углу наклона (когда гидроцилиндр подъема стрелы полностью выдви-
нут) миганием индикатора (30) ограничения по высоте ("Потолок"). При срабатывании ОНК на 
этих  углах  (горят  красная  и  зеленая  лампы)  необходимо  нажать  (для  снятия  координатной 
защиты) кнопку на пульте управления краном и опустить стрелу; 

при  попытке  опустить  стрелу  на  угол,  меньший  угла  наклона,  соответствующего 

максимальному  вылету,  запрещаются  все  движения  крана  горят  красная  и  зеленая  лампы, 
мигает индикатор "Стена" (31) координатной защиты  и дальнейшая работа возможна только 
с нажатой кнопкой на пульте управления краном; 

при отказе датчиков работа крана запрещается (блокируются все движения); 

ограничитель не имеет собственного переключателя для подачи напряжения пита-

ния. Включение ОНК производится тумблером на пульте крана одновременно с включением 
приборов  в  кабине.  О  включении  ограничителя  свидетельствует  загорание  индикатора  ВКЛ 
(индикатор 5 на рисунке 4) на передней панели БОДа. 

Если включение ОНК производится при температуре менее минус 10 С, включается 

обогрев ИЖЦ, о чем свидетельствует загорание индикатора ТС (4). 

Если ОНК эксплуатируется при температурах ниже минус 30 °С, то выдача информа-

ции на ИЖЦ начнется после их прогрева в течение 5 мин. 

3.3 Использование изделия 

3.3.1 Включение ОНК 

Включить тумблер подачи питания в цепи управления крана. 
Проконтролировать загорание индикатора ВКЛ на передней панели БОДа, прохождения 

теста самоконтроля и последующий переход ОНК в рабочий режим. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..