ЕГЭ по обществознанию. Сборник тестов для тематического контроля и подготовки с ответами - часть 25

 

  Главная      Книги - Тесты по ЕГЭ     ЕГЭ по обществознанию. Сборник тестов для тематического контроля и подготовки с ответами

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  23  24  25  26   ..

 

 

ЕГЭ по обществознанию. Сборник тестов для тематического контроля и подготовки с ответами - часть 25

 

 

масштабах: вширь - на всем пространстве планеты, вглубь - на всех уровнях
организации от локального до всемирного… 

Наряду   с   традиционными   факторами  __________________   (3)

(территория, население, уровень экономического развития, величина армии и
степень ее оснащенности, научно-техническая база, система союзов и т.д.)
глобализация   выдвигает   на   первый   план   новые   факторы   силы:
информационно-коммуникационный   потенциал,   положение   на   мировых
финансовых   рынках,  ______________(4),   возможности   воздействия   через
международные   организации,   идейно-политические   рычаги.   В   нынешних
условиях   взаимопроницаемость   национальных   организмов   делает   сильных
сильнее, а слабых - слабее.

Выберите   из   предлагаемого   списка   слова,   которые   необходимо

вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните,
что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя

каждый пробел.

А) 

национальная мощь

Б) 

антиглобализм

В) 

человечество

Г) 

проблемы

Д) 

глобальный

Е) 

современные технологии

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже

таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву,
обозначающую в списке выбранное вами слово. 

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

Ответ: ВДАЕ

Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В15 и В16

Ученые-обществоведы   страны   Н.   провели   опрос   общественного   мнения.
Гражданам,   участвующим   в   опросе,   был   задан   вопрос:  «В   чем,   на   ваш
взгляд,   в   наибольшей   степени   проявляются   в   современном   мире
элементы традиционного общества?»
 . Ученые предложили респондентам
свои варианты ответа. 
По итогам опроса была составлена диаграмма  «Элементы традиционного
общества в современном мире»

195

0

5

10

15

20

25

30

Элементы традиционного общества в современном мире

семейные
устои

сохранение
старинных
религий
монархическ
ие режимы

ручное
ремесло

народные
суеверия и
обряды

Найдите   в   приведенном   списке   выводы,   которые   можно   сделать   на
основании диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Семейные   устои   –   ведущий   элемент   традиционного   общества,   по

мнению большинства опрошенных.

2) В   наименьшей   степени   видят   опрошенные   элементы   архаического

общества в руном производстве.

3) Народные   суеверия   –  важнейший   пережиток   прошлого   в  сознании

современного человека.

4) Сохранение семьи и ее устоев важнее для граждан, чем сохранение

монархии.

5) Традиционные   религии   как   элемент   прошлого,   уступают   по

значимости народным суевериям.

Ответ: ____________(345)

Результаты социологического  опроса, представленные на диаграмме, были
опубликованы   и   прокомментированы   в   средствах   массовой   информации.
Какие   из   приведенных   ниже   выводов   вытекают   непосредственно   из
информации, полученной из опроса?

В15

В16

196

1) В  политике  и экономике элементы  традиционного  общества  менее

значимы, чем в сфере семейно-бытовых отношений.

2) Народные   суеверия,   обряды,   передающиеся   из   поколения   в

поколение, по-прежнему значимы для людей.

3) И   в   современном   мире   человек   не   свободен   от   влияния

традиционных религий и народных обрядов, веры в духов.

4) Современный   человек   –   рационален,   и   элементы   традиционного

общества он видит только в политике.

5) Многое   в   политической   и   экономической   жизни   современного

общества – элементы прошлого, традиции.

Ответ: ____________(123)

Проанализируйте данные таблицы  и выполните задания В17 и В18

В стране Р. был проведен опрос социологической службой. Участвующим в
опросе гражданам   18-25-ти лет и 40-50-ти лет было предложено выбрать
продолжение   фразы:   «Глобальные   проблемы   современности   можно
разрешить путем ….»
 .
Результаты   опроса   были   подсчитаны   учеными   и   представлены   в   виде
таблицы (данные приведены в %):

Вариант продолжения фразы:

Выбор
18-25-ти летних

Выбор 
40-50-ти летних

договоренностей   между   странами
«большой восьмерки»

12

20

разумного

 

самоограничения

потребностей человечества

8

32

распространения   идей   гуманизма,
толерантности,

 

экологической

культуры

12

28

установления

 

всемирного

тоталитарного государства

36

8

возвращения

 

человека

 

к

естественному состоянию, отказа от
всех технических достижений

32

12

Найдите   в   приведенном   списке   выводы,   которые   можно   сделать   на
основании   материалов   таблицы   и   запишите   цифры,   под   которыми   они
указаны.

В17

197

1) люди среднего возраста в большей степени, чем молодежь, склонны

полагать,   что   разумное   самоограничение   поможет   разрешить
глобальные проблемы

2) молодежь,   более   чем   старшее   поколение,   обращает   внимание   на

установление жесткого мирового порядка

3) и молодое и старшее поколение полагает, что возвращение в пещеры, к

природе  – основной путь решения глобальных проблем

4) больший   процент   старшего   поколения   верит,   что   договоренности

ведущих стран мира помогут решить глобальные проблемы 

5) молодежь   в   большей   степени,   чем   старшее   поколение,   ценит

гуманистические ценности и культуру.

Ответ: ____________124

Результаты   социологического   опроса,   представленные   в   таблице,   были
опубликованы   и   прокомментированы   в   средствах   массовой   информации.
Какие   из   приведенных   ниже   выводов   вытекают   непосредственно   из
информации, полученной из опроса?

1) Молодежь отличает больший радикализм взглядов и неверие в добрую

волю людей.

2) Старшее поколение, умеющее ценить добро, ценность жизни, убеждено,

что   только   гуманистические   идеалы   способны   обеспечить   будущее
человечеству.

3) Молодежь   скептически   относится   к   идее   прогресса,   предпочитая

возвращение к природе.

4) Старшее   поколение   опрошенных   граждан   разуверилось   в   идеалах

гуманности и согласия между людьми.

5) Пути   разрешения   глобальных   проблем   представители   молодого   и

старшего поколения видят одинаково.

Ответ: ____________123

К   каждому   положению   первой   части   таблицы   (суждениям)   подберите
подходящее по смыслу положение из второй части таблицы (аргументов).  
I.

СУЖДЕНИЯ

А) Проблема   «Севера   и   Юга»   тесно   связана   с   другими   глобальными

проблемами.

Б)

Традиционное общество устойчиво и консервативно.

В)

Потребительское отношение человека к природе стало одной из причин
современного экологического кризиса.

Г)

Глобальные проблемы современности носят комплексный характер.

II.

АРГУМЕНТЫ

1)

Люди воспринимали природу только как кладовую полезных для себя
ресурсов, забывая о том, что мы сами – часть природы.

В18

В19

198

2)

Так,   к   примеру,   разрыв   в   уровне   благосостояния   между   народами
порождает   нестабильность,   почву   для   терроризма   и   локальных
конфликтов.

3)

Так как оно обращено в прошлое и сориентировано на воспроизводство
существующей системы отношений.

4)

В   частности,   демографические   проблемы   тесно   связаны   с
экономической отсталостью и другими социальными проблемами.

Полученный ответ запишите в таблицу ответа.

А

Б

В

Г

Ответ: 2314

Установите   логическую   последовательность   предложений   таким   образом,
чтобы они составили связный текст. 
А) Истоки   человеческой   истории,   древность,   средневековье,   прошлые

времена   характеризуются   учеными-обществоведами   как
традиционное общество.

Б)

К числу подобных элементов можно отнести многие семейные устои,
влияние религии.

В)

Это не так, и в современном мире сохраняется множество элементов
традиционного общества.

Г)

Означает ли это, что все его элементы и проявления остались далеко
в прошлом?

Д) Традиция устойчива, ее порой проще сломать, чем видоизменить.

Получившуюся последовательность букв впишите в таблицу ответа.

1

2

3

4

5

Ответ: АГВБД

В20

199

Часть С 

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Эволюция и революция

Эволюция,   по   пути   которой   прошли   многие   народы   Запада,   показала

свои преимущества. 

Отметим   основные   признаки   эволюции.   Во-первых,   в   отличие   от

революций   с   их   бурным   разрушительным   пафосом,   эволюционная   форма
дала   возможность   обеспечить   преемственность   общественного   развития   и
благодаря этому сохранить все накопленное богатство. Во-вторых, эволюция,
вопреки нашим примитивным представлениям, сопровождалась и крупными
качественными   изменениями   в   обществе,   причем   не   только   в
производительных силах и технологии, но и в духовной культуре, в образе
жизни людей. В-третьих, для решения возникавших в ходе эволюции новых
общественных задач, она взяла на вооружение такой способ общественного
преобразования,  как реформы, оказавшиеся  по своим «издержкам» просто
несопоставимыми с гигантской ценой многих революций. 

В конечном счете, как показал исторический опыт, эволюция способна

обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавая ему к тому же
цивилизованную форму. Следовательно,   устаревшие догматические схемы
прошлого необходимо отбросить, но при этом нельзя из истории вычеркнуть
и революции с их своеобразными закономерностями и решительностью.

 Диалектика такова: когда эволюционное развитие общества становится

невозможным, наталкиваясь на объективные и субъективные преграды,  на
смену   приходит   революция,   способная   их   устранить   и   вновь   расчистить
дорогу эволюции. При вариативности исторического процесса эволюция и
революция являются двумя формами социального прогресса. 

(Адаптировано по П.В.Волобуеву)    

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты
текста и озаглавьте их.

Какие три признака эволюции указывает автор? Перечислите их с опорой на
текст. 

С1

С2

200

Автор   подчеркивает,   что   «эволюция,   по   пути   которой   прошли   многие
народы   Запада,   показала   свои   преимущества».    Проиллюстрируйте
преимущества эволюционного пути развития любыми двумя примерами из

жизни   европейских   стран,   опираясь   на   материал   курсов   истории   и
обществознания.

Как связаны, по мнению автора эволюционные и революционные изменения
в   обществе?   Приведите   два   типа   исторических   ситуаций,   в   которых
революционные изменения становятся неизбежными. 

В   стране   П.   у   власти   в   течение   двух   десятков   лет   находился   военный
диктатор,   упразднивший   парламент,   выборы,   проводивший   политику
уничтожения   оппозиции   и   массовых   репрессий.   Правящий   режим   привел

страну   к   тяжелому   социально-экономическому   кризису.   Какой   путь
общественных   изменений,   на   ваш   взгляд,   предпочтителен,   в   данных
условиях,   в   стране   П.   Найдите   в   тексте   цитату,   которая   объясняет
преимущество заявленного вами пути общественных изменений.

Автор   подчеркивает,   что   эволюция   «взяла   на   вооружение   такой   способ
общественного   преобразования,   как   реформы,   оказавшиеся   по   своим
«издержкам»   просто   несопоставимыми   с   гигантской   ценой   многих
революций».  Сформулируйте   свою   точку   зрения   в   отношении   авторской
позиции. Приведите два аргумента, подтверждающие преимущества реформ
в сравнении с революциями.

Часть 3

Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты
текста и озаглавьте их.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

смысл)

Балл

В   правильном   ответе   пункты   плана   должны   соответствовать
основным   смысловым   частям   текста   и  отражать   основную   идею

С3

С4

С5

С6

С1

201

каждой части.
Могут быть выделены следующие смысловые части: 

1) эволюция и ее признаки;
2) эволюция и социальный прогресс;
3)   взаимосвязь   эволюции   и   революции   в   общественном
прогрессе.

Возможны   иные   формулировки   пунктов   плана,   не   искажающие
сути   основной   идеи   фрагмента,   и   выделение   дополнительных
смысловых блоков.
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты
плана) отражают основную идею каждой части текста. Количество
выделенных частей может быть различным.

2

Выделены   не   все   (но   большая   часть)   основные   части   текста,   их
названия   (пункты   плана)   отражают   основные   идеи   выделенных
фрагментов   ИЛИ   Не   все   (но   большая   часть)   выделенные   части
текста   соответствуют   содержательно   и   логически   завершенным
компонентам   текста   ИЛИ   Не   все   (но   большинство)   названия
выделенных частей (пункты плана) соответствуют основной идее
фрагмента текста

1

Не выделены основные части  текста  ИЛИ Названия  выделенных
частей (пункты плана) не соответствуют основной идее фрагментов
текста,   являясь   цитатами   из   соответствующего   фрагмента   ИЛИ
Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

Какие три признака эволюции указывает автор? Перечислите их с опорой на
текст.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

смысл)

Балл

В ответе должно быть представлены элементы:
Указаны основные признаки эволюции:
1)     эволюционная   форма   дала   возможность   обеспечить
преемственность общественного развития;
2)     эволюция   сопровождалась   крупными   качественными
изменениями в обществе,  причем не только в производительных

С2

202

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  23  24  25  26   ..