ЕГЭ по обществознанию. Сборник тестов для тематического контроля и подготовки с ответами - часть 13

 

  Главная      Книги - Тесты по ЕГЭ     ЕГЭ по обществознанию. Сборник тестов для тематического контроля и подготовки с ответами

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..

 

 

ЕГЭ по обществознанию. Сборник тестов для тематического контроля и подготовки с ответами - часть 13

 

 

Могут быть указаны и иные  пояснения (аргументы).

Указаны три пояснения (аргумента).

3

Указаны два пояснения (аргумента).

2

Указано одно пояснение (аргумент).

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл 3

Укажите   любые   три  роли   семьи   в   жизни   общества   и   человека,
проиллюстрировав каждую из них конкретным примером. 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются   иные   формулировки   ответа,   не   искажающие   его
смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Указаны   три   функции   общения   и   приведены   примеры,   их
иллюстрирующие, допустим:

10)

1)   функция   передачи   информации   (коммуникативная)

(например,     друзья   по   переписке   в   социальной   сети
«Одноклассники»   рассказали   друг   другу   о   проведенном   летнем
отдыхе и новых впечатлениях от поездок);

11)

2) функция взаимоприятия, взаимопонимания (перцептивная)

(например,   оказавшись   вместе   в   командировке   люди,
представители   разных   конфессий,   смоли   найти   много   общего   в
своих   взглядах,   преодолеть   былые   стереотипы,   мешающие
пониманию);

12)

3)   функция   совместной   деятельности,   взаимодействия

(интерактивная) (например, коллеги по работе в фирме выработали
сообща   предложения   по   преодолению   кризисной   ситуации   и
осуществили   их   в   практической   деятельности,   добившись
увеличения прибыли).

13)

Могут быть приведены иные верные примеры.
Приведены три функции и иллюстрирующие их  примеры

3

Приведены две функции и иллюстрирующие их  примеры

2

Приведена одна функция и иллюстрирующий ее  пример

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

3

С10

99

В   ходе   социологического   опроса,   проведенного   Службой   изучения
общественного   мнения   в   разных   регионах   страны   Н.,   респондентам
предлагалось   ответить   на   вопрос:  «Может   ли   Ваша   семья   оплачивать
услуги   жилищно-коммунального   хозяйства   без   предоставляемых
государством дотаций и льгот?»
 
Полученные результаты представлены в виде диаграммы. 

Сформулируйте   любые   три   вывода,   которые   могут   сделать   ученые-
социологи   на   основании   результатов   опроса.   Предложите   на   основании
полученных   данных   любые   три   рекомендации   разработчикам   реформы
жилищно-коммунального хозяйства в стране Н. 

Содержание верного ответа

(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)

Правильный ответ должен содержать элементы:
1) могут быть сформулированы выводы

 

 , например

 

 :

– около трети опрошенных определенно не смогут оплачивать пакет услуг
ЖКХ без дотаций;
– половина населения сможет оплачивать услуги, но с большим трудом; 
– население   не   сможет   приобретать   другие   товары   и   услуги,   уплатив   за
услуги ЖКХ;
– уровень   жизни   большинства   населения   в   стране   достаточно   низкий,   а
жилье дорогое.
2) могут быть предложены три рекомендации

 

 , допустим

 

 :

–   государство   не   может   отказаться   от   льгот   в   системе   ЖКХ   без   угрозы

С11

100

социального недовольства;
–   правительством   должна   быть   создана   система   адресной   поддержки
наиболее незащищенных слоев, развита система жилья социального найма;
– государству   необходимо   расширять   рынок   производимых   социальных
услуг, чтобы создать на нем конкуренцию, и за счет этого снизить цены на
услуги ЖКХ.
Могут быть и иные верные формулировки выводов и рекомендаций.

Указания к оцениванию

Баллы

Приведены   три   верных   вывода,   предложены   три   корректных
рекомендации.

3

Приведены три вывода, предложена одна-две рекомендации,
ИЛИ   сформулирован   один-два   вывода   и   предложены   три
рекомендации,   ИЛИ   сформулированы   два   вывода   и   две
рекомендации (4–5 элементов ответа).

2

Приведены   один-два   вывода   и   одна   рекомендация,   ИЛИ
приведены один вывод и одна-две рекомендации (2–3 элемента
ответа).

1

Приведен любой один элемент ответа, ИЛИ ответ неправильный.

0

Приведите   три   любые  особенности   молодежи  как   социальной   группы,
каждую из которых проиллюстрировав конкретным примером 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

смысл)

Балл

ы

В ответе должны присутствовать элементы:
Приведены   три   особенности  молодежи   и   иллюстрирующие

их примеры:

1)   способность   к   усвоению   нового   (   например,   молодой

человек лучше ориентируется в компьютерных технологиях, чем
старшее поколение);

2) более   высокий   уровень   социальной   мобильности

(например, молодому человеку проще сменить работу, получить
новую профессию, квалификацию);

3) мессианский   комплекс   (например,   молодой   человек

C12

101

стремиться к преобразованию мира по своим предпочтениям).

Могут   быть   приведены   другие   особенности   и   другие

примеры.

Приведены   три   особенности   и   иллюстрирующие   их

примеры.

3

Приведены две особенности  и иллюстрирующие их примеры

2

Приведен одна особенность и иллюстрирующий их пример

1

Приведен одна особенность без примера ИЛИ один пример
Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

3

Приведите  три критерия,  на основании которых возможно осуществление
социальной   дифференциации,   проиллюстрировав   каждый   из   них
конкретным примером. 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

смысл)

Балл

ы

В ответе должны присутствовать элементы:
Сформулированы   три   критерия,   каждый   из   которых

проиллюстрирован примером:

1)   по   уровню   дохода   (например,   богатые,   бедные,   средние

слои);

2) по   уровню   образования   (например,   со   средним

образованием,   с   высшим   образованием,   средним   специальным
образованием);

3) по   месту   проживания   (например,   горожане,   селяне,

провинциалы).

Могут быть приведены другие критерии и другие примеры.

Приведены три критерия  и иллюстрирующие их примеры.

3

Приведены два критерия  и иллюстрирующие их примеры.

2

Приведен один критерий и иллюстрирующий их пример.

1

C13

102

Приведен один критерий без примера ИЛИ один пример
Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

3

Приведите   три   любых  вида   социальных   норм,   каждый   из   которых
проиллюстрируйте конкретным примером. 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

смысл)

Балл

ы

В ответе должны присутствовать элементы:
Приведены три вида социальных норм и иллюстрирующие их

примеры:

1) нормы   этикета   (например,   мужчина   должен   подать

женщине руку при высадке из автомобиля или открыть дверь и
пропустить женщину впереди себя);

2) обычаи (например, при посещении природного комплекса

Алханай в Забайкалье пролезть через скалу «Щель грешников»,
тем самым очистившись от грехов);

3) традиции   (например,   в   школе   проводятся   встречи

выпускников прошлых лет со своими учителями).

Могут быть приведены другие нормы и другие примеры.

Приведены три нормы и иллюстрирующие их примеры.

3

Приведены две нормы и иллюстрирующие их примеры.

2

Приведена одна норма и иллюстрирующий их пример.

1

Приведена   одна   норма   без   примера,   ИЛИ   приведен   один

пример, ИЛИ ответ неправильный.

0

Максимальный балл 

3

Вам   поручено   подготовить   развернутый   ответ   по   теме   «Общество   и
природа
». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту
тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или
более детализированы в подпунктах.

С14

С15

103

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

смысл)

Баллы

При анализе ответа учитываются: 
– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их
соответствия заданной теме;   
– соответствие   структуры   предложенного   ответа   плану
сложного типа.       

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Общество  и природа – органические  части материального
мира.
2)   Влияние   природы   (окружающей   среды)   на   общественные
процессы:
а) темпы и качество социальной динамики;
б)   размещение   производительных   сил   и   хозяйственная
специализация;
в)   особенности   ментальности,   мироощущения   и   характера
людей;
г) природные катаклизмы и их социальные последствия.
3) Воздействие общества на природную среду.
а)   изменение   ландшафтов   под   влиянием   деятельности
человека;
б)   использование   невозобновляемых   и   возобновляемых
природных ресурсов;
в) использование флоры и фауны;
г) создание преобразованной человеком природной среды 
4) Значение природы для человека и общества:
а) кладовая ресурсов;
б) естественная среда обитания;
в) источник вдохновения и красоты.
5)   Специфика   взаимодействия   природы   и   общества   на
современном этапе общественного развития.

Возможно   другое   количество   и   (или)   иные   корректные
формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть
представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Формулировки   пунктов   плана   корректны   и   отражают
содержание   темы.   Структура   ответа   соответствует   плану
сложного типа.

2

104

Отдельные   пункты   плана   не   отражают   содержание   темы.
Структура   ответа   соответствует   плану   сложного   типа.
ИЛИ 
Формулировки   пунктов   плана   отражают   содержание   темы.
Структура ответа не полностью соответствует плану сложного
типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

1

План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной
темы

0

Максимальный балл 

2

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме  «Семья и ее роль в
обществе»
. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать
эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или
более детализированы в подпунктах. 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

смысл)

Балл

ы

При анализе ответа учитываются: 

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения

их соответствия заданной теме;   

– соответствие   структуры   предложенного   ответа   плану

сложного типа.       

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1)   Семья   –   первичная   ячейка   общества./   Семья   –   институт
воспроизводства и развития общества.
2) Свойства семьи как малой группы:

а) наличие кровнородственных или брачных связей;
б) совместное ведение домашнего хозяйства, бытовые отношения.
3) Основные функции семьи:
а) репродуктивная;
б) досуговая;
в) социально-статусная;
г) хозяйственная;
д) эмоционально-психологическая;
е) воспитательная. 
4) Формы семьи:
а) по составу (нуклеарная, поколенная, полная, неполная);
б) по характеру взаимоотношений между членами (традиционная

С16

105

(патриархальная), партнерская (демократическая)).
5) Тенденции развития семьи в современном обществе:

а) равномерное распределение прав и обязанностей в семье;
б) изменение традиционных гендерных ролей в семьях;
в) увеличение числа ранних браков и их распад;
г) утрата прежних традиций, праздников и авторитета взрослых
членов семьи;
д) рост числа разводов и  сексуальное раскрепощение;
е) увеличение занятости женщины вне семьи, интересов членов
семьи, не связанных с семейной жизнью.

6) Особенности развития семьи в современной России.

Возможно   другое   количество   и   (или)   иные   корректные

формулировки   пунктов   и   подпунктов   плана.   Они   могут   быть
представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. 

Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание
темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Отдельные   пункты   плана   не   отражают   содержание   темы.
Структура   ответа   соответствует   плану   сложного   типа.
ИЛИ
Формулировки   пунктов   плана   отражают   содержание   темы.
Структура   ответа   не   полностью   соответствует   плану   сложного
типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

1

План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной
темы

0

Максимальный балл 

2

Вам   поручено   подготовить   развернутый   ответ   по   теме  «Нации   и
национальные отношения»
. Составьте план, в соответствии с которым вы
будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из
которых два или более детализированы в подпунктах. 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

смысл)

Баллы

При анализе ответа учитываются: 

– корректность   формулировок   пунктов   плана   с   точки

зрения их соответствия заданной теме;   

С17

106

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..