ИДЕНТИФИКАЦИЯ СПЛАВОВ ДРАГМЕТАЛЛОВ

  Главная       Учебники - Металлургия      Ювелирные изделия (лекции)

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

 

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СПЛАВОВ ДРАГМЕТАЛЛОВ

 

«Не все то золото, что блестит» - с течением времени актуальность народной мудрости только возрастает.  Современный рынок фальшивого золота просто захватывает дух! Поэтому актуальность того, как отличить золото от подделки, только возрастает.

Драгоценный металл и ювелирные украшения так искусно подделывают, что отличить настоящее золото от подделки простому обывателю становится все сложнее и сложнее.

Тем не менее, есть несколько способов, с помощью которых можно определить истинность золота, не прибегая к лабораторным испытаниям.

- вооружившись лупой, исследовать драгоценный предмет на наличие пробы. Отсутствие штампа государственного пробирного контроля, или его неаккуратное выполнение (криво проставленные цифры, неровное расположение самой пробы, смазанное клеймо) должно натолкнуть вас на мысль о купленной подделке. Требования к выполнению клейма завода-производителя не такие строгие, оттиск (именник) может быть проставлен немного косо, главное, чтобы он все-таки присутствовал. Проба должна быть поставлена на всех частях драгоценности, иначе может оказаться так, что одна деталь выполнена из настоящего золота, другая из сплава-имитатора.

- исследовать внутреннюю сторону изделия. Если она выполнена профессионально, значит, вероятность подделки ощутимо снижается.

- есть мнение, что настоящее золото можно определить по звуку. Если бросить на твердую, гладкую поверхность кольцо, оно обязательно издаст хрустальный звон. Такая верификация вызывает сомнения среди специалистов, да и отличить звон золотого колечка от колечка из другого сплава может человек, обладающий как минимум музыкальным слухом.

- поцарапать поверхность драгоценного изделия, в случае фальшивки под золотым покрытием может обнаружиться далеко не благородный металл.

- капнув на поверхность металла йодом, по цвету пятнышка можно судить об истинности золота. Если пятнышко темного цвета – значит, это золотой сплав (пятнышко легко удаляется кусочком мягкой ткани).  Если станет молочного цвета – нет.

- опустить на некоторое время изделие в уксус, если оно начнет темнеть, значит это не золотой сплав.

- на влажном от воды изделии ляписным карандашом рисуют небольшую чёрточку: если на металле остается след, значит это псевдозолото.

- если нанести хлорное золото на поверхность драгоценного металла, никакой реакции не произойдет, т.к. золото обладает химической инертностью. Если это подделка, то сплав будет шипеть и портиться.

- одним из наиболее известных способов проверки золота на подлинность является использование лидийского или пробирного камня. Пробирный камень стойкий к реактивам, не содержит соединений цветных металлов, поверхность его однородна и не пориста, преимущественно черного цвета.

Алгоритм проверки золота пробирным камнем заключается в следующем:

    - поверхность пробирного камня натирают миндальным маслом, после насухо вытирают фильтрованной бумагой;

    - по поверхности абразивного бруска проверяемым изделием прочерчивают черту, не более 15 мм длиной;

    - затем около черты прочерчиваются штрихи, их наносят специальными иглами, на которых проставлены проба 375, 585, 750, 999;

    - далее поперек штрихов наносят азотную кислоту. Металл сплава от реактива окисляется, а сама черта темнеет. Если цвет черты от изделия темнее, чем цвет пробирной иглы, следовательно, проба ниже, чем указана на изделии.

 

ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

 

Невероятно, но в Российской нормативной базе нет однозначного определения термина «драгоценные камни». Термин "драгоценные камни" является совершенно условным. Существует множество классификаций по различным основаниям в России и других странах, в которых требования, предъявляемые к драгоценным камням, очень различны, непостоянны и иногда противоречивы.

Традиционно драгоценными, известными как таковыми сотни лет, считаются алмаз, рубин, сапфир, изумруд и жемчуг.

Другие драгоценные камни, используемые в ювелирном деле изначально называли несколько длинновато - "цветные драгоценные камни, кроме рубина, изумруда и сапфира". Это название не прижилось и был выбран термин "полудрагоценные" камни. Хотя делить камни на "драгоценные" и "полудрагоценные" по ценовым критериям некорректно. Плохого качества бриллианты стоят чуть более 100 долларов за карат, хорошего качества, но мелкие рубины и сапфиры стоят чуть менее 100 долларов за карат. А вот стоимость шпинели, танзанита, турмалина, опала, циркона, хризолита и многих других "полудрагоценных" камней измеряется порой несколькими сотнями долларов за карат. Остается надеется что когда-нибудь для этих камней будет найден более удачный термин. Тем не менее, понятие "драгоценные камни" используется ювелирами во всем мире и означает соответствие определенным требованиям красоты и обладание определенными качествами для минералов, различных по происхождению, свойствам, классам. Объясняется это тем, что понятие "драгоценные камни" подразумевает, прежде всего, индивидуальные качества и свойства отдельных экземпляров минералов. Драгоценные камни должны обладать:

•  красотой окраски, блеском, игрой цвета и характерным внутренним "огнем", сверканием;

•  прочностью и твердостью, определяющими хороший внешний вид при длительном ношении; быть редкими, незаурядными.

Классификация драгоценных камней академика А.Е. Ферсмана

 

Ценность камней

Виды камней

1 порядка

алмаз, сапфир, рубин, изумруд, жемчуг;

2 порядка

топаз, александрит, берилл, аквамарин, воробьевит, розовый турмалин (рубеллит), демантонд, фенакит, аметист, альмандин, уваровит, гиацинт, благородный опал, циркон, пироп;

3 порядка

гранат, бирюза, турмалин зеленый и полихромный агат, горный хрусталь, сподумен (кунцит), диоптаз, кордиерит, халцедон, агат, сердолик, гелиотроп, хризопраз,  празем, лунный камень, лабрадор, гематит (кровавик), рутил, пирит, янтарь, гагат и др.

 

Классификация, составленная профессором Е.Я. Киевленко, построена на основе классификации Ферсмана, но с учетом рыночной стоимости камней, их применения в ювелирных изделиях и предметах художественного и камнерезного промысла.

Классификация драгоценных камней профессора Е.Я Киевленко.

 

Первая группа – драгоценные камни

I порядок

алмаз, рубин, изумруд, синий сапфир;

II порядок

александрит, оранжевый, фиолетовый и зеленый сапфир, благородный черный опал, благородный жадеит;

полудрагоценные камни

III порядок

демантоид, шпинель, благородный белый и огненный опал, аквамарин, топаз, родолит, турмалин;

IV порядок

хризолит, циркон, желтый, зеленый, розовый берилл, кунцит, бирюза, аметист, пироп, альмандин, лунный и солнечный камень, хризопраз, цитрин.

Вторая группа – драгоценно-поделочные камни

I порядок

лазурит, жадеит, нефрит, малахит, чароит, янтарь, горный хрусталь (дымчатый и бесцветный);

II порядок

гематит-кровавик, родонит, непрозрачные иризирующие  полевые шпаты, иризирующий обсидиан, эпидот-гранотовые и везувиановые родингиты-жады.

Третья группа – поделочные камни.

Яшма, мраморный оникс, обсидиан, гагат, окаменелое дерево, лиственит, кремень рисунчатый, графический пегматит, флюорит, авантюриновый кварцит, селенит, цветной мрамор.

 

В настоящее время в России используется две основные классификации ювелирных камней. В зависимости от стоимости, потребительских свойств, редкости драгоценные металлы в России делят согласно классификации, составленной академиком А.Е. Ферсманом.

Алмаз как драгоценный камень известен с древности. Свое название он получил за твердость. Он в 140 раз тверже, чем корунд, и в 1000 раз, чем кварц. На разных гранях кристалла и в различных направлениях твердость алмаза несколько различается, что позволяет шлифовать алмаз алмазным же порошком.

Твердость алмаза равна 10, плотность 3,45-3,56 г/см3. Алмаз состоит из чистого углерода. Относится к драгоценным камням первого порядка. Встречается в виде прозрачных кристаллов размером от мелких зерен, видимых лишь в микроскоп, до кристаллов массой 3000 карат (600 г). Бесцветный или с оттенком (нацветом) – голубым (наиболее ценным), зеленоватым, желтоватым, розоватым. Нацвет дают примеси железа, кремнезема и других элементов.

Кроме прозрачного алмаза, известны непрозрачные сростки - так называемый «борт», шаровидно-лучистые сростки - «баллас» и непрозрачные камни неправильной формы «карбонадо». Такие алмазы гораздо больше ценятся в промышленности (мутные, серые или черные, совершенно непригодные в качестве украшений). Их внутреннее строение неправильно, и поэтому они лишены спайности и менее хрупкие. Несмотря на высокую прочность, алмаз достаточно хрупок и при ударе легко разрушается.

При температуре 850-1000оС алмаз сгорает, образуя углекислоту. При нагревании до 2000-3000оС  без доступа кислорода алмаз переходит в графит.

Алмаз стоек к плавиковой, соляной и азотной кислотам, но растворяется в расплавах натриевой и калиевой селитры и соды.

В зависимости от прозрачности, тона, густоты и равномерности окраски, наличия трещин, минеральных включений и некоторых других признаков алмазы подразделяются примерно на 1000 сортов. В необработанном виде алмазы особо не привлекают своим внешним видом. К ювелирным алмазам относится небольшое количество (20-25 %) добываемых алмазов.

Технические алмазы используются в промышленности для резцов и сверл, наконечников к приборам по определению твердости металлов, для обработки полупроводников, производства оптики, инструментов для резки стекла и керамики и др.

Под действием солнечных и ультрафиолетовых лучей некоторые виды алмазов светятся голубым светом. Алмазы обладают дисперсией (двупреломлением).

Красота, блеск и феерическая игра лучей света у алмазов в полной мере раскрывается в бриллиантах, которые получают в результате огранки и шлифовки алмазов. Ограненные алмазы называют бриллиантами.

Современная форма огранки существует с 1910 года.

Стоимость бриллиантов 120-11000 $/карат.

Изумруд – прозрачная разновидность берилла, в состав которой входят кремнезем, глинозем, окись бериллия и оксиды хрома и ванадия, окрашивающих минерал в зеленый цвет.

Плотность изумруда 2,67-3,70 г/см3, твердость 7,5-8,5. Показатель преломления 1,58. Несмотря на то, что изумруд по твердости значительно уступает алмазу, рубину и сапфиру этот минерал высоко ценят за красивую зеленую окраску. Изумруд относится к драгоценным камням 1 порядка.

Большая часть изумрудов (около 80%) имеет трещиноватость и подвергается облагораживанию.

Наиболее ценными считаются прозрачные, чистые изумруды густо-зеленого цвета, не имеющие дефектов, они ценятся дороже алмазов. Стоимость изумрудов колеблется от 4800 до 26600 $/карат.

Редкий тип изумруда, известный как «трапиче» изумруд иногда встречается в шахтах Колумбии. Трапиче изумруд представляет собой экземпляр "звездного" изумруда. Он имеет подобные лучам спицы темных углеродистых примесей, которые дают изумруду шестиконечный радиальный образец. Он назван «trapiche» - что означает  перемалывающее колесо, которым обрабатывали сахарный тростник в области.

 Колумбийские изумруды вообще самые дорогие, благодаря их прозрачности и блеску. Некоторые из самых редких изумрудов произошли от трех главных изумрудов, добытых области в Колумбии: Muzo, Coscuez и Chivor. Прекрасные изумруды также находились и в других странах, таких как Замбии, Бразилии, Бирме, Зимбабве, Мадагаскара, Пакистана, Индии, Афганистана и России.

По интенсивности окраски изумруды бывают от густо-зеленого цвета до светло-зеленого цвета, иногда встречаются изумруды винно-желтого, розового, синевато-голубого цвета и бесцветные.

Изумруды гранят ступенчатой огранкой, которая называется изумрудной.

По форме верхней площадки камни могут быть правильной, четырехугольной, прямоугольной, восьмиугольной формы, реже встречаются изумруды с таблицей неправильной формы, с бриллиантовой огранкой, кабошон. Они ценятся ниже.

В настоящее время получают синтетический изумруд-игмеральд, однако его кристаллы не превышают 1,5-2 см и трещиноваты.

Рубин - красный драгоценный камень, который изменяется в цвете от светло-розового до кроваво красного цвета. Рубин - это разнообразие минерального корунда (алюминиевая окись). Цвет вызван главным образом хромом. Его название произошло от латинского слова «rubber», означающего «красный». Натуральные рубины исключительно редки, но синтетические рубины (иногда называемые «синтетическими рубинами») могут быть изготовлены достаточно легко.

Рубины добывают в Африке, Азии, Австралии, Острове Гренландия, Мадагаскаре и Северной Каролине. Их чаще всего находят в Мьянме (Бирма), Шри-Ланке, Кении, Мадагаскаре и Камбодже, но они были также найдены в США штате Монтана, Северной Каролине и Южной Каролине. Долина Могок в Верхней Мьянме подарила миру некоторые из самых прекрасных рубинов, но, в последние годы, там было найдено очень мало хороших рубинов. Уникальный цвет рубинов Мьянмы описывается как "кровь голубя". Они известны в торговле как рубины “Могок”. В центральной Мьянме область МонгХсу также производит рубины. Последнее рубиновое месторождение, которое было найдено в Мьянме расположено в Нам Йа. В 2002 году рубины были найдены в Речной области Васегес в Кении. Иногда шпинели находили вместе с рубинами в тех же самых скалах и принимались за рубины. Однако, красивые красные шпинели могут приблизиться к среднему рубину в ценности.

 Рубины имеют твердость 9.0 по шкале минеральной твердости Мооса. Среди естественных драгоценных камней только алмаз более твердый (10.0 по определению Мооса). Плотность 3,9-4,2 г/см3. Все естественные рубины имеют дефекты, включая цветные примеси и включения игл рутила, известные как "шелк". Эксперты по драгоценным камням используют эти игольчатые включения, найденные в естественных рубинах, для различения их от синтетических, химических стимуляторов или заменителей.

Почти все рубины сегодня в некоторой форме обрабатывают. Термообработка является самой общей практикой и рубины, которые являются полностью не обработанными и все еще превосходного качества имеют высокую цену. Вообще мы можем перечислить следующие типы усовершенствований: цветовое изменение, улучшенная прозрачность, удаление включений, «заживление» разломов (трещин) или даже полное заполнение их.

Цены на рубины прежде всего определяются цветом (самая яркий и лучший "красный", названный «Красная Кровь Голубя» выделяется большей ценой по сравнению с другими рубинами подобного качества). После цвета следует прозрачность: подобный алмазам прозрачный камень будет иметь высокую цену, но рубин без любых игольчатых включений укажет на то, что камень так или иначе обрабатывали. Огранка и карат (размер) также определяют ценообразование рубина.

Сапфир – единственная кристаллическая форма алюминиевой окиси (Al2O3), минерал, известный как корунд. Он относится к драгоценным камням 1 порядка. Он может быть найден естественно как драгоценные камни или изготовлен в больших кристаллических булях, предназначенных для различных применений, включающий инфракрасные оптические компоненты, циферблаты часов, высоко прочные окна, и электрокерамические пластины для смещения полупроводников.

Группа корундов состоит из чистой алюминиевой окиси. Примеси  других элементов, таких как железо, титан и хром дают сапфирам их синий, желтый, розовый, фиолетовый, оранжевый или зеленоватый цвет. Сапфир включает все варианты качества драгоценного камня минерального корунда кроме полностью красного варианта, который известен как рубин.

Хотя синий цвет считается нормальным для сапфира, он попадается в природе в полном диапазоне спектральных цветов, так же как и в коричневом, бесцветном, сером и черном. Любой сапфир кроме синего или полностью насыщенного красного (рубин) считают декоративным цветным сапфиром.

Различные оттенки синего (темный и светлый) следуют из примесей титана и железистых соединений в кристаллической решетке окиси алюминия. Некоторые камни не имеют насыщенного цвета  показывают серые тона. Обычно естественные сапфиры нагревают, чтобы улучшить цвет. Это обычно происходит методом нагрева сапфира до температуры 1800°C в течение нескольких часов или нагреванием камня в азоте в течение 7 дней или больше.

Твердость 9, плотность 3,95-4,10 г/см3, показатель преломления 1,77.

 Наибольшей стоимостью отличаются насыщенные синие сапфиры и сапфиры василькового цвета. Фиолетовые сапфиры ниже в цене, чем синие. Эти камни содержат примеси ванадия и дают широкое разнообразие оттенков. Желтые и зеленые сапфиры имеют примеси железа, которое дает им этот цвет. Розовые сапфиры имеют элементы примесей хрома и более глубокий красный ценится выше, когда цвет движется по направлению к рубинам. Сапфиры также встречаются оранжевого и коричневого цвета, а бесцветные сапфиры иногда используются как алмазные заменители в драгоценностях.

Цветные сапфиры меняют свой цвет от освещения. Фиолетовые сапфиры при внутреннем освещении становятся  синими при дневном свете. Цветные изменения могут также происходить с  розовыми сапфирами в дневном свете, становящимися зеленоватыми в флуоресцентном свете. Некоторые камни  хорошо меняют цвет, а другие только частично - некоторые камни изменяются  от синего до сине-фиолетового. Белые сапфиры обычно получаются из светло-серых или коричневых натуральных камней, когда их нагревают, чтобы придать им прозрачность. Однако в очень редких случаях сапфиры встречаются в природе уже прозрачными.

Александрит - драгоценный камень с переменчивым «настроением» является разновидностью хризоберилла. Александрит, пожалуй, самый загадочный и необычный драгоценный камень. При дневном свете он проявляет себя слабым зеленоватым блеском, а вот при искусственном освещении становится красно-фиолетовым пламенем. Этому удивительному свойству долгое время не придавали особенного значения, считая александрит малоценным камнем. И только в девятнадцатом веке он занял почетное место среди других драгоценных камней.

Твердость: 8,5; плотность 3,7 г/см3

Камень был назван в честь Александра II, в царствование которого и произошел расцвет добычи александритов на Урале. После этого долгое время Урал оставался единственным местом добычи этих чарующих минералов, гораздо позже были открыли месторождения в Бразилии, Африке, Индии, Мадагаскаре и Шри-Ланке.

Александрит может быть трех оттенков: голубовато-зеленый, зеленый, насыщенный оливково-зеленый. В настоящее время александритом нередко называют синтетический корунд со световым эффектом.

Жемчуг относится к драгоценным камням органического происхождения, которые образуются в раковинах моллюсков. Это происходит вследствие попадания внутрь раковины какого-то инородного предмета: песчинки, осколка раковины и т.п. Поскольку моллюск не может устранить эту досадную неприятность, он начинает покрывать песчинку слоями перламутра. Этот процесс может длиться годами и даже веками, в результате чего в раковине образуется жемчужина.

В зависимости от содержания переходных металлов в структуре жемчужины могут быть разнообразных оттенков: белые, кремовые, розовые, голубые, фиолетовые, черные, серые, желтые, золотистые, зеленые. Наиболее ценными считается белый, розовый, черный жемчуг. Высоко ценится черный с серебристым блеском, и особенно голубой и зеленый.

Жемчуг отливает своеобразным радужным перламутровым цветом (ирризация), что обусловлено его слоистым строением.

По форме жемчужины бывают круглые, овальные, грушевидные, выпуклые, плоские и сложной неправильной формы (барокко). Наиболее ценятся жемчужины правильной сферической формы.

Размер колеблется от микроскопических до величины голубиного яйца. Различают мелкий – от 50 до 200 мг и крупный – свыше 200 мг. Чем крупнее размер жемчуга, тем он дороже.

Твердость жемчуга 3,5 – 4,5. Плотность 2,6 – 2,8 г/см3.

От времени жемчуг разрушается, «мертвеет», что вызывается разложением веществ, входящих в его состав. Цвет и блеск можно иногда восстанавливать воздействием слабых растворов кислот.

 

Способы обработки, отделки и огранки ювелирных камней

 

Как это ни странно, но необработанный драгоценный камень весьма непривлекателен и мало похож на восхитительно сверкающий самоцвет. Лишь специальная обработка превращает похожий на булыжник природный минерал в драгоценность. Для придания драгоценным камням формы, красоты и обеспечения игры цветов минералы необходимо обрабатывать. Обработка драгоценных камней иначе называется гранильным искусством.

Основными этапами данного вида работы являются огранка и полировка минералов. А сам процесс обработки ювелирных камней включает в себя непосредственно огранку и резьбу по камню (гравирование).

 Смысл огранки заключается в такой обработке камня, в результате которой его блеск и игра света будут особенно эффектны. Даже более того — хорошая огранка позволяет замаскировать небольшие недостатки камня и подать его в лучшем виде. Вот почему качество огранки имеет такое значение: профессиональная обработка увеличивает в стоимости минерал, а посредственная огранка, наоборот, обесценивает камень.

В большинстве случаев огранка (кроме кабошона) — это нанесение на поверхности драгоценного камня граней или фасетов, в результате чего отсекается все лишнее и образуется форма самоцвета. Грани необходимы для отражения и преломления света в структуре камня. Луч попадает на грань, проходит внутрь камня, отражается от других граней и создает волшебное сияние.

В ограненном камне различают:

- рундист - это край или оконечность камня, которая образует его периметр. Это та оконечность, где смыкаются верхняя и нижняя части камня, то есть, по сути, своего рода разделительная линия. Именно здесь обычно фиксируется оправа;

- корону - это верхняя часть камня, находящаяся над рундистом;

павильон - это нижняя часть камня, иначе говоря, та часть камня, которая находится ниже рундиста вплоть до его нижней точки;

калету - это самая нижняя точка камня. При осмотре ряда камней вы можете ее не увидеть, что, вероятно, свидетельствует о возможном браке, но в том, что касается цветных камней, может возникнуть вопрос о замысле огранки.

Различают три типа огранки: кабошон, фасеточная, смешанная.

Одним из древнейших и самых простых способов обработки минералов является кабошон (рис.1), заключающийся в придании верхней части камня округленной формы. Данный вид обработки ювелирных камней наиболее популярен среди непрозрачных минералов, например, бирюзы, змеевика или малахита. В результате огранки достигается максимальная игра цвета. Кабошон чаще всего применяется для камней полупрозрачной и непрозрачной структуры.

Рис.1. Вид огранки - кабошон

Кабошон бывает трех видов: двойной выпуклый, простой, двойной выпукло-вогнутый.

Простой - нижняя поверхность плоская. Чаще всего кабошоны имеют плоский низ и округлый верх.

Двойной выпуклый - обе поверхности верхняя и нижняя изогнуты.

Двойной выпукло-вогнутый - эффект линзы. Полыми кабошоны делают тогда, когда хотят ослабить интенсивность окраски. Такая форма применяется почти исключительно для темно-красного граната альмандина, или карбункула, который без полости выглядит почти черным.

Фасеточная огранка - форма, образованная плоскими многоугольниками.  В фасеточной огранке весь камень обрабатывается в виде плоских граней. Фасеточная огранка имеет несколько разновидностей.

- фасетная;

- бриллиантовая (полная, упрощенная, огранка «восьмеркой»)

Фасетная огранка применяется главным образом для прозрачных камней. Большинство разновидностей фасетных огранок относится к двум основным формам – бриллиантовой и ступенчатой.

Полная бриллиантовая огранка насчитывает не менее 32 фасет и площадку в верхней части и не менее 24 фасет в нижней части. Она разработана специально для алмаза, поэтому ее называют еще и алмазной огранкой.

Рис.2. Виды бриллиантовой огранки

Обычно под бриллиантами подразумевают вообще огранённые алмазы. Но всё же собственно бриллиантами, в строгом смысле этого слова, называются алмазы, имеющие бриллиантовую огранку. Считается, что эта огранка наиболее полно выявляет игру и блеск камня. Она состоит из двух многогранных пирамид - полной и усечённой, сложенных основаниями, грани короны и павильона располагаются в несколько рядов, распространено трёхрядное размещение граней (так называемая, тройная бриллиантовая огранка). Чаще используются такие виды бриллиантовой огранки: полная - на 57 граней и упрощённая - на 17 граней (для очень мелких бриллиантов).

Рис.3. Полная бриллиантовая огранка- 57 граней

Впоследствии для сохранения большего веса и объема камня, которые терялись в результате бриллиантовой огранки, на основе последней были созданы новые видоизмененные формы: "Звезда Кэра", так называемый "старый американский бриллиант", английский бриллиант, огранка "юбилейная" и так далее.

Рис.4. Видоимененные формы бриллиантовой огранки

Для камней несимметричной формы были созданы специальные виды бриллиантовой огранки, в которой расположение граней обычное, но все они искажены. Характерными для таких видов огранки являются форма "маркиза" (или "челнок") и "панделок" (или каплевидная огранка).

Огранка «восьмеркой» имеет кроме площадки по 8 фасет в верхней и нижней частях. Применяется для самых мелких алмазов, у которых полная огранка либо невозможна, либо нерентабельна. На один карат (200 мг) приходится по 300, а подчас по 500 штук таких «восьмерок».

Роза - фасетная огранка без площадки и нижней части. Различают шесть или семь ее вариантов в зависимости от числа и расположения фасет (голландская, полуголландская, крестовая, бриолет и др.).

Рис.5. Огранка «роза»

В настоящее время в виде «розы» или «розетты» ограняются алмазы величиной от 1 до 2 каратов. Верхняя часть её состоит из 24 граней. Такая форма сверху несколько напоминает своим видом бутон розы, чем и объясняется само её название.

Алмазы, огранённые розой, обычно составляют 1/5 стоимости алмазов, с бриллиантовой огранкой при том же весе и чистоте. Классические формы алмазов в виде бриллиантов и роз могут быть получены лишь на достаточно крупных кристаллах.

Камень, огранённый розой, называется алмаз, а не бриллиант.

Из-за плохой игры она теперь почти не используется.

Ступенчатая огранка (огранка «лесенкой») - простой вид фасетной огранки, используемый главным образом для цветных драгоценных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет в направлении к рундисту (ободку, разделяющему верхнюю и нижнюю части камня) возрастает. Количество фасет в нижней части обычно больше, чем в верхней. При этом виде огранки подчеркивается внутренняя окраска камня.

Рис.6. Виды ступенчатой огранки

Огранка «площадкой» или «таблицей» - первая простейшая ступенчатая огранка. Для увеличения площадки (таблички) верхнюю часть камня делают плоской. Как правило, применяется для мужских перстней.

Рис.7. Ступенчатая огранка («лесенкой»)

Изумрудная огранка - ступенчатая огранка при восьмиугольной форме камня. Используется главным образом для изумруда. Признанной в мире считается уральская изумрудная огранка.

Ступенчатая (лестничная) огранка - простой вид фасетной огранки, используемый главным образом для цветных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет в направлении к рундисту возрастает. Число фасет в нижней части обычно больше, чем в верхней.

Огранка клиньями (клиньевая) — разновидность ступенчатой огранки. Каждая фасета разделена на четыре клина.

Цейлонская огранка дает возможность полнее сохранить массу камня. С этой целью на него наносят множество мелких фасет. Эта огранка не всегда симметрична, и поэтому ограненный так камень часто подвергают переогранке.

Гладкая шлифовка может быть ровной, выпуклой в виде кабошона или иметь форму шара. Гладкая шлифовка используется преимущественно для огранки агата и других непрозрачных драгоценных и поделочных камней. Там, где нужно только оптически оживить, проявить или украсить до того неприметную поверхность непрозрачного камня, достаточно чаще всего отшлифовать ровную поверхность.

Смешанная огранка представляет собой смесь фасетной огранки и гладкой шлифовки. В верхней части (или нижней) драгоценный камень имеет грани, а в другой своей части он гладкий, закругленный или плоский. Иногда встречаются формы огранки, при которых на одной и той же половине камня огранка является смешанной.

Глиптика - включает в себя изготовление гемм, то есть гравированных камней с углубленным (инталии – рис.1.8.) или выпуклым (камеи – рис.1.9.) изображением, а также изделий мелкой пластики и декоративных предметов.

       

Рис.1.8. Инталия                                         Рис.1.9. Камея

Широко распространена была глиптика в античной Греции. Еще более высокого уровня она достигла во времена Древнего Рима. А вот позже, в средние века, в ее развитии наступает застой. Лишь в эпоху Возрождения в Италии вновь обращаются к искусству резьбы по камню. Сегодня оно опять популярно во всем мире. Им занимаются крупные художники, которые предлагают в своих работах интересные современные решения. В Европе центром камнерезного искусства слывет Идар-Оберштейн (ФРГ), откуда поступает свыше 90% всех западноевропейских резных камней.

Многие драгоценные камни очень восприимчивы к действию высоких температур: их цвет становится насыщеннее, а природные включения не столь заметны. Некоторые самоцветы даже меняют свой оттенок после такого обжига, например, золотистые топазы, фиолетовые танзаниты и т.п.

Воздействие облучением способно выявить более глубокий и интенсивный цвет драгоценного камня. Такой метод облагораживания часто применяют в случае с синими топазами, зелеными кварцами и т.д.

Дефекты на поверхности драгоценного камня можно замаскировать специальными восковыми или масляными составами, точно повторяющими цвет камня. Такая обработка делает камень более прозрачным и привлекательным, однако уход за такими минералами требует особой осторожности, так как можно очень легко повредить тонкую масляную пленку на поверхности. Также практикуется заполнение трещин и дефектов камня специальным свинцовым стеклом, которое визуально скрывает недостатки камня.

 

Оценка подлинности драгоценных камней

 

Попытки подделывать драгоценные камни предпринимались еще в глубокой древ­ности. Египтяне первыми стали фальсифицировать дорогие камни путем изготовле­ния имитаций из стекла и глазури. В 1758 г. химик Иозеф Штрассер из Вены изобрел особый сорт стекла, который можно было с успехом шлифовать и гранить, причем такое ограненное стекло внешне выглядело почти как бриллиант. И хотя импера­трица Мария-Терезия запретила изготовление и сбыт этого стекла, имитирующего алмаз, все же оно (под названием «страз») проникло через Париж на европейский рынок ювелирных камней.

Крупными центрами производства женских украшений из стекла издавна явля­ются Яблонец и Трновец в Чехословакии. Их традицию частично перенял Нойгаб-лонц (Бавария, ФРГ). Для модных украшений используется дешевое тонкое (дутое) стеекло, для имитации ювелирных камней - свинцовое стекло, или флинтглас, с высоким светопреломлением. В тех же целях используются фарфор, синтетические смолы и пластмассовые изделия. В большинстве своем все эти имитации только по цветовому облику похожи на драгоценные камни; прочие физические свойства, осо­бенно твердость и «огонь» (сверкание) настоящих драгоценных камней, удовлетвори­тельно подделать никогда не удавалось. Поэтому люди веками стремились научиться искусственно создавать камни, совершенно одинаковые с природными. В конце XIX в. эта мечта стала явью: французскому химику Огюсту Вернейлю удалось разра­ботать промышленный способ синтеза рубинов.

В ювелирной торговле искусственные (синтетические) камни не считаются имита­циями; их рассматривают как особую группу наряду с природными драгоценными камнями. Однако при их продаже в обязательном порядке требуется указывать, что это синтетические (искусственные) камни. Однако, если имитацию выдают за на­туральный природный самоцвет, это является одним из видов фальсификации.

Можно выделить несколько способов имитации:

1. Выдача менее ценных самоцветов за более драгоценные;

2. Изготовление имитаций драгоценных камней из стекла (стразы);

3. Изготовление имитаций драгоценных камней из пластических масс;

4. Изготовление составных ювелирных камней;

5. Изготовление реконструированных ювелирных камней;

6. Культивированный жемчуг.

Имитацию производят с помощью природных материалов, по­этому ее следует отличать от искусственного выращивания синтети­ческих камней — заменителей натуральных.

Слово «синтетический» означает, что минералы синтезированы в лабораторных условиях из их химических составляющих. Синтети­ческая разновидность камней, встречающихся в природе, имеет тот же химический состав, что и природный камень, за исключением небольшого различия в содержании примесей. Кроме того, к синте­тическим относят и материалы, полученные искусственно, но не имеющие аналогов в природе. Примерами может служить фианит, иттрий-алюминиевый гранат и др. Одним из классификационных признаков для синтетических камней служит способ их получения.

Доля искусственных и синтетических камней в современном юве­лирном бизнесе довольно велика, и задача эксперта заключается не только в том, чтобы знать об ассортименте и наиболее важных свой­ствах таких материалов, но и уметь отличать их от натуральных кам­ней.

Нельзя не сказать и о необходимости оценки ювелирных камней с точки зрения выявления применения каких-либо способов их облагораживания.

Чистые и обладающие яркой, красивой окраской камни встречаются в природе крайне редко, чаще всего природные камни далеки от совершенства, содержат включения, имеют невыразительную окраску. Все это значительно снижает их ювелирные качества. Для улучшения внешнего вида природных камней их подвергают специальной обработке - облагораживанию.

Облагораживанием называют различные способы обработки камня (за исключением огранки и полировки), которые улучшают его внешний вид (цвет, чистоту, прозрачность) или повышают прочность.

Свойства, приобретаемые камнем при облагораживании, характеризуются таким важным показателем, как устойчивость. Облагораживание считается устойчивым, если камень не меняет своих свойств (цвет, чистоту, прочность) при нормальном ношении в ювелирном изделии, ремонте, огранке, полировке или чистке (некоторые облагороженные камни требуют особых правил ношения и ухода).

К наиболее распространенным методам облагораживания относятся:

- термическая обработка (отжиг),

- термодиффузионное прокрашивание,

- облучение и пропитка различными веществами (например, смолами).

Термическая обработка - нагрев в специальной печи с последующим охлаждением - позволяет улучшить природный цвет или прозрачность ювелирного камня. Свойства, приобретенные камнем после такой обработки, являются устойчивыми и с течением времени не изменяются.

Сапфиры и рубины обычно подвергают термической обработке для удаления включений, а также для улучшения цвета или изменения оттенков. Например, сапфиры Шри-Ланки и Кашмира сероватого цвета считались непригодными для огранки, однако при отжиге в определенных условиях они приобретают синюю окраску и широко применяются в ювелирном деле.

Для некоторых ювелирных камней, таких как танзанит, аквамарин, голубой циркон и цитрин, облагораживание является неотъемлемой частью производственного процесса, правда, при продаже факт облагораживания чаще всего не афишируется.

Разновидностью термической обработки является применяемый для алмазов НРНТ (High Pressure High Temperature) метод, который позволяет в одних случаях обесцвечивать коричневые алмазы, а в других - изменять окраску алмазов с коричневой на яркую желто-зеленую или канареечно-жел тую. Такой отжиг производится при высоких давлениях и высоких темпера турах с использованием специальной аппаратуры, применяемой при выра щивании кристаллов синтетического алмаза. Алмазы, обработанные таким способом, впервые появились на рынке в начале 1999 года. Цвет, приобретаемый алмазом при НРНТ-обработке, с течением времени не изменяется.

Термодиффузионное прокрашивание применяется для улучшения природного цвета камней, чаще всего рубинов и сапфиров. Методика облагораживания состоит в том, что при нагревании в поверхностный слой камня вводятся красители. В результате цвет камня становится более насыщенным. Этот метод обладает одним недостатком - впоследствии камень нельзя полировать, поскольку существует риск повредить или удалить окрашенный слой.

Облучение обычно применяется для изменения окраски таких камней, как алмаз, топаз, кварц и др. Для этого камни подвергаются воздействию одного или нескольких типов излучений.

Для облучения ювелирных камней применяются различные типы излучения - ультрафиолетовое, рентгновское, гамма-излучение и др., либо потоки энергетических частиц - электронов, протонов, нейтронов, альфа-частиц.

Алмазы под воздействием облучения меняют цвет на голубой, голубовато-зеленый или темно-зеленый, а при последующей термической обработке - на янтарно-желтый, коричневато-красный, сиреневый или сине-зеленый.

Светло-голубые топазы в результате облучения становятся ярко-голубыми (в настоящее время большинство представленных на рынке ярко голубых топазов подвергалось облучению). С помощью облучения или отжига и их комбинации можно добиться практически любой окраски топаза: бесцветной, зеленоватой, коричневой, розовой и др.

Облучение широко применяется для получения дымчатых, зеленовато-желтых кварцев из бесцветных, а также аметистов из бледно окрашенных цитринов. Последующий отжиг позволяет получать цитрины, зеленые бесцветные кварцы из аметистов, а также голубые, зеленые и бесцветные кварцы из дымчатых разновидностей.

Облучение применяется также для получения синего и серо-стального (черного) жемчуга.

Цвет перечисленных выше облученных камней обычно не изменяется с течением времени, однако следует соблюдать осторожность при ремонте ювелирных изделий с подобными камнями и не подвергать их сильному нагреву.

Пропитка (заполнение трещин) эффективна для облагораживания камней с трещинами, выходящими на поверхность. Для пропитки применяются различные красящие и бесцветные вещества - масла, смолы, жидкие стекла. В результате трещины становятся менее заметными, улучшается окраска и прочность камня. Чаще всего пропитке подвергают изумруды, алмазы, рубины, сапфиры, опалы и бирюзу.

Для некоторых камней с заполненными трещинами следует избегать очистки в ультразвуковой ванне и воздействия различных видов растворителей.

Помимо перечисленных выше существует много других более или менее распространенных методов облагораживания, таких как сверление лазером алмазов с целью удаления включений, покрытие ювелирных камней различными видами лаков, эмалей, красителей или напыление/наращивание пленок для улучшения внешнего вида (например, изменения цвета).

Стоимость облагороженных камней и природных отличается в несколько раз, и зависит от способа облагораживания исходного материала и конечного результата. Например, если светло-розовый облагороженный бриллиант 1,3 кар. С чистотой 3 стоит примерно 5000 долл., в сырье был коричневого цвета и его цена не превышает 3000 долл. Природные розовые камни редки и стоят очень дорого. Недавно на аукционе природный насыщенно розовый бриллиант весом 5 карат побил рекорд цены на аналогичные камни. Его стоимость составила 10 миллионов долларов.

 

Использование результатов геммологической  экспертизы для

оценки драгоценных камней

 

Геммологическую экспертизу можно считать базовой для проведения оценочной экспертизы. Геммология - это наука о ювелирных и поделочных камнях, изучающая их физические свойства, особенности химического состава, эстетические достоинства, генезис, а также технологию обработки.

Драгоценные камни – это природные минералы, проявляющие в ограненном виде свою красоту и имеющие большую материальную ценность. Люди ценили такие камни на протяжении всей истории человеческой цивилизации, ценят их и теперь. Однако то, что в ювелирном изделии выдается как драгоценный камень, может таковым и не быть. Издавна вместо драгоценных камней использовались различные имитации, вплоть до простого стекла. Еще Плиний Старший писал: "Нет занятия более прибыльного, чем подделка драгоценных камней". С тех пор искусство подделки, имитации и облагораживания  драгоценных камней продвинулось далеко вперед. В современных ювелирных изделиях, которыми наводнен рынок, используются бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры и менее дорогие аметисты, топазы, гранаты и т.д. Как отличить, является ли предлагаемый камень природным, синтетическим, облагороженным или это вообще имитация. Ответ на эти вопросы определяет, с одной стороны материальную ценность камня (разница в цене варьируется в самых широких пределах); с другой стороны – согласно последним исследованиям большинство природных минералов обладают значительными лечебными и антисептическими свойствами. В связи с этим, многие люди приобретают ювелирные изделия, руководствуясь не только ценой и эстетичностью изделия, но и их целительными свойствами. Последнее характерно только для природных минералов.

При покупке ювелирного изделия подтверждение в обязательном порядке должно быть только на бриллиант. Все остальные минералы принимаются на веру. В настоящее время в ювелирной практике применяется около 350 видов драгоценных камней и самоцветных минералов. Наиболее распространены, включая синтетические камни, около 70 видов. К драгоценным камням первой категории, согласно классификации М.Бауэра, относятся александрит, алмаз, изумруд, рубин, сапфир, природный морской жемчуг. В ювелирной практике широкое распространение получили также аметист, топаз, гранаты, янтарь, шпинель и др. И все эти минералы успешно имитируют, синтезируют и облагораживают!

Таким образом, целью геммологической экспертизы является определение истинной природы камня, которая определяет как цену, так и другие нематериальные качества камня (лечебные, магические и пр.).

Современная геммология помимо субъективных факторов (опыт, физиологические возможности эксперта), в первую очередь, базируется на методах физического материаловедения и законах кристаллографии. Очевидно, что все методы анализа и контроля должны быть неразрушающими и не оказывать какого-либо воздействия на изучаемый объект. В противном случае проведение геммологической экспертизы становится бессмысленным. Наиболее распространенными методами современной геммологии являются:

Ø       Оптическая микроскопия.

Ø       Рентгеноспектральный микроанализ (микрозонд).

Ø       Люминесцентные методы

Ø       Спектроскопия комбинационного рассеяния.

Ø       Спектроскопия ЭПР (электронный парамагнитный резонанс).

Основными задачами для достижения этой цели являются:

Ø  определить: камень или имитация;

Ø  определить: является камень природным или синтетическим;

Ø  определить: является камень облагороженным (т.е. подвергнутым какому-либо воздействию для усиления его эстетических свойств) или естественным;

Ø  определить чистоту камня: наличие трещин, неровностей окраски, включений и других дефектов;

Ø  оценить качество огранки камня;

Ø  оценить цвет камня (оттенок, насыщенность, равномерность окраски);

Ø  оценить вес камня;

Ø  определить стоимость камня.

Последние четыре параметра являются основными определяющими факторами в формировании цены камня. Их называют параметры «4С», от английского: clarity (чистота), cut (огранка), color (цвет), carat weight (масса в каратах, 1сt=0,2г). Вообще говоря, не существует дорогих и дешевых драгоценных камней. Например, крупный бриллиант массой 5 карат с показателями цвета и чистоты 9/12 будет стоить не более 200-300 у.е. за карат. Цена такого же камня с показателями 1/1 будет составлять 200-300 тыс. у.е.  Бриллианты низкого качества и массой менее 0,1 карат будут стоить не более 10 у.е. То есть даже бриллианты бывают дешевыми! С другой стороны цена высококачественного жадеита может составлять 20-30 тыс. у.е. за карат, хотя во всех классификациях драгоценных камней этот камень идет как поделочный. Также большую роль в формировании цены имеет распространенность камня. Очень высоко ценятся камни, найденные на ограниченной территории какого-либо государства. В качестве примера можно привести такие «африканские» самоцветы, как танзанит (Танзания) и тсаворит (Кения), внешне похожие на синий сапфир. Очень высоко ценится чароит (Россия), хотя этот камень является поделочным.

Поэтому формирование цены камня – процесс достаточно условный. Ценность камня определяется не столько его природой, сколько параметрами, определением которых и занимается геммологическая экспертиза.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..