Инжекторные системы ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Руководство - часть 15

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     ИНЖЕКТОРНЫЕ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ, ГАЗ и УАЗ - руководство по эксплуатации 2004 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..

 

 

Инжекторные системы ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Руководство - часть 15

 

 

 

 

А.М.Банов. Работа с тестером-сканером 

58 

15.   Друг и помощник ДСТ-6  

 

Поистине  незаменим  комбинированный  прибор  ДСТ-6.  На  смену  тестеру  ДСТ-6Т  пришла  более 

современная  модель  ДСТ-6С.  В  ДСТ-6С добавились новые возможности: проверка работоспособности ка-

тушек и модулей зажигания; имитация выходного напряжения аналоговых датчиков; новые кабели. Занятие 
диагностикой электронных систем управления двигателем убеждает, что полноценная диагностика включает 

в  себя  проведение  специальных  тестов:  проверка  давления  топлива - работа  насоса  и  регулятора  топлива. 
Проверка  работы  шагового  мотора. Замеры напряжений на разъемах системы управления. Зачастую боль-

шую помощь оказывает возможность имитации для системы управления поведение датчиков.   Все это мо-
жет реализовать микропроцессорный прибор  ДСТ-6 с набором переходников и имитаторов.   

 
БАЛАНС ФОРСУНОК. Процедура описана во всех руководствах по техническому обслуживанию 

электронных систем управления двигателем. Занимает совсем немного времени, но снимает множество про-
блем,  связанных  с  подачей  топлива.  Топливная  система  функционирует  независимо  от  работы  двигателя. 

Поэтому, если проверки выполнены сначала, то можно отсечь неисправности в топливной системе при тес-
тировании работающего двигателя.  

Для  проведения  баланса  форсунок  необходимо  подключить  манометр  МТ-2  к  топливной  рампе. 

Тестер ДСТ-6 подключить к форсункам, как описано в инструкции по эксплуатации. Удобно подключить 

тестер  ДСТ-2  и  при  включенном  зажигании  использовать  режим  управления  бензонасосом  для  создания 
требуемого давления топлива.  

При тестировании форсунок нужно создать одинаковые условия процедуры проверки: 

•  Использовать один тест для всех форсунок 

•  Начальное давление в рампе должно быть одинаковым 

 

Суть проверки заключается в подаче на форсунку  серии импульсов для ее срабатывания, при этом 

топливо будет поступать во впускной коллектор, а давление в топливной рампе уменьшится. Возникающее 

падание давления может быть зарегистрировано для каждой форсунки и использовано для оценки сбаланси-
рованности форсунок и их расходных характеристик. 

Сбалансированные  форсунки  должны  вызывать  одинаковое  падание  давление  ±20%  от  среднего 

значения. 

ТЕСТИРОВАНИЕ:  

•  Выбрать режим тестирования форсунок на ДСТ-6 

•  Выбрать нужную форсунку  
•  Задать режим ИМП.3.  

•  Включить бензонасос до создания максимального давления 3кГ/см2.  
•  Выключить бензонасос 

•  Записать начальное значение давления 

•  Запустить тест форсунки 
•  Записать давление после окончания теста, записать разность начального и полученного давления. 

•  Повторить тест для всех форсунок 

Исправные форсунки имеют практически одинаковые разности начального и конечного значений 

давления. Если отклонения от среднего значения трех других форсунок  в большую или меньшую сторону 
более 20%, то форсунки нужно заменить или промыть. Перед этим еще раз убедиться в ее неисправности. 

 

Пример записи результатов тестирования баланса форсунок приведен в Таблице  2. 

 
Таблица 2  

Форсунка 

1 2 3 4 

Нач.давление кПа 

280 280 280 280 

Давление после теста кПа 

225 240 220 235 

Разность давлений кПа 

55 40 60 45 

Среднее по остальным 
кПа 

(40+60+45)/3 = 48,3 

(55+60+45)/3 = 53,3 

(40+55+45)/3 = 46,6 

(40+60+55)/3 = 51,6 

Отклонение % 

(55-48,3)/48,3*100= 13,8  (53,3-40)/53,3*100= 24,9  (60-46,6)/46,6*100= 28,7  (51,6-45)/51,6*100= 12,7 

Результат 

Норма 

Заменить 

Заменить 

Норма 

 
Если по результам теста  (и повторного теста) более одной форсунки не в допуске, следует поме-

нять все форсунки. 

Если мы говорим о форсунке для двигателей 2111, 2112, то разность давлений для форсунок лежит 

в диапазоне 30-65кПа. Пример, все форсунки имеют отклонения от средних величин не более 5%, а абсо-

 

 

А.М.Банов. Работа с тестером-сканером 

59 

лютные отклонения составляют 90кПа. В результате смесь богатая  (определяется соответствующий код по 

датчику L-зонд), высокий расход топлива, плохой запуск холодного двигателя и т.д.  

Однако нужно учитывать, что абсолютная величина отклонений зависит от многих факторов: 

•  Начальное давление 
•  Напряжение аккумуляторной батареи 

•  Температура топлива 

•  Состояние топливной магистрали: резиновые трубки, объем рампы 
•  Точность манометра 

Хотя  отклонения разные на разных автомобилях, но для одного типа двигателя и системы имеют 

свои диапазоны. Каждый специалист может набрать свою статистику в этом тесте. 

 

Замечания:  

1.  Для проверки сигналов электронного блока, управляющих форсунками,  можно использовать индика-

тор форсунок ИФ-2, ИФ-4. Светодиодная индикация на панели прибора даст информацию о  прохо-

ждении управляющих сигналов к топливным форсункам. 

2.  Если  начальное  давление  более 3,2кГ/см

2

    или  быстро падает после выключения бензонасоса, нужно 

проверить в первую очередь работу регулятора топлива на заведенном двигателе. 

3.  При проведении теста топливо заливает двигатель. Перед повторным проведением тестирования фор-

сунок  лучше  завести  двигатель.  Можно  просто  прокрутить  стартером,  двигатель  может  заводиться  и 
глохнуть с отключенными форсунками.  

 

ПРОВЕРКА ШАГОВОГО МОТОРА. Работа шагового мотора  может быть проверена с помо-

щью тестера ДСТ-6. Тестер позволяет подключиться напрямую к разъему шагового мотора и осуществлять 

его движение в ту или  другую сторону. Этот тест является более надежным, чем управление шаговым мото-
ром в режиме  ИМ тестера ДСТ-2. Если такой тест делать на работающем двигателе, то движение в одну, 

потом  в  другую  сторону  будет  сопровождаться  изменением  оборотов  коленчатого  вала,  то  увеличение,  то 
уменьшение. 

 
ПРОВЕРКА ЦЕПЕЙ ДАТЧИКОВ. Если система самодиагностики блока управления определи-

ла код неисправности, связанный с нарушением цепи какого-либо датчика, то проверка цепи легко осущест-
вляется с помощью функций ДСТ-6 и  набора ИД-2 и ИД-4.  

 
ПРОВЕРКА  ДАТЧИКА ПОЛОЖЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ. 

Если появился код Р0122 – низкое напряжение датчика положения дроссельной заслонки, то датчик 

можно проверить с помощью тестера ДСТ-6. Тест  заключается в измерении напряжения выходного сигнала  

датчика с точностью до 0,01В.   

Выбрав в  меню тест проверки датчика, нужно медленно открывать дроссельную заслонку так, что-

бы напряжение пробегало все значения от 0,52В до 4,76В. Если датчик неисправен, будет виден провал на-
пряжения до 0В и тестер зафиксирует наличие нарушений резистивного слоя. 

 

Данные «Заметки по диагностике ЭСУД» будут пополнены новыми главами в следующих выпусках 

книги. Мы будем рады видеть ваши отзывы, вопросы и любую информацию в области диагностики 
ЭСУД. Наш сайт: www.nppnts.ru 

 

 

А.П.Дядюра Работа с программой МТ-4 

60 

 

А.П.Дядюра  

Работа с программой Мотор-Тестер МТ-2Е (МТ-4) 

 

Сразу хочу сразу развеять ошибочное представление о компьютерной диагностике. Некоторым ка-

жется, что приобрети они какие-нибудь средства диагностики, и все проблемы по ремонту электроники ре-
шены. Компьютер или специализированный прибор только информирует вас о происходящей  в этот мо-

мент работе систем двигателя. А вот ставит диагноз и производит ремонт человек.  

      
 

Как работать с программой Мотор - Тестер МТ-4. 

 

1.  Прежде, чем приступить к ремонту, необходимо занести в базу данных сведения о клиенте. Поверьте, 

это очень пригодится в дальнейшей работе. Во-первых,  у вас будет информация о проделанной работе 

с автомобилем. Она пригодится для отчета по запоздалым претензиям клиента, которые, как правило, не 
относятся к устраненной неисправности. Во-вторых,  сохраняется уникальный в своем роде банк данных 

о неисправностях. 

2.  Для удобства работы на первых порах рекомендую создать свои наборы параметров в строгой последо-

вательности с таблицами к каждому блоку управления соответственно. Таблицы желательно распечатать, 
чтобы во время работы они лежали у вас перед глазами. Этого можно было не делать, если бы разработ-

чики программы сделали шаблоны эталонных параметров, которые можно накладывать при проведении 
замеров. Подобные таблицы приведены ниже. 

Январь 4.1 

 

Параметр 

Расшифровка 

Единица 
или 
состояние 

Зажигание 
включено 

Холостой 
ход  

1 JAUACC 

Напряжение бортовой сети 

В 12.8- 

14.6 

12.8- 
14.6 

2 TWAT 

Температура охлаждающей жидкости 

С 94-104 

94-104 

3 THR 

Положение дроссельной заслонки % 

4 FREQX 

Частота вращения кол-вала на холостом ходу 
(дискретность 10 об/мин) 

Об/мин 0 

760- 
840 

5 FREQ 

Частота вращения кол-вала 

Об/мин 0 

760- 
840 

6 INJ 

Длительность импульсов впрыска топлива 

мс _* 1,4-2,2 

7 UOZ 

Угол опережения зажигания 

П.к.в.* 10 

13-17 

8 FAZ 

Фаза впрыска топлива 

Град. по к.в. 162 

312 

9 JAIR 

Массовый расход воздуха 

Кг/час 

0 7-8 

10 JQBC 

Фильтрованное наполнение воздухом 

Мг/такт 0 

60-70 

11 FSM 

Текущее положение регулятора холостого хода 

шаг 120  25-35 

12 BITPOW 

Признак мощностной коррекции 

Есть /нет 

Нет 

Нет 

13 BITSTR 

Признак остановки двигателя 

Да/ нет 

есть 

Нет 

14 BLKINJ 

Признак блокировки подачи топлива при торможении 

Да/нет 

нет 

Нет 

15 CHECK 

Состояние контрольной лампы 

Вкл/выкл 

выкл 

Выкл 

16 COEFFF 

Коэффициент коррекции топливоподачи  

0,9-1,0 

1,0-1,1 

17 CURERR 

Признак выявления текущих ошибок 

Да/нет 

нет 

Нет 

18 DET 

Признак выявления детонации 

Да/нет 

нет 

Нет 

19 DOUZ1 

Смещение У.О.З. по детонации для 1-го цилиндра 

Град. по к.в. 0 

20 DOUZ2 

Смещение У.О.З. по детонации для 2-го цилиндра 

Град. по к.в. 0 

21 DOUZ3 

Смещение У.О.З. по детонации для 3-го цилиндра 

Град. по к.в. 0 

22 DOUZ4 

Смещение У.О.З. по детонации для 4-го цилиндра 

Град. по к.в. 0 

23 EFREQ 

Рассогласование по частоте для холостого хода 

Об/мин  

+-30 

24 JADET 

Напряжение в канале обработки сигнала детонации 

мВ 0  0 

25 JARCO 

Напряжение СО-потенциометра 

мВ 

По токсич-
ности 

По ток-
сичности 

26 JATHR 

Напряжение с датчика положения дроссельной заслонки 

мВ 400-600 

400-600 

27 JATWAT 

Напряжение с датчика температуры 

мВ 1600-1900 

1600-1900 

28 JDKGTC 

Коэффициент динамической коррекции циклового 
наполнения топливом 

 0,118 

0,118 

29 JGBCD 

Нефильтрованное цикловое наполнение воздухом по сиг-
налу с датчика ДМРВ 

Мг/такт 0 

65-80 

30 JGBCG 

Ожидаемое цикловое наполнение воздухом при некоррект-
ных показаниях датчика ДМРВ  

Мг/такт 10922  10922 

31 JGBCIN 

Цикловое наполнение воздухом после динамической кор-
рекции 

Мг/такт 0 

65-75 

 

 

А.П.Дядюра Работа с программой МТ-4 

61 

32 JGTC 

Цикловое наполнение топливом 

Мг/такт 0 

3,9-5,0 

33 JGTCA 

Асинхронная цикловая подача топливом 

мг 0  0 

34 JQT 

Часовой расход топлива 

Мг/такт 0 

0,5-0,6 

35 JSPEED 

Текущее значение скорости автомобиля 

Км/час 0 

36 JURFXX 

Табличная уставка частоты вращения к.в на холостом ходу 

Об/мин 850-(800)** 

850 

(800)**

37 KOND 

Состояние муфты кондиционера 

Вкл/выкл 

выкл 

Выкл 

38 KONDR 

Признак запроса кондиционера 

Да/нет 

Нет 

Нет 

39 KR 

Пробный коэффициент коррекции топливоподачи  

 

40 MAINRELAY Состояние реле зажигания 

Вкл/выкл 

вкл 

Вкл 

41 NUACC 

Квантовое напряжение борт сети 

В 11,5-12,8 

12,5-14,6 

42 ONETERR  Признак выявления однократных ошибок 

Да/нет 

нет 

Нет 

43 POMP 

Состояние электробензонасоса 

Вкл/выкл 

выкл 

Вкл 

44 RCO 

Коэффициент коррекции топливоподачи СО- потенцио-
метром 

 0,1-2,0 

0,1-2,0 

45 RDET 

Признак обнаружения детонации 

Да/нет 

нет 

Нет 

46 REPERR 

Признак выявления многократных ошибок 

Да/нет 

нет 

Нет 

47 SSM 

Установка регулятора холостого хода 

шаг 120  25-35 

48 UGB 

Установка расхода воздуха для регулятора холостого хода 

Кг/час 0 

9,8 

49 UOZOC 

Угол опережения зажигания для октан-корректора 

Град.по к.в 0 

50 UOZXX 

Угол опережения зажигания 

Град.по к.в 0 

16 

51 VALF 

Состав смеси определяющий топливоподачу  в двигателе  

0,9 

1,0-1,1 

52 PXX 

 

Признак холостого хода 

Есть/нет 

Нет 

Есть 

GM 

 

Параметр 

Единица или 
состояние 

Зажигание
включено 

Холостой ход 

Обороты двигателя 

Об/мин 0 

+-50 

от заданных оборотов двигателя 

Заданные обороты двигателя 

Об/мин 

меняется 

Команда ЭБУ изменяется 

Расход воздуха 

Гр/сек 0 

4-7 

Сигнал датчика положения дроссельной 
заслонки 

В 0,35-0,70 

0,35-0,70 

Угол открытия дроссельной заслонки 0-100%  0% 

0% 

Напряжение сигнала датчика кислорода 

мВ 

менее 200 

95 мВ-950 мВ 

Состав смеси 

Обогащенная 
/обедненная 

обедненная 

Изменяется в зависимости от состава отра-
ботавших газов датчиком кислорода 

Готовность датчика кислорода 

Да/нет 

нет 

Да- после пуска двигателя в течении 1 мин 

Контур разомкнутый/  
замкнутый 

Разомкнутый/ 
замкнутый 

разомкнутый Замкнутый через 5 мин после пуска  

10 

Корректировка по замкнутому контуру +-100% 

0% 

Изменяется в диапазоне 
  +-20% 

11 

Корректировка топливоподачи памятью +-100% 

0% 

Изменяется в диапазоне  
   +-10% 

12 

Ячейка памяти 0-35 

13 

Соотношение воздух/топливо 

 

не 
используется

13,5-14,7 

14 

Мощностное обогащение 

Да/нет 

нет 

Нет 

15 

Прекращение топливоподачи при тормо-
жении 

Да/нет 

нет 

Нет 

16 

Скважность сигнала продувки адсорбера 0-100% 

0% 

0% 

17 

Длительность импульсов впрыска 

мс 0 

или более 0,8-5,0 

18 

Напряжение бортовой сети 

В 11,5-14,2 

12,0-15,0 

19 

Угол опережения зажигания 0...60 

Изменяется 

20 

Наличие детонации 

Да/нет 

нет 

Нет 

21 

Гашение детонации 

Да/нет 

нет 

Нет 

22 

Положение клапана регулировки холосто-
го хода 

Кол-во шагов 120-135 

между 5 и 50 

23 

Обороты двигателя 

Об/мин 0 

760-840 

24 

Скорость автомобиля 

Км/час 0 

25 

Вентилятор системы охлаждения 

Вкл/выкл 

выкл 

Выкл. Пока не превысит порога темп. 
Потом Вкл. 

26 

Сигнал включения кондиционера 

Да/нет 

Нет  

Меняется в зависимости от запроса 

27 

Реле компрессора кондиционера 

Да/нет 

 

Выкл. Меняется в зависимости от состоя-
ния компрессора 

28 

Код калибровки 

меняется 

меняется 

Меняется 

29 

Время работы двигателя с момента по-
следнего пуска 

Час/мин/сек 

Не исполь-
зуется 

Изменяется в зависимости от времени 

30 

Цепь электробензонасоса 

Вкл/выкл 

Вкл на 30 
сек. Затем 
Выкл. 

Вкл 

  

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..