Инжекторные системы ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Руководство - часть 11

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     ИНЖЕКТОРНЫЕ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ, ГАЗ и УАЗ - руководство по эксплуатации 2004 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12   ..

 

 

Инжекторные системы ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Руководство - часть 11

 

 

 

 

А.М.Банов. Работа с тестером-сканером 

42 

 
2.  Процент открытия дроссельной заслонки - THR . 
 

Параметр  отображает  степень  открытия  дроссельной  заслонки  и  изменяется  в  диапазоне  от 0 до 

100%.  При  отпущенной  педали  дроссельной  заслонки  параметр    должен  показывать 0%. При  полностью 
нажатой педали (дроссельная заслонка полностью открыта) параметр должен показывать 100%.  

В данной системе управления установление нулевого положения дроссельной заслонки не регули-

руется.  Предполагается, что узел дросселя  выполнен точно в соответствии с ТУ.   

Работа двигателя на холостом ходу с отпущенной педалью дроссельной заслонки должна сопрово-

ждаться параметром THR=0 и  RXX=ДА (признак холостого хода). 

Параметр положения дроссельной заслонки является важным в определении режимов работы двига-

теля, поскольку именно нажатием на педаль дроссельной заслонки водитель определяет свое желание управ-

лять автомобилем: двигаться быстрее или равномерно, останавливаться или выжимать всю мощность из дви-
гателя.  На  рис.3  в  координатах  дроссель-обороты  приведены  основные  режимы,  которые  определяются  в 

алгоритмах работы двигателя по положению дроссельной заслонки: 
•  Переход к регулированию оборотов на холостом ходу, 

•  Выход на мощностные режимы работы двигателя, 

•  Режим отсечки топлива при движении автомобиля накатом, 
•  Отсечка топлива в режиме пуска двигателя. 

 

Ошибки, связанные с датчиком положения дроссельной заслонки: 

 

Р0122 – низкий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки

 

Если такая ошибка попала в память блока управления, то можно не сомневаться, что выходной про-

вод датчика, каким-то образом соединен с землей аккумуляторной батареи, либо провод питания датчиков 

5В соединен с землей.  В последнем случае  такая же ошибка должна сопровождаться неисправностями и по 
датчику  температуры  и  по  датчику    массового  расхода  воздуха.  В  датчиках  российского  производства  эта 

ошибка чаще возникает из-за поломки самого датчика – внутренний резистивный слой нарушен, нет кон-
такта  внутри  датчика.  Неисправность,  скорее  всего,  кроется  в  соединительных  разъемах  датчика  и  блока 

управления (например, попадание влаги). 

 

Р0123 – высокий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки 

Этот код неисправности возникает при обрыве общего провода (массы) жгута датчика. Необходимо 

прозвонить жгут от разъема датчика к блоку.  

2%

1%

НАГРУЗКА

% полож е ния

дроссе льной заслонки

Рис.3. Ре ж имные  пе ре ходы в координатах дроссе ль/обороты

Холостой ход

ПХХ

отсе чка топлива

П

У

С

К

Д

В
И
Г

А

Т
Е

Л

Я

95

об/мин

М ОЩНОСТНОЙ   РЕЖ ИМ

800-850

1200  1500

6000

 

 

А.М.Банов. Работа с тестером-сканером 

43 

Цепи датчика положения дроссельной заслонки проверяются с помощью имитатора датчика ИД-2 

(см.рис.4). 

Рис. 4 

Еще одна маловероятная причина - неисправен блок управления.  
При появлении постоянных кодов неисправности Р0122, Р0123 двигатель переходит на резервный 

режим работы. Положение дроссельной заслонки восстанавливается по текущему расходу воздуха (циклово-
му наполнению воздуха). Шаговый мотор занимает максимально открытое положение. На автомобиле воз-

можно движение до станции технического обслуживания. 

 

Неисправность -  не  сбрасываются  (медленно  сбрасываются)  обороты  при  отпускании  педали 

дроссельной заслонки. Положение дроссельной заслонки при отпущенной педали остается 1-2%. Система  
не  переходит  в  режим  холостого  хода  или  переход  происходит  с  запозданием (0% дроссельной  заслонки 

появляется значительно позже, чем отпущена педаль).  Резкая «перегазовка» помогает сбросить обороты. 

Необходимо: проверить натяжение тросика педали дроссельной заслонки, проверить на внутреннее 

загрязнение    дроссельную  заслонку,  проверить  работу  пружинного  механизма  дроссельного  патрубка,  пи-
тающее напряжение датчика должно + 5,00 В. 

 

Непонятные неисправности:  

•  плохо исполнен узел дроссельной заслонки - стопорный винт мешает датчику точно определить нуле-

вое положение  

•  неисправен датчик. Посадка на вал дроссельной заслонки не позволяет ему в закрытом положении точ-

но определить нулевое положение 

• 

питающее напряжение датчика более 5.01В.  Напряжение определяется внутренним источником блока 

управления.  Замерить  напряжение,  отсоединив  клеммы  с  датчиков  температуры  и  массового  расхода 

воздуха, возможно неисправен блок управления.

 

 

Неисправность -  автомобиль не достигает достаточной мощности.  
Уровень дроссельной заслонки не достигает 100% - напольный коврик попал под педаль и она не 

имеет полного хода (или подобная причина), проверить ход дроссельной заслонки. 

 

Неисправность  -  резкие рывки и провалы при нажатии на педаль дроссельной заслонки.  Если 

рывки и провалы появляются из-за датчика дроссельной заслонки, это значит, что резистивный слой нару-

шен незначительно в средних положениях дроссельной заслонки. Должен появиться код Р0122.  

 

Проверка: При медленном открытии дроссельной заслонки необходимо убедиться, что параметр 

«Положение дроссельной заслонки» принимает все значения от 0.00 до 100.00%. 

 

 

А.М.Банов. Работа с тестером-сканером 

44 

3.  Признак холостого хода и заданные обороты холостого хода. 
 

Признак холостого хода устанавливается системой при закрытой дроссельной заслонке  менее или 

равной 1%   и сбрасывается при открытии дроссельной заслонки более 1% (см.рис.5.).  

Появление признака холостого хода означает переход системы управления к регулированию оборо-

тов холостого хода. Блок управления стремится поддерживать заданные в зависимости от теплового состоя-
ния двигателя обороты холостого хода. 

Мощность двигателя необходимая для поддержания заданных оборотов обеспечивается установкой 

положения  регулятора  холостого  хода.  Точность  поддержания  оборотов  достигается  управлением  углом 

опережения зажигания. 

Замечание: 

Неисправность - повышенные обороты холостого хода, зависание оборотов холостого хода. 
Если это происходит, сначала проверьте наличие установленного признака холостого хода, потом 

сравните текущие обороты двигателя с заданными оборотами. Если признак установлен, и обороты двигате-
ля не соответствуют заданным, то, скорее всего, неисправен регулятор холостого хода. Если заданные обо-

роты  высокие,  проверьте  параметр  температура  охлаждающей  жидкости.  Если  признак  холостого  хода  не 
установлен, проверьте работу датчика положения дроссельной заслонки. 

 
4.  Температура охлаждающей жидкости. 
 

Тепловой режим работы двигателя является важной составляющей, отличающей работу автомобиля 

под управление электронной системы. Имея на борту датчик, по которому определяется температура охлаж-

дающей  жидкости,  система  управления  автоматически  вносит  коррекцию  в  основные  параметры  работы 
двигателя, что позволяет оптимизировать запуск двигателя в холодное время и обеспечить хорошие ездовые 

качества на «холодном» автомобиле, во время включить вентилятор системы охлаждения и т.д. 

2%

1%

% положения

дроссельной заслонки

Рис.5. Гист ерезис перехода сист емы из режима холост ого

хода в  реж им нагрузки

Холостой ход   ПРИЗНАК ХХ = Да

Нагрузка   ПРИЗНАК ХХ = Не т

60

0

Т °С

Рис.6. Зависимость оборотов холостого  хода от

те мпе ратуры охлаж дающе й ж идк ости

85

120

-40

-30

об/мин

1500

1200

850

 

 

А.М.Банов. Работа с тестером-сканером 

45 

Параметр температуры двигателя изменяется от –50 до 150°С с точностью до одного градуса.  

Пусковые  режимы  предполагают  начальную  подачу  топлива  в  двигатель,  зависящую  от  текущей 

температуры.  Пока  двигатель  не  завелся – вращается  стартер,  подача  топлива  продолжает  определяется  в 

основном  температурой  охлаждающей  жидкости.  После  успешного  пуска  обороты  двигателя  на  холостом 
ходу устанавливаются в соответствии с графиком (см.рис.6.).  Из графика видно, что по мере прогрева двига-

теля обороты холостого хода устанавливаются на минимальном значении для данного  двигателя.   

 

Все параметры управления в нагрузочных режимах корректируются в соответствии с температурой 

охлаждающей жидкости. При повышенных температурах существует и коррекция угла опережения зажига-

ния.  Вентилятор  системы  охлаждения  включается  блоком  управления  с  температурным  гистерезисом 
(см.рис.7).  

 

Ошибки, связанные с датчиком температуры: 

Возникновение кодов неисправности переводит систему на резервный режим работы. Температура 

двигателя устанавливается в зависимости от времени работы двигателя (рис.8). 

 
Р0117 – высокий уровень сигнала датчика температуры 

Обрыв  цепи  датчика  температуры,  который вызывает появление этой ошибки, как правило, легко 

обнаруживается с помощью визуального осмотра разъема датчика и провода вблизи ответной части разъема.  

Провод  датчика  находится  в  месте,  где  наиболее  часто  происходит  перепад  температур,  поэтому  здесь  он 
становится жестким и ломким.  

Возникновение кода неисправности сопровождается включением вентилятора системы охлаждения. 
 

Р0118 – низкий уровень сигнала датчика температуры 

105

101

Т°С

Рис.7. Гисте ре зис включе ния/выключе ния ве тилятора

систе мы охлаж де ния

Ве нтилятор выключе н

Ве нтилятор включе н

вре мя мин

Рис.8. Те пловая моде ль прогре ва двигате ля при не исп равном

датчике  те мпе ратуры

0

15

Т°С

40

85

20

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12   ..