Инжекторные системы ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Руководство - часть 8

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     ИНЖЕКТОРНЫЕ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ, ГАЗ и УАЗ - руководство по эксплуатации 2004 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..

 

 

Инжекторные системы ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Руководство - часть 8

 

 

 

 

А.М.Банов. Диагностика автомобилей ВАЗ 

30 

В случае неисправности датчика, система уходит на резервные таблицы по углу опережения зажига-

ния, что сказывается  на ездовых качествах автомобиля. 

Основной причиной появления детонации в двигателе является повышенная температура в цилин-

драх двигателя. Повышение температуры является следствием многих факторов: неисправность самого дви-
гателя,  обеднение  топливно-воздушной  смеси,  поступающей  в  двигатель,  плохое  качество  топлива,  неис-

правности системы охлаждения и т.д. Система гашения детонации позволяет в широких диапазонах регули-
ровать угол опережения зажигания так, что характерного "стука клапанов" не будет слышно (или характер-

ный стук будет появляться на короткое время). Автомобиль можно эксплуатировать на топливе с понижен-
ным  октановым  числом  при  приемлемых  ездовых  качествах.  Появление  кода  неисправности,  связанного  с 

повышенным уровнем шумов в двигателе, нельзя игнорировать, необходимо сделать проверки всех подсис-
тем  двигателя.  Срабатывание  системы  гашения  детонации  приводит  к  потере  мощности  двигателя,  повы-

шенному расходу топливу и требует необходимых проверок в работе двигателя и его подсистем. 

Дребезжание  не  закрепленной  защиты  картера    может  быть  воспринята  системой  управления  как 

детонационная работа двигателя. 

 

13.  Форсунка 

Форсунка - устройство,  позволяющее  дози-

ровать подачу топлива в двигатель. По сути дела это 
игольчатый  клапан,  открытием  которого  управляет 

электронный  блок.  Через  главное  реле  система 
управления  подает  питание  бортовой  сети  на  один 

вывод  форсунки,  блок  управления  замыкает  второй 
вывод на землю на рассчитанный интервал времени. 

Этот интервал и определяет время открытия форсун-
ки.  Считается,  что  между  входом  форсунки  (топлив-

ная рампа) и выходом (впускной коллектор двигателя) 
поддерживается  постоянный  перепад  давление.  По-

этому  за  одно  и  то  же  время  открытия  форсунки  в 

коллектор подается одинаковая масса топлива. Так ли это? 

Постоянное давление между входом и выходом форсунки обеспечивается системой топливоподачи, 

включающей в себя элементы: бензонасос, топливный фильтр, топливную рампу и трубки прямого и об-

ратного трубопровода. Насос способен создать избыточное давление в системе до 6 кг/см

2

 Регулятор давления срезает это давление и поддерживает его в топливной рампе на уровне 3 кг/см

2

Избыток топлива возвращается в топливный бак по обратному трубопроводу. Поскольку при работающем 
двигателе на выходе форсунки создается разряжение, величина которого зависит от положения дроссельной 

заслонки, оборотов двигателя, температуры двигателя и воздуха и т.д., то для поддержания постоянного пе-
репада  между  входом  и  выходом  форсунки  требуется  компенсация  этого  разряжения.  Для  этого  регулятор 

давления на топливной рампе соединен отводной трубкой с впускным коллектором двигателя. 

Этот, казалось бы, несложный механизм создания правильной дозировки топлива требует исправ-

ности всех элементов системы топливоподачи. Измерение давления топлива в рампе с помощью МТ2 по-
зволяет сделать вывод о работе этой системы и ее элементов. 

 Основные проверки исправности топливного насоса и регулятора топлива: 

•  Снимите отводную трубку с регулятора давления и убедитесь, что давление в рампе составляет 3 кг/см

2

 

при работающем насосе и неработающем двигателе. 

•  Пережмите обратный трубопровод и убедитесь, что давления поднимается до 6 кг/см

2

•  После  выключения  насоса  давление  не  должно  сбрасываться  в  системе  и  остается  на  уровне 2,5 – 3 

кг/см

2

•  На работающем двигателе при снятой отводной трубке манометр должен показывать 3 кг/см

2

 

 

14.  Диагностическая линия (К-линия) 

Блок  управления  является  микропроцессорным  устройством  и  может  передавать  информацию  о 

своей работе по последовательному каналу связи. Стандартом такого канала в автомобильной электронике 

является  К-линия.  Диагностическая  линия  является  средством  передачи  информации  между  электронным 
блоком  и  внешними  устройствами:  иммобилизатором,  тестирующим  оборудованием,  приборами  диагно-

стики.  

 Связь с иммобилизатором устанавливается после включения замка зажигания. Блок управления и 

иммобилизатор обмениваются по К-линии параметрами, заданными при обучении иммобилизатора. Если 
параметры соответствуют заданным условиям, электронный блок переходит к штатной работе управляюще-

го алгоритма. Сбои и неполадки в линях связи с иммобилизатором, несовпадение параметров обучения пе-
реводят управляющую программу блока в режим, при котором работа двигателя невозможна.  

 

 

А.М.Банов. Диагностика автомобилей ВАЗ 

31 

К-линия в автомобиле выведена на диагностический разъем, к которому может быть подключен тес-

тер для диагностики работы системы управления. Стандарт программного протокола обмена данными между 
устройствами  и  электронным  блоком,  реализованный  в  этих  устройствах,  делает  прозрачной  работу  всех 

устройств, подключаемых к К – линии.  

Отсутствие связи между блоком управления и диагностическим прибором может служить призна-

ком неисправности и того, и другого устройства. Если такой связи нет, а уверенность в работоспособности 
тестера не вызывает сомнений, то первым делом следует проверить диагностическую цепь. Сначала нужно 

убедиться, что есть питание бортовой сети на блоке управления и цепь К-линии от блока управления дохо-
дит до диагностического разъема. Напряжение на клемме К-линии диагностического разъема при исправной 

цепи равно напряжению бортовой сети.  

 Поскольку цепь К-линии подведена к диагностический разъему через разъем иммобилизатора, то 

проверка цепи должна проводиться с учетом исправности иммобилизатора. Если функционально иммоби-
лизатор  не  задействован  в  системе,  лучше  всего  соединить  напрямую  провода  (вход  и  выход  К-линии)  с 

разъема иммобилизатора. 

 
4.  Запуск двигателя 

 

В руководстве по техническому обслуживанию автомобилей, оснащенных электронными системами 

управления, описана процедура нахождения неисправностей при невозможности запуска двигателя. Порядок 

нахождения неисправностей прост и понятен. Если двигатель не заводится при температурах выше 10 граду-
сов, эта методика быстро помогает определить неисправность в условиях сервиса при наличии диагностиче-

ских приборов. Другое дело, когда вы находитесь в дороге, и ваш двигатель заглох и отказывается работать, 
или  запускается  и  сразу  глохнет.  Еще  хуже,  когда ваш автомобиль находится на стоянке и температура на 

улице ниже –10 градусов. В этих случаях нет возможности выполнить описанные процедуры полностью и 
быстро устранить неисправность, тем более что двигатель только что запускался, и видимых проблем с сис-

темой управления не было.  

Мы попытаемся дать некоторые советы, которые могут решить возникающие проблемы или опре-

делить фатальные неисправности, решение которых возможно только в условиях сервиса. 

 

 

1.  Мнение о том, что не следует нажимать педаль дроссельной заслонки при 

запуске двигателя, ошибочно 

•  Если шаговый мотор отказал или цепи его управления неисправны, может сложиться ситуация, когда 

вместо открытия байпасного канала шаговый мотор его закроет. Автомобиль в этом случае легко заглох-

нет при движении накатом или выключении передачи. После этого будет невозможно запустить двига-
тель  без  открытия  дроссельной  заслонки.  Включите  стартер,  и  чуть  нажмите  педаль  дроссельной  за-

слонки, в этом случае двигатель заведется. Поддерживайте обороты двигателя педалью дроссельной за-
слонки, иначе он снова заглохнет. В таком режиме можно добраться до сервиса технического обслужи-

вания или места назначения, а потом разобраться в чем дело - в самом шаговом моторе или цепях его 
управления. 

•  Запуск  холодного  двигателя  сопровождается  редкими  чередующими  вспышками,  двигатель  не  хочет 

заводиться. Режим продувки двигателя – полностью открытая дроссельная заслонка и прокрутка старте-

ром (в этом случае топливо через форсунки не подается) – не помогает. Если его выполнять сразу после 
неудачного пуска,  следующий пуск приводит к тому же результату. В этом случае 80% неудачи заключа-

ется в плохом состоянии свечей. Попробуйте чередовать режим продувки двигателя с режимом запуска. 
Откройте дроссельную заслонку полностью при прокрутке стартером, после учащения вспышек при-

кройте заслонку, попробуйте покачать резко педаль дроссельной заслонки, учащение вспышек поддер-
живайте стартером до тех пор, пока двигатель не запустится. Этот прием позволяет создать при пуске 

двигателя разные условия по наполнению двигателя богатой и бедной воздушной смесью. В условиях 
плохого зажигания это помогает. 

 

2.  Двигатель не запускается 

 Процедура  нахождения  неисправностей  в  этом случае позволяет проверить почти все электриче-

ские связи и узлы системы управления. Если автомобиль недавно заводился и система стартер – аккумулятор 

в порядке, то быстрый поиск неисправности включает в себя следующие этапы:  
•  Проверка  подачи  питания  на  систему  электронного  управления.  В  этом  легко  убедиться,  если 

подключить  тестер.  Связь  с  блоком  управления  должна  иметь  место.  Датчик  температуры  должен 
правильно  отражать  тепловое  состояние  двигателя.  После  поворота  ключа  зажигания  должен  быть 

характерный  щелчок  срабатывания  главного  реле  и  реле  бензонасоса.  После 3-5 секундного  таймаута 
выключение  бензонасоса  должно  сопровождаться  характерным  щелчком.  После  выключения  замка 

зажигания  через  некоторое  время  щелчок  отключения  главного  реле  сигнализирует  об  отключении 
системы  управления.  Если  все  эти  признаки  имеют  место,  можно  считать,  что  питание  на  систему 

 

 

А.М.Банов. Диагностика автомобилей ВАЗ 

32 

Если все эти признаки имеют место, можно считать, что питание на систему управления двигателя пода-

ется, и система правильно отрабатывает подготовку к запуску двигателя. 

•  Проверка работы бензонасоса. 

После  поворота  ключа  зажигания  включается  главное  реле 

ЭСУД и реле бензонасоса. Характерный звук работающего насоса мо-

жет  служить  первым  признаком  его  работы.  Если  насоса  не  слышно 
(мешают посторонние звуки, насос тихо работает и т.п.), откройте зад-

нее сидение и доберитесь до лючка бензобака - в этом месте гаранти-
ровано слышно работающий насос.  

Конечно,  работу  насоса  легче  всего  проверить  по  результату 

его  работы – померить  давление  топлива  в  топливной  рампе,  напри-

мер, при помощи манометра МТА-2, но манометра под рукой может не 
оказаться. Снимите колпачок со штуцера на топливной рампе для под-

ключения манометра. Нажмите на запорный клапан. Наличие топлива 
в рампе под давлением подтверждается характерным выбросом топлива 

при  работающем  насосе.  При  выключенном  насосе  давление  быстро 
падает, и топливо перестает вытекать из-под клапана. Сбросьте давле-

ние в рампе, снова поверните ключ замка зажигания. Насос включится, 
если зажигание было выключено секунд на 10. Повторите процедуру с 

клапаном. При наличии топлива в баке и работающем насосе в рампе 

должно появиться давление.  

 Если давления топлива в рампе нет, нужно разбираться с функционированием насоса и регулятора 

давления, установленного на топливной рампе. Неисправности топливных трубопроводов (перегиб шлангов 

и трубок), засоренность топливного фильтра, утечка топлива могут иметь место, но вероятность этих дефек-
тов мала. Тем более, что эти неисправности или определяются визуальным осмотром, или проявляются по-

степенно, давая о себе знать заранее ухудшающимися ездовыми качествами, повышенным расходом топлива, 
запахом топлива и т.д. 

Работа  регулятора  давления  проверяется  пережимом  обратного трубопровода. При исправной ра-

боте насоса давление топлива в системе должно вырасти до 6 кг/см

2

 . В этом случае нарастание давления 

свидетельствует о неисправности регулятора. 

Звук  включенного  насоса  не  всегда  гарантирует  его  работоспособность,  так  же  как  и  наличие  на-

пряжения  бортовой  сети  на  входных  клеммах  к  насосу  не  гарантирует  исправность  электрических  цепей. 
Плохое  заземление,  плохой  контакт  в  клеммном  соединении  предохранителя,  главного  реле  или  разъеме, 

неисправность реле бензонасоса или предохранителя могут не позволить работать исправному насосу. Рабо-
тающий насос потребляет ток до 7А, электрические цепи должны обеспечить протекание такого тока. Со-

противление исправных обмоток катушек двигателя насоса составляет 1,2 Ом. 

  

•  Проверка наличия синхронизации при попытке вращения двигателя стартером. 

 При прокрутке стартером, система управления определяет вращение двигателя по импульсам с дат-

чика  коленчатого  вала.  В  этот  момент  подается первая доза топлива (асинхронная подача топлива). Масса 
топлива зависит от теплового состояния двигателя (показания датчика температуры). 

 Далее система синхронизирует свою работу с работой двигателя. Для этого на спец-диске, установ-

ленным на коленчатом валу, определены два пропущенных зуба (пропуск двух импульсов). Система по ним 

определяет ВМТ (НМТ) 1-ого цилиндра двигателя. Устойчивая работа датчика коленчатого вала и исправ-
ность спец-диска позволяют системе рассчитывать параметры топливоподачи и зажигания для запуска и ра-

боты двигателя. Гарантией синхронной работы системы управления при прокрутке стартером может служить 
наличие искрового зажигания на высоковольтном пробнике или исправной свече, а также наличие топлива в 

цилиндрах двигателя. Если двигатель не запускается, снятая с цилиндра свеча должна быть в бензине  

При неправильной установке ремней газораспределения или провернувшимся по внутреннему со-

единению  спец-диске  работа  система  может  работать  синхронно,  а  двигатель  не  запускаться,  что  является 
следствием неправильной синхронизации. 

 

•  Проверка системы зажигания. 

Острой  проблемой  эксплуатации  машин,  оснащенных  ЭСУД,  являются  свечи  зажигания.  Тяжело 

приходится, когда становится холодно. Запуск холодного двигателя при условии исправной системы и каче-

ственных свечей не вызывает никаких проблем. Свечи неподтвержденного качества, которые стоят 10 долла-
ров за комплект, производятся непонятно где. Первый запуск на таких свечах приводит в восторг пользова-

теля. 

После  

двух – трех дней эксплуатации в режиме разогрев – охлаждение на этих свечах и в теплую погоду могут воз-

никать проблемы: двигатель троит, холодный запуск невозможен и т.д. Изолятор свечи требует соблюдения 
специальной технологии при изготовлении. Микротрещины, появляющиеся в нем после непродолжитель-

ной эксплуатации, выводят свечи из строя. 

 

 

А.М.Банов. Диагностика автомобилей ВАЗ 

33 

 Управляющая программа не рассчитывает подачу топлива на пуске по показаниям массового рас-

хода воздуха, а определяет ее в зависимости от температуры охлаждающей жидкости по таблицам, зашитым 
в памяти блока управления. Моменты, связанные с обеднением смеси  в течение долгого пуска, не доведены 

программистами до логического конца. Так что при плохих свечах или неисправном модуле зажигания, вто-
рая попытка запуска двигателя менее продуктивна, чем первая. Залитые топливом свечи не позволяют обес-

печить воспламенение топливной смеси в цилиндре. Продувка (открытие дроссельной заслонки на 100% и 
прокрутка стартером) не помогает. 

 Модуль зажигания российского производства может иметь эффект замерзания. И пока он не про-

греется  после  длительной  работы  мотора,  модуль  вносит  свои  “поправки”  в  работу  двигателя - пропуски 

зажигания. А в мороз может и вовсе блокировать запуск двигателя. В продаже имеются специальные проб-
ники проверки высоковольтной части зажигания. 

 

•  Проверка работы форсунок. 

Качество форсунок, устанавливаемых на автомобилях ВАЗ, гарантируется фирмами изготовителями 

GM, BOSCH, SIEMENS. «Левых»  форсунок,  к  счастью,  нет.  Расходные  характеристики  могут  изменяться 

после длительной эксплуатации. «Грязное топливо» приводит к засорению форсунки. При этом расходные 
характеристики форсунки могут как уменьшиться, так и увеличиться (форсунка подтекает).Баланс форсунок 

может быть сделан специальным тестером ДСТ-6Т, методика такого теста позволяет оценить допуск расход-
ной  характеристики  форсунки.  Очистка  форсунок  через  топливный  бак  специальными  добавками  может 

иметь печальные последствия. Если такие очистки и делать, то делать их нужно постоянно, хотя и это порой 
не дает очевидного эффекта. Гораздо эффективнее потратить деньги на очистку форсунок с помощью спе-

циального оборудования. Снятие форсунки не такая уж и сложная процедура, как кажется.  

Срабатывание  клапана  форсунки  можно  определить  на  слух.  Вероятность  отказа  сразу  четырех 

форсунок очень мала, в этом случае, нужно проверять электрические цепи управления.  

 

 

3.  Плохой пуск двигателя. 

•  Шаговый двигатель. Неисправность этого элемента не позволяет поддерживать холостой ход (двига-

телю не хватает воздуха). Движение на автомобиле возможно, если при снятии нагрузки поддерживать 
холостой  ход  педалью  дроссельной  заслонки.  Если  у  вас  есть  тестер  ДСТ-2М  или  ДСТ-8,  выставьте 
обороты холостого хода на прогретом двигателе на уровне 900-1000 оборотов с помощью шагового мо-
тора (если он еще управляется). Снимите разъем с шагового мотора. В таком состоянии можно спокой-
но ездить на автомобиле, не испытывая затруднений, если температура на улице до –5 градусов. В хо-
лодную погоду до –15 градусов запуск холодного двигателя будет затруднен, но с помощью той же пе-
дали дроссельной заслонки можно прогреть двигатель (пользуясь педалью, как подсосом в карбюрато-
ре). После –18 градусов запуск двигателя станет проблематичным – обеспечить заданный расход воздуха 
при переходе системы с пускового режима в режим прогрева будет трудно. Двигатель заглохнет, и после 
2-3 таких попыток свечи зальет. 

•  Подсос воздуха. Нарушение герметичности в системе впуска воздуха после датчика массового расхода 

вызывает неустойчивость работы на холостом ходу. Датчик массового расхода «не видит» часть попа-
дающего в двигатель воздуха, соответственно система неправильно рассчитывает топливоподачу (мало 
топлива – бедная смесь). На холодном двигателе и небольшом подсосе этот эффект можно и не заме-
тить, но по мере прогрева неустойчивость работы на холостом ходу становится все более явной и мо-
жет  приводить  к  заглоханию  двигателя.  Причинами  подсоса  могут  быть:  разрыв  (нарушение  крепле-
ний) любого из шлангов, имеющих выход во впускной коллектор (от маленькой трубочки к регулятору 
давления  до  больших  трубок  вентиляции  картера);  нарушение  герметичности  вакуумного  усилителя; 
повреждение в прокладке между впускным коллектором и двигателем и т.д. В основном причины под-
соса воздуха можно установить визуально. Если подсос воздуха делает невозможной работу двигателя в 
режиме холостого хода, снимите разъем с датчика массового расхода воздуха. При этом обороты холо-
стого хода вырастут, но на автомобиле можно будет доехать до места назначения. Если при этом еще 
выставить  шаговый  мотор  в  положении  приемлемого  холостого  хода,  то  неудобств  управления  при 
движении автомобиля будет меньше. Небольшой подсос в системе подачи воздуха может не приводить 
к заметным изменениям ездовых качеств автомобиля, оснащенных системами с регулированием топли-
воподачи по датчику L-зонд, но экономичность двигателя упадет. 

•  Неисправность датчика массового расхода. Этот дефект приводит к заглоханию автомобиля после 

запуска. Если двигатель глохнет после запуска, и вы не знаете в чем дело, попробуйте завести мотор со 
снятым разъемом датчика массового расхода. Если двигатель работает после этого, то велика вероят-
ность, что датчик вышел из строя.  

•  Датчик температуры неисправен. При температуре ниже -8°С двигатель не заводится. В теплую по-

году  можно  поддерживать  холостой  ход  после  пуска  небольшим  нажатием  на  педаль  дроссельной  за-
слонки. В резервном режиме работы системы, при отказе датчика температуры, значение температуры 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..