Карбюраторы Солекс. Руководство - часть 11

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     Карбюраторы «Солекс». Обслуживание и ремонт

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..

 

Карбюраторы Солекс. Руководство - часть 11

 

 

У С Т Р О Й С Т В О   К А Р Б Ю Р А Т О Р А  

- 45 -

начала открытия перепускного клапана определяется первое фиксированное положение 
воздушной заслонки после пуска. 
Если температура окружающего воздуха низкая и термоклапан открыт, в момент открытия 
перепускного клапана разрежение в полости диафрагменного механизма начинает 
ограничиваться за счет поступления туда атмосферного воздуха, в результате чего шток 
пускового устройства останавливается в первом фиксированном положении. 
За счет изменения положения регулировочного винта можно скорректировать момент начала 
открытия перепускного клапана, установив тем самым требуемую величину приоткрытия 
воздушной заслонки в первом фиксированном положении. 
При температуре окружающего воздуха более 20 °С термоклапан закрыт, и после пуска в 
момент нажатия штоком перепускного клапана разрежение в полости диафрагменного 
механизма пускового устройства еще в течение 2-3 с продолжает ограничиваться за счет 
запаса воздуха в буферной емкости. Тем самым воздушная заслонка на этот короткий период 
задерживается в первом фиксированном положении, обеспечивая необходимое в первый 
момент после пуска обогащение смеси. 
По истечении короткого времени запас воздуха в изолированной от атмосферы буферной 
емкости (и удаляемый через вакуумный канал 
управления пусковым устройством в задроссельное пространство) заканчивается. 
Разрежение в полости диафрагменного механизма пускового устройства начинает расти 
несмотря на открытый перепускной клапан. При этом шток смещается до упора в винт-
пробку, устанавливая воздушную заслонку во второе фиксированное положение с большей 
величиной приоткрытия. Тем самым, при температуре окружающего воздуха более +20 °C 
работа двигателя после пуска в режиме прогрева обеспечивается на более бедной смеси с 
пониженным выбросом оксида углерода и углеводородов. 
По мере повышения температуры охлаждающей жидкости жидкостная камера нагревателя 
прогревается, и биметаллическая пружина пускового устройства начинает распрямляться, 
стремясь приоткрыть воздушную заслонку и повернуть кулачок пускового устройства 

 

Автоматическое пусковое устройство со снятым нагревательным элементом: 
1 -

 пружина; 

2 -

 рычаг управления пусковым устройством; 

3 -

 ось блока рычагов 

автоматического пускового устройства; 

4 -

 кулачок; 

5 -

 рычаг-упор; 

6 -

 трехплечий рычаг 

(рычаг привода пускового устройства); 

7 -

 шток диафрагмы 

У С Т Р О Й С Т В О   К А Р Б Ю Р А Т О Р А  

- 46 - 

по часовой стрелке. Если при прогреве двигателя водитель не нажимает «газ», положение 
воздушной и дроссельной заслонок вследствие трения в механизме остается неизменным и 
обороты двигателя по мере прогрева практически не изменяются. В то же время при каждом 
открытии дроссельной заслонки происходит освобождение рычагов привода, в результате 
чего воздушная заслонка и кулачок пускового устройства, задающий степень при-открытия 
дроссельной заслонки, занимают положение соответствующее степени прогрева двигателя. 
На большинстве выпущенных карбюраторов с автоматическим пусковым устройством 
применяется механизм блокировки открывания дроссельной заслонки второй камеры, 
имеющий практически такой же (за исключением расположения цилиндрического штифта), 
как и на базовой модели карбюратора 2108-1107010, рычаг-защелку на рычаге оси 
дроссельной заслонки первой камеры. Однако управление этой защелкой на карбюраторе 
21083-1107010-62 производится иначе, вследствие измененной конструкции пускового  
 

 

Установка биметаллической пружины 
пускового устройства: 
1 -

 корпус пускового устройства; 

2 -

 корпус 

биметаллической   пружины; 

3 -

 хомут; 

4 -

 жидкостная камера 

 

ВНИМАНИЕ! 
Метки на корпусах жидкостной камеры, 
биметаллической пружины и пускового 
устройства должны совпадать.

 

 
устройства. 
Предназначение блокировки открытия второй 
камеры — улучшать ездовые качества автомобиля 
с непрогретым двигателем. Блокировка в 
карбюраторах модификаций «31», «35», «62» 
производится при помощи рычага управления 
блокировкой второй камеры. На холодном 

двигателе при «взведенном» пусковом устройстве и закрытой воздушной заслонке Г-
образный конец рычага на оси отведен от поводка рычага блокировки открытия второй 
камеры и не препятствует его свободному перемещению — повороту рычага блокировки в 
любом направлении вокруг его оси. 
При отпущенной педали «газа» за счет перемещения тяги вверх штифт на упорном рычаге 
пускового устройства приподнимает вверх усик рычага управления блокировкой, 
поворачивая его на небольшой угол против часовой стрелки. При этом другое плечо рычага 
блокировки нажимает штифт блокирующего рычага, поворачивая его против часовой 
стрелки и опуская его усик, чем обеспечивает возможность его зацепления с упором на 
рычаге дроссельной заслонки. В этом положении механизма штифт на блокирующем рычаге 
за счет усилия его пружины кручения стремится повернуть рычаг блокировки по часовой 
стрелке, т.е. стремится выключить привод заслонки второй камеры при освобождении 
рычага блокировки. 
При нажатии педали «газа» штифт на промежуточном рычаге освобождает усик рычага 
блокировки и перестает препятствовать повороту рычага блокировки по часовой стрелке. 
Под действием пружины кручения рычаг поворачивается вокруг своей оси по часовой 
стрелке, и его усик приподнимается, выходя из зацепления с выступом на рычаге 
дроссельной заслонки первой камеры. Тем самым дроссельная заслонка второй камеры 
выключается из работы. 
По мере прогрева двигателя рычаг механизма пускового устройства за счет распрямления 
биметаллической пружины поворачивается по часовой стрелке и Г-образный конец рычага 

У С Т Р О Й С Т В О   К А Р Б Ю Р А Т О Р А  

- 47 -

подводится под поводок рычага блокировки. При отпускании педали «газа» штифт 
приподнимает поводок рычага блокировки, и Г-образный конец рычага входит в зацепление 
с поводком. 

 

Карбюратор с двуступенчатым автоматическим пусковым устройством: 
1 -

 корпус  пускового устройства; 

2 -

 винт  крепления  корпуса  пускового 

устройства; 

3 -

 экран биметаллической пружины; 

4 -

 хомут; 

5 -

 стяжной болт; 

 

6 -

 жидкостная камера; 

7 -

 сектор на рычаге привода дроссельных заслонок; 

8, 12 -

 винты крепления крышки диафрагмы; 

9 -

 крышка диафрагмы пускового 

устройства; 

10 -

 штуцер подключения к буферной емкости; 

11 -

пробка-винт 

регулировки второго положения воздушной заслонки 
 
Таким образом, рычаг управления блокировкой на прогретом двигателе оказывается 
блокированным в повернутом против часовой стрелки положении, обеспечивая через штифт 
поворот блокирующего рычага также против часовой стрелки с соответствующим 
опусканием его усика до входа в зацепление с выступом на рычаге оси заслонки и 
одновременным включением привода заслонки второй камеры. 
В таком механизме блокировки дроссельной заслонки второй камеры имеется достаточно 
много поворотных рычагов, находящихся в крайне неблагоприятных с точки зрения 
возможного загрязнения условиях. Поэтому разработаны приводы, в которых рычаг 

У С Т Р О Й С Т В О   К А Р Б Ю Р А Т О Р А  

- 48 - 

блокировки открывания дроссельной заслонки второй камеры отсутствует, а на защелке 
установлена дополнительная пружина, принудительно опускающая усик блокирующего 
рычага, вводя его в зацепление с выступом на рычаге оси дроссельной заслонки первой ка-
меры независимо от температурного состояния двигателя. Таким образом, на этих 
карбюраторах механизм блокировки открытия дроссельной заслонки второй камеры на 
непрогретом двигателе исключен. Следовательно, повышена надежность механизма и ис-
ключены случаи самопроизвольного выключения привода второй камеры на прогретом 
двигателе (что достаточно часто встречается на карбюраторах с полным «комплектом» 
рычагов). 
На карбюраторах с автоматическим пусковым устройством имеется еще один механизм, 
обеспечивающий на холодном двигателе принудительное приоткрывание воздушной 
заслонки при полном открытии дроссельной заслонки. Необходимость в таком механизме 
вызвана тем, что водителю нужно дать возможность «продуть» цилиндры двигателя после 
неудачной попытки пуска. 
На обычном карбюраторе эта процедура заключается в утаплива-нии рукоятки воздушной 
заслонки и полном нажатии педали «газа». На карбюраторе с автоматической пусковой 
системой водитель не может произвольно открыть или закрыть воздушную заслонку. 
Поэтому для обеспечения такой продувки на карбюраторах модификаций «31», «35» и «62» 
предусмотрен дополнительный рычажный механизм, встроенный в систему пуска. 
С этой целью на упорном рычаге выполнено дополнительное плечо, способное при повороте 
рычага вокруг оси входить в зацепление со штифтом на замковом рычаге пускового 
устройства, связанным через промежуточную тягу привода воздушной заслонки с рычагом 
воздушной заслонки. При нажатии педали «газа» до упора рычаг управления дроссельной 
заслонкой первой камеры поворачивается по часовой стрелке, увлекая за собой вниз тягу 
приоткрытия дроссельной заслонки и тем самым вызывая поворот против часовой стрелки 
второй части упорного рычага. При этом его плечо входит в соприкосновение со штифтом 
рычага, вызывая его поворот против часовой стрелки на небольшой угол, достаточный для 
перемещения тяги привода воздушной заслонки вверх и приоткрытия воздушной заслонки. 
Величина приоткрытия воздушной заслонки, определяемая размерами деталей рычажного 
механизма, в эксплуатации не контролируется и не регулируется. На практике для 
обеспечения продувки двигателя достаточно, чтобы воздушная заслонка приоткрылась на 
величину не менее 2,5 мм. 
 
 

Особенности устройства модификаций 
карбюраторов «Солекс» 

 
Все карбюраторы ДААЗ семейства «Солекс» имеют конструкцию, аналогичную конструкции 
карбюратора в базовом исполнении, но отличаются приводом дроссельных заслонок и рядом 
других особенностей. 
У карбюратора 21051-1107010 на рычаге привода дроссельных заслонок отсутствует сектор, 
а привод осуществляется тягами. Тарировочные данные карбюратора подобраны под 
двигатель ВАЗ рабочим объемом 1,3 л. Топливовоз-вратный штуцер отсутствует, а 
топливоподводящий установлен со стороны привода дроссельных заслонок. 
Модификация 21053-1107010 отличается от предыдущей модели карбюратора только 
тарировочными данными  главных дозирующих систем, которые подобраны под двигатель 
ВАЗ рабочим объемом 1,5 л. 
Модификация 21073-1107010 устанавливается на автомобиль ВАЗ-21213 «Нива» с 
двигателем рабочим объемом 1,7 л. В соответствии с увеличенным рабочим объемом 
двигателя изменены характеристики всех систем карбюратора. Ускорительный насос имеет 
особенность: у него только одна распылительная трубка, которая впрыскивает топливо в 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..