Карбюраторы Солекс. Руководство - часть 4

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     Карбюраторы «Солекс». Обслуживание и ремонт

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..

 

 

Карбюраторы Солекс. Руководство - часть 4

 

 

. . . . . .   С И С Т Е М А         П И Т А Н И Я  

- 17 -

Из бака по питающему топливопроводу топливо попадает в фильтр тонкой очистки. 

Фильтрующий элемент из специальной бумаги исключает попадание в карбюратор мелких 

частиц грязи, прошедших через сетку топливозаборника. Корпус фильтра неразборный, при 

загрязнении и определенном пробеге фильтр заменяется. 

Из фильтра топливо поступает в топливный насос диафрагменного типа. На автомобилях 

семейств ВАЗ-2110, «Самара» и «Москвич» привод насоса осуществляется эксцентриком от 

распределительного вала двигателя, а на «Нивах» и «Жигулях» — эксцентриком вала 

привода вспомогательных агрегатов. Корпус насоса состоит из двух частей. В верхней части 

корпуса выполнена емкость, служащая своего рода отстойником, и установлены клапаны — 

всасывающий и нагнетательный. Под выпуклой крышкой насоса установлен сетчатый 

фильтр. Насос имеет три диафрагмы: две верхние, рабочие, и нижнюю, препятствующую 

попаданию топлива в поддон картера двигателя при повреждении 

рабочих диафрагм. Производительность насоса намного превышает потребность двигателя в 

топливе. Избыточное топливо на переднеприводных моделях ВАЗ и на «Ниве», через 

топливовозвратный штуцер отводятся по сливному топливопроводу обратно в топливный 

бак. Постоянно циркулирующее топливо охлаждает насос, препятствуя образованию в нем 

паровых пробок. На сливном топливопроводе установлен обратный клапан, препятствующий 

вытеканию топлива из бака через карбюратор при опрокидывании автомобиля. В 

топливовозвратном штуцере выполнен жиклер, который обеспечивает поддержание необхо-

димого давления в топливопроводе между насосом и карбюратором. 

Поступление топлива в поплавковую камеру ограничивается игольчатым клапаном. 

Возрастающее давление топлива может отжимать топливный клапан от седла, и бензин 

переполнит карбюратор. Чтобы этого не происходило, насос прекращает подачу топлива при 

определенном давлении (около 0,3 кгс/см

2

). Это достигается тем, что рабочий ход 

диафрагмы насоса происходит под действием пружины, размещенной под диафрагмой. 

Рычаг привода осуществляет только ход всасыва-??? 

 

Система питания автомобиля ВАЗ-21213*: 

 

1 -

 

воздухозаборник; 

2 -

 

терморегулятор; 

3 -

 

воздушный фильтр в сборе; 

4 -

 

патрубок 

отбора картерных газов; 

5 -

 

тяга управления воздушной заслонкой; 

6 -

 

рукоятка управления 

воздушной заслонкой; 

7 -

 

пробка; 

8 -

 

шланг заливной трубы; 

9 -

 

шланг вентиляции 

сепаратора; 

10 -

 

шланги сепаратора; 

11 -

 

сепаратор; 

12 -

 

топливозаборник с датчиком 

уровня топлива; 

13 -

 

топливный бак; 

14 -

 

педаль «газа»; 

15 -

 

питающий топливопровод; 

16 -

 

сливной топливопровод; 

17 -

 

обратный клапан; 

18, 21 -

 

тяги привода дроссельных заслонок; 

19 -

  

фильтр тонкой очистки топлива; 

20 -

 

топливный насос; 

22 -

 

карбюратор; 

23 -

 

гофрированный шланг с заборником подогретого воздуха 
* На схеме не показаны  шланги системы управления рециркуляцией отработавших 

газов. 

 

. . . . . .   С И С Т Е М А         П И Т А Н И Я  

- 18 - 

 

Топливный насос: 
1   -

 

корпус;  

2  -

 

нагнетательный  

штуцер; 

3  -

 

седло нагнетательного клапана; 

4 - 

нагнетательный клапан; 

5 -

 

сетчатый 

фильтр; 

6 -

 

крышка насоса; 

7 -

 

уплотнительное кольцо; 

8 -

 

болт 

крепления крышки; 

9 -

 

всасывающий 

штуцер; 

10 -

 

всасывающий клапан; 

11 -

 

седло всасывающего клапана; 

1 2 - 

верхняя тарельчатая шайба; 

13 -

 

дис-

танционная прокладка диафрагмы; 

14 -

 

рабочая (двойная) диафрагма; 

15 -

 

предохранительная диафрагма; 

16-

 

рычаг ручного привода; 

17 - 

пружина 

рычага ручного привода; 

18 -

 

пружина 

штока; 

19 -

 

рычаг; 

20 -

 

шток; 

21 -

 

дистанционная прокладка корпуса с 

дренажным отверстием 

Схема работы насоса: 

А -

 

всасывание; 

Б -

 

нагнетание; 

1 - 

эксцентрик на валу; 

2 -

 

толкатель; 

3 -

 

диафрагма; 

4 -

 

нагнетательный штуцер; 

5 -

 

нагнетательный клапан; 

6 -

 

всасывающий клапан; 

7 - 

всасывающий 

штуцер; 

8 - 

шток диафрагмы; 

9 –

 

рычаг 

 

котором пружина сжимается. Усилие 

пружины подобрано таким, чтобы 

давление топлива над диафрагмой не 

превышало допустимое. При закрытом 

топливном клапане карбюратора 

диафрагма и шток насоса находятся в 

нижнем положении, пружина сжата, а 

привод насоса работает вхолостую. По 

мере расходования и вытекания топлива 

через жиклер топливовозвратного штуцера карбюратора диафрагма насоса вместе со штоком 

поднимается, и привод снова отводит 

их вниз. При этом в насос поступает 

очередная порция топлива. 

В системе питания автомобилей 
«Москвич» и «Жигули» сливная маги-

страль отсутствует. Такая схема про-

ще, но в жаркую погоду из-за отсут-

ствия постоянного потока топлива 

через насос возможны образование 

паровых пробок и, как следствие, 

нарушение подачи топлива в кар-

бюратор. После остановки горячего 

двигателя бензонасос сильно нагре-

вается, и при отсутствии сливного топливопровода, часть расширившегося от нагрева 

бензина и его пары могут приоткрыть игольчатый клапан карбюратора. Это ведет к перепол-

нению поплавковой камеры и вытеканию бензина во впускной тракт двигателя. По этой 

причине возможен затрудненный пуск двигателя в течение следующих 5-20 мин.

М О Д И Ф И К А Ц И И   К А Р Б Ю Р А Т О Р О В   « С О Л Е К С »  

- 19 -

МОДИФИКАЦИИ КАРБЮРАТОРОВ 
«

СОЛЕКС» 

Модификации карбюраторов и их 
применяемость на автомобилях* 

Карбюраторы семейства «Солекс»** производства Димитровградского автоагрегатного 
завода (ДААЗ) были разработаны специально для переднеприводных моделей с поперечным 
расположением силового агрегата Волжского автомобильного завода. Базовые модели 
отличаются параметрами дозирующих систем, которые подобраны под двигатели рабочим 
объемом 1,1; 1,3 и 1,5 л. 
Позже начался выпуск карбюраторов семейства «Солекс» для их установки на автомобили 
ВАЗ-2104, -2105, -21213, -2110, Москвич-21412, а также ЗАЗ-1102 «Таврия». Благодаря 
двухсекционной поплавковой камере и двум поплавкам, закрепленным на общем 
кронштейне, карбюратор работает стабильно при прохождении автомобилем поворотов, 
разгоне и торможении как при поперечном (ВАЗ-2109, -09, -2110, ЗАЗ-1102), так и при 
продольном (ВАЗ-2105, -07, «Нива», «Москвич») расположении двигателя. 
Все карбюраторы семейства имеют в основном одинаковую конструкцию. Модификации 
отличаются сечениями дозирующих элементов и другими особенностями, о которых будет 
рассказано ниже. 
Базовым является карбюратор 2108-1107010, устанавливаемый на автомобили ВАЗ-2108 и -
2109 с двигателем объемом 1,3 л. 
Карбюратор 21081-1107010 предназначен для установки на автомобиль ВАЗ-21081, -21091 с 
двигателем рабочим объемом 1,1 л и на автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия». 
Карбюраторы 21083-1107010 устанавливаются на переднеприводные автомобили ВАЗ с 
двигателем рабочим объемом 1,5 л. Дальнейшее совершенствование карбюраторов привело к 
появлению модификаций с автоматическим пусковым устройством: 
-  карбюраторы 21083-1107010-31 оборудованы автоматическим пусковым устройством с 
одноступенчатым управлением воздушной заслонкой; 
-  карбюраторы 21083-1107010-35 имеют более сложное автоматическое пусковое 
устройство с двухступенчатым управлением воздушной заслонкой; 
- карбюратор 21083-1107010-62 -с автоматическим пусковым устройством, двухступенчатым 
управлением воздушной заслонкой и электронной системой управления составом смеси. Эта 
модель устанавливалась на автомобили, предназначенные для экспорта, которые для 
снижения токсичности оснащались каталитическим нейтрализатором отработавших газов. 
Карбюраторы 21073-1107010 устанавливаются на автомобили ВАЗ-21213 «Нива» рабочим 
объемом двигателя 1,7 л. 
Карбюраторы 21053-1107010-20 предназначены для автомобилей ИЖ и ВАЗ-2106 с 
двигателями ВАЗ рабочим объемом 1,6 л, а 21051-1107010 — поставляются в запасные части 
к автомобилям ВАЗ-2105, -2104 с двигателем ВАЗ рабочим объемом 1,2 и 1,3 л. Ранее 
выпускалась модификация 21053-1107010 для автомобиля ВАЗ-2107 с измененными 
регулировками под двигатель ВАЗ рабочим объемом 1,5 и 1,6 л. Карбюраторы 21053-
1107010-62 с автоматическим пусковым устройством были предназначены для установки на 
экспортные автомобили ВАЗ-21043, -21053, -2107, -21074 и -2121, оснащенные системами 
улавливания паров топлива и рециркуляции отработавших газов. 
Карбюраторы 21412-1107010*** устанавливались на автомобили «Москвич-21412», 
укомплектованные двигателем УЗАМ рабочим объемом 1,5 л. Модификация 21412-1107010-
30*** была рассчитана на двигатель большего рабочего объема (1,8 л), который не пошел в 
серийное производство. 

 

М О Д И Ф И К А Ц И И   К А Р Б Ю Р А Т О Р О В   « С О Л Е К С »  

- 20 - 

В продаже можно найти и другие версии карбюраторов на базе «Солекс», адаптированные для установки на автомобили ГАЗ. Они выпускаются 
сторонними предприятиями малыми сериями и могут быть промаркированы как -31029,-3302 и т.п. Поскольку эти модели карбюраторов могут 
значительно отличаться по тарировочным данным, а серийно на автомобили они не устанавливаются, в книге такие модификации не рассмотрены. 
Также не представлены варианты «Солекс-спорт» и другие подобные изделия, выпускаемые тюнинговыми фирмами. 
* Применение карбюраторов «Солекс» см. в таб. (с. 20). 
** Карбюраторы ДААЗ-2108 выпускаются по лицензии французской фирмы SOLEX. Карбюратор ДААЗ-1111 и его варианты имеют значи-
тельные конструктивные отличия от базовой модификации и в книге не представлены. 
 *** Индексы карбюраторов на автомобилях завода «Москвич» не совпадают с номерами, принятыми на ДААЗе 

 

ТАРИРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ КАРБЮРАТОРОВ  «СОЛЕКС» 

2108 

21081 

21083 

21073 

21051 

21083-31 

21083-35 

21412 

21083-62 

ПАРАМЕТРЫ 

камера 

камера 

камера 

камера 

камера  камера 

камера 

камера 

камера 

 

Диаметр диффузора, мм 

21 

23 

21 

23 

21 

23 

24 

24 

23 

23 

21 

23 

23 

23 

23 

23 

21 

23 

Диаметр смесительной камеры, мм 

32 

32 

32 

32 

32 

32 

32 

32 

32 

32 

32 

32 

32 

32 

32 

32 

32 

32 

Производительность главного топливного жиклера* 

97,5  97,5  95  97,5  95  97,5  107,5  117,5  105  110  95  100 

95 

100  95 

95 

80 

100 

Производительность главного воздушного жиклера* 

165  125  165  135  155  125  150 

135 

150  135  155  125 

150 

125  160  100 

165 

125 

Тип эмульсионной трубки 

23 

ZC 

23 

ZC 

23 

ZC  ZD 

ZC 

ZD  ZC  23  ZC 

23 

ZC  ZD  ZC 

23 

ZC 

Производительность топливного жиклера холостого хода* 

39-44  —  39-44  —  39-44  —  39-44  —  37-43  —  38-44  — 

38-44 

—  35-41  — 

50 

— 

Производительность воздушного жиклера холостого хода* 

170 

— 

170 

— 

170 

— 

140 

— 

140  —  170  — 

170 

—  150  — 

160 

— 

Производительность топливного жиклера переходной системы** 

— 

50 

— 

50 

— 

50 

— 

70 

— 

50 

— 

50 

— 

80 

— 

80 

— 

50 

Производительность воздушного жиклера переходной системы** 

— 

120 

— 

120 

— 

120 

— 

140 

—  150  —  120 

— 

150  —  150 

— 

120 

Производительность экономайзера мощностных режимов* 

40 

— 

40 

— 

40 

— 

40 

— 

40 

— 

40 

— 

40 

— 

60 

— 

— 

— 

Производительность эконостата* 

— 

60 

— 

70 

— 

70 

— 

70 

— 

— 

— 

70 

— 

70 

— 

70 

— 

60 

Производительность жиклера актюатора главн. дозир. систем 

— 

— 

— 

— 

— 

— 

— 

— 

— 

— 

— 

— 

— 

— 

— 

— 

85 

— 

Диаметр отверстия распылителя ускорительного насоса, мм/100 

35 

40 

35 

40 

35 

40 

45 

— 

35 

40 

35 

40 

35 

40 

35 

40 

35 

40 

Подача топлива ускорительным насосом, см3/10 ходов 

11,5 

 

11,5 

 

11,5 

 

14,5 

— 

14 

 

14 

 

11,5 

 

11,5 

 

11,5 

 

Пусковой зазор воздушной заслонки, мм 

3,0 

— 

2,7 

— 

2,5 

— 

3,0 

— 

3,0  —  2,5  — 

2,5 

(5,5)*** 

— 

2,2  — 

2,5 

(5,5)*** 

— 

Пусковой зазор дроссельной заслонки, мм 

0,85  — 

1,0 

— 

1,1 

— 

1,1 

— 

1,1  —  1,1  — 

1,1 

— 

1,6  — 

1,1 

— 

Маркировка кулачка ускорительного насоса 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маркировка сектора-привода воздушной заслонки 

 

 

 

 

 

— 

 

— 

 

 

— 

 

Автоматическое пусковое устройство 

— 

 

— 

 

— 

 

— 

 

— 

 

есть 

 

есть 

 

— 

 

есть 

 

Система управления составом смеси 

— 

 

— 

 

— 

 

— 

 

— 

 

— 

 

— 

 

— 

 

есть 

 

* Производительность (пропускная способность) жиклеров обозначена цифрами на них и определяется специальным методом. 
** Переходная система первой камеры, объединена с системой холостого хода. 
*** Двухступенчатое управление воздушной заслонкой, в скобках указан пусковой зазор на второй ступени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..