Карбюраторы Солекс. Руководство - часть 2

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     Карбюраторы «Солекс». Обслуживание и ремонт

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

 

Карбюраторы Солекс. Руководство - часть 2

 

 

. . . . . . О С Н О В Н Ы Е   С И С Т Е М Ы   К А Р Б Ю Р А Т О Р А  

- 9 -

Стенки трубки имеют отверстия для выхода воздуха, поступающего в нее сверху через 
воздушный жиклер. Поступление топлива в эмульсионный колодец определяется топливным 
жиклером. В эмульсионном   колодце   топливо 
смешивается с воздухом, выходящим из отверстий эмульсионной трубки. В результате в 
распылитель попадает топливная эмульсия, а не чистое топливо. По мере открытия 
дроссельной заслонки в диффузоре увеличивается разрежение и возрастает истечение 
эмульсии из распылителя. Одновременно растет поступление воздуха в распылитель через 
воздушный жиклер, из-за чего уменьшается поступление топлива из поплавковой камеры 
через топливный жиклер в эмульсионный колодец. Количество топлива, проходящего через 
жиклер, соответствует поступающему в диффузор количеству воздуха, что и обеспечивает 
компенсацию состава смеси. Требуемый состав горючей смеси задается подбором 
проходных сечений топливного и воздушного жиклеров, а также типом эмульсионной 
трубки. 

СБАЛАНСИРОВАННАЯ ПОПЛАВКОВАЯ КАМЕРА 

В простейшем карбюраторе поплавковая камера связана с атмосферой через отверстие в 
крышке (см. рис.). В процессе эксплуатации по мере загрязнения воздушного фильтра в диф-
фузоре такого карбюратора будет возрастать разрежение и, следовательно, смесь начнет 
обогащаться. Чтобы исключить влияние загрязнения воздушного фильтра 

на 

состав горючей 

смеси, внутренняя полость поплавковой камеры соединена каналом с горловиной 
карбюратора. 
 

Система холостого хода и переходная 

система 

Для работы двигателя на холостом ходу с 
минимальной частотой вращения коленчатого 
вала требуется малое количество горючей смеси. 
Следовательно, дроссельная заслонка должна 
быть почти полностью закрыта. При этом 
разрежение в диффузоре недостаточно для 
вступления в работу главной дозирующей 
системы. Поэтому карбюратор дополнительно 
оборудован системой холостого хода, которая 
готовит топливовоздушную смесь в количестве, 
обеспечивающем устойчивую работу двигателя 
при закрытой дроссельной заслонке. 
Каналы системы холостого хода связывают 
задроссельное пространство (полость впускного 
трубопровода) с эмульсионным колодцем и 
верхней частью смесительной камеры. При 
работе двигателя на холостом ходу под 
дроссельной заслонкой образуется высокое 
разрежение. Под действием разрежения топливо 
из эмульсионного колодца проходит в 

Схема системы холостого хода и переходной системы: 
1  -

 

топливный канал системы холостого хода; 

2

  

-

 

топливный жиклер; 

3 -

 

воздушный жик-

лер; 

4 -

 

воздушный канал системы холостого хода; 

5 -

 

эмульсионный канал системы 

холостого хода; 

6 -

 

регулировочный винт приоткрытия дроссельной заслонки (винт 

«количества»); 

7 -

 

упорный рычаг на оси дроссельной заслонки; 

8 -

 

регулировочный винт 

состава смеси (винт «качества»); 

9 -

 

канал переходной системы 

 
 

. . . . . . О С Н О В Н Ы Е   С И С Т Е М Ы   К А Р Б Ю Р А Т О Р А  

- 10 - 

топливный канал холостого хода, где смешивается с воздухом, поступающим по воздушному 
каналу из верхней части смесительной камеры. Соотношение топлива и воздуха в эмульсии 
определяется пропускной способностью топливного и воздушного жиклеров, которые 
установлены в каналах холостого хода. Далее эмульсия поступает в задроссельное 
пространство, где смешивается с воздухом, проходящим через зазор между стенкой камеры 
и заслонкой. Зазор регулируется упорным винтом рычага заслонки (винтом «количества»). 
Количество топливной эмульсии, проходящее по каналу в задросельное пространство, 
регулируется винтом с конусообразным наконечником (винтом «качества»). При завора-
чивании винта проходное сечение канала уменьшается. И наоборот. При плавном открытии 
дроссельной заслонки расход воздуха через смесительную камеру увеличивается, а 
количество поступающей эмульсии остается на прежнем уровне. Разрежение в диффузоре 
при этом еще недостаточно для вступления в работу главной дозирующей системы. В ре-
зультате смесь обедняется и в работе двигателя наблюдается «провал». Для обеспечения 
плавного перехода от холостого хода к режиму средней нагрузки служит переходная систе-
ма, которая объединена с системой холостого хода. Канал переходной системы соединяет 
эмульсионный канал  системы  холостого хода  с 
наддроссельным пространством смесительной камеры. Выходное отверстие канала 
расположено таким образом, что, после приоткрытия дроссельной заслонки, оно оказывается 
в зоне разрежения; через него поступает дополнительное количество эмульсии в 
смесительную камеру, сглаживая переход от одного режима работы двигателя к другому. На 
холостом ходу, когда дроссельная заслонка закрыта, часть воздуха через канал переходной 
системы подмешивается к топливной эмульсии. Изменение состава смеси компенсируется 
подбором жиклеров. При заворачивании винта «количества» дроссельная заслонка 
приоткрывается. В результате расход воздуха через канал переходной системы уменьшается, 
а через зазор между стенками смесительной камеры и заслонкой увеличивается. Количество 
горючей смеси, поступающей в двигатель, увеличивается, и частота вращения коленчатого 
вала возрастает. При отворачивании винта заслонка закрывается и частота вращения ко-
ленчатого вала снижается. 

Ускорительный насос 

 Схема диафрагменного 
ускорительного насоса: 

1  -

 

кулачок привода ускорительного 

насоса; 

2  -

 

толкатель; 

3 -

 

возвратная 

пружина толкателя; 

4 -

 

диафрагма; 

-

 

возвратная пружина диафрагмы; 

6 -

 

шарик всасывающего клапана; 

7 -

 

поплавковая камера; 

8 -

 

шарик 

нагнетательного клапана; 

9 -

распылитель; 

10 -

 

калиброванное 

выходное отверстие распылителя; 

11 

-

 

тяга привода кулачка 

 
Главная дозирующая система обес-
печивает бесперебойную работу 
двигателя только при очень плавном 
открытии дроссельной заслонки. При 

резком открытии заслонки (например, для интенсивного разгона автомобиля) в первый 
момент процесс смесеобразования нарушается. Чтобы исключить «провал» в работе дви-
гателя на этом режиме, карбюратор оснащен специальным устройством — ускорительным 
насосом. Он предназначен для кратковременного обогащения горючей смеси при резком 

. . . . . . О С Н О В Н Ы Е   С И С Т Е М Ы   К А Р Б Ю Р А Т О Р А  

- 11 -

открытии дроссельной заслонки. На карбюраторах широко применяется ускорительный 
насос диафрагменного типа с приводом от оси дроссельной заслонки. При открытии 
заслонки кулачок, механически связанный с ее осью, поворачивается и нажимает толкатель 
диафрагмы. Когда дроссельная заслонка закрывается, кулачок перестает воздействовать  на 
толкатель. Диафрагма под действием возвратной пружины перемещается в исходное 
положение, создавая разрежение в полости насоса. Шарик нагнетательного клапана при этом 
закрывает отверстие в колодце под распылителем, шарик всасывающего клапана пропускает 
топливо в насос. Бензин из поплавковой камеры проходит через всасывающий клапан, 
заполняя полость насоса. При резком нажатии педали «газа», кулачок давит на 
телескопический толкатель, сжимая его пружину. При этом шарик нагнетательного клапана 
под давлением топлива приподнимается, открывая путь топливу из полости насоса в 
распылитель. Резкого перемещения диафрагмы не происходит, т.к. топливо не может быстро 
пройти через малое выходное отверстие распылителя. Поскольку пружина толкателя жестче 
возвратной пружины диафрагмы,  первая,  преодолевая сопротивление последней, переме-
щает диафрагму, вытесняя порцию топлива через нагнетательный клапан и распылитель в 
смесительную камеру карбюратора. Процесс впрыскивания получается растянутым по 
времени до нескольких секунд. Этим обеспечивается устойчивая работа двигателя при 
ускорении автомобиля, и, кроме того, диафрагма предохраняется от разрыва под действием 
давления топлива. 

Система пуска 

 

 

Схема пускового устройства: 1 - 

пружина диафрагмы; 

2 - 

диафрагма; 

3 -

 шток; 

4 -

 

воздушная заслонка; 

5 -

 рычаг на 

оси воздушной заслонки; 

6 - 

привод 

воздушной заслонки; 

7 -

 рычаг на 

оси дроссельной заслонки; 

8 -

 

дроссельная заслонка; 

9 -

 

демпфирующий жиклер; 

10

 

канал 

подвода разрежения к 
диафрагменному механизму
 
 
При пуске двигателя частота 
вращения коленчатого вала 
невелика, разрежение во впускной 
системе мало, и бензин плохо 
испаряется. К тому же, как уже 
было отмечено ранее, на холодном 
двигателе, особенно при низкой 
температуре окружающего 
воздуха, большая часть обра-
зовавшихся паров топлива конден-
сируется во впускном тракте. 
Поэтому для стабильного пуска 
двигателя необходимо 
приготовить в карбюраторе 

заведомо переобогащенную топливовоздушную смесь. Для этого следует закрыть 
воздушную заслонку и приоткрыть дроссельную. Тогда в диффузоре создается разрежение, 
достаточное для вытекания необходимого количества топлива из распылителя даже при 
медленном вращении коленчатого вала. Образуется рабочая смесь, пригодная для пуска 

. . . . . . О С Н О В Н Ы Е   С И С Т Е М Ы   К А Р Б Ю Р А Т О Р А  

- 12 - 

двигателя. Но как только в цилиндрах появятся первые вспышки, чтобы двигатель не заглох 
от переобогащения, необходимо приоткрыть воздушную заслонку, открывая путь воздуху в 
диффузор. 
Для выполнения этих операций карбюратор дополнен специальным пусковым устройством. 
На карбюраторах двигателей отечественных автомобилей широко применяется пусковое 
устройство с ручным управлением. Оно состоит из воздушной заслонки, автоматического 
устройства ее приоткрывания и элементов привода. 
Воздушную заслонку водитель закрывает из салона автомобиля при помощи рукоятки, 
которая связана 
тягой с приводом заслонки. Привод обеспечивает заслонке возможность слегка 
приоткрываться, а возвратная пружина стремится удержать ее в закрытом положении. На 
карбюраторе установлено устройство, автоматически приоткрывающее воздушную заслонку 
на необходимую величину, что предотвращает переобогащение горючей смеси сразу после 
пуска. Устройство состоит из камеры с диафрагмой, пружины и тяги. Камера каналом 
связана с задроссельным пространством карбюратора. С началом устойчивой работы дви-
гателя за дроссельной заслонкой происходит резкое увеличение разрежения, откуда по 
каналу оно передается в камеру. Диафрагма, преодолевая сопротивление пружины, пере-
мещается и через тягу приоткрывает воздушную заслонку, обедняя смесь. Благодаря тому 
что заслонка закреплена на оси несимметрично, под действием разрежения, в смесительной 
камере она стремится открыться, «помогая» пусковому устройству. 
Воздушная заслонка связана с дроссельной заслонкой механизмом, обеспечивающим 
приоткрывание дроссельной заслонки при полном закрытии воздушной. Величина 
приоткрывания дроссельной заслонки должна обеспечить стабильную работу холодного 
двигателя при прогреве. 
По мере прогрева двигателя водитель вручную открывает воздушную заслонку и прикрывает 
дроссельную, снижая частоту вращения коленчатого вала до минимально устойчивой. 

Экономайзер мощностных режимов 

 

 Схема экономайзера мощностных 
режимов с пневмоприводом:

 

1 -

 главный 

топливный жиклер; 

2 - 

 эмульсионный 

колодец главной дозирующей системы; 

3 - 

топливный жиклер экономайзера; 

4 -

 

распылитель; 

5 -

 дроссельная заслонка; 

6

 

-

 

демпфирующий жиклер; 

7 -

 канал подвода 

разрежения к экономайзеру; 

8 -

 пружина 

диафрагмы; 

9 -

 диафрагма экономайзера с 

толкателем; 

10 -

 шариковый клапан с 

пружиной; 

11 -

 поплавковая камера 

 
Для получения от двигателя максимальной 
мощности необходима обогащенная 
горючая смесь. Для ее приготовления 
карбюратор оборудован специальной систе-
мой, называемой экономайзером 
мощностных режимов. Система 
обеспечивает поступление допол-
нительного топлива в распылитель, минуя 

главный топливный жиклер. Для включения экономайзера мощностных режимов приме-
няется пневматический или механический привод.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..