Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 34

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     Двигатель УМЗ–421 его модификации и исполнения - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2002 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  ..

 

Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 34

 

 

 

133

Стартер  считается  выдержавшим  испытания,  если  при  напряжении 12В  он  потребляет  ток  не 

более 85А и развивает не менее 4000 мин

-1

При тугом вращении якоря, которое обычно вызывается перекосами в результате неправильной 

сборки  стартера,  задевания  якоря  за  полосы  или  замыкания  между  витками,  стартер  потребляет  ток 
большей силы, а обороты развивает меньше указанных. Малая силы потребляемого тока и пониженное 
число оборотов при нормальном напряжении на зажимах стартера свидетельствует о плохом контакте в 
соединениях проводов или о недостаточном напряжении пружин щеток. 

Для  проверки  стартера  при  полном  торможении  на  шестерне  привода  закрепляют  рычаг, 

соединенный с динамометром. Лучше использовать гидравлический динамометр. Тормозной момент М 
стартера  определяется  произведением  длины L рычага  в  метрах  на  показание  динамометра  (весов)  Р  в 
килограммах. 

М = L x P. 
Во  избежание  перегрева  стартера  испытание  следует  проводить  в  течение  короткого  времени. 

Если при заторможенной шестерне якорь вращается, то привод нужно сменить. 

При  проверке  следует  соблюдать  осторожность,  так  как  в  момент  включения  стартера 

произойдет сильный рывок рычага, укрепленного на шестерне. 

Исправный  стартер  при  питании  от  полностью  заряженной  батареи  должен  обеспечивать 

параметры,  указанные  в  табл. 6.3. Если  потребляемый  ток  выше  параметров,  указанных  в  табл. 6.3, а 
тормозной момент ниже параметров, указанных в табл. 6.3, то это указывает на неисправность обмотки 
возбуждения. Если величина тормозного момента и сила потребляемого тока ниже нормальной, то это при 
нормальном напряжении на зажимах стартера указывает на плохие электрические контакты стартера или 
слабое  натяжение  пружин  щеток.  Пониженное  напряжение  на  зажимах  стартера – менее  параметров, 
указанных в табл. 6.3 – указывает на плохие контакты в проводах или на неисправность батареи.

 

 

133

6.7 ДАТЧИК-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ЗАЖИГАНИЯ 
 

Датчик-распределитель 3312.3706 (рис. 6.23) объединяет  в  себе  два  функционально 

законченных изделия: 
-  магнитоэлектрический датчик управляющий работой коммутатора; 
-  распределитель импульсов высокого напряжения. 

Рис. 6.23. Датчик-распределитель 
зажигания: 
1 – корпус; 2 – грузик центробежного 
автомата; 3 – винт крепления подшип-
ника; 4 – вакуумный автомат; 5 – пру-
жина вакуумного автомата; 6 – диаф-
рагма; 7 – штуцер; 8 – магнитопровод 
ротора; 9 – постоянный магнит; 10 – 
ротор; 11 – высоковольтная крышка; 12 
– пружина центрального контакта; 13 – 
центральный вывод; 14 – центральный 
контакт; 15 – бегунок; 16 – фильц; 17 – 
винт ротора; 18 – обмотка статора; 19 – 
винт крепления статора; 20 – статор; 21 
– магнитопровод статора; 22 – опора 
статора; 23 – подшипник; 24 – пружина 
грузика; 25 – упорные шайбы; 26 – 
втулка; 27 – валик; 28 – октан – коррек-
тор; 29 – стопорная шайба; 30 – кольцо; 
31 – штифт; 32 – муфта привода. 

Получение  импульсов  для  работы  системы  зажигания  осуществляется  с  помощью 

индуктивного  датчика,  встроенного  в  распределитель.  Датчик  содержит  ротор,  представляющий 
собой кольцевой магнит с магнитной системой, имеющий четыре пары полюсов. Ротор насажен на 
валик.  Валик  датчика-распределителя  приводится  во  вращение  от  шестерни  привода  масляного 
насоса.  Статор,  внутри  которого  расположен  ротор,  содержит  катушку  с  магнитопроводом, 
имеющий  также  четыре  пары  полюсов.  За  каждый  оборот  валика  ротор  индуцирует  в  катушке 
статора  четыре  двухполярных  импульса  напряжения.  Затем  импульсы  преобразуются  в 
транзисторном коммутаторе в импульсы тока и подаются в первичную цепь катушки зажигания. 

Изменение угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого 

вала  осуществляется  центробежным  автоматом,  воздействующим  на  положение  статора 
относительно ротора. 

 

134

Коррекция  угла  опережения  по  нагрузке  осуществляется  с  помощью  вакуумного 

регулятора,  диафрагма  которого  соединена  тягой  со  статором  датчика  и  поворачивает  его 
относительно ротора в зависимости от изменения разряжения во впускной трубе.  

Центробежный и вакуумный регуляторы опережения зажигания автоматически изменяет 

угол  опережения  зажигания  в  зависимости  от  частоты  вращения  коленчатого  вала  и  нагрузки 
двигателя. 

Основные  технические  данные  центробежного  регулятора  приведены  в  таблице 6.4 и  в 

рисунке 6.24. Несоответствие углов опережения зажигания частоте вращения распределительного 
вала обычно бывает связано с заеданием грузиков центробежного регулятора или с ослаблением 
их  пружин  и  вызывает  детонацию,  снижение  мощности  двигателя,  а  также  увеличение  расхода 
топлива. 

 

Таблица 6.4 
Частота  вращения  валика  датчика-распределителя, 
мин

-1

50-300 500  1250 

2250 и  

выше 

Угол  опережения  зажигания  по  валику  датчика-
распределителя, град 

0,5…3 5,5…7,5  9…11  14…17 

Рис. 6.25. Характеристика вакуумного 

Рис. 6.24. Характеристика центробежного 
автомата распределителя 3312.3706: 
Θ

о

р – углы опережения зажигания по углу 

поворота ротора распределителя; 

регулятора распределителя 3312.3706: 
Θ

о

р – углы опережения зажигания по углу 

поворота ротора распределителя; 
Δр – разрежение во впускной трубе, мм.рт.ст 

 

Основные  технические  данные  вакуумного  регулятора  приведены  в  таблице 6.5 и  в 

рисунке 6.25. Отклонение углов опережения зажигания от указанных выше вызывает детонацию, 
снижение  мощности  двигателя,  а  также  увеличение  расхода  топлива  и  содержание  СО  в 
выхлопных газах. 

 
 

n

р

– частота вращения ротора, мин

-1

 

135

Таблица 6.5 

Разрежение, кПа (мм рт.ст.) 

8 (60) 

16 (120) 

26,7 (200) и 

выше 

Угол  опережения  зажигания  по  валику  датчика-
распределителя, град 

0…2 4,5…6,5 6…9 

 
Заштрихованная зона показывает допустимое отклонение углов от номинального значения 

(средняя линия). Угол опережения и частота вращения даны по ротору распределителя. Значения 
углов опережения и частоты вращения по коленчатому валу будут в два раза выше. 

В  корпусе 1 (см.  рис. 6.21) в  двух  втулках 26 установлен  вал 27. На  верхней  части  вала 

смонтирован центробежный регулятор с ротором 10, на котором установлен магнит 9. На верхней 
части ротора установлен бегунок 15. В корпусе установлен статор 20, который крепится к втулке с 
подшипником 23. Сверху  корпус  закрыт  крышкой 13, в  которой  имеются  выводы  для  проводов 
высокого напряжения от свечей и катушки зажигания. Вал 27 датчика-распределителя приводится 
во вращение от шестерни распределительного вала. 

 

6.8 ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЕ ДАТЧИКА-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ 
 

Правильно и своевременно проведенные профилактические мероприятия предупреждают 

возникновение неисправностей и увеличивают срок службы датчика-распределителя. 

Необходимо следить за креплением датчика-распределителя. Если усилием руки датчик-

распределитель поворачивается, то его следует закрепить, предварительно проверив правильность 
установки начального угла зажигания, и, если необходимо, установить начальный угол. 

Катушку  датчика-распределителя  необходимо  тщательно  обтереть  снаружи  и  изнутри 

тканью, смоченной в чистом бензине. Внимательно проверить, нет ли в крышке и бегунке трещин 
или  следов  пробоя  искрой  и  значительного  обгорания  или  коррозии  электродов  крышки  и 
токоразносной  пластины  бегунка.  Обгорание  торцовых  поверхностей  токоразносной  пластины 
бегунка  и  электродов  крышки  указывает  на  чрезмерно  большой  радиальный  зазор  между 
токоразносной пластиной и электродами. Крышку или бегунок в этом случае надо заменить. 

Если  крышка  или  бегунок  не  имеют  следов  повреждения,  следует  тщательно  протереть 

обгоревшие  места  электропроводов  крышки  и  пластины  бегунка  тканью,  слегка  смоченной  в 
чистом  бензине.  Зачищать  указанные  места  напильником  нельзя,  так  как  это  приводит  к 
увеличению  зазоров  между  токоразносной  пластиной  бегунка  и  электродами  крышки  и  в 
дальнейшем к пробою крышки или бегунка. 

Провода высокого напряжения должны быть плотно до упора вставлены в вводы крышки. 

Обгорание  и  эррозия  на  внутренней  поверхности  гнезд  крышки  свидетельствуют  о  том,  что 
провод  установлен  без  фиксации.  Если  провод  слабо  держится  в  гнезде,  необходимо 
предварительно  слегка  развести  лепестки  пружинного  наконечника  провода  и  вставить  его  в 
гнездо до упора. 

Следует  учесть,  что  возникновение  дополнительного  искрового  промежутка  в  цепи 

высокого  напряжения  из-за  установки  проводов  высокого  напряжения  в  выводах  крышки  без 
фиксации  обычно  приводит  к  выгоранию  пластмассы  крышки  с  последующим  выходом  ее  из 
строя, а также к нарушению нормальной работы двигателя. 

Внутреннюю поверхность датчика-распределителя при необходимости следует продувать 

сжатым  воздухом.  Проверить,  нет  ли  заедания  пружины  центрального  контакта  крышки.  Он 
должен свободно перемещаться в гнезде крышки. 

Периодически  датчик-распределитель  рекомендуется  проверить  на  специальном  стенде 

модели  К295  или  К297.  При  отсутствии  стенда  следует  проверить  центробежный  регулятор  на 
отсутствие  заедания.  Наиболее  просто  это  можно  сделать,  проверив,  легко  ли  возвращается 
бегунок  в  исходное  положение,  если  его  повернуть  рукой  относительно  неподвижного  валика, а 
затем отпустить. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  ..