Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 33

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     Двигатель УМЗ–421 его модификации и исполнения - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2002 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  ..

 

Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 33

 

 

 

129

6.6.3 Разборка стартера 
 

Стартер, подлежащий ремонту, 

необходимо разобрать. Детали стартера 
тщательно  очистить  от  грязи  и 
проверить. 

Поврежденные 

и 

изношенные  детали  должны  быть 
заменены новыми. Стартер разбирать в 
следующем порядке: 

Рис. 6.17. Отвертывание винтов крепления полюсов 
стартера 

-  снять  защитный  кожух 1 , шайбы 

стопорную  и  регулировочную 7, 
снять 

крышку 

со 

стороны 

коллектора 4 (см. рис. 6.14); 

-  вынуть 

щетки 3 из 

щетко-

держателей. 

Щетки 

и 

щеткодержатели 

следует 

занумеровать  с  тем,  чтобы  при 
сборке щетки были установлены на 
свои места; 

-  отвернуть  стяжные  винты 22 

корпуса стартера и снять крышку 12 
со стороны привода; 

-  отсоединить  провод  от  тягового 

реле; 

-  снять корпус 6 стартера; 
-  снять ось 11 рычага привода; 
-  вынуть  якорь  вместе  с  приводом, 

при  этом  снять  цапфы  вала  якоря 
регулировочные  шайбы  со  стороны 
привода. Сдвинуть упорную втулку 
на  валу  якоря  в  сторону  шестерни. 
Снять  пружинное  кольцо,  которое 
находится  под  упорной  втулкой, 
после чего снять упорную втулку и 
привод; 

Рис. 6.18 Проверка катушек возбуждения стартера 
на короткое замыкание с корпусом 

-  снять тяговое реле 24; 
-  снять крышку 26 тяговое реле; 
-  снять 

запорную 

шайбу 

и 

контактный диск 25 со штока; 

-  при  необходимости  отвернуть  в 

специальном 

приспособлении 

винты  крепления  полюсов  и  снять 
обмотки возбуждения (рис. 6.17). 

 

6.6.4 Проверка состояния деталей 
стартера 

Корпус. 

С 

помощью 

ампервольтметра проверить отсутствие 
короткого 

замыкания 

катушек 

возбуждения на корпус (рис. 6.18). Для 
этого  необходимо  щупами  прибора 
коснуться  общего  вывода  обмоток 

 

130

возбуждения  и  корпуса  стартера.  В  случае  короткого  замыкания  прибор  покажет  нулевое 
сопротивление. 

В  этом  случае  необходимо  занумеровать  полюсы  катушек,  на  специальном 

приспособлении  отвернуть  винты  крепления  полюсов  (рис. 6.17) и  снять  обмотки  возбуждения. 
Поврежденные  места  изоляции  отремонтировать  изоляционной  летной.  После  этого  полюсы  и 
катушки поставить на место. Винты полюсов закернить. 

Крышка 

со 

стороны 

коллектора.  С  помощью  ампер-
вольтметра 

проверить 

отсутствие 

замыкания  изолированных  щеткодер-
жателей  на  корпус  (рис. 6.19). При 
коротком  замыкании  следует  заменить 
изоляционную  прокладку  и  втулку 
заклепок 

щеткодержателя. 

Покачивание 

щеткодержателей 

не 

допускается. 

Щетки 

в 

щетко-

держателях 

должны 

перемещаться 

свободно, 

без 

заеданий. 

Втулку 

крышки  со  стороны  коллектора  в 
случае  ее  износа  заменить.  Диаметр 
отверстия 

новой 

втулки 

после 

запрессовки  и  развертки  должен  быть 
14

⎪0,035  мм  с  чистотой  обработки 

Ra=2,5мкм.  Щетки,  изношенные  до 

высоты 5 мм, следует заменить. 

Рис. 6.19. Проверка изолированных 
щеткодержателей стартера на замыкание с корпусом

Для  проверки  щеточных  пружин  необходимо  крышку  надеть  на  вал  якоря.  Установить 

щетки на место и проверить динамометром усилие пружин. Усилие должно быть в пределах 0,85-
1,4  даН (0,85-1,4 кгс)  в  момент  отрыва  пружины  от  щетки.  Концы  щеточных  пружин  должны 
нажимать на середину щетки. 

Крышка со стороны привода. В крышке со стороны привода следует проверить состояние 

втулки  (подшипника),  в  случае  необходимости  в  крышку  установить  новую  втулку,  диаметр 
отверстия которой после запрессовки и развертывания должен быть в пределах 12,5

+0,035

 мм. 

Якорь. Проверить с помощью ампервольтметра отсутствие замыкания обмотки якоря на 

пакет якоря. Для этого подсоединить один конец к любой из ламелей якоря, а другой – к пакету 
железа  якоря.  В  случае  замыкания  обмотки  якоря  на  корпус  прибор  покажет  нулевое 

сопротивление (рис. 6.20). 

Внимательно  осмотрите  якорь. 

Лобовая  часть  обмотки  якоря  должна 
быть  по  диаметру  меньше  пакета 
железа.  Увеличенный  диаметр  лобовой 
части  обмотки  указывает  на  «разнос» 
обмотки. Такой якорь подлежит замене. 
Концы  проводов  обмоток  должны  быть 
надежно 

припаяны 

к 

петушкам 

коллектора. 

Рис. 6.20. Проверка обмотки якоря стартера на 
короткое замыкание с магнитопроводом 

Якорь  проверить  на  отсутствие 

межвитковых  замыканий.  В  случае 
обнаружения 

замыкания 

якорь 

заменить. 

Коллектор  якоря  должен  быть 

 

131

чистым. 

При 

значительной 

шероховатости 

коллектора 

или 

выступании 

изоляции 

его 

надо 

проточить  на  токарном  станке,  затем 
отшлифовать 

стеклянной 

шкуркой 

зернистостью 100 до  шероховатости  не 
более Rа = 1,25 мкм. 

Биение 

коллектора 

относительно  цапф  вала  не  должно 
превышать 0,05 мм.  Биение  пакета 
железа якоря относительно цапф вала не 
должно 

превышать 0,25 мм. 

Одновременно  проверить  отсутствие 
прогиба  вала,  так  как  прогиб  может 
оказаться причиной заедания привода на 
шлицевой  части  вала.  Если  на  валу 
якоря,  в  том  месте,  где  вращается 
шестерня  стартера,  имеется  желтый 
налет  от  подшипника,  то  его  следует 
удалить  мелкой  шкуркой.  Наличие 
желтого  налета  часто  приводит  к 
заеданию шестерни на валу после пуска 
двигателя и к «разносу» обмотки якоря. 

Привод. 

Привод 

стартера 

осматривают  снаружи  и  проверяют  на 
отсутствие пробуксовки. Привод должен 
свободно,  без  заеданий,  перемещаться 
по  шлицевой  части  вала.  При  сильном 
износе 

вкладышей 

(подшипников) 

шестерни  привода  их  необходимо 

заменить. Диаметр отверстия новых вкладышей после запрессовки должен быть 14

+0,15

 мм. 

Рис. 6.21. Замер положения шестерни привода в 
выключенном состоянии (А) и при полностью 
втянутом якоре тягового реле (Б): 
   - размер А – не более 34 мм; 
   - размер Б – 3-5 мм. 

При удержании якоря шестерня должна свободно вращаться по часовой стрелке. Против 

часовой стрелки шестерня должна вращаться только вместе с якорем. Проверка муфты свободного 
хода на пробуксовку производится при испытании стартера на полное торможение на стенде. 

Осмотр и проверка тягового реле. Исправность втягивающей и удерживающей обмоток 

необходимо проверить с помощью омметра. 

Сопротивление  втягивающей  обмотки  должно  быть 0,28

±0,03  Ом,  а  удерживающий - 

1,01

±0,075  Ом.  Если  обмотки  неисправны,  тяговое  реле  следует  заменить.  Клеммовые  болты  надо 

зачистить, а при сильном их выгорании повернуть на угол 180

о

 вокруг своей оси. При сильном износе 

контактного диска повернуть его неизношенной стороной к контактам. 

Якорь  тягового  реле  в  корпусе  должен  перемещаться  свободно.  Если  пружинное  кольцо 

якоря имеет деформацию, его надо заменить новым или выправить. 

После проверки, замены всех износившихся, поврежденных деталей и смазки подшипников, 

цапф и шлицевой части вала моторным маслом стартер можно собирать. 

 

6.6.5 Сборка стартера 
 

Производится в порядке, обратном разборке. 
При  окончательной  затяжке  стяжных  винтов  необходимо  совместить  штифты  и  пазы  на 

крышках и корпусе. 

Проверить величину осевого люфта якоря, который должен быть примерно 1 мм. 

 

132

После  сборки  необходимо  проверить  работу  стартера  на  стенде.  При  включении  стартера 

привод  должен  перемещаться  на  шлицевой  части  вала  без  заеданий  и  возвращаться  в  исходное 
положение  под  действием  возвратной  пружины.  При  повороте  шестерни  рукой  по  часовой  стрелке 
якорь  не  должен  трогаться  с  места,  при  обратном  вращении  шестерня  должна  вращаться  вместе  с 
валом. 

Необходимо произвести проверку и регулировку стартера
Установка шестерни в включенном положении должна быть не более 34 мм – размер А (рис. 

6.19) – от привалочной плоскости фланца стартера. 

Проверить полный вылет шестерни при включенном тяговом реле. Расстояние между торцом 

шестерни  и  упором  должно  быть 3-5 мм  (рис. 6.21). Этот  зазор  регулируется  поворотом 
эксцентричной  оси 11 (см.  рис. 6.14) рычага  привода.  После  регулировки  затянуть  гайку  оси, 
удерживая ось от поворота. 

Неисправность стартера, правильность его сборки и  регулировки определяются: 
- проверкой регулировки включателя стартера; 
- проверкой стартера на холостом ходу и при полном торможении. 
Для проверки стартера необходимы низковольтный агрегат (или хорошо заряженная батарея), 

вольтметр постоянного тока со шкалой от 0 до 30В, указатель постоянного тока с шунтом до 1000А, 
тахометр со шкалой до 10000 мин

-1

 и динамометр. 

Схема включения стартера показана на рис. 6.22. 

Рис. 6.22. Схема включения при испытании стартера: 
1 – рычаг; 2 – динамометр; 3 – стартер; 4 – тяговое реле стартера; 5 – выключатель;  
6 – вольтметр; 7 – указатель тока; 8 – шунт указателя тока; 9 – аккумуляторная батарея 

Если  нет  специального  контрольно-испытательного  стенда  модели 532М,  то  зажимают 

стартер в тиски и соединяют с батареей (зажим стартера соединяют через указатель тока с плюсовым, 
а корпус стартера с минусовым выводом батареи). Для соединения стартера c батареей применяются 
провода сечением не менее 25-35 мм

2

. Силу тока и число оборотов якоря при испытании на холостом ходу 

измеряют не более чем через 30 с после включения стартера. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  ..