Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 32

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     Двигатель УМЗ–421 его модификации и исполнения - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2002 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33 ..

 

 

Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 32

 

 

 

125

6.4 СТАРТЕР 
 

Стартеры  (рис. 6.14) представляют  собой  электродвигатель  постоянного  тока 

последовательного  возбужде-ния.  Стартер  установлен  с  левой  стороны  двигателя  и  крепится  к 
картеру сцепления двумя гайками М12х1,25. 

На  выпускаемых  заводом  двигателях  устанав-ливаются  следующие  модели  стартеров: 

42.3708 или 4211.3708-01, 62.3708.  

Стартеры 42.3708 и 4211.3708-01 имеют одну и ту же конструкцию и схему электрических 

подключений,  но  выпускаются  различными  заводами  (БАТЭ,  г.Борисов,  Беларусь  и  АТЭ-3, 
г.Ржев) и поэтому имеют различия в обозначении. 

Стартеры  имеют  электромагнитное  тяговое  реле  с  выводом  обмотки  реле  для 

дистанционного  вклю-чения  от  замка  зажигания  (через  дополнительное  реле)  и  выводом  для 
шунтирования  добавочного  сопротивления  в  цепи  первичной  обмотки  катушки  зажигания  во 
время пуска двигателя стартером. Схема включения стартеров показаны на рисунке 6.15. 

Стартер 62.3708 выпускается  АО  «ЗИТ»,  г.Самара,  и  разрабатывался  на  базе  стартеров 

автомо-билей  ВАЗ.  В  связи  с  тем,  что  на  стартере  не  предусмотрен  вывод  для  шунтирования 
добавочного сопротивления в цепи катушки зажигания, при подключении стартера в электросхему 
автомобилей УАЗ необходима установка дополнительного реле типа 738-3747. 

Рис. 6.14. Стартер: 
1 – защитный  кожух; 2 – уплотнительная  прокладка; 3 – щетка; 4 – крышка  со  стороны 
коллектора; 5 – обмотка возбуждения; 6 – корпус; 7 – регулировочные шайбы; 8 – коллектор; 
9 – якорь; 10 – промежуточный  подшипник; 11 – ось  рычага; 12 – крышка  со  стороны 
привода; 13 – упорная  шайба; 14 – замковое  кольцо; 15 – упорное  кольцо; 16 – привод  с 
муфтой свободного хода; 17 – буферная пружина; 18 – рычаг; 19 – втулка отводки; 20 – якорь 
тягового  реле; 21 – возвратная  пружина; 22 – стяжной  винт; 23 – пружина  щетки; 24 – 
тяговое реле; 25 – контактный диск; 26 – крышка тягового реле 

 

126

Рис. 6.15 Схема включения 
стартера: 
1 – указатель тока; 2 – выключа-
тель зажигания и стартера; 3 – 
дополнительное реле стартера; 4 – 
аккумуляторная батарея; 5 – удер-
живающая обмотка тягового реле 
стартера; 6 – втягивающая обмот-
ка; 7 – тяговое реле стартера; 8 – 
привод стартера; 9 – стартер; 10 – 
выключатель стартера.  
А – к катушке зажигания 

Рис. 6.16. Включение 
стартера 62.3708 через 
реле 738-3747 в схему 
электрооборудования 
автомобилей УАЗ: 
1 – аккумуляторная бата-
рея; 2 – добавочное соп-
ротивление в цепи кату-
шек зажигания; 3 – реле 
738-3747; 4 – стартер. 
А – к первичной обмотке 
катушки зажигания; 
Б – к клемме СТ замка 
зажигания

Включение  стартера 

62.3708 через реле 738-3747 в 
схему  электрооборудования 
автомобилей  УАЗ  показано 
на рисунке 6.16. 

С 2000 года  на  всех 

автомобилях  УАЗ  устанавли-
вается  реле 738-3747, в  связи 
с  чем  клемма  на  корпусе 
тягового 

реле 

стартеров 

42.3708 

и 421.3708, 

предназначенная  для  шунти-
рования  добавочного  резис-
тора 

в 

цепи 

катушек 

зажигания, не используется. 

 
 

В таблице 6.3 приведена краткая характеристика применяемых стартеров. 

Таблица 6.3 

Технические данные и характеристики стартера 

42.3708 

или 

421.3708-01 

62.3708 

Направление вращения 

правое 

Номинальное напряжение, В 12 
Мощность  (при  питании  от  аккумуляторной  батареи 
емкостью 60 А=ч), кВт (л.с.) 

1,2 (1,65) 

1,3(1,75) 

Холостой ход 20

о

С:  

 

потребляемый ток, А, не более 75 

75 

напряжение на клеммах стартера, В, не более 12 

12 

Частота вращения якоря, мин

-1

, не менее 5000 

5000 

Данные привода 

число зубьев шестерни 9 

 

127

модуль 2,5 
угол профиля 15

о

Полное торможение при 20

о

С:  

 

тормозной момент, кгс.м 

1,6

⎪0,16 

1,4 

потребляемый ток, А, не более 520 

550 

напряжение на клеммах стартера, В, не более 7 

7,5 

 

 
6.5 ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЕ СТАРТЕРА 
 

Периодически выполняйте следующие работы по обслуживанию стартера: 
1.  Проверьте состояние зажимов, не допуская их загрязнения и ослабления крепления. 
2.  Снимите  защитный  колпак,  стопорную  и  регулировочную  шайбы  и  крышку  со 

стороны  коллектора.  Осмотрите  и  при  необходимости  зачистите  контактные 
поверхности, после чего продуйте сжатым воздухом. 

3.  При необходимости подтяните гайки стяжных шпилек корпуса стартера. 
4.  Проверьте крепление стартера к картеру сцепления. 
5.  При  эксплуатации  автомобиля  в  тяжелых  условиях  снимите  стартер  для  очистки 

привода и муфты свободного хода от грязи. 

Предупреждение.  Стартер  потребляет  большой  ток,  вследствие  чего  даже 
незначительные  переходные  сопротивления  в  цепи  стартера  приводят  к  большому 
падению напряжения и снижению мощности стартера.
  

Особое  внимание  следует  обратить  на  состояние  коллектора  и  щеток.  Убедиться,  что 

щетки  не  заедают  в  щеткодержателях.  Высота  щеток  должна  быть  не  менее 5 мм.  Усиление 
пружины должно быть в пределах 8,5-14 Н (0,85-1,4 кгс). 

В случае загрязнения или незначительного обгорания коллектор следует зачищать мелкой 

стеклянной  шкуркой  зернистостью 80 или 100. При  значительной  шероховатости  коллектора  и 
выступания изоляции между пластинами коллектор следует проточить на токарном станке. 

Подгоревшие  контакты  электромагнитного  реле  стартера  следует  зачистить  стеклянной 

шкуркой  или  плоским  бархатным  напильником  так,  чтобы  обеспечить  соприкосновение  по  всей 
поверхности  с  контактным  диском.  Если  контактные  болты  в  местах  соприкосновения  с 
контактным диском имеют большой износ, их следует повернуть на 180

о

 

6.6 РЕМОНТ СТАРТЕРА 
 
6.6.1 Возможные неисправности стартера и способы их устранения 
 

Возможные неисправности и способы устранения стартеров приведено в таблице 6.4 

Таблица 6.4 

Причина неисправности 

Способ устранения 

Стартер и тяговое реле не включаются 

Сильно разряжена батарея 

Заменить батарею или зарядить 

Окислились выводы батареи 

Зачистить выводы 

Неисправен выключатель зажигания и стартера  Проверить наличие напряжения на выводе «50» 

выключателя  зажигания.  В  случае  отсутствия 
напряжения заменить выключатель 

Неисправно  дополнительное  реле  включения 
стартера 

Проверить наличие напряжения на выводе «30» 
дополнительного  реле.  Если  при  повороте 
ключа  в  положение  «пуск»  напряжение 
отсутствует – заменить дополнительное реле 

 

128

Обрыв  провода  от  дополнительного  реле  к 
тяговому реле стартера 

Проверить  исправность  провода  и  при 
необходимости отремонтировать его 

Ненадежный 

контакт 

с 

корпусом 

удерживающей обмотки тягового реле 

Заменить реле 

Тяговое реле включается, но якорь не вращается или вращается медленно 

Сильно разряжена батарея 

Заменить батарею или зарядить 

Окислились выводы батареи 

Зачистить выводы 

Подгорание  контактов  выключателя 
стартера на тяговом реле 

Снять крышку выключателя и зачистить контакты 

Зависание  щеток  стартера  или  их 
износ 

Снять  защитный  колпак,  устранить  зависание  или 
заменить щетки 

Заклинивание якоря стартера  

Включить  плафон,  включить  стартер.  Если  при  этом  свет 
плафона  сильно  уменьшается  (при  исправной  батарее  и 
проводке),  то  это  указывает  на  разнос  обмотки  якоря  или 
задевание якоря за полюса. Стартер подлежит ремонту 

Тяговое реле включается и быстро выключается (стучит) 

Сильно разряжена батарея 

Заменить батарею или зарядить ее 

Окислились выводы батареи 

Зачистить выводы 

Ненадежный 

контакт 

с 

корпусом 

удерживающей обмотки тягового реле 

Заменить реле 

Стартер включается, но двигатель не вращается 

Пробуксовка муфты свободного хода 

Заменить муфту 

Стартер включается, но шестерня не входит в зацепление 

Неправильная  регулировка  хода  шестерни 
привода 

Произвести регулировку (см. рис. 6.21) 

Забиты зубья венца шестерни привода 

Произвести  заправку  зубьев  или  заменить 
привод 

Ослабла буферная пружина на приводе стартера  Заменить пружину 

Стартер вращает двигатель с низкими оборотами и ненормальным шумом 

Задевание якоря  за  полюса  в  результате  износа 
подшипников 

Заменить подшипники 

После пуска двигателя стартер не отключается 

Заедание привода на шлицевой части вала 

Очистить вал от грязи и снять желтый налет от 
износа подшипников. Смазать вал 

Спекание  контактов  дополнительного  реле  или 
контактов  выключателя  стартера  на  тяговом 
реле 

Немедленно 

выключить 

зажигание, 

отсоединить 

батарею 

и 

устранить 

неисправность 

 
 
6.6.2 Снятие и установка стартера на двигатель. 
 

Для ремонта стартер лучше снять с двигателя. 
Для этого необходимо: 
-  отключить провода от аккумуляторной батареи; 
-  отсоединить провода от стартера; 
-  отвернуть гайки крепления стартера и снять стартер. 
Установка стартера производиться в обратном порядке. 
 
 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33 ..