Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 31

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     Двигатель УМЗ–421 его модификации и исполнения - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2002 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  ..

 

Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 31

 

 

 

121

Попадание масла на контактные кольца 

Протереть  контактные  кольца  и  щетки 
салфеткой, смоченной в бензине 

Повышенное 

или 

пониженное 

давление 

щеточных пружин 

Проверить давление щеточных пружин 

 
6.3.2 Снятие генератора с двигателя 
 

Для ремонта генератор лучше снять с двигателя.  
Для этого необходимо: 
- отсоединить аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля; 
- отсоединить провода от генератора; 

- снять натяжную планку генератора; 

Рис. 6.7. Снятие передней крышки генератора

- повернуть генератор в сторону блока 

цилиндров  двигателя  и  снять  приводной 
ремень; 

отвернуть 

болты 

крепления 

генератора и снять генератор. 

 

6.3.3 Разборка генератора 
 

Генератор  необходимо  разбирать  в 

следующем порядке: 

- снять щеткодержатель со щетками; 
- снять крышку подшипника; 

отвинтить 

стяжные 

винты 

генератора и снять заднюю крышку вместе со 
статором; 

- отсоединить фазные концы обмотки 

статора  от  выпрямительного  блока  и  снять 
статор; 

- снять с якоря шкив, вентилятор, шпонку и упорную втулку; 
-  снять  с  вала  ротора  переднюю  крышку  вместе  с  подшипником,  используя  резьбовые 

отверстия в крышке и специальное приспособление (рис. 6.7). 

 

6.3.4 Проверка состояния деталей генератора 
 

Статор.  С  помощью  ампервольтметра  (рис. 6.8), проверить  отсутствие  замыкания 

катушек статора на корпус. При проверке щупы прибора необходимо соединить с любым выводом 
обмотки статора и корпусом. При этом наконечники обмотки статора не должны касаться корпуса. 
Если  прибор  покажет  нулевое  сопротивление,  это  указывает  на  замыкание  обмотки  статора  на 
корпус. В этом случае необходимо устранить повреждение или заменить статор. 

Затем  следует  проверить  исправность  обмоток  статора.  Для  этого  щупы  прибора 

поочередно подключаются к двум наконечникам выводов обмотки статора (рис. 6.9): 

-  при исправной обмотке прибор покажет сопротивление обмотки близкое нулю;  

при неисправной близкое к бесконечности, что указывает на обрыв обмотки или на 

нарушение соединения в средней точке фаз. 

Обмотки  статора  также  следует  проверить  на  отсутствие  межвитковых  замыканий. 

Обмотки  не  должны  перемещаться  в  пазах,  это  может  привести  к  перетиранию  изоляции  и 
межвитковому замыканию. 

На  внутреннем  диаметре  статора  не  должно  наблюдаться  следов  задевание  ротора.  При 

наличии задеваний проверить крышки и подшипники и при необходимости заменить их. 

 

122

Крышки. При осмотре обратить внимание на отсутствие повреждений крышек, особенно 

в местах расположения лап крепления. 

Диаметр отверстия под подшипник в крышке со стороны контактных колец должен быть 

32

+0,03

 мм у генератора 665.3771 и 35

⎪0,03 мм у остальных генераторов. Если диаметр отверстия 

под подшипник выше указанного, то крышка подлежит замене 

Убедиться, что подшипник в крышке со стороны шкива сидит плотно (прессовая посадка). 

Диаметр отверстия под подшипник должен быть 42

+0,027

 мм у генератора 665.3771 и 47

+0,027 

мм у 

остальных генераторов 

Ротор. Необходимо проверить с помощью ампервольтметра (рис. 6.10) нет ли замыкания 

обмотки  возбуждения  ротора  на  корпус  (рис. 6.11). При  наличии  повреждений  ротор  подлежит 
замене. 

Если при осмотре контактных колец ротора обнаружено, что они загрязнены и имеют следы 

подгара и неравномерного износа по ширине, кольца следует зачистить мелкой стеклянной шкуркой 
зернистостью 80 или 100. Для зачистки колец необходимо закрепить переднюю крышку в тисках и, 
плавно поворачивая ротор, произвести зачистку колец шкуркой, как показано на рис. 6.5. 

Рис. 6.8. Проверка на отсутствие замыкания 

катушек статора на корпус 

Рис. 6.9. Проверка обмоток статора на 

обрыв цепи 

Рис. 6.10. Проверка сопротивления 
обмотки возбуждения ротора 

Рис. 6.11. Проверка ротора на отсутствие 
замыкания обмотки на корпус 

 

123

Если  кольца  имеют  значительный 

износ  и  повышенное  биение  поверхности, 
их  следует  проточить  на  токарном  станке. 
Шероховатость  обработанной  поверхности 
колец  должна  быть  не  более  Rа=0,8  мкм. 
Минимально 

допустимый 

диаметр 

проточки контактных колец 29,2 мм. После 
проточки  нужно  проверить  индикатором 
биения  колец  (рис. 6.12). Биение  колец 
выше 0,08 мм  приводит  к  их  быстрому 
подгоранию и износу щеток. 

Щеточный  узел.  Проверить,  не 

заедают  ли  щетки  в  щеткодержателях,  а 
также состояние и величину износа щеток и 
силу натяжения пружин щеток. При слабом 
нажатии  щеток  увеличивается  искрение  и 
кольца  обгорают.  Чрезмерное  нажатие 

щеток вызывает их повышенный износ. Нажатие должно быть в пределах 1,9-2,5 Н (0,19-0,25 кгс) 
для всех генераторов. Необходимо следить за тем, чтобы щетки в щеткодержателях перемещались 
свободно,  без  заеданий  и  увеличенного  зазора.  Даже  незначительное  заедание  щеток,  которое 
иногда трудно определить, увеличивает искрение под щетками. 

Рис. 6 12. Проверка биения контактный колец 

Изношенные до высоты 8 мм или поврежденные щетки следует заменить новыми того же 

типа.  Применять  щетки  другого  типа  нельзя.  Замасленные  щетки  тщательно  очистить  и  продуть 
сжатым воздухом. 

Выпрямительный  блок  необхо-димо  тщательно  очистить  от  грязи  и  произвести 

проверку  диодов  с  помощью  ампервольтметра.  При  проверке  следует  учитывать,  что  в  шинах 
запрессованы диоды различной полярности. В одном направлении диоды проводят электрический 
ток, а при смене полярности не проводят. При проверке блока с отключенными обмотками статор 
необходимо  щупами  прибора  коснуться  верхней  и  нижней  пластины  блока,  затем  сменить 
полярность.  При  одной  полярности  сопротивление  блока  будет  порядка  несколько  десятков  Ом, 
при обратной полярности – сотни кОм. Если указанное условие не выполняется, выпрямительный 
блок подлежит замене. 

Более тщательную проверку диодов следует проводить с помощью специального прибора 

для проверки полупроводниковых приборов. 

 

6.3.5 Сборка генератора
 

После окончания осмотра и замены дефектных деталей генератор следует собрать. 
Сборка генератора производится в порядке, обратном разборке. После сборки необходимо 

произвести контрольную проверку генератора. 

Контрольная  проверка  производится  на  испытательном  стенде,  состоящем  из 

электродвигателя,  позволяющего  плавно  изменить  частоту  вращения  генератора  до 3000 мин

-1

реостата, аккумуляторной батареи и контрольно-измерительных приборов, позволяющего создать 
нагрузку  до 50А  в  цепи  генератора.  При  проверке  генераторов,  работающих  с  выносными 
регуляторами  напряжения,  необхо-димо  иметь  реостат,  позволяющий  регулировать  ток  обмотки 
возбуждения от 0 до 5А. 

Для проверки можно использовать контрольно-измерительный стенд 532М. 
Схема соединения генератора для испытания на простейшем стенде показана на рис. 6.13. 

Для проверки генератора необходимо включить выклю-чатель 10 и резистором 9 отрегулировать 
по  вольтметру 8 напряжение  возбуждения  в  соответствии  с  технической  характеристикой 
генератора  (см.  табл. 6.1). Без  нагрузки  (выключатель 6 выключен),  генератор  холодный, 
вольтметр 4 должен  показывать  напряжение  при  частоте  вращения  ротора  без  нагрузки.  Затем 

 

124

необходимо 

включить 

выключатель 6 и,  увеличивая 
частоту  вращения  генератора, 
увеличить  нагрузку.  Во  время 
этих  испытаний  контролировать 
напряжение 

на 

клеммах 

генератора. 

Напряжение 

на 

клеммах генератора должны быть 
в  пределах  указанным  в  таблице 
6.1.  Если  напряжение  генератора 
не 

соответствует 

указанным 

значениям,  необходимо  заменить 
регулятор напряжения.  

Рис. 6.13. Схема проверки генератора на стенде: 
1 – тахометр; 2 – электродвигатель; 3 – генератор; 4 и 8 – 
вольтметры; 5 – указатель тока; 6 и 10 – выключатели; 7 и 
9 – нагрузочные резисторы; 11 – аккумуляторная батарея 

Предупреждение. Регулятор 

напряжения ремонту 

неподлежить. 

 

6.3.6 Установка генератора на двигатель. 
 

Для установки генератора необходимо: 
- отвернуть гайки крепления кронштейнов генератора к блоку цилиндров; 
-  установить  генератор  и  предварительно  закрепить  передний  болт  крепления. 

Перемещением  переднего  кронштейна  добиться  соосности  шкива  генератора  со  шкивами 
коленчатого вала и водяного насоса; 

-  перемещением  заднего  кронштейна  добиться,  чтобы  между  лапой  генератора  и 

кронштейном не было зазора; 

- установит задний болт и несколько затянуть его; 
- закрепить гайки крепления кронштейнов к блоку; 
- установить ремни и произвести их натяжение с помощью натяжной планки; 
- произвести окончательную затяжку болтов крепления генератора. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  ..