Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 28

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     Двигатель УМЗ–421 его модификации и исполнения - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2002 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  ..

 

Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 28

 

 

 

109

установлена шайба наружным диаметром 21 мм, внутренним диаметром 10,5 мм, толщиной 4 мм. 

На заводе производится совместная балансировка коленчатого вала, маховика и сцепления в 

сборе. На маховик и кожух сцепления после балансировки ударным способом наносятся метки «О». 

Сцепление состоит из двух основных узлов – ведущего диска и ведомого диска. 
Ведущий диск
 (рис. 5.2) состоит из кожуха 1, опорный колец 2, нажимной диафрагменной 

пружины 3, нажимного  диска 4 и  соединительный  пластин 5. Кожух  сцепления 1 закреплен  на 
маховике  коленчатого  вала  двигателя  шестью  центрирующими  специальными  болтами.  Усилие 
нажимной  диафрагменной  пружины 3 создает  необходимую  силу  трения  на  поверхностях 

фрикционных 

накладок 

и 

обеспечивает  передачу  крутящего 
момента 

от 

маховика 

через 

нажимной  диск 4, кожух 1 и 
соединительные  пластины 5 на 
ведомый  диск  и  первичный  вал 
коробки передач. 

Нажимная 

диафрагменная 

пружина представляет собой тарель-
чатый усеченный конус, имеющий за 
счет  прорезей  в  центральной  и 
внутренней 

части 

пятнадцать 

лепестков,  которые  выполняют  роль 
рычагов выключения сцепления. 

Наружная  неразрезная  часть 

нажимной  диафрагменной  пружины 
зажимается  между  двумя  опорными 
кольцами 2 за  счет  загибки 
пятнадцати усиков, выполненных на 
кожухе 1. При их загибке нажимная 
пружина  должна  быть  зафикси-
рована  на  специальном  приспособ-
лении 

в 

плоском 

состоянии. 

Опорные  кольца  выполняют  роль 

шарнира,  относительно  которого  происходит  поворот  наружной  части  диафрагменной  пружины 
при нажатии на концы лепестков. Наружной частью диафрагменная нажимная пружина опирается 
на  кольцевой  выступ  нажимного  диска  и  отжимает  его  в  сторону  маховика.  Соединительные 
пластины 5 (три  группы  по  три  пластины  в  группе)  одним  кольцом  прикреплены  к  выступам 
нажимного диска, другим - к кожуху сцепления. С их помощью происходит передача крутящего 
момента  от  кожуха  на  нажимной  диск  и  отвод  нажимного  диска  в  сторону  от  маховика  при 
выключении сцепления. 

Рис. 5.2. Детали ведущего диска сцепления: 
1 – кожух; 2 – опорные кольца; 3 – диафрагменная 
пружина; 4 – нажимной диск; 5 – соединительные 
пластины 

Ведущий  диск  балансируется  в  сборе  путем  установки  на  фланец  кожуха  специальных 

балансировочных грузиков или высверливании на диаметре 273 мм во фланце кожуха отверстий 
диаметром 9 мм. Допустимый дисбаланс - не более 15 г.см. 

Для демонтажа с двигателя ведущего диска необходимо снять картер сцепления. Ведущий 

диск сцепления в процессе эксплуатации не ремонтируется, при выходе из строя его необходимо 
заменить на новый. 

Ведомый  диск  (см.  рисунок 5.3) по  конструкции  аналогичен  диску,  применяемому  на 

рычажных сцеплениях, за исключением диаметра диска и фрикционных накладок. 

Наружный  диаметр  фрикционных  накладок 240 мм,  внутренний – 160 мм,  толщина - 3,5 

мм. Размерность шлицев ступицы ведомого диска 4х23х29 мм, число шлицев 10, ширина шлица 4 
мм для двигателей 4215, 4215-10, 4215-30 и 421-30; размерность шлицев ступицы ведомого диска 
4х28,5х35 мм, число шлицев 10, ширина шлица 5,4 мм для двигателей остальных модификаций. 

 

110

Рис. 5.3 Ведомый диск сцепления: 
1 – фрикционные накладки; 2 – пластинчатая пружина ведомого диска; 3 – ведомый диск; 4 
– демпферная пружина; 5 – фрикционные кольца; 6 – стальное регулировочное кольцо; 7 – 
ступица ведомого диска; 8 – диск; 9 – упорный палец; 10 – заклепка; 11 – балансировочный 
грузик 

Ведомый диск состоит из ступицы 7, ведомого стального диска 3, пластинчатых пружин 2, 

фрикционных накладок 1, упорных пальцев 9 и узла демпфера крутильных колебаний. 

Ведомый  стальной  диск 3, для  обеспечения  лучшего  контакта  поверхностей  трения  и 

предохранения  их  от  коробления  при  перегреве,  выполнен  разрезным,  а  между  диском  и 
фрикционными  накладками 1 установлены  пластинчатые  пружины 2. Фрикционные  накладки 1 
крепятся  к  пластинчатым  пружинам 2, приклепанным  к  диску 3 независимо  одна  от  другой, 
головки  заклепок 10 размещаются  в  отверстиях  противоположных  накладок 1 с  зазором.  При 
включении  сцепления  пластинчатые  пружины 2 распрямляются,  при  выключении - снова 
прогибаются, чем обеспечивается мягкая работа сцепления. 

Четыре  равнорасположенных  упорных  пальца 9 обеспечивают  передачу  крутящего 

момента от ступицы 7 к диску 8 и далее к фрикционным накладкам 1. 

Ведомый 

диск 

снабжен 

фрикционным 

демпфером 

крутильных 

колебаний, 

предназначенным  для  снижения  высокочастотных  вибраций,  возникающих  в  трансмиссии 
автомобиля.  Он  работает  по  принципу  рассеивания  энергии  на  поверхностях  трения  при 
перемещениях ступицы 7 относительно дисков 3 и 8. 

Демпфер состоит из восьми пружин 4, расположенных с предварительным натягом в окнах 

ступицы 6 и дисков 4 и 9, двух фрикционных колец 5, установленных между ступицей 7 и дисками 

 

111

3  и 8. Сжатие  поверхностей  трения  создается  дисками 3 и 8, величина  сжатия  подбирается 
установкой стальных шлифованных регулировочных колец 6, силовое замыкание пакета демпфера 
достигается  развальцовкой  упорных  пальцев 9. Для  обеспечения  нормальной  работы  демпфера 
момент  сопротивления  ступицы 7 относительно  диска 8 в  собранном  состоянии  должен 
находиться в пределах 19,6 – 25 Н

•м (2,0 – 2,5 кгс•м). Этот параметр проверяется перед сборкой 

диска без пружин демпфера. 

Пальцы 9, упираясь  в  торцы  вырезов  ступицы 7 ведомого  диска,  ограничивают  действие 

пружин демпфера и обеспечивают передачу крутящего момента от ступицы 7 к диску 3. 

 

5.2 Обслуживание сцепления 
 

Уход за сцепление заключается в замене накладок ведомого диска при их износе, проверке 

крепления картера сцепления. 

Необходимые  pаботы  пpоводятся  пpи  pазбоpках  сцепления.  Периодически  сливайте 

конденсат из картера сцепления, вывернув пробку в нижней части на картере сцепления. 

О  степени  изношенности  фрикционных  накладок  можно  судить  по  расстоянию  между 

маховиком  и  нажимным  диском  при  включенном  сцеплении.  Если  это  расстояние  составляет 
менее 6 мм,  то  следует  снять  ведомый  диск  для  осмотра  и  замены  фрикционных  накладок. 
Рекомендуется  при  этом  по  возможности  заменить  ведомый  диск  в  сборе  с  накладками. 
Расстояние  между  маховиком  и  нажимным  диском  следует  проверять  через 80 000…90 000 км. 
Для  проведения  замеров  необходимо  установить  автомобиль  на  яму  или  подъемник  и  снять 
нижнюю штампованную часть картера сцепления. 

 

5.3 Возможные неисправности и методы их устранения 
 

В  процессе  эксплуатации  двигателя  ведущий  и  ведомый  диски  сцепления  не  требуют 

каких-либо видов специального обслуживания и регулировок. 

Ниже в таблице 5.1 указаны некоторые возможные неисправности сцепления, связанные с 

нарушением функций ведомого или ведущего дисков и методы их устранения. Аналогичные или 
похожие признаки могут проявляться при неисправности привода сцепления, поэтому, прежде чем 
приступить к разборке сцепления, убедитесь в исправности привода сцепления. 
Таблица 5.1 

Причины неисправности 

Метод устранения 

Неполное выключение сцепления – сцепление “ведет” 

1.  Заедание  ступицы  ведомого  диска 
на шлицах вала коробки передач 

1.  Устранить  причину  заедание  на  шлицах  (зачистить 
шлицы, удалить грязь, заусенцы) 

2. Деформирован ведомый диск 2. 

Заменить ведомый диск или выправить его 

3.  Потеря  упругости  соединительных 
пластин ведущего диска 

3. Заменить ведущий диск 

Неполное включение сцепления – сцепление «буксует» (ощущается специфический запах) 

1. 

Замасливание 

фрикционных 

накладок ведомого диска 

1.  Заменить  ведомый  диск  или  фрикционные  накладки. 
В 

случае 

небольшого 

замасливания 

промыть 

поверхность  накладок  керосином  и  зачистить  мелкой 
шкуркой 

2.  Чрезмерный  износ  фрикционных 
накладок  (до  заклепок),  рабочих 
поверхностей  маховика  и  нажимного 
диска 

2.  Заменить  фрикционные  накладки  или  ведомый  диск. 
Заменить маховик или нажимной диск или устранить на 
них  задиры  и  кольцевые  риски  механической 
обработкой  с  учетом  рекомендаций,  изложенных  в 

 

112

разделах “Ремонт сцепления” и “Ремонт двигателя” 

3. Заедание нажимного диска 3. 

Устранить заедание или заменить ведущий диск 

4.  Перегрев  сцепления  вследствие 
длительного буксования 

4. Дать сцеплению остыть 

Неплавное включение сцепления (рывками и вибрацией) 

1. 

Замасливание 

фрикционных 

накладок ведомого диска 

1. 

Устранить 

причину 

замасливания. 

Заменить 

фрикционные накладки 

2.  Износ  фрикционных  накладок  (до 
заклепок) 

2. Заменить ведомый диск или фрикционные накладки 

3.  Износ  плоскости  маховика  или 
плоскости нажимного диска 

3.  При  износе  плоскости  маховика  заменить  маховик 
или  устранить  на  нем  задиры  и  кольцевые  риски 
механической обработкой. При износе нажимного диска 
заменить ведущий диск. 

4.  Заедание  рычагов  выключения 
сцепления  в  опорах  или  выступов 
нажимного диска в окнах кожуха 

4. 

Устранить 

заедание 

(зачистить 

сопрягаемые 

поверхности) 

Вибрации и шумы в трансмиссии при движении автомобиля 

1.  Заедание  ступицы  ведомого  диска 
на шлицах ведущего вала 

1.  Устранить  причину  заедание  на  шлицах  (зачистить 
шлицы, удалить грязь, заусенцы) 

2.  Износ  фрикционных  накладок  (до 
заклепок) 

2. Заменить ведомый диск или фрикционные накладки 

3. Потеря упругости пластинчатых 
пружин ведомого диска 

3. Заменить ведущий диск. 

4.  Поломка  или  износ  деталей 
демпферного  устройства  ведомого 
диска 

4. Заменить ведомый диск в сборе 

 
5.4 Ремонт сцепления 
 

Рекомендуется  каждые 80000-90000 км  пробега  автомобиля  проверять  состояние 

сцепления. 

Для проведения ремонтных работ, сцепление можно снять с автомобиля (см. раздел 5.4.1), 

не  снимая  двигатель.  Для  этого  автомобиль  следует  установить  на  эстакаду,  подъемник  или 
смотровую яму. 

 

5.4.1 Снятие и установка сцепления 
 

Для  выполнения  этой  операции  на  автомобилях    семейства  «ГАЗель»  необходимо 

проделать следующие операции: 
-  отсоединить  от  коробки  передач  рычаг  переключения  передач,  для  чего  поднять  к  рукоятке 

рычага  резиновый  уплотнитель,  отвернуть  колпак,  расположенный  на  горловине  механизма 
переключения передач, и вытащить рычаг вверх; 

-  отсоединить  оттяжную  пружину  и  трос  от  промежуточного  рычага  привода  стояночного 

тормозного механизма; 

-  снять карданный вал; 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  ..