Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 23

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     Двигатель УМЗ–421 его модификации и исполнения - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2002 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  17  18  19  20  21  22  23  24  ..

 

Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 23

 

 

 

89

Поршневой палец к верхней головке шатуна подбирайте с зазоров 0,0045 - 0,0095 мм. При 

нормальной  комнатной  температуре  палец  должен  свободно,  без  заедания,  перемещаться  в 
отверстии верхней головки шатуна от усилия большого пальца руки (рис. 4.9) и не выпадать под 
действием  собственной  массы  при  расположении  оси  отверстия  шатуна  под  углом 45

° 

(ориентировочно). Поршневой палец при этом должен быть слегка смазан маловязким маслом. 

Палец  устанавливайте  в  поршень  с  натягом 0,0025 - 0,0075 мм.  Практически  поршневой 

палец  подбирается  таким  образом,  чтобы  при  нормальной  комнатной  температуре 20

°С  он  не 

входил  бы  в  поршень  от усилия руки,  а  при  нагревании  поршня  в  горячей  воде  до  температуры 
70

°С входил бы в него свободно. Поэтому перед сборкой поршень нагревайте в горячей воде до 

70

°С.  Запрессовка  пальца,  без  дополнительного  подогрева  поршня  ведет  к  порче  поверхности 

отверстий  в  бобышках  поршня,  а  также  к  деформации  самого  поршня.  Сборку  шатунно-
поршневой группы производите на том же приспособлении, что и разборку (см. рис. 4.8). 

Для  обеспечения  правильной  балансировки  двигателя  поршень  с  поршневым  пальцем, 

поршневыми  кольцами  и  шатуном  в  сборе  должны  контролироваться  по  массе;  разница  в  весе 
установленных в двигатель поршней в сборе с шатунами не должна превышать 8 г. 

Стопорные  кольца  поршневого  пальца  должны  сидеть  в  своих  канавках  с  небольшим 

натягом.  
ПредупреждениеНе применяйте кольца, бывшие в употреблении. 

Поршневые  кольца  устанавливайте  на  поршень,  как  указано  в  разделе 4.5.3 "Замена 

поршневых колец". 

Учитывая  сложность  подбора  поршневого  пальца  к  поршню  и  шатуну  (для  обеспечения 

номинальных  посадок),  поршни  поставляются  в  запчасти  в  сборе  с  поршневым  пальцем, 
стопорными и поршневыми кольцами. 

 

4.5.8 Ремонт коленчатого вала 
 

Ремонт  коленчатого  вала  заключается  в  перешлифовке  коренных  и  шатунных  шеек  под 

очередной ремонтный размер. 

Ремонтные  размеры  шатунных  и  коренных  шеек  определяется  размерами  комплектов 

шатунных и коренных вкладышей, поставляемых в запасные части, которые приведены в табл. 4.2. 

Радиальные зазоры в шатунных и коренных подшипниках коленчатого вала должны быть 

0,010 - 0,049 мм  и 0,020 - 0,066 мм  соответственно.  Перешлифовку  шеек  коленчатого  вала  на 
ремонтный размер производите с допуском 0,013 мм. 

Если размеры шатунных и коренных шеек не совпадают между собой, то все шатунные и 

все коренные шейки необходимо перешлифовать под один ремонтный размер. 

Фаски  и  отверстия  переднего  и  заднего  концов  коленчатого  вала  не  пригодны  для 

установки в шлифовальном станке. Для этого сделайте съемные центры-стаканы. Передний центр 
напрессовывайте  на  шейку  диаметром 38 мм,  а  задний  центрируйте  по  наружному  диаметру 
фланца  ((80  мм)  вала  и  крепите  к  нему  болтами.  При  изготовлении  переходных  центров 
обеспечьте  концентричность  центрового  и  установочного  отверстий.  Не  соблюдая  это  условие, 
нельзя обеспечить необходимой концентричности посадочных мест маховика и шестерни к осям 
коренных шеек. 

При шлифовке шатунных шеек устанавливайте вал по дополнительным центрам, соосным 

осям  шатунных  шеек.  Для  этого  можно  использовать  центры-стаканы,  предусмотрев  на  них 
фланцы с двумя дополнительными центровыми отверстиями, отстоящими от среднего отверстия 
на 46

±0,05мм. 

Для  переднего  конца  лучше  сделать  новый  центр-фланец,  который  устанавливается  на 

шейку  диаметром 40

  мм  (на  шпонке)  и  дополнительно  закрепляется  болтом  (храповиком), 

ввертываемым в резьбовое отверстие М24х2. 

025

0

009

0

,

,

+
+

 

89

 

90

Перед  шлифовкой  шеек  углубите  фаски  на  кромках  масляных  каналов  настолько,  чтобы 

ширина их после снятия всего припуска на шлифование была 0,8 - 1,2 мм. Делайте это с помощью 
наждачного камня с углом при вершине 60-90

о

 приводимого во вращение электродрелью. 

При шлифовке шатунных шеек не касайтесь шлифовальным кругом боковых поверхностей 

шеек,  чтобы  не  нарушить  осевой  зазор  шатунов.  Радиус  перехода  к  боковой  поверхности 
выдерживайте 3,5 мм. Шлифовку производите с обильным охлаждением эмульсией. 

В процессе перешлифовки выдерживайте: 
1. Расстояние между осями коренных и шатунных шеек 46

±0,05 мм. 

2.  Конусообразность,  бочкообразность,  седлообразность,  овальность  и  огранка  шеек  не 

более 0,005 мм. 

3. Угловое расположение шатунных шеек  

±0

о

10'. 

4. Непараллельность осей шатунных шеек с осью коренных шеек не более 0,012 мм на всей 

длине шатунной шейки. 

5.  Биение  (при  установке  вала  крайними  коренными  шейками  на  призмы)  средних 

коренных шеек не более 0,02 мм, шейки под распределительную шестерню до 0,03 мм, а шеек под 
ступицу шкива и задней манжеты до 0,04 мм. 

После шлифовки шеек промойте коленчатый вал, а масляные каналы очистите от абразива 

и  смолистых  отложений.  Пробки  грязеуловителей  при  этом  выверните.  После  очистки 
грязеуловителей  и  каналов  вновь  заверните  пробки  на  место  и  закерните  каждую  из  них  от 
самопроизвольного вывертывания. 

Очищайте  масляные  каналы  также  при  эксплуатационном  ремонте  двигателя,  когда 

коленчатый вал вынимаете из блока. 

После ремонта коленчатый вал соберите с тем же маховиком и сцеплением, которые стояли 

до  ремонта.  Устанавливайте  сцепление  на  маховик  по  заводским  меткам  "О",  нанесенным  на 
обеих  деталях  одна  против  другой  около  одного  из  болтов  крепления  кожуха  сцепления  к 
маховику. 

Перед  установкой  на  двигатель  коленчатый  вал  со  сцеплением  в  сборе  динамически 

отбалансируйте  на  специальном  станке.  Предварительно  сцентрируйте  ведомый  диск  сцепления 
при помощи вала коробки передач или специальной оправки. 

Дисбаланс  устраняйте  высверливанием  металла  в  ободе  маховика  на  радиусе 163 мм 

сверлом  диаметром 12 мм.  Глубина  сверления  не  должна  превышать 12 мм.  Допустимый 
дисбаланс - не более 35 г

•см на заднем конце. 

 

4.5.9 Замена вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого вала 
 

В  запасные  части  поставляются  вкладыши  коренных  и  шатунных  подшипников 

номинального  и  семи  ремонтных  размеров,  которые  приведены  в  табл. 5. Вкладыши  ремонтных 
размеров отличаются от вкладышей номинального размера внутренним диаметром, уменьшенным 
на 0,05; 0,25;0,50; 0,75; 1,0; 1,25 и 1,50 мм. 

Вкладыши коренных и шатунных подшипников заменяйте без какой-либо подгонки. 
В  зависимости  от  износа  шеек  при  первой  смене  вкладышей  применяйте  вкладыши 

номинального или, в крайнем случае, первого ремонтного размера (уменьшенные на 0,05 мм). 

Вкладыши второго и последующих ремонтных размеров устанавливайте в двигатель только 

после перешлифовки шеек коленчатого вала. 

Если  же  в  результате  многократных  перешлифовок  диаметры  шеек  коленчатого  вала 

уменьшены  настолько,  что  вкладыши  последнего  ремонтного  размера  окажутся  непригодными 
для него, то соберите двигатель с новым валом. 

Радиальный  зазор  в  шатунных  и  коренных  подшипниках  коленчатого  вала  должен  быть 

соответственно от 0,010 до 0,049 мм и от 0,020 до 0,066 мм. 

Проверку  величины  радиальных  зазоров  производить  с  помощью  набора  контрольных 

щупов, выполненных из медной фольги толщиной 0,025; 0,05; 0,075 и 0,1 мм, нарезанных в виде 

 

90

 

91

полосок шириной 6 - 7 мм и длиной немного меньше ширины вкладыша. Кромки щупов должны 
быть зачищены для исключения порчи поверхности вкладыша. 

Проверку радиального зазора производите в следующем порядке: 
1.  Снимите  с  проверяемой  шейки  крышку  с  вкладышем  и  положите  поперек  вкладыша 

предварительно смазанный маслом контрольный щуп толщиной 0,025 мм. 

2.  Установите  на  место  крышку  с  вкладышем  и  затяните  болтами,  при  этом  болты 

остальных крышек должны быть отпущены. 

3.  Проверните  коленчатый  вал  рукой  на  угол  не  более  чем  на 60 - 90

°  во  избежание 

повреждения поверхности вкладыша щупом. 

Если  вал  проворачивается  слишком  легко,  значит  зазор  больше 0,025 мм.  В  этом  случае 

повторите  проверку  щупами 0,05; 0,075 мм  и  т.д.  до  тех  пор,  пока  провернуть  коленчатый  вал 
станет невозможно. 

Толщина щупа, при которой вал проворачивается с ощутимым усилием, считается равной 

фактической величине зазора между вкладышем и шейкой коленчатого вала. 

При замене вкладышей соблюдайте следующее: 
1. Вкладыши заменяйте без подгоночных операций. 
2. Следите, чтобы фиксирующие выступы на стыках вкладышей свободно (от усилия руки) 

входили в пазы в постелях вала. 

3. Одновременно с заменой вкладышей очистить грязеуловители в шатунных шейках. 
Замену  шатунных  вкладышей  можно  производить,  не  снимая  двигатель  с  шасси 

автомобиля. Замену коренных вкладышей производите на двигателе, снятом с шасси автомобиля. 

После 

замены 

вкладышей 

обкатайте  двигатель,  как  указано  в 
разделе 4.6 "Регулировка  и  обкатка 
двигателя после ремонта". 

Одновременно 

с 

заменой 

вкладышей  проверяйте  осевой  зазор  в 
упорном 

подшипнике 

коленчатого 

вала, который должен быть 0,075 -0,175 
мм.  Если  осевой  зазор  более 0,175 мм, 
замените  шайбы 7 (рис.2.10)  и 8 
новыми. 

Передняя 

шайба 

изготавливается  четырех  размеров  по 
толщине: 2,350 - 2,375; 2,375 - 2,400; 
2,400 - 2,425; 2,425 - 2,450 мм. 

Для  проверки  зазора  в  упорном 

подшипнике  заложите  отвертку  (рис. 
4.9) между первым кривошипом вала и 
передней  стенкой  блока  и  отожмите 
вал  к  заднему  концу  двигателя.  Затем 
щупом определите зазор между торцом 
задней шайбы упорного подшипника и 

плоскостью бурта передней коренной шейки. 

Рис. 4.9 Проверка осевого зазора 
коленчатого вала 

Передний и задний концы коленчатого вала уплотняются сальниками (рис. 2.10 и 2.12). На 

передний конец коленчатого вала устанавливается сальник с обоз-начением 53-1005034 (размеры 
80х54,5Х10мм).  Задний  конец  вала  уплотняется  сальником  с  обозначением 2108-1005160-03 
(размеры 100х80х10мм). 

Если рабочие кромки сальников потеряли упругость или имеют повреждения, то сальники 

необходимо заменить на новые. 

Перед  установкой  сальника  в  гнезда  блока  цилиндров  на  наружные  цилиндрические 

поверхности  сальников  нанесите  слой  автогерметика  «Гермесил»,  рабочие  кромки  смажьте 
моторным маслом. 

 

91

 

92

 

4.5.10 Ремонт распределительного вала и его опор 
 

Восстановление  необходимых  зазоров  в  опорах  распределительного  вала  производите 

шлифовкой  опорных  шеек  вала,  уменьшая  их  размер  не  более  чем  на 0,75 мм,  и  расточкой 
отверстий  в  блоке  под  втулки,  руководствуясь  данными  табл.4.6,  и  последующей  запрессовкой 
втулок номинального или ремонтного размера. 

Перед  перешлифовкой  шеек  распределительного  вала  углубите  канавки  на  первой  и 

последней  шейках  на  величину  уменьшения  этих  шеек  того,  чтобы  после  перешлифовки  шеек 
обеспечить поступление смазки к распределительным шестерням и к оси коромысел. Шлифовку 
шеек проводите в центрах с допуском 0,02 мм. 

После шлифовки шейки отполируйте. 
Выпрессовку  и  запрессовку  втулок  удобнее  делать  с  помощью  резьбовых  шпилек 

(соответствующей длины) с гайками и подкладными шайбами. 

Полуобработанные  втулки  распределительного  вала,  поставляемые  в  запасные  части 

комплектом  на  один  двигатель,  имеют  размеры  наружного  диаметра  такие  же,  как  и  втулки 
номинального  размера.  Поэтому  они  запрессовываются  в  отверстия  блока  без  предварительной 
обработки. 

Для  обеспечения  достаточной  толщины  слоя  боббита  (антифрикционного  материала) 

величина ремонтного уменьшения внутреннего диаметра всех втулок должна быть одинаковой. 

При  запрессовке  втулок  следите  за  совпадением  их  боковых  отверстий  с  масляными 

каналами в блоке. Втулки растачивайте, уменьшая диаметр каждой последующей втулки, начиная 
от переднего торца блока, на 1 мм. Расточку ведите с допуском          мм, чтобы зазоры во втулках 
после установки вала соответствовали данным табл. 4.6. 

+0,05
+0,02

При  расточке  втулок  и  отверстий  в  блоке  под  втулки  выдерживайте  расстояние  между 

осями  отверстий  под  коленчатый  и  распределительный  валы 118

±0,025  мм.  Этот  размер 

проверяйте у переднего торца блока. Отклонение от соосности отверстий во втулках должно быть 
не более 0,04мм, а отклонение от параллельности коленчатого и распределительного валов должно 
быть  не  более 0,04мм  по  всей  длине  блока.  Чтобы  обеспечить  соосность  втулок  в  заданных 
пределах, обрабатывайте их одновременно при помощи длинной и достаточно жесткой борштанги 
с  насаженными  на  нее  по  числу  опор  резцами  или  развертками.  Устанавливайте  борштангу, 
базируясь относительно отверстий для вкладышей коренных подшипников. 

Кулачки  распределительного  вала  при  незначительном  износе  и  задирах  зачищайте 

шлифовальной  шкуркой:  сначала  крупнозернистой,  а  затем  мелкозернистой.  При  этом 
шлифовальная шкурка должна охватывать не менее половины профиля кулачка и иметь некоторое 
напряжение, что обеспечит наименьшее искажение профиля кулачка. 

При  износе  кулачков  по  высоте  более  чем  на 0,5 мм,  распределительный  вал  замените 

новым. 

Погнутость  распределительного  вал  проверяйте  индикатором  по  затылкам  (на 

цилиндрической  поверхности)  впускных  и  выпускных  кулачков  второго  и  третьего  цилиндров. 
При этом вал установите в центре. Если биение вала превышает 0,03 мм, то вал выправьте (если 
стальной) или замените. 

 

4.5.11 Восстановление герметичности клапанов и замена втулок клапанов. 
 

Нарушение герметичности клапанов при правильных зазорах между стержнями клапанов и 

коромыслами, а также при исправной работе карбюратора и системы зажигания обнаруживается 
по характерным хлопкам из глушителя и карбюратора. Двигатель при этом работает с перебоями и 
не развивает полной мощности. 

Восстановление  герметичности  клапанов  осуществляйте  притиркой  рабочих  фасок  

клапанов  к  их  седлам.  При  наличии  на  рабочих  фасках  клапанов  и  седел  раковин,  кольцевых 

 

92

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  17  18  19  20  21  22  23  24  ..