Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 22

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     Двигатель УМЗ–421 его модификации и исполнения - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2002 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  16  17  18  19  20  21  22  23  ..

 

Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 22

 

 

 

85

зависимости от условий эксплуатации автомобиля). 

Установка на поршне колец различных конструкций показано на рис. 4.1. 
Поршневые  кольца  ремонтных  размеров  (см.  табл.4.2)  отличаются  от  колец номинальных 

размеров только наружным диаметром. 

Кольца  ремонтного  размера  можно  устанавливать  в  изношенные  цилиндры  с  ближайшим 

меньшим ремонтным размером путем подпиливания их стыков до получения зазора в замке 0,3 - 
0,5 мм у компрессионных колец и 0,3 – 1,0 мм у стальных дисков маслосъемного кольца. 

Проверку  бокового  зазора  в  стыке  кольца  производите,  как  показано  на  рис. 4.2. К 

перешлифованным цилиндрам подгоняйте кольца по верхней части, а к изношенным - по нижней 

части  цилиндра  (в  пределах  хода 
поршневых  колец).  При  подгонке 
кольцо  устанавливайте  в  цилиндре  в 
рабочем  положении,  т.е.  в  плоскости, 
перпендикулярной  оси  цилиндра,  для 
чего  продвигайте  его  в  цилиндре  при 
помощи  головки  поршня.  Плоскости 
стыков  при  сжатом  кольце  должны 
быть параллельны. 

Рис. 4.3. Снятие и установка поршневых колец 

Снимайте  и  устанавливайте 

кольца  на  поршень  с  помощью 
приспособления (рис. 4.3). 

После  подгонки  колец  по 

цилиндрам  проверьте  боковой  зазор 
между  кольцами  и  канавками  в 
поршне  (рис. 4.4), который  должен 
быть:  для  компрессионных  колец 
0,050 - 0,082 мм,  для   маслосъемного 
чугунного кольца – 0,045-0,085 мм. 

Замена  только  поршневых 

колец  не  исключит  повышенного 
расхода  масла  из-за  интенсивной 
перекачки 

его 

кольцами 

в 

пространство  над  поршнем.  В  этом 
случае одновременно с заменой колец 
заменяйте и поршни (см. раздел 4.5.4 
"Замена  поршней").  Одновременная 
замена  поршневых  колец  и  поршней 
резко снижает расход масла. 

Рис. 4.4. Проверка бокового зазора между 
поршневым кольцом и канавкой поршня 

При замене только поршневых 

колец  без  замены  поршней  удаляйте 
нагар с днища поршней, из кольцевых 
канавок 

в 

головке 

поршня 

и 

маслоотводящих 

отверстий, 

расположенных  в  канавках  для 
маслосъемных  колец.  Нагар  из 
канавок  удаляйте  осторожно,  чтобы 
не 

повредить 

их 

боковые 

поверхности, 

при 

помощи 

приспособления 

(рис. 4.5).Из 

маслоотводящих  отверстий  нагар 
удаляйте сверлом диаметром 3 мм. 

При  использовании  нового 

 

85

 

86

блока  или  расточенных  под  ремонтный  размер  гильз  цилиндров  необходимо,  чтобы  верхнее 
компрессионное кольцо имело хромированное покрытие, а остальные кольца были лужеными или 
фосфатированными. Если гильза не ремонтируется, а меняются только поршневые кольца, то все 
они должны быть лужеными или фосфатированными, так как к изношенной гильзе хромированное 
кольцо прирабатывается очень плохо. 

Перед установкой поршней в цилиндры разведите стыки поршневых колец под углом 180

о

 

друг к другу. 

После смены поршневых колец для завершения приработки рекомендуется придерживаться 

указаний по обкатке, изложенных в руководстве по эксплуатации автомобилей. 

 

Рис. 4.5. Очистка канавок 
поршневых колец от нагара 

4.5.4 Замена поршней 
 

Замену  поршней  производите 

при 

износе 

канавки 

верхнего 

поршневого кольца или юбки поршня. 

В 

частично 

изношенные 

цилиндры  устанавливайте  поршни 
того  же  размера  (номинального  или 
ремонтного),  какой  имели  поршни, 
ранее работавшие в данном двигателе. 
Однако 

желательно 

подобрать 

комплект  большого  размера  поршней 
для  уменьшения  зазора  между  юбкой 
поршня и зеркалом цилиндра. 

В  этом  случае  зазор  между 

юбкой  поршня  и  зеркалом  цилиндра 
проверьте 

в 

нижней, 

наименее 

изношенной части цилиндра. 

Предупреждение. Не допускайте уменьшения зазора в этой части цилиндра менее 0,02 мм! 

В  запасные  части  поставляются  поршни  вместе  с  подобранными  к  ним  поршневыми 

пальцами  и  стопорными  кольцами  (см.  табл. 4.2). Для  подбора  поршни  номинального  размера 
сортируют  по  наружному  диаметру  юбки.  На  днищах  поршней  выбиты  буквенные  обозначения 
размерной группы, которые указаны в табл. 4.7. 

На поршнях ремонтных размеров выбивается также цифровое значение их диаметра. 
Кроме  подбора  поршней  к  гильзам  цилиндра  по  диаметру  юбки,  их  подбирают  также  по 

весу.  Разница  в  весе  между  самым  легким  и  самым  тяжелым  поршнем  для  одного  двигателя  не 
должна превышать 4 г. 

При сборке поршни устанавливайте в гильзы той же группы. 
 
Таблица 4.7. Размерные группы поршней 

Обозначение размерной группы 

Предельные отклонения диаметра юбки, мм 

0,000 

А 

-0,012 

+0,012 

Б 

0,000 

+0.024 

В 

+0,012 
+0,036 

Г 

+0,024 
+0,048 

Д 

+0,036 

 

 

86

 

87

Поршни в цилиндры устанавливайте с помощью приспособления показанного на рис. 4.6. 

При установке поршней в цилиндры метка "перед", отлитая на поршне, должны быть обращена к 
передней части двигателя. 

-0,005
-0,015

На  всех  поршнях  ремонтных  размеров  отверстия  в  бобышках  под  поршневой  палец 

делаются  номинального  размера  с  разбивкой  на  группы.  При  необходимости  эти  отверстия 
растачиваются  или  развертываются  до  ближайшего  ремонтного  размера  с  допуском              мм. 

Конусность  и  овальность  отверстия - не 
более 0,0025 мм.  При  обработке  обес-
печьте перпендикулярность оси отверстия 
к  оси  поршня,  допускаемое  отклонение - 
не более 0,04 мм на длине 100 мм. 

Рис. 4.6. Приспособление для установки 
поршня с кольцами в цилиндр 

 

4.5.5 Ремонт шатунов 
 

Ремонт шатунов сводится к замене 

втулки  верхней  головки  и  последующей 
обработке  ее  под  поршневой  палец 
номинального  размера  или  к  обработке 
имеющейся  в  шатуне  втулки  под  палец 
ремонтного размера. 

В  запасные  части  поставляются 

втулки  одного  размера,  изготовленные  из 
бронзовой ленты ОЦС 4-4-2,5 толщиной 1 
мм. 

При  запрессовке  новой  втулки  в 

шатун  обеспечьте  совпадение  отверстия 
во втулке с отверстием в верхней головке 
шатуна.  Отверстия  служат  для  подачи 
смазки к поршневому пальцу. 

После 

запрессовки 

втулки 

уплотните  ее  внутреннюю  поверхность 
гладкой брошью до диаметра 24,3

+0,045

 мм, 

а  затем  разверните  или  расточите  под 
номинальный  или  ремонтный  размер  с 
допуском            мм. 

+0,005  

Рис. 4.7. Доводка отверстия в 
верхней головке шатуна: 
1 – державка; 2 – шлифовальная 
головка; 3 - зажим 

Например, втулку разверните или 

расточите  под  палец  номинального 
размера до диаметра 25         мм или под 
палец  ремонтного  размера  до  диаметра 
25,20         мм. 

-0,003 

+0,005  
-0,003 

Расстояние между осями отверстий 

нижней и верхней головок шатуна должно 
быть 175

±0,05 

мм; 

допустимая 

непараллельность  осей  в  двух  взаимно 
перпендикулярных  плоскостях  на  длине 
100  мм  должна  быть  не  более 0,04 мм; 
овальность  и  конусность  не  должна 
превышать 0,005 мм.  Чтобы  выдержать 
указанные размеры и допуски, разверните 
втулку  верхней  головки  шатуна  в 
кондукторе. 

+0,005  
-0,003 

 

87

 

88

После  развертывания  производите  доводку  отверстия  на  специальной  шлифовальной 

головке,  держа  шатун  в  руках  (рис.4.7).  Шлифовальные  бруски  головки  установите 
микрометрическим винтом на требуемый ремонтный размер. 

Шатуны, отверстия под вкладыши в нижней головке которых имеют овальность более 0,05 

мм, подлежат замене. 

 

4.5.6 Замена и ремонт поршневых пальцев 
 

Ремонтные размеры поршневых пальцев и номера комплектов приведены в табл. 4.2. 
Для  замены  поршневых  пальцев  без  предварительной  обработки  отверстий  в  поршне  и  в 

верхней головке шатуна применяются поршневые пальцы, увеличенные по диаметру на 0,08 мм. 
Применение  пальцев,  увеличенных  на 0,12 мм  и 0,20 мм,  требует  предварительной  обработки 
отверстий в бобышках поршня и в верхней головке шатуна как описано выше (см. разделы 4.5.4 
"Замена поршней" и 4.5.5 "Ремонт шатунов"). 

Перед  выпрессовкой  поршневого  пальца  извлеките  из  поршня  стопорные  кольца 

поршневого  пальца.  Выпрессовку  и  запрессовку  пальца 
производите на приспособлении, как показано на рис. 4.8. Перед 
выпрессовкой  пальца  нагрейте  поршень  в  горячей  воде  до 60-
80

°С 

Рис. 4.8. 
Приспособление 
для запрессовки 
поршневого 
пальца 

Ремонт поршневых пальцев состоит в перешлифовке их с 

больших ремонтных размеров на меньшие или в хромировании с 
последующей  обработкой  под  номинальный  или  ремонтный 
размер. 

Пальцы,  имеющие  изломы,  выкрашивания  и  трещины 

любого размера и расположения, а также следы перегрева (цвета 
побежалости) ремонту не подлежат. 

 

4.5.7 Сборка шатунно-поршневой группы 
 

В  случае  замены  поршней,  поршневых  пальцев  или 

шатунов  подсборка  сопрягаемых  пар  следует  производить  при 
температуре  деталей (20

±3)°С.  В  расточенные  гильзы 

необходимо  установить  поршни  одинаковых  с  гильзой 
размерных  групп.  Допускается  подбор  из  соседних  групп,  при 
этом, как и при подборе поршней в работавшие гильзы, подбор 
производится  по  усилию  протягивания  ленты-щупа  толщиной 
0,05 мм и шириной 10 мм. Лента-щуп размещается в плоскости, 

перпендикулярной  оси  поршневого  пальца,  по  наибольшему  диаметру  поршня.  Усилие  на 
динамометре, соединенном с лентой-щупом, должно быть 3,4-5,4 даН (3,5-5,5 кгс); 

Рис. 4.9. Подбор 
поршневого пальца 

 

88

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  16  17  18  19  20  21  22  23  ..