Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 21

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     Двигатель УМЗ–421 его модификации и исполнения - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2002 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  ..

 

Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 21

 

 

 

81

без значительных усилий. В правильно установленном приводе прорезь во втулке валика должна 
быть направлена параллельно оси двигателя и смещена от двигателя, как показано на рис. 2.22а; 

- закрепить привод; 
- проверить наличие зазора в винтовых шестернях распределительного вала и привода; 
- смазать стыки нижнего фланца блока цилиндров с крышкой распределительных шестерен 

и держателем манжеты клеем-герметиком "Эластосил 137-83" или «Автогермесил» ТУ 6-15-1822-
95 или «Гермесил» ТУ 6-15-1652-90; 

- установить на нижний фланец блока цилиндров прокладку масляного картера; 
-  установит  масляный  картер  с  прокладками  на  шпильки  блока  цилиндров  закрепить  его 

гайками с шайбами, равномерно затягивая гайки; 

- установить прокладку и привернуть болтами нижнюю часть картера сцепления; 
- очистить камеры сгорания и газовые каналы головки цилиндров от нагара и отложений, 

проверить и продуть сжатым воздухом; 

-  если  зазор  между  клапаном  и  втулкой  превышает 0,25 мм,  то  герметичность  не  может 

быть  восстановлена. В этом случае клапан и втулку следует заменить новыми (см. раздел 4.5.11 
«Восстановление герметичности клапанов и замена втулок  клапанов»). После шлифовки седел и 
притирки клапанов все газовые каналы тщательно очистить и продуть сжатым воздухом, чтобы не 
осталось  абразивной  пыли.  Стержни  клапанов  следует  покрыть  тонким  слоем  коллоидного 
графита, разведенного в масле, применяемом на двигателе, или смазать маслом. 

Далее следует: 
- на направляющие втулки клапанов напрессовать маслоотражательные колпачки, вставить 

клапаны во втулки согласно сделанным  меткам и собрать их с пружинами. Убедиться, что сухари 
вошли в кольцевую канавку клапанов; 

- натереть графитным порошком с обеих сторон прокладку головки цилиндров и надеть ее 

на  шпильки.  Установить  головку  и  закрепить  ее  гайками  с  шайбами.  Затянуть  гайки 
динамометрическим ключом моментом силы 8,8-9,3 даН

•м (9,0-9,4 кгс•м), соблюдая порядок (см. 

раздел 2.1.4 и рис.2.9); 

-  прочистить  проволокой  и  продуть  сжатым  воздухом  отверстия  в  коромыслах,  в  оси 

коромысел  и  регулировочных  винтах,  в  четвертой  основной  стойке  оси  коромысел  и  масляные 
каналы в головке цилиндров. Проверить надежность посадки втулок коромысел. В случае слабой 
посадки  во  время  работы  втулка  может  сместиться  и  перекрыть  отверстие  смазки  штанги 
толкателя клапана. Такие втулки необходимо заменить; 

- произвести подсборку оси коромысел. Перед постановкой каждого коромысла смазать его 

втулку маслом для двигателя; 

-  вставить  толкатели  в  гнезда  согласно  меткам  на  них.  Толкатели  и  отверстия  в  блоке 

предварительно смазать моторным маслом; 

- вставить штанги в сборе с наконечниками в отверстия головки цилиндров; 
-  установить  подсобранную  ось  коромысел  на  шпильки  и  закрепить  гайками  с  шайбами. 

Регулировочные  болты  своей  сферической  частью  должны  ложиться  на  сферу  верхнего 
наконечника штанги; 

- установить зазоры между торцами стержней клапанов и носиками коромысел (рис.2.19). 

Зазор между коромыслами и первым и восьмым клапанами 0,35-0,40 мм, зазор между остальными 
коромыслами  и  клапанами 0,40-0,45 мм.  Регулировку  производить,  как  указано  в  разделе 2.3.8 
"Обслуживание газораспределительного механизма"; 

- поставить прокладку и крышку коромысел и закрепить их болтами с шайбами; 
-  поставить  детали  и  агрегаты,  названные  в  подразделе 4.3 «Разборка  двигателя», 

соблюдая обратную последовательность. 

 
 
 
 
 

 

82

Таблица 4.4 
Моменты затяжки основных соединений 

Соединение 

Момент затяжки, 

Н

⋅м (кгс⋅м) 

Гайки шпилек кpепления головки блока цилиндpов 88,3-93,2 

(9,0-9,4) 

Гайки болтов шатуна 66,7-73,5 

(6,8-7,5) 

Гайки картера масляного 9,8-11,8 

(1,0-1,2) 

Болты крепления диска сцепления к маховику 20.29 

(2,0-3,0) 

Гайки шпилек кpепления кpышек коpенных подшипников  

122,6-133,4 (12,5-13,6) 

Гайки болтов кpепления маховика к коленчатому валу  

74,5-81,4 (7,6-8,3) 

Гайки крепления стоек оси коромысел 34,3-39,2 

(3,5-4,0) 

Штуцер крепления масляного фильтра 78,4-88,2 

(8,0-9,0) 

Свечи зажигания 29,4-34,2 

(3,0-3,5) 

Масляный фильтр 19,6-22,5 

(2,0-2,5) 

 

 

83

4.5 РАЗБОРКА, РЕМОНТ И СБОРКА ОТДЕЛЬНЫХ УЗЛОВ И АГРЕГАТОВ ДВИГАТЕЛЯ 

 

4.5.1 Ремонт блока цилиндров 
 

Сопряжение  изнашивающихся  деталей  осуществлено  в  основном,  сменными  деталями, 

что  позволяет  ремонтировать  блок  цилиндров  перешлифовкой  и  заменой  поршней,  заменой 
вкладышей коренных подшипников коленчатого вала. 

С 1996 года  распределительные  валы  устанавливаются  в  блок  цилиндров  без 

промежуточных втулок. Для восстановления изношенных подшипников распределительного вала 
опоры растачивают под размеры, указанные в таблице 4.6. 

 

Таблица 4.6 

№ опор 

1 2 3 4 5 

Диаметр 

опоры ,мм 

55,5

+0,018

54,5

+0,018

53,5

+0,018

52,5

+0,018

51,5

+0,018

 
В  расточенные  опоры  запрессовывают  полуобработанные  втулки  с  последующей  их 

расточкой  под  размеры  опорных  шеек  распределительного  вала.  Подробные  указания  по 
восстановлению    подшипников  распределительного  вала  см.  в  разделе 4.5.10 «Ремонт 
распределительного вала и его опор». 

Восстановление  работоспособности  пары:  отверстие  блока  цилиндров – толкатель  из-за 

незначительного износа блока цилиндров сводится к замене толкателей. 

Блок  цилиндров  с  пробоинами  стенок  цилиндров,  водяной  рубашки  и  картера  или  с 

трещинами  верхней  плоскости  и  ребер,  поддерживающих  коренные  подшипники,  подлежит 
замене. 

В результате износа цилиндры блока приобретают по длине форму неправильного конуса, а 

по  окружности - овала.  Наибольшей  величины  износ  достигает  в  верхней  части  цилиндров  в 
районе  верхнего  компрессионного  кольца  (при  положении  поршня  в  ВМТ):  наименьший - в 
нижней части (при положении поршня в НМТ). 

Увеличение некруглости и нецилиндричности гильз до 0,08-0,1мм., можно исправить путем 

хонингования (без применения расточки) под ремонтный диаметр 100,1 мм. На указанный размер 
выпускаются  ремонтные  поршни,  имеющие  обозначение 421.10004015-Р1  с  разбивкой  на 5 
размерных групп с теми же допусками, что и поршни номинального размера.  

При  большей  некруглости  и  нецилиндричности  гильз,  а  также  при  износе  гильз  по 

диаметру  более  чем  на 0,1мм.,  необходимо  произвести  их  расточку  с  последующим 
хонингованием  на  ремонтный  диаметр 100,5мм  (см.  таб. 4.2) под  имеющиеся  поршни 
соответствующей  размерной  группы  с  учетом  обеспечения  зазора  между  юбкой  и  гильзой  в 
пределах 0,03-0,06мм. 
Предупреждение.  Если  для  ремонта  имеется  ограниченное  количество  поршней,  рекомендуется 
рассчитать  отклонения  диаметра  для  каждого  цилиндра  (исходя  из  фактического  размера 
диаметра  юбки  поршня,  предназначенного  для  работы  в  данном  цилиндре)  и  под  эти  размеры 
расточить цилиндр. 

Отклонения формы цилиндров должны располагаться в поле допуска размерной группы на 

диаметр цилиндра. 

Повреждение  резьбовых  отверстий  в  виде  забоин  или  срыва  резьбы  менее  двух  ниток 

восстанавливают метчиком под номинальный размер. 

Резьбовые  отверстия,  имеющие  износ  или  срывы  резьбы  более  двух  ниток, 

восстанавливаются нарезанием резьбы увеличенного ремонтного размера, постановкой резьбовых 
ввертышей  с  последующим  нарезанием  в  них  резьбы  номинального  размера  или  установкой 
резьбовых спиральных вставок. Последний способ наиболее эффективен и менее трудоемок. 

 

 

 

83

 

84

4.5.2 Ремонт головки блока цилиндров 
 

К  основным  дефектам  головки  блока  цилиндров,  которые  можно  устранить  ремонтом, 

относятся:  коробление  плоскости  прилегания  к  блоку  цилиндров,  износ  седел  и  направляющих 
втулок клапанов. 

При  наличии  пробоин,  прогара  и  трещин  на  стенках  камер  сгорания  и  разрушения 

перемычек  между  гнездами  седел 
клапанов 

головку 

цилиндров 

необходимо заменить на новую. 

а,б – поршень с кольцами 
различных конструкций 

 
Рис. 4.1  
1- поршень; 2 – верхнее 
компрессионное кольцо; 
3 – нижнее компресси-
онное кольцо; 4 – коль-
цевые диски;  5 – осевой 
расширитель; 6 – ради-
альный расширитель 

Рис. 4.2. Подбор поршневых колец по цилиндру 

(проверка бокового зазора в стыке кольца) 

Непрямолинейность  плоскости 

головки,  соприкасающейся  с  блоком, 
при  проверке  ее  на  контрольной 
плите  щупом  не  должна  быть  более 
0,1мм.  Незначительное  коробление 
головки  (до 0,3 мм)  устраняется 
шабровкой  плоскости  по  краске.  При 
короблениях,  превышающих 0,3 мм, 
плоскость  головки,  прилегающей  к 
блоку, необходимо фрезеровать. 

Ремонт  резьбовых  отверстий 

аналогичен  указанному  для  блока 
цилиндров. 

Ремонт седел и направляющих 

втулок клапанов изложен ниже. 

 

4.5.3 Замена поршневых колец 
 

Поршневые  кольца  заменяйте 

через 70000-90000 км  пробега  (в 

 

84

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  ..