Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 20

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     Двигатель УМЗ–421 его модификации и исполнения - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2002 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16  17  18  19  20  21  ..

 

Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 20

 

 

 

77

4.4 СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ 
 
После разборки двигателя детали тщательно обезжиpьте, очистите от нагара и смолистых 

отложений. 

Удаление  нагара  с  поршней,  впускных  клапанов  и  камер  сгорания  производите 

механическим или химическим способом. 

Химический  способ  удаления  нагара  заключается  в  выдеpживании  деталей  в  ванне  с 

pаствоpом, подогpетым до 80 - 95°С, в течение 2 - 3 часов. 

Для очистки деталей от нагара рекомендуются следующие растворы (в г на 1 л воды): 
для алюминиевых деталей  
- Сода кальциниpованная (Nа2СО3). . .18,5 
- Мыло хозяйственное или зеленое. . . .10 
- Жидкое стекло (Nа2SiО3) . . . . . . . . . .8,5 
для стальных деталей  
- Сода каустическая (NаОН) . . . . . . . . . .25 
- Сода кальциниpованная (Nа2СО3) . . .33 
- Мыло хозяйственное или зеленое . . . .8,5 
- Жидкое стекло (Nа2SiО3) . . . . . . . . . . 1,5 
После очистки детали пpомойте гоpячей (80 - 90°С) водой и обдуйте сжатым воздухом. 
Не  пpомывайте  детали  из  алюминиевых  и  цинковых  сплавов  в  pаствоpах,  содеpжащих 

щелочь (NаОН). 

Пpи сбоpке двигателя соблюдайте следующее: 
-  пpотpите  и  пpодуйте  детали  сжатым  воздухом,  а  все  тpущиеся  повеpхности  смажьте 

мотоpным маслом. 

-  резьбовые  детали  (шпильки,  пpобки,  штуцеpы),  если  они  вывеpтывались  или  были 

заменены  в  пpоцессе  pемонта,  а  также  резьбовые  части  деталей  и  узлов,  выходящие  в  полость 
масляной  магистрали  и  в  полость  системы  охлаждения,  смажьте  анаэробным  герметиком 
«Унигрем-6» или «Унигрем-9».Можно применить сурик или белила, разведенные на натуральной 
олифе. 

- неподвижные уплотнения, особенно стыки деталей (нижние плоскости блока цилиндров и 

крышки распределительных шестерен) смазать клеем-герметиком «Эластосил 137-83» или пастой 
УН-25. 

Болты и гайки затягивайте динамометpическим ключом. 
К повторной установке на двигатель не допускаются: 
- шплинты, шплинтовочная проволока и стопорные пластины, бывшие в употреблении; 
- пружинные шайбы, потерявшие упругость; 
- поврежденные прокладки; 
- детали, имеющие на резьбе более двух забитых или сорванных ниток; 
- болты и шпильки с вытянутой резьбой; 
- болты и гайки с изношенными гранями. 
Сборку двигателя производить в следующем порядке: 
- очистить все привалочные поверхности блока от порванных при разборке прокладок; 
-  закрепить  блок  цилиндров,  при  необходимости  следует  снять  шабером  неизношенный 

поясок  над  верхним  компрессионным  кольцом.  Металл  следует  снимать  вровень  с  изношенной 
поверхностью цилиндра; 

-  вывернуть  пробки  масляного  канала  и  продуть  все  масляные  каналы  сжатым  воздухом, 

завернуть пробки на место. 

Если требуется замена картера сцепления или он устанавливается на блок после ремонта, 

необходимо из блока предварительно удалить два установочных штифта, затем картер закрепить 
на  блоке  болтами.  В  блок  на  крайних  вкладышах  устанавливают  коленчатый  вал,  к  фланцу 
которого крепится стойка индикатора. Вращая коленчатый вал, проверяют биение отверстия или 
центрирующего  бурта  коробки  передач,  а  также  перпендикулярность  заднего  торца  картера 

 

78

сцепления  относительно  оси  коленчатого  вала.  Биение  отверстия  картера  не  должно  превышать 
0,3 мм, торца - 0,15 мм. 

Если  биение  отверстия  превышает  указанные  величины,  то  следует  ослабить  затяжку 

болтов и легкими ударами по фланцу картера добиться правильной его установки. После затяжки 
болтов  отверстия  для  установочных  штифтов  в  картере  и  в  блоке  развертывают  до  ремонтного 
размера. Чернота в отверстиях не допускается. После этого в отверстия запрессовывают штифты, 
диаметр  которых  на 0,015-0,051 мм  больше  размеров  отверстий.  Биение  торца  картера 
устанавливается  шабрением.  Следует  иметь  в  виду,  что  при  выше  описанной  проверке 
необходимо пользоваться не изношенным коленчатым валом и вкладышами, которые необходимо 
снять после замены картера; 

- произвести подсборку коленчатого вала, для этого вывернуть все пробки грязеуловителей 

шатунных  шеек  и  удалить  из  них  отложения.  Промыть  и  продуть  масляные  каналы  и  полости 
грязеуловителей  сжатым  воздухом,  завернуть  пробки  моментом  силы 3,8-4,2 даН

•м (3,8-4,2 

кгс

•м); 

- проверить состояние рабочих поверхностей коленчатого вала. Забоины, задиры и другие 

наружные дефекты не допускаются; 

-  запрессовать  в  задний  конец  коленчатого  вала  шариковый  подшипник 60203А  с 

одной  защитной  шайбой,  при  этом  в  полость  для  подшипника  необходимо  заложить 20 г 
смазки "Литол-24"; 

-  привернуть  к  коленчатому  валу  маховик.  Болты  затянуть  моментом 7,9-8,8 даН

•м 

(8-9 кгс

•м). 

-  привернуть  к  маховику  нажимной  диск  сцепления  в  сборе  с  кожухом,  предварительно 

отцентрировав ведомый диск с помощью оправки (можно использовать первичный вал коробки 
передач) по отверстию в подшипнике в заднем торце коленчатого вала. Метки "0", выбитые на 
кожухе  нажимного  диска  и  на  маховике  около  одного  из  отверстий  для  болтов  крепления 
кожуха,  должны  быть  совмещены.  Затяжку  болтов  производить  моментом  силы 2,0-2,5 даН

•м 

(2,0-2,5 кгс

•м). 

Коленчатый вал, маховик и сцепление балансируются в сборе, и поэтому при замене одной 

из этих деталей следует произвести динамическую балансировку, высверливая металл в маховике, 
как указано в табл.3.15. Балансировку коленчатого вала, маховика и сцепления в сборе не следует 
начинать,  если  начальный  дисбаланс  превышает 200 г

•см.  В  этом    случае  необходимо  узел 

разукомплектовать и проверить балансировку каждой детали в отдельности (см. табл.2.12); 

-  надеть  на  первую  коренную  шейку  коленчатого  вала  заднюю  шайбу  упорного 

подшипника антифрикционным слоем к щеке коленчатого вала; 

- протереть чистой салфеткой вкладыши коренных подшипников и их постели. Установить 

вкладыши в постели; 

-  смазать  чистым  маслом  для  двигателя  вкладыши  коренных  подшипников  и  шейки 

коленчатого вала и уложить коленчатый вал в блок цилиндров; 

-  надеть  крышки  коренных  подшипников  на  шпильки  блока  так,  чтобы  фиксирующие 

выступы  на  верхнем  и  нижнем  вкладышах  каждой  крышки  были  с  одной  стороны,  а  номера, 
выбитые  на  крышках,  соответствовали  номерам  постелей.  При  установке  крышки  переднего 
коренного подшипника усик задней шайбы должен войти в паз крышки. Торец крышки переднего 
подшипника должен быть в одной плоскости с торцом блока цилиндров; 

-  посадить  крышки  коренных  подшипников  на  свои  места  легким  постукиванием 

резиновым молотком, крышки должны войти в пазы постелей блока цилиндров; 

- надеть на шпильки шайбы, наживить гайки нанести на резьбовую часть гаек по 2-3 капли 

(0,06  г)  герметика  "Унигерм-9"  или  "Стопор-9"  и  равномерно  затянуть  гайки.  Окончательную 
затяжку  необходимо  выполнять  динамометрическим  ключом  моментом  сила 12,2-13,3 даН

•м 

(12,5-13,6  кгс

•м).  Если  отсутствует  герметик,  то  стопорение  гаек  можно  производить  стопорной 

пластиной 24-1005301-01. 

 

79

Предупреждение
 1. Перед сборкой с гаек и шпилек необходимо удалить остатки ранее применяемого герметика, 
обезжирить их бензином и просушить. 
2.  В  случае  вывертывания  шпилек  из  блока  их  необходимо  завертывать  с  использованием 
герметика, как указано выше. 

-  установить  держатель  манжеты  и  затянуть  гайки.  Перед  установкой  крышки  манжеты 

коленчатого вала используйте автогерметик «Гермрсил». Места нанесения указаны на рис. 2.12. 

- повернуть коленчатый вал, который должен свободно вращаться при небольшом усилии. 

Вращать  коленчатый  вал  можно  за  маховик  или  с  помощью  приспособления,  состоящего  из 
первичного вала коробки передач приваренным к нему четырехгранником под ключ или ручку с 
квадратным отверстием. Приспособление может быть также использовано для центрирования при 
постановке ведомого и нажимного дисков сцепления; 

-  поставить  переднюю  шайбу  упорного  подшипника  антифрикционным  слоем  наружу, 

чтобы штифты, запрессованные в блок и крышку, входили в пазы шайбы; 

-  надеть  стальную  упорную  шайбу  коленчатого  вала  фаской  во  внутреннем  отверстии  в 

сторону передней шайбы упорного подшипника; 

-  напрессовать  до  упора  шестерню  коленчатого  вала  и  проверить  его  осевой  зазор. 

Проверка  производится  следующим  образом:  заложить  отвертку  (вороток,  рукоятку  молотка  и 
т.п.)  между  первым  кривошипом  вала  и  передней  стенкой  блока  и,  пользуясь  ею  как  рычагом, 
отжать вал к заднему концу двигателя. С помощью щупа определить зазор между торцом задней 
шайбы упорного подшипника и плоскостью бурта первой коренной шейки. Зазор должен быть в 
пределах 0,125-0,325 мм; 

- произвести подсборку шатунно-поршневой группы (см. раздел 4.5.7). 
Вставить поршни в цилиндры следующим образом: 
-  протереть  салфеткой  постели  шатунов  и  их  крышек,  проверить  и  вставить  в  них 

вкладыши; 

-  провернуть  коленчатый  вал  так,  чтобы  кривошипы  первого  и  четвертого  цилиндров 

заняли положение, соответствующее НМТ; 

-  смазать  вкладыши,  поршень,  шатунную  шейку  вала  и  гильзу  цилиндра  чистым  маслом 

для двигателя; 

-  развести  стыки  компрессионных  колец  под  углом 180

о

  друг  к  другу,  а  стыки  дисков 

маслосъемного  кольца  также  под  углом 180

о

  друг  к  другу  и  на 90

о

  по  отношению  к  стыкам 

компрессионных колец. Замок двух функционального расширителя в трехэлементном кольце при 
этом установить под углом 45

о 

к замку одного из его кольцевых дисков; 

-  надеть  на  болты  шатунов  предохранительные  латунные  наконечники,  сжать  кольца 

обжимкой или, пользуясь конусным кольцом, вставить в цилиндр, как показано на рис.4.6. Перед 
установкой  поршня  следует  еще  раз  убедиться,  что  номера,  выбитые  на  шатуне  и  его  крышке, 
соответствуют  порядковому  номеру  цилиндра,  проверить  правильность  положения  поршня  и 
шатуна в цилиндре. 
Рекомендации.  К  изношенной  гильзе  хромированные  кольца  прирабатываются  очень  плохо. 
Поэтому  если  гильзы  цилиндров  не  ремонтируются,  а  меняются  только  поршневые  кольца,  то 
рекомендуется  устанавливать  комплект  поршневых  колец,  состоящий  из  верхнего  и  нижнего 
компрессионных  луженых  или  фосфатированных  колец  и  стального  маслосъемного  кольца  с  не 
хромированными дисками. 

-  подтянуть  шатун  за  нижнюю  головку  к  шатунной  шейке,  снять  с  болтов  латунные 

наконечники,  надеть  крышку  шатуна.  Крышку  шатуна  следует  ставить  так,  чтобы  номера, 
выбитые на крышке и шатуне, были обращены в одну сторону. После наживления гаек нанести на 
резьбовую часть гаек по 2-3 капли (0,06 г) герметика "Унигерм-9" или «Стопор-6» и равномерно 
затянуть гайки. Окончательную затяжку гаек необходимо произвести динамометрическим ключом 
моментом силы 6,6-7,3 даН

•м (6,8-7,5 кгс•м). В случае использования работавших деталей с гаек и 

болтов  необходимо  удалить  остатки  ранее  примененного  герметика,  обезжирить  их  бензином  и 
просушить. 

 

80

- в таком же порядке вставить поршень четвертого цилиндра; 
- повернуть коленчатый вал на 180

о

 и вставить поршни второго и третьего цилиндров; 

-  провернуть  несколько  раз  коленчатый  вал,  который  должен  легко  вращаться  от 

небольшого усилия. 

- установить каждый толкатель в свое гнездо. 
Произвести подсборку распределительного вала: 
- надеть на передний конец распределительного вала распорное кольцо в упорный фланец; 
-  напрессовать  шестерню  газораспределения  и  закрепить  ее  болтом  и  шайбой.  Момент 

затяжки 5,5-6,0 даН

•м (5,5-6,5 кгс•м); 

-  с  помощью  щупа,  вставляемого  между  упорным  фланцем  распределительного  вала  и 

ступицей  шестерни  газораспределения,  проверить  осевой  зазор  распределительного  вала  (рис. 
2.16). Зазор должен быть в пределах 0,1-0,2 мм; 

- вставить подсобранный распределительный вал в отверстие блока, смазав предварительно 

его опорные шейки моторным маслом. При зацеплении шестерен газораспределения зуб шестерни 
коленчатого  вала  с  меткой  "О"  должен  быть  против  риски  у  впадины  зубьев  шестерни 
распределительного  вала  (см.  рис.2.17).  Боковой  зазор  в  зацеплении  должен  быть  в  пределах 
0,025-0,1 мм. При большем или меньшем зазоре подобрать другую пару; 

-  через  отверстие  в  шестерне  распределительного  вала  прикрепить  двумя  болтами  с 

пружинными шайбами упорный фланец к блоку; 

-  установить  на  шейку  переднего  конца  коленчатого  вала  маслоотражатель  выпуклой 

стороной к шестерне; 

- проверить пригодность манжеты, запрессованной в крышку распределительных шестерен, 

к  дальнейшей  работе.  Если  манжета  имеет  изношенные  рабочие  кромки  или  слабо  охватывает 
ступицу  шкива  коленчатого  вала,  вставленную  в  манжету,  заменить  ее  новой.  Запрессовку 
манжеты в крышку рекомендуется производить при помощи оправки; 

- надеть на шпильки прокладку и крышку распределительных шестерен; 
-  сцентрировать  крышку  по  переднему  концу  коленчатого  вала  при  помощи  оправки  и 

завернуть все гайки и болты крепления крышки. Если нет центрирующей оправки, то установку 
крышки можно производить по ступице шкива коленчатого вала. Ступицу надо напрессовать на 
коленчатый  вал  так,  чтобы  ее  конец  входил  на  глубину 5 мм  в  отверстие  крышки.  После  этого 
закрепить  крышку  гайками,  выдерживая  одинаковый  зазор  по  окружности  между  ступицей  и 
отверстием  крышки.  Выравнивание  зазора  производить  легкими  ударами  деревянного  или 
резинового молотка по крышке. После этого окончательно закрепить крышку; 

-  удалить  центрирующую  оправку  и  напрессовать  ступицу  шкива  со  шкивом-демпфером 

коленчатого вала (рис. 2.10); 

- в шпоночный паз запрессовать шпонку; 
- завернуть в носок коленчатого вала стяжной болт, предварительно надев на него зубчатую 

шайбу. Проворачивая за стяжной болт коленчатый вал, проверить, не задевает ли шкив-демпфер 
за крышку распределительных шестерен; 

- установить масляный насос в сборе с маслоприемником; 
- установить привод масляного насоса и датчика-распределителя зажигания (рис.2.22); 
-  проворачивая  коленчатый  вал,  совместить  вторую  метку  на  диске  демпфера  с  ребром-

указателем на крышке распределительных шестерен (см. рис. 2.11). Кулачки распределительного 
вала,  приводящие  в  действие  клапаны  первого  цилиндра,  должны  быть  при  этом  направлены 
вершинами  в  противоположную  от  толкателей  сторону  (в  сторону  масляного  картера)  и 
расположены симметрично; 

-  проверить  осевой  зазор  между  корпусом  привода  и  шестерней  при  помощи  щупа 

(рис.4.14). Зазор должен быть в пределах 0,15-0,40 мм; 

- надеть на шпильки крепления прокладку; 
-  повернув  валик  привода  в  положение,  показанное  на  рис. 2.22б,  и  поставить  привод  в 

гнездо блока. При введении привода в гнездо, необходимо слегка проворачивать валик масляного 
насоса, чтобы конец валика привода вошел в отверстие вала насоса. Привод должен вставляться 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16  17  18  19  20  21  ..