Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 15

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     Двигатель УМЗ–421 его модификации и исполнения - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2002 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  ..

 

Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 15

 

 

 

57

2. Отрегулировать винтом состава смеси содержание окиси углерода (СО) в пределах 1,0 - 

1,5%, предварительно удалив ограничительную втулку. Содержание углеводородов (СН) при этом 
не должно превышать 1000 млн

-1

3.  Убедиться,  что  подобранное  положение  винтов  обеспечивает  нормальную  работу 

двигателя  при  резком  открытии  и  закрытии  дросселя.  Если  при  этом  отмечаются  остановки 
двигателя  или  неустойчивая  работа,  то  необходимо  либо  повысить  минимальную  частоту 
вращения, отворачивая винт эксплуатационной регулировки, либо обогатить смесь винтом состава 
смеси. Максимально допустимое содержание СО при этом не более 3,5%. 

4. Увеличить частоту вращения до 2400 мин

-1

. Содержание СО должно быть не более 1%; 

СН - не более 500 млн

-1

После  окончательной  регулировки  установить  на  винт  регулировочный  состава  смеси 

ограничительную  втулку  и  отметить  ее  положение.  Прогреть  двигатель  до  температуры 
охлаждающей жидкости 80 - 85°С и проверить содержание СО в отработавших газах на оборотах 
холостого  хода.  Содержание  СО  не  должно  быть  более 3,5% при  любом  положении  винта 
токсичности,  которое  позволяет  установить  ограничительная  втулка.  Установить  винт  с 
ограничительной втулкой в отмеченное положение. 

Промывку  деталей  карбюратора  производите  бензолом  или  неэтилированным  бензином, 

затем продуйте сжатым воздухом.  

Не  пользуйтесь  металлической  проволокой  для  прочистки  жиклеров  и  калиброванных 

отверстий, так как это приведет к нарушению их размеров и пропускной способности. 

Чтобы  не  перепутать  жиклеры  при  установке,  следует  обратить  внимание  на  их 

маркировку.  Каждый  жиклер  имеет  маркировку,  содержащую  значение  номинальной 
производительности в см

3

/мин. Маркировка нанесена ударным способом на головке жиклера (со 

стороны шлица). 

Обслуживание  впускного  трубопровода  заключается  в  периодическом  осмотре  и  при 

необходимости  очистке  от  смолистых  отложений  его  внутренних  поверхностей.  Нагар  можно 
удалить  механическим  путем  различными  скребками  и  щетками,  размачиванием  его  керосином 
или чистым неэтилированным бензином с последующей продувкой внутренних полостей сжатым 
воздухом.  При  сезонном  обслуживании  установите  заслонку  (рис.2.45)  в  положение, 
соответствующее наступающему времени года. 

 

 

 

58

 
ДИАГНОСТИКА 

ТЕХНИЧЕСКОГО 

СОСТОЯНИЯ 

ДВИГАТЕЛЯ, 

ВОЗМОЖНЫЕ 

НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ. 

 

3.1 ДИАГНОСТИКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ. 

 
Приработка  деталей  двигателя  происходит  примерно  за  первых 5 000-7 000 км  пробега. 

Затем  при  пробеге 5 000-90 000 км  особых  изменений  в  работе  двигателя  не  происходит.  При 
дальнейшем  пробеге  в  двигателе,  вследствие  износа,  могут  возникать  различные  неполадки. 
Своевременное их устранение позволяет поддерживать хорошее техническое состояние двигателя 
без  капитального  ремонта  весьма  длительное  время  (в  среднем  пробег  до  капитального  ремонта 
двигателя при нормальной эксплуатации составляет более 150 000 км). 

Поэтому  весьма  важно  периодически  проверять  техническое  состояние  двигателя.  Оно 

определяется  ростом  расхода  топлива,  падением  мощности  двигателя,  давлением  масла, 
величиной компрессии в цилиндрах, шумом работы двигателя и дымностью выхлопа. 

Прежде  чем  приступить  к  проверке  технического  состояния  двигателя,  следует  оценить 

техническое  состояние  агрегатов  шасси  и  ходовой  части  и,  при  необходимости,  привести  их  в 
исправное состояние. 

Техническое  состояние  агрегатов  шасси  определяется  величиной  пути  свободного 

"выбега"  автомобиля.  На  ровном  участке  асфальтированного  шоссе  при  движении  с 
установившейся  скоростью 50 км/ч  необходимо  выключить  передачу  и  позволить  автомобилю 
двигаться накатом до полной остановки. Замер пути свободного "выбега" производите при заездах 
в двух противоположных направлениях. Исправный автомобиль (после пробега 5000 км) должен 
двигаться до полной остановки не менее 400 м. 

Эксплуатационный  расход  топлива  зависит  не  только  от  технического  состояния 

двигателя,  но  также  и  от  состояния  автомобиля  в  целом,  от  дорожных  условий,  нагрузки,  от 
методов  вождения  автомобиля.  Поэтому  эксплуатационный  расход  топлива  не  является 
объективным показателем технического состояния двигателя. 

Техническое  состояние  двигателя  (при  исправности  других  механизмов  автомобиля) 

определяется  контрольным  расходом,  т.е.  расходом  топлива  полностью  груженого  автомобиля 
(после  пробега  не  менее 5000 км),  движущемся  на  высшей  передаче  по  сухой  ровной 
асфальтированной или бетонной дороге со скоростью 90 км/ч. Передний мост (для автомобилей с 
колесной формулой 4х4) должен быть при этом отключен. 

Замер  проводится  на  участке  дороги  длиной 3 - 5 км  в  двух  противоположных 

направлениях.  Перед  заездом  необходимо  прогреть  двигатель  и  агрегаты  шасси  пробегом 
автомобиля 10 - 15 км. 

Для замера расхода топлива применять отдельный мерный бачок. 
Контрольный расход топлива*

)

 должен быть, не более: 

-  для автомобилей УАЗ - 16,5-18,5 л/100 км; 
-  для автомобилей ГАЗель – 16-18 л/100 км. 

*

)

Примечание.  Расход  топлива  служит  для  определения  технического  состояния  и  не  является 

эксплуатационной  нормой. (Данные  приведены  в  соответствии  с  руководством  по  эксплуатации 
автомобилей УАЗ и ГАЗель), 

В зимний период контрольный расход топлива может увеличиться не более чем на 10%. 
Мощностные  качества  двигателя  определяются  по  разгону  и  наибольшей  скорости 

автомобиля. 

Максимальная скорость автомобиля проверяется на мерном километровом участке шоссе. 

К  моменту  подъезда  к  мерному  участку  автомобиль  должен  иметь  установившуюся 
(максимальную)  скорость.  Время  прохождения  мерного  участка  определяется  секундометром  по 
километровым  столбам.  Скорость  следует  проверять  по  двум  заездам  во  взаимно-
противоположных направлениях. Скорость определяется по формуле: 

 

59

 

         3600S 

V=-------- 

км/ч

 

           t 

где: 
S – длина мерного участка, равная 1 км; 
t – время прохождения мерного километрового участка в секундах. 
Максимальная скорость определяется как средняя скорость в двух заездах. Максимальная 

скорость автомобилей при нормальном состоянии двигателя должна быть не менее, чем указано в 
Руководстве по эксплуатации автомобилей.  

Все  испытания  должны  проводиться  при  прогретом  двигателе:  при  температуре  масла  в 

картере  в  пределах  плюс 80-90

0

С,  а  воды  в  ситеме  охлаждения – не  ниже 80

0

С.  Автомобиль 

должен иметь нормальную нагрузку. Снижение максимальной скорости на 15 и более процентов, 
при исправном состоянии ходовой части части, свидетельствует о снижении мощности двигателя 
и о необходимости подробной проверки его сотояния. 

Расход  масла  в  процессе  эксплуатации  двигателя  не  остается  постоянным:  в  процессе 

обкатки  он  снижается  и  после  пробега 5000-7000 км  становится  равным 0,05-0,07л  на 100 км 
пробега.  После  пробега 70000-90000 км  расход  масла  возрастает.  Если  расход  масла  (при 
отсутствии течи, исправности системы вентиляции картера) превышает 0,25л на 100 км пробега, 
то двигатель требует ремонта. Замер расхода масла производится методом долива. 

Давление масла в системе смазки проверяйте контрольным манометром с ценой деления 

не более 49 кПа (0,5 кгс/см

2

), который подсоединяется с помощью гибкого шланга вместо датчика 

указателя давления масла (резьба 1/4” коническая). 

Давление масла при прогретом двигателе на малой частоте холостого хода менее 40 кПа 

(0,4  кгс/см2)  свидетельствует  о  неисправностях  в  системе  смазки  или  чрезмерном  износе 
подшипников коленчатого вала или опор распределительного вала. 

Для  замеpа  давления  масла  при  работе  двигателя  под  нагрузкой  неоходимо:  поднять  на 

подставки  задний  мост  автомобиля,  выключить  пеpедний  мост  (если  автомобиль 
полноприводной),  закрыть  кран  масляного  радиатора,  пустить  двигатель  и,  включив  пpямую 
пеpедачу,  открыть  пpи  помощи  pучного  пpивода  дpоссельную  заслонку  каpбюpатоpа  настолько, 
чтобы  спидометp  показывал  скоpость,  приведенную  в  таблице 3.1, соответствующую  частоте 
вращения коленчатого вала двигателя 2000 мин

-1

 
Таблица 3.1 

Автомобили 

УАЗ 

ГАЗель 

Передаточное число главной пары 4,11 

4,625  4,11 

4,556 

Радиус колеса, мм 343 

364 

364 

325 

Скорость по спидометру, км/час 60  70 

50 

 
Давление в системе смазки на указанных в таблице скоростях должна быть не менее 200 

кПа (2,0 кгс/см

) при температуре масла плюс 80-85/C. 

Величину 

компрессии 

в 

цилиндрах 

проверяйте 

на 

прогретом 

двигателе 

компрессометром  модели 179 ГАРО.  Для  этого  выверните  свечи  зажигания,  вставьте  резиновый 
конусный  наконечник  компрессометра  в  отверстие  для  свечи  (рис. 3.1) и  стартером  проверните 
коленчатый  вал  при  полностью  открытой  дроссельной  заслонке  и  карбюраторе  без  топлива. 
Давление в цилиндрах должно быть не менее 700 кПа (7,15 кгс/см

2

) для двигателей со степенью 

сжатия7,0  и 820 кПа (8,4 кгс/см

2

)  для  двигателей  со  степенью  сжатия 8,2. Разница  давлений  в 

цилиндрах не должна превышать 98 кПа (1кгс/см

2

). 

 

60

Равномерно 

пониженная 

компрессия 

во 

всех 

цилиндрах 

свидетельствует, 

как 

правило, 

о 

значительном 

износе 

гильзы 

цилиндров 

и 

поршневых 

колец. 

Понижение  компрессии  в  отдельных 
цилиндрах 

может 

произойти 

в 

результате "зависания" или прогорания 
клапанов,  пригорания  или  поломки 
поршневых 

колец, 

повреждения 

прокладки  головки  блока  цилиндров 
или  нарушения  регулировки  зазоров  в 
клапанном  механизме.  Если  при 
заливке 25-30 см

3

  чистого  масла  в 

цилиндр  двигателя  с  пониженной 
компрессией 

давление 

в 

нем 

повысится, то это свидетельствует о поломке поршневых колец или их закоксовывании в канавках 
поршня. Если же при этом компрессия не увеличивается, то причину неисправности необходимо 
искать в негерметичности, зависании и обгорании клапанов или в повреждении прокладки головки 
блока цилиндров. 

Рис. 3.1. Проверка компрессии в цилиндрах двигателя

Понижение компрессии в двух соседних цилиндрах указывает на повреждение прокладки 

головки блока цилиндров. 

Шумность  работы  двигателя  прослушивайте  стетоскопом  модели  К-69М  ГАРО  на 

прогретом двигателе при различной частоте вращения коленчатого вала (рис.3.2). 

Прослушивание  начните  с  распределительного  механизма  на  малой  и  средней  частоте  

вращения  коленчатого  вала:  клапанов  при 750-1000 мин

-1

,  толкателей  при 1000-1500 мин

-1

распределительных шестерен при 1000-2000 мин

-1

Стуки 

клапанов 

ясно 

прослушиваются  со  стороны  головки, 
над  местами  расположения  клапанов; 
стуки 

толкателей 

и 

шеек 

распределительного  вала - со  стороны 
расположения 

распределительного 

механизма, 

на 

уровне 

оси 

распределительного 

вала; 

стуки 

распределительных  шестерен - со 
стороны крышки. 

Рис. 3.2 Зоны прослушивания двигателя. 
1 – шестерен распределительных; 2 - клапанов; 3 – 
пальцев  поршневых; 4,5 – толкателей,  шланг 
клапанов,  подшипников  распределительного  вала; 
6 – подшипников коренных коленчатого вала. 

Кривошипно-шатунный  меха-

низм 

(поршни 

и 

коренные 

подшипники) 

прослушивайте 

при 

резком  изменении  частоты  вращения 
коленчатого  вала  двигателя  в  пределах 
750-2500 мин

-1

.  

Для  определения  цилиндра,  в 

котором  имеются  стуки  кривошипно-
шатунного 

механизма, 

поочередно 

снимайте со свечей провода. 

Наиболее 

ясно 

стуки 

подшипников 

прослушиваются 

на 

стенках    картера  с  правой  стороны  на 
уровне распределительного вала; стуки 
поршней  и  поршневых  пальцев - на 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  ..