Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 11

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     Двигатель УМЗ–421 его модификации и исполнения - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2002 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..

 

Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 11

 

 

 

41

Рис. 2.31 Насос системы 
охлаждения  
1 – корпус  насоса; 2 – 
ремень; 3 – фиксатор; 4 – 
подшипник; 5 – штуцер 
подачи 

охлаж-дающей 

жидкости 

в 

систему 

отопления; 6 – корпус; 7 
– 

крыльчатка; 8 – 

сальник; 9 – кон-
трольное  отверстие; 10 – 
шкив; 11 – ступица;  

 

шарикороликовый  подшипник (5НР17124Е.Р6Q6/L19,  ЗАО  «Вологодский  подшипниковый 
завод», г.Вологда или 6-5НР17124ЕС30, ОАО «Саратовский подшипниковый завод», г.Саратов) с 
двухсторонним  уплотнением,  с  валиком  вместо  внутренних  колец.  Диаметр  длинного  конца 
валика,  на  который  насаживается  крыльчатка 16

-0,018

  мм,  диаметр  короткого  конца  для 

напрессовки  ступицы – 17

-0,018

  мм.  Двухстороннее  уплотнение  обеспечивает  сохранение 

заложенной  в  него  специальной  смазки  в  течение  всего  срока  службы  подшипника.  Наружный 
диаметр  подшипника 38

-0,009

  мм.  Диаметр  гнезда  под  подшипник  в  корпусе  водяного  насоса 

38

  мм.  Установка  подшипника  в  корпус  водяного  насоса  осуществляется  после  нагрева 

корпуса  до  температуры 90-100

°С  с  последующей  фиксацией  в  корпусе  специальным  винтом  с 

резьбой М6. 

008

0

017

0

,

,

+

С 1999 года  на  водяных  насосах  применяется  крыльчатка  из  армлена  марки  ПП  СВ-30, 

имеющая  прямые  радиальные  лопатки  (обозначение  421.1307032-04) вместо  применявшейся 
ранее  крыльчатки  с  лопастями  загнутыми  назад  (обозначение 4022.1307032). В  результате 
перехода  на  новую  крыльчатку  были  значительно  повышены  производительность  и  давление 
подачи  водяного  насоса,  что  позволило  обеспечить  надежную  работу  системы  охлаждения 
двигателей  как  на  автомобилях  УАЗ,  так  и  на  автомобилях  «ГАЗель»,  а  также  повысить 
эффективность системы отопления салона. Основные параметры крыльчатки приведены в таблице 
2.17. 

 

42

Таблица 2.17 

Параметр 

Размер 

Наружный диаметр крыльчатки, мм 75

-0,3 

Внутренний диаметр ступицы (для посадки на вал подшипника), мм 16 
Высота крыльчатки (размер от торца 

⎠75 мм до торца ступицы), мм 33±0,2 

Биение торца крыльчатки 

⎠75 мм относительно оси отверстия ⎠16 мм, не более, мм 

0,3 

Биение торца ступицы относительно оси отверстия 

⎠16 мм, не более, мм 

0,05 

Твердость торца ступицы, HRCэ, не менее 35 

 
Уплотнение  по  торцу  крыльчатки  водяного  насоса  осуществляется  сальником 2108-

1307013-03,  изготовленного  из  высококачественной  резины  марки  ИРП-1287  на  основе 
фторкаучука.  Кольцо  скольжения  изготовлено  из  специального  антифрикционного  материала  на 
основе  графита.  Конструкция  сальника  и  основные  размеры – наружный  диаметр  и  высота 
показаны на рисунке 2.32. Сальник легко устанавливается в корпус насоса и легко демонтируется 

из  посадочного  гнезда.  Перед  установкой  наружная 
поверхность 

сальника 

смазывается 

герметиком, 

изготовленным на основе «Гермесила» (2 части «Гермесила» 
и 1 часть неэтилированного бензина). Натяг сальника в месте 
контакта кольца скольжения с торцем крыльчатки составляет 
около 0,8 мм. 

Возможна  установка  также  сальника 2101-1307013-

01/20.110.000, применяемого на водяных насосах ВАЗ. 

На  передний  конец  вала  насоса  напрессовывается 

ступица,  на  которую  крепится  шкив  привода,  либо 
вентилятор  непосредственно  к  фланцу  ступицы  на  четыре 
отверстия  с  резьбой  М8,  либо  муфта  вязкостного  трения  в 
сборе  с  вентилятором  через  специальную  гайку  с  левой 
резьбой  М27х1,5  к  переднему  концу  ступицы.  Ступица 
посажена  на  вал  подшипника  с  натягом 0,032-0,077 мм 

(внутренний диаметр ступицы 17 мм). 

Рис 2.32 Сальник насоса 
системы охлаждения 

Размер от переднего торца фланца ступицы до заднего торца корпуса водяного насоса без 

крышки после напрессовки ступицы на вал составляет 117,4 мм. 

 

2.6.3 Привод вентилятора 
 

На  двигателях 4215.10 для  автомобилей  «ГАЗель»  установлен  автономный  привод 

вентилятора,  который  включает  в  себя 
следующие 

узлы 

и 

детали: 

дополнительный  шкив  на  коленчатом 
валу,  корпус  привода  вентилятора  со 
шкивом  привода  и  узел  натяжителя 
(см. рис.2.4). 

Рис 2.33 Корпус 
привода 
вентилятора в сборе 
для двигателя 4215. 
1 – подшипник 
шарико-роликовый 
специальный; 2 – 
ступица; 3 – шкив; 4 
–  корпус  привода; 5 
– фиксатор. 

Передача  вращения  на  привод 

вентилятора  осуществляется  клиновым 
ремнем 10,7х8  длиной 875 мм. 
Передаточное  отношение  от  шкива 
коленчатого  вала  к  шкиву  вентилятора 
1,26. 

Корпус  привода  вентилятора 4 

(рис.2.33)  литой  из  алюминиевого 
сплава.  В  расточку  корпуса  диаметром 
38 

мм 

установлен 

специальный 

 

43

двухрядный  шарико-роликовый  подшипник  с  двухсторонним  уплотнением.  Наружный  диаметр 
подшипника 38

-0,009

  мм.  Вместо  внутреннего  кольца  подшипник  имеет  валик.  Подшипник  при 

сборке заполняется специальной смазкой. В процессе эксплуатации замены и пополнения смазки 
не требуется. 

На передний конец валика, имеющего диаметр 17

-0,018

 мм напрессована ступица с натягом 

от 0,032 до 0,077 мм. К ступице четырьмя болтами М8 крепится шкив привода вентилятора. 

Шкивы  привода  вентилятора  и  водяного  насоса  сборные  (состоящие  из  двух  частей) 

одинаковы  по  конструкции  и  размерам.  С  февраля 2002 года  на  данных  двигателях 
устанавливаются  шкивы  цельнотянутые,  аналогичны  по  конструкции  шкиву  водяного  насоса 
двигателей УАЗ (см. рис.2.31, поз 10). 

Рис 2.34 Натяжное устройство ремня привода вентилятора: 
1 – кронштейн натяжителя; 2 – шкив; 3 – шариковые подшипники 60203А; 4 – стопорное 
кольцо; 5 – валик с резьбовым хвостовиком 

Корпус  привода  устанавливается  на  крышку  распредшестерен  и  крепится  к  ней 

посредством двух резьбовых шпилек и гаек с резьбой М8 и болта резьбой М8 и длиной 75 мм. 

Натяжное устройство ремня привода вентилятора показано на рисунке 2.34. 
Устройство  состоит  из  кронштейна  натяжителя,  представляющего  собой  штампованно-

сварную  конструкцию  из  листовой  стали  толщиной 3 мм.,  выполненную  в  виде  сектора,  один 
конец  которого  посажен  на  болт,  являющийся  центром  поворота  кронштейна,  а  второй  конец 
имеет  паз  для  фиксации  положения  кронштейна  после  регулировки  натяжения  ремня.  Для 
воздействия  на  перемещение  кронштейна  при  регулировке  служит  окно  размерами 24х24мм  на 
кронштейне. 

На торце кронштейна закреплен чугунный шкив натяжителя, в корпусе которого имеются 

два  шариковых  подшипника 60203А.  Подшипники  по  внутреннему  диаметру  посажены  на 
специальный валик, имеющий резьбовой хвостовик для крепления шкива к кронштейну. Момент 
затяжки  гайки  крепления  валика 39 – 49 Н

•м (4 – 5 кгс•м).  Подшипники  перед  установкой  в 

 

44

ступицу шкива заполняются смазкой «Литол-24». После установки подшипники фиксируются от 
перемещения стопорным кольцом. 

 

2.6.4 Корпус термостата  
 

Корпус  термостата  литой  из  алюминиевого  сплава.  Вместе  с  крышкой  корпуса  он 

выполняет  функции  распределения  охлаждающей  жидкости  во  внешней  части  системы 
охлаждения  двигателя  в  зависимости  от  положения  клапана  термостата.  Крепится  с  помощью 
фланца  к  головке  цилиндров  на  четырех  шпильках  с  резьбой  М10х1.  В  корпусе  предусмотрено 
гнездо  с  конической  резьбой 3/8” для  установки  датчика  указателя  температуры  охлаждающей 
жидкости. 

 

2.6.5 Обслуживание системы охлаждения 
 

Обслуживание  системы  охлаждения  заключается  в  удалении  из  нее  накипи  и  осадков,  в 

регулировке  натяжения  ремня  вентилятора,  а  также  в  проверке  герметичности  всех  соединений 
системы охлаждения. 

При  обслуживании  системы  охлаждения  следует  иметь  в  виду,  что  охлаждающие 

жидкости «Тосол» и «Лена» ядовиты, а также обладают способностью проникать в организм через 
кожу, так как в своем составе содержат этиленгликоль. 

Поэтому при использовании охлаждающей жидкости необходимо соблюдать следующие 

меры предосторожности: 

- не засасывать жидкость ртом при ее переливании; 
- во время работы с охлаждающей жидкостью не курить и не принимать пищу; 
-  в  тех  случаях,  когда  при  работе  возможно  разбрызгивание  охлаждающей  жидкости, 

пользоваться защитными очками; 

-  открытые  участки  кожи,  на  которые  попала  охлаждающая  жидкость,  необходимо 

промыть водой с мылом. 

Избегайте попадания охлаждающей жидкости при снятии головки или по иным причинам 

в масло, так как это вызывает осмолению масла, что может привести к закоксовыванию и потере 
подвижности толкателей, отложению смол и перекрытию малых отверстий, подводящих смазку к 

трущимся поверхностям. 

Рис. 2.35. Промывка системы охлаждения 

Систему 

охлаждения 

промывайте  раз  в  год  перед  летним 
сезоном  эксплуатации.  Жидкость  из 
системы 

охлаждения 

двигателя 

сливайте 

через 

краник, 

который 

расположен на блоке цилиндров. 

Удаление 

из 

системы 

охлаждения 

накипи 

производите 

промывкой  ее  сильной  струей  чистой 
воды.  Двигатель  промывайте  отдельно 
от  радиатора,  чтобы  ржавчина,  накипь 
и  осадки  из  рубашки  охлаждения 
двигателя не засоряли радиатор. Перед 
промывкой двигателя выньте термостат 
из  патрубка  и  отсоедините  шланги  от 
радиатора.  

Для  лучшей  очистки  рубашки 

охлаждения 

блока 

цилиндров 

выверните из блока цилиндров сливной 
краник вместе со штуцером. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..