Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 10

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     Двигатель УМЗ–421 его модификации и исполнения - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2002 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  ..

 

 

Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 10

 

 

 

37

2.6 СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ 
 

Система  охлаждения  жидкостная,  закрытая,  с  принудительной  циркуляцией  жидкости  и 

расширительным бачком, с подачей жидкости в блок цилиндров. 

Система охлаждения включает в себя водяной насос, термостат, водяные рубашки в блоке 

цилиндров и головке, радиатор, расширительный бачок, вентилятор, соединительные патрубки, а 
также радиаторы отопления кузова. 

Системы  охлаждения  двигателей  для  автомобилей  УАЗ  и  «ГАЗель»  имеют  некоторые 

отличия в схеме подключения расширительных бачков и радиаторов отопления. 

Схематически  системы  охлаждения  двигателей  на  автомобилях  УАЗ  и  «ГАЗель» 

изображены на рисунках 2.27 и 2.28. 

Рис.2.27 Система охлаждения двигателей для автомобилей “УАЗ”. 
1 – радиатор  отопителя; 2 – кран  отопителя; 3 – головка  цилиндров; 4 – прокладка; 5 – 
межцилиндровые  каналы  для  прохода  охлаждающей  жидкости; 6 – двухклапанный 
термостат; 7 – датчик  указателя  температуры  охлаждающей  жидкости; 8 – выпускной 
трубопровод; 9 – пробка радиатора; 10 – жалюзи; 11 – пробка; 12 – бачок расширительный; 
13 – отметка “min”; 14 – корпус  термостата; 15 – насос  системы  охлаждения; 16 – 
крыльчатка; 17 – патрубок соединительный; 18 – вентилятор; 19 – радиатор; 20 сливной кран 
радиатора; 21 – впускной  трубопровод; 22 – блок  цилиндров; 23 – сливной  кран  блока 
цилиндров. 

Для  нормальной  работы  двигателя  температура  охлаждающей  жидкости  должна 

поддерживаться в пределах плюс 80

°-90°С. Допустима непродолжительная работа двигателя при 

температуре охлаждающей жидкости 105

°С. Такой режим может возникнуть в жаркое время года 

при движении автомобиля с полной нагрузкой на затяжных подъемах или в городских условиях 
движения с частыми разгонами и остановками. 

Поддержание  нормальной  температуры  охлаждающей  жидкости  осуществляется  при 

помощи  двухклапанного  термостата  с  твердым  наполнителем  ТС-107-01,  установленного  в 
корпус. 

 

38

На рисунке 2.29 показана схема работы термостата. 

Рис.2.28 Система охлаждения двигателей для автомобилей “ГАЗель”. 
1 – радиатор  отопителя; 2 – кран  отопителя; 3 – головка  цилиндров; 4 – прокладка; 5 – 
межцилиндровые  каналы  для  прохода  охлаждающей  жидкости; 6 – двухклапанный 
термостат; 7 – датчик  указателя  температуры  охлаждающей  жидкости; 8 – выпускной 
трубопровод; 9 – пароотводящий  патрубок; 9а – патрубок  подвода  жидкости  к 
расширительному  бачку; 10 – патрубок  отвода  жидкости  из  расширительного  бачка;11 – 
пробка; 12 – бачок расширительный; 13 – отметка “min”; 14 – корпус термостата; 15 – насос 
системы охлаждения; 16 – крыльчатка; 17 – патрубок соединительный; 18 – вентилятор; 19 – 
радиатор; 20 – сливная пробка радиатора. 21 – впускной трубопровод; 22 – блок цилиндров; 
23 – сливной кран блока цилиндров.

 

В  соответствии  со  схемами,  изображенными  на  рисунках 2.27, 2.28 и 2.29, ниже  дается 

краткое описание работы системы охлаждения. 

При прогреве двигателя, когда температура охлаждающей жидкости ниже 80

°С, действует 

малый  круг  циркуляции  охлаждающей  жидкости.  Верхний  клапан  термостата  закрыт,  нижний 
клапан  открыт.  Охлаждающая  жидкость  водяным  насосом  нагнетается  в  рубашку  охлаждения 
блока  цилиндров,  откуда  через  отверстия  в  верхней  плите  блока  и  нижней  плоскости  головки 
цилиндров жидкость попадает в рубашку охлаждения головки, далее в корпус термостата и через 
нижний  клапан  термостата  и  патрубок  соединительный  (поток  охлаждающей  жидкости  показан 
пунктирными  стрелками) – на  вход  водяного  насоса.  Радиатор  при  этом  отключен  от  основного 
потока охлаждающей жидкости. Для более эффективного действия системы отопления салона при 
циркуляции жидкости по малому кругу (такая ситуация может поддерживаться достаточно долго 
при низких отрицательных температурах окружающего воздуха) в канале выхода жидкости через 
нижний  клапан  термостата  имеется  дроссельное  отверстие  диаметром 9 мм.  Такое 
дросселирование  приводит  к  повышению  перепада  давления  на  входе  и  выходе  радиатора 
отопления  и  более  интенсивной  циркуляции  жидкости  через  этот  радиатор.  Кроме  того, 
дросселирование  клапана  на  выходе  жидкости  через  нижний  клапан  термостата  уменьшает 
вероятность  аварийного  перегрева  двигателя  в  случае  отсутствия  термостата,  т.к.  шунтирующее 
действие  малого  круга  циркуляции  жидкости  при  этом  существенно  ослабляется,  поэтому 

 

39

значительная  часть  жидкости  пойдет  через  радиатор  охлаждения.  Дополнительно  для 
поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в холодное время года на 
автомобилях  УАЗ  перед  радиатором  имеются  жалюзи,  с  помощью  которых  можно  регулировать 
количество воздуха, проходящего через радиатор. 

Рис. 2.29 Схема  работы термостата: 
    а – положение клапанов термостата и направление потока охлаждающей жидкости при 
прогреве двигателя 
    б – после прогрева. 
1 – корпус термостата; 2 – термостат; 3 – прокладка; 4 – крышка патрубка термостата; 5 – 
дроссельное отверстие; 6 – нижний клапан; 7 – пружина нижнего клапана; 8 – баллон; 9 – 
пружина верхнего клапана; 10 – верхний клапан; 11 – шток. 

При  повышении  температуры  жидкости  до 80

°С  и  более  открывается  верхний  клапан 

термостата, а нижний клапан закрывается. Циркуляция охлаждающей жидкости идет по большому 
кругу.  Потоки  жидкости  через  насос,  корпус  термостата,  радиатор  показаны  сплошными 
стрелками. 

Для  нормального  функционирования  система  охлаждения  должна  быть  полностью 

заполнена  жидкостью.  При  прогреве  двигателя  объем  жидкости  увеличивается,  избыток  ее 
выталкивается за счет повышения давления из замкнутого объема циркуляции в расширительный 
бачок.  При  снижении  температуры  жидкости  (например,  после  прекращения  работы  двигателя) 
жидкость  из  расширительного  бачка  под  действием  возникающего  разрежения  возвращается  в 
замкнутый объем. 

На  автомобилях  УАЗ  расширительный  бачок  непосредственно  связан  с  атмосферой. 

Регулирование  обмена  жидкости  между  бачком  и  замкнутым  объемом  системы  охлаждения 

 

40

регулируется  двумя  клапанами:  впускным  и  выпускным,  находящимися  в  пробке  радиатора. 
Конструкция пробки показана на рисунке 2.30. 

Выпускной 

клапан  открывается 
при 

избыточном 

давлении 0,45-0,60 
кгс/см

2

,  а  впускной 

–  при  разрежении 
0,01-0,1 кгс/см

2

На  автомо-

билях 

«ГАЗель» 

расширительный 

бачок 

связан 

с 

внутренними 

по-

лостями 

системы 

охлаждения 

дви-

гателя 

непосред-

ственно  (без  каких 
либо 

клапанов.) 

Бачок  закрыт  резьбовой  пробкой  с  клапаном,  поддерживающим  в  бачке  и  во  всей  системе 
избыточное давление. При повышении давления в системе при перегреве двигателя избыток его в 
виде пара сбрасывается в атмосферу через упомянутый клапан. 

Рис. 2.30 Пробка 
радиатора автомобилей 
УАЗ 
1 – корпус  пробки; 2 – 
пружина 

выпускного 

клапана; 3 – запорная 
пружина; 4 – прокладка 
выпускного клапана; 5 – 
впускной  клапан; 6 - 
выпускной  клапан; 7 – 
горловина  радиатора; 8 
– прокладка. 

 

2.6.1 Термостат 
 

Термостат 2 (рис.2.29) с твердым наполнителем, двухклапанный, типа ТС-107 расположен 

в выходном патрубке головке цилиндров и соединен шлангами с водяным насосом и радиатором. 

Основной  клапан  термостата  начинает  открываться  при  температуре  охлаждающей 

жидкости 78-82

°С.  При  температуре 94°С  он  уже  полностью  открыт.  При  закрытом  основном 

клапане жидкость в системе охлаждения двигателя циркулирует, минуя радиатор, через открытый 
дополнительный  клапан  термостата  внутри  рубашки  охлаждения  двигателя.  При  полностью 
открытом  основном  клапане  дополнительный  клапан  закрыт,  вся  жидкость  проходит  через 
радиатор охлаждения. 

Термостат  автоматически  поддерживает  необходимую  температуру  охлаждающей 

жидкости  в  двигателе,  отключая  циркуляцию  жидкости  через  радиатор.  В  холодную  погоду, 
особенно  при  малых  нагрузках  двигателя,  почти  все  тепло  отводится  в  результате  обдува 
двигателя холодным воздухом, и охлаждающая жидкость через радиатор не циркулирует.. 

Предупреждение. Ни в коем случае нельзя снимать термостат! 

 В  холодное  время  года  двигатель  без  термостата  прогревается  долго  и  работает  при 

низкой  температуре  охлаждающей  жидкости.  В  результате  ускоряется  его  износ,  увеличивается 
расход  топлива,  происходит  обильное  отложение  смолистых  веществ  в  двигателе,  а  также  не 
обеспечивается нормальная температура воздуха в кабине автомобиля. 

В  теплое  время  года  при  отсутствии  термостата  большая  часть  охлаждающей  жидкости 

будет циркулировать по малому кругу (через рубашку охлаждения двигателя), минуя радиатор. В 
результате это приведет к перегреву двигателя. 

 

2.6.2 Насос системы охлаждения 
 

Насос  системы  охлаждения  двигателя  (рис. 2.31) – центробежного  типа,  приводится  в 

действие клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Размеры ремня 10,7х8 мм (на автомобилях 
УАЗ длина ремня 1030мм, на автомобилях ГАЗель – 1018мм). Корпус и крышка насоса выполнены 
из  алюминиевого  сплава.  В  конструкции  насоса  применен  специальный  двухрядный 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  ..