Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 9

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     Двигатель УМЗ–421 его модификации и исполнения - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2002 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 9

 

 

 

33

ВМТ  (такт  сжатия)  прорезь  на  втулке  привода  располагается  параллельно  оси  двигателя  на 
максимальном удалении от нее (см. рис.2.22). 

 
 

2.4.3 Фильтр очистки масла  
 

На  двигателях  устанавливаются  полнопоточные  неразборные  масляные  фильтры 2101-

1012005 и 2101С-1012055-НК-2.  

Применение масляных фильтров других марок, в т.ч. зарубежных, не предусмотрено. 
Через фильтр проходит все масло, нагнетаемое насосом в систему. 
Фильтр  работает  следующим  образом  (рис. 2.23). Масло  под  давлением  через  входные 

отверстия в крышке , а затем через отверстие во фланце  попадает для очистки в полость между 
наружной поверхностью фильтрующего элемента 5 и корпусом 4, проходит через фильтрующий 
элемент 5, очищается и попадает через центральное отверстие болта в систему смазки двигателя. 

При пуске холодного двигателя или когда фильтрующий элемент 5 загрязнен, очистка и 

подача  масла  происходит  с  помощью 
фильтрующего 

элемента 2 и 

перепускного клапана 3. 

Рис. 2.23. Масляный фильтр: 
1 – пружина; 2 – фильтрующий элемент перепускного
клапана; 3 – перепускной  клапан; 4 – корпус; 5 –
фильтрующий  элемент; 6 – пропиводренажный
клапан; 7 – крышка; 8 и 9 – прокладки 

Перепускной 

клапан 

открывается при перепаде давлений на 
входе  масла  в  фильтр  и  на  выходе  из 
фильтра 58-73 кПА(0,6-0,75 кгс/см

2

). 

Вытекание  масла  из  фильтра 

при 

неработающем 

двигателе 

предотвращается 

с 

помощью 

противодренажного 

клапана 6 и 

прокладки 9. 

При 

установке 

фильтра 

необходимо  смазать  прокладку 9 
маслом,  применяемым  для  двигателя; 
завернуть  фильтр  на  блок  цилиндров 
до 

касания 

прокладкой 9 его 

поверхностей, после чего довернуть на 
3/4 оборота. 

После  установки  фильтра  и 

заправки  двигателя  маслом  следует 
запустить  двигатель  на 30-40с  и 
остановить.  Убедиться  в  отсутствии 
течи  масла  из-под  прокладки 9 и 
проверить уровень масла. 

 

2.4.4 Картер масляный 
 

Картер  масляный – стальной,  крепится  к  нижней  плоскости  блока  шпильками  М8х15. 

Фланец картера уплотняется резинопробковыми прокладками. 

2.4.5 Обслуживание системы смазки 

Уход  за  системой  смазки  заключается  в  проверке  уровня  масла,  доливке  и  смене  его,  а 

также в замене фильтра очистки масла. 

Давление  в  системе  смазки  нового  двигателя  (при  выключенном  масляном  радиаторе) 

должно  быть  не  менее 343 кПа (3,5 кгс/см

2

).  Давление  может  повыситься  на  непрогретом 

двигателе  до 588 кПа (6 кгс/см2)  и  упасть  в  жаркую  погоду  до 294 кПа (3 кгс/см

2

).  В  процессе 

 

34

эксплуатации  давление  в  системе  смазки  будет  постепенно  уменьшаться.  Значительное  падение 
давления  в  системе  смазки  опасно  для  работоспособности  двигателя.  Во  время  эксплуатации 
двигателя  следить  за  работой  датчиков  давления  масла.  Датчик  аварийного  давления  масла 
срабатывает при давлении 39-78 кПа (0,4-0,8 кгс/см

2

). 

На  прогретом  двигателе  при  исправной  системе  смазки  в  режиме  холостого  хода 

сигнальная лампа аварийного датчика давления может гореть, но должна немедленно гаснуть при 
увеличении частоты вращения коленчатого вала. 

Замерять уровень масла через 2-3 минуты после остановки прогретого двигателя. Уровень 

масла  в  картере  двигателя  поддерживать  около  метки  "П"  указателя  уровня  масла 3 (рис. 2.5). 
Повышение уровня выше метки «П» нежелательно, так как кривошипные головки шатунов будут 
погружаться в масло и разбрызгивать его, вызывая образование в картере чрезмерного масляного 
тумана.  Это  вызывает,  интенсивное  образование  нагара  на  днищах  поршней  и  стенках  камеры 
сгорания, закоксовывание колец, дымление двигателя и повышенный расход масла. 

Понижение  уровня  масла  ниже  отметки  «О»  опасно,  так  как  при  этом  прекращается 

подача масла в систему и возможно выплавление подшипников. 

Отработавшее  масло  сливать  из  картера  двигателя  сразу  же  после  поездки,  пока  оно 

горячее.  В  этом  случае  масло  сливается 
быстро  и  полностью.  Одновременно  со 
сменой масла в двигателе замените и фильтр. 
После замены масла нужно пустить двигатель 
и дать ему поработать несколько минут. Через 
некоторое время проверить уровень масла, как 
указано выше. 

Рис. 2.24. Снятие масляного фильтра 

При  повышенном  расходе  масла 

(свыше 0,25 л на 100 км пробега) и отсутствии 
течи, 

проверьте 

исправность 

системы 

вентиляции 

картера 

и 

состояние 

уплотнительных  колпачков,  клапанов  и 
цилиндро-поршневой группы. 

Рекомендуется через две смены масла, 

при замене моторного масла другой марки или 
другой  фирмы  промывать  систему  смазки 
двигателя, для чего слить из картера горячего 
двигателя 

отработавшее 

масло, 

залить 

специальное  моющее  масло  на 3-5 мм  выше 
метки  "О"  на  указателе  уровня  масла  и  дать 
двигателю поработать в течение 10 мин. Затем 
моющее  масло  слить,  заменить  масляный 
фильтр  и  залить  свежее  масло.  В  случае 
отсутствия  моющего  масла  промывку  можно 
производить чистым моторным маслом. 

Предупреждение.  Запрещается  смешивание  (доливка)  моторных  масел  различных  марок  и 
различных фирм. 

 

 

35

2.5 СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ КАРТЕРА 
 

Двигатель имеет закрытую систему вентиляции картера. Принцип её действия основан на 

отсасывании картерных газов во впускной тракт. Газы одновременно выводятся по малой ветви в 
задроссельное пространство карбюратора и по большой ветви в воздушный фильтр. 

При  работе  двигателя  на  малых  нагрузках  и  в  режиме  холостого  хода  газы  из  картера 

отсасываются через калиброванное отверстие (2мм в корпусе дроссельных заслонок карбюратора 
по трубопроводу 4 во впускную трубу (рис.2.25). 

5 – шланг основной ветви вентиляции; 6 – регулятор разрежения с маслоотражателем. 
В – картерные газы; Г – чистый воздух 

Рис.2.25 Система вентиляции 
картера двигателя. 
а – на автомобилях “УАЗ”; 
б - на автомобилях “ГАЗель”; 
1 – воздушный  фильтр;  2 – 
сужения 

входного 

патрубка 

воздушного  фильтра; 3 – тройник 
с отводом; 4 – шланг малой ветви 
вентиляции картера; 

На остальных режимах работы двигателя большая часть газов отводится по трубопроводу 5 

и далее по тройнику 3 в воздушный фильтр 1. 

Для  исключения  попадания  пыли  и  грязи  в  картер  двигателя,  а  также  отделения  частиц  

масла из картерных газов в переднюю крышку коробки толкателей встроен регулятор разрежения 
с маслоотражательной пластиной (рис.2.26). По мере загрязнения воздушного фильтра в штуцере 
4  повышается  разрежение.  Под  действием  этого  разрежения  мембрана 5 вместе  с  клапаном 6, 
преодолевая усилие пружины 1, перемещается. Клапан перекрывает входное отверстие 7 в гнездо 
пружины, и расход картерных газов снижается. До определенной степени загрязнения воздушного 
фильтра  разрежение  в  картере  остаётся  почти  неизменным.  При  закрытом  входном  отверстии  в 
гнездо пружины вентиляция картера осуществляется только по калиброванному отверстию 2. 

 

36

При 

исправной 

системе 

вентиляции 

на 

работающем 

двигателе 

в 

картере 

должно 

быть 

разрежение  в  пределах 10-40 
мм водяного столба. Величину 
разрежения можно определить 
при 

помощи 

водяного 

пьезометра,  присоединенного 
к  гнезду  указателя  уровня 
масла  на  блоке  цилиндров. 
Повышение 

разрежения 

в 

картере  более 50 мм  водяного 
столба 

свидетельствует 

о 

неисправности 

регулятора 

разрежения.  В  этом  случае 
необходимо 

разобрать 

регулятор,  промыть  его  детали  и  очистить  отверстие 8. Давление    в  масляном  картере  может 
возникнуть  по  причине  закоксовывания  калиброванных  отверстий    в  корпусе  дроссельных 
заслонок  карбюратора  и  (или)  в  регуляторе  разрежения.  При  исправной  системе  вентиляции 
наличие  давления  в  картере  связано  с  поломками  в  цилиндро-поршневой  группе  или 
значительным износом, и, как следствие, чрезмерным прорывом картерных газов. 

Рис.2.26  Регулятор разрежения в 
картере. 
1 – пружина; 2 – калиброванное 
отверстие; 3 – корпус; 4 – штуцер для 
подсоединения  шланга  вентиляции 
картера; 5 – мембрана; 6 – клапан; 7 – 
гнездо  клапана; 8 –отверстие  для 
соединения  с  атмосферой  полости 
над мембраной 
А – направление отсоса картерных 
газов при закрытом клапане; 
Б – при открытом клапане   

 

 

2.5.1 Обслуживание системы вентиляции  
 

Обслуживание  системы  вентиляции  заключается  в  прочистке  трубопроводов  (шлангов), 

калиброванных отверстий в корпусе дроссельных заслонок карбюратора и регуляторе разрежения, 
промывке деталей регулятора разрежения. 

Для промывки и прочистки регулятор разрежения снять с двигателя и разобрать. 
При  обратной  сборке  регулятора  разрежения  обеспечить  герметичность  соединения 

корпуса и крышки. 
Предупреждение.  При  эксплуатации  не  нарушайте  герметичность  системы  вентиляции 
картера  двигателя  и  не  допускайте  его  работы  при  открытой  маслоналивной  горловине – это 
вызывает повышенный износ двигателя 

Чтобы  проверить  правильность  сборки  и  нормальную  работу  системы  вентиляции 

картера,  необходимо  пережать  на  работающем  двигателе  при  минимальных  оборотах  холостого 
хода  шланг,  подводящий  картерные  газы  к  карбюратору.  Если  обороты  двигателя  резко  падают 
или двигатель глохнет, система работает нормально. 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..