Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 8

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     Двигатель УМЗ–421 его модификации и исполнения - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2002 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9    ..

 

Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 8

 

 

 

29

2.4 СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ 
 

Система смазки двигателя - комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Маслом 

под  давлением  смазываются  коренные  и  шатунные  подшипники  коленчатого  вала,  подшипники 
распределительного вала, упорные подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки 
коромысел  и  верхние  наконечники  штанг  толкателей.  Остальные  детали  смазываются  масляным 
туманом. 

В  систему  смазки  входят  масляный  насос 1 (рис.2.20)  с  маслоприемником 3 и 

редукционным  клапаном 4 (установлен  внутри  масляного  насоса),  масляные  каналы,  масляный 
фильтр 9 с  перепускным  клапаном,  картер,  указатель  уровня  масла,  крышка  маслозаливной 
горловины, датчик указателя давления масла 6, датчик-сигнализатор аварийного давления масла 5. 
Масло,  забираемое  насосом  из  картера,  поступает  через  маслоприемник  по  каналам  в  корпусе 
насоса  и  наружной  трубке  в  корпус  масляного  фильтра.  Далее,  пройдя  через  фильтрующий 
элемент  фильтра  очистки  масла 9, масло  поступает  в  полость  второй  перегородки  блока 

Рис. 2.20. Схема системы смазки двигателя: 
1 – масляный насос; 2 – пробка сливного отверстия картера; 3 – маслоприемник; 4 – редукци-
онный  клапан; 5 – датчик  сигнальной  лампы  аварийного  давления  масла; 6 – датчик 
указателя  давления  масла; 7 – кран  масляного  радиатора; 8 – масляный  радиатор; 9 – 
полнопоточный фильтр очистки масла 

 

30

цилиндров, откуда по сверленому каналу в масляную магистраль - продольный масляный канал. 
Из продольного канала масло по каналам в перегородках блока подается на коренные подшипники 
коленчатого  вала  и  в  опоры  распределительного  вала.  Масло,  вытекающее  из  пятой  опоры 
распределительного  вала  в  полость  блока  между  валом  и  заглушкой,  отводится  в  картер  через 
поперечное отверстие в шейке вала. 

На шатунные шейки масло поступает по каналам от коренных шеек коленчатого вала. В 

ось коромысел масло подводится от задней опоры распределительного вала, имеющей кольцевую 
канавку,  которая  сообщается  через  каналы  в  блоке,  головке  цилиндров  и  в  четвертой  основной 
стойке оси коромысел с полостью оси коромысел. 

Через  отверстия  в  оси  коромысел,  масло  поступает  на  втулки  коромысел  и  далее  по 

каналам в коромыслах и регулировочных винтах на верхние наконечники штанг толкателей. 

Через поперечный канал в первой шейке распределительного вала (см. рис.2.16) масло из 

той  же  канавки  поступает  на  упорный  фланец 2 распределительного  вала.  Шестерни  привода 
масляного  насоса  смазываются  струей  масла,  выбрасываемой  из  канала  в  блоке  ((  отверстия 
канала 1,5мм),  соединенного  с  четвертой  шейкой  распределительного  вала,  также  имеющей 
кольцевую канавку. Стенки цилиндров смазываются струей масла, выбрасываемого из отверстия 
(( 1,5мм)  в  нижней  головке  шатуна  при  совпадении  этого  отверстия  с  каналом  в  шейке 
коленчатого вала, а также маслом, вытекающим из подшипников коленчатого вала. 

Все остальные детали (клапан - его стержень и торец, валик привода масляного насоса и 

датчика-распределителя  зажигания,  кулачки  распределительного  вала)  смазываются  маслом, 
вытекающим  из  зазоров  в  подшипниках  и  разбрызгиваемым  движущимися  деталями  двигателя. 
Емкость  системы  смазки 5,8 л.  Масло  в  двигатель  заливается  через  маслозаливную  горловину, 
расположенную  на  крышке  коромысел  и  закрываемую  крышкой  с  уплотнительной  резиновой 
прокладкой. Уровень масла контролируется меткам "П" и "О" (см. рис.2.5) на стержне указателя 
уровня. Уровень масла следует поддерживать между метками "П" и "О". 

Давление в системе смазки двигателя при температуре масла в масленом картере в зоне 

приемника масляного насоса плюс 80

°С при отключенном масляном радиаторе не должно быть 

менее 127 кПа (1,3 кгс/см

2

)  при  частоте  вращения  коленчатого  вала 750 мин

-1

  и 340 кПа 

(3,4кгс/см

2

)  при  частоте  вращения  коленчатого  вала 2000 мин

-1

  в  зоне  установки  датчиков 

давления и аварийного давления масла. Максимальное давление в системе смазки должно быть 
не более 588 кПа (6,0 кгс/см

2

). При включенном масляном радиаторе и той же температуре масла 

давление должно быть не менее 78 кПа (0,8 кгс/см

2

) при 750 мин

-1

 и 245 кПа (2,5 кгс/см

2

) при 

2000 мин

-1

Запрещается эксплуатировать двигатель с горящим сигнализатором аварийного давления 

на щитке приборов автомобиля. 

Уменьшение давления масла при средней частоте вращения ниже 100 кПа (1,0 кгс/см

2

) и 

при  малой  частоте  вращения  ниже 40 кПа (0,4 кгс/см

2

)  свидетельствует  о  неисправностях  в 

системе смазки или о чрезмерном износе подшипников коленчатого и распределительного валов.  
Предупреждение.  Дальнейшая  эксплуатация  двигателя  в  таких  условиях  должна  быть 
прекращена.
 

Давление масла определяется указателем на щитке приборов, датчик которого ввернут в 

блок цилиндров с правой стороны. Кроме этого, система снабжена сигнальной лампой аварийного 
давления масла, датчик, который ввернут в отверстие в передней части блока. Сигнальная лампа 
находится на панели приборов и светится при понижении давления в системе ниже 40-80 кПа (0,4-
0,8 кгс/см

2

). 

Предупреждение.  Эксплуатировать  автомобиль  со  светящейся  лампой  аварийного  давления 
масла запрещается. 

Допустимо  лишь  кратковременное  свечение  лампы  при  малой  частоте  вращения 

холостого хода и при торможении. Если система исправна, то при некотором повышении частоты 
вращения лампа гаснет. 

В  случае  занижения  или  завышения  давления  масла  от  приведенных  выше  величин 

следует в первую очередь проверить исправность датчиков и указателей. 

 

31

2.4.1 Масляный насос  
 

Масляный  насос 9 (рис. 2.6) шестеренчатого  типа  установлен  внутри  масляного  картера. 

Насос прикреплен двумя болтами к третьей крышке коренного подшипника. Корпус насоса 3 (рис. 
2.21)  отлит  из  алюминиевого  сплава,  шестерни 4 и 5 имеют  прямые  зубья  и  изготовлены  из 
металлокерамики  (спеченного  металлопорошка).  Ведущая  шестерня 4 закреплена  на  валике 2 
штифтом.  На  верхнем  конце  валика  сделан  паз,  в  который  входит  пластина  привода  масляного 
насоса. Ведомая шестерня 5 свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса. 

Рис. 2.21 Масляный 
насос: 
1 – направляющая 
втулка; 2 – валик  в 
сборе; 3 – корпус; 4 
–  ведущая    шестер-
ня; 5 – ведомая 
шестерня; 6 – плас-
тина 

масляного 

насоса; 9 – стопор-
ная  пластина; 10 – 
болт; 11 – сетка  с 
каркасом; 12 – болт; 
13 – редукционный 
клапан; 14 – пружи-
на 

редукционного 

клапана 

Пластина  масляного  насоса 6 изготовлена  из  стали  или  чугуна  и  крепиться  к  корпусу 

насоса. 

Крышка 8 насоса  изготовлена  из  алюминиевого  сплава  и  крепится  к  насосу  четырьмя 

болтами. Между крышкой, пластиной и корпусом насоса установлены паронитовые прокладки 7 
толщиной 0,3 мм. 

К крышке насоса болтом (М8) 12 прикреплена приемная сетка с каркасом 11. 
Производительность масляного насоса значительно выше, чем это требуется для двигателя. 

Запас  производительности  необходим  для  обеспечения  соответствующего  давления  масла  в 
системе на любом режиме работы двигателя. Лишнее масло при этом поступает из нагнетательной 
полости насоса через редукционный клапан 13 обратно во всасывающую полость. При увеличении 
расхода  масла  через  зазоры  в  подшипниках  (если  двигатель  изнашивается)  в  системе  также 
поддерживается  необходимое  давление,  но  через  редукционный  клапан  обратно  в  приемную 
полость насоса проходит меньшее количество масла. 

Редукционный  клапан 13 тарельчатого  типа  расположен  в  корпусе  масляного  насоса.  На 

торец тарелки 13 действует давление масла, под влиянием которого тарелка, преодолевая усилие 
пружины 14, перемещается.  При  достижении  определенного  давления  тарелка  открывает 
отверстие сливного канала, пропуская излишнее масло в приемную полость насоса. 

Редукционный  клапан  не  регулируется.  Необходимая  характеристика  по  давлению 

обеспечивается  характеристикой  пружины:  для  сжатия  пружины  до  длины 24 мм  необходимо 
усилие в пределах 5,4

±0,245 даН (5,5±0,25 кгс). 

 

32

При  температуре  окружающего  воздуха  выше  плюс  5

°С  необходимо  открыть  краник 

масляного радиатора (краник открыт, когда его рычажок направлен вдоль шланга).  

На  автомобилях  «ГАЗель»  перед  краником  установлен  ограничительный  клапан, 

открывающий доступ масла в радиатор только при давлении более 70-90 кПа (0,7-0,9 кгс/см

2

). 

Все клапаны системы смазки отрегулированы на заводе и регулировать их в эксплуатации 

не рекомендуется. 

 
2.4.2 Привод масляного насоса и датчика распределителя зажигания 
 
Привод  масляного  насоса  и  датчика-распределителя  зажигания  (рис.2.22)  осуществляется 

от распределительного вала парой винтовых  шестерен. Ведущая шестерня 6 - стальная, залита в 
тело  чугунного  распределительного  вала.  Ведомая  шестерня 5 стальная,  термоупрочненная, 

закреплена  штифтом 4 на 
валике 10, вращающемся  в 
чугунном  корпусе.  Верхний 
конец 

валика 

снабжен 

втулкой 13, имеющей прорезь 
(смещена  на 1,15мм  от  оси 
валика)  для  привода  датчика-
распределителя зажигания 12. 
Втулка  на  валике  закреплена 
штифтом.  С  нижним  концом 
валика  шарнирно  соединена 
пластина  привода  масляного 
насоса 3, нижний  конец 
которой  входит  в  паз  валика 
масляного насоса 1. 

При  вращении  шес-

терня 5 через упорную шайбу 
7  прижимается  к  торцу 
чугунного  корпуса  привода. 
Смазка  этого  узла,  а  также 
валика  в  корпусе  привода 
производится 

маслом, 

разбрызгиваемым 

шестер-

нями  привода  маслонасоса  и 
стекающим по стенкам блока. 
Стекающее  по  стенкам  масло 
попадает в прорезь (ловушку) 
на  нижнем  торце  корпуса 
привода 

и 

далее 

через 

отверстие - на  поверхность 
валика. 

В отверстие для валика 

в  корпусе  привода  нарезана 
спиральная 

канавка, 

по 

которой  масло  при  вращении 
валика  поднимается  вверх  и 

равномерно распределяется по всей его длине. Лишнее масло из верхней полости корпуса привода 
отводится обратно в картер по сливному отверстию в корпусе. 

Рис. 2.22. Пpивод масляного насоса и датчика pаспpедели-
теля зажигания: 
положение  пpоpези  валика:  А  -на  пpиводе,  установленном 
на  двигателе;  Б  -на  пpиводе  пеpед  его  установкой  на 
двигатель; В -на валике масляного насоса пеpед установкой 
пpивода на двигатель; 
1 -валик  масляного  насоса; 2 -втулка; 3 –пластина  привода 
масляного  насоса; 4 -штифт; 5 -шестеpня  пpивода; 6 -
шестеpня  pаспpеделительного  вала; 7 -упоpная  шайба; 8 -
блок  цилиндpов; 9 -пpокладка; 10 -валик  пpивода; 11 -
коpпус пpивода; 12 -пpивод pаспpеделителя зажигания.  

Правильное  положение  датчика-распределителя  зажигания  на  двигателе  обеспечивается 

такой установкой привода в блоке, при которой в момент нахождения поршня первого цилиндра в 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9    ..