Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 5

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     Двигатель УМЗ–421 его модификации и исполнения - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2002 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6   ..

 

Двигатель УМЗ–421. Руководство - часть 5

 

 

 

17

Болты  крепления  крышек  и  гайки  шатунных  болтов  изготовлены  из  легированной  стали 

38ХА и термически обработаны. 

Гайки  шатунных  болтов  затягиваются  моментом  силы 6,6-7,3 даН

•м (6,8-7,5 кгс•м)  и 

стопорятся герметиком "Унигерм-9" или "Стопор-9". 

Крышки шатунов обрабатываются в сборе с шатуном, и поэтому их нельзя переставлять с 

одного  шатуна  на  другой.  Для  предотвращения  возможной  ошибки  на  шатуне  и  на  крышке  (на 
бобышке  под  болт)  выбиты  порядковые  номера  цилиндров.  Они  должны  быть  расположены  с 
одной  стороны.  Кроме  того,  углубления  в  крышке  и  шатуне  для  фиксирующих  выступов 
вкладышей также должны находиться с одной стороны. 

В стержне  шатуна у кривошипной  головки  имеется отверстие диаметром 1,5 мм, через 

которое  производится  смазки  зеркала  цилиндра.  Это  отверстие  должно  быть  направлено  на 
правую  сторону  двигателя,  т.е.  в  сторону,  противоположную  распределительному  валу.  При 
правильной сборке цифры "421.1004045", выштампованные на средней полке стержня шатуна, 
а также выступ на крышке шатуна должны быть обращены к передней стороне двигателя. 

Суммарная  масса  поршня,  поршневого  пальца,  колец  и  шатуна,  устанавливаемых  в 

двигатель,  должна  имеет  разницу  по  цилиндрам  не  более  8г,  что  обеспечивается  подбором 
деталей  соответствующей  массы.  По  деталям  разница  в  массе  может  быть:  поршней - 2г, 
шатунов - 15г,  поршневых  пальцев - 2г.  Для  обеспечения  вышеуказанной  разницы  в  массе 
деталей  в  одном  двигателе (8г)  шатуны  по  массе  разбиваются  на  четыре  группы  и  должны 
подбираться для одного двигателя с разницей не более 4г. 

Основные параметры шатуна даны в таблице 2.10. 
 
Таблица 2.10 

Параметр 

Размер, 

мм 

Длина шатуна (размер между осями отверстий поршневой и кривошипной головки) 

175

±0,05 

Диаметр отверстия кривошипной головки 61,5

+0,012

Диаметр  поршневой  головки  после  расточки  в  сборе  с  втулкой  (поле  допуска 
разбито через 2,5 мкм на четыре размерные группы) 

25

 

007

0

003

0

,

,

+

Непараллельность  оси  отверстий  поршневой  головки  относительно  оси 
кривошипной головки на длине 100 мм, не более 

0,04 

Неперпендикулярность торцев кривошипной головки к диаметру 61,5 мм на длине 
100 мм, не более 

0,08 

Допуск  перекоса  осей  отверстий  поршневой  и  кривошипной  головок 
(“скрещивание” осей) на длине 100 мм, не более 

0,1 

 

Предупреждение.  По  сравнению  с  шатуном  двигателя  с  рабочим  объемом 2,445 л,  шатун 
двигателя  с  рабочим  объемом 2,89 л  имеет  увеличенную  на 7 мм  длину.  Обозначение  шатуна  в 
сборе с крышкой, болтами, гайками и втулкой поршневой головки - 421.1004045. 

 

2.2.5 Коленчатый вал 
 

Коленчатый  вал  отлит  из  высокопрочного  чугуна  ВЧ50,  имеет  пять  опор,  в  сборе  с 

маховиком и сцеплением динамически отбалансирован: допустимый дисбаланс не более 35 г

•см. 

Диаметр коренных шеек 64 мм, шатунных - 58 мм. Шатунные шейки полые. Полости в шатунных 
шейках  закрыты  резьбовыми  пробками  и  предназначены  для  дополнительной  очистки  масла, 
поступающего  в  шатунные  шейки.  Под  действием  центробежных  сил,  возникающих  при 
вращении  коленчатого  вала,  в  полостях  шатунных  шеек  отлагаются  металлические  частицы 
продуктов износа, содержащиеся в масле. 

 

18

Масло  к  полостям  шатунных 

шеек  подводится  по  отверстиям  в 
щеках  вала  из  кольцевой  канавки  на 
вкладышах 

коренных 

шеек 

коленчатого 

вала. 

К 

коренным 

шейкам масло поступает по каналам в 
перегородках  блока  из  масляной 
магистрали. 

Рис.2.10. Передний конец коленчатого вала: 
1 – манжета; 2 – ступица шкива; 3 – ступица демпфера; 
4 – прокладка; 5 – шкив-демпфер; 6 – упорная шайба;  
7 – передняя шайба; 8 – задняя шайба; 9 - штифт 

Осевое 

перемещение 

коленчатого 

вала 

ограничивается 

двумя упорными сталеалюминиевыми 
шайбами 7 и 8 (см.  рис. 2.10), 
расположенными  по  обе  стороны 
переднего  коренного  подшипника. 
Передняя  шайба 7 антифрикционным 
слоев  обращена  к  стальной  упорной 
шайбе 6 на  коленчатом  валу,  задняя 
шайба 8 - к  щеке  коленчатого  вала. 
Передняя  шайба  удерживается  от 
вращения 

двумя 

штифтами 9, 

запрессованными  в  блок  и  крышку 
коренного 

подшипника. 

Выступающие концы штифтов входят 
в  пазы  шайбы.  Задняя  шайба 
удерживается  от  вращения  своим 
выступом,  который  входит  в  паз  на 
заднем  торце  крышки  коренного 
подшипника. Величина осевого зазора 
составляет 0,125-0,325 мм. 

На  переднем  конце  коленчатого  вала  на  шпонках 

установлены:  стальная  упорная  шайба 6, шестерня 
привода  распределительного  вала,  маслоотражатель  и 
ступица  шкива  коленчатого  вала 2. Все  эти  детали 
стянуты  болтом , ввертываемым  в  передний  торец 
коленчатого  вала.  К  ступице  шестью  болтами  крепится 
демпфер коленчатого вала Демпфер служит для гашения 
крутильных колебаний коленчатого вала, благодаря чему 
уменьшается  шум  и  облегчаются  условия  работы 
шестерен  привода  распределительного  вала.  Демпфер 
состоит  из  чугунного  диска 5, напрессованного  через 
эластичную (резиновую) прокладку 4 на цилиндрический 
выступ шкива демпфера коленчатого вала 3. 

На  шкиве  демпфера  коленчатого  вала  нанесены 

две  метки  (см.  рис. 2.11), служащие  для  определения 
верхней  мертвой  точки  (ВМТ)  и  установки  зажигания. 
При  совмещении  со  штифтом - указателем  на  крышке 
распределительных 

шестерен 

второй 

метки 

(по 

направлению  вращения)  на  диске  демпфера  поршни 
первого  и  четвертого  цилиндров  находятся  в  ВМТ. 
Первая  метка  соответствует  положению  5

о

   до  ВМТ  и 

служит для установки зажигания на неработающем двигателе. 

Рис.2.11. Установочные метки на 
шкиве-демпфере коленчатого вала: 
1 – штифт  на  крышке  распредели-
тельных шестерен; 2 – метка для ус-
тановки  ВМТ; 3 – метка  для  уста-
новки момента зажигания 

Передний  конец  коленчатого  вала  (рис.2.10)  уплотнен  резиновой  манжетой 1, 

запрессованной в крышку распределительных шестерен и маслоотражателем. На маслоотражателе 
имеется отбортовка, отводящая масло, стекающее по стенке крышки. 

 

19

Надежная  работа  манжеты  после  ремонта  обеспечивается  центровкой  распределительных 

шестерен (см. подраздел 4.4 "Сборка двигателя"). 

Задний  конец  коленчатого  вала  (рис. 2.12) также  уплотнен  резиновой  манжетой 1, 

установленный  в  канавке  блока  цилиндров  и  в  крышке  манжеты  коленчатого  вала 8. Манжета 
фиксируется в блоке и в крышке двумя держателями манжеты 9 и 11. 

Для  привода  агрегатов  двигателя  используется  несколько  вариантов  шкивов,  крепление 

которых осуществляется к ступице шестью болтами. Для облегчения съема ступицы она посажена 
на коленчатый вал по скользящей посадке. 

Рис.2.12  Уплотнение  заднего  конца  коленчатого  вала  с  элементами  уплотнения  картера
сцепления. 
1 – сальник  коленчатого  вала  задний; 2 – хвостовик  коленчатого  вала; 3 – маховик; 4 –
прокладка; 5 – картер сцепления, нижняя часть; 6 – уплотнитель масляного картера; 7 – картер 
масляный; 8 – крышка  манжеты  коленчатого  вала; 9 – держатель  манжеты  сальника; 10 –
уплотнитель картера сцепления; 11 – держатель уплотнителя картера сцепления. 

Основной шкив-демпфер (рис. 2.13а) служит для привода генератора и водяного насоса. На 

шкив-демпфер  может  устанавливаться  дополнительный  шкив  привода  насоса  гидроусилителя 
рулевого  управления  (рис. 2.13.б),  или  дополнительный  шкив  (большего  диаметра)  для 
автономного  привода  вентилятора  на  двигателях 4215 (рис. 2.13,в).  Ступица  со  шкивами 
притягивается  к  переднему  концу  коленчатого  вала  храповиком  или  специальным  болтом  с 
шестигранной гайкой с размером под ключ 36 мм (двигатель 4215). 

Все коренные и шатунные шейки коленчатого вала подвергаются закалке токами высокой 

частоты (ТВЧ) до твердости не менее 46,5 единиц по Роквеллу (HRC) на глубину 1,5 – 3 мм. 

Основные параметры коленчатого вала даны в таблице 2.11. 
 
Таблица 2.11 

Параметр 

Величина, мм 

Диаметр коренных шеек 
Диаметр шатунных шеек 
Диаметр опорной поверхности для задней манжеты 

64

-0,013

58

-0,013

80

 

010

0

027

0

,

,


 

20

Биение коренных шеек (при установке вала 1

й

 и 5

й

 шейками на призмы) 

-  шеек 2 и 4; 

-  -шейки 3 

Биение  поверхности  диаметра 80 мм  заднего  конца  вала  относительно 1 и 5 
шеек 
Допуск  параллельности  коренных  шеек 2, 3 и 4 и  всех  шатунных  шеек  (при 
установке вала шейками 1 и 5 на призмы) на длине шеек 
Биение заднего торца вала относительно коренных шеек 1 и 5, не более 
Биение переднего торца 1 коренной шейки 

 

0,02 
0,04 

 

0,05 

 

0,012 
0,025 
0,012 

Диаметр переднего конца коленчатого вала 

 

- под установку шестерни привода газораспределительного механизма; 

40

 

025

0

009

0

,

,

+
+

- под установку ступицы крепления демпфера 

30

 

025

0

002

0

,

,

+
+

Биение относительно коренных шеек 1 и 5 поверхностей переднего конца вала 

 

- диаметра 40 мм, 0,030 
- диаметра 38 мм 0,040 

Рис.2.13 Варианты установки шкивов привода на переднем конце коленчатого вала. 
1 – шкив-демпфер  привода  генератора  и  водяного  насоса; 2 – дополнительный  шкив 
привода  насоса  гидроусилителя  рулевого  управления; 3 - дополнительный  шкив  для 
привода вентилятора на двигателях 4215. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6   ..