Двигатель ЗМЗ 40911.10. Руководство - часть 30

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40911.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 3)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  ..

 

Двигатель ЗМЗ 40911.10. Руководство - часть 30

 

 

  

 

120 

– окончательно затянуть болты доворотом на угол 90 . 

 

Рис.80. Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндров  

двигателей с жёсткой (стальной) прокладкой головки цилиндров 

Отвернуть болты и снять крышки распределительных валов, протереть сал-

феткой постели под распределительные валы в головке и в крышках, перед уста-
новкой крышек смазать резьбу болтов чистым моторным маслом. 

Смазать маслом, применяемым для двигателя, отверстия в головке под гид-

ротолкатели  и  установить  гидротолкатели  в  головку  цилиндров.  При  ремонте 
двигателя без замены гидротолкателей следует устанавливать их в соответствии с 
их расположением перед разборкой. При выходе гидротолкателя из строя он под-
лежит  замене,  так  как  не  ремонтируется.  Вынимать  гидротолкатели  необходимо 
присоской или магнитом. 

Установить распределительные валы на головку цилиндров, предваритель-

но смазав постели в головке маслом, применяемым для двигателя. 

Впускной  и  выпускной  распределительные  валы  можно отличить по  тому, 

куда установлен штифт 1 (рис.81) во фланце переднего конца вала. У впускного 
распределительного вала штифт устанавливается в левое отверстие, у выпускного 
распределительного вала - в правое отверстие. 

Распределительный  вал  впускных  клапанов  устанавливается  штифтом  на 

звездочке  вверх,  а распределительный  вал  выпускных  клапанов  - штифтом  звез-
дочки  вправо.  За  счет  углового  расположения  кулачков  данные  положения  рас-
пределительных валов являются устойчивыми. 

Смазать  опорные  шейки  валов  чистым  моторным  маслом,  применяемым  в 

двигателе. 

 

  

 

121 

 

Рис.81. Впускной и выпускной распределительные валы: 

1 – штифт; 2 – отверстие 

Установить переднюю крышку распределительных валов с установленными 

в ней упорными фланцами на установочные втулки, при этом за счет продольного 
перемещения распределительных валов обеспечить установку упорных фланцев в 
канавки.  Перед  установкой  упорный  фланец  смазать  чистым  моторным  маслом, 
применяемым в двигателе. 

Крышки  распределительных  валов  должны  устанавливаться  соответ-

ственно их нумерации (рис.82), ориентируясь круглыми бобышками с номе-
рами  для  впускного  вала  –  влево,  выпускного  –  вправо,  если  смотреть  со 
стороны    переднего  торца  двигателя.  Данная  ориентация  связана  с  несим-
метричным расположением канавки масляного канала в крышках. 

Установить крышки № 1 и № 3 распределительных валов и предварительно 

завернуть  болты  крепления  крышек  до  соприкосновения  поверхности  крышек  с 
верхней плоскостью головки цилиндров. 

Установить  остальные  крышки  в  соответствии  с  маркировкой  и  завернуть 

болты крепления крышек предварительно. 

Внимание!  
Во избежание поломки крышек болты крепления затягивать постепен-

но и попеременно. 

Завернуть болты крепления крышек распределительных валов окончательно 

моментом 18,6…22,6 Н·м (1,9...2,3 кгс·м). 

Впускной распре-

делительный вал 

Выпускной 
распредели-
тельный вал 

  

 

122 

 

Рис.82. Схема установки крышек распределительных валов 

Смазать  все  кулачки распределительных  валов  моторным  маслом и прове-

рить  вращение  каждого  распределительного  вала  в  опорах,  для  чего  провернуть 
распределительный  вал  ключом  за  специальный  четырехгранник  на  распредели-
тельном  валу  до  положения  полного  сжатия  пружин  клапанов  одного  из  цилин-
дров. При дальнейшем повороте распределительный вал должен самостоятельно 
провернуться  под  действием  клапанных  пружин  до  положения  касания  следую-
щих кулачков с толкателями. 

После  проверки  легкости  вращения  распределительных  валов  поворотом 

сориентировать их так, чтобы установочные штифты под звездочки располагались 
ориентировочно  горизонтально  и  были  направлены  в  разные  стороны.  Данные 
положения  распределительных  валов  являются  устойчивыми  и  обеспечиваются 
угловым расположением кулачков. 

Установку  углового  положения  распределительных  валов  начинать  с  вы-

пускного вала. Для этого, накинув на звездочку выпускного распределительного 
вала  (с  одной  установочной  меткой)  приводную  цепь,  установить  звездочку  на 
фланец и штифт распределительного вала, при этом для совпадения штифта и от-
верстия на звездочке повернуть распределительный вал за четырехгранник по ча-
совой стрелке.  

Поворотом  выпускного  распределительного  вала  против  часовой  стрелки 

натянуть  ведущую  ветвь  цепи,  при  этом  метка  на  звездочке  должна  совпасть  с 
верхней плоскостью головки цилиндров. При этом коленчатый вал должен оста-
ваться неподвижным. 

Для  угловой  установки  впускного  распределительного  вала  накинуть  на 

звездочку впускного распределительного вала (с двумя установочными метками) 
приводную  цепь,  установить  звездочку  на  фланец  и  штифт  распределительного 
вала при слегка провисшей ветви цепи между звездочками.  

Поворотом  впускного  распределительного  вала  против  часовой  стрелки 

натянуть  цепь,  при  этом  метки  на  звездочке  должна  совпасть  с  верхней  плоско-
стью головки цилиндров. 

Установить  и  завернуть  моментом  54,9…60,8  Н·м  (5,6…6,2  кгс·м)  болты 

крепления  звездочек,  удерживая  распределительные  валы  от  проворачивания 
ключом за четырехгранник. 

  

 

123 

Установить гидронатяжитель верхней цепи привода распределительных ва-

лов аналогично установке гидронатяжителя нижней цепи. 

Установить  средний  и  верхний  успокоители  цепи,  не  заворачивая  болты 

крепления  окончательно,  нанеся  предварительно  на  резьбу  болтов  анаэробный 
герметик «Фиксатор-6». 

Поворотом коленчатого вала двигателя по ходу вращения натянуть рабочие 

ветви цепи второй ступени и окончательно закрепить средний и верхний успокои-
тели цепи. 

Напрессовать  с  помощью  специального  приспособления  шкив-демпфер  на 

передний  конец  коленчатого  вала  до  упора,  совместив  паз  ступицы  шкива-
демпфера со шпоночным пазом коленчатого вала. 

Вставить пробку уплотнительную в шпоночный паз и запрессовать шпонку 

шкива-демпфера  коленчатого  вала.  Шпонку  в  паз  запрессовывать  полусфериче-
ским концом вперед. 

Завернуть  стяжной  болт  коленчатого  вала  моментом  166,6...196,0  Н·м 

(17...20 кгс·м). 

По  окончании  сборки  произвести  контроль  установки  распределительных 

валов. Для этого провернуть коленчатый вал двигателя по ходу вращения на два 
оборота до совпадения метки (риски) на демпфере шкива коленчатого вала с вы-
ступом на крышке цепи. При этом метки на звездочках распределительных валов 
должны совпасть с верхней плоскостью головки цилиндров. 

При  ремонте  двигателя,  связанном  со  снятием  распределительных  валов, 

головки  цилиндров  и  звездочек  на  промежуточном  валу  установку  привода  рас-
пределительных валов при сборке производить как указано выше. 

В случае, если при ремонте не снимаются звездочки промежуточного вала и 

крышка цепи, то перед разборкой необходимо установить поршень 1-го цилиндра 
в положение ВМТ на такте сжатия, при этом метка на шкиве-демпфере коленча-
того  вала  должна  совпасть  с  выступом  на  крышке  цепи,  а  метки  на  звездочках 
распределительных валов должны быть расположены горизонтально, направлены 
в разные стороны и совпадать с верхней плоскостью головки цилиндров. 

После  снятия  распределительных  валов  и  головки  цилиндров  поворот  ко-

ленчатого вала может быть только с возвратом в исходное положение или с пово-
ротом  на  2  оборота  коленчатого  вала.  Поворот  коленчатого  вала  на  1  оборот 
даже при совпадении меток на шкиве и крышке цепи приведет к неправиль-
ной  установке  фаз  газораспределения.
  При  неправильной  установке  распреде-
лительных  валов  и звездочек  метки  на  звездочках не  будут  совпадать  с  верхней 
плоскостью головки цилиндров. В этом случае необходимо снять звездочки, про-
вернуть  коленчатый  вал  по  ходу  вращения  на  1  оборот  и  повторить  установку 
звездочек как указано выше. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  ..