Двигатель ЗМЗ 40911.10. Руководство - часть 29

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40911.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 3)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

Двигатель ЗМЗ 40911.10. Руководство - часть 29

 

 

  

 

116 

 

Рис.78. Установка поршня с кольцами в цилиндр 

Перед  установкой  поршня  следует  еще  раз  проверить  правильность  поло-

жения поршня и шатуна в цилиндре. 

Подтянуть шатун за кривошипную головку к шатунной шейке, снять с бол-

тов  защитные  наконечники,  надеть  крышку  шатуна.  Крышка  шатуна  на  шатун 
должна быть установлена так, чтобы уступ Б (рис.74) на крышке шатуна и выступ 
А на кривошипной головке или пазы под вкладыши располагались с одной сторо-
ны.  Завернуть  гайки  болтов  шатунов  динамометрическим  ключом  моментом 
68…75 Н·м  (6,8…7,5 кгс·м). 

В таком же порядке вставить поршень с шатуном четвертого цилиндра. 
Повернуть коленчатый вал на 180  и вставить поршни с шатунами второго 

и третьего цилиндров. 

Повернуть несколько раз коленчатый вал, который должен вращаться легко 

от небольшого усилия. 

Дальнейшие операции по сборке двигателя 

Закрепить держатель к масляному насосу. 
Установить масляный насос с прокладкой на привалочную плоскость блока 

цилидров и закрепить. 

Срезать выступающие над плоскостью блока, крышки цепи и сальникодер-

жателя  выступающие  концы  прокладок  крышки  цепи  и  прокладки  сальникодер-
жателя. 

Нанести  на  поверхности  сопряжения  с  масляным  картером  блока  цилин-

дров,  сальникодержателя,  крышки  цепи  силиконовый  герметик  «Loctite  5900», 
предварительно  обезжирив  поверхности.  Установить  и  закрепить  масляный  кар-
тер. 

Установить и закрепить усилитель картера сцепления. 
Смазать маслом, применяемым для двигателя, втулки промежуточного вала, 

установить сегментную шпонку в паз на конце промежуточного вала и установить 
промежуточный вал в блок цилиндров. 

  

 

117 

Ввернуть  два  болта  в  передний  фланец  промежуточного  вала.  Установить 

шестерню с гайкой на задний конец вала, совместив шпоночный паз шестерни со 
шпонкой,  и  вращая  промежуточный  вал  за  два  болта,  завернуть  гайку  шестерни 
до упора. 

Установить и закрепить фланец промежуточного вала. 
Смазать  маслом,  применяемым  для  двигателя,  валик  привода  масляного 

насоса и зубья шестерен и вставить валик в отверстие блока до входа в зацепле-
ние  шестерен  привода  масляного  насоса  и  промежуточного  вала.  В  отверстие 
втулки валика привода вставить шестигранный валик привода масляного насоса, 
так, чтобы он зашел шестигранное отверстие валика масляного насоса. 

Установить и закрепить крышку привода масляного насоса с прокладкой. 
Проверить легкость вращения промежуточного вала. Вал должен вращаться 

свободно, без заеданий. 

Установка привода распределительных валов   

Запрессовать сегментную шпонку в шпоночный паз переднего конца колен-

чатого вала. 

С  помощью  специального  приспособления  напрессовать  звездочку  на  ко-

ленчатый вал двигателя, ориентируя меткой вперед. 

Повернуть коленчатый вал двигателя до совпадения метки на звездочке ко-

ленчатого  вала  с  меткой  M1  на блоке цилиндров, что будет  соответствовать  по-
ложению поршня первого цилиндра в ВМТ. При этом метка на блоке цилиндров 
должна  быть  расположена  симметрично  относительно  оси  впадины  зубьев  звез-
дочки. 

Установить нижний успокоитель цепи, не затягивая болты крепления окон-

чательно, предварительно нанеся на резьбу болтов анаэробный герметик «Фикса-
тор-6». 

Надеть нижнюю цепь на ведомую звездочку (число зубьев 38) промежуточ-

ного вала и на звездочку коленчатого вала двигателя. Установить звездочку с це-
пью на промежуточный вал, при этом метка на ведомой звездочке промежуточно-
го вала должна совпасть с меткой М2 на блоке цилиндров, а ведущая ветвь цепи, 
проходящая через успокоитель, должна быть натянута. 

Установить ведущую звездочку промежуточного вала со штифтом и закре-

пить  обе  звездочки  на  промежуточном  валу  болтами  моментом  24,5...26,5  Н·м 
(2,5...2,7 кгс·м). Отогнуть четыре угла стопорной пластины на гранях болтов. 

Установить  башмак  натяжения  нижней  цепи  привода  распределительных 

валов и закрепить болтом башмака, предварительно нанеся на резьбу болта анаэ-
робный герметик «Фиксатор-6».  

Внимание! 
Избегать  нанесения  большого  количества  герметика.  Нанесение  из-

лишнего  количества  герметика  приведет  к  его  выдавливанию  из  резьбы  и 
неподвижности башмака натяжения цепи на оси.
 

  

 

118 

Нажимая  на  башмак,  натянуть  цепь,  проверить  правильность  установки 

звездочек  по  меткам  и  затянуть  болты  нижнего  успокоителя.  После  установки 
нижней  цепи  не  допускается  вращение  коленчатого  вала  до  момента  установки 
цепи привода распределительных валов и гидронатяжителей. 

Установить опору верхнего башмака натяжения цепи и закрепить болтами, 

предварительно нанеся на резьбу болтов анаэробный герметик «Фиксатор-6». 

Установить  башмак  натяжения  верхней  цепи  привода  распределительных 

валов  и  закрепить  болтом  башмака  на  опоре,  предварительно  нанеся  на  резьбу 
болта анаэробный герметик «Фиксатор-6». 

Надеть на ведущую звездочку промежуточного вала верхнюю цепь привода 

распределительных валов. 

Нанести  на  блок  цилиндров  вокруг  установочной  втулки  крышки  цепи  на 

правой стороне блока (внутри которой находится масляный канал подачи масла к 
нижнему гидронатяжителю) силиконовый герметик «Юнисил Н70». 

Взять  крышку  цепи  с  сальником,  проверить  пригодность  сальника  к  даль-

нейшей  работе.  Если  сальник  имеет  изношенную  рабочую  кромку  или  слабо 
охватывает ступицу шкива-демпфера - заменить его новым. Запрессовку сальника 
в крышку цепи рекомендуется производить при помощи оправки.  

Сальник  устанавливать  пыльником  наружу  двигателя,  рабочей  кромкой, 

охватываемой  пружиной  внутрь.  Перед  запрессовкой  на  наружную  поверхность 
сальника нанести смазку «Литол-24» для облегчения запрессовки. 

Заполнить  на  ⅔  полость  между  рабочей  кромкой  и  пыльником  сальника 

крышки цепи смазкой ЦИАТИМ-221. 

Удерживая цепь второй ступени от соскакивания со звездочки промежуточ-

ного  вала,  установить  и  закрепить  крышку  цепи  с  прокладками  и  нижний  крон-
штейн генератора. 

Установить  и  закрепить  водяной насос  с прокладкой  к  крышке  цепи,  затя-

нув болт крепления водяного насоса к крышке цепи. 

На патрубок водяного насоса установить шланг, соединяющий патрубок во-

дяного насоса с корпусом термостата. 

Смазать чистым маслом, применяемым для двигателя, отверстие под гидро-

натяжитель  в  крышке  цепи  и  установить  «заряженный»  гидронатяжитель  (или 
гидронатяжитель с адаптером) до касания в упор башмака, но не нажимать, с це-
лью исключения срабатывания фиксатора гидронатяжителя. 

Установить в крышку шумоизоляционную шайбу, закрыть гидронатяжитель 

крышкой с прокладкой, вставить болты (нижний болт со скобой крепления про-
вода датчика синхронизациии) и затянуть болты крепления крышки. 

Через отверстие в крышке гидронатяжителя оправкой нажать на гидронатя-

житель, перемещая его до упора, затем отпустить, при этом стопорное кольцо на 
плунжере выйдет из зацепления с корпусом гидронатяжителя и даст возможность 
плунжеру и корпусу перемещаться под действием пружины. Корпус переместится 

  

 

119 

до упора, а цепь через башмак натяжения цепи будет натянута. 

Завернуть  пробку  в  крышку  гидронатяжителя,  предварительно  нанеся  на 

резьбу пробки анаэробный герметик «Фиксатор-6». 

Срезать  выступающие  над  плоскостью  блока  цилиндров  и  крышки  цепи 

концы прокладок крышки цепи. 

Нанести  на  места  стыков  блока  цилиндров  с  крышкой  цепи  силиконовый 

герметик «Юнисил Н70». 

Установить на штифты блока цилиндров и шпильки крышки цепи проклад-

ку головки цилиндров. 

Установить головку цилиндров на блок цилиндров. Смазать резьбу болтов 

крепления головки цилиндров моторным маслом. 

Внимание! 
Во  избежание  гидроудара  при  затягивании  болтов  и  возникновения 

трещин в блоке цилиндров, масло в резьбовых колодцах блока должно отсут-
ствовать.
 

Затяжку  болтов  головки  цилиндров  при  установке  мягкой  прокладки  (ас-

бостальной) головки цилиндров производить в последовательности, указанной на 
рис.79, в два этапа: 

– затянуть болты моментом 67,7…80,4 Н·м (6,9…8,2 кгс·м);  
– выдержать не менее 2 мин; 
– довернуть болты на угол 70…75°. Допускается производить в 2 приема. 

П

 Е

 Р

 Е

 Д

 

 

Рис.79. Схема затяжки болтов головки цилиндров двигателей с мягкой  

(из асбостального листа) прокладкой головки цилиндров 

Затяжку  болтов  крепления  головки  цилиндров  при  установке  жесткой 

(стальной) прокладки головки цилиндров производить в последовательности, ука-
занной на рис.80, в два этапа:  

– затянуть болты моментом 33...37 Н·м (3,3...3,7 кгс·м); 
– выдержать не менее 1 мин; 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..