Двигатель ЗМЗ 40911.10. Руководство - часть 28

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40911.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 3)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  ..

 

Двигатель ЗМЗ 40911.10. Руководство - часть 28

 

 

  

 

112 

Таблица 13 

Размерные группы шатунов 

Диаметр  отверстия  втул-
ки под палец, мм 

Цвет  маркировки  размер-
ной группы 

22,0045…22,0070 

Белый 

22,0020…22,0045 

Зелёный 

21,9995…22,0020 

Жёлтый 

21,9970…21,9995 

Красный 

Поршневой палец должен устанавливаться в шатун в соответствии с табл.14 

согласно маркировке размерной группы.  
Таблица 14 

Установка поршневых пальцев в шатуны 

Маркировка размерной 

группы поршневого пальца 

Маркировка 

размерной группы шатуна 

Маркировка 

размерной группы 

поршневого пальца 

Белый 

Белый 

Зеленый 

Зеленый 

Зеленый 

Желтый 

II 

Желтый 

Желтый 

Красный 

Красный 

Красный 

Синий 

При  температуре  деталей  20±3  ºС  слегка  смазанный  палец  должен

 

плотно 

входить в отверстие втулки поршневой головки шатуна под действием большого 
пальца руки и перемещаться без заеданий (рис.73), а так же не выпадать из отвер-
стия шатуна под действием собственного веса в течение не менее 2 сек. 

 

Рис.73. Подбор поршневого пальца к шатуну 

  

 

113 

Шатуны в сборе с крышкой по массе сортируются на четыре группы и мар-

кируются краской на крышке шатуна. Цвет маркировки: 

– белый – соответствует массе шатуна 900…905 г; 
– зеленый – 895…900 г; 
– желтый – 890…895 г; 
– голубой – 885…890 г. 
Для установки в двигатель следует брать шатуны одной группы по массе. 
Разница  массы  устанавливаемых  в двигатель  узлов  поршень  с шатуном не 

должна превышать 10 грамм. 

Произвести  сборку  поршня с  шатуном и пальцем.  При  установке пальца  в 

поршень, принадлежащему к той же размерной группе согласно табл.11, поршень 
перед сборкой необходимо нагреть до температуры 60…80 °С. В противном слу-
чае сборку производить без нагрева поршня. 

Смазать поршневой палец маслом, применяемым на двигателе, и вставить в 

отверстия поршня и шатуна. Шатуны и поршни при сборке с поршневым пальцем 
должны  быть  сориентированы  следующим  образом:  надпись  «FRONT»  или 
«ПЕРЕД»  на  поршне,  выступ  А  на  кривошипной  головке  шатуна  должны  быть 
направлены в одну сторону (рис.74). 

 

Рис.74. Маркировка шатуна и поршня 

  

 

114 

Проверить зазор в стыке поршневых колец, зазор между кольцом 
и канавкой и установить кольца на поршень: 

Замерить  тепловой  зазор  в  стыке  колец  (рис.75),  помещенных  в  верхнюю 

неизношенную  часть  цилиндра  (от  верхней  кромки  цилиндра  до  места  располо-
жения  первого  компрессионного  кольца  при  нахождении  поршня  в  ВМТ),  кото-
рый  должен  быть  не  более  1,5  мм.  Поверхность  цилиндра  предварительно  очи-
стить от нагара. Установка изношенных колец с зазором более 1,5 мм приведет к 
повышенному угару масла. 

 

Рис.75. Замер теплового зазора в стыке поршневых колец 

Очистить канавки для поршневых колец и днища поршней от нагара. 
Замерить щупом боковой зазор между компрессионными кольцами и стен-

кой поршневой канавки (рис.76). Для изношенных колец и поршней допускается 
максимальный  зазор  не более 0,15  мм.  Больший  зазор  приведет  к  увеличенному 
угару  масла  за  счет  «насосного»  действия  колец.  Заменить,  при  необходимости, 
изношенное кольцо или поршень. 

 

Рис.76. Проверка бокового зазора между поршневым кольцом и  

канавкой в поршне 

Надеть с помощью приспособления (рис.77) поршневые кольца на поршень. 

Нижнее компрессионное кольцо устанавливать надписью «TOP» (верх) или мар-
кировкой  товарного  знака  предприятия-изготовителя  в  сторону  днища  (верха) 
поршня. Кольца в канавках должны свободно перемещаться. 

  

 

115 

 

Рис.77. Установка поршневых колец на поршень 

Вставить поршни в цилиндры следующим образом: 
–  сориентировать  поршень  с  шатуном  таким  образом,  чтобы  надпись 

«FRONT»  или  «ПЕРЕД»  на  поршне  была  обращена  в  сторону  переднего  торца 
блока цилиндров; 

– протереть салфеткой постели шатунов и их крышек, протереть и вставить 

в них вкладыши; 

–  повернуть  коленчатый  вал  так,  чтобы  кривошипы  первого  и  четвертого 

цилиндров заняли положение, соответствующее НМТ; 

– смазать вкладыши, поршень, шатунную шейку вала и первый цилиндр чи-

стым маслом для двигателя; 

Развести замки поршневых колец следующим образом: 
– при установке в цилиндр поршня с комплектом колец со сборным маcло-

съёмным кольцом, состоящим из двух плоских кольцевых дисковых элементов и 
пружинного  расширителя,  замки  компрессионных  колец  сместить  на  180°  друг 
относительно друга, замки кольцевых дисковых элементов маслосъемного кольца 
установить один к другому под углом 180° и под углом 90° к замкам компресси-
онных колец. Замок пружинного расширителя установить под углом 45° к замку 
одного из кольцевых дисковых элементов; 

– при установке в цилиндр поршня с комплектом колец со сборным масло-

съемным кольцом, состоящим из одного кольца и пружинного расширителя, зам-
ки  комплекта  колец  сместить  на  120°  друг  относительно  друга.  При  этом  стык 
пружинного расширителя, до установки  кольца на поршень, должен быть разме-
щен с противоположной стороны замка маслосъемного кольца. 

–  с  помощью  специальной  оправки  с  внутренней  конусной  поверхностью 

сжать кольца и вставить поршень в цилиндр (рис.78). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  ..