Двигатель ЗМЗ 40911.10. Руководство - часть 17

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40911.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 3)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  ..

 

Двигатель ЗМЗ 40911.10. Руководство - часть 17

 

 

  

 

68 

Вероятная причина 

Способ устранения 

е) повышенное удлинение цепи – рав-
номерный шум в передней части двига-
теля, усиливающийся при средних обо-
ротах и переменных нагрузках; 

проверить увеличение длины цепей, 
при необходимости заменить цепи со 
звездочками комплектом 

ж) задир стержня клапана в направля-
ющей втулке; 

произвести ремонт головки цилиндров 

з) осадка под нагрузкой клапанной 
пружины; 

заменить пружину 

и) поломка пружины автоматического 
механизма натяжения; 

заменить автоматический механизм 
натяжения 

к) ослабло крепление шкива-демпфера 
коленчатого вала. 

подтянуть болт 

л) неисправен подшипник генератора;  заменить подшипник на СТО 
м) стук подшипника водяного насоса; 

произвести ремонт водяного насоса или 
заменить насос 

н) стук подшипника направляющего 
ролика ремня привода агрегатов 

заменить направляющий ролик 

 

  

 

69 

РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ 

Необходимость в капитальном ремонте двигателя наступает после пробега 

200…250 тыс.км в зависимости от условий эксплуатации. К этому пробегу зазоры 
достигают величин, вызывающих падение мощности, уменьшение давления масла 
в масляной магистрали, резкое увеличение расхода масла, чрезмерное дымление 
двигателя, повышенный расход топлива. Также могут возникать стуки при работе 
двигателя вследствие ударной работы предельно изношенных деталей. 

Ориентировочно зазоры в сопряжении основных деталей вследствие износа 

не должны превышать следующих величин, мм: 

юбка поршня - цилиндр блока ................................................................ 0,25 

поршневые компрессионные кольца  
- канавка в поршне (по высоте) .............................................................. 0,15 

поршень - поршневой палец ................................................................. 0,025 
замок поршневого кольца ......................................................................... 1,5 
втулка шатуна - поршневой палец ......................................................... 0,03 
шатунные и коренные подшипники - шейки коленчатого вала ......... 0,15 
стержень клапана – втулка ...................................................................... 0,20 
шейки распределительных валов – опоры в головке цилиндров........ 0,20 
осевой люфт коленчатого вала ............................................................... 0,36 
Работоспособность двигателя может быть восстановлена заменой изношен-

ных деталей новыми, стандартного размера или обработкой изношенных деталей 
до ремонтных размеров  и  применением  сопряженных  с ними  новых деталей  ре-
монтного размера. 

Для этой цели выпускаются поршни, поршневые кольца, вкладыши шатун-

ных  и  коренных  подшипников  коленчатого  вала,  полушайбы  упорного  подшип-
ника коленчатого вала ремонтных размеров. 

Разборка двигателя 

Двигатели,  поступающие  в  ремонт,  должны  быть  тщательно  очищены  от 

грязи.  Разборку  двигателя,  как  и  сборку,  рекомендуется  производить  на  стенде, 
позволяющем  устанавливать  двигатель  в  положениях,  обеспечивающих  свобод-
ный доступ ко всем деталям во время разборки и сборки. 

Разборку  и  сборку  двигателей  необходимо  производить  инструментом  со-

ответствующего  размера  (гаечные  ключи,  съемники,  приспособления),  рабочая 
поверхность которых должна быть в хорошем состоянии. 

Необходимые  специальные  инструменты  и  приспособления  для  разборки 

двигателя приведены в приложении 5. 

При индивидуальном методе ремонта детали, пригодные для дальней-

шей  работы,  должны  быть  установлены  на  свои  прежние  места.  Для  этого 
поршни,  поршневые  пальцы,  поршневые  кольца,  шатуны,  вкладыши,  кла-
паны, гидротолкатели при снятии их с двигателя, необходимо маркировать 
любым способом, не вызывающим порчу деталей (кернение, надписывание, 
прикрепление бирок и др.), или укладывать их на стеллажи с пронумерован-
ными отделениями в порядке, соответствующем их расположению на двига-
теле. 

  

 

70 

При  обезличенном  методе  ремонта  двигателей  надо  помнить,  что  крышки 

шатунов  с  шатунами,  крышки  коренных  подшипников  с  блоком  цилиндров, 
крышки опор распределительных валов с головкой цилиндров обрабатываются в 
сборе и поэтому их разукомплектовывать нельзя. 

В  гидронатяжителях  разукомплектация  корпуса  с  плунжером  также  не до-

пускается. 

Перед  тем,  как  приступить  к  разборке  основных  механизмов  двигателя, 

необходимо снять картер сцепления и навесное оборудование: генератор, стартер, 
регулятор холостого хода, датчики, приводные ремни. 

Установить двигатель на стенд. 
Разборка механизмов двигателя: 
- снять дроссельный патрубок; 
- снять ресивер; 
- снять впускную трубу; 
- снять теплоизоляционный экран и выпускной коллектор; 
- снять трубку забора охлаждающей жидкости со скобой; 
- снять высоковольтные провода со свечными наконечниками; 
- снять катушки зажигания; 
- вывернуть свечи; 
- снять шланги вентиляции картера; 
- снять крышку клапанов; 
- снять шкив вентилятора; 
- снять переднюю крышку головки цилиндров; 
- снять верхний и средний успокоители цепи; 
- снять крышку верхнего гидронатяжителя цепи и вынуть гидронатяжитель 

с шумоизоляционной прокладкой и адаптером (при его наличии); 

-  отвернуть  болт  крепления  звездочки  впускного  распределительного  вала, 

удерживая ключом распределительный вал от проворачивания и снять звездочку; 

- снять крышки распределительных валов, проверив правильность меток на 

них; 

-  снять  цепь  со  звездочки  выпускного  распределительного  вала  и  вынуть 

распределительные валы; 

- ослабить хомуты шланга корпуса термостата; 
- снять термостат с корпусом; 
- снять шкив водяного насоса; 
- отвернуть болты крепления головки цилиндров; 
-  снять  головку  цилиндров.  Если  нет  необходимости  в  разборке  и  ремонте 

термостата, ресивера, впускной трубы, выпускного коллектора и головки цилин-
дров, головка цилиндров может быть снята вместе с этими узлами; 

- с помощью присоски или магнита вынуть гидротолкатели из головки; 

Перевернуть двигатель на стенде. 

- снять усилитель картера сцепления; 
- снять масляный картер. Для страгивания масляного картера рекомендуется 

использовать специальную оправку; 

- снять масляный насос; 

  

 

71 

- отвернуть масляный фильтр; 
- отвернуть штуцер масляного фильтра и снять термоклапан; 
- снять крышки шатунов вместе с вкладышами; 
- вынуть поршни вместе с шатунами. Перед разборкой шатунно-поршневой 

группы проверить правильность меток на шатунах и их крышках, а также их со-
ответствие порядковым номерам цилиндров; 

-  отвернуть  стяжной  болт  коленчатого  вала,  вывернуть  два  диаметрально 

расположенных болта крепления шкива к ступице и снять шкив-демпфер колен-
чатого вала с помощью специального съемника; 

- снять шпонку шкива-демпфера и уплотнительную пробку; 
- снять крышку нижнего гидронатяжителя цепи и вынуть  гидронатяжитель 

с шумоизоляционной прокладкой и адаптером (при его наличии); 

- снять водяной насос; 
- снять механизм натяжения ремня с натяжным роликом; 
-  снять крышку  цепи.  Если  нет необходимости  в разборке  и  ремонте  водя-

ного насоса, крышка цепи может быть снята с ним; 

- снять верхнюю цепь привода распределительных валов; 
-  отогнуть  углы  стопорной  пластины  болтов  промежуточного  вала,  отвер-

нуть  болты  крепления  звездочек  промежуточного  вала,  снять  звездочки  и  ниж-
нюю цепь привода распределительных валов цепь; 

-  спрессовать  звездочку  с  переднего  конца  коленчатого  вала  с  помощью 

специального съемника (рис.42), вынуть шпонку звездочки; 

 - отвернуть болты фланца промежуточного вала; 

 

Рис.42. Снятие звездочки коленчатого вала: 

1 - съемник; 2 - оправка; 3 - шпонка; 4 - звездочка коленчатого вала 

Перевернуть двигатель на стенде. 

- снять крышку привода масляного насоса и вынуть шестигранный валик и 

привод масляного насоса; 

- наживить два болта в отверстия промежуточного вала; 
-  удерживая  промежуточный  вал  за  болты,  отвернуть  гайку  и  снять  с  про-

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  ..