Двигатель ЗМЗ 40911.10. Руководство - часть 13

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40911.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 3)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  ..

 

Двигатель ЗМЗ 40911.10. Руководство - часть 13

 

 

  

 

52 

Система вентиляции картера 

Система  вентиляции  картера  –  закрытая,  действующая  за  счет  разреже-

ния  во  впускной  системе,  создаваемого  при  работе  двигателя.  Маслоотражатель 
размещен в крышке клапанов. Устройство системы вентиляции и движение кар-
терных газов показано на рис.38. 

Под действием разрежения в системе впуска газы, прорвавшиеся при сгора-

нии топлива в картер двигателя и смешанные с масляным туманом, поступают в 
головку цилиндров и далее в полость маслоотделителя (между крышкой клапанов 
и маслоотражателем). В процессе движения картерных газов через лабиринт мас-
лоотделителя, образованный перегородками крышки клапанов, капли масла отде-
ляются от газов. Отделённое масло через отверстия сливных трубок маслоотража-
теля стекает в головку цилиндров и далее в масляный картер двигателя.  

 

Рис.38. Движение картерных газов в крышке клапанов. 

При закрытой дроссельной заслонке и малых углах ее открытия очищенные 

картерные газы при работе двигателя поступают через шланг малой ветви венти-
ляции в ресивер. На остальных режимах работы двигателя  картерные газы через 
шланг  основной  ветви  вентиляции  поступают  в  дроссельный  патрубок  системы 
впуска. 

Для  предотвращения  обледенения  патрубка  вентиляции  корпуса  дроссель-

ной заслонки  при эксплуатации в зимний период  применяется подогрев корпуса 
дросселя жидкостью, подаваемой из системы охлаждения двигателя. 

Внимание! 
Запрещается  эксплуатация  двигателя  с  негерметичной  системой  вен-

тиляции и открытым маслоналивным патрубком. Это вызовет повышенный 
унос  масла  с  картерными  газами  и  загрязнение  окружающей  среды.  Также 
следует плотно, до упора устанавливать указатель уровня масла. 

основная ветвь 

вентиляции 

чистый 

воздух 

малая ветвь 
вентиляции 

крышка клапанов 

патрубок отвода 
картерных газов 

смесь картерных газов 

и чистого воздуха 

впускная труба 

маслоотражатель 

ресивер 

дроссельный патрубок 

  

 

53 

КОМПЛЕКСНАЯ МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ 

Микропроцессорная система управления двигателем служит для: 
–  обеспечения  оптимальной  работы  двигателя  на  всех  режимах  с  учетом 

топливной экономичности, токсичности отработавших газов, пусковых и ездовых 
качеств автомобиля; 

–  автоматизированного  контроля  технического  состояния  двигателя  и  эле-

ментов системы управления, ответственных за выполнение норм по токсичности, 
а также проведения внешней диагностики в соответствии с требованиями EOBD 
(European On-Board Diagnostics – европейская бортовая диагностика). 

Принципиальная схема системы управления показана на рис.39. 
 

 

Рис.39. Принципиальная схема системы управления 

Датчики и исполнительные устройства системы управления, 

размещенные на двигателе 

1.  Датчик  абсолютного  давления  и  температуры  40905.3829010  

(0 261 230 217 ф.Bosch)

 

 – интегральный, с полупроводниковыми пьезорезистора-

ми  и  терморезистор  соответственно.    Служит  для  определения  совместно  с  бло-
ком управления расхода воздуха через двигатель. Устанавливается в ресивере. 

2.  Датчик  синхронизации  40904.3847010

*

  (0 261 210 302  ф.Bosch)  или 

40904.3847010-01  –  индуктивного  типа,  устанавливается  на  крышке  цепи  вблизи 
шкива  коленчатого  вала.  Датчик  формирует  электрический  сигнал  при  взаимо-
действии магнитного поля датчика с зубьями на шкиве-демпфере коленчатого ва-
ла, и определяет положение коленчатого вала. 

                                           

 Обозначение в ПАО «ЗМЗ» 

  

 

54 

Шкив-демпфер коленчатого вала имеет 60-2 зубьев с угловым расстоянием 

между зубьями 6 градусов. Участок на шкиве-демпфере без двух зубьев является 
началом отсчёта для датчика синхронизации. Момент прохождения осью датчика 
сбега  двадцатого  зуба  по  ходу  вращения  коленчатого  вала  относительно  начала 
отсчёта  соответствует  положению  поршня  первого  и  четвертого  цилиндров  в 
верхней мертвой точке. 

3.  Датчик  фазы  (положения  распределительного  вала)  40904.3847000-01

*

 

(0 232 103 097 ф.Bosch) или 40904.3847000

*

 (0 232 103 048 ф.Bosch). Принцип ра-

боты датчика основан на эффекте Холла. Размещается в головке цилиндров. Фор-
мирует сигнал при взаимодействии магнитного поля датчика с отметчиком, име-
ющем вид отогнутой пластины, установленном на заднем конце выпускного рас-
пределительного вала. Момент начала формирования сигнала датчиком фазы  со-
ответствует началу такта сжатия в первом цилиндре. Предназначен для определе-
ния блоком управления фазы рабочего цикла в цилиндрах двигателя.  

Датчик фазы отсутствует на части двигателей. В этом случае такт сжатия в 

первом  цилиндре  определяется  блоком  управления  двигателя  по  заложенному  в 
нем специальному алгоритму (программе). 

4.  Датчик  положения  дроссельной  заслонки  406.1130000-01   (0 280 122 001 

ф.Bosch) - установлен на корпусе дроссельной заслонки и связан с осью вращения 
заслонки. Датчик магниторезистивный (двухканальный),  предназначен для опре-
деления блоком управления углового положения дроссельной заслонки. 

5. Датчик температуры охлаждающей жидкости (температурного состояния 

двигателя) 40904.3828000

*

 (0 280 130 093 ф.Bosch) – терморезистивный, размещен 

в  корпусе  термостата.  Датчик  предназначен  для  измерения  блоком  управления 
температуры  охлаждающей  жидкости  двигателя  и  коррекции  подачи  топлива  и 
угла опережения зажигания в зависимости от теплового состояния двигателя. 

6.  Датчик  детонации  40904.3855000

*

  (0 261 231 176  ф.Bosch)  –  пьезоэлек-

трический, размещен на блоке цилиндров со стороны впускной системы в зоне 4-
го  цилиндра.  Предназначен  для  выявления  блоком  управления  детонационного 
сгорания в двигателе и коррекции угла опережения зажигания. 

7. Катушки зажигания 405.3705 или 3032.3705 или 405.3705-10 – трансфор-

маторного типа, устанавливаются на крышке клапанов по две на двигатель, каж-
дая управляет работой двух свечей зажигания. Предназначены для формирования 
энергии высокого напряжения на свечи зажигания. 

8. Свечи зажигания АУ14ДВРМ ГОСТ Р 53842, DR17YC-F ф.Brisk или ана-

логичные  -  малогабаритного  исполнения,  с  помехоподавительным  резистором, 
четыре,  ввернуты  в  головку  цилиндров  по  центру  камер  сгорания.  Зазор  между 
электродами свечей зажигания 0,70…0,85 мм. 

9.  Электромагнитные  форсунки  (ЭМФ)  40904.1132010

*

  (0  280  158 237 

ф.Bosch)

  – 

установлены во впускной трубе, предназначены для дозирования топ-

ливоподачи.  

                                           

 Обозначение в ПАО «ЗМЗ» 

  

 

55 

10. Регулятор холостого хода (регулятор добавочного воздуха) РХХ-60 – на 

базе  двухфазного  моментного  двигателя,  предназначен  для  дозирования  количе-
ства воздуха, поступающего во впускной трубопровод на режимах пуска, прогре-
ва, холостого хода (дроссельная заслонка закрыта) и принудительного холостого 
хода двигателя. Регулятор размещен на ресивере впускной системы. 

Датчики и исполнительные устройства системы управления,  

размещенные на автомобиле 

1.  Датчики  кислорода  (лямбда-зонды)  –  два,  циркониевые,  с  управляемым 

электроподогревом. Основной лямбда-зонд размещен до нейтрализатора, на при-
емной  трубе  выхлопной  системы  автомобиля.  Предназначен  для  определения 
блоком управления состава смеси до нейтрализатора (на выпуске двигателя). До-
полнительный  лямбда-зонд  размещен  после  нейтрализатора.  Предназначен  для 
определения  блоком  управления  состава  смеси  с  целю  определения  работоспо-
собности нейтрализатора. Цепи подогрева датчиков кислорода управляются непо-
средственно от блока управления. 

2.  Адсорбер  паров бензина  с  электромагнитным  клапаном  продувки  –  раз-

мещен  в  подкапотном  пространстве  автомобиля,  предназначен  для  улавливания 
топливных паров из бензобака и их аккумулирования в адсорбере. По команде от 
блока  управления  клапан  продувки  коммутирует  магистраль,  соединяющую  ад-
сорбер и впускную  трубу двигателя (за дроссельной заслонкой). Клапан предна-
значен для продувки (регенерации) адсорбера. 

3.  Блок  управления  –  микропроцессорный,  размещён  в  подкапотном  про-

странстве  автомобиля.  Исполнение  блока  управления  может  меняться,  в  зависи-
мости от комплектации автомобиля. 

4.  Модуль  погружного  бензонасоса  с  электроприводом,  фильтром  грубой 

очистки и датчиком уровня топлива размещен в левом основном бензобаке авто-
мобиля. 

5. Жгут проводов системы управления. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  ..